Особенности системы смазки судового двигателя как объекта регулирования

Особенности системы смазки судового двигателя как объекта регулирования

Главное меню

Судовые двигатели

Система смазки предназначена для подачи смазочного масла к трущимся частям двигателя, что уменьшает их трение и прежде­временный износ, а также для частичного отвода тепла, выделяе­мого при трении. В некоторых двигателях систему смазки можно использовать для охлаждения поршней; она обеспечивает работу сервомоторов системы регулирования и автоматизации. Надежная и качественная работа системы смазки во многом определяет моторесурс двигателя.

В современных дизелях применяют принудительную, циркуля­ционную и смешанную системы смазки.

Смазку под давлением используют в мощных тронковых и во всех крейцкопфных двигателях для подшипников коленчатого и распределительного валов, подшипников приводов навешанных вспомогательных механизмов и поршневой головки шатуна. Смазка цилиндровых втулок и поршней осуществляется специаль­ным насосом высокого давления— лубрикатором. Применение лубрикаторов позволяет использовать специальные сорта масел и обеспечивает регулирование количества подаваемого масла.

Смешанная система смазки состоит из смазки под давлением и смазки цилиндров, осуществляемой разбрызгиванием масла, стека­ющего с рамовых и мотылевых подшипников. Смазка разбрызги­ванием малоэффективна, режим смазки неустойчив, так как зави­сит от частоты вращения двигателя. Масло быстро стареет, его расход возрастает. Такую смазку применяют только в тропковых двигателях при диаметре цилиндра не более 400 мм.

В состав ситемы смазки входят: масляный насос, фильтры, сточная цистерна (циркуляционная, резервный масляный насос, сепаратор и трубопроводы, связывающие отдельные элементы си­стемы.

Различают две системы циркуляционной смазки: с «мокрым» и «сухим» картером. В системе с мокрым картером отработавшее масло собирается в поддоне фундаментной рамы, а в системе с сухим картером — в отстойнике, обычно находящемся вне двига­теля.

На рис. 175 показана схема системы циркуляционной смазки с сухим картером. Откачивающий масляный насос 11 забирает через приемную сетку 12 масло из картера двигателя и направ­ляет его через спаренный масляный фильтр грубой очистки 10 и маслоохладитель 8 в цистерну 4, откуда масло основным масля­ным насосом 3 по маслопроводу 1 нагнетается к трущимся частям двигателя. Постоянное давление масла в системе поддерживается перепускным клапаном 14. Терморегулятор 7 автоматически под­держивает постоянную температуру масла. Регулирование темпе­ратуры масла осуществляется перепуском его части помимо холо­дильника по трубе 6. Для уменьшения пенообразования в картере и в масляной цистерне 4 смонтирована сетка 13. Цистерна 4 обо­рудована указателем уровня и переливной трубой 5. В системе предусмотрена постановка фильтра тонкой очистки 2 для лучшей очистки масла. Через фильтр тонкой очистки непрерывно прохо­дит 10—15% общего количества прокачиваемого масла. Перед пуском двигателя он прокачивается ручным масляным насосом 9 контроль за работой масляной системы осуществляется по показа­ниям манометров М и термометров Т. На рис. 176 показана прин­ципиальная схема масляной системы с мокрым картером.

Масляные цистерны свежего масла, отработавшего и расход­ные оборудуют и располагают аналогично топливным.

Масляные насосы циркуляционной системы смазки обычно выполняют шестеренными или винтовыми. Схема реверсивного ше­стеренного насоса изображена на рис. 177. Насос имеет золотники, обеспечивающие подачу масла независимо от направления вращения. Роль золотников выполняют оси шестерен, в которых выфрезерованы каналы, связывающие всасывающий патрубок насоса при переднем ходе с полостью А, при заднем — с полостью Б, а нагнетательный — соответственно с полостью Б или полостью А.

Читайте также:  Пропала тяга двигателя газ 406

Лубрикаторы представляют собой многоплунжерные насосы высокого давления, они служат для подачи смазки к цилиндровым втулкам. На рис. 178 показан лубрикатор мощного судового крейцкопфного двигателя. Кулачковый вал лубрикатора получает вращение от распределительного вала через зубчатую передачу. При вращении вала 14 кулачковая шайба 13 воздействует на плунжер 1 , перемещая его влево — осуществляется ход нагнетания. Открываются шариковые нагнетательные клапаны 4 и капля масла по струне 5 поступает в нагнетательный трубопровод 8. Для наблюдения за подачей масла служит стеклянная трубка 6, запол­ненная соленой водой. Всасывающий ход плунжера осуществля­ется под действием пружины 2, при этом всасывающие шариковые клапаны 3 открываются и масло из бачка 11 поступает в насосное пространство А. Ход плунжера, а следовательно, и подача масла регулируется винтом 9 и рычагом 12. Винт 7 служит для стопорения регулировочного винта 9. Масло и бачок заливается через сетку 10.

Маслоохладители выполняют в основном трубчатого типа. Охлаждающая вода протекает по трубкам, а масло омывает трубки снаружи. Для увеличения пути движения масла внутри корпуса маслоохладителя устанавливают перегородки. Трубки за­крепляют в трубных досках развальцовкой.

Система смазки на судовых двигателях

Система смазки нужна для подачи масла к трущимся частям двигателя, чтобы исключить преждевременный износ деталей. Правильная работа этой системы является важным фактором, влияющим на моторесурс судовых двигателей. Различают несколько видов системы смазки судового двигателя, о которых расскажем ниже.

Виды систем смазки

Смазочная система имеет свою структуру. Она состоит из:

  • фильтра,
  • масляного насоса,
  • сепаратора (фильтра тонкой очистки),
  • трубопроводов
  • поддона картера (маслосборника).

По типу подачи масла для дизельных двигателей выделяют три основных системы:

  • смешанную (комбинированную);
  • циркуляционную;
  • принудительную.

Существует также система смазки с разбрызгиванием, которая используется в небольших ДВС с цилиндрами малого диаметра.

В зависимости от типа дизельного двигателя и его мощности применяют разные виды систем смазки. Смешанная система характерна для малооборотных судовых ДВС, тронковых и крейцкопфных. Судовые дизельные двигатели среднего диапазона мощности, как правило, имеют циркуляционную систему. Эта система смазки бывает двух типов: с сухим и мокрым картером, в зависимости от того, где осуществляется хранение основного количества масла. В мощных ДВС устанавливается принудительная система, в которой участвуют насосы.

Принцип работы системы смазки

Принудительная система отличается тем, что использует специальный многоплунжерный насос высокого давления – лубрикатор, который подает масло на втулки и поршни. Еще смазка подается на шестерни и валы.

Смешанная система работает по другой схеме. Производится принудительная смазка узлов под давлением и обработка маслом цилиндров методом разбрызгивания.

Принцип работы циркуляционной смазки с «сухим» картером – следующий: масляный насос получает из картера двигателя масло, далее оно проходит через грубый фильтр очистки, охлаждается и поступает в цистерну. Из цистерны масло отправляется с помощью маслопровода и насоса к трущимся частям двигателя. Если поддон картера ДВС используется в качестве цир­куляционной цистерны, то такую систему называют с «мокрым» картером.

Перепускной клапан в двигателе поддерживает постоянное давление в системе. Температура масла контролируется терморегулятором. В системе имеется также фильтр тонкой очистки масла (сепаратор).

Читайте также:  Стук двигателя снегохода буран

Система смазки в судовых двигателях Yanmar

Компания производит рядные и V-образные средне- и высокооборотные пропульсивные судовые двигатели мощностного диапазона 21-3310 кВт. Модели, представленные на сайте, за исключением 3YM27A, имеют принудительную смазку шестеренчатым насосом. В маленьком 3YM27A на 19,4 кВт – принудительная смазка трохоидным насосом. Янмар заботится об удобстве и безопасности пользователей: двигатели оборудуются датчиками низкого давления смазочного масла, высокой температуры и загрязнения масляного фильтра.

Важно обращать внимание на рекомендации производителя касательно смазочного масла, ведь его неправильный подбор чреват залипанием поршневых колец, ранним износа поршней и цилиндров, и общим снижением долговечности двигателя.

Система циркуляционной смазки судового дизеля

Для смазки основных трущихся деталей современных дизелей применяют циркуляционную смазку, при которой одно и то же масло длительное время циркулирует в системе смазки дизеля, постоянно регенерируется путем фильтрации, отстоя, сепарирования и охлаждения.

Циркуляционная смазка бывает двух видов: с мокрым картером и с сухим картером. При циркуляционной смазке с мокрым картером масло от объектов смазки стекает в картер двигателя или в специальную сточную цистерну; из картера или сточной цистерны масло забирает насос и направляет сначала для фильтрации, затем для охлаждения и снова на смазку трущихся деталей дизеля. Поскольку в сточной цистерне или картере находится большое количество масла, то часть его постоянно направляют в сепаратор для высококачественной очистки. К недостаткам системы циркуляционной смазки с мокрым картером следует отнести интенсивное окисление масла, так как большое количество горячего масла в картере или сточной цистерне постоянно соприкасается с кислородом воздуха при вентиляции картера.

В системе циркуляционной смазки с сухим картером имеется два масляных насоса. Один насос забирает масло из картера и направляет его в специальный напорный бак небольшой емкости. Второй насос забирает масло из бака и направляет его — через фильтр и холодильник— для смазки дизеля. Поскольку производительность первого насоса выше второго, то картер остается всегда сухим и окисление масла минимальное. Систему смазки с сухим картером применяют чаще на высокооборотных дизелях и снабжают автоматом выключения дизеля в случае разрыва трубопровода и утечки масла. На некоторых дизелях система смазки и система охлаждения поршней (при масляном охлаждении) выполнены совместно, и тогда часть масла после холодильника поступает к трущимся деталям, а часть — в зарубашечное пространство поршней.

Схема системы циркуляционной смазки с мокрым картером двигателя 8ДР 30/50-3 показана на рис. 65. Масло по трубопроводу 1 поступает к насосу 2, который перекачивает его через фильтр грубой очистки 4 и холодильник 10 в распределительный коллектор 12. Из распределительного коллектора 12 масло по трубам 13 и 14 поступает на смазку рамовых подшипников, далее—по сверлениям в коленчатом валу — к мотылевым подшипникам и по сверлениям в шатунах масло поднимается на смазку головных подшипников и охлаждение поршней; из поршней масло стекает в маслосборник.

Из распределительного коллектора 12 масло поступает также на смазку следующих узлов дизеля: шестерен привода распределительного вала (трубы 15, 16); подшипников распределительного вала (трубы 17,18); приводов топливных насосов (трубы 19, 20); привода тахометра (труба 23); блокировочного золотника поста управления (труба 24).

По трубам 21 и 22 отводится в сливную магистраль масло, скапливающееся в продувочном ресивере во время работы дизеля.

Читайте также:  Схема тиристорного регулятора оборотов для двигателя постоянного тока

Так как производительность насоса 2 выше расхода масла, идущего на смазку дизеля, то часть масла через трехходовой кран 8 по трубе 7 направляется в фильтр тонкой очистки 6. После фильтра 6 масло можно направлять по трубе 9 в холодильник 10 и в распределительный коллектор 12 или по отводной трубе 5 в маслосборник дизеля.

Трубки 3 и 11 служат для подсоединения манометров давления масла до фильтра и после холодильника.

Резервный масляный насос подключается в систему через трубы а и б. Общий объем масла в системе дизеля составляет примерно 800 л. (Вместо фильтра тонкой очистки в систему можно подключить сепаратор.)

Система смазки на судовых двигателях

Система смазки нужна для подачи масла к трущимся частям двигателя, чтобы исключить преждевременный износ деталей. Правильная работа этой системы является важным фактором, влияющим на моторесурс судовых двигателей . Различают несколько видов системы смазки судового двигателя, о которых расскажем ниже.

Виды систем смазки

Смазочная система имеет свою структуру. Она состоит из:

  • фильтра,
  • масляного насоса,
  • сепаратора (фильтра тонкой очистки),
  • трубопроводов
  • поддона картера (маслосборника).

По типу подачи масла для дизельных двигателей выделяют три основных системы:

  • смешанную (комбинированную);
  • циркуляционную;
  • принудительную.

Существует также система смазки с разбрызгиванием, которая используется в небольших ДВС с цилиндрами малого диаметра.

В зависимости от типа дизельного двигателя и его мощности применяют разные виды систем смазки. Смешанная система характерна для малооборотных судовых ДВС, тронковых и крейцкопфных. Судовые дизельные двигатели среднего диапазона мощности, как правило, имеют циркуляционную систему. Эта система смазки бывает двух типов: с сухим и мокрым картером, в зависимости от того, где осуществляется хранение основного количества масла. В мощных ДВС устанавливается принудительная система, в которой участвуют насосы.

Принцип работы системы смазки

Принудительная система отличается тем, что использует специальный многоплунжерный насос высокого давления – лубрикатор, который подает масло на втулки и поршни. Еще смазка подается на шестерни и валы.

Смешанная система работает по другой схеме. Производится принудительная смазка узлов под давлением и обработка маслом цилиндров методом разбрызгивания.

Принцип работы циркуляционной смазки с «сухим» картером – следующий: масляный насос получает из картера двигателя масло, далее оно проходит через грубый фильтр очистки, охлаждается и поступает в цистерну. Из цистерны масло отправляется с помощью маслопровода и насоса к трущимся частям двигателя. Если поддон картера ДВС используется в качестве цир­куляционной цистерны, то такую систему называют с «мокрым» картером.

Перепускной клапан в двигателе поддерживает постоянное давление в системе. Температура масла контролируется терморегулятором. В системе имеется также фильтр тонкой очистки масла (сепаратор).

Система смазки в судовых двигателях Yanmar

Компания производит рядные и V-образные средне- и высокооборотные пропульсивные судовые двигатели мощностного диапазона 21-3310 кВт. Модели, представленные на сайте, за исключением 3YM27A, имеют принудительную смазку шестеренчатым насосом. В маленьком 3YM27A на 19,4 кВт – принудительная смазка трохоидным насосом. Янмар заботится об удобстве и безопасности пользователей: двигатели оборудуются датчиками низкого давления смазочного масла, высокой температуры и загрязнения масляного фильтра.

Важно обращать внимание на рекомендации производителя касательно смазочного масла, ведь его неправильный подбор чреват залипанием поршневых колец, ранним износа поршней и цилиндров, и общим снижением долговечности двигателя.

Если Вам понравилась наша статья, посмотрите также другие:

Оцените статью