Особенности эксплуатации автомобилей зимний период

Особенности эксплуатации машины в зимних условиях

Эксплуатация машины в зимних условиях существенно отличается от эксплуатации в летних условиях и характеризуется в основном низкими температурами окружающего воздуха и наличием снежного покрова.

Зимние условия эксплуатации машины определяются температурой окружающего воздуха от +5°С и ниже.

Из всех агрегатов влиянию низких температур наиболее подвержены двигатель, коробка передач и их системы, а также аккумуляторные батареи.

Основные трудности возникают при пуске двигателя. Его надежный пуск возможен только при определенном тепловом состоянии, которое обеспечивается разогревом остывшего двигателя и поддержанием его в разогретом состоянии в течение всего времени стоянки машины, если этого требует обстановка. Для прогрева системы управления машиной необходимо во время прогрева двигателя несколько раз с выдержкой 20-30 с выжать и отпустить педали главного фрикциона и остановочных тормозов. Признаком, свидетельствующим о готовности системы управления машиной к работе, является отсутствие падения давления масла (по манометру) в системе смазки при выжиме педали главного фрикциона или педали остановочных тормозов.

При подготовке машины к эксплуатации в зимних условиях необходимо провести очередное техническое обслуживание № 1 или №2 в зависимости от пройденного километража и дополнительно:

— очистить шахты и посадочные места приборов ТНПО-170А от пыли и грязи и протереть их чистой ветошью;

— открыть заслонку зимнего забора воздуха из короба эжектора в воздухоочиститель, для чего открыть крышку, расконтрить и отвернуть рукоятку, расположенную на стенке воздухоочистителя, до отказа в направлении стрелки ОТКРЫТО. Законтрить рукоятку проволокой и закрыть лючок;

— слить летнее дизельное топливо и заправить систему питания двигателя зимним дизельным топливом и прокачать топливо насосом БЦН в течение 2-3 мин.

— слить воду и заправить систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью;

— проверить работу системы подогрева;

— установить очистители так, чтобы расстояние между ободом направляющего колеса и очистителем было от 3 до 5 мм;

— слить воду из бачков воздушно-жидкостной очистки приборов;

— проверить плотность электролита в аккумуляторных батареях согласно ПУС;

— замерить величину напряжения, поддерживаемого регулятором, по показанию вольтамперметра.

Замеренная величина напряжения во всем диапазоне эксплуатационной частоты вращения коленчатого вала двигателя должна быть 26,5-28,5 В. В случае отличия величины напряжения от указанной выполнить работы.

Проверить у регулятора напряжения затяжку гайки разъема, болтов крепления, крышек предохранителей и блока измерительного регулятора.

Для обеспечения надежной и безотказной работы машины в зимних условиях, особенно при низких температурах окружающего воздуха необходимо:

— пускать двигатель только после его разогрева подогревателем с соблюдением порядка.

— пускать холодный или недостаточно разогретый двигатель (даже с буксира) при температуре окружающего воздуха ниже +5°С запрещается;

— во время движения машины внимательно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и поддерживать их показания в рекомендуемых пределах.

Для предотвращения запотевания и обледенения стекол и окуляра прибора 9Ш119М1 протереть их кисточкой, смоченной спиртоглицериновой смесью (стакан со спиртоглицериновой смесью и кисточку взять из ЗИП).

Холодный пуск двигателя осуществляется по указанию командира, если температура машины и окружающего воздуха не ниже -20°С, а система смазки двигателя заправлена маслом МТЗ-10п, трансмиссия ТСЗп-8 и давление воздуха в баллоне не менее 9,8 МПа (100 кгс/см2).

Читайте также:  Срок хранения автомобильного масла для двигателя

При температуре машины и окружающего воздуха ниже -20°С и заправленной системе смазки двигателя маслом МТ-16п пуск двигателя осуществлять только после предварительного разогрева силовой установки подогревателем.

Холодный пуск двигателя осуществляется в следующей последовательности:

1) убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, рукоятка ручного привода подачи топлива — в положении выключенной подачи, а рычаг включения замедленной передачи — в верхнем положении;

2) закрыть жалюзи и накрыть их утеплительными ковриками;

3) включить выключатель батарей;

4) перевести рукоятку топливного крана в положение О (открыто);

5) нажать кнопку ПУСК на щитке управления БФП и удерживать ее до загорания ламп СВЕЧИ 1, 2, 3, 4; открыть вентиль воздушного баллона;

6) включить МЗН, нажав кнопку НАСОС, и создать давление в системе смазки двигателя не менее 0,25 МПа (2,5 кгс/см2);

7) включить выключатель БЦН, прокачать топливную систему в течение 10-15 с. и выключить БЦН;

8) после загорания лампы ЭК (примерно через 90 с. после нажатия кнопки ПУСК) вторично создать давление масла в системе смазки двигателя, нажав кнопку НАСОС;

9) нажать кнопку СТАРТЕР и затем кнопку ПУСК ВОЗД (комбинированный способ).

При температуре машины и окружающего воздуха до -10°С пуск двигателя допускается осуществлять стартером без использования воздухопуска, для этого через 3-4 с. после начала прокручивания коленчатого вала двигателя резко и полностью выжать педаль подачи топлива, а после пуска двигателя отпустить кнопки СТАРТЕР и ПУСК ВОЗД.

Кнопки СТАРТЕР и ПУСК ВОЗД держать включенными до пуска двигателя, но не более 7с.

Работа двигателя в течение 180 с. сопровождается работой БФП. По истечении этого времени гаснут лампы ЭК и СВЕЧИ 1, 2, 3, 4.

После пуска двигателя прогреть его на режиме холостого хода с частотой вращения коленчатого вала 1000-1100 об/мин.

После достижения маслом температуры не ниже 0°С, если двигатель работает устойчиво, без хлопков и стука, допускается начинать движение машины на низших передачах при частоте вращения коленчатого вала двигателя не более 1600 об/мин.

Если пуск двигателя с первой попытки осуществить не удалось, то необходимо отпустить кнопки СТАРТЕР и ПУСК ВОЗД и через 15 с. повторить попытку пуска.

Если вторая попытка не обеспечила пуск двигателя, выключить систему БФП, нажав и отпустив кнопку ВЫКЛ на щитке управления БФП. Через 3 мин. повторить пуск двигателя с применением системы БФП.

Если пуск двигателя не обеспечивается, необходимо разогреть силовую установку подогревателем и пустить двигатель.

Летние условия эксплуатации характеризуются устойчивой температурой окружающего воздуха +5°С и выше.

Высокая температура окружающего воздуха вызывает повышенный нагрев агрегатов машины, испарение воды из электролита аккумуляторных батарей, а также ухудшает условия работы экипажа.

При высокой температуре окружающего воздуха и больших нагрузках может перегреваться двигатель.

Во время летней эксплуатации машины в основном работают в условиях большой запыленности воздуха. Воздух с повышенным пылесодержанием, проникающий в узлы и агрегаты машины, повышает износы деталей, увеличивает усилия на педалях, рычагах, ухудшает условия их работы.

Большая запыленность воздуха резко снижает видимость через приборы прицеливания и наблюдения, особенно при движении в колонне.

Читайте также:  Как снять штатную шумоизоляцию автомобиля

7 советов по эксплуатации автомобиля зимой

Многие считают, что зимой можно поберечь дорогостоящую технику и отказаться от пользования личным автомобилем. Когда-то такие люди составляли большинство автовладельцев, но со временем зимняя эксплуатация перестала быть подвигом. А те кто до сих пор пробирается по замёрзшим улицам к общественному транспорту пешком считают, что езда на машине в мороз может ей навредить, как этого избежать рассказано далее.

Какое влияние оказывает мороз на узлы автомобиля

Переохлаждение вредно не только человеку. В мороз меняются свойства материалов, из которых сделаны узлы автомобиля, используемых в нём рабочих жидкостей, даже отдельных видов топлива. Некоторые элементы особенно неустойчивы к перепадам температуры.

Аккумулятор

В автомобильном свинцово-кислотном аккумуляторе содержится водный раствор серной кислоты (электролит). В зависимости от текущей плотности этой жидкости, при определённой температуре она может замёрзнуть, что вызовет полный отказ и растрескивание корпуса батареи. Плотность зависит от уровня заряженности, поэтому зимой всегда надо поддерживать батарею на полном заряде.

Хороший запас энергии в АКБ пригодится и при пуске замёрзшего мотора. Быстрого запуска, как летом, ожидать не приходится, поэтому стартер будет работать дольше, а потребляемый ток увеличится. Это самая частая из зимних проблем.

Малейшее отклонение состояния батареи от нормы обязательно скажется. Поездки короткие, холодный электролит, вяло текущие при низких температурах химические процессы – всё это мешает восполнять расход заряда.

Покрышки колес

Отсутствие проблем можно обеспечить только одним способом – как и положено, поменять резину на зимнюю. Не всесезонную или иной эрзац, а качественную шипованную от хорошего производителя.

Фрикционные шины (липучки) работают лучше, чем летние, но с шипами конкурировать не смогут, особенно на льду и укатанном до состояния зеркала снегу. Надо учитывать, что зимние шины быстро стареют, теряя свои свойства. Не стоит ожидать хорошей управляемости от покрышек, когда-то купленных вместе с автомобилем в поезженном состоянии.

При эксплуатации шины могут терять шипы. Сейчас это не проблема, продаются наборы для ручной ошиповки в оставшиеся отверстия. Процедура совершенно несложная, а на скользком покрытии лишних шипов не бывает.

Электрика

Главный враг всех контактов – коррозия, которая зимой развивается особенно быстро. Виной тому содержащий соли и реагенты снег, смешанный с дорожной грязью. Причём коррозия как чисто химическая, так и гальваническая. Провода могут буквально растворяться.

К этому надо готовиться, следить за сохранностью герметизирующих чехлов, смазывать контакты разъёмов и беречь проводку от лишней сырости.

Рулевое управление

Зимой большая нагрузка падает на усилители руля. Постоянное быстрое вращение при заносах, необходимость реагировать на снежную колейность и прочие зимние засады. Гидравлика не любит попадания в крайние положения по повороту руля, а электроника просто перегревается и отказывает. Плюс всё то, что говорилось об электрике.

Топливо

Бензиновые двигатели реагируют на свойства топлива только в самые жестокие морозы. Способность запуститься в минус 30 и ниже уже зависит от фракционного состава бензина. А вот дизель должен обязательно перейти на зимнюю солярку сезонно, иначе вся система будет забита парафином.

И при любом топливе в нём не должно быть воды. Ледяные пробки остановят двигатель, а найти их непросто, придётся отогревать всю машину и заменять содержимое бака.

Читайте также:  Как проводиться диагностика подвески автомобиля

Патрубки

В современных машинах есть два материала, применение которых очень нежелательно, но они всегда присутствуют – это шланги из некачественной резины и пластиковые патрубки. Первые не выдерживают работы при сильных морозах и рвутся, а вторые трескаются скорее от времени, чем от температуры, но проявится это наверняка зимой.

Способ спасения один – использовать эти запчасти при замене только от самых известных и проверенных производителей. Цена отказа тут очень высока.

Как пользоваться машиной в сильные морозы — 7 советов

Облегчить зимнюю автомобильную жизнь помогут несколько практических советов.

Совет 1

Надо широко использовать современную автомобильную химию. Средства тут придуманы на все случаи жизни, от размораживателя замков до газа, облегчающего запуск двигателя. Они могут быть как профилактическими, использовать которые надо заблаговременно, так и непосредственно спасительными.

Совет 2

Машина зимой должна быть максимально укомплектована всем необходимым. Багажники сейчас у автомобилей безразмерные, туда всё поместится. Летом можно будет убрать, а сейчас есть смысл возить и лопату, и буксирный трос, и даже мешочек с песком.

Всё, что в голову придёт при мысленном моделировании сложной ситуации. Запас продуктов и даже дров. Старая покрышка тоже хорошо горит, всяко лучше будет, если жечь её, а не снятую с автомобиля. Это хорошая иллюстрация уровня предусмотрительности.

Совет 3

Перед началом сезона машина должна пройти полное ТО, получить свежие зимние масла и смазки, сухие и смазанные детали салона и арматуры дверей. Кузов вымыть, вычистить изнутри и снаружи, ЛКП покрыть защитным декоративно-консервирующим полиролем.

Совет 4

Щётки стеклоочистителей надо заменить на специальные зимние, иначе и без того скромные возможности для обзора в этот сезон будут испорчены грязными полосами, остающимися после взмаха дворников. И обязательно новые, долго эта резина не хранится.

Совет 5

Особое внимание надо уделить аккумулятору и системе зарядки. Если есть возможность, то можно чуть поднять зарядное напряжение генератора. Аккумулятор должен быть в идеальном состоянии, если уже были признаки плохой его работы, то лучше осенью с этой батареей расстаться, при снижении температуры она подведёт обязательно.

Совет 6

Лёгкость запуска двигателя в самый сильный мороз будет определяться скоростью вращения вала стартером и оптимальным составом смеси. Значит перед морозами надо выработать привычку держать аккумулятор в тепле, а заправляться только проверенным бензином и зимним дизельным топливом.

И лучше проверить калибровку датчика температуры на предельных значениях рабочего диапазона. Выбрасывать его не стоит, но если он не даёт требуемого значения сопротивления, это самое сопротивление можно изготовить отдельно в виде «обманки» с разъёмом и резистором нужного номинала, а после прогрева вновь подключать датчик.

Свечи тоже стоит проверить. Если они содержат благородные металлы и медленно изнашиваются, то достаточно уточнить пробег до регламентной замены. Медные же и никелевые заменить безжалостно на новые, это совсем недорого. Заодно можно чуть уменьшить калильное число, при холодном запуске свечи желательно иметь погорячее.

Совет 7

Зимой надо постоянно следить за наполненностью топливного бака. В пустом пространстве будет образовываться конденсат, а потом и вода в трубопроводах.

Да и запас горючего не помешает. Возможно следует вспомнить старые времена и возить с собой канистру бензина с лейкой. Большие баки и обилие заправок отучили водителей от этой полезной привычки.

Оцените статью