Особенности обслуживания машин зимой

Особенности эксплуатации машины в зимних условиях

Эксплуатация машины в зимних условиях существенно отличается от эксплуатации в летних условиях и характеризуется в основном низкими температурами окружающего воздуха и наличием снежного покрова.

Зимние условия эксплуатации машины определяются температурой окружающего воздуха от +5°С и ниже.

Из всех агрегатов влиянию низких температур наиболее подвержены двигатель, коробка передач и их системы, а также аккумуляторные батареи.

Основные трудности возникают при пуске двигателя. Его надежный пуск возможен только при определенном тепловом состоянии, которое обеспечивается разогревом остывшего двигателя и поддержанием его в разогретом состоянии в течение всего времени стоянки машины, если этого требует обстановка. Для прогрева системы управления машиной необходимо во время прогрева двигателя несколько раз с выдержкой 20-30 с выжать и отпустить педали главного фрикциона и остановочных тормозов. Признаком, свидетельствующим о готовности системы управления машиной к работе, является отсутствие падения давления масла (по манометру) в системе смазки при выжиме педали главного фрикциона или педали остановочных тормозов.

При подготовке машины к эксплуатации в зимних условиях необходимо провести очередное техническое обслуживание № 1 или №2 в зависимости от пройденного километража и дополнительно:

— очистить шахты и посадочные места приборов ТНПО-170А от пыли и грязи и протереть их чистой ветошью;

— открыть заслонку зимнего забора воздуха из короба эжектора в воздухоочиститель, для чего открыть крышку, расконтрить и отвернуть рукоятку, расположенную на стенке воздухоочистителя, до отказа в направлении стрелки ОТКРЫТО. Законтрить рукоятку проволокой и закрыть лючок;

— слить летнее дизельное топливо и заправить систему питания двигателя зимним дизельным топливом и прокачать топливо насосом БЦН в течение 2-3 мин.

— слить воду и заправить систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью;

— проверить работу системы подогрева;

— установить очистители так, чтобы расстояние между ободом направляющего колеса и очистителем было от 3 до 5 мм;

— слить воду из бачков воздушно-жидкостной очистки приборов;

— проверить плотность электролита в аккумуляторных батареях согласно ПУС;

— замерить величину напряжения, поддерживаемого регулятором, по показанию вольтамперметра.

Замеренная величина напряжения во всем диапазоне эксплуатационной частоты вращения коленчатого вала двигателя должна быть 26,5-28,5 В. В случае отличия величины напряжения от указанной выполнить работы.

Проверить у регулятора напряжения затяжку гайки разъема, болтов крепления, крышек предохранителей и блока измерительного регулятора.

Для обеспечения надежной и безотказной работы машины в зимних условиях, особенно при низких температурах окружающего воздуха необходимо:

— пускать двигатель только после его разогрева подогревателем с соблюдением порядка.

— пускать холодный или недостаточно разогретый двигатель (даже с буксира) при температуре окружающего воздуха ниже +5°С запрещается;

— во время движения машины внимательно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и поддерживать их показания в рекомендуемых пределах.

Для предотвращения запотевания и обледенения стекол и окуляра прибора 9Ш119М1 протереть их кисточкой, смоченной спиртоглицериновой смесью (стакан со спиртоглицериновой смесью и кисточку взять из ЗИП).

Холодный пуск двигателя осуществляется по указанию командира, если температура машины и окружающего воздуха не ниже -20°С, а система смазки двигателя заправлена маслом МТЗ-10п, трансмиссия ТСЗп-8 и давление воздуха в баллоне не менее 9,8 МПа (100 кгс/см2).

При температуре машины и окружающего воздуха ниже -20°С и заправленной системе смазки двигателя маслом МТ-16п пуск двигателя осуществлять только после предварительного разогрева силовой установки подогревателем.

Холодный пуск двигателя осуществляется в следующей последовательности:

1) убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, рукоятка ручного привода подачи топлива — в положении выключенной подачи, а рычаг включения замедленной передачи — в верхнем положении;

2) закрыть жалюзи и накрыть их утеплительными ковриками;

3) включить выключатель батарей;

4) перевести рукоятку топливного крана в положение О (открыто);

5) нажать кнопку ПУСК на щитке управления БФП и удерживать ее до загорания ламп СВЕЧИ 1, 2, 3, 4; открыть вентиль воздушного баллона;

6) включить МЗН, нажав кнопку НАСОС, и создать давление в системе смазки двигателя не менее 0,25 МПа (2,5 кгс/см2);

7) включить выключатель БЦН, прокачать топливную систему в течение 10-15 с. и выключить БЦН;

8) после загорания лампы ЭК (примерно через 90 с. после нажатия кнопки ПУСК) вторично создать давление масла в системе смазки двигателя, нажав кнопку НАСОС;

9) нажать кнопку СТАРТЕР и затем кнопку ПУСК ВОЗД (комбинированный способ).

Читайте также:  Объем двигателя масла мерседес с 200

При температуре машины и окружающего воздуха до -10°С пуск двигателя допускается осуществлять стартером без использования воздухопуска, для этого через 3-4 с. после начала прокручивания коленчатого вала двигателя резко и полностью выжать педаль подачи топлива, а после пуска двигателя отпустить кнопки СТАРТЕР и ПУСК ВОЗД.

Кнопки СТАРТЕР и ПУСК ВОЗД держать включенными до пуска двигателя, но не более 7с.

Работа двигателя в течение 180 с. сопровождается работой БФП. По истечении этого времени гаснут лампы ЭК и СВЕЧИ 1, 2, 3, 4.

После пуска двигателя прогреть его на режиме холостого хода с частотой вращения коленчатого вала 1000-1100 об/мин.

После достижения маслом температуры не ниже 0°С, если двигатель работает устойчиво, без хлопков и стука, допускается начинать движение машины на низших передачах при частоте вращения коленчатого вала двигателя не более 1600 об/мин.

Если пуск двигателя с первой попытки осуществить не удалось, то необходимо отпустить кнопки СТАРТЕР и ПУСК ВОЗД и через 15 с. повторить попытку пуска.

Если вторая попытка не обеспечила пуск двигателя, выключить систему БФП, нажав и отпустив кнопку ВЫКЛ на щитке управления БФП. Через 3 мин. повторить пуск двигателя с применением системы БФП.

Если пуск двигателя не обеспечивается, необходимо разогреть силовую установку подогревателем и пустить двигатель.

Летние условия эксплуатации характеризуются устойчивой температурой окружающего воздуха +5°С и выше.

Высокая температура окружающего воздуха вызывает повышенный нагрев агрегатов машины, испарение воды из электролита аккумуляторных батарей, а также ухудшает условия работы экипажа.

При высокой температуре окружающего воздуха и больших нагрузках может перегреваться двигатель.

Во время летней эксплуатации машины в основном работают в условиях большой запыленности воздуха. Воздух с повышенным пылесодержанием, проникающий в узлы и агрегаты машины, повышает износы деталей, увеличивает усилия на педалях, рычагах, ухудшает условия их работы.

Большая запыленность воздуха резко снижает видимость через приборы прицеливания и наблюдения, особенно при движении в колонне.

Особенности обслуживания машин зимой

Глава 16. Эксплуатация автомобилей в зимних и летних условиях

Зимняя эксплуатация автомобилей

Зимний период характеризуется низкими температурами -воздуха, достигающими в некоторых районах минус 50° и ниже,, а также тяжелыми дорожными условиями (снежными заносами, гололедицей, метелями).

Тяжелые условия зимней эксплуатации обусловливают ряд особенностей использования, технического обслуживания и хранения автомобилей.

Зимой трудно запустить двигатель, он легко переохлаждается, значительны потери мощности на трение в агрегатах силовой передачи и в ходовой части, усложняется вождение машины.

С понижением температуры окружающего воздуха испаряемость бензина значительно ухудшается, а плотность воздуха увеличивается, поэтому горючая смесь становится бедной и, следовательно, плохо воспламеняется.

В дизельных двигателях ухудшаются условия воспламенения рабочей смеси в цилиндрах, так как температура воздуха в цилиндрах в конце такта сжатия недостаточна для самовоспламенения дизельного топлива.

С понижением температуры в значительной степени возрастает вязкость масла, что требует больших усилий для проворачивания коленчатого вала.

Расход электроэнергий аккумуляторных батарей при запуске холодного двигателя резко возрастает, а работоспособность батарей зимой уменьшается, так как увеличение вязкости электролита с понижением температуры ведет к уменьшению емкости, отдаваемой батареей. Объясняется это тем, что повышенная вязкость электролита замедляет протекание электрохимических процессов.

Для поддержания аккумуляторных батарей в работоспособном состоянии они должны быть полностью заряженными (разряд свыше 25% не допускается); кроме того, надо поддерживать необходимую плотность электролита.

При запуске холодного двигателя детали его сильно изнашиваются. Объясняется это главным образом смыванием масляной пленки со стенок цилиндров и уменьшением количества масла, поступающего к деталям двигателя, вследствие большой вязкости масла.

При эксплуатации автомобилей зимой тепловой режим двигателя может быть нарушен. Переохлаждение двигателя приводит к падению мощности, увеличению расхода горючего, повышенному износу деталей и сокращению срока его службы.

При работе дизельного двигателя на пониженном тепловом режиме холодное топливо, поступающее в цилиндры, полностью не сгорает и, частично оседая на деталях, превращается в смолы, что вызывает засмаливание поршневых колец и клапанов и повышение нагарообразования.

Для поддержания нормального теплового режима двигателя необходимо правильно использовать утеплительные чехлы и жалюзи, проверять натяжение ремня вентилятора и исправность термостата.

Особенно опасно замерзание зимой воды в системе охлаждения. Во избежание этого необходимо перед выездом из парка хорошо прогревать двигатель, а при движении постоянно следить за показанием термометра, регулируя температуру воды посредством жалюзи или клапанов утеплительного чехла. Иначе может произойти «прихватывание» радиатора (замерзание воды в нижней части радиатора), которое определяют по бурному выделению пара из пароотводной трубки радиатора.

Читайте также:  Механическая блокировка колес автомобиля

Для устранения «прихватывания» радиатора надо остановить автомобиль (двигатель не глушить), тщательно утеплить нижнюю часть радиатора, ослабить натяжение ремня вентилятора и дать двигателю поработать на малых оборотах. Постепенно лед растает, и «прихватывание» радиатора будет устранено.

Ни в коем случае нельзя отогревать радиатор открытым огнем, так как это может привести к пожару или к выходу из строя радиатора.

В полевых условиях, если нет горячей воды, во время длительных остановок назначаются дежурные водители, которые обязаны через определенное время прогревать двигатели автомобилей.

Вязкость трансмиссионных масел с понижением температуры резко увеличивается, что вызывает увеличение потерь мощности на трение в силовой передаче и ходовой части.

Для уменьшения вязкости трансмиссионных масел их можно разбавлять дизельным топливом. Например, при температуре окружающего воздуха до минус 30° применяют смесь, состоящую из 75% трансмиссионного масла и 25% дизельного топлива.

Техническое обслуживание автомобилей зимой имеет ряд особенностей.

Очищать автомобили от снега и смазывать их надо немедленно по прибытии в парк, пока агрегаты и узлы не остыли, иначе снег примерзнет к автомобилю, а смазка не будет поступать в узлы трения.

Заправлять топливные баки автомобиля следует только через фильтр и закрытой струей (при помощи шланга с пистолетом); баки автомобилей, особенно дизельных, заправлять сразу же по возвращении в парк и полностью во избежание образования инея.

Перед постановкой автомобилей на стоянку надо сливать отстой из топливных фильтров и отстойников; из пневматического привода тормозов (из ресиверов) по прибытии в парк спускать конденсат.

Для предупреждения заболеваний и обмораживания каждый водитель дожен иметь щиток (коврик) для работы лежа под автомобилем, а металлические рукоятки инструмента зачехлить или оплести шпагатом.

При всех видах технического обслуживания водитель обязан проверять и приводить в исправное состояние средства утепления и обогрева, а также средства повышения проходимости автомобиля.

При хранении автомобиля в полевых условиях и на неотапливаемых стационарных стоянках воду из системы охлаждения надо сливать в ведро и сдавать в водомаслогрейку, по окончании слива воды, чтобы остатки ее не замерзли, надо провернуть коленчатый вал на 10-15 оборотов, а сливные краники оставить открытыми. При температуре ниже минус 25° снимать аккумуляторные батареи. При температуре ниже минус 15-20° сливать масло из картера двигателей.

Масло АКЗп-10 сливать лишь при температуре ниже минус 30°, а дизельное масло МТ-14п можно не сливать до температуры минус’ 40°.

Для слива масла каждый водитель должен иметь бидон с написанным на нем номером автомобиля, за которым бидон закреплен; бидон с маслом также сдавать в водомаслогрейку.

Категорически запрещается на время хранения автомобиля затормаживать его ручным тормозом. Ножные тормоза должны быть расторможены, так как попавшие в тормоз вода или снег вызывают примерзание колодок к диску (барабану).

После длительной стоянки автомобиля нельзя начинать движение на большой скорости, так как резина от мороза становится хрупкой и покрышки могут потрескаться, а при резком торможении возможен отрыв кусков протектора. Сильно загустевшая смазка может вызвать заклинивание и разрушение роликов и обойм подшипников ступиц колес.

Полный разогрев узлов ходовой части и агрегатов силовой передачи характеризуется появлением нормального наката.

Для защиты автомобилей от снега и ветра можно использовать леса и кустарники, возводить стены и валы из снежных брусьев, применять брезенты, палатки и щиты.

На стоянках автомобили следует ставить по направлению ве- тра, чтобы уменьшить охлаждение двигателя. Чтобы шины не вмерзали в снег, под колеса автомобилей надо подкладывать бревна, жерди или ветви.

Несоблюдение водителями правил использования, технического обслуживания и хранения автомобилей зимой может послужить причиной ряда неисправностей.

Так, хранение зимой автомобилей, система охлаждения которых заправлена водой, может привести к размораживанию блока двигателя и радиатора. Из-за образования ледяных пробок в фильтрах, трубопроводах и жиклерах возможна вынужденная остановка автомобиля в пути.

В дизельном двигателе фильтры и трубопроводы забиваются не только льдом, но и кристаллами парафина, который обычно в топливе находится в растворенном состоянии, а при низких температурах превращается в кристаллы.

При очень низкой температуре сильно повышается вязкость масла и во время запуска дизельного двигателя может произойти разрыв маслопроводов.

Несоответствие плотности электролита в аккумуляторных батареях условиям эксплуатации ведет к разрушению банок и пластин, так как электролит замерзает.

Причиной отказа работы тормозов с пневматическим приводом может быть замерзание конденсата в ресивере и трубопроводах, а тормозов с гидравлическим приводом — застывание тормозной жидкости.

Читайте также:  Расписка что взял деньги за ремонт машины

Если при трогании с места не разогреть предварительно картеры силовой передачи, могут поломаться крестовины карданных валов вследствие их перегрузки. .

Надежной работа автомобилей в зимний период будет в том случае, если водители своевременно подготовят автомобили.

Объем работ по подготовке автомобилей к зимнему периоду эксплуатации определяется руководствами по техническому обслуживанию автомобиля каждой марки.

Подготовка автомобилей к зимней эксплуатации заключается в выполнении очередного технического обслуживания и ряда дополнительных работ.

Топливные баки дизельных автомобилей снимают и промывают чистым топливом. Для автомобилей с карбюраторными двигателями можно ограничиться сливом из топлцвных баков 2 — 3 л отстоя.

Карбюратор снимают и разбирают; все детали тщательно промывают в бензине; затем проверяют уровень горючего в поплавковой камере и состояние всех прокладок, а бензопроводы продувают сжатым воздухом.

Подогревательные устройства двигателя должны быть в исправном состоянии.

Вода в системе охлаждения может быть заменена по приказанию командира, начальника низкозамерзающей охлаждающей жидкостью (антифризом).

Систему отопления кабины прочищают и промывают.

Масло в картерах двигателя и силовой передачи заменяют, если они не были заправлены всесезонным маслом; кроме того, заме-няют смазку в ступицах колес, в шарнирах поворотных кулаков и в гидравлическом механизме подъема платформы самосвала.

Топливные баки дизельных автомобилей надо заправить дизельным топливом зимнего сорта.

В амортизаторах заменяют жидкость.

Клапаны, днища поршней и головку блока цилиндров компрессора очищают от смолистых отложений. На капот двигателя надевают утеплительный чехол.

При подготовке автомобилей к эксплуатации в районах Крайнего Севера надо руководствоваться специальной инструкцией.

Для запуска двигателей при низкой температуре обычно применяют горячую воду и горячее масло.

Вода для этого должна быть нагрета до 90-95°, При очень сильных морозах заливать в систему охлаждения кипяток не рекомендуется, так как вследствие резкого изменения температуры в блоке двигателя могут появиться трещины.

Порядок запуска следующий: поставить на автомобиль аккумуляторные батареи, если они были сняты; укрыть двигатель утеплительным чехлом и закрыть жалюзи; поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, затем проверить, открыты ли сливные краники системы охлаждения. Горячую воду заливать до тех пор, пока из сливных краников не потечет теплая вода; затем закрыть сливные краники и залить в картер двигателя горячее масло (температура масла должна быть 80-100°). После этого провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой, не включая зажигание, а затем, включив зажигание и закрыв воздушную заслонку карбюратора, пусковой рукояткой запустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 80-90°. Прогревают двигатель на малых оборотах коленчатого вала, постепенно доводя их до средних.

В полевых условиях, если нет горячей воды и масла, двигатель можно запустить при помощц пускового подогревателя.

Кроме перечисленных выше способов запуска двигателей или в сочетании с ними, иногда применяют запуск двигателя при помощи пускового насоса.

Одноплунжерный пусковой насос (рис. 130), снабженный диа-фрагмой-отсекателем 5, укрепляется на щитке приборов 10 в кабине водителя. На передней стенке 8 кабины монтируется бачок 7 для пускового горючего. Во всасывающий коллектор двигателя ввертываются форсунки-распылители 6. Диафрагма делает впрыск горючего более резким, обеспечивая тем самым хорошее его рас-пыливание при выходе из сопел форсунок-распылителей.

При помощи пускового насоса можно легко запустить двигатель при температуре до минус 15° даже на обычном автомобильном бензине, а при использовании пускового бензина двигатель можно запустить при температуре до минус 40° без разогрева двигателя.

Чтобы коленчатый вал проворачивался легко, надо применять масла зимних сортов.


Рис. 130. Автомобильный насос АП: 1 — цилиндр; 2 — поршень с рукояткой; 3 — впускной клапан; 4 — нагнетательный клапан; 5 — диафрагма-отсекатель; 6 — форсунки-распылители; 7 — бачок; 8 — передняя стенка кабины; 9 — впускной коллектор; 10 — щиток приборов в кабине

Перед запуском заправить бачок насоса бензином, открыть кран бачка и прикрыть воздушную заслонку карбюратора. Затем, медленно вытянув на себя рукоятку насоса, энергичным нажатием на рукоятку произвести впрыск бензина во впускной коллектор двигателя, после чего включить зажигание и запустить двигатель. После запуска открыть воздушную заслонку карбюратора, закрыть кран бачка и прогреть двигатель.

Количество впрысков бензина зависит от температуры окружающего воздуха и качества бензина.

Указанный способ запуска двигателя следует применять, если нет горячей воды, неисправен пусковой подогреватель или в том случае, когда один подогрев не обеспечивает легкого запуска, что может иметь место при эксплуатации автомобилей в районах Крайнего Севера.

Дизельные двигатели запускают, как правило, при помощи подогревательных устройств, смонтированных непосредственно на двигателе. Порядок их применения излагается подробно в заводских инструкциях по эксплуатации автомобилей.

Оцените статью