- Правила езды с прицепом на легковом автомобиле по новым правилам
- Об установленных правилах езды с прицепом
- О подготовке прицепа к эксплуатации и штрафах при нарушениях
- Об особенностях езды с прицепом
- Как правильно ездить с прицепом на легковом автомобиле
- Общие правила буксировки прицепного устройства
- Подготовка к поездке. Осмотр и загрузка
- Осмотр и подготовка прицепа к буксировке
- Проверьте элементы сцепки
- Смажьте фаркоп
- Проверьте работу подшипников
- Осмотрите амортизаторы
- Проверьте сигнальные огни
- Проконтролируйте давление в шинах
- Особенности загрузки прицепа
- Особенности движения на легковом авто с прицепом
- Заключение
- Управление легковым прицепом
- Общие сведения:
- Механическое транспортное средство
- Автопоезд
- Прицеп
- Управляемость
- Устойчивость
- Основные параметры прицепа, влияющие на управление автопоездом:
- Особенности движения автопоезда
- По сравнению с автомобилем
- Колебания прицепа
- Занос (складывание) автопоезда
- Влияние параметров автомобиля и прицепа на управление автопоездом
- Масса
- Конструктивные особенности прицепа
- Конструктивные особенности автомобиля
- Рекомендации
- Оптимальные параметры прицепа (см. пример):
- Движение автопоезда
- Что ещё влияет на управление легковым прицепом?
- Примечания:
- 3 комментария
Правила езды с прицепом на легковом автомобиле по новым правилам
Прицеп уже сегодня считается важным помощником при проведении работ, при совершении туристических поездок, выполнении различных транспортировок.
Изменились виды прицепов, теперь могут транспортировать передвижные дома, различные виды спецтехники и прочие грузы. Меняются и правила перевозки грузов и разрешённые категории водительских прав при транспортировке в составе автопоезда.
Об установленных правилах езды с прицепом
В последнее время идут постоянно внесения изменений или дополнений в правилах ПДД, касающиеся разных вопросов.
По новым правилам прицепное устройство является так же транспортным средством и в определённых законом случаях, а именно для юридических лиц и при перевозке грузов более 3,5 тонны должен проходить обязательно регистрацию, а ещё водитель при транспортировке грузов превышающих общий вес 3,5 тонны автопоезда обязан иметь соответствующую категорию «Е» в водительских правах.
Разных нюансов, касающихся перевозки груза в прицепе, стало больше и расширился порядок квалификационных групп в правилах ПДД, водитель должен при сдаче экзаменов на управление ТС с прицепом иметь определённую водительскую категорию в правах.
Ответ на вопрос о том, как ездить с прицепом и какие нужны документы при управлении ТС состоит в следующем:
- Езда с прицепом на легковом автомобиле без документов запрещено, может быть выписан штраф сотрудником ГИБДД при выявленном нарушении;
- Прицепное устройство должно быть зарегистрировано и иметь только штатные сертифицированные устройства стыковки фаркопа. Самодельные устройства не имеющие сертификатов запрещены;
- Прицеп должен иметь исправные световые, сигнальные и габаритные устройства, позволяющие обозначать движение прицепного устройства и его манёвры на дороге, а так же зеркала заднего обзора с регулируемым выносом позволяющие видеть обзор прицепа в движении;
- Согласно установленным требованиям ПДД при движении с прицепом в составе автопоезда с общей массой до 3,5 тонны по автомагистралям, вне населённых пунктов скорость автомашины не должна превышать 90 км в час. А на других трассах на более 70 км в час или согласно установленным ограничениям режима скорости;
- Водитель имеет право с категорией в правах «В» использовать прицепной механизм с весом не превышающий вес тягача и общий вес автопоезда не должен быть более 3,5 тонны;
- При использовании прицепа нужно соблюдать допустимые габаритные размеры прицепного устройства; по ширине не более 2,55м., по высоте до 4 м. и общая длина автопоезда, тягача с прицепом не должна быть более 20 метров;
- В условиях с ограниченной видимостью не рекомендуется пользоваться на дороге прицепным механизмом;
- Следует использовать прицеп только по прямому назначению, запрещается перевозить людей в прицепе, а так же нельзя пользоваться прицепом при плохом обзоре груза, при закрытии сигнальных приборов, знака регистрации, при не устойчивости прицепного ТС;
- Прицепное устройство должно иметь в конструкции упорные клинья колёс на случай аварийной остановке на дороге с уклоном.
Езда с прицепом в составе автопоезда требуют от водителя соблюдение всех норм и правил установленные принятыми законами и постановлениями России, правилами ПДД.
О подготовке прицепа к эксплуатации и штрафах при нарушениях
Водитель должен помнить, что прицепное устройство следует так же осматривать и обслуживать перед совершением поездки. Необходимо быть уверенным в исправности и его соответствия требованиям безопасности.
Следует, перед совершением поездки с прицепным устройством проводить следующие мероприятия:
- Проверять надёжность соединения сцепного механизма прицепа с автомашиной. Дублировать страховочным соединением сцепку;
- Проводить смазку мест соединений фаркопа, проверять люфт соединения и устранять при появлении;
- Осматривать все световые сигнальные приборы, проводить замену неисправных ламп;
- Проверять свободный ход колёс прицепного устройства и при необходимости наносить смазку на подшипники колёс;
- Проверять состояние амортизаторов, рессор, надёжность крепления и отсутствие подтекания;
- В заключении проверяется давление в шинах, оно должно быть не менее установленной нормы по паспорту.
Водитель должен соблюдать нормы загрузки на прицепное устройство и правила размещения и крепления груза. Перегрузка не допустима. Очень важно при размещении груза на одноосном прицепном устройстве выполнить расположение груза строго на оси прицепа и провести его крепление.
Незначительное смещение может отразиться на устойчивости и манёвренности прицепного устройства и груз даже может оборвать сцепку. Чрезмерное смещение груза вперёд может преждевременно износить устройство сцепки прицепа с машиной и привести к деформации фаркопа.
Смещение груза назад снижает безопасность перевозки, контакт и управляемость резко падают. Происходит преждевременный износ покрышек автомобиля и прицепа. Следует избегать смещения груза и проводить его фиксацию с помощью ремней безопасности.
При несоблюдении водителем правил ПДД управляя машиной с прицепным устройством, может к водителю применяться административный штраф в следующих случаях:
- При неправильной перевозке груза в размере 500 рублей;
- Отсутствует открытая категория в правах при перевозке груза сверх установленных норм, до 5000 рублей;
- Отсутствуют транзитные или прочие номера на прицепе, назначается штраф 5000 рублей или лишение водительских прав;
- Нет полиса ОСАГО или отсутствуют в нём сведения о прицепе;
- Неисправен прицеп или тягач или неправильно выполнена стыковка. В таком случае, следует прекратить движение, и устранить неисправность;
- Прицеп создаёт аварийную ситуацию вследствие неправильного управления водителем.
Ещё могут быть и другие ситуации. Водитель должен помнить, что двигаться с прицепом нужно строго соблюдая законы, правила ПДД, инструкции по эксплуатации устройств.
Об особенностях езды с прицепом
Овладеть навыками езды с прицепным устройством каждому водителю приходится самостоятельно, постепенно вникая в процесс управления, вождения. А способ, движение задним ходом с прицепом вообще уникален в каждом случае и не сразу новичок сможет с этим справится.
При обратной езде с прицепным устройством следует следить в заднее зеркало за состоянием прицепа, при его смещении в право, крутить руль следует влево и в другом случае в противоположной последовательности. Поворачивать руль следует плавно без резких рывков, что бы избежать разворачивания прицепа боком.
К основным особенностям езды можно отнести следующее:
- При начале, движенье с прицепным устройством следует проводить плавно без резких рывков;
- В пути следования двигаться с ровной скоростью, плавно ускоряясь или притормаживая;
- Выполнять повороты, обгон на магистрали следует с предельной осторожность, используя рассчитанный запас на маневры. А при движении в городской среде заранее предусматривать все последующие перестроения в ряду и торможения на перекрёстках;
- При плотном движении машин учитывать дистанцию с ближайшими автомобилями и тормозной путь;
- Соблюдать установленный скоростной режим, учитывать при движении на трассе погодные условия, порывы ветра и осадков;
- В случае заноса прицепного устройства постараться его выровнять в движении за счёт увеличения скорости или управлением в противоположную сторону.
Как правильно ездить с прицепом на легковом автомобиле
Статья о правилах поездки на легковом автомобиле с прицепом. Буксировка прицепа, особенности движения. В конце статьи — видео о вождении с прицепным устройством.
Содержание статьи:
- Общие правила буксировки прицепного устройства
- Подготовка к поездке. Осмотр и загрузка
- Осмотр и подготовка прицепа к буксировке
- Особенности загрузки
- Особенности движения на легковом авто с прицепом
- Видео о вождении с прицепным устройством
Езда с прицепом требует не только выполнения предписаний ПДД и повышенного внимания на дороге, но и определенной сноровки. Автопоезд, даже легковой — это всегда определенные сложности вроде трудного маневрирования, повышенного расхода топлива, непредвиденных рывков и раскачивания прицепа. Не говоря уже об ограничениях, прописанных в ПДД. Поэтому водителю тягача придется соблюдать некоторые тонкости поведения на дороге и ознакомиться с ними лучше заранее.
Общие правила буксировки прицепного устройства
Подготовка к поездке. Осмотр и загрузка
Прежде чем акцентировать внимание на технологии управления автопоездом, следует убедиться, что прицеп отвечает технике безопасности, а груз уложен как полагается.
Осмотр и подготовка прицепа к буксировке
Проверьте элементы сцепки
Замок должен работать исправно, то есть надежно фиксировать элементы соединения.
Так же надежно должны фиксироваться на своих местах и страховочные тросы или цепи.
При наличии между шаром фаркопа и узлом сцепки люфта, его необходимо устранить.
Смажьте фаркоп
Нанесенная перед поездкой графитовая смазка (если ТСУ в ней нуждается) снизит интенсивность трения элементов сцепки, а также повысит надежность электроконтакта между автомобилем и прицепом.
Проверьте работу подшипников
Чтобы выявить имеющиеся неполадки (или их отсутствие), нужно приподнять прицеп и прокрутить колеса.
Осмотрите амортизаторы
В случае их неисправности прицеп будет «вилять» в процессе передвижения, а это создаст определенные сложности в управлении и может стать причиной заноса автомобильного поезда.
Проверьте сигнальные огни
Удостоверьтесь, что они работают исправно и без перебоев.
Проконтролируйте давление в шинах
Выровняйте, если это необходимо. Давление в колесах не должно отличаться.
Особенности загрузки прицепа
Особенности движения на легковом авто с прицепом
Даже пустой прицеп сказывается на поведении машины, не говоря уже о груженом. Это следует помнить на протяжение всего пути, не важно, едете ли вы с грузом или без него. Правила поведения от этого не меняются.
Что следует учитывать:
- Недопустимы резкий разгон и торможение, так как наличие прицепа ухудшает маневренность авто и его проходимость. Тормозной путь автопоезда также увеличивается.
- На протяжении всего процесса буксировки регулярно проверяйте состояние груза и его крепление. Если все же рискнули привязать его обычными веревками, то проверки следует участить, а осмотр проводить очень тщательно.
- Начало движения должно осуществляться плавно. Резкие рывки не ускорят процесс, а лишь приведут к пробуксовке и чрезмерному потреблению горючего. А это чревато последствиями — покрышки изнашиваются, сцепное устройство подвергается повышенным нагрузкам, может пострадать трансмиссия.
- Даже самый простой маневр с прицепом становится сложным. Парковка, обгон, попытка перестроиться в другой ряд, светофоры, движение по запруженным городским улицам — все это представляет определенные трудности. Если вам необходимо курсировать какое-то время по городу, то хотя бы постарайтесь выбрать время, когда улицы загружены минимально, например, поздний вечер или раннее утро.
- Выполняя обгон следует помнить, что для удачного маневра необходимо иметь достаточный запас расстояния. То же касается и торможения автопоезда.
- Старайтесь избегать обгонов, когда такое возможно. Особенно если вы новичок в вождении автомобиля с «хвостом». Это сложный маневр, а при недостатке опыта может быть опасным.
- Учитывайте свойство прицепа накатываться на автомобиль (так называемый эффект складывания). При повороте это может спровоцировать занос транспортного средства, поэтому тормозить нужно заранее и плавно. Если занос уже случился, то выровнять движение можно, увеличив скорость.
- Соблюдайте дистанцию как перед идущей впереди машиной, так и обгоняемой.
- Сильные порывы ветра также могут раскачать прицеп и спровоцировать ухудшение управляемости.
- Во время поворотов (особенно крутых) следует учитывать, что радиус движения колес прицепного устройства меньше, чем радиус движения колес автомобиля.
- Высокая скорость часто провоцирует раскачивание прицепа.
Заключение
Навыки приходят с практикой. Со временем водитель учится «чувствовать» не машину отдельно, а всю связку целиком. Если есть сомнения в своих силах, то некоторые маневры можно отработать на какой-нибудь пустынной дороге или подходящей площадке.
Наибольшие сложности обычно вызывает заезд задним ходом с прицепом в ворота, гараж и т.д. Этот навык желательно потренировать заранее, так как на первых порах очень трудно рассчитать траекторию движения.
Видео о вождении с прицепом:
Управление легковым прицепом
Управление легковым прицепом в составе автопоезда с легковым автомобилем не составляет особого труда. Особенно, если у Вас уже есть достаточный опыт управления автомобилем. Безусловно есть некоторые особенности управления легковым прицепом, в отличие от одиночного автомобиля. Тем не менее, куда гораздо сложнее научиться управлять автомобилем «с нуля».
Общие сведения:
Механическое транспортное средство
транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Автопоезд
механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
Прицеп
транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. Чем прицеп отличается от полуприцепа, читайте здесь.
Управляемость
способность автопоезда сохранять заданные параметры движения или изменять их, подчиняясь водителю.
Устойчивость
способность автопоезда не реагировать на внешние воздействия окружающей среды: неровности, продольные и поперечные уклоны дороги, порывы бокового ветра и т.п. Чем выше устойчивость автопоезда, тем больше совпадают его фактическая и заданная водителем траектория движения.
Основные параметры прицепа, влияющие на управление автопоездом:
- размеры (рисунок 1)
- масса:
- снаряженная — совокупная масса прицепа со стандартным оборудованием, но без груза;
- разрешенная максимальная (полная) — масса снаряженного и загруженного прицепа, установленная изготовителем в качестве максимально допустимой.
Рисунок 1. Основные размеры автопоезда:
Lа и Lп -габаритная длина автомобиля и габаритная длина прицепа;
lа и lп — база автомобиля и прицепа;
lш -расстояние от задней оси автомобиля до центра шара сцепного устройства (фаркопа);
H -высота прицепа;
h — высота центра тяжести прицепа;
hш — высота центра шара сцепного устройства;
ц.т. — центр тяжести прицепа;
Bа и Bп — габаритная ширина автомобиля и габаритная ширина прицепа;
Kа и Kп — колея автомобиля и колея прицепа.
Особенности движения автопоезда
Поведение автомобиля на дороге зависит от действий водителя, конструктивных особенностей автомобиля (подвеска, рулевое управление, наличие ABS, ESC или ESP и т.д.) и внешних факторов (погодные условия, состояние дорожного покрытия). Поведение автопоезда зависит, помимо вышеперечисленных факторов, от влияния на управляемость буксируемым прицепом. Причем, как правило, на управляемость автопоездом может влиять несколько факторов одновременно.
По сравнению с автомобилем
- динамические характеристики ниже из-за большей массы автопоезда по сравнению с одиночным автомобилем и возросшего сопротивления движению 1 ;
- габаритный коридор (рисунок 2) и общая длина автопоезда больше;
Рисунок 2. Габаритный коридор автопоезда:
O1 и Ο2- центры поворота;
Bа и Bт — габаритные коридоры автопоезда и одиночной машины.
Чем круче поворот, тем ширегабаритный коридор автопоезда.
- движение задним ходом затруднено — обзорность ограничена, а прицеп склонен к резкому изменению траектории при наезде одним колесом на дорожную неровность (камень или выбоину);
- управляемость и устойчивость хуже 2 . При резкой манере управления автопоездом прицеп может раскачаться и выйти за пределы полосы движения, следовательно — повредить идущие рядом автомобили, опрокинуться, спровоцировать занос тягача или складывание автопоезда.
Колебания прицепа
движущегося за автомобилем, одновременно могут быть в разных направлениях. Упрощено их делят на:
- вертикальные (рисунок 3) — раскачка вверх-вниз. Они быстро затухают при исправных амортизаторах прицепа и поэтому мало влияют на поведение автопоезда;
Рисунок 3. Вертикальные колебания прицепа (а) и автомобиля (б).
- продольные (рисунок 4) — наклоны вперед-назад вокруг оси колес прицепа вследствие высокого расположения центра тяжести груза и чрезмерно резких разгонов и торможений автопоезда. Прицеп пытается раскачать заднюю часть машины, но её амортизаторы эффективно гасят такие колебания. На движении автопоезда они, как правило, сказаться не успевают.
Рисунок 4. Продольные колебания прицепа раскачивают автомобиль вверх-вниз.
- горизонтальные (курсовые, рисунок 5) — в плоскости дороги. Машина едет прямо, а прицеп по синусоиде. Такие колебания могут быть вызваны резким манёвром, порывом бокового ветра, потоком воздуха от встречной фуры, переездом неровности и т.п. Как правило, такие колебания гаснут сами. Но иногда, преимущественно у прицепов с независимой подвеской 3 , их амплитуда может расти до определённой величины, свойственной конкретному прицепу. Увеличивать скорость в такой ситуации опасно, т.к. курсовые колебания могут сопровождаться поперечными;
- поперечные (рисунок 6) — переваливание прицепа с боку на бок. При слишком высоком положении центра тяжести прицепа могут возникать на неровностях дороги и могут опрокинуть его.
Рисунок 6. Поперечные колебания прицепа.
Занос (складывание) автопоезда
Занос или складывание автопоезда (рисунок 7) возможен на скользком спуске или повороте. При резком изменении траектории движения и/или замедлении автопоезда, прицеп может развернуть автомобиль.
Рисунок 7. Складывание автопоезда при торможении в повороте.
Влияние параметров автомобиля и прицепа на управление автопоездом
Масса
- Чем тяжелее автомобиль и легче прицеп, тем меньше он влияет на управляемость автопоезда.
Конструктивные особенности прицепа
- С увеличением длины дышла (базы), эффективности амортизаторов и уменьшением погрузочной высоты (центра тяжести прицепа) управляемость и устойчивость автопоезда улучшается. При этом нужно помнить, что большая база увеличивает габаритный коридор автопоезда, снижая маневренность.
- Инерционные тормоза на прицепе, помимо сокращения тормозного пути состава, уменьшают влияние прицепа на автомобиль при торможении в повороте.
Конструктивные особенности автомобиля
Чем больше база и меньше расстояние от задней оси до центра шара фаркопа, тем безопаснее и легче управлять автопоездом.
Рекомендации
Прицеп должен соответствовать перевозимому в нём грузу. Так например, домашние вещи и стройматериалы удобнее возить в универсальном прицепе, а лодки, гидроциклы, снегоходы и т.п. технику на специальном. Такие прицепы спроектированы с учетом особенностей перевозимой на них техники. У них, как правило, предусмотрены места крепления техники и средства погрузки.
Оптимальные параметры прицепа (см. пример):
- Полная масса прицепа — не больше разрешённой изготовителем автомобиля, которым предполагают буксировать прицеп 4 ;
- вертикальная статическая нагрузка на шар сцепного устройства при полной массе — соответствует требованиям автозавода 5 ;
- длина — не более 1,5длины автомобиля 6 ;
- отношение базы прицепа к расстоянию от задней оси машины до центра шара сцепного устройства (см. рисунок 1) — не менее 1,55;
- ширина — не более, чем на 200мм. шире автомобиля с каждой стороны 6 ;
- высота — не более 1,8 колеи 6 ;
- отношение высоты центра тяжести к колее (при полной нагрузке) — не более 0,725;
- дорожный просвет (клиренс) — не менее, чем у машины;
- допустимая скорость движения прицепа в составе автопоезда — больше разрешенной изготовителем автомобиля и ПДД.
Кроме того, желательно, чтобы у автомобиля и прицепа были одинаковы:
- высота расположения центров шара сцепного устройства и сферы сцепной головки 7 — когда дышло прицепа горизонтально, его меньше бросает в сторону при движении состава задним ходом и наезде колесом на неровность;
- колея — прицеп легче буксировать по уже проложенному автомобилем следу на мягком грунте (песок, грязь) или в дорожной колее;
В пределах указанных соотношений лучше выбирать прицеп, у которого:
- максимальная база и колея;
- минимальная высота центра тяжести и снаряженная масса.
Движение автопоезда
- Управление легковым прицепом — дело несложное. Однако, если нет навыков управления автопоездом, полезно потренироваться на свободной площадке. Чтобы понять изменение тормозных качеств автопоезда, попробуйте несколько раз оттормозиться с невысокой скорости (примерно 40км/ч) по прямой и в повороте. Для привыкания к габаритам потренируйтесь сымитировать перестроение из рядя в ряд, поворот на 90 градусов, парковку, движение задним ходом по прямой, заезд задним ходом в импровизированный гараж (рисунок 8).
Рисунок 8. Въезд в ворота задним ходом.
I — Трогаясь с места, повернуть управляемые колёса автомобиля в сторону противоположную повороту. Тем самым «ломаем» автопоезд.
II — Продолжая движение, вращать рулевое колесо в сторону поворота до тех пор, пока автопоезд не начнёт ехать по выбранной траектории.
III — Когда прицеп займёт нужное положение, вращать руль обратно, чтобы выровнять автопоезд.
- Длина предохранительных цепей (тросов) должна быть такой, чтобы, при снятой с фаркопа сцепной головке, дышло на них свободно висело, не доставая до дорожного полотна. Иначе, при аварийном разъединении движущегося состава дышло упрётся в дорожное полотно и опрокинет прицеп. Слишком длинные цепи нужно укоротить, допустим перекрутив каждую из них, либо намотав излишек на крюк фаркопа или дышло.
- Размещать груз нужно таким образом, чтобы при максимальной загрузке прицепа нагрузка на шар фаркопа не превышала разрешенную заводами изготовителями и автомобиля, и ТСУ. Определить нагрузку дышла на ТСУ можно с помощью напольных весов либо положив их на подставку (рисунок 9), либо положив их под опорную ножку прицепа. Впрочем, можно довериться собственным ощущениям. Дышло правильно загруженного прицепа человек в состоянии приподнять одной рукой. Неправильно размещённый груз оказывает негативное влияние на управление легковым прицепом. О том, как правильно загружать прицеп читайте здесь.
Рисунок 9. Определение статической нагрузки, действующей на шар сцепного устройства.
- Давление в шинах прицепа должно соответствовать требованиям завода-изготовителя и отличаться слева и справа не более чем на 0,1атм. В задних колёсах автомобиля его полезно увеличить на 0,2атм. от нормы, установленной автозаводом для одиночной машины.
- Действия водителя должны быть предсказуемы и понятны другим участникам дорожного движения. Водители встречных и обгоняемых машин, часто видят прицеп в последний момент.
- При перестроениях важно помнить, что габаритная длина автопоезда значительно больше одиночного автомобиля, чтобы не «подрезать» прицепом попутные машины.
- Разгоняться, менять полосу движения, обгонять и тормозить нужно плавно, без резких манёвров и рывков. В противном случае прицеп может повести себя не предсказуемо.
- Управлять автопоездом легче, когда автомобиль загружен больше прицепа. Если автомобиль пустой, лучше часть груза положить в него.
- Дистанцию в потоке нужно увеличить. Если между одиночными машинами при 80 км/ч она примерно равна 40м., при буксировке прицепа больше на 15-20м.
- На перекрёстках (рисунок 10), поворачивая направо, лучше вести автопоезд ближе к левой стороне движения. При левом повороте наоборот. Лучше ехать правее. Другими словами нужно ехать по большему радиусу, максимально объезжая возможное препятствие в виде бордюра или другого автомобиля.
Рисунок 10. Управление легковым прицепом при поворотах на перекрёстке:
а — правильно;
б — неправильно.
Что ещё влияет на управление легковым прицепом?
- При разъездах со встречными большегрузами полезно увеличить боковой интервал, сместившись правее на своей полосе и снизив скорость. Иначе воздушный поток может вывести автопоезд из равновесия. Снизить скорость полезно и въезжая на мост или эстакаду, а так же двигаясь по шоссе и выезжая из леса в поле. В такой ситуации порыв бокового ветра может оказать влияние на управление легковым прицепом.
- Максимальную скорость, установленную заводом-изготовителем прицепа превышать не стоит. Даже если ПДД разрешают ехать быстрее, чем максимально разрешённая скорость заводом-изготовителем конкретного прицепа. Возможно, ограничение обусловлено снижением управляемости, устойчивости или тормозной динамики состава при превышении заданного значения скорости.
- Для обгона автопоезду, особенно максимально загруженному, нужно значительно больше времени и соответственно пространства, чем одиночной машине. Если встречное движение интенсивно или недостаточна видимость, лучше повременить с обгоном, дождавшись безопасной ситуации и удобного участка дороги. Правильно оценивайте дорожную ситуацию и возможности своего автомобиля.
- Чтобы контролировать поведение прицепа, полезно чаще, даже на прямой дороге, смотреть в салонное и наружные зеркала заднего вида. Так можно заметить опасные колебания прицепа раньше, чем ощутить их по поведению машины и прекратить раскачку, сбросив скорость.
- Повороты лучше проходить слегка «под тягой», заранее снизив скорость и затем постепенно увеличивая её. Тормозить и «сбрасывать газ» в повороте нежелательно, т.к. возникает толкающая сила от прицепа, разворачивающая автомобиль.
- На просёлочной дороге с колеёй 8 , особенно если колея неглубокая, лучше ехать по проторенному пути. Если лавировать между рытвинами или балансировать на гребне, велик риск разворота автомобиля. Он может попасть в один след, а прицеп — в другой. При этом автопоезд разворачивает и велика вероятность попросту застрять. Выезжать из колеи нужно снизив скорость, желательно в том месте, где есть свобода для манёвра.
- Если вертикальные, продольные или поперечные колебания при эксплуатации автопоезда стали интенсивнее или дольше, чем были раньше, необходимо проверить исправность подвески и автомобиля, и прицепа.
Примечания:
1 Например, у автомобиля полной массой 1,5 т с полуторалитровым 70-сильным двигателем, буксирующим 350- килограммовый прицеп без тормозов: максимальная скорость меньше на 15%; время разгона с места до 80 км/ч больше на 40%; тормозной путь на сухом асфальтобетоне со скорости 80 км/ч длиннее на 86%.
2 По ОСТу 37.001.471-88 скорость прохождения автопоездом и одиночным автомобилем «Переставки» (имитация объезда внезапно возникшего препятствия) должна быть не менее соответственно 62 и 83 км/ч, а входа в поворот – 65 и 72 км/ч.
3 В независимой подвеске левое и правое колеса не связаны между собой жестко. Вертикальные перемещения одного не передаются на другое, но, особенно в подвесках на поперечных или косых рычагах, колесо наклоняется и поворачивается. Это делает движение прицепа неустойчивым.
4 По ОСТу 37.001.220-93 «Караваны и легкие прицепы. Параметры, размеры. Общие технические требования» она не должна быть больше снаряженной массы автомобиля.
5 Эта нагрузка может быть: для прицепов без тормозов — от 250 до 1000 Н (ОСТ 37.001.220-93); для прицепов с тормозами — в зависимости от соотношения допустимых полных масс автомобиля и прицепа (ОСТ 37.001.484-89)
6 По ОСТу 37.001.220-93 максимальные габариты прицепа ограничены: длина — не более 8 м, ширина — 2,3 м, высота – 3 м.
7 По ОСТу 37.001.220-93 высота расположения центра сферы сцепной головки горизонтально расположенного прицепа полной массой может быть 350-420 мм.
8 Колею часто накатывают даже в левых полосах автомагистралей, а зимой ее образуют снежные валы на нечищенной проезжей части.
3 комментария
Категории «B» достаточно, если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В», а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 кг.