Осмотровые канавы для ремонта автомобилей

Осмотровые канавы для ремонта автомобилей

§ 1. Осмотровые канавы

Наибольшее распространение при оборудовании постов для технического обслуживания автомобилей получили осмотровые канавы.

Осмотровые канавы делятся: 1) по способу въезда и съезда — на тупиковые (рис. 8, а) и прямоточные (рис. 8, в); 2) по расположению — на изолированные (рис. 8, в) и траншейные (рис. 8, а); 3) по устройству: узкого типа — межколейные (рис. 8, а) и боковые (рис. 8, б) и широкого типа — с колейным мостиком (рис. 8, в) и с выЕешиЕанием колес (рис. 8, г и д).

Канавы узкого типа. Межколейные канавы располагаются посредине между колесами автомобиля, а боковые канавы — по обе стороны от него. Канавы узкого типа бывают тупиковые и прямоточные, изолированные и траншейные, с внутренними или наружными ребордами. Боковые канавы делгют только изолированными.

На тупиковую канаву автомобиль въезжает передним ходом, а съезжает задним, на прямоточной канаве обеспечивается СКВОЗНОЙ проезд автомобиля передним ходом.

Ширина межколейной канавы определяется колеей автомобиля и бывает от 0,9 до 1,1 м. Рабочую длину изолированной канавы принимают равной сумме длин переднего свеса и базы автомобиля, увеличенной на 0,8 — 1,0 м. Глубина канавы для грузовых автомобилей должна быть 1,2 — 1,4м от уровня пола помещения и 1,4 — 1,6 м — для легковых.


Рис. 8. Осмотровые канавы: а — межколейиая траншейная тупиковая; б — боковая изолированная прямоточная; в — с колейным мостиком изолированная прямоточная; г — с самовывешиванием колес изолированная прямоточная; д — с механизированным вывешиванием колес изолированная тупиковая

Межколейная изолированная тупиковая канава показана на ркс. 9. Она представляет собой узкую прямоугольную яму с лестницей 2 в торцовой части и скобами 5, укрепленными в противоположной стороне. При въезде на канаву передние колеса автомобиля направляются сплошным клинообразным или полукруглым возвышением — отбоем 4 и железобетонными 6 или металлическими ребордами, расположенными по всей длине канавы. При необходимости мосты автомобиля вывешивают ручными домкратами, устанавливаемыми на брусьях, положенных поперек канавы.

мм для автомобилей ЗИЛ — 130, МАЗ — 200, ЗИЛ — 158, ПАЗ — 652, для ГАЗ — 21, ГАЗ — 53, УАЗ — 451 — 6300мм»>
Рис. 9. Межколейная изолированная тупиковая канава: 1 — ограждение; 2 — лестница; 3 — металлическая лестница (скобы); 4 — отбой; 5 — канализационная решетка; 6 — реборда; 7 — лоток; 8 — ниша для освещения; 9 — ниша — для сливной воронки; 10 — ниша для инструмента; 11 — маслопровод; 12 — борозда для электропроводки; 13 — вентиляционный канал; 14 — упор; 15 — настил; L — 7300 мм для автомобилей ЗИЛ — 130, МАЗ — 200, ЗИЛ — 158, ПАЗ — 652, для ГАЗ — 21, ГАЗ — 53, УАЗ — 451 — 6300мм

Межколейные траншейные канавы имеют траншею, соединяющую несколько канав по торцам или боковым сторонам. Ширину траншеи делают от 1 до 2 м и располагают ее вдоль стены, имеющей оконные проемы. Кроме металлических скоб, укрепленных в стене каждой канавы, в траншее на каждые пять канав делают лестницу. Траншею прямоточных канав сверху закрывают для возможности сквозного проезда автомобиля. Глубина открытой траншеи — 1,2-1,6 м, закрытой — не менее 1,9 м. Вдоль открытой траншеи должны быть установлены перила высотой не менее 0,9 м. Крайнее положение автомобиля на канаве со стороны траншеи фиксируется упорами.

Боковая канава (рис. 8, б) представляет собой две узкие канавы, между которыми устанавливают автомобиль. Рабочую длину такой канавы принимают равной габаритной длине автомобиля, ширину- не менее 0,6 м и глубину — не менее 0,8 м. Расстояние между канавами устанавливают на 0,25 м больше габаритной ширины автомобиля. Канавы этого типа не приспособлены для выполнения работ под автомобилем, поэтому их обычно применяют для мойки автомобилей.

Наиболее распространены прямоточные канавы узкого типа, позволяющие использовать механизированное перемещение автомобилей с помощью различных конвейеров.

Межколейные канавы, простые по устройству и недорогие в изготовлении, дают возможность одновременно выполнять работы снизу, сбоку и сверху автомобиля, могут быть использованы для обслуживания всех типов автомобилей и не требуют для своего оборудования помещении большой площади и высоты. Однако им присущи существенные недостатки: ограниченное рабочее пространство (одновременно могут работать не более 3-4 человек); невозможность вывешивания колес автомобиля без дополнительных приспособлений; затрудненный доступ к узлам и механизмам, расположенным по боковым зонам нижней части автомобиля, что снижает производительность труда; слабая освещенность естественным светом и плохая вентиляциия.

Читайте также:  Масло для двигателя вайпер

Канавы широкого типа. В канаве с колейным мостиком (рис. 8, в), ширина которой больше габаритной ширины автомобиля, на одном уровне с полом установлены металлические или железобетонные узкие мостики. Такие канавы используются для выполнения работ снизу автомобиля: моечных, крепежно-регулировочных и смазочных.

Расстояние между осями мостиков принимается равным колее автомобиля, ширина мостика — ширине колеса, увеличенной на 0,2 — 0,25 м, а боковой зазор между стенкой канавы и мостиком — не менее 0,6 м. Недостатком этого типа какав является отсутствие универсальности.


Рис. 10. Канава широкого типа с вывешиванием колес

Канава широкого типа с вывешиванием колес автомобиля показана на рис. 10. Автомобиль устанавливается на тележках 4 и Я, перемещаемых по рельсам 6, смонтированным на стойках 3, посреди канавы. При въезде на канаву передние колеса автомобиля направляются отбоем 12 и ребордами 10 въездного трамплина 9, имеющего уклон вперед, чем и центрируется автомобиль относительно оси канавы. Передний мост 13 садится на подхваты 2 передней тележки 4, установленной в наклонном тупике между ребордами, и при дальнейшем движении автомобиля передний мост вывешивается. При подходе задних ведущих колес автомобиля к уклону трамплина задний мост садится на подхваты 7 задней тележки 5, связанной с передней тележкой дистанционной цепью 5, по длине соответствующей базе автомобиля, колеса отделяются от наклонной поверхности трамплина и вывешиваются. Для работы сбоку автомобиля используются перекидные мостики 1. Наклонный тупик 11 служит для размещения тележек при въезде автомобиля.

Ширина канавы — 2,6 — 2,8 м, ширина рельсовой колеи — 0,8 м. Глубина канавы составляет 1,3 — 1,5 м, длина — 6 — 7 м. В тупиковой канаве уклон со стороны въезда равен 8е; в прямоточной канаве этот уклон сохраняется, а уклон со стороны выезда около 5°.

Эти канавы имеют преимущества по сравнению с канавами узкого типа: они лучше освещаются и вентилируются, автомобиль вывешен, увеличено рабочее пространство внутри канавы, она может быть применена в стационарных и полевых условиях для автомобилей любого типа, что очень важно при обслуживании разномарочного парка автомобилей.


Рис. 11. Механизированная безребордная канава с подъемником: 1 — направляющий швеллер катка рамы; 2 — каток; 3 — регулировочные пластины катка; 4 — реборда пандуса; 5 — рама; 6 — труба рамы (резервуар для масла); 7 — съемный подхват; 8 — основание тележки подъемника; 9 — гайка крепления цилиндра к тележке; 10 — ролик тележки; 11 — въездной пандус безребордной канавы; 12 — клапанная коробка трубы; 13 — отстойник; 14 — стенка осмотровой канавы; 15 — шланг для подвода масла к тройнику распределительного крана; 16 — гидравлический цилиндр; 17 — воздухопровод от распределительного крана к гидравлическому цилиндру; 18 — рукоятка управления; 19 — кожух; 20 — рукоятка винтового зажима для фиксации тележки на раме; 21 — шланг для подвода сжатого воздуха от компрессора к распределительному крану; 22 — зажим для фиксации тележки на раме

К недостаткам канавы относится сложность постановки автомобиля на канаву и съезда с нее, а также неудобство работы на перекидных мостиках. Этих недостатков лишена механизированная безребордная канава, которая несколько шире узкой канавы, так как ее ширина может быть принята для грузовых автомобилей равной колее передних колес, а для легковых автомобилей — меньше колеи передних колес на величину профиля шины.

По бортам механизированной безребордной канавы уложены направляющие 1 (рис. 11) для движения роликовых тележек. Максимальная ширина канавы соответствует колее задних внутренних колес автомобиля, наружными колесами он опирается на стенки канавы для устойчивости и продвижения своим ходом при въезде на канаву и съезде с нее.

При въезде автомобиля на канаву его передние колеса направляются отбоем и короткими ребордами 4 пандуса 11; передний мост садится на подхваты передней тележки и при съезде с пандуса передние колеса вывешиваются. Вместо задней тележки используется специальный пневмогидравлический подъемник (модель 434), устанавливаемый в осмотровой канаве, как показано на рис. 11.

Читайте также:  Плавный пуск вентилятора охлаждения двигателя своими руками схема

При вывешивании автомобиля на канаве доступ сбоку автомобиля обеспечивается с поверхности пола, а канава имеет ширину, достаточную для удобного доступа снизу к узлам и механизмам, расположенным внутри габаритов рамы автомобиля.

В канавах всех типов стены делают из кирпича и облицовывают глазурованной или метлахской плиткой. Для стока воды, масла и топлива полу придают уклон в 2 — 3° в сторону траншеи. В стенах канавы делают ниши для инструмента, осветительных ламп, воронок и емкостей, в которые сливают отработавшее масло из агрегатов автомобиля.

При освещении автомобиля снизу применяемые в осмотровых канавах светильники должны давать мягкий и неслепящий свет. Рекомендуется пользоваться люминесцентным освещением. Освещенность нижних частей автомобилей, установленных на осмотровых канавах, должна быть не менее 50 лк при освещении лампами накаливания и 150 лк при люминесцентном освещении.

Светильники с люминесцентными лампами следует располагать в нишах длиной 1,5 л по обе стороны канавы. Ниши могут быть сделаны в шахматном порядке или напротив друг друга.

Для удаления отработавших газов при регулировке двигателя канавы оборудуются вытяжными каналами и гибкими огнестойкими шлангами, присоединяемыми к трубе глушителя.

Разработан также метод бесшлангового стационарного местного отсоса газов с механическим побудителем, при котором отработавшие газы попадают в раструб устройства, а поддон преграждает их поступление в осмотровую канаву.

Осмотровые канавы

В автотранспортных предприятиях страны широкое распространение получили осмотровые канавы в качестве средств обеспечения технического обслуживания и текущего ремонта. В самом начале автомобилизации нашей страны ввиду отсутствия подъемников альтернативы им не существовало. Однако и в последующие годы, когда подъемники нашли широкое применение как за рубежом, так и у нас в стране, в наших автотранспортных предприятиях все еще предпочитали строить осмотровые канавы и до настоящего времени они занимают преимущественное место.

Объясняется это, с одной стороны, субъективными причинами: сложившимися традициями и привычками, низкой технической культурой исполнительского персонала и руководства автохозяйств, а с другой стороны — наличием объективных причин: недостаточное количество выпускаемых отечественной промышленностью подъемников, наличием у них конструктивных недостатков, практическим отсутствием необходимой оснастки для постов, оборудованных подъемниками напольного типа, а также ввиду некоторых определенных преимуществ осмотровых канав.

Рисунок 3.1 — Классификация осмотровых канав

Длина канавы должна быть не менее длины автомобиля, но не превышать ее больше, чем на 0,5-0,8 м.

Глубина должна учитывать дорожный просвет автомобиля и составлять для легковых автомобилей— 1,4 м, а для грузовых автомобилей и автобусов — 1,2—1,3 м.

Ширина межколейных канав обычно не более 0,9-1,1 м.

Узкие межколейные канавы обладают наибольшей универсальностью, то есть могут быть использованы для обслуживания и ремонта всех типов автомобилей. Они наиболее просты по устройству, но наименее удобны для работы. Их используют в небольших автохозяйствах.

Узкие межколейные траншейные канавы оборудуются траншеей, которая для удобства сообщения канав с помещением и между собой соединяет несколько параллельно расположенных канав. При этом у тупиковых канав траншею делают открытой, а у проездных перекрывают сверху, что обеспечивает сквозной проезд автомобилей. Открытые траншеи должны иметь ширину не менее 1 м и не более 2 м (при наличии в ней верстаков и другого технологического оборудования). Глубина открытой траншеи — 1,2—1,6 м, закрытой — не менее 1,8 м от пола до низа выступающих частей покрытия траншеи.

Открытая траншея должна быть ограждена перилами высотой не менее 0,9 м. Для входа и выхода из траншеи делают не менее одной лестницы на каждые пять канав.

Канаву окаймляют внутренней железобетонной ребордой толщиной 100 мм, или металлической — толщиной 20-25 мм, высотой не более 150 мм, заканчивающейся со стороны въезда сплошным клинообразным или полукруглым возвышением (колесоотбоем) для выравнивания колес автомобиля при заезде на канаву. Для фиксации продольного перемещения автомобиля и предотвращения въезда автомобиля в соединительную траншею в конце тупиковых канав делают упор под передние колеса (въезд на тупиковую канаву разрешен только передним ходом).

Читайте также:  Тест драйв тойота королла 2008 года механика

Широкая канава с колейным мостиком имеет ширину, превышающую ширину автомобиля, оборуду­ется двумя металлическими или железобетонными узкими мостиками, расстояние между осями которых равно колее автомобиля. Длина канавы делается на 1—1,2 м длиннее обслуживаемого автомобиля, ширина — 1,4 — 3 м. Для работы сбоку предусматриваются съемные трапы. Такие канавы позволяют обслуживать только автомобили, имеющие примерно равную ширину колеи.

Широкие канавы с вывешиванием колес имеют ширину, превосходящую габаритную ширину автомобиля. Автомобиль перемещается по канаве, опираясь передним и задним мостами на опоры тележек, катящихся по рельсовому пути, проложенному по середине канавы. Для работы сбоку предусмат­риваются съемные трапы, перекрывающие пространство между рельсами и продольными стенками канавы. Эти канавы не получили широкого распространения из-за сложности заезда на канаву.

В нишах стен канав (узких, широких) устанавливают низковольтные (до 42 В) светильники. В нишах сухих, облицованных плиткой канав допускается установка люминесцентных светильников с напряжением 220 В. При этом достигается заметная экономия электроэнергии.

Канавы должны вентилироваться и обогреваться притоком теплого воздуха, имеющего температуру 16 — 25 °С, подаваемого в количестве не менее 200 м3/ч на каждый метр длины канавы (при скорости 2-2,5 м/с) и направленного под углом 45° к плоскости пола.

Для удаления отработавших газов канавы должны иметь специальные вытяжные устройства.

В зависимости от назначения канавы оборудуются подъемными приспособлениями (канавными подъемниками), передвижными воронками для слива отработавшего масла и приспособлениями для за­правки маслом, смазками, водой и воздухом.

Как уже отмечалось выше, использование канав объясняется некоторыми их существенными преимуществами в сравнении с напольными подъемниками:

· осмотровые канавы универсальны, на них можно обслуживать практически любые марки автомобилей;

· осмотровые канавы обеспечивают более широкий фронт работ при обслуживании одного автомобиля, так как операции можно выполнять одновременно сверху, сбоку и снизу, чего нельзя организовать на обычных подъемниках без балконов;

· канавы не требуют дополнительных расходов на электроэнергию (кроме освещения и подачи сжатого воздуха для силовых установок);

· осмотровые канавы практически не требуют обслуживания и ремонта, или эти затраты не велики, тогда как подъемники нуждаются в постоянном техническом обслуживании и ремонте с соответствующими затратами времени, материалов и средств;

· канавы не требуют высоких потолков зданий, как это необходимо при работе на напольных подъемниках, поднимающих автомобиль на высоту 1600—1800 мм;

· осмотровые канавы не лимитированы грузоподъемностью; в случае необходимости на них могут обслуживаться автомобили с грузом;

· не требуются затраты времени на поднимание и опускание автомобиля.

· удобство расположения емкостей для централизованной подачи масел и смазок, а также инструмента и запасных частей в специализированных нишах.

И все же массовое использование осмотровых канав нельзя считать оправданным, так как это не соответствует современным требованиям по условиям труда обслуживающего персонала и является тормозом для внедрения на АТП современных технологий проведения технического обслуживания и текущего ремонта.

Основные недостатки осмотровых канав заключаются в следующем:

· осмотровые канавы не обеспечивают в полной мере свободный доступ ко всем узлам и агрегатам автомобиля, так как ограничивают свободу действий рабочих;

· рабочие вынуждены многократно за смену спускаться в канаву и подниматься из нее за инструментом, деталями и материалом, что занимает значительное время, отрицательно влияет на работоспособность рабочих и, в конечном итоге, снижает производительность труда;

· фиксированная глубина канавы и ограниченная ее ширина, недостаточная освещенность и вентиляция, скопление пыли, грязи, масел, обтирочных материалов — все это ухудшает условия труда рабочих и также снижает производительность труда, не отвечает санитарно-гигиеническим нормам, является одной из причин травматизма; кроме того, при отсутствии на канаве автомобилей не исключается также падение в нее человека;

· осмотровые канавы могут быть применены только на первых этажах зданий, не имеющих подвалов;

· на канавах усложняется, в случае необходимости, изменение технологического маршрута ТО иТР;

· поддержание канав в постоянной чистоте затруднительно и требует дополнительного вспомогательного персонала; требуется также поддержание в исправном состоянии лестниц, ограждений траншей и вентиляции канав.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оцените статью