Электрооборудование грузоподъемных машин
Сварочное оборудование
Лекция 9. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
При электродуговой сварке происходит короткое замыкание между электродом и деталью. Электрическая дуга расплавляет деталь и электрод. При каждом коротком замыкании развиваются большие токи (токи короткого замыкания), а напряжение падает до нуля. Чтобы поддержать горение дуги в период между короткими замыканиями, необходимо напряжение 25. 30 В. Время восстановления рабочего напряжения от 0 до 30 вольт после каждого короткого замыкания должно быть менее 0,05 с. Для сварочных трансформаторов установлено наибольшее допустимое напряжение 70 В при сварочной силе тока более 200 А и напряжение 100 В при сварочной силе тока менее 100 А. Токи короткого замыкания могут вызвать перегрев в проводке и обмотках источника тока, поэтому источник тока должен выдерживать продолжительные короткие замыкания сварочной цепи.
Виды сварочных аппаратов:
1) трансформаторные аппараты переменного тока — самые распространенные, простые, надежные и дешевые. Данные аппараты чувствительны к колебаниям питающего напряжения. При снижении напряжения выходные свойства оборудования ухудшаются, и не всем новичкам удается ровный и красивый сварной шов;
2) трансформаторные аппараты постоянного тока — конструкция схожа с предыдущим аппаратом, но на выходе оснащена диодным или тиристорным выпрямителем. Данное оборудование более сложное, тяжелое и дорогое;
3) инверторы или импульсные сварочные аппараты – у них малая зависимость от входного напряжения, электронное управление силой тока, стабильная дуга, низкое энергопотребление, малые габариты и вес (от 3 кг).
Особенности работы электрооборудования грузоподъемных машин:
— повторно-кратковременный режим работы;
— частые изменения направления вращения (реверс);
— необходимость регулирования частоты вращения привода;
— значительные перегрузки, вибрация;
— затрудненный доступ для обслуживания и ремонта;
— работа в условиях загрязненности, влажности, значительного перепада температур.
Электрооборудование грузоподъемных машин имеет специальное крановое исполнение и обладает повышенной прочностью, высококачественной изоляцией и надежной защитой от действий окружающей среды.
Основное электрооборудование башенного крана:
— аппараты управления электродвигателями — контроллеры, контакторы, магнитные пускатели, реле управления;
— аппараты регулирования частоты вращения электродвигателей — пускорегулирующие реостаты, тормозные машины;
— аппараты управления тормозами — тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели;
— аппараты электрической защиты — автоматические выключатели, максимальные и тепловые реле, предохранители, распределительные ящики;
— аппараты механической защиты — конечные выключатели и ограничители грузоподъемности, обеспечивающие защиту крана и его механизмов от перехода крайних положений и перегрузки;
— аппараты и приборы, используемые для различных переключений в силовых цепях и цепях управления — кнопки, рубильники, выключатели, переключатели.
Вспомогательное электрооборудование башенного крана:
— осветительные приборы (светильники, прожекторы);
— приборы электрообогрева (электропечи, нагреватели);
— приборы звуковой сигнализации (звонки, сирены);
— аппараты управления и защиты (трансформаторы, выключатели, предохранители и т.д.), установленные в цепях освещения и отопления.
Крановые электродвигатели —электродвигатели специального кранового типа с влагостойкой изоляцией, повышенной прочности, допускающие большие кратковременные перегрузки и имеют большие пусковые и максимальные моменты, которые превышают номинальные в 2,3. 3 раза. Крановые электродвигатели рассчитаны на кратковременные и повторно-кратковременные режимы работы.
Класс изоляции ручных электрических машин по напряжению и изоляции
I класс — на номинальное напряжение 220 В, у которых хотя бы одна металлическая деталь, доступная для прикосновения, от делена от частей, находящихся под напряжением только рабочей изоляцией;
II класс — на номинальное напряжение 220 В, у которых все металлические детали, доступные для прикосновения, отделены от частей, находящихся под напряжением, двойной или усиленной изоляцией;
III класс — на номинальное напряжение 36 В.
Машины I классаопасны в отношении поражения оператора электрическим током. При работе их необходимо надежно заземлять, использовать резиновые коврики и диэлектрические перчатки, но даже при этом в строительных условиях их не везде разрешается эксплуатировать.
Машины II класса(с двойной изоляцией) — наиболее прогрессивны, так как они могут питаться от осветительной сети, их не нужно заземлять, и при этом обеспечивается полная электробезопасность работы при соблюдении правил эксплуатации. Двойная изоляция машин осуществляется следующим способом: статор (индуктор с катушками) двигателя, щеточный механизм, выключатель и все токопроводящие (соединительные) провода размещены в корпусе и рукоятке из изоляционного материала (высокопрочная пластмасса), а вал ротора (якоря) имеет электроизоляционную втулку, изолирующую его от ротора (якоря) и коллектора;
Машины III классав работе безопасны и должны получать питание от автономных источников тока или от сети через трансформаторы.
Краны. Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования кранов и грузоподъемных машин
Грузоподъемные устройства регистрируют в местных органах Проматомнадзора при Министерстве чрезвычайных ситуаций, который осуществляет контроль за их эксплуатацией. Организация их эксплуатации возлагается на владельца грузоподъемных машин (грузоподъемников) и осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Проматомнадзором.
На предприятии приказом руководителя назначаются лица, ответственные за правильную эксплуатацию и надлежащее техническое состояние грузоподъемных устройств. Ответственные лица должны быть аттестованы органами Проматомнадзора и иметь соответствующую квалификационную группу.
К персоналу, обслуживающему электрооборудование грузоподъемных машин, относятся электромонтеры, электрослесари, электромеханики и другие лица, производящие ремонт, наладку и испытание электрооборудования, вспомогательных устройств и электропроводки, а также ответственные за их исправное состояние.
Персонал, обслуживающий электрооборудование грузоподъемных машин, применительно к выполняемой работе, обязан изучить ПУЭ, требования Проматомнадзора, местные инструкции и знать устройство и электрическую схему грузоподъемной машины. Указанным лицам в соответствии с полученными знаниями и навыками присваивается квалификационная группа по технике безопасности (не ниже III).
Осмотр и ремонт грузоподъемных машин производятся в сроки, установленные лицом, ответственным за их исправное состояние, и утвержденные администрацией предприятия, но не реже предусмотренных ПТЭ. Одновременно с ремонтом грузоподъемной машины производится ремонт электрооборудования.
Осмотр и плановый ремонт кранов выполняются на местах их постоянной стоянки. Электрооборудование осматривают при отключенном вводном рубильнике и полностью снятом с крана напряжении. Сначала проверяют исправность блокировки люков и дверей, концевых выключателей хода моста крана и тележки, ограничителей грузоподъемности и высоты, блокировочных устройств, сигнализации, ограждения всех доступных для прикосновения токоведущих частей, постоянные средства защиты (коврики, ограждения, плакаты). Проверку выполняют при включенном напряжении.
Блокировку люков и дверей проверяют следующим образом. При включенном напряжении на кране открывают люк или дверь. При этом должно отключиться напряжение на кране. При проверке концевых выключателей хода моста крана приводят в движение мост крана в одну из сторон. При подходе к концу подкрановых путей или соседнему крану лыжи, стоящие на окончании подкрановых путей или соседнем кране, нажимают на конечный выключатель и отключают напряжение на кране. Включить напряжение можно только после установки всех контакторов в нулевое положение. Напряжение включается кнопкой главного контактора. Таким образом, проверяют все конечные выключатели на кране и тележке.
При проверке контроллера следует убеждаться в нормальном включении всех скоростей крана. Проверяется работа тормозов. Мост крана приводят в движение, контроллер устанавливают в нулевое положение и проверяют длину тормозного пути, который должен соответствовать паспортным данным. При слишком длинном тормозном пути трудно осуществлять технологический процесс на производстве, так как при работе невозможно точно останавливать кран в нужном месте. При слишком коротком тормозном пути кран останавливается резко, что приводит к раскачиванию груза и повышенному износу тормозов и других элементов.
При каждом ремонте оборудования, но не реже 1 раза в год проводят проверку наличия цепи между заземляющим устройством и краном, а также замер сопротивления изоляции электропроводки, троллейных проводов и электроаппаратуры. Значение сопротивления изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.
В соответствии с Правилами устройства и безопасности обслуживания лифтов должны производиться их ежедневные осмотры; техническое обслуживание (ТО-1) — не реже одного раза в 15 дней; ежемесячное техническое обслуживание (ТО-2) — не реже 1 раза в месяц; полугодовое техническое обслуживание (ТО-3) — проводимое не реже 1 раза в 6 мес.
Ежедневный осмотр может осуществлять лифтер, лифтер-диспетчер или электромеханик. При осмотре проверяется исправность освещения шахты, кабины, этажных площадок, световой и звуковой сигнализаций, автоматических и неавтоматических замков, дверных контактов.
При внутримесячном техническом обслуживании (ТО-1) проводят все работы, предусмотренные ежедневным осмотром: проверяют тормозное устройство; исправность неавтоматических и автоматических замков электрических контактов дверей шахты на всех этажах; осматривают ограждение шахты, освещение и сигнализацию. При проверке тормозного устройства осматривают тормозные колодки, их обкладки и крепление, ход штока и сердечника якоря, крепление катушек тормозного магнита и проводов. При осмотре необходимо подтянуть крепление всех деталей, смазать шарниры, проверить работу тормоза при пробном пуске лифта по этажам в оба направления. Точность останова кабины грузовых лифтов, загружаемых напольным транспортом, а также больничных лифтов должна быть в пределах ±15 мм, всех остальных лифтов — ±50 мм.
При ежемесячном техническом обслуживании (ТО-2) проводят все работы, предусмотренные ТО-1, а также осматривают: панель управления, электродвигатель, концевые выключатели, этажные переключатели, индуктивные датчики, кнопочный аппарат, канатоведущий шкив, канаты, направляющие кабин, подвеску кабины и противовес, купе кабины, натяжные устройства в приямке. При осмотре проверяют соответствие каждого элемента требованиям технической документации и выполняют необходимые измерения и проверки.
При полугодовом техническом обслуживании (ТО-3) проводят все работы, предусмотренные ТО-2, а также осматривают: вводное устройство (главный рубильник), редуктор, ограничитель скорости, ловители, буферные устройства и заземления.
Не реже одного раза в год проводят измерение сопротивления изоляции электродвигателей, аппаратуры и защитного заземления корпусов электрооборудования. Сопротивление изоляции обмоток двигателя в холодном состоянии должно быть не менее 1 МОм, а при температуре +60 °С — 0,5 МОм. Сопротивление изоляции электроаппаратуры и проводки должно быть не менее 0,5 МОм. Сопротивление защитного заземления корпусов электрооборудования должно быть не более 4 Ом.
Электрооборудование грузоподъемных машин
Особенности работы электрооборудования грузоподъемных машин:
— повторно-кратковременный режим работы;
— частые изменения направления вращения (реверс);
— необходимость регулирования частоты вращения привода;
— значительные перегрузки, вибрация;
— затрудненный доступ для обслуживания и ремонта;
— работа в условиях загрязненности, влажности, значительного перепада температур.
Электрооборудование грузоподъемных машин имеет специальное крановое исполнение и обладает повышенной прочностью, высококачественной изоляцией и надежной защитой от действий окружающей среды.
Основное электрооборудование башенного крана:
— аппараты управления электродвигателями — контроллеры, контакторы, магнитные пускатели, реле управления;
— аппараты регулирования частоты вращения электродвигателей — пускорегулирующие реостаты, тормозные машины;
— аппараты управления тормозами — тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели;
— аппараты электрической защиты — автоматические выключатели, максимальные и тепловые реле, предохранители, распределительные ящики;
— аппараты механической защиты — конечные выключатели и ограничители грузоподъемности, обеспечивающие защиту крана и его механизмов от перехода крайних положений и перегрузки;
— аппараты и приборы, используемые для различных переключений в силовых цепях и цепях управления — кнопки, рубильники, выключатели, переключатели.
Вспомогательное электрооборудование башенного крана:
— осветительные приборы (светильники, прожекторы);
— приборы электрообогрева (электропечи, нагреватели);
— приборы звуковой сигнализации (звонки, сирены);
— аппараты управления и защиты (трансформаторы, выключатели, предохранители и т.д.), установленные в цепях освещения и отопления.
Крановые электродвигатели —электродвигатели специального кранового типа с влагостойкой изоляцией, повышенной прочности, допускающие большие кратковременные перегрузки и имеют большие пусковые и максимальные моменты, которые превышают номинальные в 2,3. 3 раза. Крановые электродвигатели рассчитаны на кратковременные и повторно-кратковременные режимы работы.
Класс изоляции ручных электрических машин по напряжению и изоляции
I класс — на номинальное напряжение 220 В, у которых хотя бы одна металлическая деталь, доступная для прикосновения, от делена от частей, находящихся под напряжением только рабочей изоляцией;
II класс — на номинальное напряжение 220 В, у которых все металлические детали, доступные для прикосновения, отделены от частей, находящихся под напряжением, двойной или усиленной изоляцией;
III класс — на номинальное напряжение 36 В.
Машины I классаопасны в отношении поражения оператора электрическим током. При работе их необходимо надежно заземлять, использовать резиновые коврики и диэлектрические перчатки, но даже при этом в строительных условиях их не везде разрешается эксплуатировать.
Машины II класса(с двойной изоляцией) — наиболее прогрессивны, так как они могут питаться от осветительной сети, их не нужно заземлять, и при этом обеспечивается полная электробезопасность работы при соблюдении правил эксплуатации. Двойная изоляция машин осуществляется следующим способом: статор (индуктор с катушками) двигателя, щеточный механизм, выключатель и все токопроводящие (соединительные) провода размещены в корпусе и рукоятке из изоляционного материала (высокопрочная пластмасса), а вал ротора (якоря) имеет электроизоляционную втулку, изолирующую его от ротора (якоря) и коллектора;
Машины III классав работе безопасны и должны получать питание от автономных источников тока или от сети через трансформаторы.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .