Технологический процесс ремонта машин и оборудования.
При изучении предлагаемой схемы производственного процесса ремонта следует обратить внимание на то, что в способах организации и осуществления его на специализированных ремонтных предприятиях и в мастерских общего назначения имеются существенные отличия. Эти отличия вызваны различными целями и условиями работы указанных ремонтных предприятий.
Специализированные ремонтные предприятия, как правило, создаются в расчете на обслуживание достаточно крупного региона, т. е. являются областными, межобластными и т. д. В таком случае может быть обеспечен необходимый объем работ по ремонту одного вида машин или агрегатов, т. е. имеется возможность специализации предприятия. Это, в свою очередь позволяет создать на предприятии технологические линии, состоящие из специализированных рабочих мест, на каждом из которых будут последовательно осуществляться технологические процессы и операции, образующие производственный процесс. При такой организации ремонта возможно применение принципов конвейерного производства, при которых объект ремонта (машина) перемещается по технологической цепочке в соответствии со схемой приведенной на рисунке 1. Восстанавливаемые детали и узлы движутся самостоятельными потоками по соответствующим рабочим местам, теряя принадлежность к конкретной ремонтируемой машине (обезличенный ремонт). Потоки ремонтируемых машин, восстанавливаемых деталей, узлов и агрегатов встречаются на рабочих местах, предназначенных для сборки машин.
Мастерские общего назначения служат для обеспечения ремонта всех машин и оборудования, имеющихся в хозяйстве (хозяйствах). При этом по каждому отдельному виду машин объем ремонтных работ сравнительно небольшой, что не позволяет создавать специализированные рабочие места и тем более — конвейерные линии.
В мастерских общего назначения создаются участки, специализирующиеся на выполнении отдельных видов работ.
Перечень участков мастерской общего назначения может быть следующим: — кузнечный,
— ремонта ДВС (мотороремонтный),
— ремонта автотракторного электрооборудования,
— ремонта топливной аппаратуры,
Рабочие места таких участков не специализируются на ремонте деталей или агрегатов одной марки, а являются, по возможности универсальными и приспосабливаются к выполнению достаточно большого перечня ремонтно-восстановительных операций. Например, на участке ремонта двигателей внутреннего сгорания рабочие места должны быть приспособлены к выполнению ремонтов всех марок двигателей, используемых на машинах в обслуживаемых хозяйствах. На участке станочных работ на токарных станках выполняется большой перечень самых разнообразных работ: от изготовления валов, осей, втулок, болтов, гаек и т. п., до восстановления деталей путем выравнивания формы, ремонта резьбовых креплений, применением ремонтных колец, втулок и т. п.
При этом в таких мастерских, из-за недостаточного объема работ, может не выполняться полный перечень технологических процессов или операций. Например, может не выполняться ремонт топливной аппаратуры, восстановление деталей сложными способами (электролитическими, пластической деформацией, автоматической наплавкой и другими), восстановление коленчатых валов, гильз цилиндров и другие. В таком случае отдельные детали и агрегаты будут отправляться на ремонт в те мастерские, где такие ремонтные работы производятся. При невозможности восстановления, такие детали будут заменяться новыми или бывшими в употреблении, но еще пригодными к дальнейшему использованию.
В мастерской общего назначения, ремонтируемая машина после предва-рительной подготовки, как правило, устанавливается на место ремонта и остается там до его окончания.
В общем виде возможная схема ремонта машины в мастерской общего назначения представлена на рисунке 3.
Ремонт топливной аппаратуры
Условные обозначения:
— перемещение деталей, узлов и агрегатов на ремонтные участки;
— перемещение восстановленных деталей, узлов и агрегатов для
— комплектования и сборки трактора;
— поступление новых или восстановленных деталей.
При организации ремонта сложной (самоходной) машины в соответствии со схемой, изображенной на рисунке 2, основная часть разборочно-сборочных операций осуществляется в ремонтно-монтажном участке: разборка машины на агрегаты, разборка агрегатов ходовой части и трансмиссии и др.
Разборка агрегатов топливной, гидравлической систем, электрооборудования, основного и пускового двигателей и т. п. выполняется на соответствующих участках.
Мойка агрегатов выполняется в моечной машине, установленной в ремонтно-монтажном участке. Мойка деталей может выполняться как в моечной машине (крупных), так и в моечных ваннах на соответствующих участках.
Для дефектовки деталей, в отличие специализированных предприятий с конвейерной системой ремонта, отдельные рабочие места, тем более участки, не создаются. Дефектовка выполняется, как правило, на тех же участках и рабочих местах, где и разборка.
Орудия ремонтного производства.
Орудиями ремонтного производства является основное технологическое оборудование, технологическая оснастка, вспомогательное технологическое оборудование.
Основное ремонтно-технологическое оборудование – это орудия производства, в которых для выполнения отдельных технологических операций размещаются объекты ремонта или материалы, средства воздействия на них, а при необходимости – источник энергии.
К основному ремонтно-технологическому оборудованию относятся металлообрабатывающие станки, сварочные и наплавочные установки, обкаточно-испытательные стенды, термические печи, гидравлические прессы, пневматические молоты, грузоподъемные механизмы и т. п.
Технологическая оснастка – это средства технологического оснащения, дополняющие оборудование для выполнения технологических операций. К технологической оснастке относятся патроны, люнеты, инструмент, приспособления для закрепления деталей, грузозахватные приспособления и т. п.
Вспомогательное технологическое оборудование – это средства технологического обеспечения рабочих мест с целью создания условий для безопасного и качественного выполнения технологических операций с высокой производительностью труда.
К такому оборудованию можно отнести стеллажи, верстаки, монтажные столы, подставки для машин и агрегатов, контейнеры для сбора выбракованных деталей и материалов, ветоши. моечные ванны, ручные тележки и др.
Формы организации ремонта машин
1982
Формы организации ремонта машин показывают, каким образом ведется технологический процесс ремонта машин на предприятии. Формы организации ремонта машин классифицируют по следующим признакам:
по степени расчленения операций технологического процесса ремонта (бригадная, узловая, поточно-узловая, поточная);
по степени обезличивания конструктивных элементов машин (обезличенная и необезличенная форма ремонта);
по степени охвата ремонтом всей машины или отдельных агрегатов (полнокомплектная и агрегатная форма).
Выбор формы организации производства определяется рядом факторов: объемом выполняемых работ, величиной программы и марочностью машин (однотипность) и их конструктивными особенностями, производственными условиями ремонта (наличие площадей и др.) и т.д.
Бригадная форма организации является простейшей. Сущность ее заключается в том, что весь объем работ по ремонту изделий производится одной группой (бригадой) рабочих без существенного разделения труда между ними. Бригада (группа) выполняет главным образом разборочно-сборочные, слесарно-подгоночные и обкаточно-испытательные работы. Специализирован-ные работы (кузнечно-сварочные, механические, электротехнические и другие) выполняются специальными рабочими.
Бригадная форма организации применяется в небольших ремонтных предприятиях. Ремонт осуществляет бригада из 2-3 человек вместе с водителями машин.
Эта форма имеет ряд существенных недостатков: не полностью используется имеющееся оборудование, приспособления и производственные площади мастерских; нерационально используется квалификация рабочих; снижается производительность труда; удлиняются сроки пребывания объектов в ремонте; ограничивается возможность механизации процессов труда; высокая трудоемкость и низкое качество работ.
Наиболее прогрессивной является узловая форма организации производства. При этой форме полностью исключаются недостатки бригадной формы. Сущность узловой формы состоит в том, что весь комплекс работ технологического процесса ремонта машин делится на части, каждая из которых представляет собой группу операций с законченным процессом ремонта этой части «узла». Каждая часть работ (группа операций) производится на специализированных соответственно оборудованию рабочих местах, за которыми закреплены постоянные рабочие или группа рабочих. Применение данной формы организации дает возможность повысить производительность труда; рационально использовать и повышать квалификацию рабочих, что улучшает качество ремонта; лучше использовать оборудование; производственные площади; облегчить контроль за выполняемыми работами; уменьшать длительность технологического цикла. Эта форма находит распространение в крупных РММ.
К ее недостаткам можно отнести отсутствие ритмичности процесса производства, неравномерность загрузки рабочих мест, отсутствие поточности. Ритмичность – повторение через определенный промежуток времени закре-пленных за рабочими местами операций.
При поточно-узловой форме организации производства сохраняется такая же специализация работ, как и при узловой. Однако при этой форме организации разборочно-сборочные операции по машине и отдельным агрегатам выполняются на поточных линиях, а разборочно-сборочные работы по другим агрегатам и восстановлению деталей выполняются на специализированных рабочих местах. На поточных линиях для перемещения машин и агрегатов используются рольганги, тележки, эстакады и другие устройства.
Такая форма организации производства позволяет обеспечивать более полное использование производственных площадей, оборудования, значительно повышается производительность труда и сокращается длительность ремонта.
Поточная форма организации производства представляет собой высшую форму организации производства и характеризуется непрерывностью, ритмичностью и высоким уровнем операциализации рабочих мест. Поточная линия представляет собой совокупность специализированных рабочих мест, расположенных в соответствии с последовательностью операций технологического процесса. Рабочие места согласовываются по загрузке путем расчленения производственного процесса на равные части или кратные по времени выполнения или трудоемкости операции.
В зависимости от количества и разновидности монтируемых объектов могут быть поточные линии одно- и многопредметными, по движению различаются на непрерывно- и прерывно-поточные. Наиболее совершенной формой является однопредметная непрерывно-поточная линия.
Для организации поточного метода необходимо наличие большой программы, минимальная разномарочность 1-3, наличие отработанного технологического процесса и хорошо организованное планирование и снабжение производства. Применяется данная форма на ремонтных предприятиях с большой программой.
Вследствие различия межремонтных сроков службы агрегатов при сдаче в ремонт полнокомплектных машин наблюдается недоиспользование их ресурсов. Поэтому агрегатная форма организации ремонта имеет особое значение.
Сущность ее заключается в том, что ремонт вышедшей из строя машины сводится к замене дефектных агрегатов на исправные (отремонтированные или новые) из оборотного фонда, что обеспечивает восстановление работоспособности и ресурса машин при наименьших затратах. Ремонт дефектных агрегатов производится на специализированных ремонтных предприятиях. Для организации данной формы ремонта необходимы запасные детали, узлы, агрегаты, которые подразделяются на оборотные, обменные и страховые. Величина оборотного фонда агрегатов, узлов и деталей для хозяйств должна быть оптимальной. Повышенное их количество ведет к омертвлению оборотных средств, а занижение – к снижению коэффициента технической готовности машин. Оборотный фонд (узлов и агрегатов) создается на предприятиях, обслуживающих технику, и на ремонтных предприятиях. Он является резервным фондом, который используется в первом случае для быстрого восстановления работоспособности машин, ремонтируемых на месте; во втором случае в качестве задела, обеспечивающего бесперебойную работу производства.
Расчет потребности в оборотном фонде можно определять по формуле
где – списочное количество машин данной марки;
– среднегодовая нагрузка, км, усл, га;
– время оборачиваемости;
– коэффициент, учитывающий разбросанность машин в хозяйстве (при одном лесопункте – 1,0; двух – 1,25; трех – 1,5; четырех – 1,75; пяти – 2,0);
– количество рабочих дней в году;
М – межремонтный интервал, км, ч, и т.д;
– количество однотипных агрегатов на машине.
Обменный фонд создается на ремонтных предприятиях и технических обменных пунктах (ТОП), которые служат посредниками между хозяйствами й ремонтными предприятиями. Они позволяют повысить эффективность агрегатной формы организации за счет снижения затрат на доставку неисправных агрегатов и сокращения времени оборачиваемости. Величину обменного фонда можно определить по формуле
где – годовая производительная программа ремонта;
– длительность ремонта, дни;
,
,
– соответственно, длительность приемки производственного цикла, выдача агрегата.
Номенклатура и величина оборотного фонда агрегатов, узлов на 100 списочных машин даны в положении, разработанном ЦНИИМЭ.
Страховой запас – это количество узлов и агрегатов, необходимое для нормальной работы машины предприятий, а также ремонтных предприятий в случае непредвиденных обстоятельств.
где – коэффициент доверительной вероятности (0,6-0,75);
Р – программа или количество машин в хозяйстве.
Лучшей формой организации ремонтного производства в настоящее время считают организацию фирменного ремонта, когда существует прямая и обратная связь в системе производство-ремонтный завод, что позволяет совершенствовать не только ремонт, но и конструкцию и технологию производства машин.
Обезличенный ремонт – это ремонт изделия, при котором выполнение восстановительных операций производится без учета принадлежности восстанавливаемых деталей и сборочных единиц к определенному экземпляру данного вида изделия.
При необезличенном ремонте сохраняется принадлежность деталей и узлов к ремонтируемой машине. Снятые с объекта ремонта детали, узлы и агрегаты после их восстановления устанавливают на тот же объект сборки. Однако и при этом методе имеется обезличивание, когда одна деталь заменяется новой или отремонтированной.
При обезличенном ремонте упрощается производственный учет, отпадает необходимость составления дефектовочных ведомостей на каждый объект. Недостаток – повышенный износ деталей, сопряжение которых нарушено. Но и при этом методе есть элементы необезличивания – крышки коренных подшипников, шатунов и др. деталей. Обезличенный ремонт применяется на предприятиях с большой производственной программой, а необезличенный ремонт – на предприятиях с малой программой ремонта типа РММ.
Полнокомплектный ремонт – это такой, когда полнокомплектная машина доставляется на ремонтное предприятие.
Предприятия РОБ проектируют проектные организации. Для сокращения затрат на проектирование работы ГИПРОЛЕСТРАНС разработал ряд типовых проектов для РММ, гаражей, леспромхозов. Однако для других видов объектов, как, например ПЦТО, не имеется типовых проектов. Типовые проекты на РМЗ, ТРЗ также не разрабатываются, так как они в большей мере определяются плотностью распределения на территории обслуживаемой зоны. При разработке типовых проектов РММ в основу кладется годовой объем работ предприятия. Этот объем работ выражается объемом заготовок для автомобильной вывозки. Автомобильная вывозка производится непосредственно из леспромхозов. В ГИПРОЛЕСТРАНС разработаны два типовых проекта РММ: № 416-7-200-8 на 50 единиц оборудования для леспромхозов с автомобильной вывозкой в объеме 250 — 350 тыс.
Для определения места размещения ремонтного предприятия на карте района, помещенной в прямоугольные координаты, наносят точки (пункты) нахождения и концентрации объектов ремонта. Спроектировав точки (пункты) расположения объектов ремонта на оси координат, находят значение абсциссы X: Х1, Х2, . Хn и ординаты Y1, . Yn, а массы машин, подлежащих ремонту, Q1, Q2, . Qn известны.
Место расположения определяют путем нахождения средневзвешенного значения абциссы Хр и ординаты Yp . Это легко сделать, зная массу машин и значения абцисс и ординат (рис. 2):
Точка пересечения Xp и Yp и будет местом строительства ремонтного предприятия. Может оказаться, что найденная точка не отвечает условиям обеспечения завода топливом, электроэнергией, водой, рабочей силой и др. Тогда определяют ближайшие две-три точки, удовлетворяющие указанным условиям, и путем расчета определяют минимальную стоимость перевозок, что является критерием оптимальности размещения предприятия в данном пункте.
Рис. 2 Схема определения рационального размещения ремонтного предприятия