Общие положения по ремонту автомобилей, виды ремонтов
Старение автомобилей и их составных частей. Старением автомобиляназывается процесс необратимого изменения его свойств и (или) состояния, обусловленного структурными превращениями, химическими изменениями в материалах, из которых изготовлены детали, а также постепенным накоплением в элементах конструкции автомобиля микро и макроповреждений при эксплуатации. Процессы старения всегда связаны со временем.
При эксплуатации автомобиля имеют место физическое изнашивание деталей, потеря усталостной прочности их материала, происходят изменения, связанные с коррозией, потерей жесткости, структурные изменения и химические превращения в металлах, потеря некоторых свойств (например, упругости, пластичности и др.).
В связи с этим необходимо знать законы старения, устанавливающие зависимость повреждений от времени. Например, толщины изношенного слоя, остаточного прогиба при деформации детали, площади или глубины поврежденного коррозией слоя в зависимости от наработки. Использование этих закономерностей позволяет прогнозировать потерю работоспособного состояния автомобилем и его составных частей. Старение детали происходит в результате воздействия нескольких разрушительных процессов и является результатом воздействия большого числа факторов.
Изнашиваниемназывается процесс отделения материала с поверхности твердого тела и (или) увеличения его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела. Износ является результатом изнашивания и определяется в установленных единицах (толщины слоя, объема, массы).
Процесс изнашивания обычно происходит в три стадии. На стадии 1 (рис. 98) идет приработка сопряженных поверхностей деталей, занимающая небольшой отрезок времени tП
Рис. 98. Зависимость износа h и скорости dh/dt изнашивания от времени работы
При этом износ h изменяется нелинейно, скорость изнашивания высокая, но постепенно убывает. Стадия II является наиболее продолжительной и характеризуется стабильностью процесса. Скорость изнашивания в этом случае небольшая и постоянная. Стадия III – ускоренное изнашивание, характеризующееся резко возрастающей скоростью изнашивания. Причиной этого является изменение условий трения из-за изменения размеров и формы трущихся поверхностей.
Деформациядетали может быть обратимой (упругой) и необратимой, т. е. остаточной. Если возникающие напряжения в материале детали меньше предела его упругости, то будет иметь место главным образом упругая деформация. Однако упругая деформация может сопровождаться и остаточной деформацией, например, при повышенных температурах. Остаточная деформация изменяет размеры и конфигурацию детали, что приводит к снижению долговечности двигателя в целом.
Разрушениеприводит к полному расчленению детали. Разрушения бывают вязкими, хрупкими и усталостными.
Вязкое разрушение происходит от касательных напряжений вследствие значительной пластической деформации. Плоскость разрушений расположена под углом к направлению приложения нагрузки и совпадает с направлением действия касательных напряжений.
Хрупкое разрушение происходит под действием нормальных напряжений. Ему предшествует незначительная пластическая деформация, и плоскость разрушения оказывается перпендикулярной направлению приложения нагрузки
Усталостное разрушение деталей является результатом многократного приложения нагрузок и происходит при напряжениях, значительно меньших, чем в случае однократного нагружения.
Коррозияпредставляет собой разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой.
Эрозия и кавитациявозникают при действии на металл потока жидкости, движущейся с большой скоростью. На поверхностях деталей образуются пятна, полосы, вымоины. Таким повреждениям подвергаются детали системы охлаждения двигателя, крылья кузова, воспринимающие со стороны колес поток воды, песка и мелких камней. Кавитационное повреждение металла происходит тогда, когда нарушается непрерывность потока жидкости и образуются кавитационные пузыри. Такому разрушению часто подвергаются детали системы охлаждения двигателя, гильзы цилиндров, посадочные пояски блоков цилиндров под гильзу, патрубки и др.
Предельным состояниемавтомобиля и его составных частей называется состояние, при котором их дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление их невозможно или нецелесообразно. Так, например, необходимость смены масла в картерах агрегатов связана с достижением маслами предельного состояния при изменении их смазывающих свойств; выполнение регулировочных работ обусловливается достижением предельных зазоров в сопряжениях; замена или ремонт детали диктуется износом хотя бы одной ее рабочей поверхности до предельного размера.
Составные части автомобилей подразделяются на ремонтируемые и неремонтируемые. Для первых в нормативно-технической и (или) конструкторской документации предусмотрено проведение ремонтов, а для вторых не предусмотрено.
Надежность изделий обусловливается их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.
Сохраняемость – свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение хранения и (или) транспортирования.
Система ремонта автомобилей.Техническая политика в области поддержания работоспособности автомобилей основана на планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта.
Плановый характер системы, предусматривает плановое проведение ТО, что обеспечивает предупреждение непредвиденного (аварийного) отказа автомобиля и регулярное получение информации о его техническом состоянии, и предполагает планируемые наработки агрегатов и автомобилей до вывода их в ремонт, а также объемы работ при ремонте. Предупредительный характер системы состоит в том, что она предполагает проведение ремонта составных частей и автомобиля в целом до наступления периода ускоренного изнашивания базовых и основных деталей.
Система ремонта автомобилейпредставляет собой совокупность взаимодействующих средств ремонта, исполнителей, стратегии, технологии и нормативно-технической документации, обеспечивающих работоспособное состояние подвижного состава.
Средства ремонта включают производственно-техническую базу (здания, сооружения, оборудование).
Исполнители разделяются на основных производственных и вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников, младший обслуживающий персонал и пожарно-сторожевую охрану.
Стратегия ремонта – это система правил, однозначно определяющих выбор решения о содержании, месте и времени выполнения ремонтных работ, либо о списании автомобиля или его составной части.
Технология ремонта – это совокупность методов изменения технического состояния автомобилей и их составных частей в процессе ремонта.
Нормативно-техническая документация содержит принципы, определения, методы и нормы, позволяющие наиболее эффективно решать задачи поддержания работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта.
Виды и методы ремонтов. В зависимости от назначения, характера и объема выполняемых работ различают текущий, средний и капитальный ремонты.
Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с ремонтом или заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельного состояния. Текущий ремонт обеспечивает безотказную работу отремонтированных агрегатов, узлов и деталей на пробеге, не меньшем, чем до ближайшего ТО-2.
Средний ремонт (СР) автомобилей предусматривается для случаев их эксплуатации в тяжелых дорожных условиях; проводится с периодичностью более одного года. При нем могут выполняться следующие ремонтные работы: замена двигателя, достигшего предельного состояния и требующего капитального ремонта; устранение неисправностей других агрегатов с заменой или ремонтом деталей; окраска кузова и другие работы, которые бы обеспечили восстановление исправного состояния автомобиля.
Капитальный ремонт (КР) автомобилей, агрегатов и узлов предназначен для обеспечения ресурса автомобиля и его составных частей путем восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80% до ремонтного) восстановлению ресурса . При КР заменяют или восстанавливают любые узлы и детали, включая базовые. Автомобили и агрегаты подвергают, как правило, не более чем одному капитальному ремонту. Базовой частью легкового автомобиля и автобуса является кузов, грузового автомобиля – рама. К базовым деталям агрегатов относятся: в двигателе – блок цилиндров; в коробке передач, заднем мосту, рулевом механизме – картер; в переднем мосту – балка переднего моста или поперечина независимой подвески; в кузове или кабине – корпус; в раме – продольные балки.
По характеру постановки на ремонт различают плановый и неплановый ремонты.
Плановый ремонт – ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Неплановый ремонт – ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения, с целью устранения последствий отказов.
По регламентации выполнения предусматриваются ремонты: регламентированный и по техническому состоянию.
Регламентированный ремонт – плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния изделия в момент начала ремонта.
Ремонт по техническому состоянию – плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала работы определяются техническим состоянием изделия.
Понятие о ремонте автомобилей
Автомобильный транспорт занимает ведущее место в перевозках пассажиров и грузов. В настоящее время более 80% объема всех перевозок обеспечивается автомобильным транспортом.
В процессе эксплуатации автомобиля его надежность и другие свойства постепенно снижаются вследствие изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются различные неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании и ремонте (рис.1.1). Современный автомобиль насчитывает более 3000 деталей и все они в различной степени подвергаются старению и износу. В процессе ТО и ремонта осуществляется замена наиболее быстроизнашиваемых деталей. В результате характер износа и старения автомобиля в целом соответствует характеру зависимости, показанному на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Кривая изнашивания деталей автомобиля tI – период приработки; tII – период нормального изнашивания; tIII – период ускоренного (аварийного изнашивания)
При длительной эксплуатации автомобиля наступает момент, когда надежность его вследствие указанных процессов снижается настолько, что восстановление ее в условиях автотранспортных предприятий становится невозможным. В этом случае техническое состояние автомобиля считается предельным и он подлежит капитальному ремонту. Одним из показаний для КР является то, что затраты на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии становятся больше прибыли, которую они приносят в эксплуатации.
Текущий и капитальный ремонты (КР) автомобилей имеют большое экономическое и народнохозяйственное значение, позволяют увеличивать автомобильный парк и обеспечивать эксплуатационную надежность подвижного состава автомобильного транспорты.
Основным источником экономической эффективности КР автомобилей является использование остаточного ресурса деталей. Около 70 – 75% деталей автомобилей, прошедших срок службы до первого КР, имеют остаточный ресурс и могут быть использованы повторно либо без ремонта, либо после небольшого ремонтного воздействия.
|
Рис. 1.2. Классификация деталей автомобилем, поступающих в КР
I группа – поршни, поршневые кольца, вкладыши подшипников, подшипники качения, втулки, резинотехнические изделия и др.;
II группа – педали, рычаги, различная арматура, тяги, различные валы и др. ;
III группа – блок цилиндров, коленчатый вал, головка блока, картеры, распределительный вал и др.
Стоимость восстановления деталей Ш группы составляет 10–50% от стоимости новых деталей. Себестоимость КР даже в условиях сравнительно небольших современных предприятий обычно не превышает 60–70% от стоимости новых автомобилей. Очень существенным фактором является большая экономия в металлах и трудовых ресурсах. Изыскание новых эффективных способов ремонта и восстановления деталей автомобилей является серьезной научно-технической и экономической задачей.
Создание первых авторемонтных заводов относится к началу 30-х годов. Сегодня авторемонтное производство превратилось в крупную отрасль, насчитывающую тысячи крупных и мелких предприятий, в настоящее время постепенно выходящее из кризиса.
В силу изложенных выше проблем современные специалисты по эксплуатации и ремонту автомобилей должны обладать разносторонними и глубокими знаниями прогрессивных методов ремонта автомобилей, повышения их качества и надежности, обеспечивающих доведение ресурса отремонтированных машин до уровня, мало отличающиеся от ресурса новых автомобилей – все это и является задачей курса «Основы технологии производства и ремонта автомобилей».
Указанный курс является комплексным и отличается большим разнообразием и универсальностью рассматриваемых вопросов. Курс состоит из двух разделов:
1) основы технологии производства автомобилей;
2) технология ремонта автомобилей.
Предусмотрено выполнение лабораторных работ и курсовой работы. Вопросы курса в обязательном порядке отражаются в дипломном проекте.
Изучение курса базируется на ранее изученных студентами дисциплинах: «Технология конструкционных материалов», «Материаловедение», «Основы взаимозаменяемости, стандартизация и технические измерения» и др.
Дата добавления: 2016-07-05 ; просмотров: 2187 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ