Основные положения ремонта автомобилей

Основные положения ремонта автомобилей

Назначение технического обслуживания и ремонта автомобилей. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей организуют в соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте, подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР . Техническое обслуживание и ремонт направлены на поддержание автомобилей в исправном и работоспособном состоянии.

Исправным считают автомобиль, который соответствует всем требованиям нормативно-технической документации. Работоспособный автомобиль в отличие от исправного должен удовлетворять лишь тем требованиям, выполнение которых позволяет использовать его по назначению без угрозы безопасности движения. Работоспособный автомобиль может быть неисправным, например иметь ухудшенный внешний вид, пониженное давление в системе смазки двигателя.

Повреждением называют переход автомобиля в неисправное, но работоспособное состояние; переход его в неработоспособное состояние называют отказом.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Техническое обслуживание (ТО) предназначено для уменьшения интенсивности изнашивания деталей, предупреждения и выявления отказов и повреждений; его выполняют по плану с периодичностью, заданной нормативно-технической документацией.

Ремонт предназначен для восстановления работоспособности и исправности подвижного состава. Выполняют ремонт как по плану, так и по потребности, выявленной при ТО или эксплуатации автомобиля.

Виды технического обслуживания автомобилей. Техническое обслуживание включает уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки и снятия с автомобиля обслуживаемых сборочных единиц.

Действующей системой предусмотрены следующие виды ТО-ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое обслуживание включает в себя уборочно-моечные работы, контроль технического состояния механизмов, от которых зависит безопасность движения заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью; ЕО выполняют после возвращения автомобиля с линии и перед выездом на линию.

Первое техническое обслуживание дополнительно к работам ЕО включает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные и другие работы, предупреждающие отказы на пробеге до очередного ТО-1.

Второе техническое обслуживание включает все работы ТО-1, а также контрольно-диагностические и регулировочные работы, связанные с частичной разборкой узлов и агрегатов. При ТО-2 возможно снятие некоторых приборов и проверка их на специальном оборудовании.

Таблица 1.
Периодичность технического обслуживания подвижного состава (I категория условий эксплуатации)

Сезонное техническое обслуживание проводят два раза в год — весной и осенью. Его, как правило, совмещают с очередным ТО-2. При СО промывают систему охлаждения, заменяют масло на сорта, соответствующие наступающему сезону. Перед началом осенне-зимнего сезона проверяют работу пускового подогревателя и системы отопления кабины.

ремонт автомобилей разделяют на текущий (TP), выполняемый на автотранспортных предприятиях ( АТП ) и базах централизованного технического обслуживания ( БЦТО ), и капитальный (КР), производимый на специализированных авторемонтных предприятиях ( АРП ).

Текущий ремонт должен обеспечивать гарантированную работоспособность автомобиля до очередного планового ремонта путем восстановления и замены отдельных сборочных единиц и деталей в объеме, определяемом техническим состоянием автомобиля. При возникновении непредвиденных отказов выполняют неплановый текущий ремонт. Текущий ремонт выполняют детальным или агрегатным методом.

При детальном методе ремонта заменяют или восстанавливают отдельные детали.

При агрегатном методе ремонта неработоспособные агрегаты заменяют новыми или заранее отремонтированными.

Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный или близкий к полному ресурс автомобиля или агрегата путем восстановления и замены любых сборочных единиц и деталей, включая базовые.

Базовой называется деталь, с которой начинают сборку изделия, присоединяя к ней сборочные единицы и другие детали. У автомобиля базовой деталью является рама, у агрегатов — корпусная деталь (например, блок цилиндров двигателя, картер коробки передач).

Легковые автомобили и автобусы направляют в капитальный ремонт при необходимости капитального ремонта кузова, грузовые — при необходимости капитального ремонта рамы, кабины, а также не менее трех других основных агрегатов в любом их сочетании. Капитальный ремонт автомобилей и агрегатов может осуществляться необезличенным и обезличенным методами.

При необезличенном методе ремонта сохраняется принадлежность восстановленных агрегатов ремонтируемому автомобилю и восстановленных деталей — агрегату. Положительной чертой этого метода ремонта является сохранение всех приработанных сопряжений, что обеспечивает их высокую надежность после ремонта. К недостаткам метода относятся большая продолжительность ремонта и потребность в больших производственных площадях на авторемонтных предприятиях, так как во время ремонта агрегатов и деталей, снятых с автомобиля, он находится в цехе.

Читайте также:  Мотор печки газ с ланоса

При обезличенном методе ремонта принадлежность агрегатов автомобилю и деталей агрегату не сохраняется, так как взамен снятых устанавливают заранее отремонтированные резервные агрегаты и детали. В основе этого метода ремонта лежит полная или частичная взаимозаменяемость агрегатов и деталей.

Конспект лекции: » Основные положения по ремонту АТ «

1-й учебный вопрос: Система и виды ремонта АТ и агрегатов, принятые в ВС РФ.

Система ремонта автомобильной техники в ВС РФ это,- совокупность взаимосвязанных общностью цели сил и средств, необходимых для восстановления исправности (или работоспособности) и надёжности машин, а также основных положений и принципов руководящих и нормативно-технических документов, устанавливающих нормы, технические требования, условия и нормы на ремонт и порядок функционирования сил и средств ремонта.

В ВС РФ принята такая система ремонта, при которой средний и капитальный ремонты в заданном периоде планируются согласно установленным нормам межремонтного ресурса работы (пробега), а фактическая потребность в ремонте устанавливается по техническому состоянию машины. Текущий ремонт выполняется по потребности.

Планирование ремонта осуществляется начальником автомобильной службы в годовом плане технического обслуживания и ремонта машин, месячном плане технического обслуживания и ремонта машин, а машин на длительном хранении еще в плане-графике технического обслуживания и опробования машин, содержащихся на длительном хранении.

Виды ремонта автомобиля.

В зависимости от характера повреждений (неисправностей) и трудоемких работ по их устранению для автомобильной техники установлены следующие виды ремонта: ТР; СР; КР;

— для агрегатов и прицепов — ТР и КР.

Кроме того, для машин содержащихся на “ДХ” установлен РР или РО.

ТР машин заключается в устранении неисправностей путем замены или ремонта неисправных деталей, механизмов, приборов, а также в выполнении необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических работах.

При ТР машин допускается замена отдельных агрегатов, в т.ч. одного основного, кроме кузова легкового автомобиля, корпуса автобуса или рамы машины, а для многоосных автомобилей — также двигателя и гидромеханической передачи.

ТР производят в подразделениях и воинских частях.

СР автомобилей заключается в замене или КР не менее 2-х, но не более половины основных агрегатов (кроме рамы, кузова), проверяется техническое состояние и, при необходимости, выполняется ТР остальных агрегатов, проводятся регулировочные, сварочные и др. работы.

СР выполняется, как правило, после выработки 60% ресурса до капитального ремонта.

КР автомобиля заключается в его полной разборке, замене или КР всех агрегатов, приборов, деталей, а также последующей сборке и испытании в соответствии с техническими условиями на КР автомобилей.

КР должен обеспечивать восстановление межремонтного ресурса машин до очередного СР в соответствии с установленными нормами. При этом обязательно проверяется техническое состояние и при необходимости производится ТР остальных агрегатов, механизмов и приборов, а также регулировочные, крепежные, сборочные слесарно-механические и др. ремонтные работы и техническое обслуживание машин в целях восстановления ресурсов всех агрегатов и машин в целом до очередного КР или списания.

РР — плановый ремонт, выполняется с периодичностью, определенной технической документацией, независимо от технического состояния (через 12 -15 лет). РР подвергаются машины, имеющие расход не более половины установленного ресурса и не прошедшие СР.

РР выполняется на ремонтных предприятиях. Поступающие на ремонт машины должны быть на ходу, полностью укомплектованы ЗИП и исправными АКБ. Ремонт выполняется как капитальный, но необезличенным методом.

ТР агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте неисправных узлов и деталей, кроме базовых (блоки, картеры, рамы, КВ двигателей) проводятся необходимые сварочные, слесарно-механические, регулировочные и др. работы.

При КР агрегата производится полная его разборка, замена или восстановление всех изношенных деталей, сборка и испытание в соответствии ТУ на КР. КР основных агрегатов производят ремонтные предприятия.

Средний и капитальный ремонт автомобилей, а также КР агрегатов должны обеспечивать восстановление ресурса, достаточного для работы до определенного планового ремонта.

Средние нормы времени на ремонт автомобилей и агрегатов

Наименование Трудоемкость, чел./час
ТР СР КР
Автомобили
Двигатели не производятся
КП не производятся
ПМ, ЗМ, СМ 1,6 не производятся
Читайте также:  Атлас конструкций узлов деталей машин ряховский

Межремонтным пробегом называется пробег до очередного ремонта. Он устанавливается до среднего и капитального ремонтов автомобилей и КР агрегатов. Рассмотрим агрегаты военной автомобильной техники.

Агрегаты военной автомобильной техники делятся на основные и вспомогательные.

К основным относятся — двигатель; КП; РК; ПМ; СМ; ЗМ; рама; РМ; кабина; кузов легкового автомобиля и автобуса.

К вспомогательным относятся — агрегаты обслуживающие основные агрегаты: карбюратор, водяной насос и др. Еще их называют навесным оборудованием.

Виды ремонта агрегатов.

Различают следующие методы ремонта автомобилей:

— по сохранению принадлежности составных частей ремонтируемой машины:

— по организации выполнения ремонтных работ:

— метод ремонта эксплуатирующей организацией;

— метод ремонта специализированной организацией;

— метод ремонта предприятием-изготовителем.

Обезличенный — это такой метод ремонта, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. Благодаря взаимозаменяемости деталей и др. составных частей автомобилей возможно, например, снятую для притирки клапанов головку блока цилиндров после ее ремонта установить на другой автомобиль — это и будет ремонт обезличенным методом.

сохранение времени нахождения в ремонте за счет использования деталей и сборочных единиц оборотного фонда; при больших программах ремонта этот метод экономически эффективен.

Обезличенный ремонт применяется для КР машин и их составных частей на АРЗ и крупных мастерских.

Необезличенный — это такой ремонт, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру изделия. При необезличенном методе ремонта автомобиль или агрегат должны находиться в ремонте все время, пока производится восстановление всех его составных частей, например, шлифование КВ, заварка блока цилиндров и т.д.. Конечно, на это требуется значительно больше времени, чем, например, на замену двигателя.

Агрегатный — это обезличенный метод ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. При таком ремонте под агрегатом понимаются не только агрегаты автомобиля (двигатель с картером сцепления, КП, ГМП, карданная передача, ЗМ, ПМ, СМ, РУ, кабина грузового и кузов легкового автомобилей и кузов автобуса, платформа грузового автомобиля, рама), но и другие сборочные единицы, обладающие полной взаимозаменяемостью, независимостью сбора и выполняющие определенную функцию при работе автомобиля.

При агрегатном методе ремонта автомобилей эксплуатирующей организацией агрегаты, подлежащие КР, снимаются и отправляются в специализированную организацию — АРЗ или мастерскую по ремонту агрегатов, а на автомобиль взамен неисправного устанавливается новый или отремонтированный агрегат.

В ВС принят обезличенный агрегатный метод ремонта машин. Отремонтированные агрегаты зачисляются в оборотный фонд.

— простота и сокращение сроков простоя в ремонте;

— возможность ремонта в полевых условиях для обеспечения восстановления автомобильной техники в боевых условиях;

— высокое качество и низкая себестоимость агрегатов на ремонтных предприятиях;

— возможность привлечения к ремонту автомобилей низко квалифицированных специалистов и водителей.

Поточный — характеризуется расположением средств технологического оснащения в последовательности выполнения операций и узкой специализацией рабочих мест. Машина, агрегаты или детали передаются от одного специализированного места к другому сразу после завершения очередной операции. Такой метод обеспечивает:

— высокую производительность труда;

— эффективное использование оборудования;

— высокое качество работ.

Применяется на авторемонтных предприятиях (орвб).

Метод ремонта эксплуатирующей организацией – ТР и СР машин, выполняемый ремонтными подразделениями части, подразделения.

Метод ремонта специализированной организацией – СР и КР, выполняемый орвб или ремонтными предприятиями, специализированными на выполнении ремонта определённого вида машин и (или) агрегатов или машин определённых марок.

Метод ремонта предприятием-изготовителем – все виды ремонта для машин (агрегатов) определённых марок.

2-й учебный вопрос: Руководящие документы о нормах наработки до ремонта и списания АТ и агрегатов.

Основными руководящими документами, определяющими нормы наработки до очередного ремонта или списания являются:

— Приказ МО РФ №300 – 2006 г. «Инструкция о нормах наработки до ремонта и списания АТ и АИ в ВС РФ».

— инструкция по эксплуатации на машину (агрегат).

Нормы наработки до ремонта и списания устанавливаются для машин интенсивного использования, прицепов и полуприцепов, автомобильных и тракторных двигателей стационарных и передвижных установок.

Читайте также:  Схема двигателя ситроен с4 120 л с

Сроки службы до ремонта (замены автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники) и списания устанавливаются для машин неинтенсивного использования, прицепов и полуприцепов.

Нормы наработки автомобилей до списания определяются их наработкой с начала эксплуатации до второго кап. ремонта; гусеничных тягачей, транспортеров тягачей и транспортеров до 4 го кап. ремонта; тракторов до 3 го кап. ремонта.

Автомобили подвергаются капитальному ремонту один раз. Повторные капитальные ремонты автомобилей проводятся в исключительных случаях по решению Начальника ГАБТУ МО.

1-ый средний ремонт выполняется один раз за пробег до кап. ремонта, а 2 ой средний ремонт между капитальным ремонтом и списанием. 1- ый средний ремонт выполняется при пробеге 60% от нормы наработки до кап. ремонта для новых машин, 2 ой средний ремонт выполняется при пробеге 50% нормы наработки от кап. ремонта до списания.

Нормы наработки машин до кап. ремонта и списания не изменяются в зависимости от сроков проведения средних ремонтов.

Разрешается списание неполноприводных автомобилей, а так же автомобилей многоцелевого назначения бензиновой группы семейств, ЗИЛ, Урал выпуска до 1995 года проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработке норм до списания. 2 ой средний ремонт производить вместо кап., а нормы наработки до списания должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1 настоящего Руководства.

Ресурс до ремонта и (или) списания автомобильного имущества определяется: нормами наработки и сроками службы – для шин, аккумуляторных батарей; сроками службы – для приборов ночного видения, автомобильных кузовов фургонов и кузовов контейнеров постоянного и переменного объёмов, тентов и имущества ВАИ.

Разрешается направлять в капитальный ремонт легковые, санитарные автомобили и пассажирские автобусы со сроком службы более 10 лет и списывать их в установленном порядке после 15 лет эксплуатации независимо от наработки, если кузов к дальнейшей эксплуатации непригоден.

Установленные настоящим Руководством нормы наработки (сроки службы) являются минимальными. Машины, двигатели стационарных и передвижных установок, автомобильные кузова фургоны и унифицированные многоцелевые кузова контейнеры, тенты, укрывочные брезенты, шины, аккумуляторные батареи, приборы ночного видения для АТ и имущество ВАИ, выработавшие установленную норму наработки (срок службы) до ремонта или списания, но по своему техническому состоянию годные к эксплуатации, подлежат дальнейшему использованию до их предельного состояния (износа).

Нормы наработки до капитального ремонта и списания машин интенсивного использования.

Тип машины Марка машины Нормы наработки машин до кап. ремонта, тыс. км (для тракторов – тыс. ч) Норма наработки машин до списания, тыс. км (для тракторов – тыс. ч)
для новых машин для машин, прошедших капитальный ремонт
Грузовые ЗИЛ 131
КамАЗ 4310
КамАЗ 5350
ПАЗ 3205
ГАЗ 3307

Для АТ выпуска до 1990 года установленные нормы снижаются на 10 %.

Нормы наработки до кап. ремонта и списания автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники со сроком хранения менее 12 лет, высвободившихся после демонтажа вооружения и военной техники, после проведения им регламентированного технического обслуживания (далее по тексту – РТО) или текущего ремонта по техническому состоянию и используемых в качестве транспортных или учебных машин определяются согласно норм, установленных настоящим Руководством. Для этих же автомобильных базовых шасси вооружения и военной техники со сроком длительного хранения более 12 лет нормы наработки до кап. ремонта и списания снижаются однократно на 15%. Для автомобильных базовых шасси, перегруженных по конструкции (масса установленного оборудования превышает номинальную грузоподъемность машины), независимо от срока хранения, нормы наработки до кап. ремонта и списания снижаются однократно на 5%.

Машинам в/ч, дислоцируемых в отдаленных районах страны, где отсутствует производственная база для кап. (регламентированного) ремонта, а транспортирование их для ремонта в другие районы невозможно или экономически нецелесообразно, машинам в/ч и организаций ВС на территории других государств и аппарата старших групп российских военных специалистов разрешается вместо кап. (регламентированного) ремонта проводить средний ремонт (РТО). Списание выше указанных машин проводить после выполнения им трех средних ремонтов и выработке норм до списания.

Оцените статью