Тормозные свойства пожарного автомобиля
Тягово-скоростные и тормозные свойства АТС связаны между собой. Чем больше vmax , a max и tv , тем лучше должны быть тормозные свойства ПА. Повышенные требования к тормозным свойствам ПА вызваны также и тем, что при следовании к месту вызова с высокой скоростью водители ПА вынуждены в 3. 5 раз чаще, чем водители других АТС, использовать торможение для обеспечения безопасности движения (рис. 3.9).
Возможно несколько способов торможения ПА: без использования тормозной системы (движение накатом — при следовании ПА к месту вызова используется редко); только тормозной системой; совместно тормозной системой и двигателем; только двигателем (двигатель работает чаще всего в режиме холостого хода с включенным зажиганием или при незначительном нажатии водителем на педаль подачи топлива и включении более низкой передачи, чем перед началом торможения).
Тормозная система ПА служит для замедления его движения, вплоть до полной остановки, и для удержания на месте при стоянке. Тормозное управление ПА включает следующие системы (ГОСТ 22895—77):
рабочую тормозную систему (ножную) — используется при всех режимах торможения для уменьшения скорости и полной остановки ПА;
запасную тормозную систему — используется при отказе рабочей тормозной системы и обеспечивает не менее 30 % эффективности работы по тормозному пути;
стояночную тормозную систему обеспечивает стоянку автомобиля на уклонах (i%£ 18);
вспомогательную тормозную систему (тормоз-замедлитель) — используется при длительном торможении на спусках для поддержания постоянной скорости. Вспомогательной тормозной системой должны быть оборудованы ПА с общей массой более 12 т или ПА с общей массой более 10 т, использующие прицепы. Если ПА с общей массой более 3,5 т эксплуатируется в горных условиях.
Для оценки эффективности работы рабочей и вспомогательной тормозных систем используют три показателя (ГОСТ 25478—82): тормозной путь ST, м; установившееся замедление jt ,м/с 2 ; время срабатывания тормозов tt ,с. Экспериментально установлено, что этими показателями можно достаточно полно характеризовать процесс торможения АТС (рис. 3.10).
Рис. 3.10. Торможение пожарного автомобиля:
Время t1 зависит от реакции водителя, от времени, за которое он принимает решение о торможении и переносит ногу с педали управления подачей топлива на педаль тормоза. Время t1 зависит от индивидуальных особенностей и квалификации водителя, обычно t1= 0,4. 1,5 с. При расчетах принимают t1= 0,8 с.
Время t2 зависит от конструкции и технического состояния привода тормозов, от времени, за которое выбирается свободный ход педали тормоза, и управляющее усилие водителя передается к колесным тормозам. У ПА с гидравлическим приводом тормозов t2 = 0,2. 0,4 с, с пневматическим приводом t2= 0,6. 0,8 с. Время t2 неисправного гидравлического привода (при наличии воздуха в системе или неисправности клапанов в главном тормозном цилиндре) увеличивается, тормоза срабатывают со второго (t2= 0,6 с) или третьего (t2£ 1,0 с) нажатия. Время t2 тормозов ПА с пневматическим приводом может увеличиваться зимой после продолжительной работы на пожаре из-за уменьшения сечения трубопровода замерзающим конденсатом. У ПА с гидропневматическим приводом тормозов (например, на шасси «Урал») t2£ 0.4 с. Время t2 всех приводов уменьшается при более быстром нажатии на педаль тормоза.
Время t3 зависит от массы ПА, типа и состояния дорожного покрытия. При экстренном торможении время t3 пропорционально массе ПА и коэффициенту j, на дорогах с малым j масса ПА на время t3 практически не влияет.
Время tT=t2+t3 является одним из трех показателей эффективности работы тормозной системы и определяется при диагностировании ПА на тормозном стенде. Для ПА с 3,5 т 12т tT 2 /g), (3.56)
где v0 — скорость автомобиля перед торможением, м/с.
Для предварительной оценки эффективности работы рабочей и запасной тормозных систем ПА проводят ходовые испытания. Испытания могут проводиться визуально по Sт и синхронности начала торможения колес при резком однократном нажатии на педаль (сцепление выключено), а также с использованием переносных приборов-деселерометров (или деселерографов). Диагностирование по тормозному пути Sт должно проводиться на ровном, сухом, горизонтальном участке дороги, свободном от движущегося транспорта. В соответствии с ГОСТ 25478—82 тормозной путь определяется при v0= 11,1 м/с (40 км/ч). Для ПА с G 3,5 т рабочая тормозная система должна обеспечить Sт £23 м, запасная — Sт £ 36,9 м.
При отсутствии деселерометра (или деселерографа) ускорение jт вычисляется по формуле:
Для ПА с G > 3,5 т рабочая тормозная система должна обеспечить jт £ 4,0 м/с 2 , запасная — jт £ 2,1 м/с 2 .
Тормозной путь Sт и установившееся замедление jт должны обеспечиваться тормозными системами ПА с G> 3,5 т при усилении на педали тормоза не более 0,7 кН (70 кгс).
Стояночная тормозная система должна обеспечивать стоянку ПА на уклоне i
| | следующая лекция ==> | |
Разгон пожарного автомобиля | | | Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля |
Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 237 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Тормозные свойства пожарного автомобиля
Тягово-скоростные и тормозные свойства АТС связаны между собой. Чем больше vmax , a max и tv , тем лучше должны быть тормозные свойства ПА. Повышенные требования к тормозным свойствам ПА вызваны также и тем, что при следовании к месту вызова с высокой скоростью водители ПА вынуждены в 3 – 5 раз чаще, чем водители других АТС, использовать торможение для обеспечения безопасности движения.
Возможно несколько способов торможения ПА: без использования тормозной системы (движение накатом при следовании ПА к месту вызова используется редко); только тормозной системой; совместно тормозной системой и двигателем; только двигателем (двигатель работает чаще всего в режиме холостого хода с включенным зажиганием или при незначительном нажатии водителем на педаль подачи топлива и включении более низкой передачи, чем перед началом торможения).
Тормозная система ПА служит для замедления его движения, вплоть до полной остановки, и для удержания на месте при стоянке. Тормозное управление ПА включает следующие системы (ГОСТ 22895–77):
рабочую тормозную систему (ножную) – используется при всех режимах торможения для уменьшения скорости и полной остановки ПА;
запасную тормозную систему – используется при отказе рабочей тормозной системы и обеспечивает не менее 30 % эффективности работы по тормозному пути;
стояночную тормозную систему – обеспечивает стоянку автомобиля на уклонах (i % £ 18);
вспомогательную тормозную систему (тормоз-замедлитель) – используется при длительном торможении на спусках для поддержания постоянной скорости. Вспомогательной тормозной системой должны быть оборудованы ПА с общей массой более 12 т или ПА с общей массой более 10 т, использующие прицепы. Если ПА с общей массой более 3,5 т эксплуатируется в горных условиях, то также используют вспомогательную тормозную систему.
Для оценки эффективности работы рабочей и вспомогательной тормозных систем используют три показателя (ГОСТ 25478–82): тормозной путь Sт, м; установившееся замедление jT , м/с 2 ; время срабатывания тормозов tT,с. Экспериментально установлено, что этими показателями можно достаточно полно характеризовать процесс торможения АТС (рис. 6.9).
Рис. 6.9. Торможение пожарного автомобиля:
Время t1 зависит от реакции водителя, от времени, за которое он принимает решение о торможении и переносит ногу с педали управления подачей топлива на педаль тормоза. Время t1 зависит от индивидуальных особенностей и квалификации водителя, обычно t1= 0,4 – 1,5 с. При расчетах принимают t1= 0,8 с.
Время t2 зависит от конструкции и технического состояния привода тормозов, от времени, за которое выбирается свободный ход педали тормоза, и управляющее усилие водителя передается к колесным тормозам. У ПА с гидравлическим приводом тормозов t2 = 0,2 – 0,4 с, с пневматическим приводом t2= 0,6 – 0,8 с. Время t2 неисправного гидравлического привода (при наличии воздуха в системе или неисправности клапанов в главном тормозном цилиндре) увеличивается, тормоза срабатывают со второго
(t2= 0,6 с) или третьего (t2£ 1,0 с) нажатия. Время t2 тормозов ПА с пневматическим приводом может увеличиваться зимой после продолжительной работы на пожаре из-за уменьшения сечения трубопровода замерзающим конденсатом. У ПА с гидропневматическим приводом тормозов (например, на шасси «Урал») t2£ 0,4 с. Время t2 всех приводов уменьшается при более быстром нажатии на педаль тормоза.
Время t3 зависит от массы ПА, типа и состояния дорожного покрытия. При экстренном торможении время t3 пропорционально массе ПА и коэффициенту j, на дорогах с малым j масса ПА на время t3практически не влияет.
Время tт= t2+ t3 является одним из трех показателей эффективности работы тормозной системы и определяется при диагностировании ПА на тормозном стенде. Для ПА с 3,5 т 12 т tт
При отсутствии деселерометра (или деселерографа) ускорение jт вычисляется по формуле
Для ПА с G > 3,5 т рабочая тормозная система должна обеспечить
jт £ 4,0 м/с 2 , запасная – jт £ 2,1 м/с 2 .
Тормозной путь Sт и установившееся замедление jт должны обеспечиваться тормозными системами ПА с G> 3,5 т при усилии на педали тормоза не более 0,7 кН (70 кгс).
Стояночная тормозная система должна обеспечивать стоянку ПА на уклоне i
Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 843 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Тормозные свойства пожарного автомобиля
Аварийная безопасность пожарного автомобиля
Тягово-скоростные и тормозные свойства АТС связаны между собой. Чем больше vmax , a max и tv , тем лучше должны быть тормозные свойства ПА. Повышенные требования к тормозным свойствам ПА вызваны также и тем, что при следовании к месту вызова с высокой скоростью водители ПА вынуждены в 3. 5 раз чаще, чем водители других АТС, использовать торможение для обеспечения безопасности движения (рис. 3.9).
Возможно несколько способов торможения ПА: без использования тормозной системы (движение накатом — при следовании ПА к месту вызова используется редко); только тормозной системой; совместно тормозной системой и двигателем; только двигателем (двигатель работает чаще всего в режиме холостого хода с включенным зажиганием или при незначительном нажатии водителем на педаль подачи топлива и включении более низкой передачи, чем перед началом торможения).
Тормозная система ПА служит для замедления его движения, вплоть до полной остановки, и для удержания на месте при стоянке. Тормозное управление ПА включает следующие системы (ГОСТ 22895—77):
рабочую тормозную систему (ножную) — используется при всех режимах торможения для уменьшения скорости и полной остановки ПА;
запасную тормозную систему — используется при отказе рабочей тормозной системы и обеспечивает не менее 30 % эффективности работы по тормозному пути;
стояночную тормозную систему обеспечивает стоянку автомобиля на уклонах (i%£ 18);
вспомогательную тормозную систему (тормоз-замедлитель) — используется при длительном торможении на спусках для поддержания постоянной скорости. Вспомогательной тормозной системой должны быть оборудованы ПА с общей массой более 12 т или ПА с общей массой более 10 т, использующие прицепы. Если ПА с общей массой более 3,5 т эксплуатируется в горных условиях.
Для оценки эффективности работы рабочей и вспомогательной тормозных систем используют три показателя (ГОСТ 25478—82): тормозной путь ST, м; установившееся замедление jt ,м/с 2 ; время срабатывания тормозов tt ,с. Экспериментально установлено, что этими показателями можно достаточно полно характеризовать процесс торможения АТС (рис. 3.10).
Рис. 3.10. Торможение пожарного автомобиля:
Время t1 зависит от реакции водителя, от времени, за которое он принимает решение о торможении и переносит ногу с педали управления подачей топлива на педаль тормоза. Время t1 зависит от индивидуальных особенностей и квалификации водителя, обычно t1= 0,4. 1,5 с. При расчетах принимают t1= 0,8 с.
Время t2 зависит от конструкции и технического состояния привода тормозов, от времени, за которое выбирается свободный ход педали тормоза, и управляющее усилие водителя передается к колесным тормозам. У ПА с гидравлическим приводом тормозов t2 = 0,2. 0,4 с, с пневматическим приводом t2= 0,6. 0,8 с. Время t2 неисправного гидравлического привода (при наличии воздуха в системе или неисправности клапанов в главном тормозном цилиндре) увеличивается, тормоза срабатывают со второго (t2= 0,6 с) или третьего (t2£ 1,0 с) нажатия. Время t2 тормозов ПА с пневматическим приводом может увеличиваться зимой после продолжительной работы на пожаре из-за уменьшения сечения трубопровода замерзающим конденсатом. У ПА с гидропневматическим приводом тормозов (например, на шасси «Урал») t2£ 0.4 с. Время t2 всех приводов уменьшается при более быстром нажатии на педаль тормоза.
Время t3 зависит от массы ПА, типа и состояния дорожного покрытия. При экстренном торможении время t3 пропорционально массе ПА и коэффициенту j, на дорогах с малым j масса ПА на время t3 практически не влияет.
Время tT=t2+t3 является одним из трех показателей эффективности работы тормозной системы и определяется при диагностировании ПА на тормозном стенде. Для ПА с 3,5 т 12т tT
для определения максимального замедления автомобиля при торможении всеми колесами. Так как при увеличении буксования колес j уменьшается (рис. 3.3), то для увеличения jт и, следовательно, уменьшения Sт достигать полной блокировки колес при торможении нежелательно.
При торможении ПА сила инерции Pj (3.24) увеличивает нагрузку на передние колеса и уменьшает на задние. Наибольшие значения коэффициентов изменения нормальной реакции ПА находятся в следующих пределах (3.35) и (3.36): l12= 1,2. 2,0; l34 = 0,5. 0,7. Поэтому для обеспечения торможения с jт необходимо такое распределение тормозных усилий между передними и задними колесами, при котором блокировка колес происходит одновременно. Так как современные тормозные системы ПА не обеспечивают точного соответствия между нормальной реакцией Rn колес и их тормозных усилий, то действительное значение jт меньше теоретически возможного в Кэ = 1,4. 1,6 раз.
Тормозной путь Sт при полной блокировке колес определяется как площадь под зависимостью v(t) за время t3 + t4 (рис. 3.10), т. е.
(3.55)
После преобразования (3.55) с учетом формулы (3.54) и tт £ 1. 1.2 с формула для определения тормозного пути ПА принимает вид:
где v0 — скорость автомобиля перед торможением, м/с.
Для предварительной оценки эффективности работы рабочей и запасной тормозных систем ПА проводят ходовые испытания. Испытания могут проводиться визуально по Sт и синхронности начала торможения колес при резком однократном нажатии на педаль (сцепление выключено), а также с использованием переносных приборов-деселерометров (или деселерографов). Диагностирование по тормозному пути Sт должно проводиться на ровном, сухом, горизонтальном участке дороги, свободном от движущегося транспорта. В соответствии с ГОСТ 25478—82 тормозной путь определяется при v0= 11,1 м/с (40 км/ч). Для ПА с G 3,5 т рабочая тормозная система должна обеспечить Sт £23 м, запасная — Sт £ 36,9 м.
При отсутствии деселерометра (или деселерографа) ускорение jт вычисляется по формуле:
Для ПА с G > 3,5 т рабочая тормозная система должна обеспечить jт £ 4,0 м/с 2 , запасная — jт £ 2,1 м/с 2 .
Тормозной путь Sт и установившееся замедление jт должны обеспечиваться тормозными системами ПА с G> 3,5 т при усилении на педали тормоза не более 0,7 кН (70 кгс).
Стояночная тормозная система должна обеспечивать стоянку ПА на уклоне i
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет