- Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники
- Боевое дежурство
- Приемка новых автомобилей
- Техническое обслуживание
- Первое (ТО-1)
- Второе (ТО-2) и сезонное (СО)
- Планирование техобслуживания
- Заключение
- Особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года
- Пожарных автомобилей в летний и зимний периоды
Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники
Еще не прошло 100 лет с тех пор, как единственным помощником пожарной бригады была лошадь. Именно она привозила на пожар людей, инструменты, бочки с водой. По сравнению с этим временем автомобильный парк современных огнеборцев выглядит как невероятный рывок эволюции. Это хозяйство требует заботы, а грамотная организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники позволяет успешно тушить огонь и спасать людей.
Боевое дежурство
Готовность к немедленным боевым действиям по уничтожению огня или боевое дежурство требует, чтобы специальная спасательная техника была полностью готова к эксплуатации:
- Исправное техническое состояние.
- Внешний вид должен соответствовать требованиям ГОСТ (окраска, надписи).
- Полная заправка горюче-смазочными материалами (ГСМ) и огнетушащими веществами (ОТВ).
- Полная укомплектованность оборудованием, инструментами, средствами тушения.
На боевое дежурство пожарные автомобили (ПА) принимаются постоянно действующей комиссией, в которую входят представители технических служб, отделов пожарной техники, старшие водители подразделений. Комиссия должна провести комплекс мероприятий:
- Проверить документацию.
- Провести внешний осмотр.
- Испытать технику и оборудование (прослушивание работающего двигателя, диагностика систем, включение агрегатов, испытание на ходу).
- Проверить наличие инструментов, оборудования по списку укомплектованности ПА.
Эксплуатация пожарной техники во время боевого дежурства – основное назначение автомобилей. Однако, существует необходимый начальный этап – приемка техники.
Приемка новых автомобилей
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники в первую очередь зависит от пополнения автомобильного парка подразделений МЧС новыми моделями. Новая техника должна пройти проверку комиссией технического состояния. Если выявлена неисправность или некомплектность оборудования, то комиссия может отказаться от приемки. Результаты приемки оформляются актом.
Новые автомобили в течение одного месяца должны быть зарегистрированы органом Госавтоинспекции, пройти обкатку и постановку на учет в подразделении МЧС. Обкатка считается важным условием надежной работы двигателя и оборудования. Во время ее проведения происходит притирка рабочих поверхностей, деталей. Режим обкатки (скорость и время движения, удельное давление) указывается рекомендациями организации-изготовителя.
Организация технического обслуживания пожарной техники и оборудования предусматривает комплект учетных документов. Его состав:
- Паспорт транспортного средства (ПТС).
- Свидетельство о регистрации.
- Формуляр (сопроводительный документ).
- Эксплуатационная карта (заполняется водителем).
- Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники (ведет руководитель отдела пожарной техники).
- Путевой лист на выезд, журнал учета путевый листов.
- Карточки учета работы автомобильной шины и эксплуатации аккумуляторной батареи.
- Журнал учета технического обслуживания.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс мероприятий, действий, операций, направленных на поддержание исправного технического состояния механизмов. Оно является гарантией надежной работы, снижения расходов на ремонт. Особенности эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в организации двух видов ТО:
- текущего;
- планово-предупредительного.
Текущее ТО подразумевает следующие виды мероприятий:
- Ежедневные — при наступлении нового дежурства.
- Действия на пожаре, учениях.
- Восстановление рабочего состояния после пожара, учений.
Планово-предупредительное ТО состоит из следующих мероприятий:
- ТО-1 или первое техобслуживание.
- ТО-2 – второе.
- СО – сезонное.
Первое (ТО-1)
Организация технического обслуживания пожарной техники и оборудования заключается в использовании расчетного пробега каждой машины, который определяется по формуле Sобщ. = Sсп. + Sпр. где:
Sсп. – показатель спидометра в км,
Sпр. = 50*тн – приведенный показатель пробега (тн – время работы насоса).
Первый комплекс мероприятий проводят, когда расчетный пробег машины достигает 1000 км для специальной техники и 1500 км — основных. На это время машина снимается с боевого дежурства на 1-2 дня. Порядок и состав работ определяется инструкцией по проведения ТО-1. Характер проводимых процессов:
Второе (ТО-2) и сезонное (СО)
Организация эксплуатации пожарной техники и аварийно спасательной техники предусматривает проведение второго комплекса работ, когда расчетный пробег достигнет показателей: 5000 км для специальных машин, 7000 км – для основных. Продолжительность процесса составляет 2-3 дня, автомобиль также снимается с боевого дежурства. Работы выполняются согласно инструкции по проведению ТО-2.
Сезонное обслуживание учитывает особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года. Сезонное деление подразумевает два периода — зимний и летний. Инструкция по проведения сезонных мероприятий содержит такие работы:
- Замена автомобильной резины шин.
- Установка чехла на капот машины для сохранения тепла двигателя.
- Проверка исправности сливных кранов, термостата и других контрольных приборов.
Кроме того, проводятся занятия с личным составом с контрольными проверками полученных знаний.
Конспект «Организация эксплуатации пожарной и аварийно спасательной техники» можно СКАЧАТЬ ТУТ.
Планирование техобслуживания
Все планово-предупредительные ТО проводятся в соответствии с планом-графиком, который устанавливается на год. Отделом пожарной техники планируется расчетный пробег за определенный период времени. План-график может составляться на все виды ТО как по-отдельности, так и совместный. Периодичность мероприятий следующая:
- ТО-2 – не реже одного раза в год;
- СО – 2 раза в год в периоды с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября.
Организация эксплуатации пожарной техники совместно с обслуживанием подразумевает различные виды ремонта – текущий, средний, капитальный.
Заключение
Особенность организации эксплуатации пожарных машин заключается в избежании, предупреждении аварийных ситуаций. Техника должна быть исправной, вовремя выехать на пожар, выполнить свои функции и вернуться на место дислокации.
Использование пожарной техники
Особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года
Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготов-кой техники и личного состава, а также строгим соблюдением правил эксплуатации техники.
Летний и зимний периоды определяются температурой окружающего воздуха. Летний при температуре + 5?С и выше, зимний ниже – 5 ?С.
Подготовка машин как правило производится:
— к летнему периоду – с 15 марта по 15 мая;
— к зимнему периоду – с 15 сентября по 15 ноября;
Конкретные сроки устанавливаются приказом начальника УПО – ОПО.
Для личного состава перед предстоящим сезоном организуются занятия, на которых изучаются:
— подготовка ПА к эксплуатации в предстоящий период, особенности их обслуживания и содержания;
— способы и средства повышения проходимости автомо-биля;
— эксплуатационные материалы и нормы их расходования.
При подготовке к зимнему периоду, кроме того изучаются:
— порядок запуска двигателя в холодное время и средства облегчающие запуск;
— средства поддержания нормальной температуры двигателя при движении и на стоянках;
— меры безопасности при прогреве двигателя и при работе с антифризом.
При завершении занятий от водителей принимаются зачеты. Водители, не сдавшие зачеты, к управлению автомобилем не допускаются.
В зимний период, надо уделить особое внимание утеплению двигателя, системы охлаждения, применению соответствующих по вязкости масел, работе масляных фильтров. Следить за тем, чтобы в горючее не попадала вода, была соответствующая степень зарядки аккумуляторной батареи, чтобы вода и ПО не попадали в насос во время стоянки, напорные патрубки и сливные краники насоса следует держать открытыми.
Для обеспечения нормальной работы техники на пожарах следует:
— при стоянке автомобилей, не используемых на пожаре, периодически прогревать двигатель;
— перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно провернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;
— после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом закрыть дверь насосного отделения;
— при временном прекращении подачи воды насос не включается, а, закрыв вентили напорных патрубков, продолжать работу двигателя с насосом на малых оборотах;
— при длительном прекращении подачи воды отсоеди-нить всасывающий и выкидные рукава и удалить полностью воду из насоса.
В летнее время производить работы, исключающие попадание пыли в двигатель, проверять исправность системы дополнительного охлаждения двигателя, проверять уровень электролита в аккумуляторной батарее, своевременно смазывать трущиеся узлы и детали ходовой части и механизмов управления.
Пожарных автомобилей в летний и зимний периоды
Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготовкой техники и личного состава, a также строгим соблюдением правил эксплуатации техники.
Зимние условия требуют от водителей особого внимания, и возлагает на них ряд дополнительных обязанностей.
Для поддержания нормального теплового pежима и сохранения тепла двигателя на капот автомобиля должен быть установлен утеплительный чехол. При стоянке автомобиля и при выезде из гаража жалюзи радиатора должны быть закрыты.
При обслуживании системы охлаждения необходимо тщательно проверить исправность термостата, сливных кранов и контрольных приборов, а также убедиться, нет ли где-либо в соединениях течи охлаждающей жидкости.
На автомобилях с дизельными двигателями необходимо проверить состояние системы подогрева топлива.
Для поддержания пневматической тормозной системы автомобилей на шасси КамАЗ не реже одного раза в неделю заменять технический спирт в предохранителе против замерзания.
При обслуживании автомобиля необходимо систематически проверять работу фильтров грубой и тонкой очистки системы сказки двигателя.
При низкой температуре очень важно следить за тем, чтобы в горючее не попрала вода. Замерзая, она образует кристаллы льда, которые, проникая в топливопроводы, могут вызвать перебои или полное прекращение подачи горючего.
Зимой необходимо регулярно проверять степень зарядки аккумуляторной батареи, не допуская ее разрядки более чем на 25%, иначе электролит может замерзнуть и банки аккумуляторов будут повреждены.
С наступлением холодов напорные патрубки и спускное краники насоса следует держать открытыми, закрывая их только при работе и при проверки его «сухой» вакуум,
Пожарные автомобили в зимний период необходимо содержать в закрытом отапливаемом помещении с температурой воздуха не ниже +10°С.
При более низкой температуре двигатели автомобилей рекомендуется прогревать (способ прогрева выбирается в зависимости от конкретных условий).
Во время стоянки автомобиля в гараже надо ежедневно следить за тем, чтобы вода или пенообразователь не попадали в насос. При обнаружении подтекания этот недостаток необходимо немедленно устранить.
Для обеспечения нормальной работы техники на пожарах следует:
-при стоянке автомобиля, не используемых на пожаре, периодически подогревать двигатели;
— перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно повернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;
— после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом закрыть дверь насосного отделения и наблюдение за показаниями приборов вести через окно;
— при временном прекращении подачи воды насос не выключать, a закрыв вентили напорных патрубков, продолжать работу двигателя с насосом на малых оборотах;
— при длительном прекращении подачи воды отсоединить всасывающий и напорные рукава удалить полностью воду из насоса при помощи сливных краников;
— при использовании катушки первой помощи для подачи воды отсоединить шланг у катушки и удалить воду из шланга и оси катушки.
При эксплуатации автомобилей в летних условиях большое количество пыли воздухе в сухую погоду приводит к повышенному износу трущихся деталей двигателя и других агрегатов и механизмов автомобилей, что нарушает их нормальную работу.
Для предупреждения попадания в двигатель пыли надо периодически промывать фильтрующий элемент воздушного фильтра, проверять уровень и чистоту масла в его резервуаре и при необходимости заменять масло. Заправлять автомобиль топливом рекомендуется закрытой струей, в местах, защищенных от ветра. Перед установкой на место крышек горловин баков их следует тщательно очистить от пыли.
Повышенная температура воздуха снижает эффективность работы системы охлаждения, вызывая необходимость частой доливки воды, что приводит к большому отложению накипи. Для меньшего расхода охлаждающей воды очень важно следить за герметичностью системы охлаждения, проверять работу клапанов пробки радиатора и целостность её прокладок.
Испарение электролита из аккумуляторной батареей летом увеличивается, поэтому уровень его следует периодически проверять, своевременно доливая дистиллированную воду.
Наличие песка и пыли на дорогах требует тщательного ухода за ходовой частью силовой передачи и механизмами управления автомобилей. Особенно большому износу на пыльных дорогах и песках подвергаются открытые узлы и детали: пальцы и втулки рессор, карданные сочленения, шкворни и шарниры передних ведущих мостов, сочленении рулевых тяг, тяги и пальца амортизаторов. Эти узлы и детали необходимо своевременно очищать от грязи и пыли и возможно чаще проверять их смазку.
В особо пыльных условиях смазывать механизмы и заменять смазку в агрегатах автомобиля следует в два-три раза чаще, чем предусмотрено таблицей смазки.
Приложение 21
к Наставлению по технической службе