Основа ремонта легковых автомобилей

Правила, лежащие в основе эксплуатации и ремонта автомобилей

Обладание водительским удостоверением даже в течение многих лет вождения не делает его хозяина настоящим профессионалом в этом деле. Лишь те, кому знакомы основы эксплуатации и ремонта автомобилей, могут претендовать на это звание. Тех знаний, которые получают слушатели в автошколах, зачастую бывает недостаточно.

Грамотная эксплуатация ТС

Современные технологии позволяют выпускать большое разнообразие транспортных средств в зависимости от их функциональности. Однако правила эксплуатации для них будут похожи.

  1. Зимой автомобиль следует прогревать незначительное время. Достаточно прогреть температуру антифриза до 25-30 °С. Летом достаточно 1 минуты, чтобы масло начало циркулировать по всей системе.
  2. В сильные морозы можно «разогреть» аккумулятор «поморгав» дальним светом фар перед запуском. Запустить двигатель легче с выжатой педалью сцепления.
  3. На Автомобиле с АКПП следует переключать режимы из D в R и обратно ТОЛЬКО после полной остановки автомобиля. Несоблюдение этого правила приводит к выходу из строя АКПП.

Не стоит оставлять автомобиль с АКПП под уклоном только в положении P (паркинг). Поставьте сначала рычаг в положение N (нейтральное), затем поставьте автомобиль на ручник. Только после этого рычаг можно переводить в положение P и глушить двигатель.

  • Во многих случаях необходимо снять клеммы с аккумулятора. Это делается в определенной последовательности. Есть автомобили, технологии которых предполагают индивидуальные схемы. В большинстве случаев снимается «-», потом «+».
  • Ледяную корку с лобового стекла проще всего снять ненужной пластиковой картой (при отсутствии специального скребка).
  • Можно оптимизировать температуру в салоне открытием окна, а не работой кондиционера и печки. Это может сократить расход топлива на невысокой скорости в городе.
  • Не забывайте о проверке салонного фильтра и следите за общим состоянием «здоровья» авто.
  • Проходите плановое техобслуживание строго по регламенту производителя.
  • На стоянке обязательно иногда заглядывайте под машину с целью поиска лужиц какой-либо жидкости, истекающей из нее.
  • Меломанам чаще следует отключать музыку и вслушиваться в звуки, издающиеся во время движения.
  • Не загромождайте поле зрения игрушками или брелоками на лобовом стекле. Это отвлекает автомобилиста от дороги и снижает безопасность.
  • Опытные «профи» настоятельно рекомендуют всегда в бардачке держать книгу, в которой изложены основы эксплуатации и ремонта автомобилей. И брошюру с правилами дорожного движения. Как бы хорошо они ни были знакомы автолюбителю, всегда имеет смысл освежать подобные знания. Тем более что они меняются очень часто.

    Еще одним документом, обязательным к внимательному изучению и пониманию, является инструкция по эксплуатации именно вашего автомобиля. Обычно ее никто не открывает до поры, пока не случится какой-нибудь неприятный казус. Обычно к ее изучению подвигают специалисты сервисного центра после серьезной поломки, говоря, что следуй хозяин правилам, которые там написаны, то ничего бы не произошло.

    Некоторые аспекты ремонтных работ

    Всегда надо помнить, что современные машины начинены огромным количеством приборов, датчиков, аппаратов и других элементов, технологии которых предусматривают питание от электричества. Поэтому большинство действий по ремонту требует обесточивания автомобиля или хотя бы отключения двигателя.

    Все наиболее распространенные поломки и способы их устранения силами автовладельца изложены в инструкции к машине. Необходимо обратить внимание, что гарантийное обслуживание может прекратиться, если он вмешается в ремонт. Есть несколько требований при проведении ремонтных работ.

    Достаточная база знаний и умений для диагностики и ремонта автомобиля.

    • Наличие подходящего помещения для работы.
    • Соблюдение техники безопасности.
    • Полная комплектация и хорошее состояние инструментов.
    • Желательно наличие грамотного помощника.
    • Запас финансов для покупки новых деталей.

    Без уверенности в своих силах лучше довериться мастерам, которым под силу любые технологии ремонта. Вполне возможно, что их услуги не потребуют оплаты. Если они попадут под гарантийные обязательства автомобильной компании.

    Основы ремонта автомобилей

    Система ремонта автомобилей

    Краткая характеристика процесса старения автомо-

    Биля; понятие о предельном состоянии автомобиля и

    Его агрегатов

    При работе автомобиля наряду с рабочими процессами возникают и развиваются различные вредные, по Малышеву Г.А., разрушительные процессы, под влиянием которых уровень рабочих процессов снижается, а технико-эксплуатационные качества автомобиля ухудшаются. Рабочие процессы протекают в период функционирования автомобиля, а вредные процессы в период всего его существования.

    К вредным процессам относятся:

    — изнашивание рабочих поверхностей деталей;

    — вибрации узлов и механизмов;

    — внутренние напряжения в деталях;

    — различные виды коррозии, старения.

    Вредные процессы могут происходить под влиянием погрешностей в самой машине, например от неуравновешенности вращающихся масс, нарушения взаимного расположения деталей в узлах и механизмах, несоблюдения продолжительности или вообще отсутствия старения литых заготовок корпусных деталей и т.д., и под действием внешних условий – нарушения нагрузочного режима, температурных влияний окружающей среды и т.п.

    По скорости протекания вредные процессы делят на три группы:

    Быстропротекающие: — вибрация узлов, изменение сил трения в подвижных сопряжениях, колебания рабочих нагрузок.

    Медленные процессы могут длиться дни и месяцы – изнашивание деталей, усталость металла, коррозия и т.п.

    Изменение состояния машины влияет на скорость протекания вредных процессов. Так, например, износ рабочих поверхностей деталей подвижных сопряжений приводит к росту зазора, что в ряде сопряжений вызывает повышенные динамические нагрузки и интенсивность изнашивания.

    Развитие вредных процессов ведет к росту параметра потока отказов и снижению надежности автомобиля.

    Устранить полностью вредные процессы не представляется возможным. Однако замедлить интенсивность их проявления не только можно, но и необходимо. Своевременное ТО и ТР.

    Вредные процессы относятся к области случайных событий, характерной особенностью которых является рассеивание параметров их значений.

    До капитального ремонта работоспособность автомобиля поддерживается благодаря проведению текущих ремонтов автомобилей. Работоспособность автомобиля, несмотря на возрастающее количество проводимых текущих ремонтов, со временем постепенно снижается, трудоемкость же их проведения увеличивается из-за появления все большего числа дефектов и неисправностей, приводящих к отказам.

    Когда уровень вредных процессов резко возрастает, выходя за допустимые пределы, а рабочие процессы перестают нормально функционировать, автомобиль утрачивает работоспособность и его эксплуатация становится технически невозможной или экономически нецелесообразной. В этом случае автомобиль подлежит капитальному ремонту или списанию.

    Виды трения: трение без смазки, граничное трение и жидкостное.

    Толщина масляного слоя при граничном трении примерно 0,1 мкм. При граничном трении свойства граничных пленок масла отличаются от свойств смазывающей жидкости. Действие смазки при граничном трении зависит не только от вязкости масла, но и от присутствия в нем поверхностно-активных молекул, способных адсорбироваться на трущихся поверхностях.

    Процесс постепенного изменения размеров деталей при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и (или) его остаточной деформации, называется изнашиванием.

    Все виды изнашивания деталей, которое происходит в процессе работы машин, разделяют на три группы:

    Механическое изнашивание (абразивное, гидроабразивное, газоабразивное, эрозионное, усталостное, кавитационное).

    Молекулярно-механическое изнашивание (изнашивание при заедании).

    Коррозионно-механическое изнашивание (окислительное, фретинг-коррозия).

    Из механических видов изнашивания наиболее часто встречает-ся абразивное изнашивание.

    Изменение размеров деталей при абразивном изнашивании зависит от материала и механических свойств деталей, режущих свойств абразивных частиц, удельного давления и скорости скольжения при трении.

    Абразивное изнашивание распространено также при трении деталей, восстановленных различными способами наплавки, метал-лизации, хромирования и железнения.

    Усталостное изнашивание возникает при трении качения и наиболее отчетливо проявляется на рабочих поверхностях подшипников качения и на зубьях шестерен.

    Гидроабразивное изнашивание возникает в результате воздействия твердых частиц, увлекаемых потоком жидкости. Оно часто проявляется совместно с эрозионным изнашиванием из-за воздействия потока жидкости.

    Газоабразивное изнашивание происходит в результате воздействия твердых частиц, увлекаемых потоком газа.

    Кавитационное изнашивание возникает при относительном движении твердого тела и жидкости в условиях кавитации. Пузырьки газа разрываются вблизи поверхности, что создает местное повышение давления и температуры, образуя язвы.

    Молекулярно-механическое изнашивание – изнашивание в результате одновременного механического воздействия и молекулярных или атомарных сил. К числу этого изнашивания относится изнашивание при заедании в результате схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность.

    Костецкий Б.И. выделяет два вида схватывания деталей при трении:

    — схватывание I рода при отсутствии смазки и защитной пленки окислов при трении с малыми скоростями скольжения и удельными давлениями, превышающими предел текучести металла в местах действительного контакта;

    — схватывание II рода при трении скольжения с большими скоростями относительного перемещения и значительными удельными давлениями при интенсивном повышении температуры в поверхностных слоях трущихся металлов и их пластичности.

    Коррозийно-механическое изнашивание происходит при трении материала, вступившего в химическое взаимодействие со средой. К этому виду изнашивания относится окислительное изнашивание и изнашивание при фреттинг-коррозии.

    Изнашивание при фреттинг-коррозии – коррозийно-механичес-кое изнашивание соприкасающихся тел при малых колебательных пе-ремещениях. Фреттинг-процесс возникает при трении скольжения с очень малыми возвратно-поступательными перемещениями в ус-ловиях динамической нагрузки.

    Изнашивание характеризуется следующими показателями:

    — скорость изнашивания – отношение величины износа ко времени, в течение которого он возник;

    — интенсивность изнашивания – отношение величины износа к обусловленному пути, на котором происходило изнашивание, или к объему выполненной работы;

    — износостойкость – свойство материала оказывать сопротивле-ние изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания или интенсивности изнашивания;

    — относительная износостойкость – отношение износостойкости испытуемого материала и материала, принятого за эталон, при их изнашивании в одинаковых условиях.

    На скорость изнашивания деталей основное влияние оказывает удельное давление и скорость относительного скольжения сопряженных деталей.

    ,

    где — коэффициент, характеризующий влияние материала детали и

    Методы определения износа:

    — метод вырезанных лунок,

    — метод определения суммарного износа (взвешивание детали,

    по содержанию железа в масле, радиоактивный).

    Техническое обслуживание и ремонт автомобилей

    Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

    Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

    • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
    • первое техническое обслуживание (ТО-1)
    • второе техническое обслуживание (ТО-2)
    • ремонты — текущий (TP) и капитальный (КР)

    Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

    Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

    Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

    При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

    Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

    Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

    Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

    Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

    Категория условий эксплуатации Характеристика условий эксплуатации ТО-1 ТО-2
    Периодичность, км
    1 (легкие) Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии 1600-1800 8000-9000
    2 (средние) Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения 1300-1500 6500-7500
    3 (тяжелые) Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) 1000-1200 5000-6000

    Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей — для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая — для автопоездов и автомобилей-самосвалов

    Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

    Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

    Тип автомобиля Основные агрегаты
    Грузовой автомобиль Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, кабина, рама, кузов, подъемный механизм
    Легковой автомобиль или автобус Двигатель, задний мост, передний мост, коробка передач, карданная передача, рулевой механизм, рама, кузов

    Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

    Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

    Агрегаты Базовая деталь
    Двигатель (со сцеплением) Блок цилиндров
    Задний мост Картер заднего моста
    Передний мост Балка передней оси или поперечина независимой подвески
    Коробка передач Картер коробки передач
    Рулевой механизм Картер рулевого механизма
    Подъемный механизм Головка цилиндров подъемного механизма и картер коробки отбора

    Мощности Кузов Корпус кузова Рама Продольные балки

    Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

    Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

    Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты — на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

    Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

    Читайте также:  Боулинг машина для нанесения масла
    Оцените статью