Особенности конструкции тормозных систем автомобиля камаз

Содержание
  1. Особенности тормозной системы автомобиля КамАЗ
  2. Конструктивные особенности тормозной системы автомобилей КамАЗ
  3. Ремонт автомобилей
  4. Руководства по ремонту, обслуживанию, эксплуатации
  5. Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310)
  6. Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ
  7. Контур I (контур тормозов передней оси)
  8. Контур II (контур тормозов задней тележки)
  9. Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)
  10. Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)
  11. Контур V (контур аварийного растормаживания)
  12. Как работает пневматический привод тормозных систем
  13. Работа привода рабочей тормозной системы
  14. Работа привода запасной тормозной системы
  15. Работа привода стояночной тормозной системы
  16. Работа привода вспомогательной тормозной системы

Особенности тормозной системы автомобиля КамАЗ

Для обеспечения высокой надежности, помимо рабочей и стояночной тормозных систем, на автомобилях КамАЗ устанавливают вспомогательную и запасную тормозные системы.

Вспомогательная тормозная система служит для длительного поддержания постоянной скорости (на затяжных спусках) за счет торможения двигателем, что достигается прекращением подачи топлива в цилиндры двигателя и перекрытием выпускных трубопроводов.

Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы. Принцип действия запасной системы заключается в срабатывании пружинных энергоаккумуляторов, которые приводят в действиетормозные колодки колес среднего и заднего мостов при выходе воздуха из рабочей тормозной системы.

Принципиальная схема системы тормозов автомобиля КамАЗ приведена на рис. 178.

Сжатый воздух из компрессора поступает в регулятор давления, который автоматически поддерживает давление сжатого воздуха в пневмоприводе и одновременно выполняет роль разгрузочного устройства компрессора. От регулятора давления воздух поступает в предохранитель против замерзания конденсата. Воздух, проходящий через предохранитель, насыщается парами спирта, которые препятствуют замерзанию конденсата. Далее воздух поступает к двойному и тройному защитным клапанам, к которым присоединены пневмоприводы пяти независимых контуров: первый контур привода тормозных механизмов передних колес, состоящий из воздушного баллона, трубопроводов, нижней секции тормозного крана, клапана ограничения’ давления и тормозных камер передних колес; второй контур привода тормозных механизмов среднего и заднего мостов состоит из воздушного баллона, трубопроводов, верхней секции тормозного крана, автоматического регулятора тормозных сил и тормозных камер колес среднего и заднего мостов с пружинными энергоаккумуляторами

Привод вспомогательного тормоза состоит из пневматического крана управления, цилиндров привода заслонок выпускных трубопроводов и цилиндра выключения подачи топлива; пятый контур системы пневматического аварийного растормаживания стояночного тормоза не имеет своего воздушного баллона и исполнительных органов и состоит из крана аварийного растормаживания, подключенного к тройному защитному клапану.

Этот контур предназначен для трехкратного растормаживания стояночного тормоза (при неработающем двигателе) после аварийного затормаживания автомобиля с целью увода автомобиля в безопасное место.

Тормозные камеры передних колес автомобиля КамАЗ подобны по устройству тормозным камерам автомобиля ЗИЛ-130.

Тормозные камеры среднего и заднего мостов снабжены энергоаккумуляторами

При торможении рабочей тормозной системой сжатый воздух подается в наддиафрагменную полость. Диафрагма, прогибаясь, воздействует на диск, перемещая шток и поворачивает регулировочный рычаг с разжимным кулачком тормозного механизма. Торможение колес среднего и заднего мостов происходит так же, как и передних колес. При включении стояночной тормозной системы воздух из-под поршня энергоаккумулятора выпускается, пружина разжимается и поршень перемещается вправо. Толкатель через диафрагму воздействует на шток, который, перемещаясь, поворачивает регулировочный рычаг — автомобиль затормаживается. При выключении стояночной тормозной системы сжатый воздух поступает под поршень энергоаккумулятора, который, перемещаясь влево, сжимает пружину и дает возможность штоку тормозной камеры под действием возвратной пружины энергоаккумулятора вернуться в исходное положение.

В случае аварийного затормаживания автомобиля и невозможности воспользоваться системой аварийного оттормаживания необходимо вывернуть винты устройства аварийного оттормаживания автомобиля.

Читайте также:  Провода для диагностики автомобилей гбо

Защитные клапаны предназначены для разделения подачи сжатого воздуха и отключения поврежденного контура с целью сохранения сжатого воздуха в других контурах.

Для автоматического регулирования давления в тормозных камерах среднего и заднего мостов автомобиля в зависимости от осевой нагрузки при торможении используется регулятор тормозных сил, который устанавливают на раме автомобиля и соединяют упругим элементом на. штанге с балками среднего и заднего мостов автомобиля.

Контроль за исправностью тормозных систем обеспечивается световой и звуковой сигнализацией, датчиками которой являются пневматические выключатели в разных точках системы пневматического привода.

Давление в первом и втором контурах контролируют по двухстрелочному манометру на панели приборов в кабине автомобиля.

Для отбора сжатого воздуха из системы и проверки ее работы предусмотрены клапаны контрольного вывода, установленные в различных точках тормозных контуров. Герметичность контуров пневматического привода тормозов необходима для обеспечения надежности в работе и безопасности движения. Проверка герметичности производится по показаниям манометра, контрольным лампам, а также на слух.

Автомобиль КамАЗ может быть использован для работы с полуприцепом и прицепом. Полуприцепы и прицепы оборудованы тормозной системой с однопроводным или двухпроводным приводом. Для этого на автомобиле-тягаче устанавливают соответствующие соединительные головки с разобщительными кранами.

Конструктивные особенности тормозной системы автомобилей КамАЗ

К органам управления автомобиля относятся тормозная система и рулевое управление.

Автомобили семейства КамАЗ оборудованы современной тормозной системой, коренным образом отличающейся от тормозных систем машин других марок.

Тормозная система включает 4 автономных контура: рабочий, запасной, стояночный и вспомогательный. Автономные контуры работают независимо друг от друга. Работа их обеспечивается современными тормозными приборами, входящими в общую тормозную систему автомобиля. Каждый контур обеспечивает высокую эффективность торможения автомобиля.

В тормозную систему автомобиля включен также привод аварийного растормаживания, обеспечивающий возможность движения автомобиля или автопоезда при автоматическом его торможении из-за утечки сжатого воздуха. Работу пневматического привода позволяют контролировать аварийная сигнализация и контрольные приборы.

Автомобили-тягачи, предназначенные для работы с прицепами или полуприцепами, оборудованы приборами для подключения тормозов прицепа или полуприцепа с однопроводным или двухпроводным пневматическими приводами тормозных механизмов.

Схема тормозной системы автомобиля КамАЗ представлена на рис. 111.

Рабочий, стояночный и запасной тормоза управляются тормозными механизмами, установленными на всех колесах автомобиля. В действие тормозные механизмы приводятся штоками двух тормозных камер типа 24, расположенных на передней оси (переднего, моста) и четырех тормозных камер типа 20, размещенных на среднем и заднем мостах задней тележки. Тормозные камеры, находящиеся на задней тележке, выполнены за одно целое с пружинными энергоаккумуляторами, которые предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки при включении рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.

Тормозная камера типа 24 переднего моста показана на рис. 112, а, тормозная камера задней тележки типа 20 — на рис. 112, б.

Рис. 112. Тормозные камеры пневматической системы автомобиля КамАЗ:

а – тормозная камера тормозов переднего моста типа 24; 1 – бобышка; 3 – диафрагма; 4 – диск; 5 – пружина; 6 – хомут; 7 – шток; 8 – корпус; 9 – фланец; 10 – гайка; 11 – защитный чехол; 12 – вилка; 13 – болт; 14 – подвод сжатого воздуха; б – тормозная камера тормозов задней тележки типа 20; 1 – корпус тормозной системы; 2 – подпятник; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – толкатель; 5 – поршень; 6 – уплотнение поршня; 7 – цилиндр энегоаккумулятора; 8 – силовая пружина; 9 – винт механизма аварийного растормаживания; 10 – упорная гайка; 11 – патрубок цилиндра; 12 – дренажная трубка; 13 – упорный подшипник; 14 – фланец; 15 – патрубок тормозной камеры; 16 – диафрагма тормозной камеры; 17 – опорный диск; 18 – шток; 19 – возвратная пружина

Читайте также:  Автомобили ваз 21213 21214 руководство по эксплуатации

Ремонт автомобилей

Руководства по ремонту, обслуживанию, эксплуатации

Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310)

Автомобили КамАЗ оснащены четырьмя автономными тормозными системами:

  1. Рабочая (состоит из двух контуров передней оси и задней тележки)
  2. Запасная
  3. Стояночная
  4. Вспомогательная

Контуры тормозных систем имеют общие элементы, но работают они независимо, что обеспечивает высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.

Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ

  1. Компрессор
  2. Тормозная камера передних колес
  3. Клапан контрольного вывода
  4. Клапан ограничения давления
  5. Датчик электромагнитного клапана тормозной системы прицепа
  6. Кран вспомогательной тормозной системы
  7. Воздухораспределитель
  8. Кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы
  9. Ресивер тормозной рабочей системы
  10. Конденсационный рессивер
  11. Ресивер тормозной рабочей системы
  12. Кран для слива конденсата
  13. Датчики падения давления и датчик включения стояночной тормозной системы
  14. Тройной защитный клапан
  15. Ручной кран стояночной тормозной системы
  16. Пневмоцилиндр привода механизмов вспомогательной тормозной системы
  17. Двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы
  18. Двухсекционный кран рабочей тормозной системы
  19. Двойной защитный клапан
  20. Регулятор давления
  21. Предохранитель от замерзания
  22. Ресивер стояночной тормозной системы
  23. Ресивер вспомогательной системы
  24. Клапан управления тормозной системой прицепа с однопроводным приводом
  25. Клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом
  26. Одинарный защитный клапан
  27. Ускорительный клапан
  28. Тормозные камеры задних колес с энергоаккумуляторами
  29. Клапан быстрого растормажмивания
  30. Регулятор тормозных сил
  31. Двухмагистральный перепускной клапан
  32. Соединительная головка управляющей магистрали
  33. Соединительная головка питающей магистрали

Контур I (контур тормозов передней оси)

  • Ресивер на 20 литров с датчиком падения давления и краником
  • Тройной защитный клапан
  • Двухстрелочный манометр
  • Клапан ограничения давления
  • Клапан контрольного вывода
  • Нижняя секция тормозного крана
  • Две тормозные камеры (тип 24)
  • Прочие механизмы, шланги и трубопроводы

Контур II (контур тормозов задней тележки)

  • Верхняя секция тормозного крана
  • Часть тройного защитного клапана
  • Ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
  • Клапан контрольного вывода автоматического регулятора
  • Двухстрелочный манометр
  • Четыре тормозные камеры (тип 20)
  • Тормозные механизмы промежуточного и заднего мостов тележки
  • Шланги и трубопроводы (трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана)

Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)

  • Двойной защитный клапан
  • Два ресивера общей вместимостью 40 литров с датчиком давления и кранами слива конденсата
  • Два клапана контрольного вывода ручного тормозного крана
  • Ускорительный клапан
  • Четыре пружинных энергоаккумулятора тормозных камер с датчиком давления
  • Часть двухмагистрального перепускного клапана
  • Клапан управления с двухпроводным приводом тормозной системы прицепа
  • Одинарный защитный клапан
  • Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом
  • Головка типа «А» однопроводного привода и двух головок «Палм» двухпроводного привода тормозов прицепа
  • Три разобщительных крана трёх соединительных головок
  • Пневмоэлектрический датчик «стоп-сигнала»
  • Двухпроводной привод тормозов прицепа
  • Шланги и трубопроводы

  1. Тормозной кран обратного действия с ручным управлением
  2. Ускорительный клапан
  3. Ресивер
  4. Клапан двухмагистральный
  5. Клапан контрольного вывода
  6. Тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором

Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)

  • Пневматический кран
  • Часть двойного защитного клапана
  • Два цилиндра привода заслонок
  • Пневмоэлектрический датчик
  • Цилиндр привода рычага останова двигателя
  • Трубопроводы и шланги

  1. Кран включения вспомогательного тормоза
  2. Рычаг заслонки вспомогательного тормоза
  3. Заслонка
  4. Корпус заслонки

Контур V (контур аварийного растормаживания)

  • Часть двухмагистрального перепускного клапана
  • Пневматический крана
  • Часть тройного защитного клапана
  • Трубопроводы и шланги

Как работает пневматический привод тормозных систем

Работа привода рабочей тормозной системы

Сжатый воздух из компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерза­ния поступает к блоку защитных клапанов. Он состоит из двойного и тройного клапанов, которые заполняют воздухом ресиверы всех контуров тормозных систем.

Читайте также:  Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством кулон 707d

Защитные клапаны отрегулированы так, что сначала заполняются ресиверы контура III (стояночного и запасного тормозов), а за­тем ресиверы остальных контуров.

Воздух из ресиверов емкостью 40 и 20 литров поступает в соответствующие секции тормозного крана. При нажатии на педаль тормоза воздух из нижней секции через клапан ограничения давления поступает в тормозные камеры (тип 24), которые приводят в действие тормозные меха­низмы колес передней оси. Из верхней секции крана че­рез регулятор тормозных сил воздух подается в тормоз­ные камеры (тип 20), которые приводят в действие тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. Одновременно от обоих контуров рабочего тормоза по отдельным маги­стралям воздух поступает к клапану управления тор­мозами прицепа с двухпроводным приводом.

Работа привода запасной тормозной системы

Тормозной кран стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с интенсивно­стью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.

При повороте крана из управляющей магистрали уско­рительного клапана выпускается воздух, количество которого пропорционально углу поворота рукоятки. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов. Одновременно с тор­можением автомобиля притормаживается прицеп или полу­прицеп.

Работа привода стояночной тормозной системы

Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стояке необходимо установить рукоятку тормоз­ного крана в заднее фиксиро­ванное положение. При этом, воздух из управляющей ма­гистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу. Одновременно через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров энергоакку­муляторов тормозных камер. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и сред­него мостов. Одновременно тормозной кран включает клапан управления тормозами прицепа с двухпровод­ным приводом.

Для выключения стояночного тормоза рукоятку тор­мозного крана следует установить в переднее фиксиро­ванное положение. При этом воздух из ресиверов проходит через тормозной кран и поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана, который срабатывает и начинает пропускать сжатый воздух из ресивера через перепускной клапан, минуя тормозной кран, в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и прицеп растор­маживается.

В случае аварийного падения давления в контуре при­вода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль затормаживается. Для того чтобы автомобиль растормозить, необходимо воспользо­ваться системой аварийного растормаживания.

При нажатии на кран аварийного растормаживания, сжатый воздух из воздушных ресиверов через трехмагистральный защитный клапан и перепускной клапан поступит в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сожмет пружины, растормаживая автомобиль.

Если отсутствует запас сжатого воздуха в контуре аварийного растормаживания, автомобиль можно растор­мозить с помощью устройств для механического расторма­живания, которые встроены в цилиндры пружинных энер­гоаккумуляторов. Для этого следует вывернуть винт до упора. При этом он через упорный подшип­ник упрется в днище поршня и поднимет его вверх, сжимая силовую пружину энергоаккумулятора. Толка­тель, поднимаясь, освободит шток тормозной камеры, который под действием возвратной пружины поднимется вверх. Пружины стянут колодки, и автомобиль растормозится.

Работа привода вспомогательной тормозной системы

При нажатии на кран включения вспомогательного тормоза сжа­тый воздух из ресивера поступает в пневмоцилиндры. Шток цилиндра, связанный с рычагом рейки топливного насоса, переместится, и подача топлива пре­кратится. Штоки цилиндров, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя.

Контакты пневмоэлектрического датчика, установ­ленного в магистрали перед цилиндром, замкнутся, и включится электромагнитный клапан прицепа, который частично пропустит сжатый воздух из воздушного баллона прицепа в его тормозные камеры. Таким образом, осуществ­ляется притормаживание прицепа, что предотвращает «складывание» автопоезда.

Оцените статью