- Как устроена сигнализация автомобиля
- Базовые принципы работы автосигнализации
- Устройства, обеспечивающие охранные функции
- Блок управления сигнализацией
- Пульт дистанционного управления
- Сигнализирующие датчики и тревожные устройства
- Датчик открытия двери
- Датчики удара
- Датчик объема
- Датчик наклона
- Детектор движения
- Тревожные устройства
- Дополнительные приспособления, связанные с охранной системой
- Охранная система автомобиля — роскошь или необходимая мера предосторожности?
- Парковка, страховка, сигнализация — что лучше и что выгоднее?
- Сигнализация с автозапуском STAR LINE
- Сигнализация с автозапуском STAR LINE
- Сигнализация с автозапуском STAR LINE
- Сигнализация LEOPARD
- Сигнализация STAR LINE
- Сигнализация с автозапуском CENMAX
- Сигнализация STAR LINE
- Сигнализация с автозапуском STAR LINE
- Сигнализация MONGOOSE
- Сигнализация MONGOOSE
- Функции и режимы сигнализации
- Основные и дополнительные устройства в системе автосигнализации
- Иные средства защиты в противоугонных системах
Как устроена сигнализация автомобиля
Большинство автовладельцев привыкли, несколько раз в день нажимая кнопку брелка, ставить машину на охранную сигнализацию. Неприятным сюрпризом для беспечных водителей становится машина, вскрытая на дворовой автостоянке или возле супермаркета. Только подобные инциденты заставляют автовладельцев задуматься, какую охранную систему лучше выбрать.
Базовые принципы работы автосигнализации
Термин «автомобильная сигнализация» верно передает суть работы системы. По-большому счету, автосигнализацию трудно назвать полноценной охранной системой, предупреждающей взлом или угон. Простые автомобильные сигнализации блокируют только центральный замок машины, позволяют дистанционно открывать и закрывать двери. Более сложные системы, кроме этого, блокируют запуск двигателя, работу бензонасоса, закрывают отдельные замки капота и багажника. Отдельные датчики сигнализируют владельцу о попытках снять колеса автомобиля или угнать машину с помощью эвакуатора.
От того, как работает сигнализация автомобиля, зависит простота или сложность угона машины. Квалифицированные взломщики научились подбирать электронные коды открывания дверей и снятия блокировок с помощью компьютерного код-граббера. Поэтому все дальнейшие усовершенствования автосигнализаций направлены на усложнение таких попыток угона или поиск угнанной машины по сигналам автономных GPS-трекеров.
Две основные функции сигнализации направлены на отпугивание неквалифицированных взломщиков (звуковыми и световыми сигналами) и предупреждение владельца машины о попытке взлома или угона автомобиля. При постановке машины в «режим охраны» с брелка дистанционного управления включается блок управления автосигнализации, все датчики и блокировки. После этого автосигнализация реагирует на все попытки механического взлома замков или стекол, снятие колес, перемещение машины вручную или с помощью автокрана (эвакуатора).
Основной принцип работы сигнализации автомобиля основан на срабатывании электронных датчиков, посылающих сигнал о постороннем воздействии на машину в блок управления охранной системой. Блок управления, в свою очередь, включает звуковые (сирену), световые (мигание фар головного света и аварийных фонарей) тревожные сигналы и посылает радиосигнал на брелок владельца машины. Блокираторы мотора и бензонасоса не дают завести двигатель, если не отключен главный блок управления сигнализацией.
Устройства, обеспечивающие охранные функции
Основными устройствами, обеспечивающими выполнение защитных функций и управление автосигнализацией, стали электронный блок управления и брелок владельца.
Блок управления сигнализацией
Схемы устройства, электронные коды блока управления — самая секретная и охраняемая производителями часть автомобильной сигнализации. Миниатюрный блок управления при монтаже сигнализации рекомендуется маскировать в незаметном месте салона или подкапотного пространства.
Несмотря на официальное утверждение в России единой частоты для автосигнализаций в 433,92 МГц, многие производители аксессуаров выпускают системы, работающие на частотах 434,16, 371, 868 МГц. Автосигнализации, для мобильных средств связи настраиваются на частоты GSM – диапазона (от 850 до 1900 МГц).
Сведения о работе на единой частоте или точные данные об используемых радиочастотах облегчают задачи автомобильных воров, поэтому информации из Интернета не следует доверять безоговорочно.
Важной секретной частью блока управления стало устройство, шифрующее электронные коды доступа. Отказавшись от статических (неизменяемых) кодов, практически все современные сигнализации перешли на использование динамического кодирования, при котором блок управления сигнализацией при каждом включении генерирует новый сигнал.
Диалог между брелком и блоком управления сигнализации
Следующим шагом для усложнения задач взломщика стала диалоговая система кодирования. При радиоконтакте между пультом дистанционного управления (брелком владельца) и основным БУ каждый этап распознавания «свой – чужой», изменения задач сигнализации пошагово шифруется отдельным динамическим кодом. Технической частью блока управления является приемно-передающая радиоантенна, устройство которой на функции охраны не влияет.
Пульт дистанционного управления
У ПДУ современной автосигнализации в одном корпусе собраны миниатюрный приемопередатчик радиосигналов от основного блока управления и вторая часть генератора динамического кодирования. Основной задачей брелка ДУ становится недоступное посторонним включение и выключение сигнализации. Основные усовершенствования этой функции состоят в уменьшении расстояния срабатывания и затруднении перехвата кодированного сигнала.
Дополнительные функции, отраженные на дисплее брелка, могут сигнализировать о срабатывании конкретного датчика (удара, изменения объема, открывания двери) и включении сирены. Мигание символов на дисплее ПДУ обычно сопровождается звуковым сигналом или вибрацией брелка.
Сигнализирующие датчики и тревожные устройства
Закрыв машину и поставив ее в охранный режим, блок управления сигнализацией не может самостоятельно отследить различные способы попыток взлома. Для этого система снабжается рядом датчиков. От начального применения простых датчиков удара и открытия двери современные автосигнализации по мере развития пришли к использованию еще нескольких видов сенсоров.
Датчик открытия двери
Основным местом для проникновения в машину для угонщика становятся двери автомобиля. Датчик открытия двери стал первым из сенсоров, примененных в автосигнализации. Большинство охранных систем подключаются к штатной системе электроснабжения автомобиля, используя концевые выключатели дверных замков или микропереключатели освещения. Этот же принцип применяется для срабатывания датчиков, которые устанавливаются на замки капота, крышки багажника или пятой двери хэтчбеков и универсалов.
Датчики удара
Датчик удара предназначен для предупреждения воровства колес, наружных зеркал, попыток разбить стекла или механически взломать дверь. Различные конструкции датчиков удара используют:
- замыкание электрических контактов, срабатывающее при толчках в кузов, шасси, капот, колесные диски машины;
- металлические шарики, перекатывающиеся при ударах или начале движения автомобиля;
- пьезопластины;
- счетчики силы и количества тревожных импульсов.
Усложнение датчиков удара связано с тем, что этот сенсор является основной причиной ложных срабатываний автосигнализации. Система, настроенная на излишнюю чувствительность, реагирует на сильные звуковые волны (гром, шум мотора проезжающего грузовика), касания кузова дворовыми животными, падение снега.
Разновидностями датчика удара стали сенсоры для автомобильных стекол — датчик давления на стекло и измеритель давления воздуха. Охранная польза от этих датчиков, работающих на основе микрофона (реагирует на звук разбитого стекла) или по принципу барометра, сомнительна. Вор или хулиган, решивший разбить стекло, настроен на быстрые действия и готов к включению сигнализации.
Датчик объема
Сенсор, фиксирующий изменения объема салона, построен на постоянном сканировании внутреннего пространства ультразвуковыми или микроволновыми устройствами, состоящими из передатчика и приемника. Ряд экспертов считает такие датчики бесполезными. Производители автосигнализаций не комментируют труднообъяснимый момент — как злоумышленник может попасть в салон, минуя многочисленные датчики других типов. Код-граббер, отключающий блок управления, автоматически выключает и сигналы сенсоров объема. Еще одним недостатком большинства датчиков этого типа становится ложное срабатывание, если вы оставляете в салоне объемные вещи.
Датчик наклона
Один из самых полезных сенсоров, предназначенный для предотвращения воровства колес или угона с помощью эвакуатора, автокрана. Эти действия злоумышленников требуют сравнительно долгого времени, провести их при включенных сигналах тревоги затруднительно. Надежной конструкцией датчика считается цилиндр, частично заполненный ртутью, при наклоне замыкающей два электрических контакта, связанных с блоком управления автосигнализацией.
Схема датчика наклона
Дорогие сигнализации снабжаются несколькими датчиками наклона, работающими в горизонтальном и вертикальном положении. Такая система реагирует на все способы перемещения машины. Правильная настройка датчиков позволяет сигнализации не реагировать на естественные движения машины (раскачивание от сильного ветра, падения давления в одной из покрышек).
Детектор движения
В дорогих сигнализациях используется детектор движения, состоящий из радарного передатчика и приемника. Разновидностью такого датчика становится ультразвуковой сенсор. Устройство способно отслеживать подозрительные передвижения посторонних возле автомобиля на расстоянии двух – пяти метров. Не включая тревожные сигналы до определенного расстояния, детектор движения подает сигнал на пульт ДУ владельца машины, дает возможность вызвать полицию или спугнуть злоумышленников.
Тревожные устройства
По команде датчиков блок управления большинства сигнализаций включает звуковые и световые сигналы, которые должны отпугнуть злоумышленников. Световая сигнализация использует головной свет, мигания стоп-сигналов и поворотников, которым специальное реле придает неестественный ритм.
Для подачи звукового сигнала в труднодоступном месте под капотом устанавливается мощная сирена. Более эффективны сирены с автономным питанием (собственными батареями), работающие при отключенном аккумуляторе автомобиля. Громкоговорители, использующие различные модуляции звука, голосовые оповещения, можно отнести к устройствам усложнения (и удорожания) сигнализации. Оригинальность звукового сигнала никак не влияет на его основные функции.
Дополнительные приспособления, связанные с охранной системой
Электронное устройство сигнализации автомобиля, постоянная радиосвязь между блоком управления автосигнализацией и брелком позволяют оснащать охранную систему дополнительными приспособлениями, увеличивающими комфорт водителя. Среди них можно выделить такие полезные функции:
- дистанционный или заданный по времени запуск двигателя (функция удобна в зимнее время);
- охрана машины с работающим мотором;
- включение электрического обогрева салона;
- предпусковой подогрев дизельных двигателей (требует установки автономного отопителя);
- управление складыванием наружных зеркал с электроприводом;
- автоматические доводчики оконных стекол;
- передача функций управления на мобильный телефон.
Большинство этих функций не улучшает работу автомобильной сигнализации, но может увеличить количество средств контроля. Особенную популярность приобрели способы отслеживания состояния машины по смартфонам. Производители автосигнализаций разработали для электронных гаджетов мобильные приложения (для операционных систем iOS, Android), организовали специальные защищенные серверы.
GSM-связь позволяет управлять автосигнализацией, не обращая внимания на дальность действия дистанционного пульта управления (что было одной из проблем для брелков ДУ). Личный кабинет на защищенном сервере позволяет управлять настройками автосигнализации с ноутбука, планшета, домашнего компьютера — отдавать команды, менять настройки, контролировать состояние машины.
Удаленное управление удобно для дистанционного запуска двигателя, настройки чувствительности датчиков, но относить его к важным улучшениям охранных функций трудно. Так же расценивают и автоматический запуск двигателя по таймеру, напряжению аккумулятора, заданной температуре воздуха.
GPS охранная система
Дорогие охранные системы, сохраняя функции обычной сигнализации, включают в себя несколько дополнительных блокираторов, иммобилайзер, спутниковый маячок. Если угонщикам удается отключить основной блок управления сигнализацией, включаются дополнительные устройства. Автономный GPS-трекер подает сигнал об угоне владельцу машины и правоохранительным органам. Периодически включаясь, маячок позволяет отслеживать маршрут автомобиля в спутниковых системах навигации GPS и ГЛОНАСС. Встроенные микрофоны и видеокамеры могут передавать изображения и разговоры угонщиков.
Подобные охранные системы с поиском угнанной машины по спутниковым сигналам, относятся к автосигнализациям только формально. Их нужно рассматривать как охранно-поисковые системы, работающие на других принципах.
Охранная система автомобиля — роскошь или необходимая мера предосторожности?
Безопасность транспортного средства — одна из актуальных проблем современного автолюбителя. И не зря, ведь ежегодно в нашей стране угоняют более 50 000 транспортных средств, т.е. 1 из 700. Как обезопасить себя от неприятностей? Какие меры предосторожности можно предпринять? Об этом читайте ниже.
Парковка, страховка, сигнализация — что лучше и что выгоднее?
Представьте: ранее утро, вы еще сонный спешите на работу, спускаетесь к своему автомобилю, а его. нет на месте. Всегда был, вот вчера только поставили у подъезда, а сегодня нет. Шок! Вы начинаете рыскать глазами: «Может, вечером поставил не там где обычно? Может, он за углом стоит?» — проноситься в Вашей голове. Но все поиски тщетны — автомобиль угнали. Представили? Согласитесь, приятного мало. Избежать подобной ситуации можно, воспользовавшись одним из четырех вариантов защиты: полное КАСКО, платная стоянка, сигнализация и противоугонная система. Остановимся подробнее на каждом из них.
Сигнализация с автозапуском STAR LINE
Сигнализация с автозапуском STAR LINE
Сигнализация с автозапуском STAR LINE
Сигнализация LEOPARD
Сигнализация STAR LINE
Сигнализация с автозапуском CENMAX
Сигнализация STAR LINE
Сигнализация с автозапуском STAR LINE
Сигнализация MONGOOSE
Сигнализация MONGOOSE
КАСКО — это юридический термин, которым обозначают страхование транспортного средства от угона и нанесенного ущерба. Такая страховка стоит недешево — ежегодный взнос составляет 5-15 процентов от стоимости автомобиля, но зато Вы вправе рассчитывать на полную (за исключением франшизы) компенсацию при наступлении страхового случая. Это самый надежный и самый дорогой способ защитить свой автомобиль. Но, далеко не каждый автовладелец может позволить себе ежегодно (!) платить такую сумму.
Охраняемая стоянка или парковка — более доступный способ защитить свой автомобиль. Основная проблема — это поиск удобной стоянки в нужном районе. В современных городах строят подземные паркинги, планируют парковочные места уже при строительстве зданий, но всё равно этого недостаточно и многие автомобили ночуют под окнами. К тому же охраняемая стоянка стоит немало (от 50 до 300 рублей в сутки) и совершенно не спасает от угона вне её территории, а ведь автомобили воруют не только ночью.
Сигнализации — это один из видов противоугонных систем. Основная функция — информирование владельца, правоохранительные органы или другие охранные структуры о попытке проникновения в автомобиль. Некоторые автосигнализации оснащены дополнительными системами защиты: блокировкой дверей, капота, двигателя и т.д. Это может спугнуть неопытного взломщика, но «специалистам» более высокого класса не помещает. Сигнализация идеально подходит, если Вы оставляете авто во дворе своего дома и можете оперативно среагировать на её сигнал. Если же машина находится далеко, то лучше подумать об установке полноценной противоугонной системы.
ПС (противоугонные системы) включают в себя целый комплекс технических средств, предназначенных для предотвращения угона или проникновения в автомобиль. Они бывают нескольких видов: информирующие (автосигнализация), следящие (поисковые), блокирующие (иммобилайзеры) и противодействующие (физическое воздействие на угонщика). Это весьма эффективный и надежный способ обезопасить свой автомобиль от злоумышленников. Современные ПС весьма сложны и лишь одним своим присутствием могут охладить пыл угонщиков. Комплексная противоугонная система стоит дорого, поэтому у нас чаще всего устанавливают сигнализацию и несколько дополнительных защитных устройств.
Функции и режимы сигнализации
Производители сигнализаций ежегодно выпускают на рынок всё новые и новые устройства: устраняют старые недочёты, добавляют новые возможности и режимы. Нередко инструкции к ним включают несколько листов перечислений одних только функций. В рамках одной статьи рассказать обо всех них вряд ли возможно, поэтому остановимся лишь на базовых, наиболее популярных.
- Режим «Valet» — временное отключение охранных функций. Обычно в салоне автомобиля скрытно устанавливается специальная кнопка, которая полностью отключает сигнализацию. Чаще всего такой режим используют, оставляя машину в ремонте или автосервисе: не отдавать же мастерам свой брелок — где гарантия, что они не захотят этим воспользоваться?
- Режим активации передатчика используется, если необходимо заменить старый брелок и активировать новый;
- Режим программирования служит для изменения базовых, заводских настроек. Например, сигнализация предназначена для автомобилей с электрозамками, а у вас они отсутствуют, или же необходимо убрать лишние звуки и т.д.;
- Режим «Паника» предусмотрен на тот случай, когда злоумышленники силой отбирают автомобиль у владельца. Стоит лишь нажать на кнопку, как сигнализация, выдержав паузу (чтобы угонщики немного удалились от вас) включит габаритные огни, звуковые сигналы и блокировки;
- Режим «Вежливая подсветка» срабатывает в двух случаях: после остановки автомобиля и сразу после снятия машины с сигнализации. Согласитесь, весьма удобно, когда в темное время суток Вы заглушили двигатель, спокойно при салонном освещении собрали нужные вещи и вышли. Система сама выключит все огни. Второй вариант срабатывания режима «Вежливая подсветка» — сразу после снятия с сигнализации, что будет весьма кстати, если Вы часто ездите ночью. Система самостоятельно включает габаритные огни и салонное освещение, тем самым освещая Вам дорогу к двери;
- Программируемый код снятия с охраны позволяет отключить сигнализацию без брелока, если он, к примеру, потерялся или в нём села батарейка. В таком случае Вы просто нажимаете заранее подготовленный код и совершаете запрограммированные действия, например: включаете и выключаете зажигание, несколько раз нажимаете кнопку аварийного отключения и т.д.;
- Функция «Антисканер» помогает избежать подбора кода-ключа к Вашей сигнализации;
- Функция управлениями дверьми — после нажатия кнопки брелка сигнализация автоматически закроет или откроет двери автомобиля;
- Контроль электростеклоподьемников. Если Вы случайно забыли закрыть окно, то система сама его поднимет;
- Функция двухшагового отпирания дверей позволяет заблокировать все двери, кроме водительской. Это весьма полезно, если в автомобиле путешествуют маленькие дети, а также защитит в случае «наглого» угона, когда нарушители хотят вытолкать Вас из машины;
- Автоматическая постановка на охрану. Данная система срабатывает, если в течение 30 секунд после закрытия двери Вы самостоятельно не включили сигнализацию;
- Память настроек помогает сохранить все данные системы даже после полного отключения электропитания;
- Блокировка стартера и/или двигателя делает невозможным запуск автомобиля, если сигнализация находится в режиме охраны;
- Функция автозапуска позволяет запустить двигатель на расстоянии или в заданное время. Система сама контролирует работу мотора и в случае ошибки выключит его.
Это лишь некоторые функции тех современных охранных систем, которые предлагают производители. Более детально о той или иной сигнализации Вы сможете узнать непосредственно у консультантов.
Основные и дополнительные устройства в системе автосигнализации
Сигнализация — это система самых разнообразных устройств: датчиков, блока управления, разнообразных контроллеров основных агрегатов. Помимо этого, некоторые производители дополнительно устанавливают радиомаяк, транспондер, центральный замок, бензоклапан и т.д.
Датчик — это специальное устройство, которое реагирует на изменения какого-нибудь фактора окружающей среды. Это одна из важнейших деталей любой охранной системы, поскольку именно от работы датчиков зависит, сработает сигнализация или нет. Различают следующие типы изделий:
— датчик удара — реагирует на постукивания и удары по корпусу транспортного средства;
— датчик движения — срабатывает при перемещении автомобиля;
— датчик объема — фиксирует слишком близкие передвижения возле машины или проникновение в салон;
— датчик наклона — подаст сигнал, в случае если автомобиль подняли домкратом или увозят на эвакуаторе.
Именно такие датчики чаще всего устанавливают в современных охранных системах. Конечно, некоторые производители устанавливают инновационные типы датчиков, но такие системы стоят весьма дорого и нашем рынке практически не пользуются спросом.
Радиомаяк — прибор, который поможет найти уже угнанный автомобиль. Устройство посылает постоянный радиосигнал на определенной частоте, что позволяет отслеживать местонахождение транспортного средства.
Транспондер — это устройство, состоящее из двух микрочипов, один из которых находится непосредственно в головке ключа, а второй — в замке зажигания. Принцип работы такой: после того как Вы вставили ключ зажигания в замок, один чип посылает сигнал другому, а тот считывает код и отправляет ответ. Если коды совпадают — машина заводится. Сами коды невозможно считать сканерами, ведь радиус передачи волн составляет всего 10-20 сантиметров.
Еще один механизм, который эффективно используется в системе автосигнализации — это противоугонный бензоклапан. Название говорит само за себя: в случае несанкционированного запуска двигателя устройство просто перекрывает подачу топлива, не позволяя угонщику скрыться.
Все эти дополнительные системы, безусловно, хороши, но используются достаточно редко, а вот центральный замок стремятся установить практически все автолюбители. И неудивительно, ведь это устройство позволяет одним нажатием клавиши открывать и закрывать все двери, багажник, капот и даже лючок топливного бака в автомобиле. Функцией центрального замка оснащены многие современные системы сигнализации. Есть такие приборы и в магазине.
Иные средства защиты в противоугонных системах
Помимо всех вышеперечисленных средств защиты, многие компании предлагают дополнительные устройства и системы для повышения безопасности автомобилей. Остановимся детальнее на самых распространенных.
Спутниковая ПС позволяет следить за перемещениями угнанного автомобиля в режиме реального времени. Кроме того, при проникновении преступника в автомобиль такая система самостоятельно подаст сигнал на диспетчерский пункт.
Иммобилайзер — дополнительная система защиты, которая разрывает самые значимые электроцепи автомобиля. Она состоит из ключа, блока управления и реле. Прежде чем завести двигатель, автовладелец должен вставить ключ-код в специальное гнездо и ввести код. Если этого не сделать, то реле не замкнет электроцепь.