Основные положения организации ремонта машин

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

Категория условий эксплуатации Характеристика условий эксплуатации ТО-1 ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие) Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии 1600-1800 8000-9000
2 (средние) Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения 1300-1500 6500-7500
3 (тяжелые) Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) 1000-1200 5000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Тип автомобиля Основные агрегаты
Грузовой автомобиль Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм
Легковой автомобиль или автобус Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

Агрегаты Базовая деталь
Двигатель (со сцеплением) Блок цилиндров
Задний мост Картер заднего моста
Передний мост Балка передней оси или поперечина независимой подвески
Коробка передач Картер коробки передач
Рулевой механизм Картер рулевого механизма
Подъемный механизм Головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора

Мощности Кузов Корпус кузова Рама Продольные балки

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

Тема 11. Основные положения по организации

Название Тема 11. Основные положения по организации
страница 1/16
Тип Документы

rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы

Специальная подготовка.

Тема 11. Основные положения по организации ремонта и технического обслуживания машин части.

Занятие 1. Система ремонта и технического обслуживания машин; Виды и методы ремонта и их сущность. Виды и периодичность технического обслуживания.

1. Система технического обслуживания и ремонта машин.

Система технического обслуживания и ремонта машин. В Вооруженных Силах РФ установлена планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, (Рис.1.1) которая предусматривает обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования, в процессе хранения и транспортирования.

Рис.1.1 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники

Подсистема технического обслуживания — это совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий, входящих в эту систему.(Рис1.2).

Принципиальным положением этой подсистемы является то, что операции технического обслуживания подразделяются на обязательные, (т.е. выполняемые принудительно в полном объеме строго по плану) и выполняемые по потребности, когда в их выполнении возникает необходимость. К операциям, которые при проведении технического обслуживания выполняются в обязательном порядке относятся: смазочные, контрольно-проверочные, замена деталей, срок службы которых меньше межремонтного ресурса машины.

В то же время выполнение уборочно-моечных, заправочных, крепежных и регулировочных работ, а также устранение неисправностей, выявленных в процессе технического обслуживания или в результате контрольных осмотров производится при необходимости (по потребности).

Техническим обслуживанием машин называются работы по заправке их горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, уборке, чистке и мойке, смазке, проверке укомплектованности, креплений и исправности, регулировке и устранению обнаруженных неисправностей.

Рис.1.2. Подсистема технического обслуживания

Рис. 1.3 Подсистема ремонта ВВТ
К объектам ремонта относятся:

  • автомобили, гусеничные машины, прицепы;
  • узлы, агрегаты, механизмы;
  • детали.
Силы и средства ремонта:
Силы: Средства:
  • ремонтные предприятия;
  • ремонтные части;
  • ремонтные подразделения;
  • отделения технического обслуживания.
  • производственные здания, помещения;
  • средства технологического оснащения
  • ремонтных работ;
  • запанные части и материалы.

Ремонтные документы:

  • руководство по ремонту;
  • технические условия на ремонт;
  • ремонтные чертежи;
  • нормы расхода запасных частей;
  • нормы расхода материалов на ремонт;
  • техническая документация на средства оснащения ремонта;
  • ведомость ЗИП на ремонт;
  • ведомость документов на ремонт.

2. Виды и методы ремонта и их сущность.

В зависимости от реального технического состояния, характера и объема выполняемых работ и степени восстановления ресурса установлены следующие виды ремонта:

  • для машин – текущий, средний и капитальный;
  • для агрегатов – текущий и капитальный.

Текущим ремонтом машины называется ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления ее работоспособности путем замены (ремонта) отдельных агрегатов, узлов и деталей, выполнения необходимых регулировочных, крепежных, слесарно-механических, сварочных и других ремонтных работ. При этом допускается замена одного основного агрегата, кроме базовых (рамы, кузова, корпуса), а также двигателя и гидромеханической трансмиссии специальных шасси и тяжелых тягачей. .

Текущий ремонт агрегата заключается в его частичной разборке, замене или ремонте отдельных поврежденных (изношенных) деталей, кроме базовых, и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других работ.

Средним ремонтом машины называется ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного (не менее 40 %) восстановления ресурса с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния, выполняемым в объеме, установленном в нормативно-технической документации.[4].

При среднем ремонте машины заменяются или подвергаются капитальному ремонту, не менее двух, но не более половины основных агрегатов, за исключением базовых, проверяется техническое состояние и при необходимости выполняется текущий ремонт остальных агрегатов, механизмов и устройств, проводятся регулировочные работы и техническое обслуживание машины.

Средний ремонт выполняется по решению комплексной технической комиссии воинской части (соединения), как правило, после наработки не менее 60 % от нормы, установленной до капитального ремонта. Степень восстановления ресурса при среднем ремонте должна обеспечивать наработку до очередного планового ремонта или списания.

Капитальным ремонтом называется ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса машины (агрегата) с заменой или восстановлением любых составных частей, включая базовые. Степень восстановления ресурса машины (агрегата) должна обеспечиваться не ниже 80 %.

Содержание ремонтных работ, перечень операций, в том числе объем разборочных работ, при капитальном ремонте зависит от реального технического состояния ремонтного фонда, выявляемого по результатам предремонтного диагностирования и в процессе инструментальной дефектации агрегатов, узлов и деталей.[11].

Для машин, отработавших ресурс до капитального ремонта, в зависимости от их реального технического состояния, по решению комплексной технической комиссии вместо капитального ремонта может проводиться второй (а для машин общего назначения и третий) средний ремонты с проведением дополнительных операций, обеспечивающих восстановление ресурса и последующую наработку до списания.

Таким образом, за жизненный цикл машина может быть подвергнута одному капитальному и двум средним ремонтам или трем средним ремонтам.

По характеру постановки на ремонт различают плановый и неплановый ремонты.

Плановым является ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т.е. заранее планируется. Плановыми являются средний и капитальный ремонты машин, которые планируются в соответствии с годовыми нормами расхода моторесурсов и нормами межремонтных пробегов.

Неплановым является ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения. Такой ремонт проводится с целью устранения последствий отказов.

Автомобильные базовые шасси специальных машин, предназначенных для введения или обеспечения боевых действий, в зависимости от технического состояния смонтированных на них вооружения и военной техники, могут ремонтироваться при комплексном или специализированном ремонте.

Под комплексным ремонтом специальных машин следует понимать ремонт, осуществляемый согласованными совместными усилиями ремонтных органов (специалистов) нескольких служб, совмещенными по месту и времени его проведения.

Специализированный ремонт специальных машин – ремонт, выполняемый по отдельной составной части (вооружение, оборудование, шасси) ремонтными органами (специалистами) соответствующих родов войск (служб).

При специализированном ремонте автомобильные базовые шасси специальных машин с легко отделяемыми от шасси вооружением и военной техникой ремонтируются, как правило, ремонтными органами автомобильной техники. При этом, для сокращения сроков ремонта специальных машин, может производиться замена базовых шасси заблаговременно отремонтированными.

Специализированный ремонт базовых шасси специальных машин с неотделяемым (или трудно отделяемым) вооружением производится, как правило, ремонтными органами соответствующих родов войск (служб) на готовых агрегатах, поставляемых авторемонтными органами.

В зависимости от места выполнения работ и привлекаемых сил и средств ремонт подразделяется на заводской и войсковой.

Заводской ремонт выполняется на стационарных ремонтных предприятиях Министерства обороны России или на заводах промышленности.

Войсковой ремонт осуществляется непосредственно в местах размещения (базирования) войск, в районах скопления (сборных пунктах) поврежденных машин, силами и -средствами штатных ремонтно-восстановительных органов, а также выездными бригадами ремонтных предприятий и (или) заводов промышленности. Текущий и средний ремонты машин относят к войсковым, а капитальный (второй и третий средний) ремонт – заводскому ремонту.

Технология ремонта машин – это сложный, ответственный и многогранный процесс, качественное и эффективное выполнение которого предусматривают принятые в ВС РФ методы ремонта машин.

По признаку сохранения принадлежности составных частей к ремонтируемому изделию, ремонт машин и агрегатов может производиться необезличенным или обезличенным методами.

При необезличенном методе ремонта неисправные (поврежденные) детали, узлы и агрегаты ремонтируются и устанавливаются на ту же машину (агрегат), к которым они принадлежали до ремонта. При этом методе сохраняется взаимная приработанность незаменяемых деталей и узлов, благодаря чему качество ремонта оказывается, как правило, более высоким. Существенным недостатком необезличенного метода ремонта является усложнение организации ремонтных работ и неизбежное увеличение длительности нахождения машины (агрегата) в ремонте. Необезличенный метод ремонта применяется только для машин, имеющихся в весьма малых количествах или имеющих исключительно важное значение.

При обезличенном методе ремонта принадлежность составных частей к определенному экземпляру машины (агрегата) не сохраняется. Разновидностью обезличенного метода является агрегатный метод ремонта, при котором снятые с машины неисправные агрегаты и узлы заменяются заранее отремонтированными или новыми, взятыми из оборотного фонда, а неисправные агрегаты и узлы подвергаются ремонту и идут на комплектование оборотного фонда. При обезличенном (агрегатном) методе ремонта упрощается организация ремонтных работ и значительно сокращается длительность пребывания машин в ремонте.

По организации выполнения. Агрегатный метод ремонта является основным методом ремонта машин в Вооруженных Силах РФ, позволяющим в короткие сроки восстанавливать значительное их количеством.

При агрегатном методе ремонта неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными и требует оборотного фонда агрегатов.

Агрегатный метод ремонта требует наличия достаточного объема оборотного фонда, нормы содержания которого по отдельным агрегатам устанавливаются Главным автобронетанковым управлением МО РФ.

По организации выполнения различают следующие методы:

  • поточный;
  • специализированных постов;
  • универсальных постов.

При поточном методе посты располагаются в последовательности выполнения операций технологического процесса.

На специализированных постах ремонт осуществляют бригады, специализированные по маркам машин и типам сборочных единиц.

На универсальных постах все работы по ремонту выполняются на одном рабочем посту одной бригадой.

По месту проведения ремонта различают следующие методы:

  • ремонт эксплуатирующей организацией;
  • ремонт предприятием изготовителем;
  • ремонт специализированной организацией.

3. Виды и периодичность технического обслуживания.

Техническое обслуживание является основой эксплуатации и должно обеспечивать: постоянную готовность машин, безопасность движения, установленные межремонтные пробеги, устранение причин, вызывающий преждевременный износ, неисправности и поломки механизмов и агрегатов, минимальный расход эксплуатационных материалов.

Современное и качественное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации автомобильной техники и должно обеспечивать:

  • постоянную готовность машин к использованию;
  • безопасность движения;
  • устранение причин, вызывающих преждевременный износ, стирание, разрушение, неисправности и поломки составных частей и механизмов;
  • надежную работу машин в течение установленных межремонтных ресурсов и сроков их службы до ремонта и списания;
  • минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.

Таблица 1.1

Характеристика подсистемы ремонта ВВТ

Вид ремонта Назначение ремонта Сроки выхода в ремонт Кто проводит ремонт
плановые фактические
Текущий ремонт Восстановление работоспособности ВВТ заменой агрегатов, узлов, деталей не планируются по результатам КО, КТО, ТД экипаж, ремонтное подразделение в/части
Средний ремонт № 1 Восстановление ресурса ВВТ на 40-60% межремонтные сроки установлены приказом МО по результатам ТД ремонтное подразделение в/части, орвб, ремонтное предприятие округа
Средний ремонт

№№ 2, 3

Капитальный ремонт Восстановление ресурса ВВТ на 90-95% межремонтные сроки установлены приказом МО по результатам ТД ремонтное предприятие

Эффективность работы машины зависит не только от качества, заложенных в них на этапе конструирования и изготовления, но и в значительной мере от способа и качества их технического обслуживания в процессе эксплуатации. Если оборудование машин свести к периодическому устранению внезапных отказов и полностью исключить все мероприятия предупредительного характера, то параметры надежности ряда механизмов могут оказаться весьма низкими, и вся машина будет работать неэффективно.

В зависимости от периодичности и объема выполнения работ установлены следующие виды ТО автомобильной техники:

при обкатке – техническое обслуживание после обкатки (ТО-О);

Читайте также:  Модель для сборки моделист автомобиль порше p959
Оцените статью