Основные и вспомогательные части компрессорных холодильных машин
Холодильные машины используют теплоту испарения легкокипящих жидкостей, т. е. имеющих низкую температуру кипения при атмосферном давлении. Эти вещества называют холодильными агентами.
Компрессорная холодильная машина – это замкнутая система, в которой постоянно циркулирует одна и та же рабочая среда (хладагент).
При сжатии паров происходит повышение не только давления, но и температуры. После компрессора сжатый холодильный агент поступает в конденсатор, где охлаждается и конденсируется. Жидкий холодильный агент далее проходит через дроссельный вентиль (который может представлять собой суженную трубку), где происходит его дросселирование (понижается давление) и подаётся в испаритель, где испаряясь, поглощает тепло.
Холодильная машина компрессионная состоит из таких основных узлов:
=испаритель, где происходит кипение жидкой рабочей среды (хладагента) с отбором тепла;
=компрессор, который всасывает пары хладагента из испарителя, сжимает их и впоследствии нагнетает в конденсатор;
=конденсатор, в котором хладагент отдаёт накопленное тепло во внешнюю среду и снова переходит в жидкое состояние;
=автоматический терморегулирующий вентиль.
Вспомогательные части: отделитель жидкости, маслоотделитель, фильтры, воздухоотделители, теплообменники, насосы, вентиляторы и др.
Преимуществом холодильных компрессоров открытого типа является то, что они могут приводиться в движение не только электрическим двигателем, но и другими механизмами, например двигателями внутреннего сгорания. Открытые холодильные компрессоры незаменимы тогда, когда нет возможности использовать электроэнергию. Например, в поле при сборке урожая, в море во время ловли рыбы и т.д. У холодильных компрессоров открытого типа максимально упрощен доступ к электродвигателю. В любой момент можно провести техническое обслуживание, осмотреть трущиеся детали, смазать подшипники, ротор или обмотку статора прямо на месте эксплуатации. Если подобный ремонт нужно провести с полугерметичным компрессором, то потребуется специальная оснастка и производственная база.
Основные части компрессорной холодильной машины
Компрессорные холодильные машины
(рис. 15-1). Эти машины состоят из следующих основных частей: испарителя, конденсатора, компрессора и регулирующего вентиля.
Испаритель — это устройство, имеющее вид змеевиковой ребристотрубной батареи, в которой происходит кипение хладоагента в условиях низкой температуры за счет теплоты, поглощаемой из окружающей среды. Испаритель устанавливается внутри холодильного шкафа, в верхней его части.
Конденсатор — это устройство, предназначенное для охлаждения паров фреона и превращения их в жидкость. Для ускорения охлаждения фреона через конденсатор продувают воздух специальным вентилятором.
Компрессор — устройство, которое отсасывает пары хладоагента из испарителя и направляет их в конденсатор в сжатом состоянии. Компрессор состоит из цилиндра, поршня и электродвигателя.
Регулирующий вентиль — устройство, регулирующее количество жидкого фреона, подаваемого в испаритель. Кроме того, регулирующий вентиль снижает давление фреона для обеспечения условий низкотемпературного кипения.
Таким образом, все основные части холодильной машины связаны между собой замкнутой системой трубопроводов, в которой непрерывно циркулирует одно и то же количество фреона и его паров.
Для улучшения режима работы в схему холодильной машины включают ряд дополнительных аппаратов: ресивер, приборы автоматики и т.д.
Фреоновая автоматическая компрессорная машина. Эти машины в настоящее время применяются для охлаждения витрин, шкафов, камер, прилавков, испарители которых устанавливают внутри охлаждаемого объекта. Для удобства эксплуатации и ремонта некоторые устройства объединяют в один узел и называют агрегатом. В настоящее время заводы выпускает агрегаты ФАК-1,5МЗ открытого типа. Испаритель и регулирующий вентиль устанавливаются в камере охлаждения, а остальные детали машины установлены на штампованной плите и образуют агрегат. Агрегат устанавливают рядом с камерой охлаждения и соединяют с испарителем трубками, по которым циркулирует хладоагент (фреон).
Принцип работы машины заключается в следующем: хладоагент, попав в испаритель, закипает, превращается из жидкого состояния в газообразное. При этом активно поглощает тепло от трубок и ребер испарителя. Пары в испарителе отсасывают при помощи компрессора, который направляет их в сжатом состоянии (6-8 атм.) в конденсатор. В конденсаторе при помощи охлаждаемого воздуха, хладоагент, имея высокое давление, переходит в жидкое состояние. Жидкий хладоагент поступает в испаритель через регулирующий вентиль, который снижает давление и регулирует его подачу. Таким образом, в замкнутой системе непрерывно циркулирует одно и то же количество фреона и его паров.
Устройство и принцип работы компрессионной холодильной машины
Из всех способов наибольшее применение получило охлаждение с помощью холодильных машин (машинное охлаждение), при котором используется принцип кипящих жидких газов. Работа холодильной машины полностью автоматизирована, что обеспечивает удобство в эксплуатации, безопасность работы обслуживающего персонала, возможность соблюдения требуемого температурного режима для различных видов продуктов, а также режима экономии.
Холодильная машина — «это кольцевая герметически замкнутая система, по которой циркулирует одно и то же количество рабочего вещества, называемого холодильным агентом.
В торговом машиностроении применяются холодильные машины двух видов: компрессионная и абсорбционная, в которых используются различные способы обеспечения циркуляции хладагента. В компрессионной холодильной машине для циркуляции хладагента затрачивается механическая энергия, а в абсорбционной — тепловая. Наибольшее распространение получила компрессионная холодильная машина» [10], в которой основным рабочим узлом является компрессор .
Схема компрессионной холодильной машины: 1 — компрессор; 2 — всасывающий клапан; 3 — нагнетающий воздух клапан;
4 — поршень; 5 — цилиндр; б — электропривод; 7 — электровентилятор;
8 — конденсатор; 9 — ресивер; 10- терморегулирующий вентиль; 11 — датчик;
Схема компрессионной холодильной машины: 1 — компрессор; 2 — всасывающий клапан; 3 — нагнетающий воздух клапан;
4 — поршень; 5 — цилиндр; б — электропривод; 7 — электровентилятор;
8 — конденсатор; 9 — ресивер; 10- терморегулирующий вентиль; 11 — датчик;
Компрессионная холодильная машина состоит из компрессора 1, конденсатора 8, ресивера 9, терморегулирующего вентиля 10 и испарителя 12. Эти части соединены между собой трубопроводами и образуют замкнутую герметичную систему, которая заполнена холодильным агентом — хладоном.
Компрессор служит для непрерывного отсасывания холодных паров хладона из испарителя, сжатия их и нагнетания в конденсатор. Важнейшими частями компрессора являются цилиндр 5, поршень 4 и два клапана (всасывающий 2 и нагнетающий 3). Поршень совершает в цилиндре возвратно-поступательное движение с помощью электропривода 6. При опускании поршня увеличивается объем рабочей полости цилиндра и давление в нем снижается. Вследствие этого открывается всасывающий клапан, и цилиндр заполняется парообразным хладоном, поступающим из испарителя. При поднятии поршня (при закрытых клапанах) пары хладона сжимаются и нагреваются за счет сжатия до температуры 50 — 60°С. При достижении наибольшего давления паров в цилиндре открывается нагнетающий клапан, и горячие пары хладона выталкиваются в конденсатор.
Конденсатор — это теплообменный аппарат, охлаждаемый с помощью электровентилятора. Конденсатор воздушного охлаждения представляет собой трубчатый змеевик из металлических труб с насаженными на них ребрами из металлических пластин. По змеевику сверху вниз проходит охлаждаемый холодильный агент, а снаружи змеевик обдувается воздухом от электровентилятора 7. В конденсаторе горячие пары хладона отдают свою теплоту воздуху помещения. В результате их температура понижается до температуры конденсации, которая обычно на 8-12°С выше температуры воздуха помещения. При дальнейшем охлаждении пары хладона отдают скрытую теплоту парообразования при постоянной температуре и превращаются в жидкость. Интенсивность конденсации зависит от размера охлаждаемой площади поверхности конденсатора, разности температур хладоново-го пара и воздуха помещения, а также чистоты поверхности конденсатора. Загрязнение конденсатора смазочными маслами, пылью затрудняет теплообмен между холодильным агентом и наружным воздухом. Жидкий хладон, постепенно проходя через фильтр-осушитель, накапливается в ресивере 9.
Ресивер представляет собой стальной герметичный сосуд, служащий для накопления, хранения сжиженного хладона и равномерной его подачи в другие части холодильной машины. В ресивере и конденсаторе поддерживается одинаковое давление, равное давлению конденсации. Из ресивера жидкий хладон подается к терморегулирующе-му вентилю 10.
Терморегулирующий вентиль (ТРВ) — автоматический прибор, который регулирует заполнение испарителя жидким хладоном. Основными его частями являются игольчатый клапан, закрывающий доступ жидкого хладона из ресивера в испаритель, и датчик 11, контролирую
щий температуру паров хладона на выходе из испарителя. При повышении температуры, что является признаком недостаточного заполнения испарителя, клапан вентиля автоматически открывается, увеличивая подачу жидкого хладона в испаритель. Другой важной функцией ТРВ является дросселирование (расширение жидкости при истечении через узкие отверстия) жидкого хладона. Дросселирование происходит в кольцевой щели между игольчатым клапаном и седлом вентиля. На этом участке резко падает давление жидкого хладона, поскольку в испарителе поддерживается более низкое давление, чем в конденсаторе и ресивере. При этом давление конденсации хладона понижается до давления кипения. Соответственно понижается температура кипения жидкого хладона.
Холодильные компрессорные машины
Холодильные машины используют теплоту испарения легкокипящих жидкостей, т. е. имеющих низкую температуру кипения при атмосферном давлении. Эти вещества называют холодильными агентами.
Холодильные агенты должны удовлетворять следующим требованиям:
давление их в конденсаторе не должно быть высоким, а в испарителе — ниже атмосферного;
должны иметь низкую температуру замерзания, что обеспечивает отрицательную температуру в испарителе;
должны иметь хорошую теплопроводность, плохую растворимость в смазочном масле и низкую вязкость, а также быть нейтральными к металлам;
не должны быть горючими и взрывоопасными.
Удовлетворение этих требований снижает энергоемкость, металлоемкость и размеры холодильной машины, повышает ее надежность и способствует получению низких температур охлаждаемой продукции. Наиболее распространенными холодильными агентами являются аммиак NH, (условное обозначение в хладотехнике R717) и озонобезопасные фреоны R14, R23, R32, R41, R116, R125, R215, R134a, R143a, R152a, R218, R318.
Аммиак — это сильный яд, который поражает органы дыхания и зрения, сердечную мышцу, слизистые оболочки. Жидкий аммиак вызывает ожоги кожи. Отравление аммиаком активизирует туберкулез, может вызвать паралич и глухоту. Предельно допустимая концентрация аммиака в воздухе рабочей зоны 20 мг/м 3 . При концентрации аммиака более 1500 мг/м 3 наступает смерть человека. Аммиак пожаро- и взрывоопасен. При объемной концентрации в воздухе свыше 11 % возможно загорание, а при 15 . 28%- взрыв аммиачно-воздушной смеси.
Фреоны представляют собой хлорфторзамещенные углеводороды. Для получения фреонов исходными углеводородами служат метан СН4, и этан С2Н6.
Фреоны отличаются исключительной химическои стойкостью (инертностью), в особенности при отсутствии влаги. Они стойки к окислителям и нетоксичны. Предельно допустимая их концентрация в воздухе рабочей зоны от 3000 мг/м 3 и выше. По взрывопожаробезопасности помещения с фреоновыми установками относят к невзрывоопасным, по пожароопасности — к категории Д. Однако хлорсодержащие фреоны при высокой температуре способны разлагаться, образуя высокотоксичный ядовитый газ фосген (СОСI2).
В отечественных холодильных установках в основном применяют фреоновый хладагент R134a (CH2FCF3) (тетрафторэтан), обладающий высокими термодинамическими свойствами.
Аммиак и фреоны имеют большую скрытую теплоту испарения, следовательно, обладают большой холодопроизводительностью.
Современные холодильные машины подразделяют на компрессорные и абсорбционные. Наибольшее распространение получили компрессорные холодильные машины.
На рис. показаны конструктивная схема и диаграмма принципа действия компрессорной холодильной машины.
Рис. Схема компрессорной холодильной установки: 1 — компрессор; 2 — конденсатор; 3 — регулирующий вентиль; 4- испаритель; 5 — переохладитель
Диаграмма, представленная на рис. показывает теоретический цикл паровой холодильной машины.
Охлаждение камер в холодильных установках осуществляется тремя способами:
непосредственно холодильным агентом;
предварительно охлажденным рассолом;
На рис. приведены схемы всех трех способов охлаждения камер.
Рис. Системы охлаждения камер: а — непосредственное охлаждение; 1 — компрессор; 2 — конденсатор; 3 — регулирующий вентиль; 4 — испаритель; б — рассольное охлаждение; 1 — компрессор; 2 — конденсатор; 3 — регулирующий вентиль; 4 — испаритель; 5 — насос; 6 — рассольная батарея; 7- расширительный бачок; в— воздушное охлаждение
Достоинство охлаждения камер непосредственно холодильным агентом (рис., а) заключается в малом расходе электроэнергии при высоком значении холодильного коэффициента Е и небольшой площади для монтажа холодильного аппарата. Недостатком способа охлаждения является возможная порча продуктов в случае утечки холодильного агента.
Рассольное охлаждение (рис., б) включает в себя системы циркуляции холодильного агента и рассола.
Система циркуляции холодильного агента включает в себя компрессор, конденсатор, систему трубопроводов с регулирующим вентилем и испаритель. Вся эта система оборудования требует специального машинного помещения.
В систему циркуляции рассола входят: установленные в камере рассольные батареи, осуществляющие теплообмен рассола и воздуха; испаритель, обеспечивающий охлаждение рассола до требуемой температуры; насос и резервуар с рассолом.
В качестве охлаждающего рассола используют солевой раствор. Температура рассола в испарителе должна быть на 5 . 6°С выше температуры кипящего холодильного агента; температура воздуха в камере — на 8 . 10°С выше температуры рассола.
Достоинствами рассольного охлаждения являются способность аккумулировать холод при небольшом количестве холодильного агента и относительная безопасность эксплуатации системы.
К недостаткам рассольной системы охлаждения относят:
громоздкость холодильной установки;
при одинаковом температурном режиме холодильной камеры испаритель по сравнению с системой непосредственного охлаждения работает при более низких температурах;
повышенный расход электроэнергии на обеспечение работы рассольного насоса.
Воздушное охлаждение осуществляют поступлением в камеру воздуха, охлажденного, подобно рассолу, в теплообменнике — воздухоохладителе.
Система воздушного охлаждения может быть бесканальная, одноканальная и двухканальная.
Бесканальная система включает в себя: воздухоохладитель, в кожухе которого предусмотрены окна; вентилятор, на нагнетательном патрубке которого установлены сопла.
Воздухоохладитель монтируют в охлаждаемой камере. Воздух из камеры поступает через окна в воздухоохладитель, охлаждается в нем, далее нагнетается вентилятором через сопла опять в камеру.
Одноканальная система отличается от бесканальной тем, что вместо нагнетательного патрубка с соплами предусмотрен нагнетательный канал с воздухораспределительными окнами, через которые охлажденный воздух поступает в камеру. Нагнетательный канал устанавливают под потолком. Всасывание воздуха из камеры осуществляют через окна воздухоохладителя.
Двухканальная система состоит из нагнетательного и всасывающего каналов с распределительными и приемными окнами. Расстояние между каналами в зависимости от площади камеры 5 . 11м. Нагнетательный канал, как правило, располагают вдоль наружных стен, а всасывающий — вдоль внутренних.
На рис. в показана схема двухканальной системы. Воздух из камеры забирается через окна всасывающего канала и подается вентилятором в воздухоохладитель. Охлажденный воздух через окна нагнетательного канала возвращается в камеру.
Основными достоинствами воздушного охлаждения являются равномерное распределение холода по всему объему камеры и быстрая термообработка продуктов.
Недостатками этой системы охлаждения являются дополнительное потребление электроэнергии на привод вентилятора и повышенная усушка продуктов.
Все оборудование холодильно-компрессорной установки работает в согласованном режиме.
Холодопроизводительность установки зависит от количества холодильного агента, проходящего через испаритель в единицу времени, физических свойств холодильного агента и производительности компрессора.
В табл. представлены данные потребления холода для обработки 1 т продукта.
Вид продукта | Температура, °С | Потребление холода, кВт | ||
начальная | конечная | хранения | ||
Замораживание продукта | ||||
Мясо (туши) | +35 | -18 | — | 10 |
Мясо (раздельное) | +35 | -18 | — | 38 |
Птица | +20 | -18 | — | 28 |
Рыба | + 15 | -25 | — | 35 |
Овощи, фрукты | +25 | -18 | — | 23 |
Хранение продукта | ||||
Мясо, птица, рыба | — | — | -18 | 0,12 . 0,2 |
Овощи, фрукты | — | — | 0 . -5 | 0,16 . 0,2 |
На рис. приведена конструктивная схема компрессорно-конденсаторного агрегата холодильной машины МХВ5-1-2 с воздушным конденсатором.
Рис. Компрессорно-конденсаторный агрегат холодильной машины МХВ5-1-2: 1 — компрессор; 2 — конденсатор, 3- вентилятор; 4 — ресивер; 5 — отделитель жидкости; б, 7- датчики давления. Температура воздуха на входе в конденсатор 20 °С.
Машина предназначена для создания и поддержания температур от +5 до -12°С в стационарных и сборных камерах на предприятиях общественного питания и торговли.
Объем охлаждаемых камер при температуре-12 °С составляет до 30 м 3 , а при температуре +5°С — до 70 м 3 . Компрессор поршневой, фреоновый, герметичный. Потребляемая мощность 3,3 кВт. Холодопроизводительность в номинальном режиме 5,4 кВт; температура кипения хладона -15°С.
На рис. показана зависимость холодопроизводительности и потребляемой мощности от температуры кипения хладагента и температуры в камере.
Рис. Зависимость холодопроизводительности и потребляемой мощности МХВ5-1-2 от температуры кипения хладагента и температуры в камере
С понижением температуры кипения хладагента и температуры в камере уменьшается потребляемая мощность и холодопроизводительность машины при температуре окружающего воздуха +20 °С.
Широкое применение в общественном питании имеют герметичные фреоновые холодильные установки, которые относятся к агрегатам непосредственного и воздушного охлаждения. На рис. приведены герметичный фреоновый агрегат и схема холодильной машины.
Рис. Герметичный фреоновый агрегат типа ВС: а — агрегат; 1 — компрессор; 2 — плита; 3 — ресивер; 4 — фильтр-осушитель; 5 — конденсатор; б — диффузор; 7 — вентилятор; 8 — двухзапорный вентиль; б — схема холодильной машины; 1 — компрессор; 2 — конденсатор; 3 — фильтр-осушитель; 4 — ресивер; 5 — терморегулирующий вентиль; 6 — испаритель
Агрегат представляет собой объединение всех или некоторых частей холодильной машины в единый узел.
Агрегат состоит из герметичного компрессора, конденсатора с диффузором, ресивера с двухходовым запорным жидкостным вентилем, фильтра-осушителя, расположенного в диффузоре вентилятора для обдувания конденсатора. Все элементы агрегата смонтированы на единой плите. Агрегат комплектуют электрощитом с пусковой и защитной аппаратурой.
Принцип работы герметического агрегата заключается в следующем:
в испарителе жидкий холодильный агент кипит и отбирает тепло от охлаждаемого продукта;
образовавшиеся пары холодильного агента поступают в кожух компрессора, охлаждают электродвигатель, засасываются и сжимаются компрессором; затем нагнетаются в конденсатор и в нем конденсируются;
из конденсатора жидкий холодильный агент через фильтр-осушитель сливается в ресивер;
из ресивера хладагент через терморегулирующий вентиль снова поступает в испаритель, и цикл повторяется.
На базе холодильно-компрессорных машин создают современные сборные холодильные камеры, холодильные шкафы, охлаждающие витрины, прилавки, прилавки-витрины.
В зависимости от температуры охлаждаемого продукта это оборудование делится на среднетемпературное ( +2 . -5°С) и низкотемпературные (t = -18°С). Высокотемпературные камеры имеют обозначение КХС, а низкотемпературные — КХН. Сборные холодильные камеры изготовляют и на плюсовую температуру от 0 до +2 °С. Они предназначаются для хранения охлажденных и замороженных продуктов.
На рис. приведена конструктивная схема сборной холодильной камеры КХС-6.
Рис. Сборная холодильная камера КХС-6: 1 — крюки; 2 — охлаждающая батарея; 3 — поддон; 4 — полки; 5 — сосуд; 6- решетка; 7 — теплоизоляция
Камеру собирают из отдельных металлических щитов. Герметизацию стыков обеспечивают профильной резиной. В качестве теплоизоляционного материала используют пенополистирол, толщина слоя которого должна обеспечивать коэффициент теплопередачи 0,70 Вт/(м : — К) для камер типа КХС и 0,52 Вт/(м 2 — К) -для КХН. Внутри камеры под потолком расположена охлаждающая батарея, собранная из труб с пластинчатым оребрением. Внутри камеры предусмотрены полки для продуктов и крюки для подвески крупных кусков мяса. Под батареей находится поддон, а на решетке пола — сосуд для сбора конденсата.
Камеры устанавливают в подсобных помещениях, сборка и монтажные работы занимают три-четыре рабочих дня, в то время как строительство и оборудование стационарных камер могут потребовать около двух месяцев.
На рис. приведен разрез холодильной камеры шкафного типа КТХ. В камере осуществляется принудительная циркуляция воздуха, направление движения которого показано на рисунке стрелками.
Рис. Камера шкафная КТХ: 1 — машинное отделение; 2 — электронагреватель; 3 — дверь со смотровым окном; 4 — экспериментальные вводы; 5 — осветительный прибор; б — воздухоохладитель; 7 — электродвигатель вентилятора; 8 — крыльчатка вентилятора
На рис. представлена конструктивная схема интенсивной камеры сундучного типа КсТХ.
Рис. 3.11. Интенсивная холодильная камера сундучного типа КсТХ: 1 — машинное отделение; 2 — щит приборов; 3 — ввод вала вентилятора; 4 — ввод хладоно-вых трубопроводов; 5 — крыльчатка вентилятора; 6 — воздухоохладитель; 7 — дверь (крышка) камеры; 8 — электронагреватель; 9 — испаритель
В данной конструкции змеевик испарителя припаян к поверхности металлического внутреннего корпуса холодильной камеры и последовательно соединен со змеевиком воздухоохладителя. Электронагреватель размещен под неохлаждаемым полом холодильной камеры.
Отечественная промышленность выпускает холодильные камеры КТХБ, в которых создаются не только низкие температуры, но и низкое давление воздуха для имитации условий высоких слоев атмосферы. В табл. приведена шкала давления международной стандартной атмосферы на различной высоте от уровня моря.
Высота от уровня моря, км
В камерах КТХБ можно поддерживать давление от атмосферного до 133 Па, которое имитирует давление на высоте около 45 км при температуре до-100°С.
Конструкция ограждений камер холода и давления должна быть рассчитана на противодействие внешнему давлению. В связи с этим стенки термобарокамер выполняют из листовой стали толщиной 8 . 12 мм. Для уменьшения толщины и массы ограждений термобарокамеры чаще всего делают цилиндрической формы со сферическими днищами. Камера имеет герметичную дверь, уплотняемую по периметру резиной. В двери предусмотрено окно с многорядным остеклением; одно из стекол является силовым и рассчитывается на разность давлений снаружи и внутри камеры. Теплоизоляция камер может располагаться внутри или снаружи по отношению к вакуумированному объему. В первом случае теплоизоляционный материал хорошо защищен от увлажнения, так как стальная силовая обечайка оказывается надежным пароизоляционным слоем с теплой стороны ограждения.
Охлаждающими приборами являются воздухоохладитель и последовательно с ним соединенная змеевиковая батарея испарителя. При значительном понижении давления в камере ухудшается теплообмен конвекцией, поэтому термобарокамеру укомплектовывают вентилятором с двухскоростным двигателем. При давлении около 2,5 кПа количество воздуха в камере настолько уменьшается, что теплопередача осуществляется только путем лучеиспускания. Роль радиационного экрана играют стенки камеры, охлаждаемые трубами испарителя. Создание необходимого разрежения и давления в рабочем объеме камеры холода осуществляют вакуум-насосами.
На предприятиях общественного питания и в торговле для кратковременного хранения замороженных пищевых продуктов хорошо зарекомендовали себя отечественные низкотемпературные холодильные камеры типа: КХН1-40С; КХН2-8,0; КХН2-3; КХК2-4,5; КХ2-6СМ; КХН2-12; КХН1-18; КХН-90. Работа этих агрегатов основана на одном и том же принципе. Отличие их заключается в дизайне, габаритных размерах, температурном режиме и внутреннем объеме рабочей камеры. В маркировке цифра после дефиса указывает объем камеры в м 3 .
Достоинствами указанных типов холодильных камер являются:
автоматическое оттаивание снеговой «шубы» с поверхности испарителя, а также автоматическое выпаривание воды, образующейся при таянии «шубы»;
быстродействующие эксцентриковые замки для соединения панелей;
заливочная изоляция из пенополиуретана; надежная пускозащитная аппаратура.
Охлаждение и замораживание пищевых продуктов (сырья, полуфабрикатов, готовых изделий) можно осуществлять в холодильных камерах туннельного типа. Туннельный скороморозильный аппарат непрерывного действия предназначен для замораживания плодов и овощей в коробках. В холодильной камере воздух охлаждается при помощи холодильных батарей, расположенных вдоль стен, в которых циркулирует хладагент. Быстрое замораживание достигается воздействием охлажденного до -30°С воздуха, движущегося вдоль продукта с большой скоростью.
Туннельный морозильный аппарат имеет корпус, покрытый теплоизоляцией толщиной 400 мм. В корпусе установлены охлаждающие батареи непосредственного испарения. Над батареями расположен транспортер с лентой из проволочной сетки. Транспортер приводится в движение от электродвигателя через червячный редуктор и вариатор скорости, при помощи которого можно устанавливать продолжительность замораживания. Загрузка и выгрузка коробок осуществляются через специальные отверстия. Циркуляцию воздуха обеспечивают шесть вентиляторов.
Стационарные холодильные камеры размещают в подвале или на первом этаже здания в виде единого блока с выходом в общий закрытый коридор или тамбур, что снижает теплоприток в камеры.
Для использования средств малой механизации для загрузки и выгрузки холодильных камер необходимо предусмотреть ширину коридора не менее 2 м. Машинное отделение располагают вблизи камер.
Вместимость продуктов (т) в 1 м 3 объема холодильной камеры приведена ниже:
Овощи, фрукты. 0,35
При реализации замороженных и предварительно охлажденных пищевых продуктов на предприятиях общественного питания широко применяют холодильные шкафы отечественного производства современного дизайна.
К этому виду холодильного оборудования относят шкафы холодильные комбинированные ШХК-400 и ШХК-800, конструкция которых включает низкотемпературные отделения для длительного хранения замороженных пищевых продуктов и среднетемпературные отделения для кратковременного хранения кулинарной продукции и напитков.
Демонстрацию и кратковременное хранение реализуемой пищевой продукции осуществляют в шкафах холодильных среднетемпературных ШХ-0,40МС; ШХ-0,80МС и ШХ-1,12СЕ. Они имеют стеклянные двери и естественную циркуляцию воздуха.
Для реализации кулинарной продукции наряду с холодильными шкафами используют различные холодильные витрины и прилавки. Для быстрого обслуживания посетителей по типу «шведский стол» и кратковременного хранения предварительно охлажденных скоропортящихся пищевых продуктов предназначены высокотемпературные и среднетемпературные витрины типа «Таир», ВХС и ПВХС различной маркировки.
Витрина «Таир-1307» снабжена электронным устройством для контроля рабочих параметров. Имеет современный дизайн, работает бесшумно.
В среднетемпературной витрине «Таир-150М2» предусмотрена полка для установки весов и упаковки товара. Эта конструкция витрины разработана специально для небольших торговых помещений.
В барах, ресторанах, кафе устанавливают холодильную витрину «Таир-Фуршет» для кратковременного хранения закусок и охлаждения вин.
Максимальная загрузка бутылками с напитками емкостью 0,7 л составляет 40 шт. Температура во внутреннем объеме в высокотемпературных режимах охлаждения напитков равна 4 . 12°С, а в среднетемпературном режиме хранения продуктов равна 0 . 8°С.
На рис. показана конструктивная схема пристенной среднетемпературной витрины типа ВХС.
Рис. Витрина холодильная среднетемпературная ВХС: 1 — вентилятор; 2 — испарительные батареи; 3 — отверстия канала; 4 — воздухораспределительный канал; 5 — осветительные лампы; 6 -распределительные решетки
Витрины данного типа имеют большой внутренний объем (0,8 . 1,25 м 3 ) и малое удельное потребление электроэнергии.
Витрина снабжена однослойной воздушной завесой. Воздух вентилятором прогоняется через испарительные батареи и поступает в воздухораспределительный канал. В витрине часть воздуха, выходя через отверстия канала, омывает продукты, находящиеся на полках и в нижней ее зоне.
Значительная часть воздуха выходит из распределительных решеток и создает воздушную завесу. Этот воздух, имея промежуточную температуру, защищает холодный воздух от теплопритоков на всем пути в каналах и завесе. Оборудование имеет осветительные лампы в витрине. Для контроля температуры установлен манометрический термометр.