Особенности замена масла двигателя

Особенности правильной замены масла в двигателе

Каждый автовладелец хочет, чтобы его машина служила ему верой и правдой долгие годы. Одну из главных ролей в этом играет правильная и своевременная замена масла в двигателе. Сейчас на прилавках магазинов присутствует огромное количество разных видов моторных масел. Чтобы не запутаться в этом разнообразии и правильно выбрать качественную продукцию, необходимо помнить, что смазывающий материал для автомобиля делится на 3 основных вида:

  • Синтетическое. Этот вид пользуется наибольшей популярностью, потому что подходит для большинства легковых машин и обладает хорошей вязкостью.
  • Минеральное. Данный вид подходит для старых двигателей и для машин с большим пробегом.
  • Полусинтетическое. Такой вид так же подходит для машин с большим пробегом или в тех случаях, когда синтетические виды использовать нельзя.

Вязкость масел характеризуется по цифрам на упаковке. Например, «10W40». Цифра «40» отвечает за вязкость при высокой температуре. Чем больше вторая цифра, тем большей вязкостью обладает данный продукт. Такое свойство хорошо подходит для эксплуатации автомобиля зимой. В летнее же время лучше выбрать масло с меньшей вязкостью. Качество моторных масел оценивается американским институтом нефти API. «S» означает, что данная смазка предназначена для бензинового двигателя, уровень качества обозначается буквами A, B, C, D, E, F, G, H. SH – это наивысшее качество для современных двигателей. «С» обозначает предназначение для дизельного двигателя, уровень качества — A, B, C, D, E, F4. Для дизельных двигателей легковых автомобилей рекомендуется применять CE и CF4.

Плюсы синтетических масел

Синтетические масла получают из растительных и животных веществ. Стоят они намного дороже минеральных. Но цена соответствует качеству. При использовании синтетических масел автомобиль прослужит намного дольше. Ведь синтетика – это лучшее вещество для смазки. Оно обладает замечательной вязкостью, устойчивостью к низким температурам, медленнее испаряется и хорошо противостоит окислению. Благодаря этим свойствам синтетики, двигатель легко работает даже в сильные морозы. Но необходимо помнить, что нельзя смешивать синтетику с другими видами и выбирать масла более низкого или высокого качества, чем рекомендует производитель двигателя.

Дизельные двигатели

Нередко владельцы легковых автомобилей с дизельными двигателями считают, что для их машин можно выбрать любой вид масел. Но это глубокое заблуждение, которое может привести автомобиль к неисправностям. Дизельные двигатели отличаются от бензиновых тем, что в первых смазывающий материал быстрее окисляется, а после сгорания топлива в двигателе остается очень много сажи. Процесс старения масла происходит гораздо быстрее. Поэтому для такого типа двигателей нужно выбрать специальные виды дизельных масел. В них используются специальные присадки, позволяющие противостоять быстрому окислению. Перед приобретением моторного масла следует тщательно ознакомиться с составом, указанным на упаковке. На качественной продукции всегда пишут все необходимые маркировки.

  1. Фирма изготовитель.
  2. Название.
  3. Качество по API. СЕ – высшее качество для дизельного двигателя.
  4. Вязкость по стандартам SAE. SAE 30 – применяется только летом. SAE 10W – используют зимой. SAE 10W40 – всесезонный вид масел.
  5. Вид масла – минеральное, синтетическое, полусинтетическое.
  6. Номер партии.
  7. Дата изготовления.
    Так же следует помнить, что все виды моторных масел, кроме минеральных без различных добавок, через некоторое время начинают темнеть. Это совершенно нормальное явление, которое не требует срочной замены.

Маркировки качества для дизельных двигателей:

CB – низкое качество. Подходит автомобилям, выпущенным до 1961 г., работающим на топливе с большим количеством серы. СС – используется для легковых авто 1983 г.
CD – используется для машин, выпущенных до 1990 г.
СЕ – подходит автомобилям 1990 г. с высоким наддувом.
CF-4 – используется для авто с четырехтактными двигателями.
CG-4 – не подходит для легковых авто. Применяется только для грузовых машин и автобусов, выпущенных после 1990 г.
CH-4 – разработано для легковых автомобилей, изготовленных после 1998 г. с четырехтактными двигателями.
CI-4 – используется для двигателей с системой рециркуляции выхлопных газов. Такая продукция обладает хорошей устойчивостью к окислению.

Бензиновые двигатели

В автомобилях с бензиновыми двигателями существует опасность попадания бензина в масло. Произойти это может через бензонасос и карбюратор. В первом случае следует постоянно следить за состоянием диафрагм бензонасоса. Если произойдет их разрыв, то бензин беспрепятственно попадет в картер. Это наиболее распространенная проблема. Через карбюратор же бензин может смешаться со смазкой только в случае неподходящего запорного клапана поплавковой камеры. При этом расход бензина будет возрастать, а при снижении потребления бензина из-за неисправности клапана происходит переполненность карбюратора бензином. Признаками этого является потемнение выхлопных газов и остановка двигателя. Чтобы вывести бензин из карбюратора, используется дренажная трубка коллектора. Но необходимо следить за ее состоянием, потому что очень часто трубка засоряется, и тогда излишки бензина попадают в цилиндры двигателя, а уже оттуда в картер. Заметить это можно только по характерному запаху. А также на попавший в смазку бензин может указывать лампа аварийного давления в системе смазки.

Читайте также:  Ремонт печки отопления автомобиля

Маркировки качества масел для бензиновых двигателей:

SC – низкий класс качества, применяется для автомобилей, выпущенных до 1964 г.
SD – применяется для авто, изготовленных в 1964 – 1968 годах.
SE – подходит только для автомобилей до 1972 года выпуска.
SF – масла такого качества стоят недорого и подходят для машин выпуска 80-х годов ХХ века.
SG – данный класс качества подходит для авто, изготовленных до 1993 г.
SH – предназначены для машин, выпущенных в 1996 г. Хорошо противостоят окислению, защищают двигатель от коррозий и нагара.
SJ – используется для автомобилей до 2000 года выпуска.
SL – предназначены для легковых авто до 2003 г.в. У масел такого качества более длительный срок службы.
SM – подходит для автомобилей, выпущенных после 2004 г. Данный продукт имеет самые лучшие характеристики и свойства.
API EC – это класс энергосберегающих масел. Они обладают небольшой вязкостью и высокой текучестью. Такие свойства позволяют уменьшить расход топлива. Но использовать их можно только в том случае, если об этом указывает производитель дизельного или бензинового двигателя. Для некоторых моторов такая продукция не подходит.

Как часто нужно менять масло?

Иногда автолюбители считают, что для долгой службы автомобиля необходима частая замена смазки. Но качественное моторное масло стоит дорого, а его замена – дело не быстрое. Правильно определить срок замены, подходящий вашему авто, просто.

  1. Необходимо проверить какой срок рекомендует производитель автомобиля.
  2. Следует определить, какие внешние факторы влияют на пригодность моторного масла.
  3. Исходя из 2 пункта, нужно уменьшить рекомендуемый производителем срок на свое усмотрение.

Рекомендации производителя

В сервисной книге любого автомобиля есть интервал замены масла. Производитель обычно высчитывает интервал в километрах или месяцах. Например, правильно будет заменять масло каждые 15000 км пробега или раз в год. При расчетах должны учитываться условия эксплуатации автомобиля – качество топлива, загрязненность окружающей среды, региональные особенности. Но в последнее время производителям автомобилей не выгодно выпускать машины, которые будут служить долгие годы. Поэтому при вычислении срока замены масел производитель заботится лишь о том, чтобы в период гарантийного срока двигатель работал хорошо. Для привлечения клиентов указывается больший интервал между заменами, чем требуется на самом деле. Так что, беспрекословное следование рекомендациям производителя может привести владельца автомобиля к быстрой покупке нового транспортного средства.

Внешние факторы, влияющие на срок замены моторных масел

К таким факторам можно отнести режим эксплуатации, качество топлива, сезон использования. Иногда производители рекомендуют частую замену смазывающих материалов в тяжелых условиях эксплуатации. Но некоторые владельцы авто не знают, что относится к таким условиям.

  1. Большие перерывы в эксплуатации автомобиля. Двигатель должен работать каждый день. Тогда он прослужит дольше. Это связано с конденсатом, образующимся в двигателе при простоях. При соединении с продуктами сгорания топлива такой конденсат образует кислоту, которая портит мотор.
  2. Поездки на непрогретом двигателе. Двигатель должен прогреться до рабочей температуры, особенно в зимнее время. Иначе в нем образуется все тот же конденсат, описанный выше.
  3. Частые пробки на дорогах. Наибольшая нагрузка на двигатель идет в те моменты, когда машина трогается с места. При этом масло сильно нагревается и теряет свои свойства.
  4. Перегруженность автомобиля и поездки по холмам. В этих случаях также происходит огромная нагрузка на двигатель, приводящая к быстрому окислению моторного масла.
  5. Загрязненная окружающая среда.
  6. Плохое качество бензина или солярки. Продукты сгорания оседают в моторных маслах, что снижает его рабочие свойства.
  7. Простой с заведенным мотором.
  8. Замена масла вакуумом. При этом из двигателя не выводится все отработанное масло. А интервал замены после применения вакуума сокращается.

Когда уменьшать рекомендованный производителем срок замены?

Здесь все зависит от качества используемого масла и условий эксплуатации автомобиля. Если 4 из 8 приведенных выше факторов подходят к вашей ситуации, значит, рекомендованный производителем срок нужно разделить пополам. Так же большую роль в замене масла играет возраст и обслуживание автомобиля. Если вы приобрели свое транспортное средство у человека, которого не знаете, нужно в первый год менять масло в двигателе как можно чаще. Так можно будет смыть отложения, образовавшиеся в моторе в прошлом.

Как поменять масло в двигателе своими руками

Чтобы автомобиль служил верой и правдой долгие годы, необходимо периодически проводить его техническое обслуживание. Это мероприятие подразумевает диагностику работы всех систем, а также замену расходных материалов и деталей. В сердце автомобиля, его двигателе, своевременно требуется менять моторное масло. Сделать это можно самостоятельно или воспользовавшись услугами профильных компаний.

Почему надо менять масло в двигателе

Какую роль играет масло в силовом агрегате, так ли важно проводить замену смазочной жидкости, когда требуется выполнять эту процедуру, регламент работ — каждый владелец транспортного средства должен, хотя бы поверхностно, разбираться в этом вопросе.

При работе мотора происходит движение различных узлов и механизмов, а также соприкосновение их друг с другом. Трение вызывает повышенный износ деталей.

Читайте также:  Схема ручного управление шагового двигателя

Моторное масло же создает на их поверхности пленку, которая предотвращает сухое трение. Помимо этого, смазка помогает отвести тепло от трущихся механизмов, удалить продукты износа и защитить узлы от появления коррозии.

Все технические жидкости, в том числе и моторное масло, относятся к расходным материалам. С течением времени они утрачивают свои первоначальные свойства. Чтобы сохранить работоспособность и повысить ресурс силового агрегата, периодически смазку требуется менять. Почему важно это делать своевременно?

  • эксплуатация масла, утратившего свои рабочие характеристики, приводит к повышенному трению и износу узлов и деталей;
  • и минеральные, и синтетические смазочные жидкости имеют определенный срок годности, по окончании которого они начинают расслаиваться на фракции, что приводит к потере рабочих свойств;
  • в смазке постепенно накапливаются грязь и нагар, которые со временем могут начать оседать на рабочих поверхностях деталей, затрудняя работу системы и приводя к разрушению узлов;
  • масло, срок эксплуатации которого истек, перестает защищать механизмы от коррозии, наоборот, становясь причиной возникновения коррозионных явлений.

Таким образом, вывод можно сделать один — нарушение сроков замены смазки может привести к преждевременному выходу из строя силового агрегата. Капитальный же ремонт двигателя чреват серьезными материальными издержками.

Износ моторного масла визуально определить сложнее, чем, например, колодок или шин. Поэтому следует ориентироваться на рекомендации производителя транспортного средства.

Во время гарантийного обслуживания за регламентом проведения сервисных работ следит дилер, от владельца техники требуется лишь своевременно предоставлять железного коня на ТО. Иначе он может быть лишен гарантии.

После окончания срока гарантийного срока автовладельцу необходимо быть более внимательным (если он отказывается от услуг дилерской СТО) и проводить обслуживание, придерживаясь указанных в сервисной книжке рекомендаций.

Как понять, что пора менять масло?

Обычно производитель транспортного средства указывает два вида интервалов замены расходного материала: пробег (обычно он составляет 10…20 тыс. км) и время (менять масло следует не реже одного раза в год). Владелец машины должен следить за тем, что наступает раньше.

Однако данные, указанные изготовителем машины, являются усредненными, они не учитывают условия эксплуатации, манеру вождения и т.д.

К примеру, если автомобиль большое количество времени проводит в пробках, тепловая нагрузка на силовой агрегат повышается. В итоге смазка стареет быстрее, проводить ее замену следует раньше. Идеальные условия для работы двигателя — передвижение на средней скорости, без пробок.

К другим факторам, приводящим к быстрой деградации смазочной жидкости, и, соответственно, уменьшению интервала замены моторного масла, относятся:

  • большое количество времени работы на холостом ходу;
  • экстремальные климатические условия (очень низкие или, наоборот, высокие показатели на термометре, повышенная влажность, резкие перепады температур);
  • постоянная транспортировка грузов;
  • плохое состояние дорог.

Дополнительно следует учитывать тип силового агрегата и манеру езды водителя.

Важно! Срок эксплуатации моторного масла зависит и от его состава. Минеральные смазки подлежат замене чаще, чем полусинтетические, и, тем более, синтетические.

Не стоит ориентироваться лишь на пробег транспортного средства. Многие считают, если автомобиль эксплуатируется редко, масло можно менять не так часто. Однако даже при годовом пробеге в 2…3 тыс. км заменять расходный материал требуется не реже раза в год.

Даже если машина простояла год без всякого движения, масло рекомендуется поменять из-за образования отложений (вследствие попадания воздуха, перепадов температур и т.д.), которые впоследствии удалить будет проблематично.

Помимо плановой замены технической жидкости, может проводиться и внеплановая, которая осуществляется после ремонта силового агрегата.

Для смены моторного масла можно использовать несколько способов:

Обратиться в технический центр официального дилера. В этом случае нет необходимости вникать в суть проблемы, приобретать расходные материалы, все будет сделано за вас. На свою работу компания выдаст гарантию. Но нужно понимать, что обращение к дилеру — наиболее финансово затратный путь.

Провести замену смазочной жидкости в любой сервисной мастерской (не важно, специализируется ли она на обслуживании автомобилей конкретной марки или нет). В зависимости от специфики работы фирмы в данном случае есть два варианта: специалисты сами приобретают нужные расходники или владелец должен предоставить все необходимое для проведения работ.

Выполнить процедуру самостоятельно. Этот вариант относится к самым трудозатратным. Он предполагает покупку материалов (для чего придется изучить каталог или найти информацию в сервисной книжке, а также заказать товар у проверенного поставщика), наличие подходящего места, некоторых инструментов и базовых знаний.

Замена моторного масла своими руками

Самостоятельная замена автомасла в машине позволяет неплохо сэкономить финансы. Первым делом следует выбрать удобное место (желательно эстакаду, помещение с подъемником или яму в гараже), обеспечивающее удобный подход к сливному отверстию.

В крайнем случае можно приподнять автомобиль над поверхностью, соорудив импровизированную эстакаду для колес из кирпичей и досок. Использовать можно и рельеф местности, установив машину на кочки так, чтобы была возможность заползти под железного коня и подставить емкость для отработанного продукта.

Многие прибегают к старому дедовскому способу, применяя домкрат и подставки под силовые элементы порогов.

Сливная пробка может располагаться посередине поддона или сбоку (о ее местонахождении нужно заранее узнать в технической документации к транспортному средству). Это следует учитывать при выборе способа подъема.

В любом случае важно, чтобы при сливе отработанной смазки пробка для слива находилась в самой нижней точке. Иначе не все старое масло получится удалить.

Читайте также:  Ремонт лодочных моторов honda

Важно! При использовании импровизированных эстакад следует не забывать про установку упоров под задние колеса. Также очень важно убедиться в надежности такой конструкции.

Технология замены масла в двигателях легковых и грузовых автомобилей, а также в напичканных электроникой моторах может различаться нюансами. Однако общая схема проведения работ идентична для всех транспортных средств.

Подготовка

Для начала следует подготовить все необходимое:

  • Масло для двигателя. При этом необходимо не только грамотно выбрать марку смазки, но и учесть требуемое для замены количество (данные можно найти в каталогах автомобилей или в документации производителя).
  • Масляный фильтр. Его заменяют при каждой смене смазки.
  • Уплотнительное (чаще всего используется медное) кольцо для сливной пробки. Иногда его не меняют.
  • Тара для слива отработанного масла (ее объем должен превышать объем смазки в двигателе). Важно не допустить попадания отработанного масла на грунт (по экологическим соображениям) или руки. От попадания жидкости на кожный покров может начаться аллергия.
  • Ключи для демонтажа сливной пробки и защиты картера. Их вид зависит от модели автомобиля и типа защиты.

Важно! Приобретать моторное масло необходимо исключительно в проверенных местах, так как на современном рынке присутствует большое количество поддельных расходных материалов.

До установки транспортного средства на эстакаду или подъемник необходимо прогреть силовой агрегат. Это вызвано тем, что вязкость нагретой жидкости ниже, следовательно, слить ее будет проще.

К тому же во время движения машины все взвеси, грязь и нагар, которые скопились за время эксплуатации смазочной жидкости, поднимаются. Поскольку они способны долго держаться на весу, при замене масла эти загрязнения легко удалятся. Иначе все скопившиеся шламы попадут во вновь залитую смазку.

Чтобы прогреть мотор, рекомендуется проехать на машине километров пять. После этого необходимо дождаться некоторого охлаждения смазки (достаточно трех минут) в целях безопасности и можно начинать процедуру.

Важно! Перед началом работ рекомендуется провести визуальный осмотр силового агрегата на предмет пробоев прокладок или наличия подтеков смазочной жидкости.

Пошаговая инструкция по замене масла в двигателе

Основные этапы проведения замены моторного масла:

1). Автомобиль устанавливается на ручной тормоз.

2). Демонтируется защита картера (пластиковая или металлическая). Иначе добраться до сливной пробки не получится.

3). Подставляется емкость для отработанного масла.

4). Откручивается сливная пробка. Делать это следует аккуратно, чтобы она не упала в емкость с отработкой (когда пробка почти откручена ключом, окончательный демонтаж нужно проводить вручную, иначе ее унесет поток жидкости).

Масло начинает вытекать. Оно — горячее, поэтому нужно действовать в перчатках. Следует дождаться, пока не вытечет весь объем жидкости. Обычно для этого достаточно 5…20 минут. 100% масла слить в любом случае не получится, однако остаток старой смазки в пределах 2…4% от общего количества допускается производителями автомобилей.

После удаления всего масла емкость можно убирать. В дальнейшем отработанное масло можно сдать в специализированный пункт приема или использовать в хозяйстве (для смазки инструментов, цепей велосипедов, грунтовки дерева и т.д.).

5). Отворачивается заливная пробка, чтобы обеспечить приток воздуха.

6). Демонтируется масляный фильтр. Делается это вручную (в редких случаях необходим специальный съемник). При этом важно проследить, чтобы прокладка не осталась на снятой детали.

Если новый фильтр установить без прокладки, он не сможет плотно состыковаться с мотором. Последствия никому не понравятся. В дизельных силовых агрегатах установлено два фильтрующих элемента — фильтры тонкой и грубой очистки. Снимать нужно оба. Посадочное место фильтра нужно очистить от загрязнений.

7). Многие проводят промывку силового агрегата от оставшихся загрязнений. Для этого используется специальная промывочная жидкость. Однако, если постоянно использовать одинаковое масло и следить за интервалом замены, необходимости в промывании мотора обычно нет.

8). В новый фильтр заливается небольшое количество масла. Важно смазать им уплотнительное кольцо. Фильтрующий элемент устанавливается на место.

9). Аккуратно, чтобы не сорвать резьбу, закручивается сливная пробка.

10). Через заливную горловину вливается новое масло. Делать это нужно поэтапно, проверяя уровень щупом. В итоге уровень залитой жидкости должен быть между отметками MIN и MAX. Лучше — ближе к верхней границе.

Спешить в этом случае не следует — холодная смазка достаточно вязкая и стекает не быстро. Окончательную проверку нужно провести минут через десять.

11). Заливная пробка закручивается. Защита картера устанавливается на место.

12). После проведения работ можно немного покататься или просто прогреть двигатель. Через 10 минут уровень залитого масла проверяется снова. При необходимости проводится его долив.

Важно! Если после поездки уровень уменьшился значительно, велика вероятность наличия протечек.

В этом случае, возможно, придется обратиться в сервисный центр для выявления причин расхода масла в двигателе.

Стоит ли менять масло самостоятельно

Преимуществ самостоятельной замены масла в силовом агрегате множество:

  • Нет необходимости тратить время для посещения сервисного центра.
  • Финансовый аспект — наиболее важный плюс проведения работ своими руками.
  • Есть гарантия заливки в мотор качественного материала, что на станции техобслуживания не всегда удается проконтролировать.

Как видно, провести замену смазочной жидкости совсем не сложно. Процесс выполнить может каждый автолюбитель. Главное при этом — правильно выбрать интервал и приобрести качественные расходные материалы.

Оцените статью