Особенности эксплуатации строительных машин

Особенности эксплуатации строительных машин

Территория РФ делится на ряд климатических зон: влажную, умеренную, теплую, холодную, жаркую.

Подъемно-транспортные и строительные машины обычного исполнения могут эксплуатироваться при температуре до -40°С; для районов, где температура опускается ниже -40°С, создаются машины в северном исполнении. Зимний период – наиболее трудный для эксплуатации машин. В это время затрудняется запуск силовой установки, снижаются смазывающие свойства масел, повышается вызкость рабочей жидкости, снижаются прочностные свойства металлоконструкций и увеличиваются нагрузки на них, повышается хрупкость резинотехнических изделий, возрастают число отказов сборочных единиц, расход топлива и рабочей жидкости, усложняются условия труда машинистов.

Сезонное техническое обслуживание по переводу машины на зимнюю эксплуатацию проводят в октябре и приурочивают к очередному (по графику) техническому обслуживанию. При этом проверяют и подготавливают к зиме все сборочные единицы двигателя, гидрооборудования, детали трансмиссии и рабочего оборудования системы управления, а также кабину. В машинах с карбюраторным двигателем летние марки бензина заменяют на зимний сорт. Для эксплуатации зимой машины с дизельным двигателем применяют дизельные топлива зимнее и арктическое.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В систему охлаждения заливают воду, подогретую до температуры 60-70°С, или незамерзающие смеси (антифризы). Для облегчения запуска двигателей топливный насос и топливные фильтры рекомендуется подогревать горячей водой. При временных остановках машины периодически запускают двигатель, чтобы не произошло замерзания воды в системе охлаждения. Перед началом работы двигатель прогревают до тех пор, пока температура жидкости в системе охлаждения не повысится до 50 °С.

Во избежание объединения штоки гидроцилиндров не должны находиться длительное время открытыми, так как образовавшийся на них лед может повредить грязесъемники и резиновые кольца уплотнений. Недопустимо также объединение выступающих частей золотников гидрораспределителей. Если на них образуется хотя бы незначительная ледяная корка, могут быстро стать неисправными уплотнения выходной части золотников. Перед пуском машины в работу гидросистему прогревают. Для этого пуск насосов начинают на минимальных оборотах двигателя, затем их постепенно увеличивают до номинальных. После 5—10 мин работы насосов на холостом ходу выполняют рабочие операции без нагрузки в течение 10-15 мин, последовательно включая гидромоторы.

После длительной стоянки машины при температуре воздуха ниже -30°С первые 15-20 мин двигаются со скоростью, не превышающей 15—20 км/ч, избегая ударов шин о неровности дороги, так как переохлажденная резина теряет эластичность, становится хрупкой и ее легко повредить при ударе. Рабочую площадку перед установкой машины очищают от неутрамбованного снега. На выносные опоры машину устанавливают так, чтобы исключалось проскальзывание их подкладок и башмаков по мерзлой земле и обледеневшему снегу.

При сильных морозах снижается хладостойкость металлоконструкций. В связи с этим машинист не должен допускать резких рывков и перегрузок. При длительном пребывании на объекте во избежание примерзания шин к основанию машину ставят на прокладки из досок или других изолирующих материалов.

Эксплуатация подъемно-транспортных и строительных машин в период жаркой погоды сопровождается своими особенностями. В условиях жаркой сухой погоды повышается количество пыли в воздухе. Проникая в сборочные единицы, пыль способствует повышенному износу трущихся деталей силовой установки, рабочих механизмов, гидрооборудования, электросистемы. Ослабление воздействия пыли на силовую установку достигается путем ежедневной промывки фильтрующего элемента воздушного фильтра, проверки чистоты масел и рабочей жидкости. Заправляют двигатель горючим в местах, защищенных от ветра. Нельзя применять в качестве заправочной емкости открытые ведра. Перед установкой на место крышек горловин баков их необходимо тщательно очистить от пыли. Жаркая погода снижает эффективность работы системы охлаждения двигателя, вызывая необходимость частой доливки воды. Следствием этого является быстрое образование накипи в рубашке охлаждения двигателя. Для уменьшения расхода охлаждающей воды важно соблюдать герметичность системы охлаждения, проверять работу клапанов пробки радиатора и целость ее прокладок. Если двигатель во время работы перегрелся, вызвав кипение воды, необходимо прекратить работу машины до остывания двигателя, затем долить воду. Заливать в перегретый двигатель холодную воду нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения двигателя. Испарение электролита из аккумуляторной батареи в жаркую погоду увеличивается, поэтому его уровень необходимо проверять ежедневно, своевременно доливая ди-стилированную воду.

Читайте также:  Термины слесаря по ремонту автомобиля

Наличие пыли на дорогах и территории объекта требует тщательного ухода за ходовым устройством, обращая особое внимание на трансмиссию, коробку перемены передач, гидрооборудование. В жаркую погоду особенно сильно при работе машины изнашиваются открытые сборочные единицы и детали. Чтобы замедлить процесс изнашивания, необходимо очищать их от пылеобразующих наслоений и налипаний, чаще в 2 раза чем предусмотрено обычной картой смазки проверять наличие и качество смазочного материала в соединениях. В летних условиях необходимо следить за состоянием гидрооборудования: тщательно промывать фильтр бака рабочей жидкости и сетку заливной воронки, рабочую жидкость заливать из чистой промытой бензином и протертой насухо мягкой тканью емкости, наблюдать за состоянием штоков гидроцилиндров и золотников распределителей и по мере необходимости протирать их мягкой тканью, применять только летние сорта рабочей жидкости.

Особенности эксплуатации строительных машин

В современном строительстве основными показателями, характеризующими технический уровень эксплуатации парка строительных машин, являются уровень комплексной механизации строительно-монтажных работ, годовая выработка в натуральном выражении, использование некоторых машин по времени и техническое состояние парка.

Уровень комплексной механизации планируется по основным видам строительно-монтажных работ.

Годовые выработки строительных машин устанавливаются советами министров республик и ведомствами в натуральных показателях в (мг и г) по важнейшим группам строительных машин (экскаваторы, скреперы, бульдозеры, смесительные машины). По самоходным кранам годовая -выработка устанавливается в часах.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Эксплуатация строительных машин производится непосредственно общестроительными трестами или их управлениями и участками, а также специализированными организациями — трестами и управлениями механизации. Тресты и управления механизации специализируются по отдельным видам работ, имеют ремонтные предприятия, располагают специальным транспортом, передвижными мастерскими, монтажным оборудованием и укомплектованы квалифицированными кадрами.

Приемка, сдача и ввод в эксплуатацию строительных машин. Каждая машина, прибывающая в организацию с завода-изготовителя, от ремонтного завода или от другой организации, подвергается тщательному осмотру, а затем опробованию в работе, после чего на нее составляется приемо-сдаточный акт.

Сдача машин в ремонт оформляется актом с приложением описи технического состояния. На основании акта издается приказ или распоряжение, в котором указывается, куда направляется машина и за кем она закрепляется. Машины, сдаваемые в ремонт, должны быть полностью укомплектованы. Положенные к ним комплекты инструмента, приспособлений и съемных приборов должны быть очищены, смазаны и упакованы отдельно.

Приемка и сдача строительных машин между сменами повышают ответственность обслуживающего персонала за состояние машин. Машина сдается очищенной от грязи, смазанной, отрегулированной, в исправном состоянии и с запасом эксплуатационных материалов. Междусменный осмотр производится в течение 20—45 мин за счет времени обеих смен. При междусменном осмотре проверяются состояние важнейших узлов машины, наличие запаса материалов и инструмента и производится опробование машины в работе. Междусменная приемка оформляется подписью сменщика в приемо-сдаточном акте.

При приемке и сдаче машин от одной организации другой проверяются наличие технической документации и комплектность машины, составляется опись ее технического состояния и оформляются приемо-сдаточные документы.

Техническая документация на строительные машины включает паспорт машины, шнуровую книгу (для машин, контролируемых Госгортехнадзором), инструкцию по обслуживанию и эксплуатации машины, опись технического состояния.

Комплектность машины устанавливается в результате внешнего осмотра и проверки соответствия ее параметров данным, записанным в паспорте. Опись технического состояния машины составляется на основе внешнего осмотра ее узлов, данных опробования в работе и результатов испытаний, которые проводятся после капитального и среднего ремонта машины, при передаче ее из одного хозяйства в другое и при приемке новых машин с завода.

Читайте также:  Установка разных колес автомобиля

Проверка работы машины на холостом ходу позволяет уточнить качество сборки узлов, механизмов, систем управления, а также оценить правильность сборки машины в целом. Испытание машин под нагрузкой позволяет установить соответствие основных ее показателей данным технической характеристики.

Для отправки строительной машины на ремонтное предприятие необходимо провести:
а) укомплектование машины недостающими узлами и деталями;
б) составление описи технического состояния;
в) мойку и чистку машины, освобождение ее баков, поддонов, редукторов от воды, топлива, масла (для машин, состояние которых не позволяет передвигаться самоходом), заглушку пробками наружных отверстий;
г) смазку или окраску деталей, подверженных коррозии;
д) опломбирование тросов, крышек и дверей;
е) упаковку снятых приборов, узлов и агрегатов;
ж) обшивку досками окон, проемов, люков;
з) подготовку документации, отправляемой с машиной [паспорт, журнал ремонта, шнуровая книга, опись снятых с машины и упакованных узлов и деталей, наряд на ремонт, копия описи технического состояния (первый экземпляр отправляется на ремонтный завод заранее) и сопроводительный лист].

До ввода в эксплуатацию самоходных кранов и воздушных компрессоров необходимо зарегистрировать эти машины в местной инспекции Госгортехнадзора. Регистрация производится на основании письменного заявления строительной организации и паспорта машины. При регистрации башенных, козловых и мосговых кранов к паспорту должны быть приложены установочный чертеж крана, а также справка о том, что подкрановый путь способен выдержать нагрузку от данного крана. Разрешение на эксплуатацию крана выдается на основе результатов технического освидетельствования и контрольной проверки состояния машины. Контрольную проверку технического состояния крана производит инженер-контролер (инспектор) Главгортехнадзора, который и разрешает ввод крана в эксплуатацию.

Техническое освидетельствование грузоподъемных машин производится через каждые 12 мес. Внеочередное освидетельствование производится: после монтажа крана на новом месте, после капитального ремонта или реконструкции с изменением грузоподъемности крана, после изменения конструкции портала, башни и стрелы или после смены тросов, крюка или грузовой лебедки. Техническое освидетельствование крана производится представителем администрации.

Новые и капитально отремонтированные машины перед вводом в эксплуатацию проходят период обкатки, в процессе которого прирабатываются трущиеся поверхности деталей. Период обкатки машин колеблется от 10 до 100 ч. В процессе обкатки и некоторое время после нее машина должна работать при ограниченных нагрузках.

К управлению машинами и их обслуживанию допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления машиной и знающие ее устройство, правила управления и обслуживания.

Перед началом работы моторист проверяет состояние машины и производит ее опробование без нагрузки. В процессе работы моторист постоянно наблюдает за состоянием машин и ее узлов. При обнаружении самых незначительных неполадок необходимо остановить машину и устранить дефект. Пренебрежительное отношение к «незначительным дефектам» часто приводит к повышенному износу деталей и серьезным авариям.

Наибольшее число неисправностей в машине является результатом плохого крепления деталей и несоблюдения установленного режима смазки. Смазка трущихся поверхностей уменьшает потери мощности и увеличивает срок службы деталей и узлов машин. Кроме того, смазка частично поглощает ударные нагрузки.

Для смазки узлов и деталей строительных машин применяют смазочные масла: индустриальные (веретенное, машинное, авиационное, автол, дизельное, трансмиссионное, компрессорное, турбинное и трансформаторное) и консистентные смазки (солидол, консталин, графитовая мазь, технический вазелин и канатная мазь).

Для подшипников качения и открытых зубчатых передач применяют консистентные смазки. Закрытые передачи (зубчатые, червячные и цепные) смазывают автолами и трансмиссионными маслами. Цепи открытых цепных передач, снятые со звездочек, выдерживают некоторое время в нагретой консистентной смазке и «осле протирки устанавливают на свое место. Стальные канаты смазывают канатными мазями, состоящими из 68% масляного гудрона, 10% битума марки III , 10% канифоли, 7% технического вазелина, 3% графита и 2% озокерита.

Читайте также:  Двигатель мазда 5 2 литра схема

Места, способы и сроки смазывания, а также сорта смазки указываются в картах и схемах смазки машин.

По окончании работы моторист должен очистить машину от грязи и произвести ее осмотр, в процессе которого устанавливается состояние конструкций и соединений, подтягиваются ослабленные соединения, заменяются негодные и устанавливаются новые крепежные детали вза;мен утерянных, проверяется состояние ремней, тросов и цепей, а также действие и регулирование основных механизмов и систем управления. Все незначительные неполадки и неисправности немедленно устраняются. При невозможности быстрого устранения неполадок моторист заявляет механику о необходимости выполнения ремонта и вносит соответствующую запись в свой сменный рапорт.

В осенне-зимний период эксплуатация машины, особенно с двигателями внутреннего сгорания, затрудняется. При низких температурах ухудшаются условия -смазки деталей, затрудняется пуск двигателя и усложняется уход за машиной в полевых условиях.

До наступления холода строительные машины тщательно осматривают и устраняют обнаруженные в них неисправности. Кабины машин утепляют, двигатели внутреннего сгорания снабжают чехлами, трубопроводы утепляют войлоком или асбестом. Летнюю смазку заменяют зимней, более жидкой. В гидравлических системах управления машинные и турбинные масла заменяют трансформаторным маслом. При работе зимой на время перерывов в работе воду из систем охлаждения и образующийся в пневматических системах управления конденсат необходимо сливать.

Хранение и транспортирование машин. Некоторые машины по климатическим условиям значительную части времени года не работают и находятся на хранении (кратковременном или длительном).

Перед установкой на кратковременное хранение машину очищают от грязи, моют и смазывают, а также освобождают ее емкости от воды, топлива и масла. Машины на пневмоколесах вывешивают на козлах, а остальные устанавливают на деревянных подкладках или настилах. Инструмент, находящийся в машинах, снимают и сдают на хранение.

На длительное хранение (консервацию) машины ставят под руководством механика в соответствии с указаниями вышестоящей организации. С этой целью машину осматривают, устраняют неисправности и в случае надобности ремонтируют. Из исправной и смазанной машины сливают воду и горючее, промывают баки, трубопроводы, радиаторы и т. п. Для предохранения от коррозии все металлические поверхности с поврежденной окраской окрашиваются вновь. Неокрашивае-мые поверхности смазываются смесью масла с мелом (на две части мела одна часть масла). Съемные резиновые детали машин, инструмент, легкосъемная аппаратура и аккумуляторы сдаются на хранение в закрытые помещения. Двери кабин, тросы, баки пломбируются. Все элементы машин разгружаются, рабочие органы и консоли их опирают на деревянные стойки.

Состояние машин, находящихся на консервации, проверяется через каждые 2—3 мес.

Транспортирование кранов, экскаваторов и других самоходных строительных машин производится собственным ходом только в пределах фронта работ. На расстояния до нескольких десятков километров своим ходом можно перебрасывать машины, смонтированные на тягачах, тракторах, автомобилях, а также автопогрузчики и автогрейдеры. Все машины, имеющие колесный ход, могут транспортироваться на буксире.

Легкие и малогабаритные машины (тракторы, электростанции, бетоносмесители и др.) перевозят в кузовах бортовых автомобилей соответствующей грузоподъемности. Для перевозки экскаваторов, бульдозеров, катков и других тяжелых машин применяют большегрузные прицепы и полуприцепы грузоподъемностью до 40 тс.

По железной дороге строительные машины обычно перевозят при дальности транспортирования более 100 км. Погрузка их на подвижной состав производится с погрузочных платформ, часто сооружаемых из шпальных клеток. На железнодорожные платформы машины подаются своим ходом, затаскиваются тракторами, лебедками или же грузятся кранами. Машины, выходящие за габарит подвижного состава, разбираются на отдельные узлы или перевозятся как негабаритный груз. Установленные на железнодорожных платформах машины закрепляются клиньями, подкладываемыми под колеса, и проволочными растяжками в соответствии с правилами Министерства путей сообщения. Горючее и вода из машины при погрузке сливаются.

Оцените статью