Олень лень машина шина
Занятие№1
Речь.
Цель: познакомить с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями к правильной речи. Развитие памяти.
Не торопись отвечать, торопись думай.
Задание №1 Вспомни и ответь. Как зовут сына папы Карло? (Буратино)
Из чего папа сделал Буратино? (из дерева)
Как зовут мальчика — луковку? (Чиполлино)
Без чего очень скучал Малыш из сказки А.Линдгрен? (Без щенка)
Кто тащил репку в сказке «Репка»? (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
Хорошая речь слаще мёда.
Задание №2 Отгадайте загадку.
Если б не было его не сказал бы ничего. (язык)
Для чего человеку нужен язык? Какое ещё значение имеет слово язык?
Учитель рассказывает о значении языка.
Задание №3
Составьте устно правила красивой речи.
1.Правильно строй предложения
2. Не торопись . Говори чётко, не проглатывай слова.
3. Не кричи, но и не говори очень тихо.
4.Говори выразительно выделяй голосом главные слова, делай паузы.
5.Не употребляй слова – паразиты.
Умел дело делать, умей позабавиться.
Скороговорки: Сыворотка из- под простокваши.
Сначала проговаривается тихо и медленно. Затем громкость речи повышается, а темп убыстряется.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Занятие №2
«Тише, громче…»
Цель: формирование навыка выразительной речи. Развитие памяти, логического мышления.
Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание №1 Вспомни и ответь.Кто автор сказки «Муха – цокотуха»? (К.И.Чуковский)
Кто самый лучший в мире укротитель домоправительниц? (Карлсон)
Что в русской сказке было не простое , а золотое? (яичко)
Как называется время суток между вечером и утром? Утром и вечером?(Ночь.День)
Покорное слово гнев укрощает.
Задание №2 Сегодня мы будем учиться говорить выразительно.
Говорить выразительно – говорить чётко, правильно соблюдать интонацию.
Послушайте стихотворение поэта Н.Юсупова
Простите
Папа разбил драгоценную вазу, бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашёлся: взглянул им в глаза и робко и тихо «простите» сказал.
И мама молчит, улыбается даже, Мы купим другую, есть лучше в продаже….
«простите» — казалось бы, что в нём такого ? А вот ведь чудесное слово!
Почему это слово названо чудесным?(Оно помогает остановить ссору)
А почему папа произнёс это слово робко и тихо?(он хотел показать, что признаёт свою вину, раскаивается)
Как вы считаете изменилось бы что- нибудь , если бы папа произнёс это слово громко?
Задание № 3 Прочитайте стихотворение К.Чуковского «Мойдодыр» С каким настроением его надо прочитать? Почему? (Громко. Мы провозглашаем чистоту и здоровье)
Задание№ 4 Разучим новую скороговорку.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. Последнюю строчку произнеси радостно. Восхищённо.А теперь попробуй произнести последние две строчки с сожалением, ужасом.
Задание №6 Выразительное чтение произведения К.И.Чуковского «Муха – цокотуха»
Занятие №3
Слова, слова, слова…
Цель: формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Развитие внимания, логического мышления.
Не торопись отвечать, торопись думать.
Закончи слова: Кап…, Но… , Ро…, Пол…, Кры…
Задание№1 Добавь словечко.
Он ходит голову задрав, не потому что важный граф,
Не потому что гордый нрав, а потому, что он (жираф)
Говорят , один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался (сом)
До чего красив павлин! У него порок один:
Вся павлинья красота начинается с(хвоста).
Слово слово родит, третье само бежит.
Задание №2 Вспомните :
Из чего состоит речь? (из предложений)
Из чего состоят предложения? (из слов)
Для чего нужны слова? 9чтобы называть предметы, действия предметов, признаки предметов и т.д)
Физкультминутка .Встаньте около парты. Изобразите испуганного зайчика ,тигра, который пробирается в джунглях, умывающую кошку, кипящую кастрюлю.
Прослушивание сказки А.А.Шибаева «Что придумали буквы»
Задание №3 Разучивание новой скороговорки
Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку, велика для норки корка.
Итог занятия
Занятие №4
Озорные буквы.
Цель: формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.
Задание №1 Вспомни и назови автора
Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот , задом наперёд,
А за ним комарики на воздушном шарике… (К.И.Чуковский)
Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица.
И жучок, и червячок, и медведица… (К.И.Чуковский)
В доме 8 дробь 1 у заставы Ильича
Жил высокий гражданин по празванью Каланча.. (С.Е.Михалков)
Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой… (А.Л.Барто)
Справка для учителя про бабу – ягу и Кащея.
Где ум, там и толк
Задание №2 Сложи слово. выполни действия и прочитай слово.
Физкультминутка Наморщи лоб сильно. Расслабься. Наморщи сильно брови. Расслабься. Наморщите лоб и расслабься. Закрой глаза и представь что- то весёлое, приятное.
Задание№2 Очень важно, чтобы звуки и буквы жили дружно.
Иначе что произошло…Сказка.
Задание№3 Слово может изменить смысл, если мы уберём какую – нибудь букву или вставим новую. Стих а.А.А.Шибаева «Озорные буквы»
Задание№4 Анаграммы
Читай и переставляй местами слоги.
Лыжи-жилы нора –рано мышка-камыш сосна-насос
Банка –кабан дыра – рады
Итог занятия
Занятие№5
Слова играют в прятки
Цель: развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.
Задание №1 Вспомни загадки по их концам.
Стоит Антошка на одной ножке (Гриб)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Сто одёжек, все без застёжек (Капуста)
Кто это? Матроскин –кот Страшила –пугало Мойдодыр –умывальник Дядя Фёдор – мальчик Гена – крокодил
Кто грамоте горазд, тому не пропасть
Задание№2 Какие слова спрятались в именах?
Мойдодыр –мой до дыр Айболит –Ай, болит Тянитолкай –тяни – толкай
Кто придумал имена героям? К.И.Чуковский
А вот какие имена придумал поэт Григор Витез «Петух Будидень ленивый радио»
Физкультминутка. Дети изображают падающий лист.
Задание №3 Игра «Найди слово» уточка –точка волк –вол коса – оса
Олень – лень снаряд –наряд макушка – мак
Задание №4 Разгадай шараду
Меня найдёшь на дереве, на клумбе и на грядке,
В журнале, и в альбоме и в книге, и тетрадке. Но птицей стать я захотел и мне не надо буквы Л мне А в начале напиши и как зовут меня – решил. (аист)
Задание №5 Найди и исправь ошибки в стихах
Ехал дядя без билета, заплатил он штраф за это.
У вратаря большой улов: в его воротах пять голов.
Пугал кретьян окрёстных сёл парившей в воздухе орёл.
В гости спешил человек налегке- связку баранок держал он в руке.
Итог занятия.
Занятие№6
Слово и его значение
Цель: формирование понятия о лексическом значении слова
Задание №1 Будь внимателен. Назови, как эхо , часть слова , чтобы получилось новое слово.
Смех-мех машина-шина тапочки-почки очки тумбочка –бочка дубок – бок кисель-ель рыбак –бак
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Задание №2 Отгадай загадку
Не дерево, а с листочками не рубашка, а сшита
Не растение, а с корешком, не человек, а с разумом.(книга)
Задание №3Нужно знать значение каждого слова
Стихотворение О.Драв «Привет»
Значение какого слова не знал мальчик? Привет Как вы понимаете значение слова привет?
Физкультминутка Покажите какое приветствие своего друга, бабушки, когда грустите, когда что-то болит, когда вам жарко, когда вам холодно.
Где и у кого можно узнать значение слова? В толковом словаре
Показать как пользоваться словарём
Умел дело делать, умей позабавиться
Задание №4 Назови одним словом
Сумка школьника, которую носят на спине?Ранец
Пункт, который охраняет пост? Пост
Куклы из дерева, которые вкладывают одна в другую? Матрёшка
Занавески на окнах? Шторы
Животное с длинной шеей, живующее а Африе? Жираф
Запомните: Каждая буква должна стоять на своём месте
Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допускать ошибок в речи.
Если непонятно значение , найти его значение в толковом словаре.Итог занятия
Занятие №7
Прямое и переносное значение слова.
Цель: формирование понятия о прямом и переносном значении слова.
Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание №1 Отгадай загадку
«Сердит!» закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо. «ударил как !» ворчал другой, поглаживая ухо. Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос. Она сказала: «Ишь , какой, кусается, как пёс…» И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.В тот день и впрямь сердитым был, вы догадались, кто? (мороз)
Попадёшь в корень – доберёшься и до вершины.
Задание №2 Что означает выражение Ударил мороз? А что означает выражение Мороз кусается?
Для чего в нашем языке слова используются в переносном значении?(чтобы наша речь была выразительной, образной)
Физкультминутка.
Задание №3 Что означает выражение Бьют часы? (звонят)
Идёт снег (снежинки падают с неба)Сырое яйцо (неварёное, нежаренное, непечёное)
Задание №4 Отгадай, что это7
Его держат, когда дают кому- то. Слово
Они идут, а с места не сдвигаются. Часы
Оно летит без крыльев и бежит без нас. Время.
Умел дело делать, умей и позаботиться.
Задание №5 Прочитай стихотворение. Найди в нём слова в переносном значении, объясни их. Нарисуй к нему рисунок.
В глуши лесной, в глуши зелёной, всегда тенистой и сырой, в крутом овраге под горой, бьёт из камней родник студёный, кипит , играет и спешит, касаясь хрустальными клубами, и под ветвистыми дубами стеклом расплавленным бежит.
Итог занятия
Занятие №8
Многозначные слова.
Цель: формирование понятия многозначные слова.
Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание №1 Подумай и ответь.
Какая шляпка никогда не одевается на голову? Шляпка гвоздя
Какую баранку нельзя съесть? Руль у машины.
В какой колокольчик нельзя позвонить? Цветок
Сплеча да сгоряча не добудешь калача
В русском языке есть слова , которые имеют несколько значений – многозначные слова.
Задание №2 Прочитайте стихотворение «В чудной стране» Подчеркните многозначные слова и объясните их значения.
В чудной стране, где не бывать тебе и мне, ботинок чёрным язычком, с утра лакает молоко. И целый день в окошко глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поёт, концерты вечером даёт, а стул на гнутых ножках танцует под гармошку.
Физкультминутка. Дети выполняют движения как роботы.
Задание №3 Сходство предметов может быть в действиях
Почему щётки дпя очистки стёкол машин называют дворниками?
Почему человека , который купается в проруби, называется моржом?
Умел дело делать, умей и позаботиться.
Задание №4 Отгадай слово
Закончи фразу: глуп как…(баран), грязный как …(свинья), упрям как…(осёл), голоден как …(волк0
Отгадай слова: барабан, сила, пена.
Задание №5 Анаграмма. Составь новые слова , изменяя порядок букв в слове.
Пила – липа Итог занятия.
Занятие №9
Омонимы
Цель: формирование представления об омонимах и их значения в речи. Развитие логического мышления.
Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание №1 Подумай и ответь.
Какую косу нельзя заплести? Коса для сквашивания травы
Каким ключом не откроешь дверь? Гаечным и родником
Из какого крана нельзя брать воду? Из подъёмного
В каких лесах не растут деревья? В строительных
Встречаются слова одинаково звучат и пишутся, но имеют разные значения.
Есть терпение – будет и уменье.
Задание №2 Прочитать стих Я. Козловский «Вы откуда молодцы?»
Задание №3 Прочитай стих «Любопытный суслик» Найди и подчеркни омонимы.
Суслик выскочил из норки и спросил у рыжей норки. Где вы были7 У лисички.Что вы ели там ? Лисички.
Задание №4 Объясни значение омонимов.
Соль – приправа для пищи, овсянка – каша, шашка – фигурка для игры, мир – лад, согласие, свет – освещение.
Физкультминутка.
Задание №5 Может ли так быть? В трамвае кондуктор задержал зайца.
На косе мы сделали привал. Что за шутки? Говорят на быках мосты стоят.
Умел дело сделать, умей и позаботиться.
Задание №6 «Большой и маленький» назови ласково один предмет.
Заяц –зайчик кувшин – кувшинчик чулок –чулочек щука – щучка карандаш –карандашик чайник – чайничек лыжа – пары нет
Задание №7 Найди слово. В каждом слове спряталось два слова.
Сорокабака – сорока, собака Коронава – корова, корона Итог занятия.
Занятие №10
Синонимы
Цель: формирование представления о синонимах и их значения в речи.
Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание№1 Замени один согласный звук так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос «что?»
Киска – миска, каска коза –коса хук – сук сом –дом ужи –уши
Задание №2 Подчеркни многозначные слова в стихотворении
Странные вещи в природе бывают, ножки у стула ,но стул не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, чтобы кого то они обижали. Слов затрубил, говорит интересно.
Что то слова я не вижу в оркестре.
По зёрнушку ворох, по капельке море.
Задание 3 Слова различаются по звучанию, но называют один и тот же предмет, одно и тоже действие. Такие слова – синонимы.
Слова: антракт, перерыв, перемена являются ли синонимами?
Задание №4 Соедини парами синонимы.
Задание №5 Подбери синонимы к словам
Противник – враг работа –дело шагать – идти доктор – врач
Сражение – битва собака – пёс
Задание №6 Объясни выражение Переливать из пустого порожнее.(выполнять бесполезную работу)
Умел дело делать, умей и позаботиться.
Задание №7 Найди слово. Сколько здесь слов? 14 слов
Хлопок, полки, пропасть, стрелки, стоит, мука, пары. Итог занятия.