Организация капитального ремонта машины

Организация капитального ремонта машины

Капитальный ремонт машин производят преимущественно на ремонтных заводах. В ряде случаев его осуществляют в ста­ционарных мастерских предприятий и на месте использования машин. Его целесообразно в этих условиях проводить на основе сборочных единиц, отремонтированных на заводах.

Технические требования к машинам, сдаваемым в капиталь­ный ремонт, установлены государственными стандартами. Об­щими для всех машин- являются следующие требования. В ка­питальный ремонт разрешается сдавать машины, выработавшие установленный технической документацией ресурс до первого или очередного ремонта и достигшие предельного состояния.

Машины, сдаваемые в капитальный ремонт, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмот­ренными конструкторской документацией, за исключением инст­румента. Они должны быть очищены заказчиком от загрязнений, наружные неокрашиваемые поверхности (штоки гидроцилиндров и др.) покрыты консервационной смазкой, отверстия внутренних полостей сборочных единиц закрыты.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Не принимают в капитальный ремонт машины при несоот­ветствии их комплектности, наличии неустранимых дефектов базовых деталей, наличии сборочных единиц и деталей, отремон­тированных способом, исключающим возможность последующего их использования и ремонта (сварка вместо предусмотренного крепления болтами и т. п.). Не принимают в ремонт машины при отсутствии документации, которая должна поставляться вместе с ними, а также при неправильном ее оформлении.

Вместе с машиной заказчик направляет в ремонтное пред­приятие формуляр или паспорт, аварийный акт, если машину отправляют в ремонт после аварии, и акт о техническом состоя­нии, если машина не отработала установленный ресурс.

Машины, принятые ремонтным предприятием, ремонтируют в соответствии с установленным технологическим процессом. На заводах широко используют восстановленные детали, которые были изношены. Основа ремонта в мастерских — замена изно­шенных деталей и сборочных единиц отремонтированными в заводских условиях или в специализированных цехах мастерских. Капитальный ремонт машин на месте их использования осу­ществляют в основном на основе сборочных единиц, отремон­тированных на ремонтных предприятиях, так же как и текущий ремонт агрегатным методом.

Каждая отремонтированная машина подвергается испытанию и принимается службой технического контроля ремонтного пред­приятия. Результаты приемки машины заказчиком оформляются актом. Счетчик учета наработки машины устанавливают на на­чало отсчета и пломбируют. О проведенном ремонте делают за­пись в формуляре или паспорте машины.

Ремонтное предприятие гарантирует качество отремонтиро­ванной им машины при соблюдении ее владельцем правил экс­плуатации, изложенных в эксплуатационной документации за­вода-изготовителя.

Важным показателем качества ремонта является ресурс до очередного ремонта. Он должен быть не менее 80% ресурса до первого ремонта машин.

Послеремонтный гарантийный срок и гарантийная наработка, в течение которых ремонтное предприятие обязано устранять возникающие неисправности у отремонтированных машин за свой счет, установлены государственными стандартами.

Данные по гарантийному сроку и гарантийной наработке со­ставных частей в таблице указаны для тех из них, которые сдают в ремонт на ремонтные предприятия отдельно от машины, с целью использования их в качестве обменного фонда.

Гарантийный срок исчисляют со дня получения владельцем отремонтированной машины, а гарантийную наработку — с мо­мента ввода ее в эксплуатацию. Время нахождения машины наустранении неисправностей по вине ремонтного предприятия в гарантийный срок не входит.

§ 42. Капитальный ремонт автомобиля.

Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлением любых его агрегатов и узлов, включая базовые.

При капитальном ремонте осуществляются полная разборка, дефектовка, восстановление или замена деталей (кроме базовых), а также их сборка, регулировка и испытание. Капитальный ремонт позволяет восстанавливать и повторно использовать значительное количество деталей и тем самым экономить денежные средства и материалы. Себестоимость капитального ремонта с использованием существующих методов не превышает 60% себестоимости производства новых транспортных средств, а расход материалов при капитальном ремонте в 10. 15 раз меньше, чем при изготовлении, так как в качестве «заготовки» используется сама деталь. До списания автомобиль подвергается одному капитальному ремонту.

Капитальный ремонт автомобиля обусловливается прежде всего техническим состоянием кузова, его силовых элементов и основных агрегатов.

На капитальный ремонт агрегат направляется согласно принятому перечню в случае, если базовая и основные детали требуют полной разборки агрегата или если ухудшилось техническое состояние агрегата из-за значительных износов большинства его деталей в такой степени, что восстановление его работоспособности путем текущего ремонта экономически нецелесообразно.

Перечень базовых и основных деталей автомобиля, определяющий необходимость капитального ремонта агрегата

Головка блока цилиндров, коленчатый вал, маховик, раcпределительный вал

Крышка коробки передач, валы — первичный, промежуточный, вторичный

Картер ведущего моста

Картер редуктора, кожух полуоси, стакан подшипников, чашки дифференциала, крестовина дифференциала, ступица, тормозной барабан или диск, кулак поворотный переднего ведущего моста

Балка передней оси или поперечина независимой подвески

Поворотная цапфа, ступица, шкворень, тормозной барабан или диск

Картер рулевого механизма

Вал сошки, червяк-ролик, рейка-шестерня

Оперение, двери, крышка багажника

Направление автомобиля и агрегата на капитальный ремонт проводится на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств контроля и диагностики, с учетом пробега с начала эксплуатации, а также затрат на техническое обслуживание и ремонты. Нормативный пробег нового автомобиля и агрегатов до капитального ремонта указан в нормативно-технической документации на изготовление автомобиля, а также в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

Капитальный ремонт автомобиля так же, как и текущий, проводится необезличенным (индивидуальным) или агрегатным методами ремонта.

Капитальный ремонт легковых автомобилей и агрегатов выполняется на специализированных авторемонтных предприятиях (САП) и станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), на СТОА в основном необезличенным методом на универсальных постах. Капитальный ремонт на специализированных авторемонтных предприятиях осуществляется агрегатным (обезличенным) методом с использованием серийного и массового производства. Этот метод ремонта заключается в том, что подлежащие восстановлению автомобили (агрегаты) полностью разбирают и разукомплектовывают, детали (без учета их принадлежности к агрегатам, с которых они были сняты) обезличивают и после тщательного контроля и восстановления направляют на сборку.

Вместо выбракованных деталей используют новые или восстановленные. При этом методе ремонтного производства, как и при изготовлении, автомобили собирают по принципу взаимозаменяемости деталей. Продукцией авторемонтного предприятия по существу является заново изготовленный автомобиль (агрегат) из деталей, бывших в эксплуатации, и новых запчастей.

Практика капитального ремонта легковых автомобилей на авторемонтных предприятиях и станциях технического обслуживания показала, что наиболее прогрессивным с точки зрения обеспечения качества является индивидуальный ремонт автомобилей с обезличенным методом ремонта агрегатов и узлов, а наиболее производительным — агрегатный метод ремонта автомобилей.

Вопросы по теме: 1. Что такое текущий ремонт автомобиля? 2. Что такое капитальный ремонт автомобиля? 3. Какие методы ремонта вы знаете? 4. Каковы основные этапы организации капитального ремонта?

Что относится к капитальному ремонту автомобиля?

Полезная информация на тему: «что относится к капитальному ремонту автомобиля?». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.

Объем работ по ремонту зависит от степени изнашивания (старения) или повреждения машины (агрегата). Профилактические системы предусматривают несколько видов ремонта: текущий, плановый текущий, явочный текущий, средний, капитальный и восстановительный. Текущий ремонт (ТР) выполняется для обеспечения или восстановления рабо­тоспособности машины и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных ее частей. Данный вид ремонта является основным способом возобновления работоспо­собности автомобилей в процессе их эксплуатации. Неисправные составные части могут быть заменены новыми или отремонтированными. При этом замена выполня­ется только в том случае, если другие основные части автомобиля имеют значи­тельный запас ресурса.

Читайте также:  Марка автомобиля цвет антифриза

Текущий ремонт автомобилей не регламентируется определенным пробегом и выполняется для обеспечения или восстановления их исправности. Согласно по­ложению о техническом обслуживании подвижного состава, текущий ремонт вы­полняется как сопутствующий при первом или втором техническом обслуживании

и отдельно в объеме, не превышающем 20% от объема работ, выполняемых при соответствующем техническом обслуживании. Замена или восстановление работоспособности отдельных составных частей производится преимущественно по ре­зультатам диагностирования. Плановый текущий ремонт производится в зависимости от установленной заводом-изготовителем плановой наработки с целью восстановления эксплуа­тационных свойств машины (агрегата) до нормативного уровня. Явочный текущий ремонт производится с целью устранения или преду­преждения случайного отказа. Средний ремонт (СР) производится с целью частичного восстановления ресурса машины после замены или ремонта изношенных (неисправных) агрега­тов и узлов. Он заключается в частичной разборке машины, в замене или капи­тальном ремонте не менее двух, но не более половины основных агрегатов. Этот вид ремонта предусматривает оценку технического состояния всех агрега­тов и механизмов машины, а также выполнение сопутствующих ремонтных ра­бот (сварочных, слесарных, смазочных, регулировочных и др.). Трудоемкость среднего ремонта машин зависит в основном от количества за­меняемых и ремонтируемых сборочных единиц и может достигать 200…300 чел.-ч.

Капитальный ремонт (КР) — вид ремонта, выполняемого для восстанов­ления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса из­делия с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе ба­зовых. Различают капитальный ремонт автомобиля и капитальный ремонт со­ставных частей (двигатель, коробка передач, задний мост и др.).Необходимость в капитальном ремонте определяют на основании ресурсного диагностирования.

При капитальном ремонте автомобиль подвергают очистке, разборке на со­ставные части, дефектации, восстановлению или замене деталей, сборке, регулиро­ванию, обкатке, окраске, испытаниям.

Показатели качества капитально отремонтированных автомобилей должны быть на уровне новых (или близкими к новым), а уровень восстановления ресурса должен составлять не менее 80% от исходных показателей новых машин.

Капитальный ремонт машин и их составных частей должен выполняться, как правило, на специализированных предприятиях, оснащенных соответствующим оборудованием, приспособлениями и инструментом.

Трудоемкость капитального ремонта определяется многими факторами и главным образом конструктивной сложностью машины, ее ремонтной техноло­гичностью, степенью механизации работ и квалификацией ремонтников. При этом трудоемкость капитального ремонта может достигать порядка 800 чел.-ч.

Восстановительный ремонт (вторичное производство) — изготовление машин или сборочных единиц, показатели свойств которых отличаются от по­казателей свойств изделий, изготавливаемых на предприятии основного произ­водства, методами ремонта. Ремонт машины (агрегата) по техническому состоянию производится по результатам оценки ряда показателей, если их значения отличаются от допус­тимых. Гарантийный ремонт машины (агрегата) производится с целью устранения отказов, возникающих в период гарантийной наработки и по вине завода изготовителя (ремонтного органа).

Видео (кликните для воспроизведения).

Профилактический ремонт производится по рекомендации главного кон­структора машины (aiperaTa) с целью замены элементов, не обеспечивающих межремонтный ресурс изделия. Подменные элементы поставляются в качестве запасных частей заводом-изготовителем.

По сохранению принадлежности составных частей к конкретному экземпляру ремонтируемого автомобиля различают обезличенный и не обезличенный методы ре­монта. При не обезличенном методе ремонта сохраняется принадлежность восста­навливаемых составных частей к определенному экземпляру автомобиля. При обезличенном методе ремонта не сохраняется принадлежность восста­навливаемых составных частей к определенному экземпляру машины.

Агрегатный метод ремонта — это разновидность обезличенного метода, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или отремонтированными. Сущность агрегатного метода ремонта заключается в том, что при потере автомобилем работоспособности его ремонт производится заменой отдельных неисправных агрегатов и узлов отремонтированными или новыми из числа об­менного фонда, в результате чего работоспособность (исправность) автомобиля восстанавливается в целом при минимальных издержках потребителя, быстро, составными частями, отремонтированными без спешки на специализированных рабочих местах.

Экономическая сущность агрегатного метода ремонта заключается в следующем:

• обеспечивается более полное использование технического ресурса агрегатов

узлов при снижении тем самым удельных затрат на запасные части и ремонт автомобиля в целом; сокращается время простоя машины в про­цессе ее ремонта;

• упрощается технологический процесс ремонта автомобиля за счет ис­пользования менее сложного оборудования; сокращаются производст­венные площади за счет увеличения их пропускной способности и сни­жения затрат на их строительство и эксплуатацию; повышается качест­во ремонта агрегатов и узлов автомобиля.

При агрегатном ремонте выше вероятность отказа за счет других составных частей по сравнению с полнокомплектно отремонтированным автомобилем. Агрегатным методом ремонтируют автомобили, конструктивные особенно­сти которых позволяют легко расчленять их на составные части (агрегаты и узлы).

ЛЕКЦИЯ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТА

Проведение капитальных ремон­тов подвижного состава автомо­бильного транспорта организует­ся по территориальному .принципу:

каждое АРП выполняет ремонты для ДТП, размещающихся в опреде­ленной территориальной зоне. Та­кой порядок способствует сокра­щению потерь времени и средств на транспортирование техники в связи с ремонтом.

Число АРП и места их располо­жения зависят в основном от коли­чества автотранспортных средств и условий их использования и раз­мещения, а также от производствен­но-технических, социально-экономи­ческих, демографических и других особенностей в обслуживаемой зоне.

Основанием для рассмотрения во­проса о направлении автомобилей и агрегатов в КР является достиже­ние ими установленной до ремонтной и межремонтной наработки. Утвер­жденные нормы наработки до КР для автомобилей и их агрегатов счи­таются минимальными. Организа­ция и проведение ТО и ТР автомо­бильной техники должны обеспечи­вать их перекрытие.

Направление автомобилей и аг­регатов в КР производится на ос­новании тщательного анализа их действительного технического сос­тояния с учетом наработки с нача­ла эксплуатации до или после КР, а также расхода запасных частей.

Доставка отремонтированных ав­томобилей и агрегатов на АТП и ре­монтного фонда на АРП осущест­вляется партиями в плановом по­рядке. Отремонтированные автомо­били и агрегаты должны выдавать­ся авторемонтными предприятиями в порядке прямого обмена на объ­екты, сдаваемые в ремонт.

Техническое состояние и комплек­тность подвижного состава и его аг­регатов при сдаче в КР авторемонт­ным предприятиям и при получении из ремонта должны соответствовать действующим единым техническим условиям.

Автомобили, непригодные по тех­ническому состоянию ни к дальнейшему использованию, ни к КР и от­служившие установленные аморти­зационные сроки, списываются.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

КР автотранспортных средств вы­полняют различные АРП, которые в зависимости от масштаба произ­водства, назначения (специализа­ции) и типа производства класси­фицируются следующим образом.

По масштабу производства АРПиделятся на две группы: ремонтные заводы и ремонтные мастерские. По основному назначению с учетом спе­циализации АРП могут быть разде­лены на виды, каждый из которых определяется номенклатурой товар­ной продукции. Различают следую­щие виды авторемонтных предприя­тий:

— по ремонту автомобилей, для ко­торых товарной продукцией явля­ются отремонтированные автомо­били;

— по ремонту полнокомплектных ав­томобилей и агрегатов, выпускаю­щих отремонтированные автомо­били и комплекты агрегатов, вклю­чая или исключая двигатели;

— по ремонту автомобилей на всех готовых агрегатах или только при готовом двигателе — здесь товарную продукцию составляют отремонти­рованные автомобили;

— по ремонту полного или неполно­го комплекта автомобильных агре­гатов, товарной продукцией кото­рых могут быть полный комплект агрегатов автомобиля, агрегаты ог­раниченной номенклатуры или толь­ко двигатели и силовые агрегаты;

Читайте также:  До скольки атмосфер качать колесо машины r14

— по ремонту и изготовлению полно­комплектного прицепного состава, для которых товарной продукцией являются отремонтированные и из­готовленные прицепы и полупри­цепы;

— по восстановлению деталей или по ремонту отдельных сборочных единиц (аккумуляторные батареи, приборы электрооборудования и пи­тания, кузова, кабины, рамы, рессо­ры, шины, карданные валы, радиа­торы и т. п.), товарной продукцией которых являются восстановленные детали и отремонтированные сбо­рочные единицы.

Тип производства — классифика­ционная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, ста­бильности и объема выпуска продук­ции. Различают единичное, серий­ное, массовое производство. Одной из основных характеристик типа производства является коэффици­ент закрепления операций, количест­венно представляющий собой отно­шение числа всех различных опера­ций, выполняемых в течение «Месяца» к числу рабочих мест.

Единичное производство характе­ризуется малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное из­готовление и ремонт которых, как правило, не предусматриваются. При единичном производстве, что характерно для ремонтных мастер­ских, автомобили и агрегаты ремон­тируются, как правило, не обезли­ченным методом. Применяемое обо­рудование и инструмент имеют уни­версальное назначение, расстановка оборудования производится по груп­повому принципу, уровень механи­зации процессов низкий, квалифи­кация рабочего персонала высокая и широкопрофильная.

Серийное производство характе­ризуется изготовлением или ремон­том изделий периодически повторя­ющимися партиями. В зависимости от количества изделий в партии или серии и значения коэффициента за­крепления операций различают мел­ко-, средне- и крупносерийное про­изводства. Коэффициент закрепле­ния операций принимается равным для мелкосерийного производства 20.. .40, для среднесерийного про­изводства 10.. .20, для крупносерий­ного 1. 10. Для серийного типа производства характерно примене­ние универсального оборудования со специальными приспособлениями и инструментом. Для средне- и круп­носерийного производств свойствен­но применение поточного метода ремонта. Технологическое оборудо­вание в условиях серийного произ­водства размещается смешанно — по групповому и поточному принци­пам. Уровень квалификации рабо­чих колеблется в широких пределах и с возрастанием серийности пони­жается.

Массовое производство характе­ризуется большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых или ремонтируемых продолжитель­ное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполня­ется одна рабочая операция. Коэф­фициент закрепления операций для массового производства принимают равным 1. Закрепление за каждым рабочим местом одной технологиче­ской операции позволяет применять конвейеры, широко использовать специальное оборудование, механи­зировать и автоматизировать трудо­емкие процессы. Требования к уров­ню квалификации рабочих при этом существенно снижаются.

На принципах единичного произ­водства осуществляются ремонт большегрузных автомобилей и разномарочных автобусов в авторемон­тных мастерских, а также ремонт и изготовление прицепного состава на заводах и в мастерских. Серийное производство характерно для ре­монта основных типов автомобилей и агрегатов на ремонтных заводах. К условиям массового производства приближается ремонт двигателей и других агрегатов и сборочных еди­ниц на специализированных ремонт­ных заводах с большим установив­шимся объемом выпуска продукции.

3. СТРУКТУРА АВТОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Структура АРП определяется в основном производственной прог­раммой, объемом и характером вы­полняемых ремонтных работ, а так­же группой предприятия по оплате труда. Наибольший перечень работ и соответственно наиболее развитая организационная структура харак­терны для предприятий серийного типа по КР полнокомплектных авто­мобилей.

Организационная структура та­кого предприятия включает руковод­ство (директор, главный инженер, заместители директора), подразде­ления управления производством (производственно-диспетчерский от­дел), службы и подразделения глав­ного инженера (службы главного конструктора, главного технолога, главного механика и главного энер­гетика, отдел механизации и авто­матизации производственных про­цессов, заводская лаборатория), подразделения обеспечения произ­водства (бухгалтерия, планово-эко­номический отдел, отдел техничес­кого контроля, отдел труда и зара­ботной платы, отдел кадров), под­разделения снабжения и сбыта (ад­министративно-хозяйственный от­дел, отдел снабжения, отдел сбыта, транспортный отдел и др.), произ­водственные подразделения (основ­ные производственные цехи или уча­стки, службы вспомогательного про­изводства и склады).

Рассмотрим производственные подразделения АРП.

Разборочный цех включает уча­стки:

разборочно-моечный, на котором производятся подразборка и раз­борка, предварительная и оконча­тельная мойка автомобилей и агре­гатов, мойка и очистка деталей;

контрольно-сортировочный, где детали дефектуются и сортируются на группы годных, подлежащих вос­становлению, и негодных, а также назначаются маршруты их восста­новления.

Имеются склады деталей, ожида­ющих ремонта, для учета и хране­ния подлежащих восстановлению деталей и для комплектования пар­тий деталей по маршрутам восста­новления.

Сборочный цех состоит из участ­ков:

— комплектовочного и слесарно-подгоночного, на котором осуществля­ются номенклатурный подбор дета­лей для сборочных групп, комплек­тование пар деталей для групповой сборки и слесарно-подгоночные ра­боты;

— агрегатно-сборочного, на котором собираются, испытываются и окра­шиваются все агрегаты, за исключе­нием двигателя;

— двигателей, предназначенного для

— сборки, испытаний и окраски двига­телей;

— рамного, где разбираются, пере­клепываются и окрашиваются ра­мы; ^

— сборки автомобилей, где осущест­вляется сборка автомобилей из аг­регатов;

— регулировочного, на котором про­изводится испытание автомобилей и устраняются обнаруженные неис­правности;

— медницко-радиаторного, где вос­станавливаются радиаторы, топлив­ные баки и трубопроводы;

— шиномоитажного и шиноремонт­ного для восстановления колес, по­крышек и камер, балансировки и окраски колес;

— по ремонту электрооборудования, где проводятся работы по ремонту электроагрегатов, приборов и элек­тропроводки автомобиля;

— приборов питания, на котором ре­монтируются топливные насосы, карбюраторы, форсунки;

— аккумуляторного для ремонта и заряда аккумуляторных батарей.

Кузовной цех имеет следующие участки:

— деревообделочный, где сушится и обрабатывается древесина для де­ревянных платформ;

— по ремонту деревянных платформ;

— по ремонту металлических плат­форм и кузовов автомобилей-само­свалов, на котором очищаются, ре­монтируются и окрашиваются ме­таллические платформы и кузова;

— жестяницкий и арматурно-слесарный, где восстанавливаются крылья, двери кабины, арматура кабины, брызговики с применением свароч­ных работ и полимерных материа­лов и проводится подготовка к их окраске;

— малярный, где окрашиваются ка­бины, все кузовные детали и узлы;

— обойный, предназначенный для ремонта подушек и спинок сидений и обивки кабины автомобиля.

Цех восстановления и изготовле­ния деталей включает участки:

— кузнечно-рессорный. где ремонтируются упругие элементы подвесок с устранением остаточных деформа­ций, восстанавливаются детали других узлов методом пластическо­го деформирования; сварочный, на котором осуществляется восстанов­ление деталей с применением раз­личных видов сварки;

— гальванический, предназначенный для размерного и декоративного по­крытия деталей гальваническим способом;

— металлизационный, где восста­навливаются изношенные детали напылением расплавленного метал­ла;

— восстановления деталей с приме­нением синтетических материалов;

— термический для термической и химико-термической обработки де­талей;

— слесарно-механический, служа­щий для восстановления деталей ме­ханической и слесарной обработ­кой.

Участки вспомогательного произ­водства:

— инструментальный, на котором изготавливаются и ремонтируются средства технологической оснастки и инструмента, затачивается режу­щий инструмент, хранятся и выда­ются приспособления и инструмент;

— ремонтно-механический отдела главного механика, предназначен­ный для обслуживания и ремонта технологического оборудования и санитарно-технических установок, а также для изготовления не стандар­тизированного оборудования;

— электроремонтный, осуществляю­щий ремонт электродвигателей и электрических установок, ремонт и обслуживание компрессорных си­стем, уход за осветительной сетью;

— ремонтно — строительный, выполня­ющий работы по обслуживанию и ремонту водопровода, канализации, очистных систем, зданий, сооруже­ний и подъездных путей.

Общезаводские склады служат для приемки, переработки, хранения и выдачи различных материалов и полуфабрикатов. К общезаводским складам относят склады материа­лов и химикатов, металла, запасных частей, лесоматериалов, ремонтного фонда, готовой продукции, топлива и смазки, утиля.

4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА АВТОРЕМОНТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Исходными данными для органи­зации производственного процесса КР автомобилей и агрегатов явля­ются производственная программа предприятия по видам ремонтируе­мых объектов и принимаемые тех­нологические процессы ремонта.

В условиях АРП возможно при­менение различных организацион­ных форм выполнения ремонтных работ:

— ремонт на универсальных постах;

Читайте также:  Замена боковой подушки двигателя ваз 2114

— ремонт на специализированных постах;

— поточный ремонт автомобилей и агрегатов.

Ремонт на универсальных постах производится в том случае, если производственная программа по данному типу изделий мала, а их конструкция не допускает обезличи­вания составных частей. Эта форма организации ремонта является наиболее простой и применяется обычно в условиях небольших мастерских. При ней весь ремонт выполняется одной бригадой рабочих, которая производит все работы от начала до конца. Детали, требующие для вос­становления специального оборудо­вания, которого нет на универсаль­ных постах, направляются на соот­ветствующие участки предприятия. Недостатками такой формы явля­ются длительный простой объекта в ремонте, потребность в высококва­лифицированной рабочей силе и вы­сокая стоимость ремонта. Ее поло­жительной стороной считается срав­нительная простота организации ра­бот и определенность исполнителя, отвечающего за качество выполнен­ных работ.

При значительной производствен­ной программе ремонт организуется на специализированных постах. В условиях такой организации ра­бот на каждом посту выполняется ремонт одного узла или совокуп­ность заранее определенных техно­логических операций. Применение специализированных постов позво­ляет повысить производительность труда, снизить требования к уровню квалификации рабочих и уменьшить за счет этого стоимость ремонта.

Эта форма организации работ при­меняется на ремонтных заводах и в крупных мастерских по ремонту ав­тотранспортных средств.

Наиболее совершенной и поэтому наиболее распространенной формой организации производства является поточная форма организации производственного процесса. Поточное производство — производство, характеризуемое рас­положением средств технологичес­кого оснащения в последовательно­сти выполнения операций техноло­гического процесса и определенным интервалом выпуска изделий. При этой форме технологические опера­ции закрепляются за рабочими по­стами, расположенными в последо­вательном порядке согласно техно­логическому процессу ремонта. Пе­ремещение объектов осуществляет­ся механизированным способом не­прерывно или с перерывом через некоторые промежутки времени, со­ответствующие такту выпуска про­дукции. Такт выпуска — интервал времени, через который периодиче­ски производится выпуск изделий или заготовок определенного наиме­нования, типоразмера и исполнения. Поточное производство требует рит­мичной синхронной работы всех ра­бочих постов, четкого и бесперебой­ного функционирования всех произ­водственных подразделений пред­приятия, обслуживающих поточные линии. Поточная форма организа­ции работ обеспечивает:

— наивысшую производительность труда;

— не требу­ет использования высококвалифи­цированных рабочих — и, следователь­но, снижает стоимость ремонта.

5. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ

Рабочее место — элементарная единица структуры предприятия, где размещены исполнители рабо­ты, технологическое оборудование, часть конвейера, оснастка и предме­ты труда.

Это первичное и основное звено производства. Правильная органи­зация рабочего места предполагает четкое определение объема и характера выполняемых на нем работ, не­обходимое оснащение, рациональ­ную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные и без­опасные условия труда.

На каждое рабочее место состав­ляется паспорт, в котором указыва­ются: содержание выполняемой работы, годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы, пла­нировка, оснащение и порядок об­служивания рабочего места, и поря­док размещения на нем обрабаты­ваемых изделий.

Оснащение рабочего места осу­ществляется по утвержденной тех­нической документации на выполне­ние работ. Оно включает организа­ционную и технологическую оснаст­ку. К организационной оснастке от­носятся: устройства для хранения и размещения при работе инструмен­та, приспособлений, конструкторско-технологической документации и предметов ухода за рабочим местом (верста­ки, инструментальные шкафы, шта­тивы и т. д.); устройства для вре­менного размещения на рабочем ме­сте заготовок, деталей, узлов и аг­регатов (стеллажи, подставки, спе­циальная тара и т. д.); устройства для обеспечения наиболее удобной рабочей позы и безопасных условий труда (подъемно-поворотные стулья, решетки под ноги, упоры для ног и подлокотники, щитки, защитные эк­раны и очки, крючки для снятия стружки и т. д.); средства для под­держания чистоты и порядка и обес­печения благоприятных условий тру­да (щетки, сметки, совки, урны для отходов, короба для стружки); све­тильники для местного освещения, местные вентиляционные и пылеотсасывающие устройства и пр.; подъ­емные механизмы и устройства для межоперационного транспортирова­ния изделий (тележки, рольганги, скаты и др.).

Количество и номенклатура орга­низационной оснастки должны обес­печивать непрерывность работы, ее высокую производительность и удоб­ства.

Количество и номенклатура средств технологической оснастки на рабочем месте определяются рабо­тами по принятому технологическо­му процессу. Технологическое осна­щение включает оборудование и ос­настку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный ин­струмент, а также техническую до­кументацию. Средства технологи­ческого оснащения на рабочем ме­сте должны размещаться в опреде­ленном, удобном для работы поряд­ке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски и перекладыва­ние с места на место.

Для осуществления мероприятий по совершенствованию организации рабочих мест 2 раза в год проводят комплексный анализ условий труда. По результатам анализа разраба­тывают мероприятия с целью совер­шенствования рабочих мест.

В последние годы в промышлен­ности получила широкое примене­ние практика аттестации рабочих мест. Аттестация проводится перио­дически в плановом порядке и имеет целью оценку степени соот­ветствия рабочего места передовой технологии и разработку мероприя­тий по его совершенствованию.

Такая аттестация, проводимая по рабочим местам всей технологиче­ской цепочки, позволяет за счет улучшения оснащения рабочих мест и рационализации объема и характера, выполняемых на них работ по­высить производительность труда, улучшить качество продукции и уменьшить численность рабочих.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НА АВТОРЕМОНТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Контроль качества продукции за­ключается в проверке соответствия показателей качества продукции ус­тановленным требованиям, зафик­сированным в стандартах, техниче­ских условиях, паспорте изделия или других документах. Для конт­роля качества продукции на АРП организуется служба технического контроля качества. Основная общая ее задача заключается в предотвра­щении выпуска отремонтированных объектов, не соответствующих уста­новленным требованиям, при мини­мальном уровне внутризаводско­го брака. Частные задачи службы технического контроля авторемонт­ного предприятия включают:

— входной контроль качества посту­пающих на предприятие сырья, ма­териалов, полуфабрикатов и ком­плектующих изделий;

— контроль точности применяемых технологических процессов и точно­сти используемых технологического оборудования и технологической ос­настки;

— контроль качества изготавливае­мых на предприятии инструмента и средств технологической оснастки;

— инспекционный контроль хране­ния сырья, материалов и полуфабри­катов;

— приемочный контроль деталей, уз­лов, агрегатов и автомобилей после ремонта;

— клеймение принятой и забрако­ванной продукции и ее -докумен­тальное оформление;

— контроль комплектности, упаков­ки и консервации готовой продук­ции;

— анализ дефектов, появляющихся в процессе производства и обнару­живаемых при испытаниях и в экс­плуатации;

— участие в работе по управлению качеством продукции на предприя­тии.

Систематизация видов контроля, используемых в авторемонтном про­изводстве по основным признакам, представлена на рис. 6.1. Каждый вид контроля характеризуется сле­дующим образом. Входной контроль служит для контроля продукции по­ставщика, поступившей к потреби­телю или заказчику и предназна­чаемой для использования при из­готовлении, ремонте или эксплуата­ции продукции. Операционный кон­троль — это контроль во время вы­полнения или после завершения тех­нологической операции. Приемоч­ный контроль проводится с целью принятия решения о пригодности продукции к поставкам и (или) ис­пользованию. Инспекционный конт­роль осуществляется специально уполномоченными лицами с целью проверки эффективности ранее вы­полненного контроля. Сплошной контроль — контроль каждой еди­ницы продукции в партии. Выбороч­ный контроль характеризуется про­веркой одной или нескольких еди­ниц из определенной партии или потока продукции. Летучий конт­роль проводится ‘в случайное время.

При непрерывном контроле по­ступление информации о контроли­руемых параметрах происходит не­прерывно. Периодический контроль характеризуется поступлением ин­формации о контролируемых пара­метрах через установленные интер­валы времени. Измерительный контроль осуществляется с применени­ем средств измерений. Регистраци­онный контроль производится с ре­гистрацией значений контролируе­мых параметров продукции или про­цессов.

Технический осмотр осуществля­ется в основном при помощи орга­нов чувств и в случае необходимо­сти средств контроля,номенклату­ра которых устанавливается соот­ветствующей документацией.

Рис. 6.1. Систематизация видов контроля по основным признакам

Оцените статью