АРМЯНСКИЙ УЧЕТ АВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Внимательные автолюбители могли заметить, что на дорогах Махачкалы начали появляться автомобили с армянскими номерами. Если нет, то советуем понаблюдать за потоками – обязательно встретите с десяток подобных «гостей». Что это? Массовое переселение армян в Дагестан? Нет… Все куда более интересно.
Дело в том, что в Россию, в том числе в Дагестан, хлынул поток нерастаможенных армянских автомобилей, которые согласно действующему законодательству могут свободно эксплуатироваться на территории нашей страны без уплаты огромных российских таможенных платежей.
Это стало возможным благодаря тому, что теперь Армения, как Белоруссия и Казахстан, входят в Евразийский экономический союз. Армения, напомним, вступила в него 3 года назад.
В итоге, согласно международному договору нашей страны с другими государствами, входящими в Евразийский союз, действуют определенные правила ввоза автотранспорта в страны Союза. В частности, автомобили этих стран могут быть ввезены без уплаты таможенных пошлин на территорию России и свободно эксплуатироваться по дорогам общего пользования.
Правда, на начальном этапе из Армении можно было ввозить автомобили, которые были ранее импортированы в эту страну до 2014 года. Однако в последующем это ограничение было снято. Теперь из Армении в Россию можно ввозить автомобили любого возраста и ввезенные ранее в Армению в любом году.
После того как ограничения были сняты, из Армении в Россию реально хлынул поток нерастаможенных автомобилей. В Армении же, как грибы после дождя, начали появляться целые компании, помогающие россиянам покупать автомобили здесь. Не стал исключением и Дагестан.
В Стране гор, находящейся близко к Армении, появилось множество перегонщиков, которые готовы купить по заказу автомобиль из Европы, привезти его в Армению, растаможить по низким расценкам и перегнать в Россию. И даже при этом, несмотря на аппетиты посредников, автомобиль, пригнанный из Европы, достается крайне дешево. Во всяком случае, значительно дешевле, чем стоит аналогичный автомобиль в нашей стране.
«Главный плюс, конечно, заключается в дешевизне автомобилей, – рассказал корреспонденту «МИ» блоггер и автоэксперт Мурад Ибрагимов . – Армения состоит в таможенном союзе и благодаря более дешевым ввозным пошлинам автомобили там стоят дешевле, чем в России. Для сравнения: японский минивэн, который в России будет стоить около миллиона рублей, в Армении можно приобрести за 500 тысяч рублей».
Правда, стоит отметить, что разговор идет только о старых автомобилях. «Растаможка» новых авто обходится также очень дорого, в итоге везти новый автомобиль из Армении невыгодно.
Но зато в Россию из Армении можно недорого ввезти автомобиль в возрасте. Возьмем, к примеру, 12-летний японский внедорожник Toyota RAV4 с 2,4-литровым бензиновым двигателем. Таможенный сбор для ввоза в Армению обойдется всего в 744 783 армянских драма (согласно официальному калькулятору таможенных платежей Армении – Прим. авт. ), что в пересчете на сегодняшний курс составляет примерно 102 997 рублей.
Для сравнения: чтобы ввезти аналогичный автомобиль из Европы в Россию, вам придется заплатить как минимум 940 835 руб. Причем для того, чтобы ввезти кроссовер из Европы, вы не только заплатите утилизационный сбор (5 200 руб.), но и должны будете оснастить ввозимый автомобиль кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС (российская государственная система экстренного реагирования при авариях – Прим. авт. ).
В том числе из Армении вы можете пригнать и более свежий автомобиль. Например, пошлина в этой стране на Hyundai i40 2016 года c 2.0-литровым бензиновым мотором мощностью 150 лошадиных сил в настоящий момент составляет 2 166 618 драмов (297 017.22 руб.).
В нашу же страну такие автомобили, как правило, не завозятся из-за заградительных таможенных ставок. Например, для того, чтобы растаможить Hyundai i40, вы отдадите как минимум 400 тысяч рублей.
При этом, по словам автоэксперта Мурада Ибрагимова, автомобили, ввезенные из Армении, отличаются лучшим состоянием, чем, например, автомобили, ввезенные из Грузии.
«Состояние автомобилей в Армении, для примера, намного лучше, чем в той же Грузии, куда автомобили привозят с американских аукционов. Там бывает, откровенно говоря, один мусор», – считает Ибрагимов.
Исрапил Ахмедханов , занимающийся перегоном автомобилей из Армении в Дагестан, также считает, что состояние автомобилей в РА разительно отличается от других стран.
«Возьмем, к примеру, Мерседес Е-класса в кузове 211. В Дагестане найти такую машину в хорошем состоянии очень сложно. Пробеги скручивают по нескольку раз, при этом фактический достигает 400 тысяч километров. А в Армении можно взять машину, пригнанную с японского аукциона. Такая машина будет стоить на 150 тысяч рублей дороже, но машина будет реально новой», – рассказал Ахмедов.
Таким образом в Армении можно найти автомобиль по реально выгодной цене и в хорошем состоянии. Причем, купив автомобиль в РА, вы избавляете себя от таможенных платежей, утилизационного сбора и высокого транспортного налога.
Правда, в этом случае придется ездить с армянскими номерами. Если же вы захотите поменять армянские номера на российские, вам придется для начала заплатить таможенную пошлину по российским тарифам, установить кнопку ГЛОНАСС, заплатить утилизационный сбор, а также пройти регистрацию в ГИБДД.
ЗАКОН НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ
Тут мы подбираемся к главному вопросу, который мог появиться в головах читателей. Кто может ездить на автомобиле с армянскими номерами в России? Ответ – любой человек, имеющий право на управление автомобилем.
Дело в том, что в настоящий момент в России нет никаких законов, ограничивающих допуск лиц к управлению автомобилем с армянскими номерами.
То есть собственник армянского автомобиля может быть один, а за рулем может сидеть любой другой водитель, естественно, вписанный в полис ОСАГО. Доверенность также не нужна, поскольку она официально отменена в России несколько лет назад.
При этом, несмотря на все преимущества покупки автомобилей в Армении, нельзя забывать о подводных камнях, с которыми может столкнуться автолюбитель.
Так, например, купив автомобиль в Армении без «растаможки», вы не сможете продать его в России. Во всяком случае официально. Сделать это будет можно только после уплаты российских таможенных платежей и постановки автомобиля на регистрационный учет в российском ГИБДД.
С определенными неудобствами придется столкнуться и при оформлении обязательного на территории РФ полиса ОСАГО.
«Страховка, конечно, обойдется дороже на две – три тысячи», – рассказал корреспонденту «МИ» Исрапил Ахмедханов.
При этом, по его словам, минусы покупки автомобиля в Армении на этом заканчиваются.
«Могу сказать, что налог на машину на 40% дешевле (платить его придется в казну Армении. – Прим. авт. ), потом, штрафы с камер не приходят – это второе; третий плюс – то, что машину можно выбрать за такие же деньги, что и здесь, только состояние авто будет свежее: с меньшим пробегом», – рассказал Ахмедханов.
Каждый, естественно, должен решать для себя сам. Как мы отметили, плюсов, конечно, много. Особенно это выгодно для автолюбителей, которые не могут приобрести в России многие машины, недоступные на нашем отечественном рынке.
Выгодным армянский учет можно назвать и по отношению к старым авто, которые, доживут свой век в России и будут сданы на запчасти.
Но покупая автомобиль в Армении, нужно помнить о подводных камнях. Не стоит забывать и о том, что, купив на свое имя автомобиль в РА, вы будете также обязаны ежегодно уплачивать транспортный налог.
Правда, если вы будете ездить на авто в России, никто вас не побеспокоит. Но до тех пор, пока вы снова не приедете в Армению.
Авто из Армении: геморрой или беспроигрышный вариант?
Машин с армянскими номерами в России становится все больше и больше, особенно — на юге страны, куда можно меньше чем за сутки добраться из солнечной республики. Не подумайте, что после прошлогодней бархатной революции граждане этой страны массово покидают свои дома. Скорее наоборот, мы, россияне стали чаще к ним наведываться, и не только ради гастрономического туризма и удивительных горных пейзажей, но и за покупкой сравнительно недорогих местных автомобилей. Все дело в том, что после вступления Армении в Евразийский экономический союз в январе 2015 года (в ЕАЭС также входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. — Прим. авт.) у нас появилась возможность без каких-либо ограничений передвигаться на машинах с армянскими номерами по России. Действовало лишь ограничение на ввезенные в Армению после 10 октябре 2014 года (именно тогда был подписан договор о вступлении Армении в организацию, вступивший в силу в 2015 году. – Прим. авт.) автомобили, на которые при пересечении российской границы надо было оформлять временный въезд или делать растаможку как, например, сейчас для машин из Абхазии, но и эту норму для стран-участников ЕАЭС отменили осенью позапрошлого года.
Отмечу, что речь сейчас идет не о постановке на российский учет армянской машины, а только лишь о ее эксплуатации на наших дорогах( подробно о растаможке и постановке на учёт в РФ читайте в конце материала. — Прим. авт. ). Как все это работает? Для начала необходимо отправиться в Армению и заняться поиском подходящего автомобиля, или найти таковой с помощью сайтов List.am или Auto.am, а далее — путь-дорога с целью “личного знакомства” и последующей покупки. Для этого вам помимо денег понадобится местная прописка, иначе не быть вам собственником авто с армянскими номерами. Если у вас нет знакомых в Армении, то можно обратиться к посредникам, которые помогут не только с пропиской, но и с организацией всей сделки под ключ. В интернете есть много информации на этот счет, но доверяйте лишь тем людям, у которых большой опыт и реальные отзывы клиентов.
Что за машины там?
Самое интересное, что при сравнении предложений на Auto.am и Auto.ru преимущества покупки автомобилей в Армении не кажутся очевидными. Например, свежие премиальные машины и вовсе не проходят по цене ввиду того, что новыми в долларовом эквиваленте они стоили дороже, чем у нас, и соответственно на вторичке имеют менее привлекательные ценники. К слову, за Mercedes ML 400 2015 г.в. в Армении просят $45000, то есть около 3 000000 рублей по текущему курсу. У нас этот внедорожник стоит в среднем на полмиллиона дешевле, поэтому обеспеченным армянам гораздо выгоднее приобретать такие машины у нас, а не наоборот. Собственно, они так и делали, но гораздо охотнее они наряду с гражданами Белоруссии и Казахстана разбирали новые автомобили в российских автосалонах. Но и это уже в прошлом: после последних корректировок прайс-листов наши импортируемые модели (иномарки, которые не производятся в РФ. – Прим.авт.) потеряли былую привлекательность, так как при пересчете на доллары уже стоят почти также как и в среднем по миру.
Я намеренно начал с премиального класса, чтобы показать вам на контрасте другой снова не проходящий у нас по цене сегмент – Жигули! Да, друзья, вазовская «классика» и Нива пользуются до сих пор в республике стабильным спросом. В среднем за «шестерки» хотят около $1300 -1500, а за машины в очень приличном состоянии запрашивают и больше $3000! Вы еще не продали свою “классику”? Думаю, я вам подкинул неплохую бизнес-идею!
Резонный вопрос: что же люди везут из Армении , и какой смысл во всем этом, если цены, на первый взгляд, не вдохновляют на закавказский “марш-бросок”? Надо сказать, что за последние годы они выросли в соответствии с ростом спроса. Но при этом, на рынке все же цены ниже , чем на сайтах, ну и факт торга не стоит скидывать со счетов. А при внимательном изучении вопроса найти интересные варианты все-таки можно. Популярные азиаты D-класса в лице Mazda 6, Kia Optima и Hyundai Sonata часто предлагаются с интересными условиями, при этом, чем старше транспортное средство, тем оно доступнее в сравнении с российскими “ровесниками”. И возрастные модели, как правило, ездят на метане, который стоит сейчас в России около 16 рублей.
Но главное за чем едут в Армению — это эксклюзив , то, что в России находится в неком дефиците. Это праворульные транспортные средства, особенно — микроавтобусы и минивэны. Тут два хита — Toyota Alphard и Honda Elysion. Просят за них в среднем $6000-7000. за автомобили 2005-2006 г.в. Для тех, кто не в теме, поясню, что Alphard – это самая дорогая модель в линейке Toyota (от 4764000 рублей в российских автосалонах — Прим. авт) и позиционируется производителем как премиальный бизнес-вэн. Все бы хорошо, только вот с первого апреля 2018 года правый руль в Армении попал под запрет. Предприимчивые армяне, долго не думая, стали массово менять в грузинских автосервисах расположение руля и завозить через границу уже леворульную версию. Хорошо ли это? Лично для меня в вопросах безопасности компромиссов быть не может, поэтому эксплуатировать автомобиль с переваренными деталями, да еще в кустарных условиях, для меня неприемлемо и опасно. Лучше уж японский правый руль, чем грузинский левый, но, к сожалению, оригинальных ”Алфардов” в хорошем состоянии практически не осталось в Армении, а вот переделанных — масса.
Эксклюзив, конечно, не ограничивается автобусами. Есть ухоженные «Волги», «Чайки», Ford Mustang и прочие «американцы». А как вам «тройка» BMW, привезенная из Японии и оборудованная при этом левым рулем? Да, в Стране восходящего солнца есть много эстетов, которым нравятся “немцы” в европейской конфигурации. И таких машин немало в Армении.
А вообще, с помощью посредников не трудно заказать на аукционах любую понравившуюся модель, привезти ее в Грузию, далее — в Армению с последующей растаможкой на гражданина республики, который уже переоформит свое авто на россиянина.
Не важно, какой вариант вы выберете, процедура покупки автомобиля в Армении от этого не изменится: регистрируете машину на себя, покупаете армянскую страховку и в добрый путь. Только не забудьте решить вопрос с транспортным налогом, так как кто-то за вас должен его вносить каждый год в армянский бюджет.
Итак, представим, что благополучно добрались до дома, отметили с друзьями покупку, а через год узнаете, что армянские машины вне закона? Пусть это и гипотетический вариант, ну все же — как быть в такой ситуации? Можно ли армянский госномер сменить на российский?
Получение российских номеров. Реально?
Вне закона армянские машины вряд ли объявят, максимум — обяжут владельцев каждый год оформлять временный ввоз. Все же, если желание сменить армянские номера на российские становится непреодолимым и сильным, то тогда добро пожаловать в таможенную службу РФ, которая вам даст отечественный ПТС при наличии двух условий:
1) Ваш автомобиль ввезен на территорию Армении до 10 октября 2014 года(по классификации таможни: «Транспортные средства Союза).
Ваш случай? Тогда вы — почти счастливчик. Почему? Потому что вам не придется платить за таможенное оформление и пошлины! Почему почти? Никто не отменял расходы, связанные с утилизационным сбором и изготовлением свидетельства о безопасности ТС(СБКТС), без которых наша таможня ПТС не даёт. В СБКТС помимо прочего указывается и экологический класс автомобиля, и он должен быть не ниже Евро-4.
2) У вас сравнительно свежий автомобиль, попавший в Армению после 10.10.2014 (по классификации таможни: «Иностранные транспортные средства). Готовьте тогда много денег! Транспортное средство необходимо растаможить в соответствии с действующими у нас тарифами, оплатив разницу между российскими и армянскими пошлинами. Допустим, 184-сильный BMW 320 2013 г.в. в Армении изначально растаможили за 180 тыс. рублей, а в России эта процедура оценивается уже в 720 тыс. Именно разницу между этими двумя таможенными платежами должен компенсировать бюджету российский гражданин. И это не всё: если машина попала в Армению после 01.01.2017 г., то автомобиль необходимо дооснастить системой ЭРА-ГЛОНАСС. И, конечно, для получения ПТС надо еще оплатить утилизационный сбор и предъявить таможне СБКТС.
Надо сказать, что согласно принятым договоренностям Армения с 2020 года приведет свою тарифную сетку в соответствии с техрегламентом ЕАЭС, то есть это последний год с низкими пошлинами для граждан Армении. Готова ли небогатое население республики пересаживаться со временем на дорогие «Весты» и «Рио» взамен стареньких “Опелей” и “Мерседесов”, средняя цена на которые не превышает $3000? Не уверен, но об этом и об особенностях автопарка республики я напишу в одной из своих следующих статей.
P.S. Для получения наиболее точной и актуальной информации о постановке на российский учёт армянских машин лучше обратиться в ближайший таможенный орган.
Фото автора, Марка Камалова и сайта Auto.am
Если вы дошли до этого места, то, скорее всего, вам статья понравилась, и вы хотите поставить ей лайк, сделать репост или подписаться на канал. Описанные действия выполняются без строгой последовательности и не являются взаимоисключаемыми:) Спасибо !