Определить срок замены транспортного средства методов минимума общих затрат.
Автомобиль, купленный условно за 4000 000 руб., эксплуатировался 6 лет, ежегодно проезжая по 30 тыс. км. Годовые затраты на ремонт приведены в табл. 1.12 В ней же указана рыночная стоимость автомобиля (также условно) к концу каждого года эксплуатации.
Для определения точки (срока) замены необходимо определить две следующие зависимости:
1) F1(x) – зависимость расходов на ремонт, приходящихся на единицу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной работы;
2) F2(x) – зависимость расхода капитала, приходящегося на единицу выполненной работы, от количества выполненной работы.
Найденные зависимости f1(x) и f2(x) позволят определить функцию F(x) – зависимость суммарных затрат, т. е. расходов на ремонт и расхода капитала, от величины пробега. Минимальное значение функции F(x) укажет срок замены транспортного средства.
Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат (начальная стоимость автомобиля – 4000 000 руб.)
Год | Пробег, нарастающим итогом, км | Годовые затраты на ремонт, руб. | Рыночная стоимость машины к концу периода, руб. |
30 000 | 30 000 | 3400 000 | |
60 000 | 80 000 | 2900 600 | |
90 000 | 190 000 | 2500 900 | |
120 000 | 320 000 | 2200 800 | |
150 000 | 450 000 | 2000 500 | |
180 000 | 610 000 | 1800 400 |
Количество выполненной работы будем измерять пробегом автомобиля.
Расчет точки замены рекомендуется выполнить по форме, представленной в табл. 1.13.
Для определения f1(x) необходимо:
1. Определить затраты на ремонт нарастающим итогом к концу каждого года эксплуатации. По результатам расчетов заполнить гр. 4 табл. 1.13
2. Определить затраты на ремонт в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого затраты на ремонт к концу n-го периода, исчисленные нарастающим итогом, т. е. данные гр. 4 табл. 1.13 необходимо разделить на суммарный пробег автомобиля к концу этого же периода. Полученные результаты заносятся в гр. 5, данные которой в совокупности образуют табличную запись функции f1(x). Таблица 1.13
Расчет точки минимума общих затрат
Год | Пробег нарастающим итогом, км | Годовые затраты на ремонт, руб. | Затраты на ремонт нарастающим итогом, руб. | Стоимость ремонтана1 км пробега к концу периода, руб. (функция f1(x)) | Рыночная стоимость машин к концу периода, руб. | Величина потребленного капитала к концу периода, руб. | Величина потребленного капитала на 1 км пробега руб. (функция f2(x)) | Общие затраты на 1 км пробега, руб. (функция F(x)) |
1-й | 30 000 | 30 000 | 30 000 | 1,0 | 3400 000 | 600 000 | 20,00 | 21,0 |
2-й | 60 000 | 80 000 | 110 000 | 1,8 | 2960 000 | 1040 000 | 17,33 | 19,13 |
3-й | 90 000 | 190 000 | 300 000 | 3,33 | 2590 000 | 1410 000 | 15,67 | 19,00 |
4-й | 120 000 | 320 000 | 620 000 | 5,17 | 2280 000 | 1720 000 | 14,33 | 19,5 |
5-й | 150 000 | 450 000 | 1070 000 | 7,13 | 2050 000 | 1950 000 | 13,00 | 20,13 |
6-й | 180 000 | 610 000 | 1680 000 | 9,33 | 1840 000 | 2160 000 | 12,00 | 21,33 |
Для определения f2(x) необходимо:
1. Определить величину потребленного капитала к концу каждого периода эксплуатации. Эта величина рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью автомобиля (40 000 руб.) и его стоимостью на рынке транспортных средств, бывших в употреблении, к концу соответствующего периода эксплуатации (данные гр. 6). Найденные значения потребленного капитала вносятся в гр. 7 итоговой таблицы.
2. Определить величину потребленного капитала в расчете на 1 км пробега автомобиля. С этой целью значения гр. 7 необходимо разделить на соответствующие величины пробега (данные гр. 2). Результаты, образующие множество значений функции f2(x), заносятся в гр. 8.
Для определения F(x) необходимо определить общие затраты в расчете на 1 км пробега. Для этого следует построчно сложить данные гр. 5 и 8, а результаты, также построчно, вписать в гр. 9. Данные гр. 9 образуют множество значений целевой функции F(x), минимальное значение которой указывает на точку замены автомобиля.
Графы 2, 4 и 5 заполняются либо на основании исходных данных, приведенных в табл. 1.12, либо в соответствии с отдельным вариантом задания.
Заполнив все графы табл. 1.13, мы завершили определение функций f1(x), f2(x) и F(x) в табличной форме. Для лучшего же усвоения материала перечисленные зависимости рекомендуется оформлять и в графической форме (рис. 1.1).
Из графы 9 табл. 1.13 видно, что функция F(x) принимает минимальное значение – 19,00 руб. после третьего года эксплуатации. При данных значениях стоимостных показателей и среднего годового пробега дальнейшая эксплуатация автомобиля экономически невыгодна и его надо менять на новый.
Задание студентам для самостоятельной работы.
Исходные данные решения задачи для каждого студента определяются путем прибавления последней цифры зачетной книжки к ежегодному пробегу, последних трех цифр – к ежегодным затратам на ремонт и последних пяти цифр – к рыночной стоимости машины к концу каждого периода.
Решение. Определение оптимального срока замены транспортного средства
Задача
Определение оптимального срока замены транспортного средства
Транспортные расходы, в том числе расходы на содержание транспортных средств, в структуре затрат на логистику занимают свыше 40%. Сократить эту статью расходов позволит своевременная замена транспортного средства. Решение данной задачи основано на понимании того, что всякое транспортное средство (автомобиль, погрузчик и т. д.), несмотря на массовый характер сборки, «болеет по-своему», т. е. в процессе эксплуатации имеет индивидуальную динамику расходов на ремонт. Система учета затрат, направленных на поддержание работоспособности транспортного парка, должна обеспечивать выявление «слабой» техники, замену которой необходимо осуществлять в первую очередь.
Как свидетельствует практика, данная задача ставится и решается прежде всего на предприятиях, имеющих в своем составе службу логистики.
Методика определения срока (точки) замены транспортного средства, основана на точном учете затрат на ремонт в процессе эксплуатации транспортного средства, а также на маркетинговых исследованиях рынка транспортных средств, бывших в употреблении.
Автомобиль, купленный за 40 000 у.е., эксплуатировался 6 лет, ежегодно проезжая по 20 тыс., км. Годовые затраты на ремонт приведены в гр. 3 табл. 1. В ней же указана рыночная стоимость автомобиля к концу каждого года эксплуатации (гр. 4).Определить срок замены транспортного средства методом минимума общих затрат.
Для определения точки (срока) замены необходимо определить две следующие зависимости:
1) f1(х) — зависимость расходов на ремонт, приходящихся на единицу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной работы;
2) f2(x) — зависимость расхода капитала, приходящегося на единицу выполненной работы, от количества выполненной работы.
Найденные зависимости f1(х) и f2(х) позволят определить функцию F(x) — зависимость суммарных затрат, т.е. расходов на ремонт и расхода капитала, от величины пробега. Минимальное значение функции F(x) и укажет срок замены транспортного средства.
Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат (начальная стоимость автомобиля – 40000 у. е.)
Год | Пробег, нарастающим итогом, км | Годовые затраты на ремонт, у. е. | Рыночная стоимость машины к концу периода, у. е |
Количество выполненной работы будем измерять пробегом автомобиля. Расчет точки замены рекомендуется выполнить по форме, представленной в табл. 2.
Для определения f1(x) необходимо:
1. Определить затраты на ремонт нарастающим итогом к концу каждого года эксплуатации. По результатам расчетов заполнить гр. 4 табл. 2.
2. Определить затраты на ремонт в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого затраты на ремонт к концу n-го периода, исчисленные нарастающим итогом (т. е. данные гр. 4 табл. 2), необходимо разделить на суммарный пробег автомобиля к концу этого же периода. Полученные результаты заносятся в гр.5, данные которой в совокупности образуют табличную запись функции f1(x).
Для определения f2(x) необходимо:
1. Определить величину потребленного капитала к концу каждого периода эксплуатации. Эта величина рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью автомобиля (40 000) и его стоимостью на рынке транспортных средств, бывших в употреблении, к концу соответствующего периода эксплуатации (данные гр. 6). Найденные значения потребленного капитала вносятся в гр. 7 итоговой таблицы.
2. Определить величину потребленного капитала в расчете на 1 км пробега автомобиля. С этой целью значения гр. 7 необходимо разделить на соответствующие величины пробега (данные гр.2). Результаты образуют множество значений функции f2(x),заносятся в графу 8
Для определения F(x) необходимо определить общие затраты в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого следует построчно сложить данные гр. 5 и 8, а результаты вписать в соответствующие строки гр. 9.
Минимальное значение F(x) указывает на точку замены автомобиля.
После определения функций f1(x), f2(x), F(x)в табличной форме определить перечисленные зависимости в графической форме.
В завершение данной темы можно рассчитывать потери, связанные с заменой транспортного средства в отличающийся от оптимального срок.
Для применения этого метода на предприятии служба логистики должна обеспечить точный учет расходов на ремонт каждой единицы, используемой в логистических процессах техники в привязке к количеству работы, выполненной данной единицей. В нашем примере количество работы измерялось пробегом транспортного средства. Для погрузочно-разгрузочной техники, обеспечивающей выполнение большинства логистических операций, объём произведенной работы измеряют количеством отработанного времени, для чего на современных погрузчиках, штабелерах и т.п. устанавливают часовые механизмы, фиксирующие отработанное время.
Для определения зависимости f2(x)необходимо проводить маркетинговые исследования, включающие анализ состояния и прогноз развития рынка подержанной техники.
Задание Определить срок замены транспортного средства методом минимума общих затрат.
Для определения точки (срока) замены необходимо определить две следующие зависимости:
1) ^(х) — зависимость расходов на ремонт, приходящихся на единицу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной работы;
2) ?2(х) — зависимость расхода капитала, приходящегося на единицу выполненной работы, от количества выполненной работы.
Найденные зависимости ^(х) и f2(x) позволят определить функцию Р(х) — зависимость суммарных затрат, т.
Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат (начальная стоимость автомобиля — 40 000 руб.)
Год Пробег, нарастающим итогом, км Годовые затраты на ремонт, руб.
1 20 000 300 34 000
2 40 000 800 29 600
3 60 000 1900 25 900
4 80 000 3000 22 800
5 100 000 4300 20 500
6 120 000 5900 18 400
Количество выполненной работы будем измерять пробегом автомобиля.
Расчет точки замены рекомендуется выполнить по форме, представленной в табл. 15.2.
Расчет точки минимума общих затрат
км Г одовые затраты на ремонт, руб. Затраты на ремонт нарастающим итогом, руб. Стоимость ремонта на 1 км пробега к концу периода, руб. (функция «Х» Рыноч
руб. Величина потребленного капитала к концу периода, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Для определения необходимо:
1. Определить затраты на ремонт нарастающим итогом к концу каждого года эксплуатации. По результатам расчетов заполнить гр. 4 табл. 15.2.
2. Определить затраты на ремонт в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого затраты на ремонт к концу пго периода, исчисленные нарастающим итогом, т. е. данные гр. 4 табл. 15.2 необходимо разделить на суммарный пробег автомобиля к концу этого же периода. Полученные результаты заносятся в гр. 5, данные которой в совокупности образуют табличную запись функции ^(х).
Для определения f2(x) необходимо:
1. Определить величину потребленного капитала к концу каждого периода эксплуатации. Эта величина рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью автомобиля (40 000 руб.) и его стоимостью на рынке транспортных средств, бывших в употреблении, к концу соответствующего периода эксплуатации (данные гр. 6). Найденные значения потребленного капитала вносятся в гр. 7 итоговой таблицы.
2. Определить величину потребленного капитала в расчете на 1 км пробега автомобиля. С этой целью значения гр. 7 необходимо разделить на соответствующие величины пробега (данные гр. 2). Результаты, образующие множество значений функции f2(x), заносятся в гр. 8.
Для определения F(ж) необходимо определить общие затраты в расчете на 1 км пробега. Для этого следует построчно сложить данные гр. 5 и 8, а результаты, также построчно, вписать в гр. 9. Данные гр. 9 образуют множество значений целевой функции Г(х), минимальное значение которой указывает на точку замены автомобиля.
Графы 2, 4 и 6 заполняются либо на основании исходных данных, приведенных в табл. 15.1, либо в соответствии с отдельным вариантом задания.
Заполнив все графы табл. 15.2, мы завершили определение функций ^(х), f2(x) и Г(х) в табличной форме.
В завершение данной темы можно рассчитывать потери, связанные с заменой транспортного средства в отличающийся от оптимального срок.
Для применения этого метода на предприятии служба логистики должна обеспечить точный учет расходов на ремонт каждой единицы используемой в логистических процессах техники в привязке к количеству работы, выполненной данной единицей. В нашем примере количество работы измерялось пробегом транспортного средства. Для погрузочно-разгрузочной техники, обеспечивающей выполнение большинства логистических операций, объем произведенной работы измеряют количеством отработанного времени, для чего на современных погрузчиках, штабелерах и т. п. устанавливают часовые механизмы, фиксирующие отработанное время.
Учет затрат на ремонт позволяет определить лишь одну из двух зависимостей, необходимых для принятия решения о замене техники. Другая зависимость ^2(х)) определяется в результате проведения маркетинговых исследований, включающих анализ состояния и прогноз развития рынка подержанной техники. Задачей службы маркетинга является также и реклама реализуемой предприятием техники.