- Самосвалы: основные типы и характеристики
- Области использования самосвалов
- Классификация автомобилей-самосвалов по назначению
- Типы конструкции автомобилей-самосвалов
- Типы кузовов автомобилей-самосвалов
- Самосвал – параметры выбора под конкретные задачи
- Какими бывают самосвалы?
- Конструкция самосвалов
- Технические параметры и особенности отдельных моделей самосвалов
- ЗИЛ-ММЗ
- Китайский SHAANXI-Шакман
- Машина от VOLVO
- Самосвалы для малых объёмов груза
Самосвалы: основные типы и характеристики
Дата публикации — 15.07.2020
Самосвалом называют грузовой автомобиль, способный к самостоятельной разгрузке, которая осуществляется в основном с помощью гидравлических механизмов. Загрузка осуществляется сторонними средствами или устройствами для самозагрузки. Основное назначение самосвалов – транспортировка сыпучих материалов и мелкоштучных грузов, их скорость передвижения по дорогам общего назначения – до 50 км/час, грузоподъемность – до 450 тонн, вес самого ТС – 5-50 тонн.
Области использования самосвалов
Для чего нужен самосвал:
- Транспортировка строительных материалов (песка, щебня, кирпича, каменных блоков), вывоз мусора со стройплощадки.
- Перевозка сельскохозяйственной продукции (зерна, овощей, кормов), удобрений, различного рода отходов.
- Обслуживание горнодобывающих предприятий – доставка к месту назначения руды, породы, рудных концентратов.
- Коммунальные хозяйства и дорожные службы – устранение снежных заносов, перевозка мусора.
Классификация автомобилей-самосвалов по назначению
Автомобили с автоматической разгрузкой могут иметь универсальное или узкоспециализированное назначение.
Наиболее популярны машины, используемые для транспортировки грузов по дорогам общего назначения. Дорожные самосвалы используются строительными организациями, сельскохозяйственными предприятиями, в коммунальном хозяйстве.
Количество осей – 2-4, грузоподъемность – до 40 тонн. Европейские производители Terberg и GINAF выпускают пятиосную самосвальную технику, а некоторые американские компании – семиосные ТС.
Карьерные автомобили-самосвалы – это внедорожные модели, не допускаемые для проезда по дорогам общего назначения из-за больших габаритов и массы. Грузоподъемность самой крупногабаритной на сегодняшний день модели БелАЗа составляет 450 тонн. Доставка особо крупных моделей к месту эксплуатации осуществляется по частям, где они собираются в единое целое.
Чаще всего карьерные самосвалы оборудуют гибридными силовыми агрегатами. В их состав входят:
- дизельный ДВС, приводящий в работу генератор переменного тока;
- генератор питает электрические моторы, которые обеспечивают вращение колес.
Еще один вариант – оснащение карьерных моделей супермощными ДВС. Их характеристики: 24 цилиндра, 117 л, крутящий момент – более 16000 Нм.
Карьерные самосвалы часто эксплуатируют совместно с крупногабаритными экскаваторами, способными заполнить весь объем кузова всего за 3-5 циклов.
Для осуществления подземных работ
Это компактные самосвалы, функция которых – вывозить взорванные или разрыхленные породы, полезные ископаемые из тоннелей и шахт. Для них характерны:
- грузоподъемность – до 40 тонн;
- способность преодолевать затяжные подъемы;
- хорошая управляемость, маневренность.
Модели «думпер» обеспечивают возможность поворачивать сиденье и механизм управления на 180° без поворота всего ТС. Такие машины эффективны для использования в стесненных условиях.
Такие автомобили называют землевозами. Эта грузовая техника оборудована шарнирно-сочлененной рамой, соединяющей кабину и платформу. Благодаря данной конструкции сочлененный самосвал отличается хорошими техническими характеристиками, среди которых:
- повышенная проходимость;
- маневренность, хорошая скорость;
- грузоподъемность – 10-50 тонн.
Эти ТС применяются при осуществлении ремонтно-строительных дорожных, земляных работ, на карьерах для транспортировки значительных объемов сыпучих грузов. Виды разгрузки сочлененных самосвалов: задняя, боковая, донная.
Типы конструкции автомобилей-самосвалов
Основные узлы самосвала классической конструкции: шасси с кабиной, самосвальная установка, состоящая из платформы, механизма опрокидывания и надрамника. Платформа оборудована откидными или подъемными бортами с запорами. Она может оснащаться дополнительными элементами: уплотнителями бортов, съемными надставными бортами, тентом. Конструкция платформы может предусматривать разгрузку только назад или на 2-3 стороны.
Традиционные самосвалы с подъемными платформами в зависимости от способа их подъема делят на следующие группы:
- Самоопрокидывающиеся. Это самый простой конструктивный вариант, реализуемый в технике малой и средней грузоподъемности. Платформа наклоняется благодаря собственной массе и массе груза.
- Полусамосвалы. Это полуприцепы, прицепы и особые модели самосвалов. Наклон платформы в этой технике осуществляется стационарным краном в месте разгрузки.
- Модели с принудительным подъемом платформы, который осуществляют специальные механизмы, предусмотренные в конструкции автомобиля. Это самый распространенный конструктивный вариант самосвалов. В большинстве случаев подъемный механизм работает от двигателя внутреннего сгорания самого ТС.
По типу подвижного состава самосвалы разделяют на следующие типы:
- обычные одиночные автомобили, используемые без прицепа;
- самосвальные поезда, в состав которых входят самосвал-тягач и один или два прицепа-самосвала;
- полуприцеп-самосвал и прицеп-самосвал.
Типы кузовов автомобилей-самосвалов
Кузова самосвалов имеют разные размеры и форму. Предлагаемые конфигурации:
- Прямоугольная с низко расположенным центром тяжести. Удобная в эксплуатации, устойчивая, но стыки плохо прочищаются после транспортировки сыпучих материалов.
- Полуэллипс. Такие кузова удобны с точки зрения очистки углов. Но они имеют существенные недостатки – высокий центр тяжести и небольшой полезный объем.
- Совок. Задняя часть кузова приподнята, задний борт отсутствует. Такая техника применяется для транспортировки щебня, крупных камней.
- Корыто. Удобная форма без четких углов, обеспечивающая рациональное использование внутреннего пространства.
При решении вопроса, какой самосвал выбрать, прежде всего, учитывают условия эксплуатации, функциональное назначение, необходимую вместимость кузова, тип автоматической разгрузки.
Самосвал – параметры выбора под конкретные задачи
Самосвал — грузовое транспортное средство, прицепное или полуприцепное устройство с кузовной платформой, которая наклоняется механическим или гидравлическим приводом для разгрузки грузов.
Как правило, используются для перевозки сыпучих и загружаемых навалом грузов. Существуют модели с принудительной выгрузкой – шнеком, скребковым транспортёром и другие.
Какими бывают самосвалы?
Машины делят на группы по основным признакам:
- По выполняемым задачам различают самосвалы:
- для строительных работ;
- для работы в карьерах по добыче ископаемого сырья;
- сельскохозяйственного назначения;
- узкоспециализированные (подземные, шлаковозы и другие машины)
- По грузоподъёмности:
- малая до 2 т.;
- средняя 2-6 т.;
- большая 7-14 т.;
- особо большая 14 т и выше.
- По исполнению подвижной части:
- обычного типа (прицеп не предусмотрен);
- автопоезда, разгрузка тягача и первого прицепа только бортовая;
- полуприцепы;
- прицепы.
Свои различия вносят конструкция кузовной платформы и способ выгрузки. Кузов-бункер имеет наклонное дно и насыпной перевозимый материал саморазгружается при открытии борта.
Самосвалы с подъёмной транспортной платформой различаются по направлению выгрузки – заднему, боковому, на обе стороны, универсальному.
Конструкция самосвалов
Машина собирается на раме шасси грузового автомобиля, прицепного или полуприцепного устройства. Самосвальная установка состоит из: кузовной платформы, опрокидывающего механизма с приводом гидравлического типа, надрамника.
Принципиальные схемы устройств с гидравлическим приводом подъёмного механизма:
а) основная схема с разгрузкой через задний борт, гидроцилиндр под платформой и воздействует на её основание (ЗИЛ-ММЗ-555 и 4502, МАЗ-503А);
б) разгрузка назад, гидроцилиндр за кабиной, работает на передний борт (КрАЗ-6505, КамАЗ-5511);
в) разгрузка на три стороны, гидропривод под платформой (ЗИЛ-ММЗ-554М и 4504, КА3-4540);
г) выгрузка на две боковые стороны, гидропривод под платформой. Используется в автопоездах, включая тягач;
д) двухсторонняя бортовая разгрузка, гидропривод из двух цилиндров, воздействующих на переднюю и заднюю части платформы;
е) выгрузка назад, гидроцилиндр воздействует не на основание платформы, а на систему рычагов.
Схемы исполнения самосвалов:
1 – грузовая платформа; 2 – гидроцилиндр привода подъема; 3 – рычажная система
Технические параметры и особенности отдельных моделей самосвалов
Рассмотрим несколько популярных марок самосвалов, использующихся на российском пространстве.
ЗИЛ-ММЗ
Среднетоннажные автосамосвалы на базе шасси грузовика ЗИЛ-130 выпускал Мытищенский машиностроительный завод. Транспортным предприятиям поставлялись модели ЗИЛ-ММЗ с колёсной формулой 4х2:
- 555 – манёвренная машина с укороченной базой и задней выгрузкой кузова объёмом 3 м3;
- 554 – автомобиль для работы в сельском хозяйстве с разгрузкой на три стороны, допускал применение самосвального прицепа ГКБ 819 с пятитонной грузоподъёмностью.
Мощность силовой установки автомобиля составляла 150 л. с., грузоподъёмность до 5 т.
Самосвал ЗИЛ-ММЗ 554
Китайский SHAANXI-Шакман
Китайской корпорацией SHAANXI предлагается на рынке спецтехники тяжёлый самосвал Шакман в трёх модификациях:
- SX3256DR384 с колёсной формулой 6х4 наиболее популярный в России грузовик данного семейства. Дизель на 336 л. с. обладает достаточной мощностью для перевозки 10 тонного груза, объем кузова 19,2 м3, разгрузка назад и универсальная;
- SX3256DR385 с колёсной формулой 6х6 создан для работы в тяжёлых условиях, в том числе вне дорог. Двигатель мощностью 430 л. с. обеспечивает перевозку 25 тонн груза в 19 кубовом цельнометаллическом подогреваемом кузове с универсальной разгрузкой;
- SX3316DT366 с колёсной формулой 8х4. Мощность силовой установки 430 л. с., что достаточно для перевозки 31 т груза. Кузов с универсальной разгрузкой объёмом 26,2 м3.
Тяжёлый самосвал Шакман
Все модели снабжены современными кабинами управления, разработанными немецкой компанией MAN.
Увеличивает поставки автосамосвалов в Россию китайская компания Sinotruck. Продукция представлена моделями Хово ZZ:
- 3257 M 3647 W с колёсной формулой 6х4 мощностью 336 л. с. при грузоподъёмности в 25 тонн.
- 3327 N 3647 C с колёсной формулой 6х4 мощностью 375 л. с. и грузоподъёмностью 20 тонн.
- 3327 N 3857 C с колёсной формулой 6х6 мощностью 336 л. с. и грузоподъёмностью 20 тонн.
- 3407 S 3267 C с колёсной формулой 8х4 мощностью 375 л. с. Грузоподъёмность составляет 31 тонну.
Опрокидывание кузовной платформы при выгрузке допускается в сторону или назад (зависит от модели). При широких функциональных параметрах производитель выставляет на модели разумные цены – в 1,5 раза ниже европейских аналогов.
Машина от VOLVO
Сочленённый самосвал VOLVO, в нескольких модификациях, предлагает одноимённая шведская корпорация.
Главной особенностью конструкции машины является поворотный шарнир, соединяющий рамы передней и задней (задних) осей машины. Что исключает излом рамы, обеспечивает постоянный контакт колёс с грунтом при движении по бездорожью.
Шарнир располагается в центре тяжести гружёной машины, обеспечивая устойчивость самосвала и достаточный дорожный просвет.
Сочлененный самосвал ВОЛЬВО
Вывоз грунта самосвалами сочленёнными самосвалами VOLVO, при подготовке котлованов под строительство фундаментов объектов в труднодоступных местах, зачастую является единственно возможным техническим решением.
Технические параметры сочленённых самосвалов VOLVO
Параметр | Ед. изм. | Величина параметра у моделей | |||
A25F | A30E | A35F | А40F | ||
Перевозимый груз | т | 24 | 28 | 35.5 | 39 |
Марка силовой установки/мощность | л. с. | D11F/315 | D9/343 | D13F/469 | D16F/469 |
Момент кручения на валу | Нм | 2040 | 1900 | 2360 | 2525 |
Рабочая скорость | км/час | 53 | 53 | 57 | 57 |
Вес машины | т | 29,1 | 36 | 29.1 | 38.8 |
На все модели установлен гидромеханический поворотный механизм, обеспечивающий полный разворот самосвала на 10 метрах ширины площадки.
Российское предприятие «ТОНАР» производит одноимённые карьерные тяжёлые самосвалы 45251, а также самосвальные прицепные устройства:
- С боковой разгрузкой:
- 4 модели полуприцепов самосвальных с объёмом кузова от 25,5 до 61 м3;
- 3 модели самосвальных автопоездов.
- С задней разгрузкой: 9 моделей полуприцепов-самосвалов с кузовами от 29 до 61 м3.
Самосвалы для малых объёмов груза
Мини самосвал механизирует работы на небольших объектах и используется для перемещения на малые расстояния насыпных грузов с выгрузкой самосвальным способом. Подобная техника эффективно применяется в коммунальном хозяйстве и на строительных объектах.
Мини самосвал 1501 Wacker Neuson
Технические и эксплуатационные параметры мини самосвалов:
Параметр | Ед. изм. | Модель/Величина параметра | ||||
Terex 100 | Fiori D 25 AC | AVANT (Авант) Dumper 800 | Alitrak D-Trak 800 | 1501 Wacker Neuson | ||
Грузоподъемность | т | 1 | 2,3 | 0,8 | 0,8 | 1,5 |
Объем кузова | м3 | 0,88 | 1,45 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Мощность мотора | кВт | 16,2 | 22,2 | 9,5 | 10 | 17 |
Скорость в рабочем режиме | км/ч | 20 | 6 | 5 | ||
Разгрузка | задняя | вперед | вперед | вперед | вперед | |
Производство | США | Италия | Финляндия | Италия | Германия |
Перевозка грузов самосвалами более эффективна, чем бортовыми грузовиками, из-за сокращения временных затрат на выгрузку.