Определение объёмов работ по ремонту и техническому обслуживанию на проектируемом предприятии
РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ РЕМОНТНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
Методические указания к курсовому проекту
По дисциплине
«Надежность и ремонт машин»
Волгоград 2016 г
Рецензент: доцент кафедры «Процессы и аппараты химических и пищевых производств» ВолгГТУ, д.т.н. Новиков А.Е.
Расчет основных параметров ремонтного предприятия: Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Надежность и ремонт машин» / Сост. А.В. Елфимов, Д.С. Гапич. Волгоградский государственный аграрный университет — Волгоград, 2016. — 23 с.
Приводятся методы расчёта технической и технологической части технического проекта, проектируемой мастерской. Рассматривается организация труда на предприятии.
Предназначается студентам ВО направления подготовки «Агроинженерия»
Определение объёмов работ по ремонту и техническому обслуживанию на проектируемом предприятии
При организации ремонтного производства необходимо знать число ремонтов и технических обслуживаний в течение года. Имеется несколько методик расчёта объёмов работ по ремонту и ТО. Общим показателем при всех методах служит среднегодовая наработка в доремонтные и межремонтные сроки с учётом зональных почвенно-климатических условий работы.
Помашинный метод расчета заключается в определении требуемого годового числа ремонтов и ТО по каждой конкретной машине, исходя из ее фактической наработки от начала эксплуатации или последнего ремонта (технического обслуживания) до начала планируемого периода, планируемой годовой наработки, а также межремонтного ресурса.
Вначале устанавливают число капитальных, текущих ремонтов, ТО для каждой машины, а затем их значения суммируют для группы машин по каждой марке.
Число ремонтно-обслуживающих воздействий в планируемом году для отдельной машины определяют из следующих выражений (1.1; 1.2; 1.3; 1.4; 1.5).
Число капитальных ремонтов:
, (1.1)
где — планируемая годовая наработка машины (для тракторов — в мото-ч, усл. эт. га или кг израсходованного топлива, для комбайнов — в га убранной площади, для автомобилей — в км пробега);
— наработка i-й машины от начала эксплуатации или последнего капитального ремонта до начала планируемого периода (единицы измерения те же);
— нормативный доремонтный или межремонтный ресурс машины данной марки в соответствующих единицах.
Число текущих ремонтов и технических обслуживаний:
; (1.2)
; (1.3)
; (1.4)
, (1.5)
где ,
,
и
— соответственно число текущих ремонтов, технических обслуживании ТО-3, ТО-2 и TO-1;
,
,
, и
— соответственно наработка машины от последнего текущего ремонта, ТО-3, ТО-2 и ТО-1;
,
,
, и
, — соответственно нормативная периодичность проведения текущего ремонта, TO-З, ТО-2 и ТО-1 (уел. эт. га, мото-ч, кг израсходованного топлива, га убранной площади или км пробега).
Значения наработки с момента последнего ремонта или технического обслуживания приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Периодичность проведения технического обслуживания и ремонта тракторов, комбайнов и автомобилей
Наименование машин | Наработка до капитального ремонта доремонтная (послеремонтная) | Периодичность планового текущего ремонта | Периодичность технического обслуживания, усл.эт.га | ||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | |||
Тракторы | |||||
Тракторы и самоходные шасси | 5300-7000 мото-ч (4100-5600 мото-ч) | 1700-2100 мото-ч | мото-ч | мото-ч | мото-ч |
Комбайны | |||||
Самоходные комбайны и машины | 1000-1350 мото-ч | 330-340 мото-ч | мото-ч | мото-ч | — |
Автомобили | |||||
Легковые | 125-350 тыс. км. | Неплановый ТР | — | ||
Грузовые | 250-500 тыс. км. | Неплановый ТР | — |
Затем находят число ремонтов и ТО для всех машин данной марки, то есть:
;
;
;
;
, (1.6)
где n — число машин определенной марки.
При определении числа ремонтов и ТО учитывают только его целую часть.
Для сельскохозяйственных машин число текущих ремонтов равно:
, (1.7)
где — число сельскохозяйственных машин;
— коэффициент охвата текущим ремонтом (для плугов
= 0,80, для сенокосилок
= 0,60, для других сельскохозяйственных машин
= 0,65).
Для наглядности результаты расчёта количества ремонтов и технических обслуживаний заносятся в табл. 2.
Таблица 2 — Результаты расчёта количества ремонтов и технических обслуживаний на год.
Расчет годового объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей
Расчет основных показателей работы СТОА
Расчет годовой производственной программы СТОА
Годовая производственная программа городских СТОА — это расчетное количество обслуживаемых автомобилей:
где N ´ — число легковых автомобилей, принадлежащих населению данного населенного пункта;
K1 — коэффициент, учитывающий количество автомобилей, владельцы которых пользуются услугами СТО; К1= 0,8;
К2 — коэффициент, учитывающий увеличение парка обслуживающих автомобилей за счет транзита; К2 принимается от 1,1 до 1,2;
К3 — коэффициент, учитывающий перспективы роста автомобилизации района; К3= 1,1.
(2.2),
где А — численность населения в данном населенном пункте;
n — число автомобилей на 1000 жителей.
=3250 автомобилей.
Расчет годового объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей
Годовой объем работ по обслуживанию и ремонту автомобилей на городской СТОА, обслуживающей автомобили одной марки:
T= , (2.3),
где N(cto) — число автомобилей, обслуживаемых СТОА в год;
Lr — среднегодовой пробег автомобиля, км;
t — скорректированная удельная трудоемкость работ ТО и ТР, чел-ч/1000км.
T= чел-ч.
Удельная трудоемкость обслуживания и ремонта корректируется в зависимости от количества постов на СТОА и природно-климатических условий:
где t n — нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км побега.
Кп— коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов (таблица 1).
Таблица 1 – Значение коэффициента Кп
Количество рабочих постов на СТОА | Значение Кп |
25 | 0,8 |
Кпр— коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от природно-климатических условий (таблица 2)
Таблица 2 – Значение коэффициента Кпр
Природно-климатический район | Значение Кпр |
Умеренно-холодный | 1,0 |
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный | 0,9 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой | 1,1 |
Умеренно-холодный (со средней температурой января месяца от -15 до -20 0 С ) | 1,1 |
Холодный (со средней температурой января месяца от -20 до -35 0 С) | 1,2 |
Очень холодный (со средней температурой января месяца > -35 0 С) | 1,3 |
t=2,6∙ 0,9 ∙ 1=2,3 чел-ч/1000 км
Для определения коэффициента корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов СТОА необходимо знать количество рабочих постов. В первом приближении число рабочих постов можно определить по формуле:
(2.5),
где t n — нормативное значение удельной трудоемкости ТО и ТР, чел-час/1000 км (принимается по данным таблицы 3);
Драб — число дней работы в году СТОА;
Тс — продолжительность смены, ч;
Кпр — коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от природно-климатических условий (Таблица 2);
N(СТО) — количество обслуживаемых автомобилей в год;
Lr — среднегодовой пробег автомобилей, км.
Таблица 3 – Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТОА
Тип подвижного состава | Нормативы трудоемкости, чел-ч | ||||
Удельная ТО и ТР на 1000 км пробега, t n | Разовая на один заезд | ||||
ТО и ТР | Мойка и уборка | Приемка и выдача | Предпродажная подготовка | ||
Легковые автомобили особо малого класса | 2,2 | — | 0,15 | 0,15 | 3,5 |
Малого класса | 2,6 | — | 0,2 | 0,2 | 3,5 |
Среднего класса | 3,0 | — | 0,25 | 0,25 | 3,5 |
По найденному значению Х и таблице 1 определяется коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов на СТОА. С учетом коэффициента Кп корректируется удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км пробега и рассчитывается годовой объем работ по ТО и ТР автомобилей.
, принимаем 12 постов
Годовой объем уборочно-моечных работ городской СТОА определяется исходя из числа заездов на станцию автомобилей в год для выполнения УМР и средней трудоемкости работ в зависимости от типа автомобилей:
где dy — число заездов на станцию одного автомобиля в год для выполнения УМР ; dy=5;
tyм-средняя трудоемкость УМР; чел-ч (таблица 3).
Годовой объем работ по самообслуживанию СТОА определяется по формуле:
где Кс — коэффициент объема работ по самообслуживанию СТОА; Кс=0,15. 0,20;
Т- годовой объем работ по ТО и ТР автомобилей на СТОА; чел-ч;
Тум— годовой объем уборочно-моечных работ; чел-ч;
Тсм = (57257,2+3146) · 0,2= 12080,6 чел-ч.