Основные узлы пожарной машины

В.2. Узлы и агрегаты основных пожарных автомобилей. Табель положенности ПТВ на основном пожарном автомобиле.

Основными элементами пожарной автоцистерны являются:

§ базовое шасси с кабиной водителя или специальной кабиной для размещения водителя и расчета;

§ кабина для размещения расчета в виде отдельного модуля;

§ отсеки кузова для размещения насосной установки и ПТВ;

§ сосуды для огнетушащих веществ (ОТВ);

§ насосная установка с коммуникациями;

§ дополнительные трансмиссии привода насосной установки;

§ пожарный лафетный ствол;

§ система дополнительного охлаждения двигателя;

§ система обогрева салона.

В зависимости от назначения и конструктивного исполнения АЦ могут быть оборудованы дополнительными устройствами при отсутствии одной или нескольких из перечисленных выше составных частей.

Для изготовления отечественных пожарных автоцистерн в настоящее время производители применяют автомобильные шасси обычной (4×2, 6×4) или повышенной (4×4, 6×6, 8×8) проходимости таких автопредприятий как ЗИЛ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, МАЗ в стандартном исполнении.

При этом основные части автомобилей – двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизм управления сохраняются. Однако в некоторые из них вносятся изменения для облегчения надежной работы пожарного оборудования и основных агрегатов. Так, двигатель, работая на насос в летнее время в стационарном режиме, может перегреваться. Поэтому в систему охлаждения вводят дополнительный теплообменник, соединенный трубами с пожарным насосом.

Разрежение в полости центробежного насоса при всасывании воды в случае забора ее из посторонней емкости зачастую осуществляется с помощью газоструйного вакуум-аппарата. Оно создается отработавшими газами двигателя, которые также используются в зимнее время для обогрева насосного отделения и воды в цистерне. Выпускные трубы, глушитель и батареи обогрева образуют систему отработавших газов двигателей пожарных автомобилей.

Существенные изменения вносят в электрооборудование автомобиля. В него дополнительно включаются приборы освещения (кабина расчета, отсеки кузовов, насосного отделения, а также площадки около него), световая и звуковая сигнализация и контрольно-измерительные приборы.

С кабиной водителя, как правило, жестко соединяют цельнометаллическую кабину расчета. В средней части шасси, за кабиной расчета монтируют цистерну для воды. На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, устанавливают стальной кузов. В отсеках кузова и на крыше автомобиля размещают пожарное оборудование. Специальными хомутами к элементам кузова закрепляют баки для пенообразователя, которые, как правило, изготавливают из нержавеющих сталей.

Огнетушащие жидкости на автоцистерне подаются насосной установкой. Она включает: пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель и вакуумную систему. Насосные установки могут размещаться сзади пожарного автомобиля или посередине. Передача мощности от двигателя к насосу осуществляется через дополнительную трансмиссию, которая состоит из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности устанавливается вместо крыши коробки передач или является самостоятельным механизмом. В случае заднего расположения установки для удобства управления двигателем и трансмиссией дублируются приводы управления сцеплением и дроссельной заслонкой карбюратора (или рейкой ТНВД). Таким образом, изменение режимов работы насоса можно производить или из кабины водителя, или из насосного отделения.

Читайте также:  Тест драйв обновленного хендай элантра

Пожарные насосно-рукавные автомобили АНР сходны с автоцистернами, но на них отсутствует цистерна для воды. За счет ликвидации цистерны увеличены кабина расчета и вывозимый запас напорных рукавов. В таблице 2.1 представлены основные технические данные некоторых основных ПА общего применения.

Наиболее массовыми пожарными автоцистернами в настоящее время являются АЦ-40(431410)63Б и АЦ-40(131)137А.

Пожарная автоцистерна АЦ-40(431410)63Б (см. рис. 2.1 и 2.2) смонтирована на автомобильном шасси ЗИЛ-431410 с колёсной формулой 4×2.

1 — шасси; 2 — двигатель; 3 — кабина водителя; 4 – кабина боевого расчёта; 5 – цистерна; 6 — кузов пожарного автомобиля; 7 — отсеки кузова; 8 — бак для пенообразователя; 9 — пожарный насос. Рис. 2.1. Общий вид пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б

На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель ЗИЛ-508 мощностью 110 кВт (150 л.с.). За трёхместной кабиной водителя располагается четырёхместная кабина расчёта, жёстко соединённая с первой. На ложементах, укреплённых через резиновые амортизаторы к раме шасси, за кабиной расчёта установлена цистерна с 2350 литрами воды.

Кузов пожарной автоцистерны представляет собой две цельнометаллические тумбы, которые располагаются вдоль цистерны и крепятся к ней кронштейнами. В задней части тумбы имеется отсек, где размещена насосная установка с контрольно-измерительными приборами, рычагами управления, а в верхней части бак для пенообразователя ёмкостью 165 литров.

Норма положенности пожарно-технического вооружения, оборудования и инвентаря на автоцистернах АЦ-40(43226), (43202), АЦ-40(130)63, АЦ-40(131):

N п/п Наименование вооружения и оборудования Ед. изм. Количество
АЦ-43226 АЦ-130 АЦ-131
1. Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.125 мм шт
2. Рукав всасывающий, дл.4 м, диам.75 мм -«-
3. Рукав напорный, для работы от гидранта, дл. 5 м, диам.77мм -«-
4. Рукав напорный, дл.20м, диам.77мм -«-
5. То же, диам. 66 мм -«-
6. То же, диам. 51 мм -«-
7. Рукав всасывающий (дюритовый), дл. 4м, диам. 30мм -«-
8. Сетка для всасывающего рукава СВ-125, с веревкой длиной 12 м -«-
9. Разветвление 3-ходовое 66x51x66x51(77x51x66x51) -«-
10. Переходник (сборник) для работы от колонки 125x77x77 с заглушками шт.
11. Головка соединительная переходная 66×51 -«-
12. Головка соединительная переходная 77×51 -«-
13. Головка соединительная переходная 77×66 -«-
14. Задержка рукавная -«-
15. Комплект инструмента колонщика, в т.ч.
— молоток слесарный -«-
— зубило -«-
— зажимы рукавные -«-
— кольца уплотнительные рукавные:
диаметром 66 мм -«-
диаметром 77 мм -«-
— флажок сигнальный красный -«-
— сумка для инструмента колонщика -«-
16. Колонка пожарная -«-
17. Ключи для соединения всасывающих рукавов -«-
18. Ключ для открывания крышек гидрантов -«-
19. Гидроэлеватор Г-600 -«-
20. Ствол РСБ шт.
21. Ствол КРБ -«-
22. Ствол РСА -«-
23. Ствол воздушно-пенный СВПМ-4 -«-
24. Ствол лафетный стационарный -«-
25. Ствол лафетный переносной -«-
26. Генератор пены средней кратности ГПС-600 -«-
27. Лестница трехколенная -«-
28. Лестница штурмовая -«-
29. Лестница-палка -«-
30. Багор металлический длиной 2,5 метра -«-
31. Лом легкий -«-
32. Лом тяжелый -«-
33. Лом с шаровой головкой -«-
34. Лом «универсальный» -«-
35. Кувалда кузнечная весом 5 кг -«-
36. Топор плотницкий -«-
37. Крюк пожарный легкий -«-
38. Лопата штыковая -«-
39. Пила-ножовка по дереву в деревянном футляре -«-
40. Ножницы для резки арматуры -«-
41. Комплект инструментов для резки электропроводов, в том числе:
— сумка для комплекта шт.
— ножницы с диэлектрич. Рукоятками -«-
— перчатки диэлектрические пара
— боты диэлектрические пара
— коврик диэлектрический шт.
42. Веревка спасательная, длиной 30 м в брезентовом чехле -«-
43. Веревка спасательная, длинной 60 м в брезентовом чехле -«-
44. СИЗОД -«-
45. Воздушные баллоны (резервные) -«-
46. Теплоотражательный костюм -«-
47. Электрический индивидуальный фонарь -«-
48. Электрический групповой фонарь -«-
49. Аптечка медицинская комп
50. Огнетушитель ОУ-5 шт.
51. Огнетушитель порошковый ОПУ-5 -«-
52. Опись пожарно-технического оборудования шт.
53. Комплект шоферского инструмента комп
54. Автомобильная радиостанция шт.
55. Переносная радиостанция -«-
56. Знак аварийной остановки -«-
57. Универсальный спасательный прибор индивид. -«-
58. СГУ -«-
Читайте также:  Двигатель 3uz fe замена грм

1. В боевом расчете должно находиться по одной переходной головке «Ротт-Богдановская» диаметр 51×51 и диаметр 66×66, которые изготавливаются на базе дежурных караулов.

2. В боевом расчете должны находиться справочники гидрантов и планшеты водоисточников соседних подразделений, планшет постового на посту безопасности, журнал учета работы звеньев ГДЗС.

3. В подразделениях, где в боевом расчете вместо рукавов диаметр 89 мм находятся рукава диаметр 77 мм, их количество должно соответствовать указанному в табеле, кроме этого вместо разветвления 89x66x66x66 должно быть разветвление 77x51x66x51.

4. При отсутствии моделей автоцистерн указанных в данном приложении, нормы технической оснащенности устанавливаются комиссией УГОЧС и ПБ Мурманской области.

Основные агрегаты, детали пожарных автомобилей

Перечень основных агрегатов, базовых и основных деталей пожарных автомобилей

Наименование
основных агрегатов

Наименование
базовых (корпусных)
деталей

Наименование
основных деталей

Двигатель и сцепление

Головка блока цилиндров, коленчатый вал,
маховик, распределительный вал, картер сцепления

Коробка передач,
коробка раздаточная,
коробка отбора мощности

Крышка коробки, валы ведущий, промежуточный и ведомый

Трубы карданного вала

Фланец-вилка, вилка скользящая

Картер ведущего моста

Кожух полуоси, картер редуктора, стакан подшипников,
чашки дифференциала, ступица, тормозной барабан
или диск, кулак поворотный переднего ведущего моста

Балка передней оси или поперечина при независимой подвеске

Поворотная цапфа, ступица, шкворень,
тормозной барабан или диск сцепления

Картер рулевого механизма и гидроусилителя

Вал сошки, червяк, рейка-поршень,
винт рулевого управления

Вал насоса, рабочее колесо, крышка насоса,
корпус подшипников

Вакуумный газоструйный аппарат

Заслонка, ось, диффузор

Кран пробковый, сопло, диффузор, дозатор

Кабина машины
(кузов легкового автомобиля)

Каркас кабины
(кузова легкового автомобиля)

Оперение кабины, двери, крышка багажника

Стойки отсеков, перегородки

Продольные балки (лонжероны)

Поперечины, кронштейны рессор, ложементы

Волноломы, люк, патрубки

Читайте также:  Как научится самому делать чип тюнинг

Насос гидравлической системы авто лестницы

Поршень, блок цилиндров

Шток, поршень, крышка

Червяк, червячное колесо, шестерня ведущая, барабан

Червяк, червячное колесо, барабан

Примерный перечень составных частей (агрегатов, узлов, механизмов и приборов) машины, рекомендуемый для включения в оборотный фонд при агрегатном методе ремонта

Наименование агрегата,
устройства, системы

Наименование узлов, механизмов, приборов, деталей

Двигатель, включая системы
охлаждения и смазки

Масляный насос, масляный радиатор, топливный насос, карбюратор, воздухонагнетатель,
насос-форсунка, топливный насос высокого давления, топливный фильтр, масляный
фильтр тонкой и грубой очистки, указатель давления масла в сборе, глушитель, радиатор
водяной, водяной насос, вентилятор, термостат, указатель температуры охлаждающей жидкости в сборе

Сцепление в сборе, ведомый и нажимной диски

Коробка передач и коробка отбора мощности

Крышка с механизмом переключения

Карданные валы в сборе, опорный подшипник в сборе

Передняя ось и рулевое управление

Поперечная и продольная рулевые тяги в сборе, насос гидроусилителя рулевого управления

Редуктор заднего моста

Передняя, задняя и дополнительная рессоры, амортизатор

Компрессор, головка компрессора с клапана ми в сборе, тормозной кран, тормозная камера,
главный тормозной цилиндр, тормоз ручной в сборе, тормозные колодки с накладками и барабаном
в сборе, кран отбора воздуха, вакуумный усилитель, тормозной диск

Генератор, реле-регулятор, аккумуляторная батарея, катушка зажигания,
прерыватель-распределитель, стартер, подфарники в сборе,
фары в сборе, центральный переключатель света

Измерительные приборы и
арматура

Блок приборов, спидометр, воздушный манометр, стеклоочиститель, замки дверей

Крылья передние и задние, двери в сборе, механизм открывания дверей автобуса, стекла, сиденья

Пожарный насос, газоструйный вакуумный аппарат, вакуумный затвор, цистерна, бак для
пенообразователя, задвижка напорного патрубка пожарного насоса, КОМ, дополнительная
трансмиссия на привод пожарного насоса

Оцените статью