- Правила эксплуатации лодочного мотора
- Важные моменты в эксплуатации лодочного мотора
- Техника безопасности
- Какие еще бывают нюансы в работе лодочных моторов?
- Порядок работы и техническое обслуживание вашего лодочного мотора
- Особенности эксплуатации подвесного лодочного мотора для новичков
- Лодочные моторы: секреты долгой эксплуатации
Правила эксплуатации лодочного мотора
Подбирая для себя лодочный агрегат, стоит сразу продумать то, как вы станете его эксплуатировать. Дело в том, что каждая модель двигателя будет отличаться своими характерными индивидуальными чертами. Их нужно учитывать для наиболее эффективной работы лодочного двигателя.
Также в целом нужно знать, как именно нужно ухаживать за мотором и какие стадии его работы бывают. К примеру, немаловажно знать, что любой лодочный мотор для начала должен пройти стадию обкатки. Эта предварительная стадия позволит наилучшим образом построить работу мотора в дальнейшем. Есть и другие стадии и периоды работы лодочного двигателя.
Важные моменты в эксплуатации лодочного мотора
Существует огромное множество очень важных нюансов в эксплуатации того или иного лодочного мотора – как подвесного, так и стационарного. Все эти нюансы призваны упростить плавание и управление вашим плавательным средством. Стоит со всей серьезностью относиться к любому инструктажу и любой рекомендации для эксплуатации вашего двигателя:
- подвесные и стационарные лодочные моторы предназначены для суден, которые используются в целях путешествий, рыбалки и туризма. Как правило, большинство моторов могут эксплуатироваться в совершенно любых водоемах, глубина которых не должна быть меньше, чем половина метра. Также некоторые подвесные моторы категорически нельзя эксплуатировать в соленой морской воде;
- запуск большинства лодочных двигателей производится при помощи специального механизма запуска с пусковым канатом, который сам потом убирается. Такой механизм запуска, как правило, крепится при помощи 4 специальных стоек к детали с названием рама. В таких механизмах можно задействовать ручной запуск системы при помощи пускового каната. Само управление двигателем, как правило, производится при помощи румпеля или с применением электронной дистанционной системы;
- для того, чтобы как-то охладить перегретый лодочный мотор, чаще всего используют водяную помпу забортной воды. Двигатель и бак, в который заливают бензин, как правило, закрыты специальным кожухом. Все это делается для того, чтобы устранить попадание воды в такую важную деталь, как карбюратор и на свечу, которая используется при зажигании. Кроме того, подобный кожух помогает скрыть технические нюансы двигателя, и придать ему симпатичный внешний вид;
- если говорить про бак, в который заливается топливо, то он крепится именно на самом лодочном моторе. Само собой, что разные модели двигателей используют разные по вместительности топливные баки. Очень часто максимально наполненный топливный бак помогает вашей лодке работать около 1, 5- 2 часов. После этого мотору уже понадобится остановка и дозаправка.
Техника безопасности
В современном мире категорически важно выполнять все техники по безопасности. Во избежание любых аварийных условий стоит очень тщательно проверять свой лодочный мотор и следовать инструкции своего агрегата:
- чтобы избежать аварийных ситуаций тем, кто управляет плавательным средством, категорически запрещается снимать кожух, о котором шла речь, во время непосредственной работы самого двигателя. Нужно запомнить это правило, и даже никогда не пытаться экспериментировать с данным кожухом;
- в целом стоит запомнить и такую важную вещь, что абсолютно любые ремонтные работы вашего подвесного или стационарного лодочного мотора должны будут производиться при выключенном двигателе;
- также запрещается прокрутка вашего мотора при высоковольтной цепи, которая будет не замкнута на массу. Иначе могут быть аварийные случаи, когда человека бьет током. Это происходит в момент соприкосновения с проводом, который подает питание свечи;
- стоит навсегда запомнить, что любые работы по ремонту вашего подвесного или стационарного лодочного мотора стоит проводить только при его выключенном состоянии, и ни как иначе. Не в коем случае не дотрагивайтесь к двигателю, который находится во включенном состоянии.
Какие еще бывают нюансы в работе лодочных моторов?
Существуют боле мелкие и тонкие моменты в работе лодочного мотора, которые стоит также знать. Ведь порой от несерьезного нюанса может зависеть работа мотора в целом. В целом нужно изучать свой агрегат, какой бы бренд вы не приобрели для себя. Каждый мотор будет обладать какими-то уникальными чертами, которые нужно учитывать:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | в любом малогабаритном транспорте крайне важна система охлаждения, которая осуществляет ваш лодочный мотор от ненужного перегрева, который может просто-напросто погубить вашу лодку. Такая система осуществляет отвод тепла от самого цилиндра и его головки. В системе зажигания всегда содержится какая-то часть воды. Ни в коем случае не начинайте эксплуатацию своего лодочного мотора в том случае, если в этой части мотора нет жидкости. Таким образом, лодочный мотор может очень быстро перегреться, что приведет к очень быстрому износу многих деталей двигателя |
2 | говоря про установку лодочного мотора на маломерное судно, нужно упомянуть, что к конкретному виду мотора всегда подходит только конкретный транец с определенными показателями. Их непременно стоит узнавать из инструкции вашего подвесного или стационарного мотора на лодку. Для того, чтобы установить мотор чаще всего стоит расположить его на транце струбцинами на всю глубину из пазов и завернуть все ваши винты. Если же вдруг ваш транец окажется чересчур великим для вашей малогабаритной лодки, то нужно будет прикреплять мотор к специальной дополнительной рамке |
Лодочный мотор Suzuki DF 6
- важно учитывать такую вещь, как остановка вашего лодочного мотора. Чтобы остановить лодку нужно уменьшить обороты вашего двигателя до минимальных показателей. После этого уже стоит выключать зажигание двигателя, нажав при этом кнопку остановки двигателя. В данном случае в карбюраторе и трубке лодочного двигателя остается часть топлива. Ее нужно будет вылить при снятии вашего подвесного или стационарного лодочного мотора непосредственно с лодки. Если же вы хотите заглушить ваш лодочный мотор на длительный срок, тогда будет необходимо остановить его выработкой топлива в трубке и карбюраторе вашей лодки. В этом случае перекройте ваш топливный кран. Также после выработки вашего топлива карбюратор может заглохнуть – будьте готовы к этому;
- если говорить про обкатку лодочного мотора, учтите, что его нельзя пускать в работу с абсолютно полной нагрузкой. Такая обкатка скорее необходима для так называемой приработки деталей. Эта процедура, как правило, проходит достаточно долго – около 10-12 часов. Именно это количество времени по расчетам равно 6-8 бакам топлива того или иного лодочного водного транспорта. Во время этой процедуры необходимо, чтобы ваш двигатель работал на достаточно низких оборотах.
После выработки первых 2-3 баков вашего горючего, нужно проверить и очистить электроды лодочной свечи, также затяжку всех винтов и гаек. В том числе проверьте гайку маховика и при необходимости подтянуть их. После вашей обкатки подвесного лодочного мотора необходимо будет в обязательном порядке заменить масло в вашем редукторе.
Порядок работы и техническое обслуживание вашего лодочного мотора
Также есть некоторые общие нюансы, которые следует четко выполнять, когда вы будете эксплуатировать лодочный двигатель. При их должном выполнении вы будете намного более спокойный за работу вашего лодочного агрегата, а он прослужит намного дольше и увереннее:
- важный момент, который мы уже, так или иначе, затрагивали – не стоит давать полной нагрузки вашему лодочному мотору до полного окончания обкатки. Также не стоит допускать эксплуатацию вашего лодочного мотора без воды, которая будет его охлаждать;
- стоит всегда очень плавно пользоваться таким приспособлением, как ручка румпеля для управления мотором. Как увеличение, так и уменьшение оборотов вашего двигателя при помощи нее должно проходить очень плавно, иначе вашей лодке грозит сильный занос в какую-то сторону;
- после того, как вы уже запустили ваш лодочный мотор и до того, как вы вышли на показатель полного газа, нужно будет в течении 1-3 минут произвести прогрев вашего лодочного двигателя на полном газу.Остановка вашего водного средства передвижения должна проходить после предварительного охлаждения его на маленьких оборотах примерно в течение 2-3 минут;
- при диагностики и регулировки вашего лодочного мотора от руки стоит крутить его только в направлении самого вращения при помощи специальной системы запуска или при помощи маховика. Чаще всего это происходит по часовой стрелке, если смотреть сверху на этот механизм двигателя. Кроме того, запомните, что прокручивать ваш двигатель при помощи гребного винта ни в коем случае не рекомендуется.
Особенности эксплуатации подвесного лодочного мотора для новичков
- Если мотор используется в соленой воде, то нужно после использования запускать его в бочке с пресной водой хотя-бы на 5 минут, для промывки системы охлаждения от соленой воды, чтобы не образовалась окись в дейдвуде и мото-голове.
- Ни в коем случае не обкатывайте мотор в бочке, потому что вода нагревается очень быстро, но самое важное, что бензино-масляная смесь будет попадать в воду в бочке и, уже грязная вода, будет затягиваться в мотор через помпу. Таким образом, может быть нарушена крыльчатка мотора и могут разбухнуть трубки, резина расслаивается и разбухает от этой смеси. В мотор должна попадать только проточная вода.
- На обкатке мотора нужно готовить обогащенную маслом смесь (1/25, 1 – масло, 25 – бензин) Бензин используйте, желательно, 95 (а не 92), это касается и китайских моторов, которые «срисованы» с Ямахи, на них пишут, что можно использовать 92 бензин, а на самой Ямахе, с которой они очень похожи, используется 95 бензин.
Для приготовления топливной смеси нужно добавлять масло:
- Для двухтактных моторов – моторное для 2-тактных двигателей, например, Motul (или читайте рекомендации в техпаспорте)
- Для бензокос (моторы на основе бензокосы с воздушным охлаждением) — синтетическое трансмиссионное масло, например, SAE75W90, SAE80W90.
Соотношение масла к бензину смотрите в техпапорте (обкатка и последующее использование).
- Чека безопасности на моторах должна быть установлена, иначе мотор не будет заводиться, при ее выдергивании мотор глохнет.
Лодочные моторы: секреты долгой эксплуатации
Долговечность подвесного лодочного мотора, впрочем, как и других двигателей, в значительной степени зависит от режима его работы в начальной период эксплуатации-обкатки. Во время обкатки происходит приработка рабочих поверхностей деталей (кривошипношатунная группа, зубчатые зацепления редуктора и др.), осадка прокладок, прилегание маховика на конусе коленвала. Поэтому двигатель в этот период требует к себе повышенного внимания, соблюдения особого режима эксплуатации, контроля после выработки первого и пятого бензобака.
фото: Семина Михаила
Если у вас подвесной лодочный мотор (ПЛМ) импортный, а они, как правило, с электронным зажиганием, можно ограничиться внешним осмотром, особенно подводной части. Механику и электрику лучше не трогать. Это должны делать специалисты.
После обкатки двигателя, когда произошла осадка прокладок и приработка деталей, необходимо провести техническое обслуживание, которое включает в себя протяжку болтов и гаек по определенной схеме.
Еще промывку топливной системы, регулировку частоты вращения каленвала на холостом ходу, регулировку момента зажигания, проверку крепления и механизмов подъема двигателя, обтяжку гайки маховика.
Данные работы можно проводить самостоятельно, пользуясь инструкцией по эксплуатации, полностью соблюдая приведенный в ней порядок обкатки.
Но без определенных навыков можно потянуть стальные шпильки, завернутые в алюминиевый блок.
Поэтому в сервис-центрах используют специальные инструменты, в том числе динамометрические ключи, определяющие момент затяжки гаек, и различные контрольно-измерительные приборы.
Период обкатки мотора длится, согласно инструкции по эксплуатации, в среднем, десять часов, а это минимально два выходных, во время которых ваше внимание будет постоянно приковано к мотору, т.к. нужно следить за охлаждением и систематически менять режим оборотов.
Представьте себе, что вы купили новенький мотор (30 лошадиных сил с ручным и дистанционным управлением и электростартером) и приехали на водоем отдохнуть, а заодно обкатать его.
Вы плететесь на мотолодке, выдерживая предписанные режимы работы мотора, а вокруг катаются на лыжах, мотолодки глиссируют на самом транце с веером брызг, пролетая мимо.
Ваши нервы выдержат? А если не выдержат и вы газанете?
Давайте посмотрим, во что это выльется в цифрах. Если вы поручите обкатку нового мотора сервис-центру, это будет стоить вместе со стоимостью ГСМ и последующим после обкатки техобслуживанием всего порядка 5% от стоимости мотора.
А если мотор в период обкатки не выдержит полный нагрузки и загремит, а это не гарантийный случай, его придется разбирать, дефектовать и менять вышедшие из строя детали. В настоящее время определить, обкатан мотор или нет, не сложно.
фото: Семина Михаила
Стоимость нормо-часа переборки мотора составляет 1% от стоимости мотора, плюс стоимость заменяемых деталей.
Подумайте, стоит ли рисковать своим отдыхом за 5% стоимости мотора и во сколько вы оцениваете свой отдых? Это касается нового мотора.
А если ваш любимец все зиму “скучал” в каком-нибудь нетопленном сарае или гараже? Его же нужно грамотно “приласкать”, чтобы летом он был благодарен и не подводил, а для этого надо:
произвести внешний осмотр;
- очистить от пыли и грязи;
- зашлифовать возможные забоины на подводной части и гребном винте;
- почистить свечи зажигания и отрегулировать зазор;
- проверить герметичность топливной системы, особенно до бензонасоса. Подсос воздуха возможен, а подтеков, как правило не бывает;
- промыть и продуть топливный фильтр;
- промыть топливный бак (в нем возможен конденсат, а это остановка мотора в самый неподходящий момент);
- проверить электропроводку, надежность и чистоту электроразъемов;
- произвести смазку согласно инструкции по эксплуатации;
- заменить масло в редукторе.
Следует помнить, что импортная техника надежна, бесшумна и долговечна только благодаря грамотному обслуживанию и применению соответствующих ГСМ. Это вам не трактор “Беларусь”.
Опять же подумайте, стоит ли заниматься мотором самому, доверить его трактористу или отдать на зиму в сервис-центр, где специалисты прошли обучение на фирме-изготовителе и имеют соответствующий сертификат.
фото: Рудмана Виктора
Весной они вам отдают мотор, “обласканный” не только заботливыми, но и умелыми руками.
На подводной части моторов могут быть зазубрены и глубокие царапины. Их нужно тщательно запилить, зашкурить, а лучше заполировать. Полировка подводной части увеличивает КПД на 5-7%.
Осмотрите гребной винт. При необходимости его надо отрихтовать на торце деревянного бруска и запилить неровности. Полировка гребного винта увеличивает КПД до 18%.
Если на лопасти есть значительные выщерблены, а заменить гребной винт возможности пока нет, его можно “вылечить”.
Измерьте толщину лопасти в месте излома и сверлом, диаметром равным одной трети толщины лопасти, в торце просверлите два-три отверстия. Предварительно нужно подобрать сталистую проволоку, которая плотно входила бы в просверленные отверстия. Затем нужно приготовить “тесто”.
Возьмите эпоксидную смолу, напилите драчевым напильником алюминиевые опилки. Разведите смолу в соответствии с приложенной инструкцией и добавьте примерно четыре части (по весу) опилок и тщательно все перемешайте.
Получится подобие густой шпатлевки. Поврежденное место и проволочки нужно тщательно обезжирить ацетоном. Затем проволоки нужно смазать смолой и вставить в отверстие. Положите винт таким образом, чтобы ремонтируемая лопасть опиралась на горизонтальную плоскость.
Подложите полиэтиленовую пленку (разделительный слой) и заполните выщербленное место приготовленным “тестом” с некоторым припуском на последующую обработку. Отремонтированный подобным образом гребной винт прослужит одну, а то и две навигации.
Внимательно осмотрите отверстия для шпонок на гребном валу. Во время работы шпонки наминают металл гребного вала и на нем образуется около отверстий небольшие бугорочки.
Если при замене срезанных шпонок вы повернете гребной винт, т.е. внутренние продольные пазы уйдут от шпоночных отверстий, то гребной винт заклинится на гребном валу. Чтобы этого не произошло, гребной вал около шпоночных отверстий нужно опилить бархатным напильником.
Не забудьте проверить свечи. Их надо вывернуть и, если мотор на зиму консервировался, промыть цилиндры топливной смесью.
Свечи внимательно осмотрите, аккуратно очистите нагар на электродах, прочистите и отрегулируйте зазор между электродами свечи в соответствии с инструкцией по эксплуатации мотора.
В случае замены нужно ставить такую же (другая скорее всего не подойдет). Свечи для каждого мотора, в зависимости от его тепловой характеристики, подбираются индивидуально и характеризуются калильным числом.
Во время работы внутренняя часть свечи (юбочка изолятора) должна иметь такую температуру, чтобы остатки несгоревшего топлива на юбочке сгорели. Если температура будет выше необходимой, то появится так называемое калильное зажигание.
Рабочая смесь в цилиндре будет воспламенятся раньше, чем от искры; мотор будет работать очень жестко, а то и стучать.
На контактном зажигании проверьте контакты прерывателя. Их надо почистить, установить необходимый зазор и промыть чистым бензином или ацетоном. По маленькой капельке машинного масла капните на фетровые фитильки толкателей.
Проверьте отверткой затяжку всех винтов крепления проводов. Для этого придется снять маховик. Если это не удастся, то полезно бывает после того, как винт съемника завернут до предела, ударить по нему полукилограммовым молотком. Как правило, маховик легко сходит с конуса.
Внимательно осмотрите конуса на коленчатом валу и маховике. Если после посадки маховика под собственным весом он шевелится необходимо конуса притереть мелким абразивом, смешанным с машинным маслом. Чтобы абразив не попал на сальник, залепите его пластилином.
Немного о безопасности
Находясь на воде, особенно с детьми, никогда не пренебрегайте безопасностью как своей, так и пассажиров, которые доверили вам, водителю, свои жизни.
Запомните: если человек на суше ударился и потерял сознание, его спасут, но в воде он обязательно утонет.
Не сажайте в лодку без спасательных жилетов детей, особенно малолетних, и лиц не умеющих плавать. Трамвай и тот сходит с рельсов, а неопрокидывающихся лодок не существует.
Всегда имейте в лодке спасательный конец Александрова. Это линь длиной 15-20 м, на конце имеющий незатягивающуюся петлю диаметром 300-400 мм с двумя поплавками по бокам. Держите его всегда под руками, чтобы можно было в любую секунду бросить его человеку в воде, а после того как он проденет петлю под мышки, подтянуть к лодке.
Не забывайте, вода не прощает небрежности. Счастливого вам плавания и храни вас Господь!