Особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей

Устройство автомобилей

Система питания двигателя от газобаллонной установки

Особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей

Газообразное топливо является источником повышенной опасности из-за способности образовывать пожароопасную или даже взрывоопасную смесь. Газы легче перемешиваются друг с другом, чем жидкости или твердые вещества, поэтому, попадая в воздух, газообразное топливо быстро перемешивается с ним, и, при определенных условиях, могут вызвать пожар или даже взрыв.
По этой причине автомобили, использующие газ в качестве топлива для двигателей, должны эксплуатироваться с соблюдением специальных требований, обеспечивающих пожарную и техническую безопасность.

На этой странице приведены особенности заправки газобаллонных автомобилей топливом, запуска и останова двигателя, а также требования, предъявляемые к газовым автомобилям при поступлении в зоны ремонта или технического ухода.

Заправка автомобиля газовым топливом

Заправка автомобиля сжиженным газом осуществляется в следующих условиях:

  • строго горизонтальная установка автомобиля не заправочной станции (в противном случае возможно чрезмерное или недостаточное наполнение баллона сжиженным газом);
  • надежная герметичность соединений заправочного шланга и вентиля баллона;
  • контроль максимального заполнения баллона газом с помощью вентиля максимального наполнения (появление из вентиля белого облака газа свидетельствует о заполнении баллона до максимального уровня и необходимости прекращения заправки).

Заправка автомобиля сжатым газом осуществляется при неработающем двигателе следующим образом:

  • герметично присоединяют заправочный шланг к наполнительному вентилю автомобиля;
  • открывают вентиль и проверяют, нет ли утечки газа;
  • определяют остаточное давление газа в баллонах; если оно меньше 0,5 МПа, баллоны продувают сжатым газом под давлением 1,0…1,5 МПа, после чего газ выпускается в окружающую среду; продувка повторяется два-три раза.

Количество заправленного сжатого газа определяют по объему с помощью манометра высокого давления: по разности показаний до и после заправки. Количество отпущенного газа учитывают с поправкой на изменение температуры и коэффициента сжимаемости газа.

Пуск двигателя на газе

После осмотра газовой аппаратуры проверяют наличие газа в баллоне, открывают паровой (верхний) вентиль баллона при пуске холодного двигателя или жидкостный (нижний) вентиль при пуске прогретого двигателя.
Открывают магистральный вентиль и по показаниям манометров контролируют наличие газа в баллоне и первой ступени редуктора.
Воздушная заслонка смесителя прикрывается только при затрудненном пуске холодного двигателя.

Пуск холодного двигателя при умеренной температуре осуществляется в следующей последовательности:

  • открывается паровой расходный вентиль газового баллона и магистральный вентиль;
  • для ускорения пуска двигателя заполняют газом газопровод от редуктора до смесителя принудительным открыванием клапана второй ступени редуктора, кратковременно нажимая на шток мембраны второй ступени, или прикрывают воздушную заслонку газового смесителя;
  • вытягивают ручку управления дроссельными заслонками на половину ее хода, приоткрывая дроссельные заслонки;
  • пускают двигатель и прогревают его на малой частоте вращения коленчатого вала;
  • при достижении температуры охлаждающей жидкости 50…60 ˚С открывают расходный вентиль жидкой фазы, а вентиль паровой фазы закрывают;
  • после прогрева двигателя ручки управления воздушной заслонкой и дроссельными заслонками возвращают в исходное положение.

Останов двигателя

При кратковременном останове двигателя магистральный и расходный вентиль остаются открытыми, так как поступление газа перекрывается редуктором.

При стоянке в течение 1…2 часа перекрывают магистральный вентиль и продолжают работу двигателя до тех пор, пока не будет израсходован газ из газопровода между магистральным вентилем и газосмесительным устройством, после чего выключают зажигание.

При длительной стоянке закрывают расходные вентили паровой и жидкостной фазы и продолжают работать до полной остановки двигателя, после чего закрывают магистральный вентиль и выключают зажигание.

Постановка газобаллонного автомобиля на техническое обслуживание в закрытом помещении требует особых мер предосторожности, связанных с повышенной пожароопасностью газа.
Если постановка на техническое обслуживание выполняется в плановом порядке, перед подачей автомобиля на ремонтный участок рекомендуется полностью выработать газ из баллонов, затем перекрыть все вентили газобаллонной установки, а автомобиль подавать на бензиновом ходу.
Если такой возможности нет, описанным выше способом вырабатывают газ из системы, перекрывают газовые вентили, включают подачу бензина, и подают автомобиль в зону ремонта.

Требования техники безопасности при работе автомобиля на газе

Несмотря на то, что современные газобаллонные установки отличаются высокой надежностью, необходимо помнить о том, что газ легко смешивается с воздухом, образуя взрыво- и пожароопасную концентрацию. Поэтому при работе на газобаллонном автомобиле необходимо соблюдать ряд требований:

  • в закрытом гараже пускать двигатель и выезжать из гаража только на бензине;
  • при обнаружении утечки газа не оставлять автомобиль в гараже на хранении; если утечка идет через баллон, выпустить газ в окружающую среду;
  • коническая резьба штуцеров и вентилей должна быть смазана свинцовым суриком для надежной герметизации соединений;
  • в случае вспышки газа под капотом автомобиля отключить и газ, и бензин, перекрыть расходный вентиль, а для быстрой выработки газа увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя;
  • при тушении огня баллон следует поливать водой для его охлаждения;
  • баллон необходимо освидетельствовать на испытательных станциях каждые два года.
  • проводить ремонт газобаллонной аппаратуры под давлением газа;
  • демонтировать газовый баллон, если в нем остался газ;
  • оставлять полностью заправленный газом автомобиль на солнце;
  • эксплуатировать газобаллонную аппаратуру при обнаружении в ней внешних механических повреждений или утечки газа;
  • продолжать движение, если в салоне или кабине автомобиля ощущается запах газа;
  • пускать двигатель и эксплуатировать его одновременно на газе и бензине.
Читайте также:  Схема для стоп сигнала автомобиля

Эксплуатация авто с ГБО: особенности и важные моменты

В вопросе ГБО большим заблуждением многих из нас является то, что после установки мы ошибочно полагаем, что на этом наша «миссия» закончена и теперь можно спокойно забыть обо всем на свете. На самом деле, это не так, газобаллонное оборудование, как и любое другое оборудование, требует внимания и обслуживания от которого во многом зависит его дальнейшая судьба.

В этой статье, я расскажу о важных моментах эксплуатации, которые следует учитывать всем, кто установил газ на свой автомобиль. Безусловно от поколения к поколению ГБО доставляет все меньше неудобств, прогресс не стоит на месте. Однако внимание со стороны автовладельца все же очень важно!

Начнем с простого — бензин. Кому-то это может показаться очевидным, но многие забывают заправляться основным топливом после установки ГБО. Ваш бак должен быть постоянно заполненным не менее чем наполовину бензином, так как при прогреве до перехода на газ мотор работает именно на нем. Некоторые моторы настроены таким образом, чтобы при достижении определенных оборотов переключаться на бензин, поэтому его наличие крайне важно, даже после того, как вы установили газ. Кроме того, в случае каких-либо перебоев в работе газового оборудования, добраться до места назначения будет гораздо проще имея в баке литров 20 бензина. Помимо этого, силовые агрегаты с прямым впрыском основное топливо пусть и в небольших количествах, но все же потребляется даже во время работы мотора на газе от 5% до 30%.

Фильтры. Большая ошибка — забыть о наличии двух доп. фильтрах, которые появляются у всех устанавливавших газ на свой автомобиль. Газ, как и основное топливо проходит жесткую фильтрацию сначала через фильтр грубой, а после и через фильтр тонкой очистки. Сначала газ фильтруется на выходе из баллона будучи в жидкой фазе, а после, преобразуясь в редуктор-испарителе в парообразное состояние, фильтруется еще одним фильтром — тонкой очистки или фильтром паровой фазы. Качество газа «у нас» далеко от идеала, поэтому замена газовых фильтров должна быть регулярной и производиться каждые 8-10 тыс. км. Лучше всего совместить ее с заменой масла и штатных фильтров двигателя.

Аварийный запуск. еще один момент о котором многие даже не догадываются — возможность запуска на газовом топливе. Если двигатель не заводится на бензине (проблемы с форсунками, или насосом) можно выполнить запуск двигателя на газе. Причем такая возможность доступна начиная уже с 4-го поколения. Количество таких запусков ограничено, они являются аварийными и предусмотрены исключительно для того, чтобы дать вам возможность доехать до ближайшего СТО. После такого запуска важно понимать, что для того, чтобы редуктор не обмерз, двигатель должен поработать на холостых.

Герметичность и безопасность. Газ — летучее и легковоспламеняющееся вещество, поэтому герметичность — наше все! Только герметичные и надежные соединения обеспечат безопасность и стабильную работу силового агрегата. Даже малейшие запахи пропана должны заставить вас принять меры, если они имеются, то нет никаких сомнений, что в соединениях есть нарушение. Перекрываем вентиль подачи газа на мультиклапане и едем к мастерам устранять проблему.

Заправка. Любители заправляться впрок, убирают поплавки мультиклапана, изгибают держатели и еще Бог знает как извращаются, дабы залить в баллон лишних пару литров газа. Причем газ именно лишний так как изготовителем предусмотрена заправка баллона только на 80%. Остальное место должен занимать воздух, эти 20% своего рода «подушка», которая позволяет нивелировать расширения газа при нагревании в результате воздействия температуры окружающей среды. К примеру, вы заправились в -20, после чего заехали в теплый гараж, в котором +15, – если баллон будет полностью заполнен, из-за расширения баллон может разорвать со всеми вытекающими последствиями. Однако такое явление предусмотрено и в целях безопасности каждый баллон оснащен клапаном аварийного сброса. То есть если газу некуда будет деваться избыток просто будет сброшен в атмосферу.

Клапана. Тема больная и для многих именно миф о прогаре клапанов стал основным аргументом «против» в вопросе ставить или не ставить ГБО. Однако на деле, ситуация немного иная и в прогаре виноват не газ и не ГБО, а установщики и сами автовладельцы. Различия в сгорания бензиновой ТВС и газовой безусловно имеются однако если оборудование настроено должным образом, ситуации с обеднением газо-воздушной смеси не произойдет, ведь именно из-за нее происходит повышение температуры сгорания топлива до

200-250 °С. Также не секрет, что газ горит медленнее, по сравнению с бензином, поэтому процесс продолжается даже после открытия выпускных клапанов. В результате седла и сами клапаны перегреваются, есть такое, но! Избежать подобного явления можно и это не выдумка, все зависит от уровня знаний специалиста, который ставит и настраивает ГБО. Правильной должна быть не только настройка газового оборудования, но и настройка родной топливной системы. Кроме того, подбор оптимального оборудования должен производится с учетом всех особенностей конкретного силового агрегата. Не лишним будет периодический осмотр состояния клапанов, который позволит предотвратить запущенность и капремонт.

Читайте также:  Схема двигателя тойота превия

Газ и масло. После перехода на использование газа в качестве основного топлива, периодичность замены моторного масла можно смело увеличивать, так как в отличие от бензина, газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, а также не разбавляет его. Однако есть другой важный момент — температура сгорания газа. Она выше по сравнению с бензиновой, поэтому обычное масло порой не справляется с поставленными задачами. Случается, что масло угорает, теряет смазывающие свойства и отлагается на стенках деталей. Учитывая такую ситуацию после перехода установки ГБО следует подумать о специальном масле. У многих производителей подобной продукции она маркируется — «LPG» и обладает стойкостью к повышенным термическим нагрузкам.

Зима-лето. Со сменой сезонов, следует проводить ряд мероприятий который избавят от неприятностей. Речь о топливе, которое бывает зимним и летним (зимой газ — 90% пропан, летом — лишь 50%). От этого зависит какой будет ТВС и как будет работать двигатель вашего авто на таком топливе. Помните о необходимости слива конденсата и сезонной замене газовых фильтров. Несвоевременно слитый конденсат доставит массу проблем в морозы, фильтры замерзнут, и пропускная способность будет оставлять желать лучшего. Осенью и весной не забывайте заехать на диагностику и коррекцию температур переключения на газ это позволит экономить время и деньги.

Послесловие

Уделяйте ГБО должное внимание и помните, что после установки ему также нужен уход и обслуживание. Корректная работа двигателя на голубом топливе напрямую зависит от правильности установки, настройки, а также обслуживания газобаллонного оборудования.

У меня все! Желающие дополнить меня могут сделать это в комментариях. Если статья пришлась вам по душе, добавляйте сайт в закладки и делитесь ссылкой на статью со своими друзьями! Спасибо за внимание, до новых встреч на ГБОшнике.

Особенности эксплуатации автомобиля на газу

Здравствуйте, уважаемые посетители и читатели блога Автогид.ру. Сегодня в статье можно будет узнать особенности эксплуатации автомобиля на газу. Количество автомобилей, работающих на газу, неуклонно растёт и поэтому возникает масса вопросов связанных с использованием газобаллонного оборудования.

Применение газа в качестве топлива на машине требует использования специального оборудования. Особенности использования автомобилей на газу связано ещё с его взрывоопасностью. Небрежное и неправильное использование ГБО (газобаллонное оборудование) может привести к трагическим последствиям.

Машины, использующие в качестве топлива газ, требуют к себе повышенного внимания и ухода. Газовое оборудование является источником повышенной опасности и требует неукоснительного соблюдения требований безопасности. Очень важно правильно эксплуатировать автомобиль на газу.

Особенности эксплуатации автомобиля на газу

Первые попытки использования газа в качестве альтернативы бензину были предприняты ещё в Советском союзе. Специальное оборудование было установлено на грузовые автомобили. На тот момент актуальность применения газа в качестве топлива для ДВС (двигателей внутреннего сгорания) была очень низкой и не нашла одобрения. Водители очень подозрительно относились к газовому оборудованию.

Необходимо отдать должное, первые установки на газу были далеки от совершенства. Зачастую уровень их герметичности был недостаточным и в салоне автомобиля явственно чувствовался сильный запах газа. Комфортность управления очень сильно страдала. Именно поэтому от использования ГБО в 80-х годах прошлого века пришлось отказаться.

Только десять лет тому назад при неизменно росте цен на бензин многие производители автомобилей обратили своё внимание на дешёвое топливо для транспортных средств. Первыми, как всегда оказались педантичные и экономные немцы, которые стали массово оснащать газовыми установками автомобили такси.

Это дало возможность существенно снизить себестоимость одной поездки на машине. Экологи приветствуют использование газового топлива, так как оно в меньшей степени вредит экологии. В выбросах содержится малое количество вредных для человека и окружающей среды веществ.

Среди особенностей эксплуатации автомобиля на газу необходимо отметить следующие важные моменты:

Особенности используемого топлива

Для создания газового топлива применяется смешивание бутана и пропана в определённой пропорции. Оба газа очень агрессивны и способны отрицательным образом воздействовать на различные вещества. Они за непродолжительный период времени при прямом воздействии способны разрушать: дерево, пластик, резину, стекло и прочие материалы.

Обращение с ними требует соблюдения конкретных правил. Нарушение требований безопасности может привести к трагическим последствиям. Существует два вида газового топлива: летний и зимний вариант. Они различаются между собой по содержанию пропана.

Летний вариант газового топлива содержит не более половины пропана. В зимнем варианте его содержание может доходить до 90% процентов. Всё зависит от производителя газового топлива. Это связано с тем, что пропан может испаряться при очень широком диапазоне температуры.

Заправка газовым топливом

В автомобилях храниться газовое топливо в специальных баллонах. Размещаются они по большей части в багажном отделении транспортного средства. При заправке баллона нужно помнить, что его заправляют на 80% от номинального объёма.

Читайте также:  Ремонт форсунки инжекторного двигателя

Оставшиеся 20% места в газовом баллоне нужны для размещения «паровой подушки». Она образуется при испарении газа. Именно за счёт образования «паровой подушки», создающей избыточное давление, газ начинает поступать к двигателю.

Немаловажное значение имеет «паровая подушка» в плане безопасности ГБО. Если при резком повышении температуры объём газа внутри баллона увеличивается, он перемещается в свободное место. Если бы не было места, то произошёл взрыв с самыми трагическими последствиями.

Важно помнить и учитывать эти нюансы при использовании газового топлива. Современные системы газоболонного оборудования герметичны и не пропускают газ. Поэтому присутствие запаха газа в салоне машины не наблюдается. Если в газовом топливе в силу ряда причин может образоваться большое количество конденсата редуктор и шланги им пропитываются и тогда избежать проникновения запаха газа в салон невозможно.

Работа мотора на газу

Смесь газа и воздуха поступающая в цилиндры мотора кардинальным образом отличается от традиционного бензина. Газовое топливо не разрушает масляную плёнку на стенках цилиндров, не приводит к ухудшению качественных характеристик моторного масла и не образует нагара.

Использование газа положительно сказывается на работе мотора, но только при правильном и грамотном использовании ГБО. Единственный недостаток газового топлива в том, что оно на несколько процентов снижает мощность силового агрегата машины. Специалисты считают, что происходит это за счёт следующих факторов:

  • снижение максимального давления в цилиндрах мотора;
  • уменьшение температуры рабочего цикла;
  • сокращается коэффициент наполнения камеры сгорания мотора.

Отдельные автолюбители отмечают, что немножко снижается динамика разгона транспортного средства. Это может, происходит из-за инерционности системы питания автомобиля. Так как газ от установки к цилиндрам мотора движется по шлангам, он попадёт к ним с некоторым опозданием. Их длина напрямую влияет на скорость движения газа.

Установки ГБО дают возможность водителю транспортного средства переключаться с бензина на газ и, наоборот, в режиме реального времени. Многие автолюбители не знают отдельных нюансов и могут нарушать работу двигателя своими неосознанными действиями.

Если переключать режим работы мотора с газа на бензин, можно сразу переведя переключатель в крайнее положение, то с переключением с бензина на газ есть одна особенность.

При переходе с бензина на газ переключатель выбора топлива нужно установить в среднее положение и лишь через несколько минут перевести в крайнюю позицию. Это связано с тем, что нужно дать возможность полностью выгореть бензину и лишь, потом запускать газ. В ином случае может наблюдаться детонация, ухудшающая работу мотора транспортного средства.

Запуск мотора на газу

Использование газового топлива накладывает на каждого водителя следование определённым правилам. Прежде всего, необходимо помнить, что использование газа в качестве топлива, возможно только при прогретом моторе. Он должен достигнуть рабочей температуры.

Конечно, в летнее время можно пренебречь этими рекомендациями, но зимой этот номер не пройдёт. При низкой температуре мотор откажется запускаться без прогрева.

Необходимость прогрева мотора для использования газового топлива появилась в силу двух причин:
  • невысокая скорость горения газа;
  • высокая температура воспламенения.

В любом случае отрицательная температура не исключает вероятность пуска мотора. Но если редуктор замёрзнет раньше, чем произойдёт прогрев мотора, то газ просто перестанет испаряться. Это выльется в чрезмерное обогащение топливной смеси и мотор перестанет работать.

Завести после этого его будет очень проблематично даже при переходе на бензин. Если подобные пуски холодного мотора на газу станут регулярными – это может привести к выходу из строя редуктора.

Зимой, перед тем как полностью заглушить мотор перед длительной стоянкой нужно перевести его в положение работы на бензине. Утром не возникнет проблем с пуском двигателя.

Техническое обслуживание

Использование ГБО предполагает проведение специального технического обслуживания. Пропускать его или игнорировать крайне не рекомендуется.

Обязательно нужно выполнять следующие операции:
  • очистка фильтрующего элемента через каждые 5 тысяч пробега;
  • замена фильтрующего элемента через 15 тысяч пробега;
  • не реже 1 раза в месяц сливать конденсат из прогретого редуктора;
  • уменьшение интервала замены воздушного фильтра и свечей зажигания;
  • не реже одного раза в месяц нужно выполнять проверку ГБО на герметичность.

Безопасная эксплуатация ГБО

Водителю машины не нужно забывать, что ему приходиться каждый день имеет дело с опасным веществом небрежное отношение, к которому может привести к плачевным последствиям.

Грамотная и безопасная эксплуатация установки заключается в следующем:

  1. Не реже одного раза в месяц проверять надёжность фиксации баллона;
  2. При появлении сильного запаха газа в салоне прекратить использование машины до устранения утечки;
  3. Если обнаружена утечка газа, нужно незамедлительно перекрыть вентиль подачи и прекратить использование транспортного средства;
  4. Запрещено самостоятельно предпринимать ремонтные работы при утечке газа или для локализации места утечки использовать зажигалку или спички;
  5. При столкновении в ДТП необходимо перекрыть подачу газа во избежание воспламенения машины;
  6. Если предстоит длительная стоянка машины необходимо перекрыть расходный вентиль и полностью выработать газ в системе;
  7. При работе системы подачи газа расходный вентиль нужно открывать полностью, так как это снизит вероятность торможения газа при движении.

Заключение

Не стоит бояться использования газа в качестве топлива для машины. Несмотря на все его недостатки преимуществ больше. Самое главное соблюдать правила безопасности и интервалы технического обслуживания.

Оцените статью