Оптимизация склада запасных частей автомобиля

Логистика магазина / склада автозапчастей

Можно обеспечить широкий ассортимент товаров, ответственно подойти к подбору сотрудников, однако магазин автозапчастей не будет эффективно работать без правильной схемы логистики. Она включает в себя:

  • стратегическое управление закупками;
  • режим снабжения;
  • порядок хранения товаров;
  • систему управления информационными потоками.

В этом контексте задача складской логистики заключается в снижении затрат при одновременном увеличении прибыли магазина.

Пример организации логистики магазина автозапчастей

Не так давно мы выполнили заказ торговой сети (в дальнейшем – клиент), специализирующейся на продаже автомобильных запчастей. Имея много магазинов, организация решила не покупать складское помещение для временного хранения товаров.

Представители компании-дистрибьютора выполнили расчеты и установили, что расходы на строительство или приобретение собственного склада, наряду с его содержанием, окажутся большими, чем при использовании логистических механизмов 3PL-оператора. Поэтому, было принято решение о сотрудничестве с “Мирада”.

Проработка схемы логистики автозапчастей

Разработать “с нуля” план действий и обеспечить складское хранение автомобильных запчастей для сети магазинов – это сложная задача, справиться с которой под силу лишь опытному исполнителю, лидеру логистического сектора.

Чтобы логистика автозапчастей была гибкой, быстрой и продуктивной, требуется учесть множество нюансов. Ведь, только одна модель автомобиля какого-либо производителя содержит от 15 000 до 30 000 различных деталей. Вместе с тем, детали одного автоконцерна являются уникальными и подходят исключительно для одной его модели. Для другой модели нужны иные запчасти. Не говоря уже о машинах прочих автопроизводителей.

Наши сотрудники выделили следующие векторы:

  • распределение имеющихся ресурсов заказчика для достижения наибольшей эффективности;
  • рациональное размещение товара и оборудования на складе;
  • разработка комплекса унифицированных складских операций;
  • построение оптимальных маршрутов перевозки товаров по территории склада;
  • построение оптимальных маршрутов доставки продукции от поставщиков на склад;
  • построение оптимальных маршрутов транспортировки запчастей для автомобилей в сетевые магазины;
  • создание и использование цифровой WMS-системы складского учета.

Для успешного выполнения задания, нам нужно было учесть факторы, оказывающие влияние на эффективность работы создаваемого склада автозапчастей:

  • виды продукции и объемы товаров, которые планировалось складировать;
  • схема поставок запчастей;
  • способы доставки комплектующих;
  • предпочтительная WMS-система;
  • специфика комплектовки заказов;
  • обеспечение кросс-докинга;
  • необходимость в переупаковке и инвентаризации и т.д.

Сложности добавляет и тот факт, что комплектующие нуждаются в разных условиях хранения, отличаются способом упаковки, размерами, материалами.

Перед нашими экспертами стояла задача создания логистической схемы на основе одного склада, которая удовлетворяла бы всем требованиям по каждому артикулу и наименованию товара!

Одновременно, мы учли необходимость доставки в точки продаж партий, укомплектованных запчастями из разных товарных позиций, на каждую из которых приходилось не более десятка деталей.

Практические предложения по организации логистики

Организация хранения товаров на складе

Для задействования всего складского пространства, мы обеспечили хранение запчастей на полках стеллажей с использованием двух типов паллет:

  • FIN 1000×1200×150 мм;
  • EURO 800×1200×150 мм.

Продукцию среднего и маленького размера (независимо от типа) предполагалось хранить в ящиках на полках, что подразумевало как автоматизированную, так и ручную обработку грузов.

Аккумуляторы и шины, ввиду их потенциальной опасности для здоровья людей, разместили в отдельном помещении с мощной принудительной вентиляцией.

Большинство автомобильных запчастей не требуют поддержания особого температурного режима. Тем не менее, ряд комплектующих (например, пластиковые и резиновые детали) могут потерять товарный вид, выйти из строя при слишком высокой или низкой температуре.

Принимая это во внимание, мы предложили клиенту воспользоваться складским помещением класса А, в котором круглый год поддерживается стабильная температура в районе от +5 °C до +25 °C, что идеально подходило для хранения автодеталей.

Читайте также:  Для двигателя c16nz какое масло заливать

Принятые меры принесли положительный эффект:

  • существенно уменьшились расходы клиента;
  • поддоны легко перемещать;
  • в любой момент можно поменять уровни хранения;
  • ускорилась складская обработка товаров и пр.

Зонирование склада

Склады компании “Мирада” по умолчанию разделены на технологические зоны, в каждой их которых выполняются определенные производственные операции. Поэтому, зонирование под логистику запчастей для авто уже имелось. Склад был поделен на такие секторы:

  • Участок разгрузки товаров, доставляемых на хранение.
  • Зона приемки.
  • Площадка для длительного хранения запчастей.
  • Сектор напольного хранения.
  • Зона хранения премиальных и прочих дорогостоящих товаров – видеорегистраторов, автомагнитол, бортовых компьютеров, каталогов и др.
  • Участок стеллажного хранения, где можно разместить от 500 до 3000 паллет.
  • Площадка для хранения ходовых запчастей и крупных деталей, входящих в группу А (автостекла, ремни, резиновые коврики, фильтры, рычаги и пр.). Тут применяются 5-8-ярусные стеллажи, где нижние ярусы служат для подбора автозапчастей, а верхние ярусы – для хранения резервных объемов указанных комплектующих.
  • Сектор размещения быстрооборачиваемых запчастей (здесь концентрируются товары, отгружаемые непосредственно в магазины клиента).
  • Зона мелкоячеистого складирования, рассчитанная на хранение большого количества стандартных мелких деталей – болтов, штифтов, гаек, шайб, гроверов и пр.
  • Участок комплектации, где продукция упаковывается и подготавливается перед отправкой (осуществляется взвешивание, замеряются упаковочные места, происходит маркировка).
  • Зона отгрузки.
  • Сектор временного хранения и обработки списанных автомобильных деталей и заводского брака.

Обработка заказов с АБС-анализом и учетом товарных групп

Для ускорения обработки товаров, мы поделили все запчасти на 3 группы по степени востребованности – А, В и С.

Детали, часто заказываемые магазинами клиента, складируются в непосредственной близости от участка комплектации и зоны отгрузки. Чем реже поступают заявки на отдельные комплектующие, тем дальше они хранятся.

Благодаря описанному организационному решению, обработка стандартных заявок происходит в таких временных интервалах:

  • автозапчасти группы А (наивысший спрос и небольшой ассортимент) отгружаются в течение 24 часов;
  • детали группы В (обычный средний спрос, много наименований) и С (требуются редко) отправляются в магазины торговой сети в течение 24-72 часов;

Срочные заявки на товары группы В и С обрабатываются в течение 24 часов.

Оптимизация перевозок продукции внутри склада

Безостановочная, точная и быстрая работа склада в огромной мере зависит от выстраивания оптимальной внутренней маршрутной сети.

Нами введена строгая нумерация проходов, стеллажей, полок, точек напольного хранения и позиций запчастей. За счет этого сотрудники оперативно перемещают товары по территории склада, до зоны комплектации и сектора отгрузки.

Система WMS

В качестве механизма автоматизации учета продукции мы предложили клиенту уникальную программу WMS собственной разработки, в алгоритмах которой прописаны все требования к хранению автомобильных запчастей.

База данных содержит полную информацию по каждой детали – количество, местоположение, вес, физические размеры, товарные коды, серийные номера и пр.

В итоге, была запущена полноценная система динамического складирования, позволившая дополнительно автоматизировать технологические процессы. Так, программа самостоятельно выбирает оптимальную ячейку, учитывая объем продукции, размеры упаковки и другие характеристики товара.

Дополнительное распределение поступающей продукции

Запрашивающей стороне было предложено воспользоваться сервисом расконсолидации паллет, доставляемых на склад для хранения. Вместо высоких паллет, стали использоваться низкие, соответствующие стандартам политизации, принятым в обслуживаемых магазинах.

Одновременно, компания “Мирада” осуществляет стикеровку получаемой продукции. Это многократно увеличило эффективность складского учета.

Результативность предоставляемых логистических услуг

Практика использования нашей системы складского хранения запчастей для авто позволила сделать следующие выводы:

  • выполнение заказов существенно ускорилось;
  • до 90% автозапчастей отгружаются без ошибок и точно в срок;
  • возросла удовлетворенность покупателей комплектующих, которые привели новых потребителей;
  • в несколько раз увеличился объем продаж магазинами клиента.

Пошаговую инструкцию, о поиске складской недвижимости в Москве можно скачать тут

Как открыть и оборудовать склад автозапчастей?

Правильно организованный склад является одним из наиболее важных и сильных звеньев в цепи работы бизнеса, связанного с автомобилями, будь-то автомагазин, СТО или оптовая база. Можно рассматривать склад автозапчастей и как отдельный бизнес, в основном он позволяет уменьшить издержки на хранение, обслуживание и другие статьи расхода более крупной структуры.

За счет быстрого перемещения товаров склад дает возможность ускорить оборот капиталовложений. Ключевым моментом в организации склада является движение товаров, а не их хранение – этот принцип крайне важен при планировании и определяет общую эффективность склада.

Читайте также:  Устройство дифференциала автомобиля зил

современный склад автозапчастей класса А

Нет однозначной классификации складов запчастей автомобилей, но возможно выделить основные группы, что дает возможность точнее подойти к задаче:

  • Склады центральных представительств;
  • Склады официальных дилеров и неофициальных представительств;
  • Склады сетей, реализующих автозапчасти;
  • Склады магазинов автозапчастей;
  • Склады запчастей для ремонтных мастерских (СТО)

Понимание того, к какой из этих категорий относится склад, является одним из основных моментов во всем создании склада.

Выбор размера и расположения склада запчастей

Размер будущего склада определяется видом деятельности и планируемым товарооборотом. Для малого бизнеса в сфере розничной торговли автозапчастями, складов при станциях техобслуживания и ремонтных мастерских не требуется огромных помещений, поэтому оптимальным решением станут небольшие быстровозводимые склады из ЛСТК. Такие склады могут возводится как в «теплом» так и в «холодном» исполнении.

Для обшивки используются два основных материала — SIP-панель и профилированный стальной лист. Панели хороши для складов «теплого» типа, в которых зимой поддерживается нужная температура. Профнастил подходит для складов без обогрева.

Для небольшого склада удачным готовым решением может быть мини-склада площадью 112 м 2 .

Для более крупных проектов, под склады торговых дилерских сетей или официальных представительств также можно воспользоваться готовыми решениями, например:

пример типового решения склада из ЛМК

Элементы здания выполнены в промышленных условиях из стальных листовых материалов, что обеспечивает высокую точность. Конструкция отличается значительной прочностью и стойкостью к огню, ветровым и сейсмическим нагрузкам. При этом элементы конструкции занимают минимальную площадь, что позволяет увеличить полезную площадь здания. В некоторых случаях используемая площадь расширяется на 20%, что упрощает вопрос, как оборудовать склад запчастей.

Главное преимущество подобных конструкций — цена. Средняя стоимость 1 м 2 склада составляет от 2500 рублей.

Организация зоны погрузки — разгрузки

Площадь склада состоит из трех основных зон: приемки, хранения и выдачи. Чтобы максимально оптимизировать работу склада запчастей, требуется правильно задать входящий и исходящий поток грузов. Для входящего потока склад должен быть оборудован удобными подъездными путями, складскими воротами и платформами для удобной погрузки-разгрузки товаров.

Неправильным подходом является организация входящего потока со смежного со складом участка при нахождении склада в составе более крупной станции. Если склад находится не на первом этаже, то рекомендуется установить грузовой лифт.

Для удобной и оперативной приемки товара, необходимо обеспечить «мост» для сообщения пола склада и бортом грузовика, который подвозит продукцию на склад. Для этого используются специальные перегрузочные мосты или «доквеллеры»:

В случае, когда склад входит в комплекс городского или регионального представительства бренда, то исходящий поток должен разделяться на 2 части – выход в зону ремонта и обслуживания, и выдачу в клиентскую зону, где выполняются прямые продажи. В центральном представительстве отсутствует розница, а все акценты склада смещены.

пример оборудования зоны разгрузки на складе запчастей VW

Анализируя эти потоки, можно подобрать наиболее удобное место для склада на территории станции. После этого определяются размеры склада. Для этого учитывается требуемый объем склада, частота и объем пополнения, скорость внутренней обработки товаров. Есть и более глубокие составляющие – ассортимент, сезонность и т. д.

Проектирование размещения товаров на складе

При планировании склада необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Максимально удобное размещение запчастей;
  • Уменьшение времени получения продукции с места хранения;
  • Уменьшение времени приемки товаров и их размещения на складе.
Читайте также:  Руководство по ремонту автомобиля subaru forester

При учете этих принципов в решении вопроса, как складировать запчасти на складе, частой возникают ситуации, что хорошая идея для одной задачи противоречит другой. Приведем пример удачно спроектированной зоны для хранения товаров на складе автозапчастей:

Схема правильного размещения стеллажей на складе автозапчастей (источник forma-com.ru )

Зону хранения можно разделить на такие части в зависимости от групп складской номенклатуры:

Кузовные детали

В эту группу входят капоты, крылья, двери, бампера и пр. Для их хранения используются вертикальные стеллажи для склада запчастей с переставляемыми разделителями. Одна деталь в среднем занимает 20 см от ширины стеллажа. Некоторые детали можно вкладывать друг в друга, такие как пластиковые крылья и бампера. При выборе размера этой части склада следует ориентироваться на общее направление работы станции.

К примеру, у дилеров работа направлена на простой и быстрый ремонт, поэтому количество хранимых деталей кузова невелико. Если стоит вопрос, как открыть склад кузовных автозапчастей, то эта часть склада будет занимать большое пространство.

Шины и колеса

Этой группе продукции требуются особые условия. Во многих автоцентрах эти условия не соблюдаются – резиновые изделия хранятся штабелем или складываются «елочкой». При длительном хранении это приводит к деформации резины в местах контакта с поддерживающими конструкциями. Рекомендуется хранить шины на специальных стеллажах на основе траверс .

специальные стеллажные системы для хранения шин и колес

Для удобства хранения стеллажи можно комплектовать дополнительными элементами, в первую очередь разделителями. Это позволяет на одном стеллаже разместить не только шины, а и другие автозапчасти. Количество колес значительно различается в зависимости от типа склада. В региональных представительствах бренда может находиться одновременно до 500 комплектов.

Горюче-смазочные жидкости

Особенность их хранения является требования в отдельном месте хранения. На практике просто устанавливается перегородка, которая показывает отдельную комнату. Жидкости расфасованы в бочки объемом 200 и 60 л, а также меньшие емкости. Если работа ведется с грузовым автотранспортом, то требуемое количество бочек вырастает на порядок. Для хранения рекомендуется использовать стеллажи с колосниковыми решетками, это упрощает удаление подтеков.

Внимание. Если на складе планируется хранения легко воспламеняющихся жидкостей, обязательным этапом обустройства склада станет установка систем пожаротушения для складов ГСМ

Запчасти средних и малых габаритов

Они расфасованы в коробках, и в вопросе, как хранят запчасти на складе, проблем с ними не наблюдается. В среднем центре находится 2-3 тысячи наименований запчастей малых габаритов. Достаточно удобно использовать для них контейнеры с внутренними разделителями.

Чтобы упростить поиск изделий, рекомендуется использовать системы маркировки для стеллажей . Они могут представлять собой наклейки или магнитные кармашки, в которых размещаются указатели.

Автоматизация склада запчастей

Этот этап бизнес плана касается крупных складов оптовых дилеров и крупных представителей с площадью помещений от нескольких тысяч квадратных метров. Однако и малому бизнесу, который планирует расширяться, будет интересно знать о новых технологиях применяемых для автоматизации логистических процессов на складах автозапчастей.

Наиболее важным средством автоматизации является система управления складом. Она определяет оптимальные маршруты и места для размещения продукции. Эффективность такой системы лучше всего заметна при работе с большим количеством номенклатуры . Система управления позволяет снижать до минимума издержки, связанные с обработкой товаров, количество сотрудников склада, свести до минимума ошибки, связанные с человеческим фактором и максимально ускорить процесс обработки заказа.

Как сэкономить пространство на складе при хранении автозапчастей?

  • Если оборот на вашем складе увеличился и количество наименований продукции значительно выросло
  • Если ваши сотрудники тратят много времени на отбор заказа
  • Надо расширять склад, но хочется сэкономить и не вкладываться в строительство новых площадей

Рассмотрите пример автоматизации склада с применением систем хранения лифтового типа , которые позволили сократить площадь хранения на складе на 75% (с 2000 до 500 кв.м.)

По вопросам строительства и проектирования складских помещений обращайтесь через форму обратной связи

Оцените статью