Есть ли проблемы с двигателями без наддува? Стоит ли покупать безнаддувный автомобиль? Как продлить срок службы атмосферного двигателя?
Оглавление:
- Причины износа
- Атмосферный двигатель
- Общие проблемы безнаддувных (бензиновых) двигателей
В мире нет автомобильного двигателя, который бы не изнашивался и не ломался. Но есть такие, которые изнашиваются намного медленнее. На это влияют многие вещи. Это надлежащая конструкция (без инженерных ошибок, которые в дальнейшем проявляются в процессе эксплуатации), использование качественных материалов, а также качественных комплектующих для двигателей от известных поставщиков. Такой хороший двигатель может отработать 400–500 тысяч км пробега без особых проблем.
Причины износа
Однако даже самый лучший двигатель выйдет из строя, если автовладелец не обслужит его должным образом. Ему достаточно не позаботиться о своевременной замене масла, пренебречь течью масла или плохим состоянием системы охлаждения (что может привести к перегреву и заклиниванию двигателя). Настройка и эксплуатация двигателя столь же разрушительны, как и в спортивном автомобиле. Не менее вредным для двигателя является постоянная езда на короткие расстояния, когда двигатель не имеет шансов прогреться до рабочей температуры, особенно зимой. Есть еще много других причин, например, использование неподходящих свечей или неподходящего масла… Также газовая установка разрушает двигатель автомобиля, хотя, конечно, многие придерживаются другого мнения.
Атмосферный двигатель
Проще говоря – без наддува, т.е. без использования турбонагнетателя или компрессора. Двигатель самостоятельно втягивает воздух из окружающей среды на основе разности давлений, без каких-либо устройств.
Безнаддувные двигатели также отличаются от современных агрегатов. Подавляющее большинство из них оснащено очень надежным непрямым впрыском топлива.
В дизельных двигателях прямой впрыск топлива под очень высоким давлением в системе Common Rail, а также наддув с помощью турбонагнетателя используются с конца 1990-х годов. Поэтому безнаддувные дизели закончились добрых 20 лет назад.
Безнаддувные двигатели всегда имели определенное количество потраченной впустую мощности. «Прогрессивные» автолюбители обвиняли их в большом расходе топлива и выбросе токсичных выхлопных газов.
Однако ряд независимых тестов, проведенных многими автомобильными журналами и порталами, доказал, что «современные» агрегаты могут расходовать много топлива при движении с более высокой нагрузкой (по дороге). А теплый атмосферный двигатель, работающий при оптимальной температуре в автомобиле на дороге, потребляет его очень мало.
Общие проблемы безнаддувных (бензиновых) двигателей
Давайте посмотрим на самые частые проблемы:
- Потеря герметичности рабочего пространства цилиндра и снижение давления сжатия (компрессии) – проблема появляется в старых (или запущенных) двигателях после превышения пробега в 200 тысяч километров. Обычно проявляется снижением мощности двигателя и потерей производительности приводного агрегата;
- Повреждение прокладки головки – со временем резина, из которой сделана прокладка, повреждается и теряет герметичность. В результате охлаждающая жидкость попадает в моторное масло, разжижая его. Это очень опасный момент. При смешивании охлаждающей жидкости с моторным маслом масло теряет свои защитные свойства. В результате двигатель быстрее изнашивается или заклинивает. Сама прокладка ГБЦ стоит дешево. Заменить его дорого. В этом случае очень многое зависит от качества деталей, используемых производителем. В результате в одних автомобилях повреждение прокладки происходит чаще, а в других – реже. Или никогда;
- Повреждение прокладки под клапанной крышкой – это типичная поломка, встречающаяся в большинстве автомобилей. Резина прокладки стареет. Это вызывает опасные утечки моторного масла. Прокладка дешевая, как и замена;
- Повреждение уплотнений масляного поддона и масляной пробки – вызывает утечку моторного масла из-под автомобиля. Уплотнение и пробка заменяются на новые;
- Проблемы с остановкой двигателя во время движения – в этом случае наиболее частая причина – повреждение датчика температуры. Его замена проста, а сам датчик стоит недорого;
- Проблемы с перезапуском прогретого двигателя – здесь причина кроется в изношенном или поврежденном датчике положения коленчатого вала. В некоторых двигателях он подвержен износу или повреждению. Иногда сам датчик может быть в рабочем состоянии, но у него поврежден электрический провод. В любом случае замена датчика на новый решает проблему;
- Затухание двигателя, проблемы с его запуском и потеря мощности – это тоже симптомы повреждения клапана рециркуляции выхлопных газов EGR, электромагнитный клапан которого застрял в открытом положении. Клапан можно почистить или заменить на новый;
- Проблемы с запуском холодного двигателя – самая частая неисправность – изношенный стартер. Многие компании восстанавливают их, но иногда цены на новые стартеры настолько интересны, что нет необходимости инвестировать в восстановленные детали;
- Износ компонентов системы зажигания – в зависимости от конструкции это будут катушки зажигания с электронным управлением или провода зажигания, купола аппаратов зажигания и пальцы распределителя. Признаки неисправности всегда одни и те же – дергания на холостом ходу, заглохание двигателя, заметная потеря мощности и усиливающиеся рывки, которые в конечном итоге делают невозможным управление автомобилем. Решение – заменить эти элементы на новые;
- Износ компонентов привода ГРМ – особенно натяжителей ремня ГРМ, которые необходимо время от времени заменять новым ремнем. Шкивы тоже изнашиваются. В случае двигателей, в которых привод ГРМ осуществляется через цепь, также может потребоваться вмешательство автомеханика. Для замены могут потребоваться: цепь, шестерни и ползуны. Однако цепи на большинстве старых двигателей долговечны. Их повреждение обычно происходит, когда водитель не поддерживал должный уровень масла;
- Прогорание седел клапанов – проблема, встречающаяся в автомобилях с газовыми установками.
Это типичные неисправности, характерные для большинства бензиновых двигателей без наддува. Безнаддувные дизельные двигатели в наши дни устарели, поэтому их не стоит включать.
Что делать, чтобы безнаддувный бензиновый двигатель оставался в тонусе?
- Своевременно менять моторное масло вместе с масляным фильтром, используя масло в соответствии с рекомендациями производителя. Интервал замены не может быть больше года или 15-17000 км пробега;
- Заменять воздушный фильтр и топливный фильтр (если он используется) как можно чаще;
- Не тюнинговать двигатель, не использовать коробки и тюнинговые фишки;
- Позаботиться об эффективности системы охлаждения;
- Своевременно заменять свечи зажигания и использовать только рекомендованные производителем;
- Как можно чаще ездить по дальним маршрутам за городом;
- Поддерживать стартер, генератор и аккумулятор в хорошем состоянии;
- Свести к минимуму негативные последствия холодного пуска, например, используя обогреватели двигателя или оставляя машину в гараже;
- Реагировать на любые утечки.