- Особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года
- Пожарных автомобилей в летний и зимний периоды
- Виды ТО пожарных автомобилей
- Эксплуатация пожарных машин
- Техническое обслуживание
- Как планируется техническое обслуживание
- Первое техническое обслуживание (ТО-1)
- Второе техническое обслуживание
- Сезонное обслуживание (СО)
- Ежедневное техническое обслуживание
- Техобслуживание на пожаре
- Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей
- Заключение по теме
Особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года
Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготов-кой техники и личного состава, а также строгим соблюдением правил эксплуатации техники.
Летний и зимний периоды определяются температурой окружающего воздуха. Летний при температуре + 5?С и выше, зимний ниже – 5 ?С.
Подготовка машин как правило производится:
— к летнему периоду – с 15 марта по 15 мая;
— к зимнему периоду – с 15 сентября по 15 ноября;
Конкретные сроки устанавливаются приказом начальника УПО – ОПО.
Для личного состава перед предстоящим сезоном организуются занятия, на которых изучаются:
— подготовка ПА к эксплуатации в предстоящий период, особенности их обслуживания и содержания;
— способы и средства повышения проходимости автомо-биля;
— эксплуатационные материалы и нормы их расходования.
При подготовке к зимнему периоду, кроме того изучаются:
— порядок запуска двигателя в холодное время и средства облегчающие запуск;
— средства поддержания нормальной температуры двигателя при движении и на стоянках;
— меры безопасности при прогреве двигателя и при работе с антифризом.
При завершении занятий от водителей принимаются зачеты. Водители, не сдавшие зачеты, к управлению автомобилем не допускаются.
В зимний период, надо уделить особое внимание утеплению двигателя, системы охлаждения, применению соответствующих по вязкости масел, работе масляных фильтров. Следить за тем, чтобы в горючее не попадала вода, была соответствующая степень зарядки аккумуляторной батареи, чтобы вода и ПО не попадали в насос во время стоянки, напорные патрубки и сливные краники насоса следует держать открытыми.
Для обеспечения нормальной работы техники на пожарах следует:
— при стоянке автомобилей, не используемых на пожаре, периодически прогревать двигатель;
— перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно провернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;
— после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом закрыть дверь насосного отделения;
— при временном прекращении подачи воды насос не включается, а, закрыв вентили напорных патрубков, продолжать работу двигателя с насосом на малых оборотах;
— при длительном прекращении подачи воды отсоеди-нить всасывающий и выкидные рукава и удалить полностью воду из насоса.
В летнее время производить работы, исключающие попадание пыли в двигатель, проверять исправность системы дополнительного охлаждения двигателя, проверять уровень электролита в аккумуляторной батарее, своевременно смазывать трущиеся узлы и детали ходовой части и механизмов управления.
Пожарных автомобилей в летний и зимний периоды
Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготовкой техники и личного состава, a также строгим соблюдением правил эксплуатации техники.
Зимние условия требуют от водителей особого внимания, и возлагает на них ряд дополнительных обязанностей.
Для поддержания нормального теплового pежима и сохранения тепла двигателя на капот автомобиля должен быть установлен утеплительный чехол. При стоянке автомобиля и при выезде из гаража жалюзи радиатора должны быть закрыты.
При обслуживании системы охлаждения необходимо тщательно проверить исправность термостата, сливных кранов и контрольных приборов, а также убедиться, нет ли где-либо в соединениях течи охлаждающей жидкости.
На автомобилях с дизельными двигателями необходимо проверить состояние системы подогрева топлива.
Для поддержания пневматической тормозной системы автомобилей на шасси КамАЗ не реже одного раза в неделю заменять технический спирт в предохранителе против замерзания.
При обслуживании автомобиля необходимо систематически проверять работу фильтров грубой и тонкой очистки системы сказки двигателя.
При низкой температуре очень важно следить за тем, чтобы в горючее не попрала вода. Замерзая, она образует кристаллы льда, которые, проникая в топливопроводы, могут вызвать перебои или полное прекращение подачи горючего.
Зимой необходимо регулярно проверять степень зарядки аккумуляторной батареи, не допуская ее разрядки более чем на 25%, иначе электролит может замерзнуть и банки аккумуляторов будут повреждены.
С наступлением холодов напорные патрубки и спускное краники насоса следует держать открытыми, закрывая их только при работе и при проверки его «сухой» вакуум,
Пожарные автомобили в зимний период необходимо содержать в закрытом отапливаемом помещении с температурой воздуха не ниже +10°С.
При более низкой температуре двигатели автомобилей рекомендуется прогревать (способ прогрева выбирается в зависимости от конкретных условий).
Во время стоянки автомобиля в гараже надо ежедневно следить за тем, чтобы вода или пенообразователь не попадали в насос. При обнаружении подтекания этот недостаток необходимо немедленно устранить.
Для обеспечения нормальной работы техники на пожарах следует:
-при стоянке автомобиля, не используемых на пожаре, периодически подогревать двигатели;
— перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно повернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;
— после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом закрыть дверь насосного отделения и наблюдение за показаниями приборов вести через окно;
— при временном прекращении подачи воды насос не выключать, a закрыв вентили напорных патрубков, продолжать работу двигателя с насосом на малых оборотах;
— при длительном прекращении подачи воды отсоединить всасывающий и напорные рукава удалить полностью воду из насоса при помощи сливных краников;
— при использовании катушки первой помощи для подачи воды отсоединить шланг у катушки и удалить воду из шланга и оси катушки.
При эксплуатации автомобилей в летних условиях большое количество пыли воздухе в сухую погоду приводит к повышенному износу трущихся деталей двигателя и других агрегатов и механизмов автомобилей, что нарушает их нормальную работу.
Для предупреждения попадания в двигатель пыли надо периодически промывать фильтрующий элемент воздушного фильтра, проверять уровень и чистоту масла в его резервуаре и при необходимости заменять масло. Заправлять автомобиль топливом рекомендуется закрытой струей, в местах, защищенных от ветра. Перед установкой на место крышек горловин баков их следует тщательно очистить от пыли.
Повышенная температура воздуха снижает эффективность работы системы охлаждения, вызывая необходимость частой доливки воды, что приводит к большому отложению накипи. Для меньшего расхода охлаждающей воды очень важно следить за герметичностью системы охлаждения, проверять работу клапанов пробки радиатора и целостность её прокладок.
Испарение электролита из аккумуляторной батареей летом увеличивается, поэтому уровень его следует периодически проверять, своевременно доливая дистиллированную воду.
Наличие песка и пыли на дорогах требует тщательного ухода за ходовой частью силовой передачи и механизмами управления автомобилей. Особенно большому износу на пыльных дорогах и песках подвергаются открытые узлы и детали: пальцы и втулки рессор, карданные сочленения, шкворни и шарниры передних ведущих мостов, сочленении рулевых тяг, тяги и пальца амортизаторов. Эти узлы и детали необходимо своевременно очищать от грязи и пыли и возможно чаще проверять их смазку.
В особо пыльных условиях смазывать механизмы и заменять смазку в агрегатах автомобиля следует в два-три раза чаще, чем предусмотрено таблицей смазки.
Приложение 21
к Наставлению по технической службе
Виды ТО пожарных автомобилей
Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.
Эксплуатация пожарных машин
Организация эксплуатации – это перечень процессов, которые производятся с автомобилем. Здесь четкая последовательность проводимых действий:
- после регистрации автомобиля в автоинспекции его ставят на боевое дежурство;
- внутри гаража машину ставят на свой учет;
- здесь же все время контролируют, какие работы автомобиль проводит;
- техническое обслуживание;
- ремонт;
- перевод техника на зимнее или летнее обслуживание;
- диагностика технического состояния.
Техническое обслуживание
К техническому обслуживанию пожарных автомобилей отношение серьезное. Потому что от ТО зависит эффективная работа техники. Но, как и любое оборудование, со временем детали, узлы и агрегаты изнашиваются. Этот процесс закономерный и естественный. Износ деталей приводит к снижению качественного состояния самой машины. А значит, велика вероятность, что в самый неподходящий момент она выйдет из строя. Это скажется на боевом состоянии пожарной части.
Есть пять эксплуатационно-технических показателя, которые определяют техническое состояние оборудования. Это:
- долговечная эксплуатация;
- надежность техники;
- скорость перемещения должна быть максимальной;
- максимальная должна быть и производительность или мощность;
- экономическая сторона дела не должна быть забыта.
Понятно, что со временем эти характеристики снижаются. Но чтобы увеличить их действие во времени, нужно периодически проводить обслуживание, и при необходимости, выявляя недостатки или поломки, проводить ремонт. Поэтому для пожарных автомобилей производители устанавливают периодичность.
Что должно обеспечивать ТО:
- постоянную готовность выполнять боевую задачу;
- в течение установленного производителем срока обеспечивать надежную службу;
- передвигаться с высокой степенью безопасности;
- находить и устранять причины, которые могут создать условия возникновения отказов в работе;
- не превышать установленный паспортом расход горючего, а также других расходных материалов;
- уменьшить негативное воздействие самого пожарного автомобиля на природу.
Мойка пожарной машины
ТО – это в первую очередь мойка автомобиля, смазка вращающихся и перемещающихся деталей, подтяжка крепежей, диагностика. Во вторую очередь – это заправка топливом и огнетушащим веществом, регулировка деталей и узлов согласно стандартам, ремонтные работы. Эти три операции проводятся только после того, как будет выполнена диагностика. И если она подтверждает, что эти процедуры необходимы.
Техническое обслуживание является системой планово-предупредительной. То есть беспричинно вскрыть автомобиль и начать проведение ТО, никто не позволит. Поэтому на каждый год составляется план проведения этого мероприятия. И его строго по времени придерживаются.
Суть ППС заключается в следующем:
- проводить испытания и обслуживание через установленный производителем пробег, или через определенное время эксплуатации;
- есть два вида (соответственно и периодичность) ТО пожарных автомобилей: ТО-1 и ТО-2, при производстве которых применяется перечень собственных работ;
- оба вида ТО проводят в разных подразделениях.
Итак, из выше сказанного можно сделать заключение, что техническое обслуживание проводится строго по графику, а ремонт по необходимости.
Ремонт пожарных машин делается по необходимости
Как планируется техническое обслуживание
Виды технического обслуживание пожарных автомобилей – это два вида: ТО-1 и ТО-2. График, он же годовой план, для ТО-1 разрабатывает начальник технического отдела пожарной части. Этот документ согласовывается с отделом пожаротушения этой же части. План-график утверждается начальником гарнизона.
Важно! Составляя план-график ТО, начальник техотдела формирует равномерную периодичность вывода каждого пожарного автомобиля из боевого дежурства. При этом он учитывает ТО-2 и другие специфичные условия несения службы пожарной части.
Что касается ТО-2, то план-график его составления производит служба пожаротушения областного или регионального управления, которая все свои наметки согласовывает со службой вышестоящей организации, а также с отделом службы и подготовки. Утверждает этот документ начальник ОГПС или УГПС. То есть составляется он не в пожарной части. А вот выписку из него рассылают всем подразделениям за 15 дней до начала года, то есть 25-26 декабря.
Необходимо отметить, что в некоторых регионах оба вида ТО объединяются в один план-график.
ТО проводится строго по плану согласно инструкции
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Здесь необходимо учитывать, что на службе пожарных частей есть обычные автомобили и специальные. Так вот периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. Для специальных 1 раз в месяц или при пробеге 1000 км.
Но как учесть пробег, ведь автомобиль работает и на пожаре, когда включается насос. Последний работает от двигателя. Поэтому общий пробег учитывает и время работы насоса. Отсюда формула расчета общего пробега:
So=Sпр + Sн, где Sпр – это пробег, измеряемый по спидометру, Sн – пробег, равный времени работы насоса, измеряемый в часах.
Порядок проведения первого ТО заключается в следующем:
- пожарный автомобиль выводят из боевого дежурства максимум два дня;
- проводят обслуживание на посту, к которому машина закреплена;
- само техническое обслуживание производит экипаж в свободное и рабочее время, руководитель – старший водитель;
- за основу ТО берется инструкция обслуживания пожарных машин.
Руководит ТО-1 старший водитель
Второе техническое обслуживание
Периодичность ТО-2 основных пожарных автомобилей – пробег 7000 км или один раз в год. Для специальных машин – 5000 км. Для этого автомобиль выводится с боевого дежурства на два или три дня. Проводят его водитель автомобиля и работники технической службы пожарной части.
Постановка пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание производится в пожарно-техническом центре на посту (отдельном для каждой машины).
Сезонное обслуживание (СО)
Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.
Замена шин – сезонное техническое обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание
Цель ЕТО – убедиться, что пожарная машина готова к боевым действиям. Это мероприятие производит водитель и члены экипажа, заступающие в караул. Руководит процессом командир отделения. Что делается во время ежедневного ТО:
- заводится автомобиль с целью проверки корректной работы двигателя, насоса, прочих механизмов и агрегатов;
- если появляется необходимость, производится заправка топливом, маслом, водой и огнетушащими материалами.
Техобслуживание на пожаре
К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.
Суть проведения ТО этого типа состоит в том, что во время работы всех агрегатов и механизмов машины она подвергается большим нагрузкам. И цель водителя – отследить, чтобы какой-то из узлов не вышел из строя. Поэтому не существует нормативов, которые касаются времени проведения ТО этого типа. Но в сложной боевой обстановке это делать надо все равно, в независимости от того, что происходит на пожаре.
Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.
После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.
Обслуживание автомобиля во время пожара
Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.
Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.
Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей
Есть две причины, почему разрабатывается технологический процесс:
- Рационально проведенный процесс исключает временные затраты непроизводственного типа.
- С его помощью рационально используется оборудование и инструменты, а также персонал поста, участвующего в проведении технических работ.
ТО пожарных машин – это комплекс действий, которые проводятся в последовательном определенном порядке. Все действия, они же операции, объединяются в группы по условиям выполнения или по характеру проводимых операций. Поэтому проводимые во время ТО работы делятся вот на эти категории:
- моечные операции, они же уборочные;
- диагностические, они же осмотровые;
- крепежные, в процессе которых подтягиваются крепежные изделия разного назначения;
- регулировочные;
- заправочные: топливо, огнетушащее вещество, техническое масло;
- смазочные, здесь производится смазка вращающихся узлов и деталей;
- шинные: замена шин, подкачка воздуха и прочее.
В видео показано, как надо проводить техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения:
Заключение по теме
Итак, в статье рассмотрены виды ТО пожарных автомобилей, сроки, место проведения и их периодичность. В заключении нужно сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность пожарной техники, максимальную надежность агрегатов и узлов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.
При этом техобслуживание дает возможность выявить неполадки и неисправности автомобиля и пожарного оборудование, которое является составной частью машины. А также причины, которые могут за собой повлечь эти неполадки. То есть с помощью ТО «убивается сразу два зайца». Поэтому на каждый вид обслуживания есть инструкция, в которой четко расписано, что надо делать, ставя пожарную машину на то или другое ТО.