Особенности конструкции автоматических трансмиссий полноприводных автомобилей

Устройство и виды полного привода

Многие любители активного отдыха и частых поездок за город выбирают в качестве транспортного средства кроссоверы и внедорожники, в конструкции которых используется полный привод. Такие авто отличаются повышенным клиренсом и всеми ведущими колесами, что обеспечивает хорошую проходимость.

Но далеко не всегда такие авто способны преодолеть даже среднее бездорожье, не говоря уже о серьезной грязи. И виной этому может оказаться все тот же полный привод, точнее его конструктивные особенности. Поэтому наличие всех ведущих колес еще не означает, что машина способна на покорение сильной грязи.

Основные составные элементы трансмиссии

Полный привод подразумевает передачу крутящего момента от силового агрегата на колеса обеих осей, благодаря чему и повышается проходимость по грязи.

Основная конструктивная особенность привода этого типа перед другими (передний, задний) — наличие в трансмиссии дополнительного узла – раздаточной коробки. Именно этот узел и обеспечивает распределение вращения по двум осям авто, делая ведущими все колеса.

В целом эта трансмиссия авто состоит из:

  • сцепления;
  • коробки переключения передач;
  • раздаточной коробки;
  • приводных валов;
  • главной передачи обоих мостов;
  • дифференциалов.

Вариант конструкции полноприводной трансмиссии (подключаемый автоматически)

Несмотря на использование одних и тех же составляющих, вариаций и конструктивных исполнений трансмиссии – множество.

Конструктивные и эксплуатационные особенности

Стоит отметить, что на многих авто привод на все колеса осуществляется не всегда. То есть, ведущей постоянно является только одна ось, вторая же подключается только при надобности, причем делаться это может как в автоматическом режиме, так и вручную. Но есть и вариации трансмиссии, у которой отключение оси не осуществляется.

Трансмиссии с конструкцией, обеспечивающей передачу вращения на все колеса, используются на авто как с поперечной установкой силового агрегата, так и с продольной. При этом компоновка предопределяет, какая из ведущих осей функционирует постоянно (исключение – постоянный полный привод).

Система, обеспечивающая привод на все колеса может работать как с МКПП, так и с любой автоматической коробкой передач.

Принцип работы системы достаточно прост: от мотора вращение передается на КПП, которая обеспечивает изменение передаточных чисел. От коробки передач вращение поступает на раздатку, которая перераспределяет его на две оси. А далее уже по карданным валам вращение передается на главные передачи.

Но выше описана общая концепция системы полного привода. Конструктивно же трансмиссия может отличаться. Так, как правило, на авто с поперечным расположением в конструкцию КПП одновременно входят и главная передача переднего моста, и раздатка.

А вот в авто с двигателем, установленным продольно, раздатка и главная передача передней оси – отдельные элементы, и вращение на них поступает за счет приводных валов.

Существует еще ряд конструктивных особенностей, которые напрямую влияют на проходимость авто. В первую очередь это касается раздаточной коробки. В полноценных внедорожниках у этого узла обязательно имеется понижающая передача, которая в кроссоверах есть далеко не всегда.

Также на внедорожные качества влияют дифференциалы. Количество их может быть разным. У одних авто присутствует межосевой дифференциал, входящий в устройство раздатки. Благодаря этому элементу осуществляется возможность изменения соотношение распределения момента вращения между осями в зависимости от условий движения. В некоторых авто для увеличения проходимости также предусматривается блокировка этого дифференциала, после задействования которого распределение вращения по мостам делается в строго заданных пропорциях (60/40 или 50/50).

Но межосевого дифференциала в конструкции системы может и не быть. А вот межколесные дифференциалы, устанавливаемые на главных передачах, присутствуют на всех авто, но не на всех имеются их блокировки. Это тоже сказывается на ходовых качествах.

Различаются также и механизмы управления приводом. В одних авто все делается в автоматическом режиме, у других для этого водителем задействуются электронные системы, у третьих – подключение полностью ручное, механическое.

В общем, полный привод, используемый на авто, система не такая уж и простая, как изначально кажется, хотя принцип его функционирования на всех авто одинаков.

Самыми известными являются системы:

  • 4Matic от Mercedes;
  • Quattro от Audi;
  • xDrive от BMW;
  • 4motion концерна Volkswagen;
  • ATTESA у Nissan;
  • VTM-4 компании Honda;
  • All wheel control разработка Mitsubishi.
Читайте также:  Основные направления ремонта автомобилей

Виды привода, используемые на авто

На автомобилях нашли применение три вида полного привода, отличающиеся между собой как конструктивно, так и по особенностям работы:

  1. Постоянный полный привод
  2. С автоматически подключаемым мостом
  3. С подключением вручную

Это основные и самые распространенные варианты.

Виды полного привода

Постоянный привод

Постоянный полный привод (международное обозначение – «full time»), пожалуй, единственная система, которая используется не только на кроссоверах и внедорожниках, а также и универсалах, седанах и хэтчбеках. Используется он на авто с обоими видами компоновки силовой установки.

Особенность этого вида трансмиссии сводится к тому, что механизм отключения одной из осей не предусматривается. При этом раздаточная коробка может иметь понижающую передачу, включение которой осуществляется принудительно при помощи электронного привода (водитель просто выбирает селектором требуемый режим, а сервопривод осуществляет переключение).

Селектор выбора пониженной передачи и интенсивности движения в зависимости от местности

В его конструкции используется межосевой дифференциал с механизмом блокировки. В разных видах трансмиссии блокировка может осуществляться вискомуфтой, многодисковой муфтой фрикционного типа или же дифференциалом Torsen. Одни из них выполняют блокирование в автоматическом режиме, другие – принудительно, вручную (с использованием электронного привода).

Межколесные дифференциалы в системе постоянного полного привода также оснащаются блокировками, но не всегда (на седанах, универсалах и хэтчбеках ее обычно нет). Также не обязательно наличие блокировки сразу на двух осях, нередко такой механизм устанавливается только на одной из осей.

Привод с автоматически подключаемой осью

В авто с автоматически подключаемым мостом (обозначение – «On Demand»), полный привод включается только при определенных условиях – когда колеса постоянно работающей оси начали проскальзывать. В остальное время автомобиль является передне- (при поперечной компоновке) или заднеприводным (в случае, если двигатель располагается продольно).

У такой системы есть свои конструктивные особенности. Так, раздаточная коробка имеет упрощенную конструкцию и понижающей передачи в ней нет, но при этом она обеспечивает постоянное распределение крутящего момента по осям.

Также отсутствует и межосевой дифференциал, зато присутствует механизм автоматического подключения второй оси. Примечательно, что в конструкции механизма используются те же узлы, что и в межосевом дифференциале – вискомуфта или фрикционная муфта с электронным управлением.

Особенность работы привода с автоматическим подключением заключается в том, что распределение крутящего момента по осям делается с разным соотношением, которое меняется при разных условиях движения. То есть, при одном режиме вращение распределяется в пропорции, например, 60/40, а при другом — 50/50.

На данный момент система с автоматическим подключением полного привода является перспективной и ее используют многие автопроизводители.

Трансмиссия с ручным управлением

Трансмиссия с подключаемым полным приводом в ручном режиме (обозначение – «Part Time») сейчас считается устаревшей и используется не часто.

Ее особенность заключается в том, что подключение второго моста осуществляется в раздаточной коробке. И для этого может задействоваться как механический привод (посредством рычага управления раздаткой, установленной в салоне), так и электронный (водитель задействует селектор, а сервопривод осуществляет подключение/отключение моста).

В такой трансмиссии отсутствует межосевой дифференциал, что обеспечивает постоянное соотношение распределение крутящего момента (обычно в пропорции 50/50).

Практически всегда в межколесных дифференциалах используется блокировка, причем принудительная. Эти конструктивные особенности обеспечивают наибольшие показатели проходимости авто.

Иные варианты

Стоит указать, что существуют комбинированные трансмиссии, которым присущи конструктивные и эксплуатационные особенности одновременно нескольких видов систем. Они получили обозначение «Selectable 4WD» или многорежимный привод.

В таких трансмиссиях существует возможность установки режима работы привода. Так, подключение полного привода может осуществляться как в ручном, так и в автоматическом режиме (причем существует возможность отключения любого из мостов). То же касается и блокировок дифференциалов – межосевого и межколесных. В общем, вариаций работы трансмиссии – множество.

Есть и более интересные варианты, к примеру электромеханический полный привод. В этом случае весь крутящий момент поступает только на одну ось. Второй же мост оснащается электромоторами, которые задействуются в автоматическом режиме. Последнее время такая трансмиссия становиться все более популярной, хотя полноценной системой, в классическом понимании, ее назвать нельзя. Такие автомобили являются гибридными системами.

Положительные и отрицательные стороны

Полный привод имеет ряд достоинств перед другими типами. Основными из них можно выделить:

  • Эффективное использование мощности силовой установки;
  • Обеспечение улучшенной управляемости авто и его курсовой устойчивости на разных видах покрытия;
  • Повышенная проходимость авто.
Читайте также:  Тест драйв бритвы philips

Противовесом достоинств выступают такие негативные качества, как:

  • Повышенное потребление топлива;
  • Сложность конструкции привода;
  • Большая металлоемкость трансмиссии.

Несмотря на отрицательные качества, автомобили, у которых имеется полный привод, пользуются спросом и очень популярны даже среди автолюбителей, за город практически никогда не выезжающих.

Особенности конструкции автоматических трансмиссий

Большинство автолюбителей, купившие автомобили с автоматической трансмиссией, на первых порах, не могут расстаться с рычагом переключения скоростей, поскольку привыкли, управляя автомобилем с механической трансмиссией, регулировать ним скорость движения. К тому же было необходимо постоянно следить уровень нагрузки на двигатель, регулировать скорость движения автомобиля.

Все эти вышеперечисленные процедуры уходят в небытие, при покупке автомобиля с автоматической трансмиссией, поскольку автоматическая коробка передач не требует систематического использования рычага переключения скоростей. В отличие от механики, автоматическая трансмиссия позволяет регулировать скорость движения автоматически, которая зависит от нагрузки, с которой работает двигатель, скорости движения автомобиля, ну и само собой от вашего личного желания.

Если сравнивать автоматическую трансмиссию с механической коробкой передач, то можно увидеть, что автоматическая трансмиссия имеет целый ряд преимуществ:

  • водитель автомобиля, имеет большую возможность, сосредоточиться на управлении автомобилем, а не отвлекаться на переключение скоростей, ему не нужно столь кропотливо прислушиваться к работе двигателя и т. д;
  • в отличие от механики, когда переключение скоростей производится по усмотрению водителя, в автоматической трансмиссии, переключение скоростей выполняется автоматически, когда автомобиль наберет необходимых оборотов;
  • оберегает двигатель и автомобиль в целом от случайных перегрузок;
  • переключение скоростей можно производить как в ручном, так и автоматическом режиме.

Современные автопроизводители предлагают на выбор покупателей автоматические трансмиссии в двух исполнениях. Различие между ними лишь в системе управления и в системе, которая контролирует работу трансмиссии. В трансмиссиях первого типа, специальное гидравлическое устройство берет на себя обязанности по управлению и контролю. Во втором случае эти функции благополучно выполняет специальный электронный блок. В остальном отличий между двумя выше представленными автоматическими коробками передач нет.

Отличаются друг от друга АКПП, которые устанавливают на переднеприводные и заднеприводные автомобили. В основном различия проявляются в компоновке и принципу действия трансмиссии. К примеру, автоматическая трансмиссия переднеприводного автомобиля, имеет меньший размер, по сравнению со своими собратьями. К тому же, механизм такой трансмиссии оборудуется отделением для главной передачи – дифференциала. Как бы там ни было, структурные различия не столь влияют на трансмиссии. Все они имеют почти одинаковые функции и обязанности, с которыми прекрасно справляются, не зависимо от типа автомобиля и т.д.

Для обеспечения стабильного движения и выполнения, положенных на них функций, автоматические трансмиссии комплектуются специальными механизмами и электронными устройствами. Зачастую в комплект входит:

  • механизм, отвечающий за выбор режима движения;
  • гидротрансформатор;
  • блок, который управляет работой трансмиссии;
  • блок контроля.

Механизм, отвечающий за выбор режима движения – это есть не что иное как рычаг, который размещается в автомобиле, по правую руку водителя. С его помощью, водитель может выбирать направление движения автомобиля – как двигаться вперед или назад, так и работать в режиме «парковка» или «нейтраль». Движение вперед можно осуществлять в трех режимах:

  • на пониженных оборотах;
  • при средних оборотах;
  • при нормальном режиме работы двигателя.

Все эти режимы наносятся на рукоятку управления автоматической трансмиссией. Обозначения могут иметь разный вид. Все зависит от изготовителя. Зачастую первый режим обозначается символом «L» или цифрой «1», соответственно второй режим «S», «2» или знаком умножения, третий режим буквой «D» или «D-3».

Режим движения на пониженных оборотах или на низкой скорости рекомендуется использовать как первую передачу, когда необходимо преодолеть крутой подъем, двигаетесь по дороге, которая находится в плохом состоянии и вам необходимо постоянно сбрасывать обороты, чтобы преодолеть ту или иную яму или выбоину.

Режим движения на средних оборотах состоит из двух передач или, одним словом, с одного переключения. К примеру, вы едете на второй скорости с выжатой педалью акселератора, но до достаточно вам ее отпустить, как в течение небольшого промежутка времени (до 8-10 секунд), за счет торможения двигателем, система переключит вас на первую скорость. В результате, вам не понадобиться пользоваться педалью тормоза. Двигаться в таком режиме движения рекомендуется, когда вам необходимо преодолеть обледеневшую и скользкую дорогу, дорожное полотно имеет большое количество ям и выбоин.

Читайте также:  Наши внедорожники тест драйв

Установив рычаг управления трансмиссией в положение нормальный режим движения, вы имеете возможность ездить по дорогам с нормальным дорожным покрытием, двигаться на большой скорости, поскольку этот режим обеспечивает прекрасную маневренность и устойчивость.
Помимо выше представленных режимов, коробка может также работать в следующих режимах:

  • «P» — режим парковки применяется при длительной остановке или стоянке ;
  • «R» — данный режим использую при движении по серпантину и других дорогах, где необходима повышенная маневренность автомобиля;
  • «N» — этот режим позволяет свободно двигаться автомобилю как вперед, так и назад, а также временно парковаться при работающем двигателе.

Но, запускать двигатель разрешается лишь в тех случаях, когда рычаг управления автоматической трансмиссией находиться в положениях «N» или «P».

Как показывает практика, зачастую мы делает неправильные переключения. Особою опасность таит в себе ошибка, которую может сделать неопытный водитель, когда, двигаясь вперед, переводит рычаг в положение «R».

Чтобы избежать подобных оплошностей, производители автоматических трансмиссий так сконструировали рычаг управления, что переключать в разрешенные положения можно как при движении, так и находясь в режиме парковка. Но если вам необходимо перейти в режимы «L» или «R», без нажатия на специальный фиксатор просто не обойтись. Данный фиксатор был специально разработан, чтобы исключить возможные поломки и перегрузки трансмиссии из-за нашей халатности и не внимательности. Кроме того, перевести в вышеперечисленные режимы даже с зажатой кнопкой вам не удастся, поскольку чтобы перейти в режим «R» будет необходима полная остановка автомобиля, а чтобы перейти в режим «L» необходимо сбросить до минимума обороты двигателя.

Помимо этого, автоматические трансмиссии имеют еще одно конструктивное преимущество – это специальная система, которая автоматически переводит коробку на более низкую передачу. Включается в действие эта система, в том случае, когда вы резко нажимаете на педаль газа. Данная система позволяет значительно набирать скорость движения автомобиля, когда это необходимо, например, когда вам необходимо выполнить обгон, впереди движущегося автомобильного средства. Но использование трехступенчатого режима работы автоматической трансмиссии. Но использование трехступенчатого режима работы автоматической трансмиссии приводит к, пускай не значительному, но перерасходу топлива. По этой причине разработчиками автоматической коробки передач, трансмиссия была оборудована, четвертой передачей, которую обозначают «0/D» и «D4». Переход на четвертую передачу производиться при помощи специального переключателя, в виде кнопки, которая обычно располагается либо на передней панели, либо на рычаге управления режимами движения. Использовать четвертую передачу целесообразно при движении автомобиля со скоростью больше 40 км/час, когда не требуется большой крутящий момент.

Помимо вышеперечисленных устройств и новшеств, автоматические трансмиссии оснащаются специальным гидротрансформатором, на которого положены обязанности сцепления. Устанавливается гидротрансформатор в специальный кожух, который располагается между двигателем и автоматической трансмиссией. Заполняется гидротрансформатор трансмиссионным маслом, в процессе движения автомобиля испытывает достаточно большие нагрузки. Помимо передачи крутящего момента и запуска в работу масляного насоса, который расположен в коробке трансмиссии, этот узел способен поглощать и сглаживать колебания, которые возникают при работе двигателя. С помощью масляного насоса создается и поддерживается давление в системах управления и контроля, без которых работоспособность всей системы может быть нарушена.

Бытует мнение, что автомобиль с автоматической коробкой передач можно привести в действие без стартера, с буксира. Но это мнение ошибочно, поскольку данный насос питается от энергии двигателя и как бы вы не пытались завести автомобиль при не работающем двигателе, у вас ничего не получится.

Чтобы обеспечить стабильный коэффициент передаточного числа автоматические трансмиссии также комплектуются специальными планетарными механизмами, которые способны обеспечить систему стабильным передаточным показателем.

Управлять вышеперечисленными устройствами и новшествами водителю позволяют системы управления и контроля. Управление происходит через трансмиссионную жидкость и специальные гидравлические сигналы, которые формируются в системах контроля и управления.

В рамках данной статьи мы постарались рассмотреть список наиболее популярных устройств, которыми оборудуются современные автоматические трансмиссии, но время не стоит на месте. Технология производства АКПП развивается и возможно уже завтра будет введено новшество, которое сможет кардинально изменить работу автоматических трансмиссий, но это уже будет темой следующей статьи.

Если вам необходимо произвести ремонт или обслуживание трансмиссии обратитесь к профессионалам.

Оцените статью