- Кто будет платить, если на ходу в машину прилетело чужое колесо
- Какие ключи и домкрат лучше всего подойдут для быстрой замены колеса
- Какими автомобильными домкратами пользовались в СССР, и чем они «круче» современных
- Отлетело колесо на ходу. Что делать?
- Отлетело колесо, натворило бед — кто будет отвечать? Комментарий юриста
- Версия первая: поломка
- Версия вторая: недокрутили болты
- Отлетевшее колесо повредило машину. ОСАГО оплатит?
- Это страховой случай
- Некоторые особенности
Кто будет платить, если на ходу в машину прилетело чужое колесо
Страшный сон любого водителя: оторвавшееся колесо от впереди идущей машины с огромной скоростью летит навстречу его автомобиля. Ситуация практически неуправляемая. Одинокое тяжелое колесо может легко поменять направление, задев любое препятствие, а то и вовсе начать скакать, угрожая приземлиться прямиком на крышу и лобовое стекло мчащихся в потоке автомобилей. Кто виноват и что делать, если вы попали в такую историю?
Подобные аварии и просты, и сложны одновременно. Впрочем, как всегда все зависит от причин их возникновения. Некоторые точки над «и» расставляет п. 9. ПДД, который обязывает водителя следить за технической исправностью транспортного средства и проверять ее перед каждым выездом. Иными словами, если водитель прозевал или проигнорировал неисправность, то вся вина ложиться на него и его страховую компанию.
А что если водитель не хочет признавать свою вину? Тогда поможет обращение к экспертам, которые разберут автомобиль по винтикам, выяснят причину отделения колеса и огласят свой вердикт, от которого уже не отделаться и который безоговорочно примет суд. Причем оплата услуг эксперта ляжет на плечи виновника ДТП. Впрочем, как правило, разбирательство подобных дел проходит в рамках страховых компаний.
Однако бывают случаи, когда водитель автомобиля, оставшегося без колеса, настаивает на версии, что виноваты сотрудники шиномонтажа. И такое тоже случается сплошь и рядом. Далеко не всегда сотрудники СТО используют специальный инструмент для затягивания колесных болтов. Тогда вместо динамометрического ключа или специализированного гайковерта, они используют обычный ключ «балонник» и затягивают гайки просто до скрипа, что тоже плохо. А уж когда на шиномонтаже сезонный аврал, то не закрутить пару болтов в суете — плевое дело. Но и это тоже не ваши проблемы.
Какие ключи и домкрат лучше всего подойдут для быстрой замены колеса
Какими автомобильными домкратами пользовались в СССР, и чем они «круче» современных
Прежде всего, следует оформить ДТП и потребовать возмещение ущерба со страховой компании виновника. А вот он, если уверен, что виноваты работники сервиса или шиномонтажа, вправе привлечь к ответственности СТО, на котором они работают. Если дирекция сервиса не согласна с обвинением, то она должна провести экспертизу за свой счет, по результатам которой и даст свой ответ. Ежели после экспертизы водитель получил отрицательный ответ, то самое время изучить заключение экспертов и отправляться в суд.
Стоит помнить: в случае, когда суд не признает вину автосервиса, то затраты по экспертизе и прочие судебные расходы лягут на водителя. Ну и главное, нужно быть готовым к тому, что все это займет время и придется потратить свои нервы.
Однако если в споре со станцией технического обслуживания водитель докажет, что колесо отвалилось из-за халатности механиков, то усилия будут компенсированы финансово. Впрочем, куда проще всякий раз контролировать исправность своего транспортного средства, проверять перед поездкой колесные болты, давление в шинах, работу фар, рулевого управления и тормозов. Это избавит от неприятностей и сохранит толщину вашего кошелька.
Отлетело колесо на ходу. Что делать?
Дорога — вещь непредсказуемая. В пути может произойти все что угодно. У многих это вызовет удивление, но во время движения иногда отлетают колеса. Если сидеть в салоне автомобиля, то это поистине захватывающее зрелище. Только представьте: вы спокойно двигаетесь по трассе, мелькают встречные автомобили, и тут вдруг из-под капота вылетает колесо и начинает обгонять автомобиль. У кого-то начнет захватывать дух, кто-то не придаст значения. Но это длится несколько секунд. После чего же наступает нечто просто ужасающее: происходит сильный удар тормозным диском об асфальт. Это заставляет автомобиль тормозить. Слышно, как кузов царапается об асфальт. Если это произойдет ночью, то вы увидите настоящее фаер шоу из искр, которые будут лететь и рассыпаться по дорожному полотну. Прочувствовав все последствия, вы начинаете понимать, что у вас отлетело колесо и вы движетесь по непредсказуемой траектории.
Очень опасно во время езды потерять какую-то деталь автомобиля, тем более, если это колесо. Можно выделить ряд основных причин, которые способствуют откручиванию колеса:
- Колеса некачественно установлены.
- Болты колеса перетянуты, либо слабо затянуты.
- Перелом цапфы.
- Гайка колеса откручена или ослаблена.
Первые две причины можно устранить без посторонней помощи, своими силами. Но, если это случилось по двум остальным причинам, тогда самостоятельно никак не получится решить эту проблему. Нужно будет обращаться в автосервис. Но для начала нужно вызвать эвакуатор и доставить свою машину в нужное место. Здесь встает еще один вопрос: автомобиль без колеса нельзя буксировать. Поэтому эвакуатор нужен специальный, который будет транспортировать с частичной загрузкой или же полностью погрузив автомобиль на платформу.
О том, что колесо может отлететь, можно узнать не только по катящемуся рядышком собственному колесу. Двигаясь в плотном городском цикле, на небольшой скорости, можно ощущать некоторые симптомы, которые укажут на нестабильную работу колес. В основном это будут непонятный звук, а также необычное поведение автомобиля. Если водитель опытный, то он заранее услышит странный стук, а также заметит виляние машины по полосе. После раскрутки болтов или их ослабления колесо начнет вилять в разные стороны. Это вызовет непонятную вибрацию руля. Колпаки могут даже отвалиться — это первый признак, говорящий о необходимости срочной остановки. Руль начнет постоянно вырываться из рук водителя, поэтому его нужно держать крепко. Ощущения похожи на движение на не сбалансированных колесах.
Что нужно делать в такой ситуации. Основные варианты
Если же появляются какие-то неполадки, тогда опытный водитель, да и любой водитель, должны в первую очередь выехать из дорожного потока. После того как колесо отлетело, автомобиль трудно управляется, и вывести его к обочине будет тяжело. Но вот так случилось, что вам удалось вырулить и остановить машину на обочине. В таком случае нужно глушить двигатель, дернуть ручной тормоз, и, после того как включите аварийку, установить на дороге знак аварийной остановки. Это нужно сделать обязательно, что бы другие водители были уведомлены о вашей поломке.
Но так случилось, что колесо улетело очень неожиданно, и вы не смогли вовремя среагировать для остановки. В таком случае резкого торможения нужно избегать. Этим можно сделать только хуже. Опытные водители рекомендуют в таких ситуациях ничего не предпринимать, и давать автомобилю ехать в ту сторону, куда его тянет. Благодаря этому автомобиль не перевернется, а останется в своей полосе. После чего нужно плавно уводить автомобиль на обочину. Но это возможно лишь в тех случаях, когда движение не плотное и своими действиями вы не создадите дискомфорт для движения других автомобилей. Если действовать согласно этим рекомендациям, тогда можно избежать контакта кузова с асфальтом и удержать автомобиль в горизонтальном направлении.
Случай из жизни
У моего знакомого оторвалось колесо на трассе. Он двигался со скоростью 120 км/ч. Он даже не успел понять что случилось. Плавно начал останавливаться. Ему повезло, так как машина двигалась на трех колесах, даже не зацепив асфальт. Если бы на такой скорости произошел контакт с дорожным полотном — тогда было бы просто непоправимое. Этот знакомый около получаса гонялся за своим колесом. После чего ему подвезли 4 новых болта. Он поставил колесо на место, закрутил болты и поехал дальше. Что-то похожее, только на меньшей скорости произошло на этом видео:
После остановки нужно определить причину поломки. Если болты на колесе открутились или же диск был плохо установлен, тогда можно обойтись своими силами, поставив запасное колесо на место отлетевшего и закрутив его другими болтами. Также можно поискать старые болты и колесо, если оно далеко не укатилось (как в описанном случае). Для монтажа вам потребуется стандартный набор: баллонный ключ и домкрат. Ни в коем случае нельзя пытаться остановить катящееся колесо! Это запомните! Удар колеса, катящегося со скоростью 20 км/ч, сравним с лобовым столкновением автомобилей на скорости 30 км/ч. После этого можно двигаться дальше. Худшая ситуация, когда поломана цапфа или же утеряна гайка оси. В таких случаях нужна помощь профессионалов. Ваши действия: вызываете эвакуатор, после чего звоните в страховую компанию, и пусть они решают вашу финансовую проблему.
Мало кто проверяет затянутость колесный болтов каждый месяц, поэтому, чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно своевременно проходить ТО. Там проверят все до мелочей. Если у вас мало опыта, но нужно поставить на автомобиль колеса с зимними шинами, тогда лучше попросить помощи у бывалых водителей или же у специалистов. Самостоятельно можно перетянуть, либо не дотянуть болты. Также важно затягивать болты крест на крест. Это равномерно прижмет диск к ступице. Перед тем, как поддомкрачивать автомобиль для снятия колеса, нужно сбить гайки. Если вы этого не сделали — тогда вскоре поймете зачем этот совет.
Нужно помнить, что езда — это не просто удовольствие, а это тяжелый технический процесс, который по невнимательности может быть нарушен.
Отлетело колесо, натворило бед — кто будет отвечать? Комментарий юриста
Недавний случай возле минской кольцевой многих заставил призадуматься. У автомобиля, движущегося со скоростью около 90 км/ч, на ходу отваливается колесо. Оно влетает на территорию стоянки, врезается в козырек здания, наносит повреждения стоящим авто. И только по счастливой случайности на его пути не оказалось людей. С точки зрения законодательства, кто несет ответственность в случае таких происшествий?
Из-за чего вообще колесо может отвалиться? Рабочие версии две: либо это вызвано техническим состоянием автомобиля, либо это колесо кто-то плохо прикрутил (например, недавно водитель заезжал на шиномонтаж). Юрист Татьяна Ревинская разобрала для Onliner обе возможные ситуации.
Версия первая: поломка
Обратимся к Правилам дорожного движения. Подпункт 9.3 пункта 9: «Водитель обязан содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы».
— Согласно этому подпункту водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние своего автомобиля. Поэтому если будет установлено, что дорожно-транспортное происшествие имело место из-за технической неисправности автомобиля, возникшей по вине водителя из-за неправильной эксплуатации авто, то всю ответственность за случившееся будет нести виновник, — отметила юрист Татьяна Ревинская.
Водитель обязан следить за техническим состоянием своего автомобиля. Поэтому в случае поломки только он будет отвечать за последствия.
Случай возле МКАД: колесо повредило козырек здания и припаркованный автомобиль. Причина произошедшего достоверно неизвестна.
Версия вторая: недокрутили болты
Предположим, водитель заезжал на СТО: самое время поменять шины в автомобиле. Либо была другая причина снять колесо. Затем, устанавливая колесо на место, кто-то не зажал как следует все болты. Такое случается: подкрутит мастер болты «автоматом», а затянуть их вручную, не говоря уже об использовании динамометрического ключа, забудет. Водитель уехал, а спустя непродолжительное время колесо отправилось в путь отдельно от машины.
— Если ремонт колес был осуществлен на СТО, а спустя некоторое время по пути следования колесо оторвалось и повредило другой автомобиль, то водитель вправе обратиться с претензией к СТО. Между автовладельцем и станцией техобслуживания может возникнуть спор по поводу наличия дефектов или причины их возникновения (например, СТО утверждает, что дефект возник из-за того, что после получения автомобиля транспортное средство неправильно эксплуатировалось). В таком случае СТО должна провести экспертизу качества выполненных работ (в соответствии с Законом «О защите прав потребителей»), по результатам чего принять решение о возмещении ущерба либо об отказе. При неразрешении ситуации автовладелец может обратиться в суд, при этом следует обратить внимание, что если вина автосервиса не будет установлена, то расходы по проведению экспертизы (других издержек) придется нести хозяину авто, — отметила юрист Татьяна Ревинская.
С одной стороны, каждому водителю будет не лишним самому проверить, как затянуты колеса на его авто. С другой стороны, если он обращается на СТО за определенной услугой, если платит за эту услугу деньги, то он вправе ожидать, что все работы будут выполнены качественно.
Но кто будет отвечать, если колесо отлетело и повредило другой автомобиль? К кому обращаться хозяину этой машины за возмещением?
— С учетом условий обязательного страхования владелец транспортного средства, которому в результате такого ДТП причинены механические повреждения, вправе требовать возмещения ущерба от владельца «авто без колеса», который в свою очередь при наличии вины СТО может в последующем в порядке регресса (ст. 950 Гражданского кодекса) взыскать ущерб со станции техобслуживания, — ответила Татьяна Ревинская.
Если есть основания полагать, что на СТО недокрутили болты — на станцию можно обращаться с претензией.
«Колесо фортуны» на проспекте Жукова в Минске. Что стало причиной произошедшего, также остается загадкой.
Отлетевшее колесо повредило машину. ОСАГО оплатит?
Ситуации, когда от машин на ходу отлетают колеса или другие части являются достаточно распространенными. Очень часто это приводит к повреждениям других автомобилей. И тогда перед сторонами конфликта встает вопрос, а выплатит ли страховщик по ОСАГО?
Это страховой случай
Понятное дело, что случай является страховым и страховщики редко отказывают в компенсации, если все оформлено надлежащим образом. Крайне редко представители СК могут отказывать, мотивируя тем, что случай не страховой, но обратимся к самому закону «об ОСАГО».
В силу ст. 6 ФЗ «Об ОСАГО»
1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Т.е., если запчасть отвалилась при использовании т.с. (при езде), то случай страховой, вопрос закрыт!
Некоторые особенности
Хотелось бы выделить некоторые особенности подобных ситуаций.
· Это ДТП и оформлено оно должно быть надлежащим образом, т.е. с вызовом ДТП. Покидание места ДТП грозит лишением страховых выплат, штрафом и лишением водительских прав. Если вы налетели на колесо – вызывайте ГАИ. Крайне не рекомендуем пытаться оформить европротокол.
· При таких происшествиях виновники очень часто предпочитают скрыться, делать этого нельзя. Во-первых, в случае если Вас найдут, вам грозит ответственность. Во-вторых, это попросту неэтично.
· Если виновник скрылся, то по ОСАГО вам не выплатят ничего до установления виновника, поэтому, подключать ГИБДД обязательно. Вероятность того, что его найдут неплохая, особенно на дорогах, где установлены камеры наблюдения. Постарайтесь запомнить приметы машины.
· Обращаться за выплатами надо не в свою страховую компанию, а в СК виновника, т.к. п.14.1 (прямое возмещение убытков) в данном случае не работает.
· При отсутствии полиса ОСАГО у виновника вы можете взыскать ущерб непосредственно с него в гражданском порядке.
Задать свои вопросы и получить юричическую помощь вы можете задать нам, при помощи формы связи на сайте . Также, мы поможем организовать независимую экспертизу ущерба .