Особенности эксплуатации грузоподъемных машин

Охрана труда и БЖД

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов

Эксплуатацию грузоподъемных машин регламентируют в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

К управлению грузоподъемными кранами и их обслуживанию допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование и признанных годными к данному виду работ, специально обученных и имеющих соответствующее удостоверение. Повторную проверку знаний у этих лиц проводят не реже одного раза в год.

Приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников назначают ответственного за безопасную эксплуатацию подъемно-транспортных механизмов. У назначенного должностного лица необходимо проверять знания не реже одного раза в три года. В обязанности таких работников входят: проведение освидетельствования грузоподъемных машин и механизмов, выдача разрешений на их эксплуатацию, а также контроль за выполнением предписаний органов государственного надзора.

Без регистрации в органах государственного надзора разрешается эксплуатировать следующие виды грузоподъемных машин:

краны всех типов с ручным приводом;

мостовые и консольно-поворотные краны грузоподъемностью до Ют, управляемые с пола или со стационарно расположенного пункта;

стреловые и башенные краны грузоподъемностью до 1 т;

стреловые краны с постоянным вылетом стрелы или не снабженные механизмом поворота.

Все остальные виды грузоподъемных машин (в том числе и автокраны) регистрируют в органах надзора по заявлению их владельца.

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации, снабжают индивидуальным номером и регистрируют в журнале учета предприятия. Необходимые для регистрации сведения содержатся в техническом паспорте механизма. Ответственный за эксплуатацию разрешает ввод грузоподъемной машины в работу только после проведения ее освидетельствования.

Техническое освидетельствование грузоподъемных машин проводят в следующих случаях:

первичное (при установке новых кранов);

периодическое (не реже одного раза в год — частичное и не реже одного раза в три года — полное);

внеплановое (после перестановки или ремонта).

Частичное техническое освидетельствование включает в себя осмотр крана с целью контроля общего состояния и значений отдельных параметров, обеспечивающих безопасность эксплуатации (например, износа крюка в зеве, который не должен превышать 10 %), проверку его в работе.

При полном техническом освидетельствовании дополнительно выполняют статическое и динамическое испытания.

Статическое испытание проводят под нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность машины. Мостовой кран устанавливают над опорами подкрановых путей, а его тележку — в положение, соответствующее максимальному прогибу. Груз поднимают на высоту 200. 300 мм и выдерживают в течение 10 мин. Не меняя положения грузоподъемной машины, замеряют стрелу прогиба, которая не должна превышать у кранов с ручным приводом 1/400 длины пролета, у кранов с электроприводом — 1/700, а у электрических кран-балок— 1/500 длины пролета. После опускания груза проверяют отсутствие остаточной деформации моста крана. При ее наличии грузоподъемную машину не допускают к дальнейшей эксплуатации.

При статическом испытании крана стрелового типа стрелу устанавливают относительно ходовой платформы в положение, соответствующее минимальной устойчивости крана. Груз поднимают на высоту 100. 200 мм. Кран признают годным к эксплуатации, если за 10 мин поднятый груз не опустился на землю и при последующем осмотре не обнаружено повреждений в его конструкции.

Динамическое испытание проводят грузом, на 10 % превышающим допустимый, посредством его неоднократного (не менее двух раз) подъема и опускания при различных положениях тележки или стрелы. Проверяют действие всех механизмов грузоподъемной машины, в том числе и тормозной системы.

Читайте также:  Замена машин у вагос сам

Грузозахватные приспособления испытывают нагрузкой, в 1,25 раза превышающей номинальную грузоподъемность, не реже одного раза в 6 мес. Их снабжают клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытаний.

Результаты технического освидетельствования грузоподъемного механизма заносят в его паспорт. Дополнительно на балке или на стреле крана указывают регистрационный номер, грузоподъемность и срок следующего освидетельствования.

Грузовые, стреловые, вантовые, несущие и тяговые стальные проволочные канаты перед установкой на грузоподъемную машину следует проверить расчетом:

где Р — разрывное усилие каната, Н, определяемое по сертификату, а при проектировании — по стандарту; S — наибольшее натяжение ветви каната без учета динамических нагрузок, Н; k — коэффициент запаса прочности, определяемый по типу привода машины и режиму работы механизма: для кранов с ручным приводом k = 4, с машинным k — 5. ..6; для лифтов грузовых k — 8. ..13, для лифтов грузовых с проводником и пассажирских k = 9. 25.

Если в сертификате или свидетельстве об испытании каната дано значение суммарного разрывного усилия, то значение Р определяют умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 или на коэффициент, определенный по стандарту на канат выбранной конструкции.

Минимальную длину ветви стропа Lmin, м, определяют из условия, что угол ее наклона к вертикали не должен превышать 60°:

где а — максимальное расстояние между центром тяжести груза и местом закрепления стропа, м.

При известной массе груза натяжение, Н, возникающее в каждой ветви стропа (рис. 12.1),

S = 9,81 Q/(mkHcosα),

где Q — масса груза, кг; т — число ветвей стропа; kH — коэффициент неравномерности массы груза на ветви стропа: при т ≥ 4 kн = 0,75, при т

Рис. 12.1. Схема определения нагрузки, приходящейся на стропы

Стальные канаты, применяемые в качестве строп, бывают различных конструкций. Чаще других используют шестипрядные канаты (6×19+ 1, 6×37+ 1, 6×61 + 1). Первое число означает число прядей; второе — число проволок в одной пряди; третье — наличие сердечника из органического материала. Сердечник предназначен для постоянного смазывания каната в процессе работы; с этой целью его пропитывают составом, включающим 50 % мазута и 50 % каменноугольной смолы.

Длину канатов подбирают с таким расчетом, чтобы угол между ветвями строп был не менее 90°.

В процессе эксплуатации следует:

систематически проверять и подтягивать крепление концов каната;

не допускать числа витков на барабане менее 1,5;

регулярно смазывать канаты, что значительно продлевает срок их службы;

не допускать к работе блоки с выщербленными ребордами, так как последние служат причиной схода каната с барабана либо его перерезания;

при обнаружении порванных проволок в количестве, меньшем 10 % общего числа, срезать их кусачками во избежание повреждения соседних проволок.

При эксплуатации грузоподъемных машин необходимо выполнять и контролировать соблюдение ряда специальных правил. Самоходные машины должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализацией. На грузовых крюках грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений обязательно наличие предохранительных замыкающих устройств, предотвращающих самопроизвольное выпадение грузозахватного приспособления или груза. Дверь для входа в кабину управления снабжают блокировкой, не позволяющей начать движение при открытой двери. В кабине должны быть прошнурованная и пронумерованная книга для записей и замечаний крановщика, регистрации и сдачи смен, журнал текущих осмотров крана. Кабину стреловых кранов (за исключением железнодорожных) дополнительно оснащают указателем угла их наклона. Краны также оборудуют анемометром, автоматически включающим звуковую сирену при достижении критического значения скорости ветра, указанного в паспорте крана.

Эксплуатация грузоподъемных машин: правила и особенности

В современном мире просто не обойтись без грузоподъемных машин — это специальное приспособление, которое может циклически выполнять подъем и передвижение тяжелых вещей.

Существует несколько видов подобных устройств, среди которых мы найдем вполне привычные нашему глазу: лифт, фуникулер, эскалатор, канатная дорога и многое-многое другое. Стоит отдельно поговорить о подъемном механизме, который представляет собой специальное устройство, предназначенное для того, чтобы без проблем поднимать и опускать всевозможные грузы. Эти механизмы также бывают разных типов: лебедка, полиспаст, таль и другие.

Читайте также:  Порядок обработки двигателя форсаном

Ни для кого не секрет, что эксплуатация грузоподъемных машин значительно облегчает строительство зданий и перемещение очень тяжелых вещей. Интересно, но существуют также особые съемные приспособления, которые захватывают предмет. К ним принадлежат цепи, штыри, крюки, стропы, ремни, зажимы и многое другое.

Теперь стоит поговорить немного подробнее о разновидностях кранов: башенные, портальные, стреловые, мостового типа, кабельные, манипуляторы, трубоукладчики. Каждый из них имеет свое особое назначение.

Грузоподъемность — это основная характеристика механизма, суммарная масса самого тяжелого предмета, который может поднимать машина, грузозахватного элемента и тары. На таких устройствах всегда есть предохранительные детали, которые предназначены для того, чтобы машина не смогла поднять вес, который превышает установленную норму. Плюс ко всему, именно благодаря им механизмам не страшно отключение питания, так как предохранители удержат груз.

При эксплуатации грузоподъемных машин стоит обратить внимание, что каждая из них имеет специальную табличку с регистрационным индексом, грузоподъемностью по паспорту и датой последующего освидетельствования. Также существуют особые правила, согласно которым должна проводиться эксплуатация кранов.

Стоит отметить, что эти правила действуют не для всех механизмов, а только для тех, которые будут перечислены ниже:

  • абсолютно все краны;
  • тележки, работающие от электрического источника питания, для перевозки грузов по рельсам;
  • экскаваторы, которые работают со специальным крюком или же электромагнитом. Крюк должен быть подвешен на канате;
  • электрические тали;
  • крюки, клещевые захваты, грейферы и тому подобное;
  • стропы, траверсы — любые приспособления для захвата тяжелых предметов.

    Однако стоит отметить, что на некоторые механизмы эти правила не распространяются.

    Грузоподъемные механизмы: правила эксплуатации

    Рабочие процессы на средних и крупных производствах и строительных объектах нередко сопрягаются с применением грузоподъемных машин и установок. Операции перемещения груза также являются обязательными в логистических цепочках обслуживания небольших магазинов, гостиниц, предприятий общепита и т. д. Каждый раз использование такой техники представляет определенную опасность и для обслуживаемых материалов, и для рабочего персонала. Чтобы обезопасить грузоподъемные механизмы и минимизировать риски возникновения аварий, следует тщательно подходить к соблюдению правил их эксплуатации и технического обслуживания.

    Что подразумевается под грузоподъемными механизмами?

    Оборудование, которое используется для работы с грузами, в наше время представлено обширным ассортиментом. Непосредственно к механизмам можно отнести цепи, лебедочные установки, тали и крюки с приводами. Это наименее требовательные к техническому обслуживанию устройства, но они же могут выполнять весьма ответственные задачи погрузки и разгрузки. К категории машин относят всевозможные виды кранов-манипуляторов, строительные подъемники, экскаваторы и т. д. Складские грузоподъемные машины и механизмы тоже стоит отнести в отдельную категорию. Как правило, этот сегмент формируется на предприятиях штабелерами, вилочными погрузчиками, маневренными подъемниками и различными силовыми самоходными установками. Каждый из отмеченных видов грузоподъемной техники имеет свои способности в плане рабочих функций и возможности эксплуатации в тех или иных условиях.

    Правила подготовки оборудования к работе

    Подготовительные процессы могут отличаться в зависимости от условий применения оборудования и его характеристик. Чаще всего подготовка предусматривает контрольный осмотр на предмет наличия неисправностей. Ревизии подвергаются и поверхности корпуса, и внутренняя начинка. Особого внимания заслуживает силовая установка, которая используется на тех же кранах и штабелерах. При необходимости ответственный сотрудник обновляет моторное масло или трансмиссионную жидкость. Кроме этого, грузоподъемные механизмы тщательно проверяются в части силовых органов, с помощью которых и осуществляются рабочие действия. На этом этапе оценивается надежность крепления функциональных компонентов или навесного оборудования, целостность деталей, а также состояние приводного подключения. В некоторых случаях производится и настройка управляющей электроники механизма.

    Читайте также:  Пневмосортировальная машина псм 25 устройство

    Требования к обслуживающему персоналу

    Опять же, многое в требованиях такого рода зависит от специфики конкретного объекта, но есть и общие или по крайней мере распространенные правила для допуска сотрудников к грузоподъемным работам. Это должны быть совершеннолетние лица, прошедшие медицинское освидетельствование и специальную подготовку для работы в данной сфере. В частности, члены обслуживающей команды должны знать источники опасностей и средства обеспечения защиты, уметь обнаруживать неисправности и дефекты оборудования, производить общие наладочные и ремонтные операции. Также в перечень обязанностей входит умение монтировать грузоподъемные механизмы и настраивать их на работу с объектами определенных параметров. В частности, это относится к установке талей, лебедок и навесного оборудования. Требования к операторам грузоподъемных машин уже относятся к специализированным и предполагают свою специфику в зависимости от вида техники.

    Правила эксплуатации грузоподъемных механизмов

    Функция каждой единицы грузоподъемной техники реализуется в определенных рамках, обусловленных общими и местными техническими требованиями. В частности, предприятие может составлять собственные технологические карты, проекты работ и инструкции, по которым персонал выполняет свои задачи. Например, к базовым правилам эксплуатации оборудования относится использование системы сигналов между разными участниками процесса. Обмен знаками помогает безопасно и эффективно использовать грузоподъемные механизмы. Правила, в частности, предписывают заранее утверждать порядки взаимного обмена сигналами между крановщиками и стропальщиками. Также инструкции предусматривают перемещение и установку груза на предварительно намеченное место. Отклонение в направлении может нарушить координацию на других участках площадки и спровоцировать непредвиденные риски. Результаты выполнения рабочих действий с нарушениями фиксируются в специальном журнале учета.

    Правила технического обслуживания

    Работа с большой массой неизбежно приводит к износу любого оборудования. Главной задачей ответственных за техническое содержание сотрудников является предотвращение поломок механических элементов, так как риск их возникновения в процессе выполнения рабочих действий может обернуться трагедией. Соответственно, обслуживание предусматривает регулярный осмотр силовой структуры на предмет наличия износа, чрезмерной деформации, трещин и других дефектов. Вместе с этим есть и вполне штатные обязательные мероприятия, не связанные с неисправностями. В этой части обслуживание грузоподъемных механизмов может предусматривать замену технических жидкостей, ременных компонентов, обновление крепежных приспособлений и т. д. Для выполнения ремонтных работ составляется специальный проект с рекомендациями по технике его проведения.

    Что запрещается при эксплуатации грузоподъемного механизма?

    Соблюдение правил безопасности налагает на действия участников рабочего процесса немало ограничений. Например, запрещаются любые манипуляции с грузами, которые не были освобождены от фиксирующих или близлежащих материалов. Также нельзя поднимать груз, если на его поверхности лежат другие материалы, не имеющие специального крепления. Бывает, что в ходе нарушенного движения крана или навесного манипулятора стропальщики стараются скорректировать объект с земли. Этого тоже делать нельзя, и для подобных действий заранее предусматриваются страховочные цепи с канатами. Помимо этого, грузоподъемные механизмы нельзя использовать для подачи перемещаемых объектов в проемы окон, балконов и дверей. К исключениям можно отнести только случаи, когда для приема предусмотрены специальные площадки.

    Заключение

    Все перечисленные правила, нормативы и рекомендации призваны обеспечить эффективную, производительную и, что самое главное, безопасную работу. На сегодняшний день эксплуатация грузоподъемных механизмов довольно тесно связана и с электронными системами автоматизации. Вхождение новых сегментов управляющей инфраструктуры также требует наличия особых навыков от персонала. С другой стороны, эти же системы с многофункциональными реле и модулями управления в некоторых случаях повышают надежность выполняемых операций за счет исключения риска ошибки со стороны оператора.

  • Оцените статью