Сажевый фильтр. Подробности.
#1 lpm61
Опелевод со стажем
- Город: Москва, ЮЗАО
- Автомобиль: Insignia ST 2.0T AT, Zafira Tourer, 2.0DTH AT COSMO
- @Упоминание
Автор текста -ГМ. Что-то из этого уже обсуждалось у нас. Что-то даже подробно. Это обобщённая инфа.
Некоторые особенности эксплуатации автомобиля с дизельным двигателем и сажевым фильтром
(памятка пользователя)
Современные экологические требования привели к внедрению в дизельные силовые установки такого компонента, как сажевый фильтр.
Функция сажевого фильтра – это прямое отфильтровывание частичек сажи из выхлопных газов автомобиля.
Весь поток выхлопных газов проходит через пористую керамическую структуру сажевого фильтра, частички сажи задерживаются в фильтре. Естественно, происходит накопление сажи внутри фильтра и с какого-то момента фильтр начинает создавать повышенное сопротивление выхлопным газам.
Система управления двигателем автомобиля определяет переполнение сажевого фильтра с помощью специальных датчиков, и включает режим регенерации сажевого фильтра.
При этом режиме дополнительное количество топлива подаётся в цилиндр при открытом выпускном клапане, что значительно повышает температуру выхлопных газов, в результате чего сажа в фильтре окисляется («сгорает») до углекислого газа, и сопротивление фильтра потоку газов возвращается до нормального, до следующего переполнения фильтра, затем процесс повторяется.
Для водителя очень важным моментом является отслеживание идущей регенерации сажевого фильтра, и действия водителя должны дать завершиться регенерации.
При движении автомобиля по шоссе или дороге, длительных поездках с достаточной скоростью и нагрузкой на двигатель, сам процесс регенерации происходит без особых проблем, и не требует от водителя каких-либо действий.
Проблемы возникают при движении в транспортных пробках, когда двигатель работает практически на холостом ходу, или работа двигателя на стоянке, короткие поездки. В этих режимах потока газов и температуры двигателя не хватает, чтобы полноценно регенерировать фильтр. Ошибкой будет заглушить двигатель во время процесса регенерации. При включении регенерации на холостом ходу следует помочь системе: нажатием педали акселератора поднять обороты двигателя до 2000-2500 оборотов в минуту на несколько минут, до завершения процесса регенерации.
На части автомобилей процесс регенерации сажевого фильтра индицируется специальным индикатором, на остальных процесс идет без отдельной индикации.
Повторные регенерации сажевого фильтра, кроме всего прочего, значительно снижают ресурс моторного масла (при регенерации топливо попадает в масло двигателя, разбавляя его и снижая его смазывающие свойства).
На всех автомобилях с сажевым фильтром имеется индикация необходимости сервисной регенерации сажевого фильтра – это когда автоматическая регенерация сажевого фильтра самого автомобиля не смогла выполнить свою задачу. Этом случае необходимо обращаться в сервис.
Далее перечислены наиболее типичные вопросы и ответы на них.
В. Как я могу включить регенерацию сажевого фильтра?
О. Никак. Это происходит автоматически, по программе блока управления. Также эту функцию может активировать сервис дилера.
В. У моего автомобиля загорелся значок «сажевый фильтр переполнен», при сервисной регенерации проблему не решили. Нужно ли заменить сажевый фильтр?
О. Нет, существует процедура восстановления фильтра: удаления сажи промывкой специальной жидкостью. Кроме того, переполнение фильтра – это следствие эксплуатационных проблем, и новый фильтр точно так же забьётся сажей.
В. Покрывает ли гарантия очистку или сервисную регенерацию сажевого фильтра?
О. Нет, переполнение сажевого фильтра не связано с его качеством или с качеством автомобиля, а является эксплуатационной проблемой, то есть вызывается особенностями эксплуатации конкретного автомобиля.
В. Автомобиль не оборудован индикацией запуска процесса регенерации. Как я могу узнать о идущем процессе регенерации сажевого фильтра?
О. Это распознаётся по повышенному мгновенному расходу топлива на экране бортового компьютера (актуально для режима холостого хода), по изменившемуся звуку работы двигателя, нередко меняется вид выхлопа из выхлопной трубы – он становится более заметным. Внимательный водитель через некоторое время эксплуатации замечает момент регенерации на своём автомобиле.
В. У моего автомобиля постоянно переполняется сажевый фильтр, в сервисе выполняют его регенерацию, фильтр снова забивается. Что мне делать?
О. Проблема заключается в режиме эксплуатации Вашего автомобиля. Переполнение сажевого фильтра происходит в следующих ситуация:
— систематическое выключение двигателя во время идущей регенерации. Процесс просто не завершается, при следующем запуске и достаточном прогреве процесс запускается вновь.
— короткие поездки. Регенерация включается лишь на прогретом до рабочей температуры двигателе. Если за время поездок двигатель не успевает прогреваться до рабочей температуры, программа не будет включать регенерацию даже при переполненном сажевом фильтре.
— эксплуатация на режимах малых мощностей, и низкой окружающей температуре. При этих условиях и включении отопителя в салоне на большую мощность может происходить избыточное охлаждение двигателя (расход тепла больше его прихода), и также срыв регенерации. В этом случае необходимо уменьшить производительность отопителя (уменьшить обороты вентилятора). Кстати, и в салоне автомобиля станет теплее.
— использование топлива ненадлежащего качества, дающего повышенное образование сажи.
Если режим эксплуатации – короткие поездки, то следует хотя бы раз в несколько дней совершать длительную поездку с нормальной нагрузкой и с достаточно продолжительной работой двигателя в нормальном тепловом режиме. Это даст возможность произвести регенерацию сажевого фильтра и избавит от проблем.
В. У моего автомобиля индикатор необходимости замены масла включился через 4000 км после ТО. Могу я «сбросить» индекс жизни масла и эксплуатировать далее?
О. Категорически НЕТ!! Такое происходит как раз при частых незавершенных регенерациях сажевого фильтра, когда система повторно пытается включать регенерацию. При каждом цикле регенерации происходит дополнительное просачивание топлива в масляную ванну двигателя и ускоренный выход масла из строя. Пренеборежение рекомендацией индикатора приведет к тяжелой аврии двигателя и его дорогостоящему ремонту или замене.
В. Уровень масла в двигателе растет. Почему это и что делать?
О. Двигатель необходимо проверить на предмет неисправностей, при которых топливо перетекает в масло, но истинной причиной также могут быть незавершенные регенерации сажевого фильтра, вызванные исключительно эксплуатационными причинами. Ни в коем случае нельзя эксплуатировать двигатель с уровнем масла выше верхней метки щупа – это чревато повреждением двигателя! Именно поэтому при контроле уровня масла на дизеле с сажевым фильтром не следует стремится наливать «под верхнюю метку», оптимально – середина уровня.
В. Существуют ли какие-то особые требования к топливу и маслу для двигателя?
О. Да, существуют. Дизельное топливо должно соответствовать экологическому классу не ниже 4-го (на заправках продаётся часто как «Евро-дизель»), и быть качества, соответствующего Топливному Регламенту Таможенного союза, или же стандарту EN590 (это европейский стандарт качества топлива для дизелей, практически полностьб переписанный в отечественные стандарты). Моторное масло для дизелей с сажевыми фильтрами также обладает набором дополнительных свойств. Допуск масла GM dexos2 удовлетворяет этим требованиям. Дизельное моторное масло, не предназначенное для работы именно в дизелях с сажевым фильтром, не сохраняет свои свойства при попадании топлива при регенерации и может вызвать аварию двигателя.