Опель астра двигатели жор масла
Но серьезные проблемы в цилиндропоршневой группе оказались не единственными. В 2003 году производитель выпустил еще один бюллетень для двигателя Z16XE, на сей раз он касался замены головки блока в сборе.
От таких откровений, владельцы автомобилей у которых закончилась гарантия, начали искать решение проблемы самостоятельно. Направление поисков уже обозначены самим OPEL , да и логически понятно что у масла в цилиндр только два пути. Один через поршневые кольца, другой через направляющие клапанов.
Версия проблем с поршневыми кольцами была хорошо сформулирована на форуме сервера astra-club.ru, одним из автомехаников с ником «Ворчун». Вот краткое изложение его мнения.
Слева — Х14ХЕ, справа — Z16XE, в середине — C16NZ. Нижнее кольцо — маслосъёмное — на правом поршне — имеет ширину 2.5 мм (а NZ — 3 мм.) Это раз. Второе. Маслосъёмное кольцо должно омываться маслом, для этого в канавках поршня делают или отверстия или (как на NZ-моторе) целые прорези. (На фото внизу)
а на моторе Z16 XE таких канавок нет. Вместо этого сделаны просто каналы для слива масла. (см фото)
В результате происходит застой масла в канавке маслосъёмного кольца, что в конце концов приводит к закоксовыванию колец.
Вот вам и весь «масложор». Это происходит в подавляющем большинстве случаев. Конечно, немаловажную роль играет и головка блока. Но статистика — вещь упрямая. Простой пример: Моторы X14XE X16XEL имеют ОДИНАКОВЫЕ(. ) головки. Они даже имеют двойную маркировку — на два мотора сразу. Первый мотор (1,4) не жрёт масло, а второй(1,6) — жрёт. Догадываетесь в чём причина?
© Ворчун
Другая версия, проблем с головкой блока озвучена на украинском форуме opel-club.com.ua. Автор с ником «Simon» довольно детально разобрался с проблемой.
Сегодня наконец то разобрал ГБЦ. Когда рассухарил и вытащил клапана, ситуация вроде бы стала проясняться.
Как видно на фотографии №2 (выпускные клапана), нагара там более чем. На впускных клапанах, его тоже немало (фото №3). А теперь самое интересное. Когда снимал клапана, обратил внимание на люфт клапана во втулке. Люфт заметный, даже в рабочем открытом положении клапана. Люфтят они все. Что впускные клапана, что выпускные. Хотя по книге, зазор между клапаном и втулкой составляет 0.03 мм, т.е. люфт я бы рукой не ощутил. Я его и не ощутил, на одном единственном клапане. 2-м впускном в 1-м цилиндре. 1-й клапан этого цилиндра болтался, 2-й нет. А теперь самое интересное! Смотрим внимательно на фото ГБЦ (фото №1). Месторасположение этого клапана видно сразу. Там нет нагара! И на самом клапане его тоже, заметно меньше, чем на соседних! (фото №2) Так что вроде причина жора масла ясна. Похоже таки конструктивный пр. б с диаметром втулок клапанов. Клапана там болтаются, разбивая втулки. К 70-100 тыс (чаще раньше) разбиваются и сальники клапанов, и имеем жор масла.
В общем мои дальнейшие действия. Везу голову с клапанами на СТО, при заводе (или институте) Патона. Они там как раз на этом специализируются, и по отзывам хорошо делают. Координаты мне дали.
В общем такое, собранное с миру по нитке, резюме, относительно этих Z16XE Ecotec. У них конструктивно, очень большой зазор в паре клапан-втулка. Классически, на таком диаметре клапанов (5.995-5.970 мм), зазор составляет 0.03 мм на впускных клапанах и 0.04 мм на выпускных. Причем в мануале по этим двигателям, величина 0.03 мм указана как предельно допустимая. Кстати этот зазор соизмерим с толщиной масляной пленки.
С завода же, эти моторы идут с зазором клапан-втулка 0.07 мм (по словам ребят с Патона). Причем это действительно стандартный размер, т.к. промеряли диаметры стержня клапанов и нутриметром диаметры втулок. Втулки были не разбиты, все в заводском размере. Субъективно, там зазор был даже больше, т.к. рукой ощущался люфт клапана во втулке. Единое мнение всех мотористов, с которыми консультировался: это ненормально.
Через этот увеличенный зазор, масло и попадает в камеры сгорания. Люфт разбивает сальники клапанов и, думаю, что достаточно быстро убивает гидрокомпенсаторы, во всяком случае по словам специалиста гидрики были дохлые и я их поменял. Поменяли также 3 клапана, из за биения стержня. Дальше сгоревшее масло попадает через клапан рециркуляции опять во впускной коллектор, выводит из строя лямбда-зонд и т.д. и т.п. Фотографии мотора вы видели.
Именно поэтому, капиталка (даже полная) этого мотора, почти не помогает, т.к. идет замена на стандартные детали и увеличенный зазор клапан-втулка никуда не девается. Мне точили втулки клапанов, именно под правильный зазор 0.03-0.04 (впуск-выпуск), конкретно под мои клапана. Точнее перетачивали с какого то «японца». Есть еще вариант, это хромирование стержня клапана, но тут мнения у специалистов спорные.
ЦПГ, можно было не трогать. Зазор в замках старых и новых колец, отличался на 0.05 мм. Я их поменял только потому что купил новые (Goetz). Родные кольца (АЕ), были не залегшие и свободно ходили в канавках поршней.
© Simon
Лично мне , конструктивный просчет с посадкой маслосъемных поршневых колец , приводящий к их залеганию в канавках, кажется наиболее существенным. Однако и дефекты в зазорах клапан-направляющая клапана , так же могут служить источником проблем. Особенно если учесть, что нередко маслоотражательные колпачки слетают с посадочных мест и тогда расход масла становится очень значительным.
Двигатель GM с врожденным жором масла – Opel 1.6 (Z16XE)
Двигатель Z16XE появился в 1998 году и выпускался до 2010 года. Он относится к маркетинговому семейству Ecotec. Этот двигатель порадовал поклонников марки Opel 16-клапанной ГБЦ. Больше никаких особенных решений в нем нет. Т.е. фазовращатели не предусмотрены, впускной коллектор абсолютно пассивный.
В приводе ГРМ используется зубчатый ремень, в приводе клапанов предусмотрены гидрокомпенсаторы. Блок данного двигателя чугунный. Для поршневой группы двигателя Z16XE предусмотрено несколько ремонтных размеров. Также есть ремонтные размеры для вкладышей. Тем не менее, этот двигатель уже сделан с учетом более строгих экологических норм. Его поршни облегчены, уменьшены внутренние потери на трение за счет уменьшения поршневых колец и маслосъемного в частности.
Это привело к тому, что двигатель Z16XE и его преемники неприятно удивили жором масла. Далее мы подробно об этом расскажем.
Двигатель Z16XE устанавливался почти на все модели Opel. Первыми его получили Astra G и Vectra B и Zafira A, затем Meriva A, Corsa C и Vectra C.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку 1,6-литрового двигателя Z16XE, снятого с модели Meriva 2005 года выпуска.
Надёжность двигателя
Самая обсуждаемая и распространенная проблема этого силового агрегата – повышенный расход масла на угар. С этой проблемой сталкиваются владельцы почти всех автомобилей Opel с данным мотором.
При покупке автомобиля с этим двигателем следует проверить его дымность, желательно на холодную. Сизый (светло-серый) дым указывает на горение масла. Также стоит выкрутить свечи и осмотреть их – жирный масляный налёт говорит о том, что проблема с потреблением масла в самом разгаре.
Датчик положения коленвала
Датчик положения коленвала на двигателе Z16XE считывает данные по задающему диску, расположенному на коленвале. Датчик надёжный, проблемы с ним случаются очень редко. Но стоит упомянуть, что если двигатель начинает глохнуть по мере прогрева и заводится после остывания, то следует проверить датчик положения коленвала.
Блок управления
Блок управления на автомобилях Opel и с двигателем Z16XE – слабое место. Нельзя сказать, что он часто беспокоит. Но многие глюки двигателя связаны именно с блоком. Блок располагается на самом двигателе, поэтому на него практически постоянно воздействуют вибрации и перепады температур.
Из неисправности блока появляются самые разнообразные ошибки. Например, ошибки по MAP-сенсору и странные провалы тяги обычно связаны именно с ЭБУ. Если двигатель Opel непредсказуемо глохнет, переходит в аварийный режим и не развивает более 3000 об/мин, то с блоком управления явные неполадки.
Также ошибки и симптомы, которые только появляются на прогретом двигателе тоже почти всегда связаны с ЭБУ. При этом двигатель начинает троить, фиксируются ошибки по нескольким датчика.
Неисправность ЭБУ, а точнее его разъема, в некоторых случаях можно буквально нащупать. Сбои в работе двигателя могут появляться или пропадать в момент шевеления косы проводки на ее входе в разъем ЭБУ.
Часто в ЭБУ двигателя Opel возникают трещины на плате, которые могут починить опытные электрики.
Неисправный блок можно поменять на Б/У. Если приобретается только ЭБУ, то нужно узнать его ПИН-код (карпасс) и ПИН-код своего ЭБУ. Изначально они написаны на вкладыше сервисной книги. Если ПИН-коды неизвестны, то ЭБУ нужно приобретать иммобилайзером, т.е. замком зажигания. Это значительно упрощает привязку б/у блока к автомобилю.
Система вентиляции картерных газов
Система вентиляции картерных газов на двигателе Z16XE не имеет мембранного клапана. Ломаться в ней нечему. Но маслоотделитель и трубки системы довольно быстро засоряются, поэтому проходимость системы нарушается. Следовательно, давление газов в картере увеличивается.
На это двигатель реагирует течами масла по уплотнениям. Сальники обычно сопротивляются до последнего, а вот прокладка клапанной крышки и поддона начинают течь.
Но что еще хуже, высокое давление в картере мешает работе маслосъемных колец. Т.е. снимаемое ими масло очень плохо стекает. На фоне этого маслосъемные кольца быстро закоксовываются, что усугубляет проблему жора масла.
Поэтому за проходимостью системы ВКГ необходимо следить. Трубки засоряются масляным нагаром, в маслоотделителе при коротких поездках собирается водно-масляная эмульсия, которая может замерзнуть зимой.
Дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка на двигателе Z16XE имеет полностью электронное управление. Как правило, она вообще никаких проблем не вызывает. То есть, плавающие обороты, задумчивые отклики на газ и неадекватные реакции на газ на данном двигателе почти всегда связаны с клапаном EGR, о котором расскажем позже.
Но если клапан EGR заглушен, а холостые обороты немного плавают, то почти наверняка поможет чистка дроссельной заслонки.
Выбрать и купить дроссельную заслонку для двигателя Toyota, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Клапан EGR
Клапан EGR на двигателе Z16XE является известным слабым местом. Проблемы с ним могут быть как механические, так и электрические.
Чаще всего этот клапан подклинивает из-за налипшей на нем сажи или не может плотно закрыться. При этом сервопривод пытается попасть в нужную дозировку рециркулирующих газов. На это двигатель реагирует плавающими оборотами холостого года, дерганиями при езде на постоянной скорости движения или провалами тяги при плавном ускорении. Все эти симптомы могут проходить при ускорении с полностью открытой дроссельной заслонкой. В большинстве случаев фиксируются ошибки по клапану EGR.
Реже бывают проблемы по его электрической части – иногда протираются дорожки в потенциометре, из-за чего неправильно фиксируется положение клапана, и клапан неправильно работает.
От загрязнений помогает чистка и отмачивание клапана в подходящих чистящих средствах. Конечно, многие автовладельцы решают отшить клапан. Его можно заглушить, перекрыв канал подачи отработавших газов. Но двигатель продолжит выдавать ошибки, т.к. при помощи MAP-сенсора будет видеть некорректное давление во впускном коллекторе.
Самым правильным отключением EGR будет заливка оригинальной прошивки для этого мотора, но изначально не оборудованного системой EGR.
Выбрать и купить клапан EGR для двигателя Opel, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Впускной коллектор
Легкосплавный впускной коллектор двигателя Z16XE представляет собой составную конструкцию из нескольких частей: двух внутренний и двух внешних половинок. Еще в 2000-х годах выяснилось, что взаимные крепления половинок коллектора могут ослабевать, из-за чего нарушается плотное прилегание деталей.
После этого коллектор начинает дребезжать, шуршать и вибрировать. Производитель признал эту проблему и менял шумящие коллекторы по гарантии. А с мая 2005 года на двигателях Z16XE, а также Z16XEP появился усовершенствованный коллектор.
На практике старый дребезжащий коллектор можно снять, разобрать и собрать на герметике, чтобы устранить взаимный люфт его половин.
Выбрать и купить впускной коллектор для двигателя Opel, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Модуль зажигания
Катушка зажигания на двигателе Z16XE представляет собой большой модуль – это стандартное решение для многих двигателей Opel.
Но этот модуль надежнее модуля, который используется на 1,8-литровом двигателе. Модуль зажигания двигателя Z16XE служит довольно долго и не имеет проблем с пробоем изоляторов. К тому же, он стоит вполне вменяемых денег – оригинальный модуль от Delphi стоит порядка $70.
На неисправность этого модуля зажигания однозначно указывают пропуски зажигания, которые не перемещаются между цилиндрами. Нередко он выходит из строя после проблем с регулятором напряжения генератора.
Для собственного успокоения модуль зажигания можно проверить на искру, но без высоковольтных проводов от двигателя Opel Vectra A не обойтись. Модуль зажигания нужно снять с клапанной крышки, не отключать его, сдернуть резиновые изоляторы и вместо них подключить высоковольтные провода. Второй стороной провода соединяются со свечами вашего мотора.
Далее нужно запустить двигатель и по очереди проверить свечи на искру.
Для этого с одной свечи нужно снять провод, выкрутить свечу, снова вставить свечу в провод и положить ее на «массу» (на клапанную крышку, например). Если искры не будет на одной из свечей, то модуль зажигания нужно менять.
Выбрать и купить катушку зажигания для двигателя Opel, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Ремень ГРМ
Согласно сервисной книге, ремень ГРМ подлежит замене каждые 90000 км или раз в 6 лет. На практике все меняют его каждые 60 000 км.
Обрыв ремня ГРМ является довольно частой причиной серьезной поломки этого двигателя. Тут всё дело в качестве неоригинальных ремней. Поэтому затягивать с заменой неоригинала не стоит – 60000 км это предел для них.
Также отметим, что на двигателях Z16XE с большими пробегами случается разрушение шпонки зубчатого шкива коленвала. Поэтому при возможности стоит менять шпонку и осматривать шкив на предмет износа.
ГБЦ
Двигатели Z16XE получили дефектную ГБЦ. По информации производителя, неправильно изготовленные головки блоков выпускались до мая 2003 года. В сервисном бюллетене упоминается следующий факт: «стержни клапанов имеют слишком шероховатую поверхность, которая вызывает ускоренный износ направляющих втулок и маслосъемных колпачков. В результате масло стекает по клапанам, попадая в камеры сгорания». Производитель менял ГБЦ на дефектных моторах при наличии жалобы со стороны владельца.
На практике так оно и было. При снятии и осмотре ГБЦ буквально на всех двигателях Z16XE были обнаружены клапаны с сильным масляным налётом на них. Также клапаны прилично люфтили в направляющих. Т.е. направляющие были изношены. Вся эта неприятность достигала пика уже к пробегу в 70000 – 100000 км. Моторы приходилось ремонтировать: по возможности специалисты пересобирали ГБЦ с новыми втулками, сальниками клапанов и другими компонентами. Но дефекты в ГБЦ – не единственная причина жора масла на двигателе Z16XE.
Выбрать и купить головку блока цилиндров (ГБЦ) для двигателя Opel, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Жор масла через поршневую группу
Двигатель Z16XE с конвейера имел повышенный расход масла. Любопытно, что родственный двигатель объемом 1,4 литра такой проблемы не имел.
По поводу повышенного расхода масла на угар компания Opel выпустила сервисный бюллетень, согласно которому на двигателях Z16XE следует менять поршни и поршневые кольца. Причем расход масла до 600 грамм на 1000 км производитель не считал неисправностью.
Причина жора масла кроется в быстром закоксовывании поршневых колец. Кольца, да и сами поршни на моторе Z16XE неудачные. Высота маслосъемных колец уменьшена до 2,5 мм, а в поршнях нет сквозных прорезей для слива масла.
Бороться с жором масла на двигателе Z16XE довольно сложно. Раскоксовка может помогать, если двигатель расходует масло в количестве до 300 грамм на 1 000 км. Если масляный аппетит больше, то раскоксовка уже вряд ли поможет.
При установке новых поршней некоторые владельцы просверливают в канавках маслосъемных колец сквозные отверстия, но и с ними жор масла может вернуться через несколько десятков тысяч километров.
Добавим, что сегодня встречаются моторы Z16XE, которые практически не потребляют масло или съедают несколько сот граммов после езды с высокой скоростью.
Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Opel заказать с них автозапчасти.