Организация капитального ремонта машины
Капитальный ремонт машин производят преимущественно на ремонтных заводах. В ряде случаев его осуществляют в стационарных мастерских предприятий и на месте использования машин. Его целесообразно в этих условиях проводить на основе сборочных единиц, отремонтированных на заводах.
Технические требования к машинам, сдаваемым в капитальный ремонт, установлены государственными стандартами. Общими для всех машин- являются следующие требования. В капитальный ремонт разрешается сдавать машины, выработавшие установленный технической документацией ресурс до первого или очередного ремонта и достигшие предельного состояния.
Машины, сдаваемые в капитальный ремонт, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией, за исключением инструмента. Они должны быть очищены заказчиком от загрязнений, наружные неокрашиваемые поверхности (штоки гидроцилиндров и др.) покрыты консервационной смазкой, отверстия внутренних полостей сборочных единиц закрыты.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Не принимают в капитальный ремонт машины при несоответствии их комплектности, наличии неустранимых дефектов базовых деталей, наличии сборочных единиц и деталей, отремонтированных способом, исключающим возможность последующего их использования и ремонта (сварка вместо предусмотренного крепления болтами и т. п.). Не принимают в ремонт машины при отсутствии документации, которая должна поставляться вместе с ними, а также при неправильном ее оформлении.
Вместе с машиной заказчик направляет в ремонтное предприятие формуляр или паспорт, аварийный акт, если машину отправляют в ремонт после аварии, и акт о техническом состоянии, если машина не отработала установленный ресурс.
Машины, принятые ремонтным предприятием, ремонтируют в соответствии с установленным технологическим процессом. На заводах широко используют восстановленные детали, которые были изношены. Основа ремонта в мастерских — замена изношенных деталей и сборочных единиц отремонтированными в заводских условиях или в специализированных цехах мастерских. Капитальный ремонт машин на месте их использования осуществляют в основном на основе сборочных единиц, отремонтированных на ремонтных предприятиях, так же как и текущий ремонт агрегатным методом.
Каждая отремонтированная машина подвергается испытанию и принимается службой технического контроля ремонтного предприятия. Результаты приемки машины заказчиком оформляются актом. Счетчик учета наработки машины устанавливают на начало отсчета и пломбируют. О проведенном ремонте делают запись в формуляре или паспорте машины.
Ремонтное предприятие гарантирует качество отремонтированной им машины при соблюдении ее владельцем правил эксплуатации, изложенных в эксплуатационной документации завода-изготовителя.
Важным показателем качества ремонта является ресурс до очередного ремонта. Он должен быть не менее 80% ресурса до первого ремонта машин.
Послеремонтный гарантийный срок и гарантийная наработка, в течение которых ремонтное предприятие обязано устранять возникающие неисправности у отремонтированных машин за свой счет, установлены государственными стандартами.
Данные по гарантийному сроку и гарантийной наработке составных частей в таблице указаны для тех из них, которые сдают в ремонт на ремонтные предприятия отдельно от машины, с целью использования их в качестве обменного фонда.
Гарантийный срок исчисляют со дня получения владельцем отремонтированной машины, а гарантийную наработку — с момента ввода ее в эксплуатацию. Время нахождения машины наустранении неисправностей по вине ремонтного предприятия в гарантийный срок не входит.
§ 42. Капитальный ремонт автомобиля.
Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса с заменой или восстановлением любых его агрегатов и узлов, включая базовые.
При капитальном ремонте осуществляются полная разборка, дефектовка, восстановление или замена деталей (кроме базовых), а также их сборка, регулировка и испытание. Капитальный ремонт позволяет восстанавливать и повторно использовать значительное количество деталей и тем самым экономить денежные средства и материалы. Себестоимость капитального ремонта с использованием существующих методов не превышает 60% себестоимости производства новых транспортных средств, а расход материалов при капитальном ремонте в 10. 15 раз меньше, чем при изготовлении, так как в качестве «заготовки» используется сама деталь. До списания автомобиль подвергается одному капитальному ремонту.
Капитальный ремонт автомобиля обусловливается прежде всего техническим состоянием кузова, его силовых элементов и основных агрегатов.
На капитальный ремонт агрегат направляется согласно принятому перечню в случае, если базовая и основные детали требуют полной разборки агрегата или если ухудшилось техническое состояние агрегата из-за значительных износов большинства его деталей в такой степени, что восстановление его работоспособности путем текущего ремонта экономически нецелесообразно.
Перечень базовых и основных деталей автомобиля, определяющий необходимость капитального ремонта агрегата
Головка блока цилиндров, коленчатый вал, маховик, раcпределительный вал
Крышка коробки передач, валы — первичный, промежуточный, вторичный
Картер ведущего моста
Картер редуктора, кожух полуоси, стакан подшипников, чашки дифференциала, крестовина дифференциала, ступица, тормозной барабан или диск, кулак поворотный переднего ведущего моста
Балка передней оси или поперечина независимой подвески
Поворотная цапфа, ступица, шкворень, тормозной барабан или диск
Картер рулевого механизма
Вал сошки, червяк-ролик, рейка-шестерня
Оперение, двери, крышка багажника
Направление автомобиля и агрегата на капитальный ремонт проводится на основании результатов анализа их технического состояния с применением средств контроля и диагностики, с учетом пробега с начала эксплуатации, а также затрат на техническое обслуживание и ремонты. Нормативный пробег нового автомобиля и агрегатов до капитального ремонта указан в нормативно-технической документации на изготовление автомобиля, а также в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
Капитальный ремонт автомобиля так же, как и текущий, проводится необезличенным (индивидуальным) или агрегатным методами ремонта.
Капитальный ремонт легковых автомобилей и агрегатов выполняется на специализированных авторемонтных предприятиях (САП) и станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), на СТОА в основном необезличенным методом на универсальных постах. Капитальный ремонт на специализированных авторемонтных предприятиях осуществляется агрегатным (обезличенным) методом с использованием серийного и массового производства. Этот метод ремонта заключается в том, что подлежащие восстановлению автомобили (агрегаты) полностью разбирают и разукомплектовывают, детали (без учета их принадлежности к агрегатам, с которых они были сняты) обезличивают и после тщательного контроля и восстановления направляют на сборку.
Вместо выбракованных деталей используют новые или восстановленные. При этом методе ремонтного производства, как и при изготовлении, автомобили собирают по принципу взаимозаменяемости деталей. Продукцией авторемонтного предприятия по существу является заново изготовленный автомобиль (агрегат) из деталей, бывших в эксплуатации, и новых запчастей.
Практика капитального ремонта легковых автомобилей на авторемонтных предприятиях и станциях технического обслуживания показала, что наиболее прогрессивным с точки зрения обеспечения качества является индивидуальный ремонт автомобилей с обезличенным методом ремонта агрегатов и узлов, а наиболее производительным — агрегатный метод ремонта автомобилей.
Вопросы по теме: 1. Что такое текущий ремонт автомобиля? 2. Что такое капитальный ремонт автомобиля? 3. Какие методы ремонта вы знаете? 4. Каковы основные этапы организации капитального ремонта?
Что относится к капитальному ремонту автомобиля?
Полезная информация на тему: «что относится к капитальному ремонту автомобиля?». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.
Объем работ по ремонту зависит от степени изнашивания (старения) или повреждения машины (агрегата). Профилактические системы предусматривают несколько видов ремонта: текущий, плановый текущий, явочный текущий, средний, капитальный и восстановительный. Текущий ремонт (ТР) выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности машины и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных ее частей. Данный вид ремонта является основным способом возобновления работоспособности автомобилей в процессе их эксплуатации. Неисправные составные части могут быть заменены новыми или отремонтированными. При этом замена выполняется только в том случае, если другие основные части автомобиля имеют значительный запас ресурса.
Текущий ремонт автомобилей не регламентируется определенным пробегом и выполняется для обеспечения или восстановления их исправности. Согласно положению о техническом обслуживании подвижного состава, текущий ремонт выполняется как сопутствующий при первом или втором техническом обслуживании
и отдельно в объеме, не превышающем 20% от объема работ, выполняемых при соответствующем техническом обслуживании. Замена или восстановление работоспособности отдельных составных частей производится преимущественно по результатам диагностирования. Плановый текущий ремонт производится в зависимости от установленной заводом-изготовителем плановой наработки с целью восстановления эксплуатационных свойств машины (агрегата) до нормативного уровня. Явочный текущий ремонт производится с целью устранения или предупреждения случайного отказа. Средний ремонт (СР) производится с целью частичного восстановления ресурса машины после замены или ремонта изношенных (неисправных) агрегатов и узлов. Он заключается в частичной разборке машины, в замене или капитальном ремонте не менее двух, но не более половины основных агрегатов. Этот вид ремонта предусматривает оценку технического состояния всех агрегатов и механизмов машины, а также выполнение сопутствующих ремонтных работ (сварочных, слесарных, смазочных, регулировочных и др.). Трудоемкость среднего ремонта машин зависит в основном от количества заменяемых и ремонтируемых сборочных единиц и может достигать 200…300 чел.-ч.
Капитальный ремонт (КР) — вид ремонта, выполняемого для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе базовых. Различают капитальный ремонт автомобиля и капитальный ремонт составных частей (двигатель, коробка передач, задний мост и др.).Необходимость в капитальном ремонте определяют на основании ресурсного диагностирования.
При капитальном ремонте автомобиль подвергают очистке, разборке на составные части, дефектации, восстановлению или замене деталей, сборке, регулированию, обкатке, окраске, испытаниям.
Показатели качества капитально отремонтированных автомобилей должны быть на уровне новых (или близкими к новым), а уровень восстановления ресурса должен составлять не менее 80% от исходных показателей новых машин.
Капитальный ремонт машин и их составных частей должен выполняться, как правило, на специализированных предприятиях, оснащенных соответствующим оборудованием, приспособлениями и инструментом.
Трудоемкость капитального ремонта определяется многими факторами и главным образом конструктивной сложностью машины, ее ремонтной технологичностью, степенью механизации работ и квалификацией ремонтников. При этом трудоемкость капитального ремонта может достигать порядка 800 чел.-ч.
Восстановительный ремонт (вторичное производство) — изготовление машин или сборочных единиц, показатели свойств которых отличаются от показателей свойств изделий, изготавливаемых на предприятии основного производства, методами ремонта. Ремонт машины (агрегата) по техническому состоянию производится по результатам оценки ряда показателей, если их значения отличаются от допустимых. Гарантийный ремонт машины (агрегата) производится с целью устранения отказов, возникающих в период гарантийной наработки и по вине завода изготовителя (ремонтного органа).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Профилактический ремонт производится по рекомендации главного конструктора машины (aiperaTa) с целью замены элементов, не обеспечивающих межремонтный ресурс изделия. Подменные элементы поставляются в качестве запасных частей заводом-изготовителем.
По сохранению принадлежности составных частей к конкретному экземпляру ремонтируемого автомобиля различают обезличенный и не обезличенный методы ремонта. При не обезличенном методе ремонта сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному экземпляру автомобиля. При обезличенном методе ремонта не сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному экземпляру машины.
Агрегатный метод ремонта — это разновидность обезличенного метода, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или отремонтированными. Сущность агрегатного метода ремонта заключается в том, что при потере автомобилем работоспособности его ремонт производится заменой отдельных неисправных агрегатов и узлов отремонтированными или новыми из числа обменного фонда, в результате чего работоспособность (исправность) автомобиля восстанавливается в целом при минимальных издержках потребителя, быстро, составными частями, отремонтированными без спешки на специализированных рабочих местах.
Экономическая сущность агрегатного метода ремонта заключается в следующем:
• обеспечивается более полное использование технического ресурса агрегатов
узлов при снижении тем самым удельных затрат на запасные части и ремонт автомобиля в целом; сокращается время простоя машины в процессе ее ремонта;
• упрощается технологический процесс ремонта автомобиля за счет использования менее сложного оборудования; сокращаются производственные площади за счет увеличения их пропускной способности и снижения затрат на их строительство и эксплуатацию; повышается качество ремонта агрегатов и узлов автомобиля.
При агрегатном ремонте выше вероятность отказа за счет других составных частей по сравнению с полнокомплектно отремонтированным автомобилем. Агрегатным методом ремонтируют автомобили, конструктивные особенности которых позволяют легко расчленять их на составные части (агрегаты и узлы).
ЛЕКЦИЯ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОТРАНСПОРТА
Проведение капитальных ремонтов подвижного состава автомобильного транспорта организуется по территориальному .принципу:
каждое АРП выполняет ремонты для ДТП, размещающихся в определенной территориальной зоне. Такой порядок способствует сокращению потерь времени и средств на транспортирование техники в связи с ремонтом.
Число АРП и места их расположения зависят в основном от количества автотранспортных средств и условий их использования и размещения, а также от производственно-технических, социально-экономических, демографических и других особенностей в обслуживаемой зоне.
Основанием для рассмотрения вопроса о направлении автомобилей и агрегатов в КР является достижение ими установленной до ремонтной и межремонтной наработки. Утвержденные нормы наработки до КР для автомобилей и их агрегатов считаются минимальными. Организация и проведение ТО и ТР автомобильной техники должны обеспечивать их перекрытие.
Направление автомобилей и агрегатов в КР производится на основании тщательного анализа их действительного технического состояния с учетом наработки с начала эксплуатации до или после КР, а также расхода запасных частей.
Доставка отремонтированных автомобилей и агрегатов на АТП и ремонтного фонда на АРП осуществляется партиями в плановом порядке. Отремонтированные автомобили и агрегаты должны выдаваться авторемонтными предприятиями в порядке прямого обмена на объекты, сдаваемые в ремонт.
Техническое состояние и комплектность подвижного состава и его агрегатов при сдаче в КР авторемонтным предприятиям и при получении из ремонта должны соответствовать действующим единым техническим условиям.
Автомобили, непригодные по техническому состоянию ни к дальнейшему использованию, ни к КР и отслужившие установленные амортизационные сроки, списываются.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
КР автотранспортных средств выполняют различные АРП, которые в зависимости от масштаба производства, назначения (специализации) и типа производства классифицируются следующим образом.
По масштабу производства АРПиделятся на две группы: ремонтные заводы и ремонтные мастерские. По основному назначению с учетом специализации АРП могут быть разделены на виды, каждый из которых определяется номенклатурой товарной продукции. Различают следующие виды авторемонтных предприятий:
— по ремонту автомобилей, для которых товарной продукцией являются отремонтированные автомобили;
— по ремонту полнокомплектных автомобилей и агрегатов, выпускающих отремонтированные автомобили и комплекты агрегатов, включая или исключая двигатели;
— по ремонту автомобилей на всех готовых агрегатах или только при готовом двигателе — здесь товарную продукцию составляют отремонтированные автомобили;
— по ремонту полного или неполного комплекта автомобильных агрегатов, товарной продукцией которых могут быть полный комплект агрегатов автомобиля, агрегаты ограниченной номенклатуры или только двигатели и силовые агрегаты;
— по ремонту и изготовлению полнокомплектного прицепного состава, для которых товарной продукцией являются отремонтированные и изготовленные прицепы и полуприцепы;
— по восстановлению деталей или по ремонту отдельных сборочных единиц (аккумуляторные батареи, приборы электрооборудования и питания, кузова, кабины, рамы, рессоры, шины, карданные валы, радиаторы и т. п.), товарной продукцией которых являются восстановленные детали и отремонтированные сборочные единицы.
Тип производства — классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска продукции. Различают единичное, серийное, массовое производство. Одной из основных характеристик типа производства является коэффициент закрепления операций, количественно представляющий собой отношение числа всех различных операций, выполняемых в течение «Месяца» к числу рабочих мест.
Единичное производство характеризуется малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное изготовление и ремонт которых, как правило, не предусматриваются. При единичном производстве, что характерно для ремонтных мастерских, автомобили и агрегаты ремонтируются, как правило, не обезличенным методом. Применяемое оборудование и инструмент имеют универсальное назначение, расстановка оборудования производится по групповому принципу, уровень механизации процессов низкий, квалификация рабочего персонала высокая и широкопрофильная.
Серийное производство характеризуется изготовлением или ремонтом изделий периодически повторяющимися партиями. В зависимости от количества изделий в партии или серии и значения коэффициента закрепления операций различают мелко-, средне- и крупносерийное производства. Коэффициент закрепления операций принимается равным для мелкосерийного производства 20.. .40, для среднесерийного производства 10.. .20, для крупносерийного 1. 10. Для серийного типа производства характерно применение универсального оборудования со специальными приспособлениями и инструментом. Для средне- и крупносерийного производств свойственно применение поточного метода ремонта. Технологическое оборудование в условиях серийного производства размещается смешанно — по групповому и поточному принципам. Уровень квалификации рабочих колеблется в широких пределах и с возрастанием серийности понижается.
Массовое производство характеризуется большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых или ремонтируемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна рабочая операция. Коэффициент закрепления операций для массового производства принимают равным 1. Закрепление за каждым рабочим местом одной технологической операции позволяет применять конвейеры, широко использовать специальное оборудование, механизировать и автоматизировать трудоемкие процессы. Требования к уровню квалификации рабочих при этом существенно снижаются.
На принципах единичного производства осуществляются ремонт большегрузных автомобилей и разномарочных автобусов в авторемонтных мастерских, а также ремонт и изготовление прицепного состава на заводах и в мастерских. Серийное производство характерно для ремонта основных типов автомобилей и агрегатов на ремонтных заводах. К условиям массового производства приближается ремонт двигателей и других агрегатов и сборочных единиц на специализированных ремонтных заводах с большим установившимся объемом выпуска продукции.
3. СТРУКТУРА АВТОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Структура АРП определяется в основном производственной программой, объемом и характером выполняемых ремонтных работ, а также группой предприятия по оплате труда. Наибольший перечень работ и соответственно наиболее развитая организационная структура характерны для предприятий серийного типа по КР полнокомплектных автомобилей.
Организационная структура такого предприятия включает руководство (директор, главный инженер, заместители директора), подразделения управления производством (производственно-диспетчерский отдел), службы и подразделения главного инженера (службы главного конструктора, главного технолога, главного механика и главного энергетика, отдел механизации и автоматизации производственных процессов, заводская лаборатория), подразделения обеспечения производства (бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел технического контроля, отдел труда и заработной платы, отдел кадров), подразделения снабжения и сбыта (административно-хозяйственный отдел, отдел снабжения, отдел сбыта, транспортный отдел и др.), производственные подразделения (основные производственные цехи или участки, службы вспомогательного производства и склады).
Рассмотрим производственные подразделения АРП.
Разборочный цех включает участки:
разборочно-моечный, на котором производятся подразборка и разборка, предварительная и окончательная мойка автомобилей и агрегатов, мойка и очистка деталей;
контрольно-сортировочный, где детали дефектуются и сортируются на группы годных, подлежащих восстановлению, и негодных, а также назначаются маршруты их восстановления.
Имеются склады деталей, ожидающих ремонта, для учета и хранения подлежащих восстановлению деталей и для комплектования партий деталей по маршрутам восстановления.
Сборочный цех состоит из участков:
— комплектовочного и слесарно-подгоночного, на котором осуществляются номенклатурный подбор деталей для сборочных групп, комплектование пар деталей для групповой сборки и слесарно-подгоночные работы;
— агрегатно-сборочного, на котором собираются, испытываются и окрашиваются все агрегаты, за исключением двигателя;
— двигателей, предназначенного для
— сборки, испытаний и окраски двигателей;
— рамного, где разбираются, переклепываются и окрашиваются рамы; ^
— сборки автомобилей, где осуществляется сборка автомобилей из агрегатов;
— регулировочного, на котором производится испытание автомобилей и устраняются обнаруженные неисправности;
— медницко-радиаторного, где восстанавливаются радиаторы, топливные баки и трубопроводы;
— шиномоитажного и шиноремонтного для восстановления колес, покрышек и камер, балансировки и окраски колес;
— по ремонту электрооборудования, где проводятся работы по ремонту электроагрегатов, приборов и электропроводки автомобиля;
— приборов питания, на котором ремонтируются топливные насосы, карбюраторы, форсунки;
— аккумуляторного для ремонта и заряда аккумуляторных батарей.
Кузовной цех имеет следующие участки:
— деревообделочный, где сушится и обрабатывается древесина для деревянных платформ;
— по ремонту деревянных платформ;
— по ремонту металлических платформ и кузовов автомобилей-самосвалов, на котором очищаются, ремонтируются и окрашиваются металлические платформы и кузова;
— жестяницкий и арматурно-слесарный, где восстанавливаются крылья, двери кабины, арматура кабины, брызговики с применением сварочных работ и полимерных материалов и проводится подготовка к их окраске;
— малярный, где окрашиваются кабины, все кузовные детали и узлы;
— обойный, предназначенный для ремонта подушек и спинок сидений и обивки кабины автомобиля.
Цех восстановления и изготовления деталей включает участки:
— кузнечно-рессорный. где ремонтируются упругие элементы подвесок с устранением остаточных деформаций, восстанавливаются детали других узлов методом пластического деформирования; сварочный, на котором осуществляется восстановление деталей с применением различных видов сварки;
— гальванический, предназначенный для размерного и декоративного покрытия деталей гальваническим способом;
— металлизационный, где восстанавливаются изношенные детали напылением расплавленного металла;
— восстановления деталей с применением синтетических материалов;
— термический для термической и химико-термической обработки деталей;
— слесарно-механический, служащий для восстановления деталей механической и слесарной обработкой.
Участки вспомогательного производства:
— инструментальный, на котором изготавливаются и ремонтируются средства технологической оснастки и инструмента, затачивается режущий инструмент, хранятся и выдаются приспособления и инструмент;
— ремонтно-механический отдела главного механика, предназначенный для обслуживания и ремонта технологического оборудования и санитарно-технических установок, а также для изготовления не стандартизированного оборудования;
— электроремонтный, осуществляющий ремонт электродвигателей и электрических установок, ремонт и обслуживание компрессорных систем, уход за осветительной сетью;
— ремонтно — строительный, выполняющий работы по обслуживанию и ремонту водопровода, канализации, очистных систем, зданий, сооружений и подъездных путей.
Общезаводские склады служат для приемки, переработки, хранения и выдачи различных материалов и полуфабрикатов. К общезаводским складам относят склады материалов и химикатов, металла, запасных частей, лесоматериалов, ремонтного фонда, готовой продукции, топлива и смазки, утиля.
4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА АВТОРЕМОНТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Исходными данными для организации производственного процесса КР автомобилей и агрегатов являются производственная программа предприятия по видам ремонтируемых объектов и принимаемые технологические процессы ремонта.
В условиях АРП возможно применение различных организационных форм выполнения ремонтных работ:
— ремонт на универсальных постах;
— ремонт на специализированных постах;
— поточный ремонт автомобилей и агрегатов.
Ремонт на универсальных постах производится в том случае, если производственная программа по данному типу изделий мала, а их конструкция не допускает обезличивания составных частей. Эта форма организации ремонта является наиболее простой и применяется обычно в условиях небольших мастерских. При ней весь ремонт выполняется одной бригадой рабочих, которая производит все работы от начала до конца. Детали, требующие для восстановления специального оборудования, которого нет на универсальных постах, направляются на соответствующие участки предприятия. Недостатками такой формы являются длительный простой объекта в ремонте, потребность в высококвалифицированной рабочей силе и высокая стоимость ремонта. Ее положительной стороной считается сравнительная простота организации работ и определенность исполнителя, отвечающего за качество выполненных работ.
При значительной производственной программе ремонт организуется на специализированных постах. В условиях такой организации работ на каждом посту выполняется ремонт одного узла или совокупность заранее определенных технологических операций. Применение специализированных постов позволяет повысить производительность труда, снизить требования к уровню квалификации рабочих и уменьшить за счет этого стоимость ремонта.
Эта форма организации работ применяется на ремонтных заводах и в крупных мастерских по ремонту автотранспортных средств.
Наиболее совершенной и поэтому наиболее распространенной формой организации производства является поточная форма организации производственного процесса. Поточное производство — производство, характеризуемое расположением средств технологического оснащения в последовательности выполнения операций технологического процесса и определенным интервалом выпуска изделий. При этой форме технологические операции закрепляются за рабочими постами, расположенными в последовательном порядке согласно технологическому процессу ремонта. Перемещение объектов осуществляется механизированным способом непрерывно или с перерывом через некоторые промежутки времени, соответствующие такту выпуска продукции. Такт выпуска — интервал времени, через который периодически производится выпуск изделий или заготовок определенного наименования, типоразмера и исполнения. Поточное производство требует ритмичной синхронной работы всех рабочих постов, четкого и бесперебойного функционирования всех производственных подразделений предприятия, обслуживающих поточные линии. Поточная форма организации работ обеспечивает:
— наивысшую производительность труда;
— не требует использования высококвалифицированных рабочих — и, следовательно, снижает стоимость ремонта.
5. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
Рабочее место — элементарная единица структуры предприятия, где размещены исполнители работы, технологическое оборудование, часть конвейера, оснастка и предметы труда.
Это первичное и основное звено производства. Правильная организация рабочего места предполагает четкое определение объема и характера выполняемых на нем работ, необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные и безопасные условия труда.
На каждое рабочее место составляется паспорт, в котором указываются: содержание выполняемой работы, годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы, планировка, оснащение и порядок обслуживания рабочего места, и порядок размещения на нем обрабатываемых изделий.
Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ. Оно включает организационную и технологическую оснастку. К организационной оснастке относятся: устройства для хранения и размещения при работе инструмента, приспособлений, конструкторско-технологической документации и предметов ухода за рабочим местом (верстаки, инструментальные шкафы, штативы и т. д.); устройства для временного размещения на рабочем месте заготовок, деталей, узлов и агрегатов (стеллажи, подставки, специальная тара и т. д.); устройства для обеспечения наиболее удобной рабочей позы и безопасных условий труда (подъемно-поворотные стулья, решетки под ноги, упоры для ног и подлокотники, щитки, защитные экраны и очки, крючки для снятия стружки и т. д.); средства для поддержания чистоты и порядка и обеспечения благоприятных условий труда (щетки, сметки, совки, урны для отходов, короба для стружки); светильники для местного освещения, местные вентиляционные и пылеотсасывающие устройства и пр.; подъемные механизмы и устройства для межоперационного транспортирования изделий (тележки, рольганги, скаты и др.).
Количество и номенклатура организационной оснастки должны обеспечивать непрерывность работы, ее высокую производительность и удобства.
Количество и номенклатура средств технологической оснастки на рабочем месте определяются работами по принятому технологическому процессу. Технологическое оснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также техническую документацию. Средства технологического оснащения на рабочем месте должны размещаться в определенном, удобном для работы порядке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски и перекладывание с места на место.
Для осуществления мероприятий по совершенствованию организации рабочих мест 2 раза в год проводят комплексный анализ условий труда. По результатам анализа разрабатывают мероприятия с целью совершенствования рабочих мест.
В последние годы в промышленности получила широкое применение практика аттестации рабочих мест. Аттестация проводится периодически в плановом порядке и имеет целью оценку степени соответствия рабочего места передовой технологии и разработку мероприятий по его совершенствованию.
Такая аттестация, проводимая по рабочим местам всей технологической цепочки, позволяет за счет улучшения оснащения рабочих мест и рационализации объема и характера, выполняемых на них работ повысить производительность труда, улучшить качество продукции и уменьшить численность рабочих.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НА АВТОРЕМОНТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Контроль качества продукции заключается в проверке соответствия показателей качества продукции установленным требованиям, зафиксированным в стандартах, технических условиях, паспорте изделия или других документах. Для контроля качества продукции на АРП организуется служба технического контроля качества. Основная общая ее задача заключается в предотвращении выпуска отремонтированных объектов, не соответствующих установленным требованиям, при минимальном уровне внутризаводского брака. Частные задачи службы технического контроля авторемонтного предприятия включают:
— входной контроль качества поступающих на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
— контроль точности применяемых технологических процессов и точности используемых технологического оборудования и технологической оснастки;
— контроль качества изготавливаемых на предприятии инструмента и средств технологической оснастки;
— инспекционный контроль хранения сырья, материалов и полуфабрикатов;
— приемочный контроль деталей, узлов, агрегатов и автомобилей после ремонта;
— клеймение принятой и забракованной продукции и ее -документальное оформление;
— контроль комплектности, упаковки и консервации готовой продукции;
— анализ дефектов, появляющихся в процессе производства и обнаруживаемых при испытаниях и в эксплуатации;
— участие в работе по управлению качеством продукции на предприятии.
Систематизация видов контроля, используемых в авторемонтном производстве по основным признакам, представлена на рис. 6.1. Каждый вид контроля характеризуется следующим образом. Входной контроль служит для контроля продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции. Операционный контроль — это контроль во время выполнения или после завершения технологической операции. Приемочный контроль проводится с целью принятия решения о пригодности продукции к поставкам и (или) использованию. Инспекционный контроль осуществляется специально уполномоченными лицами с целью проверки эффективности ранее выполненного контроля. Сплошной контроль — контроль каждой единицы продукции в партии. Выборочный контроль характеризуется проверкой одной или нескольких единиц из определенной партии или потока продукции. Летучий контроль проводится ‘в случайное время.
При непрерывном контроле поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно. Периодический контроль характеризуется поступлением информации о контролируемых параметрах через установленные интервалы времени. Измерительный контроль осуществляется с применением средств измерений. Регистрационный контроль производится с регистрацией значений контролируемых параметров продукции или процессов.
Технический осмотр осуществляется в основном при помощи органов чувств и в случае необходимости средств контроля,номенклатура которых устанавливается соответствующей документацией.
Рис. 6.1. Систематизация видов контроля по основным признакам