- Timepsyhology
- Задача 5
- Память — понятие, разновидности с примерами
- Значение памяти в жизни человека
- Виды памяти и их характеристика
- По продолжительности хранения информации
- Сенсорная
- Оперативная
- Кратковременная
- Долговременная
- По характеру психической активности
- Образная
- Двигательная
- Эмоциональная
- Словесно-логическая
- По связи с целями деятельности
- Произвольная
- Непроизвольная
- По степени осознанности образов
- Имплицитная
- Эксплицитная
- Особенности памяти
- Как улучшить память
- В случае ухудшения
- В повседневной жизни
- Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека
- Что такое память человека?
- Особенности человеческой памяти
- Классификация памяти. Виды памяти.
- Основные процессы памяти
- Как работают законы памяти.
- Как лучше запоминать
- Методика повторения перед сном.
- Методика Цицерона
- Видео: Как работает наша память?
Timepsyhology
Задача 5
Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие – особенностям памяти компьютера.
А) Весь объем материала никогда не запоминается целиком (человек);
Б) информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации (компьютер);
В) процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях (человек);
Г) весь объем материала может запомниться целиком (компьютер);
Д) сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к запоминающему устройству (человек);
Е) процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах (компьютер);
Ж) процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер (человек);
З) запоминает нестандартизированную информацию (человек);
И) запоминает строго стандартизированную информацию (компьютер).
Гей точка ру. Гомосексуализм и Интернет
В последние годы всё активнее происходит освоение гейлесби сообществами сети Интернет. Интернет по сравнению с другими видами СМИ открывает перед гомосексуалистами дополнительные возможности: это и анонимность, способствующая более лёгкому общению, и доступность информации о гомосексуализме и для гомосексуалистов. Тема гомосексуализма .
Большой палец, поднятый вверх.
В Британии, Австралии Новой Зеландии большой палец руки, поднятый вверх, имеет три значения: во-первых он используется автостопщиками при голосовании на дороге, во-вторых, означает, что все в порядке, а когда палец поднимают резко, то этот жест приобретает оскорбительное сексуальное значение. В некоторых странах, например в Греции, этот .
Серый
Самое точное определение серого цвета — нейтральность. Редко случается, что кто-то или любит, или ненавидит этот цвет. Серый цвет не кричит о себе, что он лоялен и заслуживает доверия, как цвет морской волны, или что он динамичен, как красный. Серый цвет бесстрастен, формален и полон достоинства. В сером не хватает тепла, что делает ег .
Память — понятие, разновидности с примерами
Значение памяти в жизни человека
Память — это совокупность высших психических функций и операций в мозге человека, которые направлены на накопление, сохранение и воспроизводство знаний, навыков и умений.
Память присутствует не только у человека, но и у всех высших животных Земли, однако у Homo sapiens память развита гораздо сильнее; человек умеет осознанно ей пользоваться.
Наличие памяти у человека важно не только для полноценного функционирования конкретной личности, но и для стабильного существования всего общества. Хорошо видна значимость памяти при рассмотрении, например, процесса социализации или структуры сознания.
Социализация — процесс становления индивида в обществе, интеграция человека в социальную систему.
Особенность социализации в том, что общество с помощью специальных механизмов и институтов передает формирующейся личности накопленные столетиями навыки взаимодействия, то есть, не используй человек способности своей и общественной памяти, пройти успешно процесс интеграции в социум было бы невозможно.
Сознание — представление субъекта о мире и о своём месте в нём. Наличие сознания обеспечивает способность человека отдавать отчет своему внутреннему психическому опыту и опыту, необходимому для разумной организации совместной деятельности.
Помимо индивидуального сознания конкретного человека существует такое понятие, как сознание общественное.
Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.
Сознание общества и сознание человека тесно взаимосвязаны: общественное является продуктом индивидуального и наоборот. Таким образом, накопление, сохранение и воспроизведение какой-либо информации со стороны конкретной личности или со стороны общества крайне важны для дальнейшего «взаимопользования» и сохранения и развития сознания в целом.
Кроме участия в глобальных понятиях, память также важна и для прохождения человеком более локальных процессов: обучение, анализ, оперирование ассоциациями и т. п.
Виды памяти и их характеристика
Существует множество типологий видов памяти.
Вот лишь некоторые классификации:
- по сенсорной модальности (визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, обонятельная, болевая, эйдетическая);
- по организации запоминания (декларативная, процедурная);
- по физиологическим принципам;
- по наличию средств (опосредованная и неопосредованная);
- по уровню развития;
- по непосредственности использования сознанием.
Далее рассмотрены основные классификации.
По продолжительности хранения информации
Сенсорная
Мгновенная, как еще ее называют, память сохраняет на очень маленький промежуток времени информацию, поступающую из сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, проприоцепция и т. д.). Благодаря сенсорной памяти происходит наиболее полное отражение и запечатление объекта.
Иногда сенсорную память воспринимают как совокупность множества ультракратковременных видов памяти.
Оперативная
Позволяет человеку в повседневности сохранять часть информации для ее обработки в скором будущем. Сохраняются данные только до конца выполнения какого-то конкретного действия.
Приведем пример: когда человек решает арифметическое выражение, именно оперативная память отвечает за кратковременное сохранение «в уме» промежуточных результатов вычисления. Как только выражение будет решено — конкретное действие закончено, — все промежуточные результаты забудутся.
Свойство оперативной памяти разбирать поступающую информацию на части помогает не только в решении поставленных задач, но и в понимании сложной для восприятия информации, так как она обрабатывается последовательно.
Кратковременная
Из сенсорной (после обработки процессами восприятия) и долговременной (с помощью вспоминания) памяти в кратковременную поступает какая-либо информация, где на недолгое время сохраняется в состоянии, при котором сознание может беспрепятственно ее использовать.
Пример: кратковременная (первичная, активная) память позволяет запоминать такие числовые последовательности, как номер телефона или серия документа, однако уже через несколько минут без повторений вспомнить последовательность из нескольких цифр уже не получается.
Долговременная
В отличие от всех предыдущих видов, долговременная память, а точнее информация, находящаяся в ней, не доступна все время для использования ее сознанием. Долговременная память — часть подсознания. Информация в ней сохраняется на гораздо большее время, потенциально — на всю жизнь. Кроме того, она намного «вместительнее». Если оперативная и кратковременная могут удерживать до нескольких образов в единицу времени, то у долговременной ограничений практически нет.
По характеру психической активности
Иначе эту классификацию называют «по содержанию информации».
Образная
Память на образы, которые сформировались с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы. Образную память делят на следующие виды:
Образная память намного эффективнее других видов, так как запоминать информацию гораздо легче, если человек видит перед собой объект изучения. Этот факт подтверждает, например, сравнение различных методов обучения, среди которых наглядные стоят на втором месте по продуктивности после практики, которая, в свою очередь, включает в себя множество различных инструментов изучения.
Двигательная
Иначе этот вид называют моторной памятью. Благодаря ей человек осваивает и запоминает такие вещи, как плавание, катание на роликах, разные спортивные игры и т. п. Таким образом, двигательная память способствует изучению большинства повседневных двигательных процессов, а также является основой трудовых навыков.
Эмоциональная
Чувственная память сохраняет в бессознательной части мозга человека и в его сознании воспоминания о пережитых ощущениях. Это один из самых надежных видов, так как люди чаще запоминают эмоции, испытываемые при совершении каких-либо действий, чем причинно-следственные связи.
Словесно-логическая
Иначе — семантическая. Память на мысли и слова. Этот вид можно условно разделить на две части — механическую и логическую. Механическая память обеспечивает запоминание информации посредством многократного повторения, а логическая — путем целенаправленного поиска связей между объектами, понятиями, процессами.
Пример: в процессе обучения хорошо видны и механическая, и логическая часть семантической памяти. Первая применяется при «зазубривании» информации (термины, даты, стихотворения), а вторая используется в решении задач, где нужно самостоятельно найти ответ.
По связи с целями деятельности
Произвольная
Характеризуется целенаправленным запоминанием информации для достижения какого-то результата.
Непроизвольная
В данном случае информация запоминается автоматически, человек не прикладывает никаких усилий для запоминания.
По степени осознанности образов
Имплицитная
Процесс запоминания происходит неосознанно, человек даже в конечном итоге может не проследить, в какой момент времени информация к нему поступила и закрепилась. Возвращаясь к понятию социализации, следует отметить, что множество процессов интеграции в раннем возрасте сопровождается запоминанием социальных норм и порядков с помощью имплицитной памяти.
Эксплицитная
Человек специально анализирует полученную когда-то информацию, с целью ее запомнить, то есть он осознает, какие действия совершает, чтобы данные отложились в его памяти.
Особенности памяти
Существуют индивидуальные особенности памяти, которые влияют на процессы запоминания и воспроизведения информации в целом. К таким особенностям относят:
- скорость запоминания;
- точность воспроизведения;
- прочность (насколько хорошо запоминаются данные);
- готовность к воспроизведению (насколько быстро и легко человек вспоминает информацию).
Любая информация, которая поступает в мозг человека, с течением времени искажается. Только в первые минуты и часы данные остаются наиболее достоверными, а потом они уже проходят обработку сознанием, которое, естественно, индивидуально у каждого человека. Соответственно, утверждать, что человек запоминает изначальную информацию с точностью, некорректно. Даже если память какого-то человека развита до высочайшего уровня, он не может избежать искажений в бессознательной части мозга.
Одна из форм искажений — это забывание. Естественный процесс, который протекает параллельно сохранению. Человеческому мозгу свойственно избавляться от информации, к которой в течение некоторого времени не обращались и не проявляли интереса. Забываться могут как мелкие детали, так и полноценные действия.
В некоторых случаях человек может забывать даже значимые события своей жизни, однако чаще всего это происходит из-за нарушения психики или блокирования мозгом негативных воспоминаний.
Например, повзрослевший человек может абсолютно не помнить внешности погибшего в его детстве родителя. Мозг ограждает его от информации, которая может причинить боль. Амнезия — высшая степень такого рода нарушений, которая может быть вызвана как психологическими потрясениями, так и физическими травмами.
Как улучшить память
В случае ухудшения
Для начала определимся, из-за чего память может начать ухудшаться. Вот основные причины:
- стресс;
- хронические недосып и усталость;
- вредные привычки;
- дефицит витаминов;
- травмы головы;
- заболевания сердечно-сосудистой системы и внутренних органов;
- инфекционные заболевания;
- нарушение обмена веществ;
- применение стимуляторов.
Можно сделать простейший вывод, что для улучшения и сохранения функций памяти нужно минимизировать возможность появления всех этих причин. То есть, достаточно соблюдать режим дня, полноценно и регулярно питаться, избавиться или максимально снизить потребление алкоголя, никотина и т. п., а также регулярно проходить медицинские осмотры для своевременного обнаружения возможных заболеваний.
В повседневной жизни
Если же каких-то конкретных проблем с памятью нет, но есть желание улучшить ее способности в целом, помимо профилактики всех предыдущих причин, можно сделать следующее:
- Будьте внимательны и наблюдательны. Какое бы действие вы не совершаете, обращайте внимание на детали, задумывайтесь о происхождении объектов и причинах событий.
- Развивайте интерес к жизни. Опять же, процесс забывания происходит из-за отсутствия интереса к информации, которая откладывается в мозгу, поэтому увеличение интереса к окружающему миру поможет улучшить и способности памяти.
- Будьте организованными. Мозгу в беспокойном состоянии гораздо тяжелее воспринимать и сохранять информацию, поэтому, успокойте и упорядочите свою внешнюю жизнь и внутренние переживания.
- Применяйте образный тип мышления. Этот вид мышления улучшает множество мозговых процессов, в том числе и память.
- Тренируйтесь и правильно выражайте свои воспоминания. Гораздо легче запомнить информацию, если вы ее проговорите вслух, соответственно, чем чаще вы вслух грамотно воспроизводите запомнившееся, тем легче мозгу оперировать воспоминаниями.
- Проводите анализ прошедшего дня перед сном. Подытоживание и повторное обращение к полученным в течение дня данным — хороший способ улучшить память, который включает механическую и логическую части.
- Медитируйте. Специфичный, но один из наиболее эффективных способов улучшения памяти. Ежедневные практики помогут развить память и другие мозговые процессы, а также увеличат общий уровень осознанности жизни.
Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека
Вы когда-нибудь задумывались, как сложно устроено наше сознание. Одним из главных его аспектов является память. Каждый день мы совершаем неисчисляемое количество действий и запоминаем некоторые из них. Как же это возможно? Почему обрабатывая такой объём информации наш мозг не перегружается, как любая вычислительная машина при сверхтяжёлой работе? Насколько безгранична память человека? Как научиться управлять своей памятью, и какие существуют методики для лучшего усвоения информации? Всем этим вопросам и посвящена наша статья.
Что такое память человека?
На самом деле определений этому слову существует целое множество. Память – это совокупность физико-химических и психофизиологических процессов, основанных на сохранении и воспроизведении различной информации. С помощью этих явлений человек способен переживать многие воспоминания, накапливать ценный опыт, развиваться и двигаться дальше. Также, немало важную роль она играет и в становлении личности, поведении и воспитании человека. Люди осваивают все вещи с помощью органов чувств, отсюда и разновидность типов информации, о которых мы поговорим чуть позже.
Данная особенность имеется не только у человека: многие животные обладают хорошим запоминанием той или иной информации. С этой помощью мы смогли одомашнить многих животных и поселить их у себя дома.
Сейчас память можно описать на примере жёстких дисков компьютера: весь диск разделён на большое количество кластеров, каждый из которых отвечает за определённую функцию. Конечно, этот пример не из лучших, но схожесть с данным накопителем присутствует.
Особенности человеческой памяти
Бывают случаи, когда два человека прослушали одну и ту же информацию, но на следующий день кто-то из них забыл, а у кого-то она отложилась. Здесь можно об особенностях человеческого мозга. Как мы знаем, каждый человек индивидуален, соответственно и всё что у него творится в голове тоже индивидуально.
Особенности памяти зависят от большого количества факторов: генетической предрасположенности, образа жизни, талантов, степени и метода воспитанности, уровня обучения и развития в целом.
Шерлок Холмс думает
Все люди запоминают по-разному: кому-то проще запомнить картину или мелодию, чем выучить какую-нибудь формулу по математике. Данному феномену есть объяснение. Дело в том, что мышление людей устроено по-разному, но существует некая классификация, которая разделяет их на три типа:
- Наглядно-образный. Это те люди, которые с лёгкостью запоминают музыку, цвета, картины. Этот вид памяти хорошо развит у творческих людей.
- Словесно-логический. Данный тип памяти рассчитан на запоминании логических понятиях. Те, кому легко даются естественные науки, кто понимает взаимосвязи между законами, понятиями и т.д., они и относятся к данной группе.
- Промежуточный или гармонический. Это люди, заключающие в себе оба типа, находящиеся где-то между ними. Этот тип памяти является уникальным, так как они имеют возможность запоминать любую информацию с лёгкостью, невзирая на то, какая она есть.
Классификация памяти. Виды памяти.
Память человека имеет свои особенности, и классифицировать её по одну признаку невозможно. Разделение памяти в психологии происходит по нескольким признакам. Человек сложно устроен, но многим, даже не просвещённым в психологии и медицине, известно, что первичным получателем какой-либо информации являются наши органы чувств. Соответственно её можно разделить восприятию:
- Осязательная. Восприятие и сохранение информации с помощью прикосновений;
- Обонятельная. Списывание информации происходит с обонятельных рецепторов (рецепторы запахов).
- Вкусовая. Непосредственно с поверхности языка.
- Слуховая. Восприятие звуковых колебаний.
- Зрительная. Считывание окружающих объектов.
- Мышечная. Запоминание определённых движений различных частей тела.
Вся информация, поступив на считывающий орган, переносится по нервным окончаниям в головной мозг, где обрабатывается и сохраняется. Но не вся информация может долго «пролежать» у нас в голове. Почему так происходит? Сейчас разберёмся.
Объем человеческой памяти равен одному квадриллиону байт
Время хранения информации зависит от её вида, и различие по времени хранения довольно большое. Прослушав какую-либо музыку, мы можем запомнить её, пусть и поверхностно, с первого раза. Но если мы чего-либо коснёмся, то наше ощущение прикосновения исчезают через доли секунды. Поэтому в психологии существует следующая классификация:
- Кратковременная память. Такому типу памяти свойственно быстрое прохождение информации через доли головного мозга, но за счёт слабой эмоциональной окрашенности или плохого внимания запоминание не происходит. Также это особенность имеется при тактильном считывании. Она ограничена объёмом и временем хранения (от 20 до 50 мс). Наш организм пусть и на многое горазд, но представьте себе если бы вы помнили тактильные ощущения за всю свою жизнь? Мозг пренебрегает такой информацией. Кратковременность может объясняться ещё и тем, что материал, изучаемый любым человеком, мог быть не повторён.
- Долговременная память. Этот тип памяти более обширен, в нём хранится всё то, что наш мозг считает нужным. Она формируется в основном из-за слухового и зрительного восприятия. Первым образом, при изучении какой-нибудь новой информации она переходит в кратковременную память. Для того, чтобы она закрепилась в долговременной, её нужно повторять с определённым интервалом. Долговременная память служит для многого, в том числе для накопления знаний, опыта и умений.
Память может быть разделена и по характеру запоминания деятельности:
- непроизвольная – когда у человека нет цели для запоминания информации;
- произвольная – человек имеет цель для запоминания.
Основные процессы памяти
- Запоминание – процесс регистрации и сохранение определённого вида информации. С самого начала вся информация воспринимается чувствительным органом, с последующей передачей её в головной мозг.
- Сохранение – процесс переработки информации с её обобщением и систематизацией для лучшего усвоения. Освоенная информация запоминается лучше.
- Воспроизведение. Это раннее усвоенная информация используется для совершения разных видов деятельности.
- Забывание. Это потеря возможности воспроизвести раннее сохранённую информацию. Причины могут быть разными: от обычного забывания до разного рода заболеваний. Забывание обычно происходит из-за неполного изучения или повторения, невнимательности, незаинтересованности. Также роль могут сыграть некоторые психологические проблемы у человека.
Как работают законы памяти.
Закон осмысления. Этот закон основан на организации, представленной для запоминания информации. И чем глубже осмыслен материал, тем лучше он отпечатывается в памяти. Смысловая организация состоит из нескольких последовательных процессов: анализ информации, синтез, систематизация и обобщение.
Закон интереса. Многим людям знаком тот факт, что если их заставлять учить тот материал, который они не понимают, то ничего толкового от этого не произойдёт. Для того чтобы материал информация хорошо усваивалась, необходимо быть в ней заинтересованным. Также необходимо исключить различного рода установки, которые только помешают информации отложиться на долговременный срок.
Память и внимание
Закон торможения. Запоминание нового материала тормозит запоминание предыдущего. Из этого следует, что нельзя смешивать разного рода информацию, так как это только усугубит ситуацию.
Закон повторения. Повторение материала обеспечит лучшее запоминание. Здесь главное не путать с понятием «зубрёжка». В отличие от неё, текст должен быть осмыслен и логичен, когда «зубрёжка» подразумевает запоминание любой информации, не отталкиваясь только на поверхностном изучении и не имея осмысления. Как говориться в поговорке: «Повторение – мать учения».
Как лучше запоминать
Многие люди считают, что запомнить какую либо информацию возможно благодаря доскональному её повторению себе, другими словами они «зубрят» её. Но это не самый эффективный способ, так как при зубрежке смысл теряется: вы просто учите материал, который потом, скорее всего, забудете. На самом деле существует огромное количество других более результативных методов и, какой лучше, каждый сможет выбрать для себя сам.
Методика повторения перед сном.
В первую очередь следует уделить внимание такой методике, как повторение текста перед сном и после него. Как известно, во сне мозг обрабатывает всю накопившуюся за день информацию и сохраняет самое необходимое. Окончательно закрепить материал поможет повторение уже после пробуждения. Таким образом, вы сможете легко всё запомнить благодаря сну.
Методика Цицерона
Она является одной из самых интуитивно понятных и простых. В то же время это никак не отражается на ее продуктивности. Методика Цицерона прекрасно показала себя в таки случаях как:
- Запоминание телефонных номеров.
- Запоминание текстов.
- Усвоение любой, хоть как-то взаимосвязанной информации.
Ходят слухи, что этот метод изобрел не Цицерон. До него им пользовался древнегреческий поэт, и сама методика корнями уходит в древнюю Грецию.
Так в чем же заключается весь метод? Его второе название – система римской комнаты более полно отражает сущность. Ведь запоминание строится именно на основе комнаты, очень знакомой Вам.
Суть методики в том, что необходимо мысленно представлять знакомую комнату и размещать в ней воспоминания. Обычно эта методика используется для запоминания текстов, но для наглядности примера возьмем слова.
Древнеримский мыслитель Цицерон
К примеру, необходимо запомнить такие слова, как: пластилин и письмо. Чтобы запомнить их нужно соотнести два этих воспоминания с вещами. Например, пластилин размазать по зеркалу так, чтобы оно не давало отражения. Письмо можно разместить перед дверью. Вместо коврика.
У метода есть и определенные правила:
- Размещать предметы необходимо в строгом порядке. То есть почасовой стрелке, сверху вниз. От одной стены к другой и т.д.
- Необходимо использовать предметы, имеющие хотя бы минимальную связь. Или строить их в таком порядке, чтобы от одного шла нить к другому.
- Первые разы можно записывать места, в которых расположены воспоминания.
Нужно понимать, что методика сработает только в том случае, если комната хорошо знакома. Именно поэтому опорной комнатой нужно делать либо свою спальню, либо свой кабинет.