Особенности конструкции автомобиля маз

Особенности конструкции автомобиля маз

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЯХ МАЗ-500 И ОСОБЕННОСТИ ИХ КОНСТРУКЦИИ

Минский автомобильный завод, специализирующийся на выпуске автомобилей большой грузоподъемности, начиная с 1966 г., перешел на выпуск новых бортовых автомобилей МАЗ-500, автомобилей-самосвалов MA3-503, МАЭ-503Б и седельных тягачей МАЗ-504 взамен широко известных автомобилей МАЗ-200, МАЗ-205, МАЗ-200В и их модификаций.

Автомобили семейства МАЗ-200, несмотря на ряд положительных качеств, к концу 50-х годов стали уступать лучшим образцам грузовых автомобилей данного класса по таким важным показателям, как мощность двигателя, максимальная скорость, топливная экономичность, комфортабельность и внешний вид.

Семейство новых грузовых автомобилей типа МАЗ-500, разработанное на Минском автомобильном заводе, обладает высокими технико-экономическими показателями и отвечает

требованиям, предъявляемым к современному грузовому автомобилю. Основными базовыми моделями нового семейства являются следующие:

1. Автомобиль МАЗ-500 (рис. 1), представляющий собой двухосный автомобиль с приводом на заднюю ось и бортовой

платформой. Автомобиль предназначен для перевозки массовых» а также больших неделимых грузов. Грузоподъемность автомобиля 7,5 т, наибольшая скорость 75 км/ч. Кроме того, он может дополнительно буксировать прицеп общим весом 12 т.

2. Автомобиль MA3-503 (рис. 2, а), представляющий собой 7-тонный двухосный автомобиль-самосвал с приводом на заднюю ось и опрокидывающейся назад металлической ковшевой

платформой. Автомобили MA3-503 можно эффективно использовать в карьерах при работе с экскаваторами, имеющими емкость ковша 0,5—1,0 м3, для разработки и перемещения грунта на расстояние свыше 1 км.

Рис. 1. Автомобиль МАЗ-500

Рис. 2. Автомобили-самосвалы: a -MA3-503; 6-MA3-503B

Рис. 3. Автомобиль-тягач МАЗ-504

Использование для загрузки автомобиля MA3-503 экскава^ торов с ковшом емкостью свыше 1 м3 при разработке твердых грунтов или свыше 1,5 м3 при разработке мягких грунтов не рекомендуется.

Модификацией автомобиля-самосвала MA3-503 является автомобиль-самосвал МАЭ-503Б (рис. 2, б), отличающийся от предыдущей модели наличием самосвальной платформы с задним ‘бортом, который открывается и закрывается автоматически. Автомобили-самосвалы предназначены для перевозки в основном сыпучих грузов.

3. Автомобиль МАЗ-504 (рис. 3), представляющий собой двухосный автомобиль-тягач с приводом на заднюю ось и снабженный сцепным седельным устройством для транспортировки различных полуприцепов общим весом 17,5 т. Для работы с автомобилем МАЗ-504 Минский автомобильный завод выпускает полуприцеп МАЗ-5245. Автопоезд (рис. 4)’ в составе автомобиля-тягача МАЗ-504 и полуприцепа МАЗ-5245 предназначен для междугородних и других перевозок различных народнохозяйственных грузов по дорогам с твердым покрытием.

Кроме названных модификаций автомобилей Минским автомобильным заводом разработан ряд моделей, предназначенных для различных климатических и эксплуатационных условий.
Шасси базовых автомобилей используются на специализированных предприятиях для установки автокранов, буровых установок, фургонов различного назначения и т. п.

Рис. 4. Автопоезд МАЗ-504-5245

Новые автомобили МАЗ выполнены по схеме «кабина над двигателем», что позволило значительно повысить грузоподъемность автомобиля вследствие его рациональной компоновки к пределах дорожных ограничений. Принятая для этих автомобилей компоновка [дала возможность уменьшить базу и общую

длину автомобиля, а также увеличить грузовую платформу и грузоподъемность автомобиля.

Переднее расположение кабины обеспечивает хорошую обзорность дороги с Meста водителя, улучшает внешний вид и маневренность автомобиля.

Применение опрокидывающейся кабины позволило получить максимально возможный доступ ко всем системам и механизмам двигателя, что имеет важное значение при эксплуатации автомобиля.

Автомобили МАЗ-500, MA3-503, MA3-503B и МАЗ-504 имеют хорошие тягово-динамические качества, обусловленные высокой удельной мощностью, т. е. мощностью, приходящейся на 1 т полного веса автомобиля. Хорошие тяговые качества новых автомобилей обеспечивают высокую среднюю эксплуатационную скорость, что является важным фактором увеличения производительности.

Особое внимание в конструкции автомобилей семейства МАЗ-500 уделено облегчению управления, выполнению технического обслуживания, повышению комфортабельности и улучшению условий для работы водителя.

На автомобилях МАЗ-500, MA3-503, MA3-503B и МАЗ-504 устанавливается четырехтактный шестицилиндровый V-образный дизель ЯМЗ-236 мощностью 180 л. с.

Для облегчения выключения сцепления в конструкцию его привода введен пневматический усилитель, включенный параллельно с механическим приводом.

На автомобили устанавливается задний мост, состоящий из центрального редуктора и колесных передач и обеспечивающий возможность получения различных передаточных чисел заднего моста в зависимости от типа применяемого автомобиля. Это достигается путем установки сменных цилиндрических; шестерен колесной передачи с разными числами зубьев при сохранении межцентрового расстояния между шестернями.

Принятая схем|а конструкции заднего моста позволила вследствие применения колесных передач значительно разгрузить дифференциал и полуоси, уменьшить их размеры по сравнению с аналогичными деталями заднего моста автомобиля МАЗ-200 и получить вполне удовлетворительный дорожный просвет. На автомобилях устанавливаются бездисковые колеса, отличающиеся более простым креплением и высокой долговечностью.

Рессоры автомобилей МАЗ-500 по сравнению с автомобилями МАЗ-200 имеют значительно большую длину и изготовлены из листов различной толщины, что в сочетании с современными телескопическими амортизаторами передней подвески значительно повышает комфортабельность ,автомобиля. Это дает возможность увеличить скорость движения автомобиля и, кроме того, уменьшить утомляемость водителя.

Рулевое управление автомобиля МАЗ-500 нового типа дает возможность значительно уменьшить усилие на рулевом колесе, необходимое для поворота колес. Это достигается путем применения рулевого механизма с высоким к. п. д., гидравлического усилителя рулевого механизма и телескопической рулевой колонки с удобно расположенным рулевым колесом.

На новых автомобилях применена эффективная тормозная система, обеспечивающая надежное торможение автомобиля вследствие установки нового компрессора, имеющего большую производительность, тормозных камер увеличенного объема и уменьшения трения в колодочном механизме в результате введения опорных роликов.

Кабина ,автомобиля МАЗ-500 закрытая, трехместная, со спальным местом, представляет собой бескаркасную штампосварную обтекаемую конструкцию. Новая кабина выгодно отличается от кабины автомобиля МАЗ-200 и по технологичности. Она состоит из цельнометаллических штампованных панелей, соединенных с помощью точечной сварки. Кабина автомобиля МАЗ-500 имеет больший объем и лучшую комфортабельность, чем кабина автомобиля МАЗ-200. Кабина оборудована системой отопления и вентиляцией.

Отличительной особенностью подъемного механизма самосвала является высокое рабочее давление в гидросистеме (свыше 100 кГ/см2), что позволяет существенно снизить вес всех его узлов.
В гидравлическую схему подъемного механизма включен специальный клапан, осуществляющий автоматическое ограничение угла подъема кузова и энергичное встряхивание его в конце подъема, что значительно облегчает разгрузку материалов, прилипающих ко дну кузова.

Привод управления подъемным механизмом дистанционный пневматический, обеспечивает удобство и простоту управления, благодаря чему управление процессом подъема и опускания кузова требует минимальной затраты времени и труда водителя.

На рис. 5 показано шасси автомобиля МАЗ-500.

Ниже приведена краткая техническая характеристика новых автомобилей МАЗ.

Рис. 5. Шасси автомобиля МАЗ-500:
1 — передняя рессора; 2 — амортизатор; 3 — двигатель;
4 — фильтр предварительна очистки масла; 5 — гидроусилитель; 6—масляный радиатор; 7—рулевой механизм;
8 — педаль сцепления; 9 — педаль тормоза; 10 — педаль управления подачей топлива; 11—рычаг управления коробкой передач; 12 — радиатор системы охлаждения двигателя; 13 — фильтр тонкой очистки масла; 14 — генератор; 15— компрессор; 16— воздухоочиститель; 17— топливный насос; 18 — сцепление; 19 — коробка передач;
20 — запасное колесо; 21 — тормозной кран; 22—воздушные баллоны; 23 — глушитель: 24— ручной тормоз;
25 — редуктор заднего моста; 26 — рама: 27 — буксирное устройство; 28 — задняя рессора с подрессорником;
29 — колесная передача заднего моста; 30 — карданный вал;31 — топливный бак; 32 — фильтр предварительной очистки топлива;
33 — механизм управления коробкой передач; 34 — аккумуляторные батареи; 35 — включатель «массы» батарей; 36 — трубы от выпускных трубопроводов двигателя

Маз 64229: технические характеристики машин серии 6422 (64221, 64227, 642205)

МАЗ-6422 – популярный седельный тягач, выпускаемый Минским автомобильным заводом. Автомобиль предназначается для международных и междугородных грузоперевозок. Модель построена на базе тягача МАЗ-515 и имеет колесную формулу шесть на четыре. Помимо базовой версии Минский автозавод выпускает и специальные модификации данного автомобиля. В настоящее время производство МАЗ-6422 продолжается.

Читайте также:  Чип тюнинг 2 5 tdi ake

Эксплуатируется тягач преимущественно с двухосным полуприцепом модели «МАЗ-9398», что позволяет нарастить общую массу до 43000 кг.

Прообразом данного семейства большегрузных грузовиков стала модель МАЗ-5335, имеющая сравнительно небольшую грузоподъемность (около 8000 кг). Отличительными чертами предшественника МАЗ-6422 были качественная облицовка кабины и цельнометаллическая грузовая платформа. На базе данной модели, в свою очередь, были разработаны самосвал с грузоподъемностью в 7200 кг и магистральный седельный тягач с 3-местной кабиной и спальным местом.

МАЗ-6422 несколько раз проходил рестайлинг, получая различные изменения. Последние версии приобрели более мощную силовую установку и обновленную синхронизированную 8-ступенчатую коробку передач. Грузоподъемность некоторых модификаций была увеличена.

Постепенно «контуры» моделей семейства МАЗ-6422 окончательно оформились. Серия оснащалась различными вариантами кабин в зависимости от предназначения грузовика. Модель стала основой для создания множества продуктов Минского автомобильного завода.

При этом сам тягач предлагался в нескольких вариантах:

  • МАЗ-6422 – базовая версия, получившая дизельный агрегат. Автомобиль производился с 1981-го по 1985-ый года;
  • МАЗ-64224 – модификация, оснащенная более мощным 425-сильным двигателем. Ее выпуск стартовал в 1989-ом году;
  • МАЗ-64221 – версия с мотором «ЯМЗ-8421» повышенной мощности, производство которой началось в 1989-ом году;
  • МАЗ-642205-220 – модификация с силовой установкой «ЯМЗ-238ДЕ2», соответствующей экологическому классу «Евро-2»;
  • МАЗ-64226 – модель с 360-сильным агрегатом иностранного производства (немецкая фирма MAN) и 16-скоростной коробкой передач;
  • МАЗ-64227 – доработанный вариант МАЗ-6422 с 8-цилиндрованным дизельным мотором «ЯМЗ-238Ф» и измененной передней частью. Выпуск данной модели продолжался с 1985-го по 1988-ый года;
  • МАЗ-64229 – улучшенная версия МАЗ-64227 с 8-цилиндровым двигателем «ЯМЗ-238Д». Производство модели стартовало в 1987-ом году.

Технические характеристики

МАЗ-6422 имеет следующие габариты:

  • длина – 6570 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2970 мм;
  • колесная база – 2900 (+1400 мм);
  • передняя колея – 2002 мм;
  • задняя колея – 1792 мм;
  • минимальный радиус разворота – 9200 мм;
  • дорожный просвет – 260 мм.

При полной массе в 23900 кг автомобиль способен развивать скорость до 85 км/час. Снаряженная масса тягача равняется 9050 кг.

Расход топлива МАЗ-6422

МАЗ-6422 оснащается топливным баком, вмещающим 350 л горючего. На 100 км пути автомобиль в среднем потребляет 45,5 л топлива.

Двигатель

В МАЗ-6422 устанавливались различные силовые установки. Наибольшее распространение получил дизельный 4-тактный 8-цилиндровый карбюраторный агрегат модели «ЯМЗ-238Ф» (производитель – Ярославский моторный завод). Мотор монтировался спереди и имел V-образное расположение цилиндров и турбонаддув.

Параметры двигателя «ЯМЗ-238Ф»:

  • рабочий объем – 14,68 л;
  • номинальная мощность – 320 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 1120 Нм;
  • частота вращения – 1500 об/мин.

С 1988-го года Минский автозавод начал сотрудничество с немецким автоконцерном MAN. Некоторые модели бренда получили иностранные двигатели. МАЗ-6422 не стал исключением. Отдельные версии автомобиля оборудовались мощным 360-сильным мотором, отличающимся повышенной надежностью.

Устройство

Кабина МАЗ-6422 существенно отличается от предыдущих версий. Изменения затронули радиаторную решетку и форму фар. Была переделана внешность автомобиля, округленная форма, популярная в 60-70-х годах, ушла в прошлое. Модернизация затронула и лобовое стекло. Оно стало панорамным вместо классического раздвоенного варианта со средней стойкой. Громоздкий противоударный бампер, присутствующий в предыдущей версии, был исключен из конструкции. Его сменил новый элемент, дополненный основным блоком фар. На крыше грузовика установили улучшенный спойлер.

Изменилась и «начинка» кабины. Руль впервые получил специальный гудок для подачи сигнала. Во всех прежних модификациях, выпускаемых в советский период, он был выполнен в виде специального шнура.

МАЗ-6422, несомненно, стал наиболее совершенным в техническом плане трехосным тягачом советского периода. Помимо весьма передовой для своего времени конструкции автомобиль характеризовался очень редким для продуктов производства СССР качеством – комфортной кабиной, выделяющейся удобным водительским креслом.

Некоторые технические решения, нашедшие применение в конструкции МАЗ-6422, разрабатывались в 1970-х годах. Однако их актуальность сохранилась и в настоящее время. За годы выпуска (почти 30 лет) модель несколько раз подвергалась фейслифтингу, модернизации и рестайлингу. Обновленную модификацию грузовика Минский автозавод продолжает производить в настоящее время. Популярности семейству МАЗ-6422 добавило наличие большого количества различных модификаций, успешно эксплуатируемых в отечественных автохозяйствах.

Главной отличительной особенностью автомобиля должны были стать передние крылья, получившие прямоугольную форму. Однако решение ухудшило динамику, потому измененная конструкция в серийное производство не поступила.

Довольно быстро МАЗ-6422 стал настоящей мечтой для водителя-дальнобойщика. Причин тому было множество:

  1. рулевое колесо стало удобнее и безопаснее;
  2. улучшенная конструкция кресел грузовика с пружинной подвеской обеспечила максимальный комфорт;
  3. аккуратный гардероб не мешал водителю и позволял размещать личные вещи;
  4. мосты модели стали более выносливыми благодаря применению термической обработки;
  5. два спальных места позволяли водителям отдыхать в процессе движения и создавали максимально комфортные условия;
  6. 8-скоростная коробка передач, дополненная демультипликатором, сделала машину более маневренной и управляемой.

В МАЗ-6422 появились малолистовые рессоры переменного сечения, позволившие повысить плавность хода и сократить массу автомобиля. Инновационное решение оценили даже иностранные партнеры. Патент на изобретение приобрели канадские компании. Более того, вскоре появился завод по производству межлистовых рессор, которые устанавливались в грузовики Studebaker.

Другой отличительной особенностью стало появление в модели передового для того периода электрооборудования:

  • тахографа;
  • спидометра;
  • магнитолы;
  • датчика давления в тормозном контуре.

МАЗ-6422 полностью перевернул традиционное представление о советских большегрузных автомобилях. Управление машиной стало более простым, а отдых водителей – полноценным.

Стоимость нового и б/у МАЗ-6422

Стоимость МАЗ-6422 зависит от года выпуска и состояния. Модели 2007-2008-го годов обойдутся в 0,9-1 миллион рублей, версии 2011-2012-го годов – в 1,3-1,4 миллиона рублей.

Аренда грузовика будет стоить от 1300 рублей за час.

Аналоги

К аналогам модели МАЗ-6422 следует отнести большегрузные тягачи КрАЗ-64431 и МАЗ-5432.

You May Also Like

Renault Magnum

| In 300 – 400 л.с. ,400 – 500 л.с. ,4×2 ,500 – 600 л.с. ,6×4 ,6х2 ,Renault ,свыше 10 тонн ,Тентовый ,Тягач ,Фургон

Мой Маз-5432 Седельный тягач


Описание модели МАЗ-64229 (64229)

Автомобили МАЗ-64229, МАЗ-64221 и МАЗ-64224 6 х 4.2
Седельные тягачи выпускаются Минским автозаводом: МАЗ-64229 с 1987 г., МАЗ-64221 и -64224 с 1989 г. Кабина -двухместная, подрессоренная, с двумя спальными местами, откидывающаяся вперед с помощью гидроцилиндра с ручным приводом гидронасоса, оборудована местами крепления ремней безопасности. Сиденье водителя – подрессоренное, регулируемое по весу водителя, длине, высоте, наклону подушки и спинки.
Основные полуприцепы: для МАЗ-64229 – МАЗ-9398, для МАЗ-64221 и-64224- МАЗ-93866.
МАЗ-64229 МАЗ-64221, МАЗ-64224
Масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство, кг 14700 14700
Снаряженная масса, кг 9050 9470
В том числе:
на переднюю ось 4630 5100
на тележку 4420 4370
Полная масса, кг 24000 24500
В том числе:
на переднюю ось 6000 6380
на тележку 18000 18120
Допустимая полная масса полуприцепа, кг 32700 32700
Макс.скорость автопоезда, км/ч 95 100
Время разгона автопоезда до 60 км/ч, с 60 54
Макс.преодолеваемый подъем автопоезда, % 18 18
Выбег автопоезда с 50 км/ч, м 900 900
Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч, м 38,5 38,5
Контрольный расход топлива, автопоезда, л/100 км:
при 60 км/ч 37,3 35,9
при 80 км/ч 46,3 45,1
Радиус поворота, м:
по внешнему колесу 9,2 9,2
габаритный 10,1 10,1

Седельно-сцепное устройство. Полуавтоматическое, с двумя степенями свободы.

Двигатель.
Мод. ЯМЗ-238Д для МАЗ-64229, ЯМЗ-8421.10 для МАЗ-64221, ЯМЗ-8424.10 для МАЗ-64224; дизели с турбонаддувом, V-o6p.(90°). 8-цил., порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8. ТНВД аукционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Форсунки – закрытого типа. Воздушный фильтр – сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности.
Мод. ЯМЗ-238Д: 130×140 мм, рабочий объем – 14,86 л, степень сжатия – 15,2, мощность 243 кВт (330 л.с.) при 2100 об/мин, крутящий момент 1225 Н-м (125 кгс-м) при 1200-1400 об/мин, с турбонаддувом.
Мод, ЯМЗ-8421.10: 140х140 мм, рабочий объем – 17,24 л, степень сжатия 15,2, мощность 265 кВт (360 л.с.) при 2100 об/мин, крутящий момент 1510 Н-м (154 кгс-м) при 1300-1400 об/мин.
Мод. ЯМЗ-8424.10, турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха, 140×140 мм, рабочий объем цилиндров – 17,24, степень сжатия 15,2, мощность 312 кВт (425 л.с.) при 2100 об/мин, крутящий момент 1686 Н-м (172 кгс-м) при 1300-1400 об/мин.
Все двигатели оснащены электрофакельным устройством (ЭФУ) и, по заказу. – подогревателем 15.8106 для подогрева двигателя и отопления кабины.

Читайте также:  Схема электроснабжения автомобиля ваз

Трансмиссия.
Сцепления: мод. ЯМЗ-238Н для МАЗ-64229, двухдисковое, с периферийными пружинами, механическим приводом и пневматическим усилителем; мод. ЯМЗ-15.16 для МАЗ-64221 и мод. ЯМЗ-151.16 для МАЗ-64224. Коробки передач: мод.ЯМЗ-238А для МАЗ-64229, 4-ступенча-тая, с демультипликатором (общее число передач: вперед – восемь, назад – две). синхронизаторами – на всех передачах, кроме заднего хода. Передат. числа: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII 1,00; VIII-0,71; ЗХ-11,78; 2,99. Мод. ЯМЗ-202 для МАЗ-64221 и -64224, 5-ступенчатая, с демультипликатором (общее число передач: вперед -девять, назад – одна) и синхронизаторами на всех передачах, кроме I и заднего хода. Передат. числа: I-8,73; II-6,13; III-4,51; IV-3,50; V-2,78; VI-1,75; VII 1,29; VIII-1,00; IX-0,795; 3X-9,05.
Карданная передача – два карданных вала. Главная передача ведущих мостов – разнесенная, двухступенчатая: центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колес. Передат. числа (общие): МАЗ-64229 – 5,49, МАЗ-64221 и -64224 – 4,84. Средний мост – проходной, имеет блокировку межосевого дифференциала с электропневмоприводом. На МАЗ-64221 и -64224 имеется блокировка межколесного дифференциала.

Колеса и шины.
Колеса – бездисковые, обод 8.5В-20, крепление – 6 болтами с прижимами. Шины 11.00R20 (300R508) мод. И-111А. Давление воздуха в шинах: на МАЗ-64229 – передние – 7,5, тележки – 6,0 кгс/см. кв; на МАЗ-64221 и -64224 -передние- 8,0, тележки – 5,9 кгс/см .кв. Число колес 10+ 1. Место крепления запасного колеса на тягачах отсутствует.

Подвеска.
Передняя – на полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, с амортизаторами и стабилизатором поперечной Устойчивости.
Задняя – рессорно-балансирная, с шестью реактивными Штангам и, концы рессор – скользящие.

Тормоза.
Рабочая тормозная система – с барабанными механизмами диаметр -120 мм, ширина накладок 1 60 мм, разжим – кулачковый), двухконтурным пневмоприводом. Тормозные камеры тележки – с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз – на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод – пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель с пневматическим управлением. Привод тормозов полуприцепа у тягача МАЗ-64229 – комбинированный, у тягачей МАЗ-6422 1 и -64224 – двухпроводный. Имеется предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление
Рулевой механизм – винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором вала сотки, с встроенным распределителем усилителя руля. Передат. число – 23,55. Усилитель руля – с вынесенным гидроцилиндром.

Электрооборудование.
Напряжение 24В, ак. батарея 6СТ-190А (2 тт.), допускается установка 6СТ-182 (2 шт.); генераторная установка: для МАЗ-64229 – Г273-В; для МАЗ-64221 и -64224 – Г-273Г, 74.3701 или 268.3701; все со встроенным регулятором напряжения. Стартер СТ103 – А-01 или 25.3708 для МАЗ-64229 и 25.3708 -для МАЗ-64221 и -64224.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.
Топливный бак – 350 л;
система охлаждения – 40л (без подогревателя), тосол А-40;
система смазки двигателя – 33л, летом – М-10ДМ, зимой – М-8ДМ (заменители – М-10Г(к) и М-8Г(к);
гидроусилитель руля – 5л, масло марки Р;
коробка передач – 9л, ТСп-15К;
картер центрального редуктора ведущих мостов – 2х13 л, ТСп-15К;
картер колесной передачи 4×20 л, ТСп-15К;
амортизаторы – 2×0,9 л, амортизаторная жидкость АЖ-12Т;
предохранитель против замерзания конденсата – 0,2 л, спирт этиловый технический;
бачок омывателя ветрового стекла – 2л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов (в кг):
Двигатель без коробки передач и сцепления – 1150,
двигатель со сцеплением и коробкой передач – 1600,
задний мост – 715,
передняя ось – 443,
рама – 698,
кабина – 645,
седельно-сцепное устройство – 202,
карданная передача – 74.

Видео- обзор на седельный тягач МАЗ 54329-020


Технические характеристики маз-64229

Трудолюбивый дальнобойщик с приставкой «Супер»

Седельные тягачи МАЗ-64229 относятся к популярному семейству «СуперМАЗ». При их широкой распространённости во всех братских республиках они, как ни странно, оказались обделены вниманием прессы. А ведь эти машины можно с полным правом назвать лучшими грузовиками для междугородних перевозок среди всех выпускавшихся в СССР! Всё об истории МАЗ-64229 и его технических особенностях – в данной публикации.

Грузовой автомобиль МАЗ-64229 – это седельный тягач с колёсной формулой шесть на четыре. Данная модель Минского автомобильного завода была создана для дальних грузоперевозок и стала «преемником» автомашин МАЗ-504 и МАЗ-515. Седельный тягач МАЗ-64229, из нового семейства МАЗ-6422, запустили в серийное производство в 1987-м году. Основные изменения затронули двигатель, который стал более мощным, и снабжённым системой турбонаддува. Однако было выполнено множество других доработок и усовершенствований. В том числе и касающихся оснащения кабины, повышения уровня комфорта водителя – здесь был сделан заметный шаг вперёд.

Место МАЗ-64229 в модельном ряду завода. Почему «Супер»?

«Лобастик», «Мурзик», «Боксёр», «Пенёк» – такие шофёрско-фольклорные прозвища тягача МАЗ-504 отражали главные его особенности: передовой для того времени дизайн кабины, с плавными очертаниями, и – ярко выраженную жёсткость хода (и водительское, и пассажирское сиденье располагались аккурат над передними колёсами, а о пневмоподвеске тогда ещё и не слыхивали). Все 70-е годы 504-й МАЗ был единственной советской машиной, имеющей «право на выезд» за пределы республик социалистического лагеря.

МАЗ-504 был прост в эксплуатации, надёжен и очень неприхотлив. Водители шутили: «На 504-м можно запросто совершить кругосветное путешествие! Главное – с собой захватить большой моток мягкой проволоки, чтобы привязывать все, что по дороге будет отваливаться…» Но комфорта этому автомобилю, конечно, недоставало.

Изменяющиеся международные требования к безопасности, уровню шума, размещению светотехники на грузовых автомобилях и т.п.; а также здоровое желание сделать машину «не хуже, а лучше», чем у зарубежных коллег, в условиях нарастающего отставания от них советского автопрома сыграли не последнюю роль в появлении семейства МАЗ-6422.

Конкретными воплощениями этих намерений и работ стали собранный в 1981-м году первый тягач нового поколения МАЗ-5432, а ещё через год – трёхосный тягач МАЗ-6422. Эти автопоезда до самого распада СССР были единственными отечественными грузовиками, соответствующими международным стандартам. Их и использовали в «Совтрансавто» – для международных грузоперевозок как по Восточной Европе, так и по Скандинавии, и по западноевропейским странам.

Что и говорить, по тем временам машина вполне соответствовала такому самоуверенному наименованию. Новая просторная кабина с внушительным панорамным стеклом и двумя спальниками выглядела очень солидно и была подрессоренной!

Новые МАЗы стали настоящим прорывом в эргономике. Пожалуй, впервые советские конструкторы всерьёз поработали над вопросами комфорта водителя и рациональной организации пространства на его рабочем месте. Если ранее грузовики делались по принципу «главное, чтобы ехал, да вёз побольше» – о комфорте просто не заботились (помните спартанские металлические интерьеры кабин ЗиЛов, ГАЗонов, КамАЗов советской эпохи?), то машины семейства МАЗ-6422 и внутри, и снаружи выглядели «по-западному». Такой серьёзный скачок от устаревших конструкций начала 60-х к современности был единогласно замечен водителями всего Советского Союза и выразился в закреплении в общем обиходе термина «СуперМАЗ».

Новый мощный двигатель с необычным для отечественных автомобилей посвистыванием турбокомпрессора придавал «СуперМАЗ»у дополнительный шарм. Немаловажно, что, помимо стиля и комфорта, МАЗы поколения 6422 значительно превзошли своих предшественников также по мощности и грузоподъёмности.

Особенности конструкции МАЗ-64229. Модернизации модели

Массовое серийное производство автомобилей МАЗ-64229 началось в 1987 году. Основная конструктивная особенность данной модели – это средний мост, представленный проходной конструкцией, смонтированной для сокращения нагрузок на задний мост и повышения общей грузоподъёмности. Главная деталь данного элемента –межосевой дифференциал, который распределяет между ведущими мостами крутящий момент. Подобная конструкция используется исключительно для большегрузных трёхосных тягачей.

Данный тягач был предназначен для работы, в основном, с двухосным полуприцепом марки МАЗ-9398. Полная масса автопоезда может достигать примерно 43-х тонн. Работа над модернизацией и усовершенствованием автомобиля не прекращалась и после его запуска в серию. Внешне это выразилось в дизайне кабины. С 1994-го года стали устанавливать широкую решётку радиатора. У прежней кабины МАЗ-64229 был кнопочный замок, ручка была расположена выше. У рестайлинговой – ручка-язычок, находящаяся уже на уровне «полосы».

Читайте также:  Диагностика карбюраторного двигателя ваз

На более поздних МАЗ-64229 начали ставить пневмо-гидроусилистель сцепления, вместо пневмоусилителя. ПГУ работал ощутимо лучше, обеспечивая более мягкое включение и выключение сцепления. Была добавлена блокировка межколёсного дифференциала (на МАЗ-64229 есть только блокировка межосевого).

У более ранних моделей МАЗ-64229 был спиртовой осушитель воздуха в тормозной системе, у более поздних – просто влагоотделитель. На поздних моделях – самоповодящие трещётки тормозных механизмов, другая помпа системы охлаждения и другой механизм натяжения, другая приборная панель, другая задняя оптика. Была произведена замена металлических трубок на пластиковые в пневмосистеме (что положительно сказалось на работе: система меньше перемерзала).

На более новых машинах тормозной кран стоит под педалью, в то время как у более старых – за кабиной, на раме слева. Под педалью лучше, т.к. на старом варианте разбивались тяги привода и работа тормозов ухудшалась.

На более ранних машинах МАЗ-64229 седло было 2-х щековое, затем стало однощековым. Новое оказалось лучше, т.к. в старом постепенно разбивались щёки и прицеп «в один прекрасным момент» начинал «бить». В однощёковом стоит саморегулировка седла посредством клина.

Технические характеристики МАЗ-64229

Габаритные размеры и показатели массы

  • Длина тягача: 6,540 м; Ширина: 2,5 м; Высота: 3,550 м.
  • Колёсная база: 2,9 м + 1,4 м.
  • Снаряжённая масса автомобиля: 9,350 тонн.
  • Полная масса автомобиля: 24 тонны; Полная масса автопоезда: 43 тонны.
  • Нагрузка на переднюю ось – 6 тонн; Нагрузка на заднюю ось (тележку) – 18 тонн.
  • Допустимая полная масса полуприцепа – 32,7 тонны.
  • Радиус поворота: по внешнему колесу – 9,2 метра; габаритный – 10,1 метров.
  • Максимальный преодолеваемый подъём автопоезда – 18 процентов.

Двигатель

Тягач МАЗ-64229 комплектуется 4-тактным 8-ми цилиндровым дизельным агрегатом ЯМЗ-238Д Ярославского моторного завода. Данный мотор имеет V-образное расположение цилиндров. Это снабжённый системой турбонаддува двигатель рабочим объёмом 14,86 литров и номинальной мощностью 330 лошадиных сил (243 кВт), при 2100 об/мин.

Топливный насос высокого давления (ТНВД) – аукционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Форсунки – закрытого типа. Воздушный фильтр — сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности.

Другие параметры дизельного двигателя ЯМЗ-238Д :

  • Размеры мотора: 130×140 мм; Диаметр цилиндра – 130 мм.
  • Степень сжатия – 15,2;
  • Максимальный крутящий момент – 1225 Н-м (125 кгс-м) при 1200-1400 об/мин

Двигатель ЯМЗ-238Д оснащён электрофакельным устройством (ЭФУ) и, по заказу. — подогревателем «15.8106» для подогрева двигателя и отопления кабины.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

В связке с двигателем ЯМЗ работает также ярославская коробка переключения передач, модели ЯМЗ-238А. Она четырёхступенчатая, с демультипликатором (общее число передач: вперед – восемь, назад – две). Синхронизаторы имеются на всех передачах, кроме заднего хода. Передаточные числа: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII 1,00; VIII-0,71; ЗХ-11,78; 2,99.

Карданная передача – два карданных вала. Главная передача ведущих мостов – разнесенная, двухступенчатая: центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колес. Сцепление на автомобиле использовано марки «ЯМЗ-238Н» – двухдисковое, с периферийными пружинами, механическим приводом и пневматическим (позже – пневмогидравлическим) усилителем.

Рулевой механизм имеет полу-интегральное исполнение и представляет собой винт и шариковую гайку-рейку, находящуюся в зацеплении с зубчатым сектором вала сотки; со встроенным распределителем усилителя руля. Передаточное число — 23,55. Усилитель руля — с вынесенным гидроцилиндром. Гидравлический люфт не превосходит шести градусов. Вес рулевого механизма составляет 29,5 кг.

Тормозная система тягача имеет барабанные механизмы с диаметром в 125 мм. Ширина накладок – 160 мм, разжим – кулачковый. В составе тормозной системы присутствует двухконтурный пневмопривод. Тормозные камеры также оборудованы пружинными энергоаккумуляторами.

Стояночный тормоз грузовика также имеет пневматический привод и совмещён с запасным тормозом. Вспомогательный тормоз оснащен моторным замедлителем, снабженным пневмоуправлением. Привод тормозов полуприцепа у тягача МАЗ-64229 – комбинированный. Благодаря специальному предохранителю, тормозная система надёжно защищена от замерзания конденсата.

Подвеска МАЗ-64229

Передняя подвеска автомобиля МАЗ-64229 смонтирована на полуэллиптических рессорах, имеющих скользящие задние кольца, стабилизаторы поперечной устойчивости и амортизаторы. Задняя подвеска в машине – рессорно-балансирная, со скользящими концами рессор и шестью реактивными штангам.

Колёса — бездисковые, с ободом 8.5В-20, креплением шестью болтами с прижимами. Шины 11.00R20 (300R508), модели И-111А. Давление воздуха в шинах составляет: передние – 7,5, тележки – 6,0 кгс/см. кв. Число колес 10+1. Место крепления запасного колеса на тягачах МАЗ-64229 отсутствует, оно размещается на полуприцепе.

Заправочные объёмы и рекомендуемые эксплуатационные материалы

  • Ёмкость топливного бака – 350 литров (средний расход топлива, по данным производителей, – 45 литров на 100 км пути груженого автомобиля);
  • Система охлаждения – 40 литров (без подогревателя), тосол «А-40»;
  • Система смазки двигателя — 33л, летом – «М-10ДМ», зимой – «М-8ДМ» (либо его заменители – «М-10Г(к)» и «М-8Г(к)»;
  • Гидроусилитель руля – 5 литров, масло марки Р;
  • Коробка передач – 9л, «ТСп-15К»;
  • Картер центрального редуктора ведущих мостов – 2х13 л, «ТСп-15К»;
  • Картер колёсной передачи 4×20 л, «ТСп-15К»;
  • Амортизаторы – 2×0,9 л, амортизаторная жидкость «АЖ-12Т»;
  • Предохранитель против замерзания конденсата – 0,2 л, спирт этиловый технический;
  • Бачок омывателя ветрового стекла — 2литра.

Кабина МАЗ-64229

Кабина тягача МАЗ-64229 кардинально отличается от кабин его предшественников. Изменена форма фар, решётка радиатора, форма кабины – «мода» на округлённые формы кабин в духе 60-х прошла совершенно. Изменился тип лобового стекла — оно стало не раздвоенным (со средней стойкой), а панорамным. Ушёл в прошлое массивный противоударный бампер, который был в предыдущей модели. Вместо него появился новый, с размещением в нём основного блока фар. На крыше появился новый спойлер.

Кабина на МАЗ-64229 двухместная, подрессоренная, с двумя спальными местами, оборудованная местами крепления ремней безопасности. Сиденье водителя — подрессоренное, регулируемое по весу водителя, длине, высоте, наклону подушки и спинки. Что такое пневмосиденье и обычное торсионное – нет нужды объяснять. Пневматика однозначно лучше!

Для доступа к двигателю кабина откидывается вперёд при помощи гидроцилиндра с ручным приводом гидронасоса, Кабина грузовика МАЗ-64229 является достаточно комфортабельной для водителя, даже по меркам XXI века. В процессе эксплуатации она также высоко была оценена водителями и в плане своей практичности.

Отзывы водителей и владельцев о МАЗ-64229

По отзывам водителей и владельцев тягачей МАЗ-64229, этот автомобиль сочетает в себе такие положительные качества, как надёжность, неприхотливость, выносливость, долговечность и довольно высокий уровень комфорта для водителя. Несмотря на то, что двигатель ЯМЗ-238Д не отличается феноменальной экономичностью и обеспечением очень высокой скорости движения, МАЗ-64229 достаточно быстро окупается и стабильно приносит прибыль, демонстрируя завидную рентабельность.

Общий смысл большинства отзывов таков: МАЗ-64229 – прекрасная машина для наших дорог и условий. В плюсе также недорогие запчасти и возможность практически везде их приобрести. Большинство МАЗов данной марки исправно трудятся на дорогах долгие годы, без серьёзных поломок: «Главное – вовремя проводи ТО и не перегружай. Все поломки – только по мелочи: то трубочку поменять, то прокладку заменить, то воздух уходит и т. п.»

И в XXI веке, и в кризисные годы МАЗ-64229 остаётся «живее» многих своих одноклассников. Трудно сосчитать, сколько дальнобойщиков в кабинах, устланных коврами, с занавесками и бахромой (или же с более современным «тюнингом») колесят на своих «СуперМАЗ»ах по просторам СНГ и сопредельных государств.

Цена МАЗ-64229

Новый тягач МАЗ-64229 уже не приобрести: они более не производятся, и в каталоге Минского автомобильного завода на месте 6422-й серии теперь 6425-я. Разброс цен на подержанные грузовики МАЗ-64229 невероятно велик, как и количество предложений о продаже машин данной марки. Тягач 90-х годов выпуска можно приобрести и за 200 000 рублей; а за автомобили 2008-2009 годов просят до полутора миллионов рублей.

Мораль такова: МАЗ-64229 – это одна из самых удачных моделей Минского автозавода, «дальнобойный» грузовик, работающий без серьёзных проблем и сбоев на протяжении многих лет. И со временем его работоспособность не сокращается. По сравнению с импортными и более современными «одноклассниками», эта машина отличается более доступной ценой, как при покупке, так и в обслуживании (так называемой «стоимости владения автомобилем).

Оцените статью