- Подключение электродвигателя
- Условия для подключения электродвигателя
- Как подготовить для подключения
- Как правильно подсоединить электродвигатель
- Как подключить с 3 или 6 проводами
- Схема подключения асинхронного электродвигателя
- Однолинейная схема подключения электродвигателя
- Схемы включения асинхронных электродвигателей. Включение трехфазного электродвигателя в однофазную сеть. Определение фаз.
- Схемы присоединения асинхронных электродвигателей к сети
- Определение начала и концы фаз обмотки асинхронного двигателя
- Включение трехфазного электродвигателя в однофазную сеть без перемотки
- Измерение параметров трехфазного асинхронного двигателя при условиях,
- Предупреждение повреждения изоляции обмотки статора асинхронного электродвигателя
Подключение электродвигателя
Время на чтение:
В промышленности наибольшее распространение получили трехфазные асинхронные двигатели. Такие привода обладают массой достоинств, как, например, жесткая характеристика. Это выражается в том, что при увеличении нагрузки и снижении оборотов крутящий момент резко возрастает. Схема подключения трехфазного асинхронного двигателя имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при монтаже и ремонте устройств.
Условия для подключения электродвигателя
Основным условием для нормальной работы трехфазных двигателей является стабильность напряжения и тока в каждой из фаз электрической сети. Обрыв хотя бы одной фазы приведет к тому, что двигатель потеряет значительную часть мощности и при нагрузке на валу свыше 50 % нормативной остановится и выйдет из строя. Пуск на двух фазах возможен только при полном отсутствии нагрузки и только в то время, когда ротор сохраняет хотя бы небольшую угловую скорость.
Асинхронный двигатель
К сведению! В момент пуска асинхронный двигатель потребляет ток, в 3-5 раз превышающий номинальный до тех пор, пока ротор не наберет определенные обороты. Это явление исходит из принципа работы двигателя.
Таким образом, если в рабочем режиме ток двигателя позволяет использовать обычные автоматические выключатели, то для обеспечения нормального пуска коммутацию следует производить через мощный контактор (магнитный пускатель).
Магнитный пускатель
В отдельных случаях возможно подключение трехфазного двигателя в бытовую однофазную сеть. При этом сильно падают мощностные характеристики. Такая ситуация возникает очень часто, когда необходимо использовать промышленный привод в бытовых условиях. Используя специальную схему включения, обеспечивают нормальную работу мотора с учетом снижения мощности.
Как подготовить для подключения
Для правильного включения трехфазного двигателя необходимо помнить, что существует несколько схем соединения обмоток, среди которых:
- «Звезда». Одни концы обмотки соединяют вместе, а другими подключаются к фазным проводам сети;
- «Треугольник». Все три обмотки соединяются последовательно — конец каждой обмотки с началом следующей. Напряжение сети подается на точки соединения.
Обратите внимание! Для получения одинаковой мощности при соединении типа «звезда» требуется напряжение в √3 раз больше, чем при «треугольнике». Для двигателей, у которых допускается произвольное переключение обмоток, на шильдике обязательно указывается рабочее напряжение «220/380» или «127/220». Первое значение относится к соединению «треугольник», второе к «звезде».
В таких электродвигателях на клеммную колодку попарно в три ряда выведены начало и концы всех обмоток:
- начало первой обмотки — конец второй;
- начало второй — конец третьей;
- начало третьей — конец первой.
Колодка двигателя, соединение «треугольник»
Для соединения «звезда» подключают один ряд из трех клемм двумя перемычками, а для соединения «треугольник» замыкают каждую пару тремя перемычками.
Как правильно подсоединить электродвигатель
От правильности включения обмоток электродвигателя зависит как ток потребления, так и направление вращения. Ток потребления вырастает, если двигатель, у которого на данное напряжение сети обмотки должны быть соединены «звездой», переключить на «треугольник». Такой режим работы является аварийным и приведет к выходу из строя.
Из теории трехфазного тока известно, что направление вращения электрической машины можно изменить, поменяв любые две фазы из трех местами. На этом основана схема реверсирования трехфазных асинхронных электродвигателей.
Важно! Схема реверсирования должна обеспечивать невозможность переключения фаз до момента остановки двигателя (прекращения подачи питания). В противном случае произойдет короткое замыкание сети.
Как подключить с 3 или 6 проводами
В большинстве случаев соединение двигателя с питающей сетью производится при помощи трех проводов. Даже если на клеммную колодку выведено шесть проводов, что соответствует трем парам обмотки, то путем соединения в нужную схему для подключения к питанию используется три провода.
Для мощных устройств учитывается, что асинхронный двигатель в момент запуска потребляет в несколько раз больший ток, поэтому используется сложная схема запуска, в которой в момент пуска обмотки подключаются «звездой», а после того как ротор наберет необходимые минимальные обороты, обмотки переключаются в «треугольник».
Шестипроводная схема включения
Важно! Для таких схем включения нужно подсоединять все шесть проводов обмоток электрической машины.
Схема подключения асинхронного электродвигателя
Асинхронные двигатели бывают не только трехфазные. Разработаны конструкции, которые могут подключаться в бытовую однофазную сеть. Схема электродвигателя для подключения к однофазной сети состоит из двух обмоток — рабочей и пусковой. Пусковая обмотка предназначена для формирования внутри статора вращающегося магнитного сдвига в момент пуска. Это необходимо для обеспечения начала вращения ротора. Фазный сдвиг осуществляется за счет включения пусковой обмотки через конденсатор.
Подключение однофазного двигателя
После того как ротор наберет обороты, пусковая обмотка уже не нужна. Маломощный однофазный привод будет работать нормально в таком режиме, но мощность двигателя возрастет, если оставить в работе пусковую обмотку, включенную через рабочий конденсатор.
Обратите внимание! Емкость рабочего конденсатора меньше, чем у пускового, так как нет необходимости сильного сдвига фазы. При высокой емкости через пусковую обмотку будет проходить большой ток, что приведет к ее перегреву.
В трехфазную электрическую сеть электромоторы включаются согласно их характеристикам и напряжению сети. Здесь главное — правильно выполнить необходимые соединения обмоток в соответствии с напряжением питания.
Нестандартная схема подключения трехфазного асинхронного электродвигателя применяется при использовании промышленных устройств в быту.
Подсоединение производят по нескольким вариантам:
- с использованием частотного преобразователя;
- через конденсатор.
Электронный частотный преобразователь (инвертор) позволяет не только сохранить мощность, но и улучшить целый ряд характеристик, недостижимых при включении по стандартной схеме. Это:
- Плавный пуск.
- Регулирование мощности.
- Регулирование оборотов.
Частотный преобразователь преобразует однофазное питание в полноценную трехфазную сеть, в которой можно менять частоту, амплитуду, выполнять стабилизацию тока и напряжения в фазных проводах.
Обратите внимание! Большой недостаток частотных инверторов — их высокая стоимость.
Схема с конденсатором разработана таким образом, чтобы получить на одной из трех обмоток сдвиг фазы, достаточный для работы двигателя. Конденсаторная электросхема работоспособна как для «треугольника», так и для «звезды». Включение электромотора через конденсатор является наиболее простым решением проблемы, но имеет несколько недостатков:
- максимальная мощность двигателя снижается до 50 %;
- емкость фазосдвигающего конденсатора сильно зависит от нагрузки на электродвигатель.
То есть при работе на холостом ходу емкость должна быть минимальна и достигать максимума на полной мощности двигателя. Наиболее высокий ток потребления у асинхронного двигателя в момент запуска.
Подключение в однофазную сеть
Обратите внимание! На практике используют усредненное значение емкости для наиболее ожидаемого режима работы, поскольку малое значение не даст необходимую мощность, а высокое приведет к перегреву обмоток.
Правильный расчет емкости учитывает напряжение сети, схему включения обмоток и мощность двигателя. Конденсаторная схема включения должна предусматривать запуск двигателя через отдельный пусковой конденсатор, емкость которого должна быть выше рабочей в 2-3 раза.
Принципиальный момент — реверс обеспечивается подключение конденсатора к любой другой обмотке.
Однолинейная схема подключения электродвигателя
В энергетике часто применяются однолинейные схемы, в которых все линии питания вне зависимости от количества проводов и фаз обозначаются одной линией. Однолинейный чертеж не перегружен мелкими деталями, и это упрощает его чтение.
По однолинейной схеме удобно получать общее представление о работе и устройстве электроустановки. Трехфазные электродвигатели также обозначаются на однолинейных схемах. Важно учитывать при этом, что при разных способах коммутации фаз необходимо на чертеже указывать каждую фазу во избежание путаницы.
Чтобы подключать электрический двигатель к сети важно правильное определение назначения выводов обмоток и уже на основании имеющихся данных количество фаз, напряжение, мощность. Немаловажно выбрать наиболее подходящую схему включения.
Схемы включения асинхронных электродвигателей. Включение трехфазного электродвигателя в однофазную сеть. Определение фаз.
Схемы присоединения асинхронных электродвигателей к сети
Схемы присоединения односкоростных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором
Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором до 11 кВт включительно имеют три выводных конца во вводном устройстве и зажим заземления. Обмотки этих двигателей соединены в звезду или треугольник и предназначены для включения на одно из стандартных напряжений.
Двигатели мощностью от 15 до 400 кВт имеют шесть выводных концов во вводном устройстве и зажим заземления. Эти двигатели могут включаться на напряжения 220/380 или 380/660 В. Схемы включения обмоток показаны на рис. 11.
Рис. 11. Схемы включения односкоростного двигателя на напряжения 220/380 или 380/660 В: а — звезда (высшее напряжение); б — треугольник (низшее напряжение)
Схемы присоединения многоскоростных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором
Многоскоростные асинхронные электродвигатели отличаются от односкоростных только обмотками статора и пазами ротора. Число частот вращения может быть две, три или четыре. Например, в серии 4А предусмотрены многоскоростные двигатели со следующими соотношениями частот вращения: 3000/1500, 1500/1000, 1500/750, 0/500, 0/750, 3000/1500/1000, 3000/1500/750,
1500/1000/750, 3000/1500/1000/750, 1500/1000/750/500 об/мин.
Схемы соединений обмоток двухскоростных двигателей показаны на рис. 12 и 13, схемы присоединения четырехскоростных двигателей — на рис. 14.
Двухскоростные двигатели имеют одну полюсопереключаемую обмотку с шестью выводными концами. Обмотка двигателей с соотношением частот вращения 1:2 выполняется по схеме Даландера и соединяется:
— в треугольник () при низшей частоте вращения;
— в двойную звезду () при высшей частоте вращения.
Рис. 12. Схемы соединений обмоток двухскоростных двигателей: а — /
. Низшая скорость —
: 1В, 2В, 3В — свободны, на 1Н, 2Н, 3Н подается напряжение. Высшая скорость —
. 1Н, 2Н, 3Н — замкнуты между собой, на 1В, 2В, 3В подается напряжение; б —
/
с дополнительной обмоткой. Низшая скорость —
с дополнительной обмоткой, 1B, 2B, 3В — замкнуты между собой: на 1Н, 2Н, 3Н подается напряжение. Высшая скорость —
: Ш, 2Н, 3Н — свободны, на 1B, 2B, 3В подается напряжение; в —
. Низшая скорость: 1В, 2В, 3В — свободны, на 1Н, 2Н, 3Н подается напряжение. Высшая скорость: 1Н, 2Н, 3Н — свободны, на 1B, 2B, 3В подается напряжение.
Рис. 13. Схема присоединений двухскоростных двигателей с соотношением скоростей 2:3 и 3:4: а — /
без дополнительной обмотки; б —
/
с дополнительной обмоткой; в —
Рис. 14. Схема присоединений четырехскоростных двигателей
Обмотки двухскоростных двигателей с соотношением частот вращения 2:3 и 3:4 соединяются:
— либо в тройную звезду;
— либо в треугольник — двойную звезду без дополнительной обмотки или с дополнительной обмоткой.
Трехскоростные двигатели имеют две независимые обмотки, одна из которых выполняется по схеме Даландера и соединяется по схеме /
. Число выводных концов трехскоростного двигателя — девять.
Четырехскоростные двигатели имеют две полюсопереключаемые независимые обмотки, выполненные по схеме Даландера, с 12 выводными концами. При включении в сеть одной из обмоток вторая обмотка остается свободной.
Определение начала и концы фаз обмотки асинхронного двигателя
Напряжения сети и схемы статорных обмоток электродвигателя
Если в паспорте электродвигателя указано, например, 220/380 В, это означает, что электродвигатель может быть включен:
— в сеть 220 В (схема соединения обмоток — треугольник);
— в сеть 380 В (схема соединения обмоток — звезда).
Статорные обмотки асинхронного электродвигателя имеют шесть концов.
По ГОСТу обмотки асинхронного двигателя (рис. 15) имеют следующие обозначения:
— I фаза — С1 (начало), С4 (конец);
— II фаза — С2 (начало), С5 (конец);
— III фаза — С3 (начало), С6 (конец).
Если в сети напряжения равно 380 В, то обмотки статора двигателя должны быть соединены по схеме «звезда». В общую точку собраны или все начала (С1, С2, С3), или все концы (С4, С5, С6). Напряжение 380 В приложено между концами обмоток АВ, ВС, СА. На каждой фазе, то есть между точками 0 и А, 0 и В, 0 и С, напряжение будет в раз меньше: 380/ =220 В.
а — в звезду; б — в треугольник; в — исполнение схем «звезда» и «треугольник» на доске зажимов
» >
Рис. 15. Схема подключения обмоток асинхронного двигателя: а — в звезду; б — в треугольник; в — исполнение схем «звезда» и «треугольник» на доске зажимов
Если в сети напряжение 220 В (при системе напряжений 220/127 В, что в настоящее время, не встречается) обмотки статора двигателя должны быть соединены по схеме «треугольник».
В точках А, В и С соединяются начало (Н) предыдущей с концом (К) последующей обмотки и с фазой сети (рис. 15, б). Если предположить, что между точками А и В включена I фаза, между точками В и С — II, а между точками С и А — III фаза, то при схеме «треугольник» соединены: начало I (С1) с концом III (С6), начало II (С2) с концом I (С4) и начало III (С3) с концом II (С5).
У некоторых двигателей концы фаз обмотки выведены на доску зажимов. По ГОСТу, начала и концы обмоток выводят в том порядке, как эго показано на рис. 15, в.
Если теперь необходимо соединить обмотки двигателя по схеме
«звезда», зажимы, на которые выведены концы (или начала), замыкают между собой, а к зажимам двигателя, на которые выведены начала (или концы), присоединяют фазы сети.
При соединении обмоток двигателя в «треугольник» соединяют зажимы по вертикали попарно и к перемычкам присоединяют фазы сети. Вертикальные перемычки соединяют начало I с концом III фазы, начало II с концом I фазы и начало III с концом II фазы.
Определение согласованных выводов (начал и концов) фаз статорной обмотки
Рис. 16. Определение фазных обмоток при помощи контрольной лампы
На выводах статорных обмоток двигателя обычно имеются стандартные обозначения на металлических обжимающих кольцах. Однако эти обжимающие кольца теряются и возникает необходимость определить согласованные выводы. Это выполняют в такой последовательности.
Сначала при помощи контрольной лампы определяют пары выводов, принадлежащих отдельным фазным обмоткам (рис. 16).
К зажиму сети 2 подключают один из шести выводов статорной обмотки двигателя, а к другому зажиму сети 3 подключают один конец контрольной лампы. Другим концом контрольной лампы поочередно касаются каждого из остальных пяти выводов статорных обмоток до тех пор, пока лампа не загорится.
Примечание. Если лампа загорелась, значит, два вывода, присоединенные к сети, принадлежат одной фазе. Необходимо следить при этом, чтобы выводы обмоток не замыкались друг с другом.
Каждую пару выводов помечают (например, завязав ее узелком).
Определив фазы статорной обмотки, приступают ко второй части работы — определению согласованных выводов или «начал» и «концов». Эта часть работы может быть выполнена двумя способами.
1. Способ трансформации. В одну из фаз включают контрольную лампу. Две другие фазы соединяют последовательно и включают в сеть на фазное напряжение.
Если эти две фазы оказались включенными так, что и точке 0 условный «конец» одной фазы соединен с условным «началом» другой (рис. 17, а), то магнитный ноток ∑Ф пересекает третью обмотку и индуктирует в ней ЭДС.
Лампа укажет наличие ЭДС небольшим накалом. Если накал незаметен, то следует применить в качестве индикатора вольтметр со шкалой до 30–60 В.
Рис. 17. Определение начал и концов в фазных обмотках двигателя методом трансформации: а — две фазы оказались включенными так, что и точке 0 условный «конец» одной фазы соединен с условным «началом» другой; б — в точке 0 встретились условные «концы» обмоток; в — схема для определения согласованных выводов третьей обмотки
Если в точке 0 встретятся, например, условные «концы» обмоток (рис. 17, б), то магнитные потоки обмоток будут направлены противоположно друг другу. Суммарный поток будет близок к нулю, и лампа не даст накала (вольтметр покажет 0). В данном случае выводы, принадлежащие какой-либо из фаз, следует поменять местами и включить снова. Если накал у лампы есть (или вольтметр показывает некоторое напряжение), то концы следует пометить. На одни из выводов, которые встретились в общей точке 0, надевают бирку с пометкой Н1 (начало I фазы), а на другой вывод — К3 (или К2).
Бирки К1 и Н3 (или Н2) надевают па выводы, находящиеся в общих узелках (завязанных при выполнении первой части работы) с Н1 и К3 соответственно.
Для определения согласованных выводов третьей обмотки собирают схему, представленную на рис. 17, в. Лампу включают в одну из фаз с уже обозначенными выводами.
2. Способ подбора фаз. Этот способ определения согласованных выводов (начал и концов) фаз статорной обмотки можно использовать для двигателей небольшой мощности — до 3–5 кВт (рис. 18).
После того как определены выводы отдельных фаз, их наугад соединяют в звезду (по одному выводу от фазы подключают к сети, а по одному — соединяют в общую точку) и включают двигатель в сеть. Если в общую точку попали все условные «начала» или все «концы», то двигатель будет работать нормально.
Но если одна из фаз (III) оказалась «перевернутой» (рис. 18, а), то двигатель сильно гудит, хотя и может вращаться (но легко может быть заторможен). В этом случае выводы любой из обмоток наугад (например, I) следует поменять местами (рис. 18, б).
Если двигатель опять гудит и плохо работает, то фазу следует снова включить, как прежде (как в схеме а), но повернуть другую фазу — III (рис. 18, в).
Рис. 18. Определение «начал» и «концов» обмотки методом подбора схемы «звезда»: а — шаг первый; б — шаг второй; в — шаг третий
Если двигатель и после этого гудит, то эту фазу следует также поставить по-прежнему, а повернуть следующую фазу — II.
Когда двигатель станет работать нормально (рис. 18, в), все три вывода, которые соединены в общую точку, следует пометить одинаково, например, «концами», а противоположные — «началами». После этого можно собирать рабочую схему, указанную в паспорте двигателя.
Включение трехфазного электродвигателя в однофазную сеть без перемотки
Трехфазный асинхронный двигатель может работать от однофазной сети:
— как однофазный с пусковым элементом;
— как однофазный конденсаторный с постоянно включенной рабочей емкостью.
Применение двигателя в качестве конденсаторного предпочтительнее. Схемы включения в однофазную сеть трехфазных двигателей с тремя выводами показаны на рис. 19, с шестью выводами на рис. 20.
Рис. 19. Схемы включения в однофазную сеть трехфазных двигателей с тремя выводами: а — схема с пусковым сопротивлением; б, в — схемы с рабочей емкостью
Рис. 20. Схемы включения в однофазную сеть трехфазных двигателей с шестью выводами: а — схема с пусковым сопротивлением; б, в — схемы с рабочей емкостью
Если принять за % мощность трехфазного двигателя, обозначенную на его щитке, то:
— при однофазном включении двигатель может развить 50–70 % этой мощности;
— при использовании в качестве конденсаторного двигатель может развить 70–85 % и более.
Примечание. Существенное преимущество конденсаторного двигателя заключается в том, что отсутствует специальное пусковое устройство, которое необходимо при однофазной схеме для отключения пусковой обмотки после разгона двигателя.
Схему включения на рис. 19 и рис. 20 надо выбирать с учетом напряжения сети и номинального напряжения двигателя. Например, при трех выведенных концах обмотки статора (рис. 19) двигатель может быть использован в сети, напряжение которой равно номинальному напряжению двигателя.
При шести выводных концах обмотки двигатель имеет два номинальных напряжения: 127/220 В, 220/380 В.
Если напряжение сети равно большему номинальному напряжению двигателя, т. е. Uc = 220 В при номинальном напряжении 127/220 В или Uс = 380 В при номинальном напряжении 220/380 В и т. д., то надо пользоваться схемами, приведенными на рис. 19, а, б.
При напряжении сети равно меньшему номинальному напряжению двигателя, следует применять схему, показанную на рис. 19, в.
Совет. В этом случае при однофазном включении значительно уменьшается мощность двигателя, поэтому целесообразно применять схемы с рабочей емкостью.
Рабочая емкость Ср (мкФ) для каждой схемы должна иметь определенное значение и может быть подсчитана, исходя из напряжения однофазной сети Uc и номинального тока Iф в фазе трехфазного двигателя:
где k — коэффициент, зависящий от схемы включения.
При частоте 50 Гц можно принять для схем:
— по рис. 19, б и рис. 20, б — k = 2800;
— по рис. 19, в — k = 4800;
— по рис. 20, в — k = 1600.
Напряжение на конденсаторе Uk также зависит от схемы включения и напряжения сети для схем:
Примечание. Номинальное напряжение конденсатора должно быть равно или несколько больше расчетного значения.
Внимание. Необходимо помнить, что конденсаторы после отключения длительное время сохраняют напряжение на своих зажимах и создают при прикосновении к ним опасность поражения человека электрическим током. Опасность поражения тем выше, чем больше емкость и выше напряжение на включенном в схему конденсаторе. Поэтому параллельно конденсатору следует установить резистор сопротивлением порядка –510 кОм, для того, чтобы конденсатор смог быстро разрядиться.
При ремонте или отладке двигателя необходимо после каждого отключения конденсатор разрядить. Для защиты от случайного прикосновения в процессе эксплуатации двигателя конденсаторы должны быть жестко закреплены и ограждены.
Пусковое сопротивление Rп определяют опытным путем, используя регулируемое сопротивление (реостат).
Если необходимо получить увеличенный момент при пуске двигателя, то параллельно рабочему конденсатору включают пусковой. Его емкость подсчитывают по формуле:
где Ср — емкость рабочего конденсатора.
Пусковой момент при этом получается близким к номинальному моменту трехфазного двигателя.
Измерение параметров трехфазного асинхронного двигателя при условиях,
отличных от номинальных
Понижение напряжения при номинальной частоте приводит к уменьшению тока холостого хода и магнитного потока, а значит, и к уменьшению потерь в стали. Величина тока статора, как правило, повышается,
коэффициент мощности увеличивается, скольжение возрастает, а КПД несколько падает. Вращающий момент двигателя уменьшается, так как он пропорционален квадрату напряжения.
При повышении напряжения сверх номинального и номинальной частоте двигатель перегревается из-за увеличения потерь в стали. Вращающий момент двигателя растет, величина скольжения уменьшается. Ток холостого хода увеличивается, а коэффициент мощности ухудшается. Ток статора при полной нагрузке может уменьшиться, а при малой нагрузке может увеличиться вследствие увеличения тока холостого хода.
При уменьшении частоты и номинальном напряжении увеличивается ток холостого хода, что приводит к ухудшению коэффициента мощности. Ток статора обычно возрастает. Увеличиваются потери в меди и стали статора, охлаждение двигателя несколько ухудшается вследствие уменьшения частоты вращения.
При повышении частоты сети и номинальном напряжении уменьшается ток холостого хода и вращающий момент.
Предупреждение повреждения изоляции обмотки статора асинхронного электродвигателя
Причины повреждения обмоток статора асинхронных электродвигателей
Большинство аварий электрических машин связано с повреждением обмотки статора.
Примечание. Высокая повреждаемость обмотки объясняется тяжелыми условиями работы и недостаточной стабильностью электрических свойств изоляционных материалов.
В результате повреждения изоляции может произойти замыкание между:
— обмоткой и магнитопроводом;
— витками катушек или между фазными обмотками.
Основной причиной повреждения изоляции является резкое снижение электрической прочности под влиянием:
— загрязнения поверхности обмотки;
— попадания в электродвигатель металлической стружки токопроводящей пыли;
— наличия в охлаждающем воздухе паров различных жидкостей;
— продолжительной работы электродвигателя при повышенной температуре обмотки;
— естественного старения изоляции.
Увлажнение обмотки может произойти вследствие продолжительного хранения или эксплуатации электродвигателя в сыром неотапливаемом помещении. В установленном электродвигателе увлажнение может произойти при длительном неподвижном состоянии, особенно при повышенной влажности окружающего воздуха или при попадании воды непосредственно в электродвигатель.
Совет. Для предупреждения увлажнения обмотки во время хранения электродвигателя необходимы хорошая вентиляция складского помещения и умеренное отапливание в холодное время года. В периоды длительных остановок электродвигателя при сырой и туманной погоде следует закрывать задвижки воздушных каналов поступающего и выходящего воздуха. При теплой сухой погоде все задвижки должны быть открыты.
Во избежание образования водяной бани недопустимо хранение электродвигателей, укрытых брезентом и другими водонепроницаемыми материалами. Такое хранение допускается в случае установки дистанционирующих прокладок между корпусом электродвигателя и тентом. Необходима также регулярная вентиляция воздушного зазора и осушение воздуха помещений.
Загрязнение обмотки электродвигателя происходит, главным образом, вследствие использования для охлаждения недостаточно чистого воздуха. Вместе с охлаждающим воздухом в электродвигатель могут попадать угольная и металлическая пыль, сажа, пары и капли различных жидкостей. Вследствие износа щеток и контактных колец образуется проводящая пыль, которая при встроенных контактных кольцах оседает на обмотках электродвигателя.
Предотвращение загрязнения может быть достигнуто внимательным уходом за электродвигателем и тщательной очисткой охлаждающего воздуха. Необходимо:
— периодически осматривать электродвигатель;
— очищать его от пыли и грязи;
— в случае необходимости производить мелкий ремонт изоляции.
При повышенном нагревании, а также в результате естественного старения изоляция в значительной мере утрачивает механическую прочность, становится хрупкой и гигроскопичной.
При длительной работе машины крепления пазовых и лобовых частей обмотки ослабляются и вследствие вибрации их изоляция разрушается. Изоляция обмотки может быть повреждена:
— из-за небрежной сборки и транспортировки электродвигателя;
— вследствие разрыва вентилятора или бандажа ротора;
— в результате задевания ротора за статор.
Сопротивление изоляции обмотки статора асинхронных электродвигателей
О состоянии изоляции можно судить по ее сопротивлению. Минимальное сопротивление изоляции зависит: от напряжения U, В; электродвигателя и его мощности Р, кВт.
Сопротивление изоляции обмоток от магнитопровода и между разомкнутыми фазными обмотками при рабочей температуре электродвигателя должно быть не менее 0,5 МОм.
Совет. При температуре ниже рабочей это сопротивление необходимо удваивать на каждые 20°С (полные или неполные) разности между рабочей температурой и той температурой, для которой оно определяется.