- Организация выполнения работ по ремонту электрических машин
- Планирование и организация ремонта электродвигателей
- Планирование и подготовка ремонтов.
- Организация рабочих мест для ремонта двигателей.
- Ремонт электрических машин
- Содержание материала
- Технология ремонта узлов и деталей электрических машин. Конструкция коллектора.
- Ремонт коллекторов.
- Ремонт контактных колец.
- Ремонт сердечников.
- Условия для безыскровой коммутации.
Организация выполнения работ по ремонту электрических машин
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
7.1. Общие вопросы ремонта электрических машин
Важнейшим условием правильной эксплуатации электрических машин является своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов и периодических профилактических испытаний. Основные организационные и технические положения по эксплуатации электротехнического оборудования, и в частности электрических машин, изложены в [14, 16, 19].
Наряду с повседневным уходом и осмотром электрических машин в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов через определенные промежутки времени проводят плановые профилактические осмотры, проверки (испытания) и различные виды ремонта. С помощью системы планово-предупредительных ремонтов электрические машины поддерживают в состоянии, обеспечивающем их нормальные технические параметры, частично предотвращают случаи отказов, улучшают технические параметры машин при плановых ремонтах в результате модернизации. В настоящее время в соответствии с ГОСТ 18322-78 используют два вида ремонта — текущий и капитальный, хотя для отдельных видов электрооборудования предусматривается и средний ремонт.
Период между двумя плановыми капитальными ремонтами называется ремонтным циклом. Для вновь вводимых в эксплуатацию электрических машин ремонтный цикл — это наработка от ввода в эксплуатацию до первого планового капитального ремонта.
Существуют три формы организации ремонтов — централизованная, децентрализованная, смешанная. При централизованной форме ремонт, испытание и наладка элек-
трических машин производятся специализированными ремонтно-наладочными организациями. Эта форма является наиболее прогрессивной, так как обеспечивает минимальную стоимость ремонта при более высоком качестве.
При децентрализованной форме ремонт, испытания и наладка производятся ремонтными службами производственных подразделений предприятий, при смешанной часть работ выполняется централизованно, часть — децентрализованно, причем степень централизации зависит от характера предприятия, типа и мощности электрооборудования.
С увеличением количества специализированных ремонтных предприятий и их мощности улучшается качество ремонтных работ, уменьшаются их себестоимость и сроки ремонта, что делает централизованный ремонт все более выгодным как для отдельных промышленных предприятий, так и для народного хозяйства страны в целом. Усовершенствование централизованного ремонта предполагает создание централизованного обменного фонда электрических машин и расширение их номенклатуры, распространение сферы услуг ремонтных предприятий на производство текущих ремонтов и профилактического обслуживания.
Продолжительность ремонтного цикла определяется условиями эксплуатации, требованиями к показателям надежности, ремонтопригодностью, правилами технической эксплуатации, инструкциями завода-изготовителя. Обычно ремонтный цикл исчисляется в календарном времени исходя из 8-часового рабочего дня при 41-часовой рабочей неделе. Реальная сменность работы оборудования и сезонность его работы учитываются соответствующими коэффициентами.
При определении продолжительности
ремонтного цикла исходят из графика распределения отказов электрических машин в функции времени эксплуатации, приведенного на рис. 1.9. На нем можно выделить три области: область / — послеремонтная приработка, когда вероятность отказов повышена за счет возможного применения при ремонте некачественных узлов, деталей и материалов, несоблюдения технологии ремонта и т. д.; область // — нормальный этап работы электрических машин с практически неизменным числом отказов во времени; область III — старение отдельных узлов электрической машины, характеризующееся ростом числа отказов.
Длительность ремонтного цикла не должна превышать длительности нормального этапа работы II. При планировании структуры ремонтного цикла (виды и последовательность чередования плановых ремонтов) исходят из того, что в электрической машине наряду с быстроизнашивающимися деталями (щетки, подшипники качения, контактные кольца), восстановление которых производится их незначительным ремонтом или заменой на новые, имеются узлы с большим сроком наработки (обмотки, механические детали, коллекторы), ремонт которых достаточно трудоемок и занимает много времени, поэтому в течение наработки между капитальными ремонтами электрические машины должны пройти несколько текущих ремонтов.
Текущие ремонты, как правило, не нарушают ритма производства, в то время как капитальный ремонт при отсутствии резерва связан с приостановкой производства (технологического процесса). Поэтому межремонтный период для электрических машин следует приравнивать к межремонтному периоду основного технологического оборудования, если последний оказывается меньшим.
Для электрических машин массового применения, не отнесенных к основному оборудованию и имеющих достаточный резерв, можно перейти от системы планово-предупредительного ремонта к послеотказовой системе ремонта. Целесообразность такого перехода должна подтверждаться технико-экономическим анализом.
Продолжительность Г ремонтного цикла, а также продолжительность межремонтного периода t определяют, исходя из нормальных условий эксплуатации при двухсменной работе по данным, приведенным в табл. 7.1 (Ттабл, «табл). Для коллекторных машин постоянного и переменного тока приведенные в табл. 7.1 продолжительности ремонтного цикла и межремонтного периода
уменьшают путем введения коэффициента Рк = О,75.
Величины Tut зависят также от сменности работы электрических машин, коэффициента использования, характера работы (передвижные или стационарные установки, основное или вспомогательное оборудование).
Плановую продолжительность ремонтного цикла Гпл и межремонтного периода tnn определяют по формулам
Тт = Ттаблр\сРрРиРоРст; £пл = ^таблРкРрРиРбРст,
где Гтабл, *табл — по данным табл. 7.1; рк = = 0,75 для коллекторных машин (для остальных машин рк = 1); рр — коэффициент, определяемый сменностью работы оборудования Кш и приведенный в табл. 7.2; ри — коэффициент использования, определяемый в зависимости от отношения фактического коэффициента спроса К^с к табличному Кс (табл. 7.1) и приведенный в табл. 7.2; р0 = 0,85, р’о = 0,7 — коэффициенты, учитывающие, что машины отнесены к основному оборудованию (для машин вспомогательного оборудования Ро = р0‘ = = 1,0); рст = 0,6 — коэффициент стационарно-
Планирование и организация ремонта электродвигателей
Эксплуатация электродвигателей, как правило, осуществляется в специальных помещениях, оснащенных мостовым краном или кран-балкой соответствующей грузоподъемности.
Планирование и подготовка ремонтов.
Планирование ремонтов электродвигателей ведется в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» (ПТЭ) по системе планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Планово-предупредительный ремонт включает в себя комплекс мероприятий: техническое обслуживание и надзор во время работы; периодическое проведение текущих и капитальных ремонтов; проведение профилактических испытаний в соответствии с требованиями «Норм испытания электрооборудования».
Периодичность и сроки проведения ремонтов электродвигателей увязываются с ремонтом приводимых агрегатов. Это способствует снижению трудозатрат на центровку агрегата с двигателем, подготовку рабочего места оперативным персоналом и т. д. Периодичность ремонтов устанавливается графиком, утвержденным главным инженером предприятия.
При планировании сроков капитальных и текущих ремонтов учитывается техническое состояние электродвигателей, определяемое в процессе эксплуатации (состояние подшипников, нагрев активных частей и т. п.). Ежегодные графики ремонтов составляются электроцехом предприятия, эксплуатирующего электродвигатель, и согласовываются с подрядной организацией, выполняющей ремонт электродвигателей.
В соответствии с графиком ремонта ведется подготовительная работа, которая включает в себя: составление графика работ с указанием перечня приспособлений, необходимых для ремонта электродвигателей и сроков их изготовления или доставки на ремонтную площадку; заготовку необходимых материалов и запчастей; подготовку противопожарных мероприятий и мероприятий по технике безопасности; разработку и согласование со смежными цехами проекта организации специальных работ. Эти работы выполняются персоналом эксплуатирующей и подрядной организаций.
До вывода электродвигателей в ремонт все вышеперечисленные подготовительные работы должны быть закончены, ремонтный персонал должен быть укомплектован в бригады, ознакомлен с объемом предстоящих работ и конструктивными особенностями электродвигателей. До начала работ руководитель ремонта должен ознакомиться с отчетной документацией о ранее выполненных на этих электродвигателях ремонтах, обращая особое внимание на результаты предыдущего ремонта, на время, отработанное подшипниками после их замены и смены смазки, на значение воздушных зазоров и зазоров в подшипниках, на результаты испытаний. Должны быть также учтены замечания о работе электродвигателей (перегрев обмотки, активной стали, вибрационное состояние, температура подшипников).
Организация рабочих мест для ремонта двигателей.
Наиболее прогрессивной формой ремонтного обслуживания электродвигателей является централизованный ремонт в условиях мастерских, производственных ремонтных предприятий (ПРП), оснащенных необходимым оборудованием и оснасткой для выполнения всех трудоемких разборно-сборочных и ремонтных операций.
Любой вид типового ремонта, для выполнения которого необходимо отсоединение электродвигателя от фундамента и агрегата, целесообразно выполнять в условиях специальной мастерской. Для доставки электродвигателей в мастерскую должны использоваться соответствующие транспортные средства, а грузоподъемные механизмы мастерской должны обеспечить их разгрузку.
Для выполнения любого вида ремонта прогрессивными методами, обеспечивающими высокую производительность труда и качество ремонта, мастерская должна оборудоваться энергетическими разводками (сжатый воздух, водопровод, электропитание на различных напряжениях) и иметь в своем составе: камеру для пневмогидравлической очистки электродвигателей, установку для мойки деталей, покрасочную и сушильную камеры, стапели для разборки электродвигателей с вертикальным валом, кантователи для статоров, подставки для статоров, подставки для установки и проворота роторов, станок для балансировки роторов, станок для изготовления пазовых клиньев, сверлильный и заточный станки, комплект съемников (гидравлических и винтовых), комплект приспособлений для извлечения секций обмоток статоров электродвигателей, стеллажи для размещения узлов и деталей при разборке электродвигателей и верстаки для ремонта узлов и деталей электродвигателей.
При выполнении в мастерской восстановительного ремонта электродвигателей кроме вышеперечисленного оборудования в ее состав должны входить: камера для отжига всыпных обмоток, установка для извлечения всыпных обмоток, намоточные станки, пропиточная ванна и установка для заливки подшипников скольжения.
Изготовление резервных катушек для статорных обмоток электродвигателей высокого напряжения с микалентной и другой изоляциями целесообразно производить на крупных базах, имеющих оборудование для компаундирования, что способствует обеспечению высокого качества и увеличению ресурса работы.
При отсутствии мастерских для централизованного ремонта электродвигателей могут быть организованы ремонтные площадки.
Под «ремонтной площадкой» подразумевается свободная площадь, предназначенная для перегрузочных операций и размещения при капитальном ремонте сборочных единиц и деталей оборудования, ремонтных приспособлений и оснастки, а также для выполнения ремонтных операций, которые по условиям технологии необходимо производить вблизи ремонтируемого оборудования. Ремонтные площадки должны оборудоваться энергетическими разводками и находиться в зоне действия грузоподъемного средства.
Под энергетическими разводками подразумеваются разводки кислорода, ацетилена, сжатого воздуха давлением (4—6)10® Па и технической воды давлением 4Х ХЮ5 Па, а также стационарная электросеть напряжением 380/220 В для обеспечения электросварочных работ, подключения электроинструмента через преобразователь частоты напряжением 36 В (220 Гц) и переносных ламп через трансформатор 220/12 В.
Ремонтная площадка должна иметь общее и местное электроосвещение.
Ремонт электрических машин
Содержание материала
При текущем ремонте электрических машин выполняют следующие работы:
проверку степени нагрева корпуса и подшипников, равномерности воздушного зазора между статором и ротором, отсутствия ненормальных шумов в работе электродвигателя;
чистку и обдувку электродвигателя без его разборки, подтяжку контактных соединений у клеммных щитков и присоединении проводов, зачистку колец и коллекторов, регулирование и крепление траверсы щеткодержателя, восстановление изоляции у выводных концов, смену электрощеток;
смену и долив масла в подшипники. При необходимости производят:
полную разборку электродвигателя с устранением повреждений отдельных мест обмотки без ее замены;
промывку узлов и деталей электродвигателя; замену неисправных пазовых клиньев и изоляционных втулок, мойку, пропитку и сушку обмотки электродвигателя, покрытие обмотки покрывным лаком, проверку крепления вентилятора и его ремонт, проточку шеек вала ротора и ремонт беличьей клетки (в для подшипников с принудительной смазкой (0,05 + 0,08) Дш, где Дш — диаметр шейки вала.
Допустимая разница воздушных зазоров электрических машин не должна превышать значений, указанных в заводских инструкциях, а если таких данных нет, то зазоры должны отличаться на величину не больше, чем указано ниже для машин: асинхронных — на 10 %; синхронных тихоходных — на 10 %; синхронных быстроходных — на 5 %; постоянного тока с петлевой обмоткой и зазором под главными полюсами более 3 мм — 5 %; постоянного тока с волновой обмоткой и зазором под главными полюсами более 3 мм — на 10 %; а также якорем и дополнительными полюсами — на 5 %.
Разбег — осевая игра вала машины в подшипниках скольжения в одну сторону от центрального положения ротора не должен превышать 0,5 мм для машин напряжением до 10 кВт, 0,75 мм — для машин 10—20 кВт, 1,0 мм — для машин 30—70 кВт, 1,5 мм — для машин 70—100 кВт. Суммарный двусторонний разбег вала не должен превышать 2—3 мм.
Зазоры в подшипниках качения
Внутренний диаметр подшипника, мм |
Неисправность |
Неисправность |