Общее устройство тормозной системы автомобиля камаз 4310

Общее устройство тормозной системы автомобиля камаз 4310

Автомобили КамАЗ-4310, как и автомобили КамАЗ-5320, оборудованы рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами, приводом тормозов прицепа, аварийной системой растормаживания тормозов стояночной тормозной системы и системами контроля и аварийной сигнализации о работе тормозных систем. По устройству и работе приборов и приводов эти системы идентичны аналогичным системам автомобилей КамАЗ-5320. Некоторые изменения в конструкции приводов тормозных систем автомобилей КамАЗ-4310 в отличие от аналогичных конструкций автомобилей КамАЗ-5320 будут показаны при описании схемы пневматического привода тормозов автомобиля КамАЗ-4310.

Система питания привода сжатым воздухом снабжена отдельным конденсационным баллоном, повышающим надежность работы тормозного привода вследствие уменьшения возможности появления паровоздушных пробок в трубопроводах. Она включает в себя компрессор, регулятор давления, предохранитель от замерзания конденсата в сжатом воздухе и конденсационный баллон.

Сжатый воздух из системы питания распределяется по воздушным баллонам независимых контуров I, II я III соответственно через тройной и одинарный защитные клапаны.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В контуре I привода тормозов рабочей тормозной системы колес передней оси и прицепа отсутствует клапан ограничения давления. Контур включает в себя тройной защитный клапан, воздушный баллон емкостью 20 л, нижнюю секцию двухсекционного тормозного крана, клапан контрольного вывода В, две тормозные камеры тормозных механизмов передней оси автомобиля, трубопроводы и шланги, соединяющие эти аппараты, и трубопроводы от жней секции тормозного крана к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом. Контур II состоит из части тройного защитного клапана, двух воздушных баллонов общей емкостью 40 л, верхней секции двухсекционного тормозного крана, клапана контрольного вывода Д, четырех тормозных камер тормозных механизмов задней тележки, трубопроводов и шлангов, соединяющих эти аппараты, и трубопровода от верхней секции тормозного крана к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

Рис. 7.26. Схема пневматического привода тормозов автомобиля КамАЗ-4310:
1 — пневматический кнопочный кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы; 2 — двухстрелочный манометр; 3— контрольные лампы и зуммер; 4 — клапан контрольного вывода; 5 — тормозная камера типа 24; 6 — ручной тормозной кран управления стояночной и запасной тормозными системами; 7 — пневматический кнопочный кран управления вспомогательной тормозной системой; 8— пневматический цилиндр привода рычага остановки двигателя; 9 — компрессор; 10 — регулятор давления; 11 — пневмоэлектрический датчик электромагнитного клапана прицепа; 12 — пневматический цилиндр привода заслонки моторного тормоза-замедлителя; 13 — предохранитель от замерзания; 14 — двухсекционный тормозной кран; 15 — конденсационный баллон; 16 — тройной защитный клапан; 17, 21, 22 —датчики падения давления; 18 — воздушный баллон контура I; 19 — воздушный баллон контура III ; 20, 31 — одинарные защитные Клапаны; 23 — воздушный баллон контура 11; 24 — кран слива конденсата; 25 — пружинный энергоаккумулятор; 26 — датчик включения стояночного тормоза; 27— ускорительный клапан; 28 — двухмагистральный перепускной клапан; 29 — тормозная камера типа 24;24; 30—клапан управления тормозами прицепа c. двухпроводным приводом; 32—датчик включения сигнала торможения; 33 — клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 34 — разобщительный кран; 35 — задний фонарь; 36 — соединительная головка типа «Палм»; 37 — соединительная головка типа «А»; А, Б, Г,Д — клапаны контрольных выводов

Контур III привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем состоит из одинарного защитного клапана, двух воздушных баллонов общим объемом 40 л, тормозного крана, ускорительного клапана, части двухмагистрального перепускного клапана, четырех пружинных энергоаккумуляторов тормозных камер, датчика включения стояночного тормоза, датчика включения сигнала торможения, двух клапанов контрольных выводов, трубопроводов и шлангов, соединяющих аппараты. Датчик включения сигнала торможения установлен в контуре III так, что обеспечивает включение ламп стоп-сигнала при торможении автомобиля как стояночной (запасной), так и рабочей тормозными системами, а также в случае выхода из строя одного из контуров рабочей тормозной системы.

Контур привода вспомогательной тормозной системы и питания других потребителей включает в себя часть тройного защитного клапана, пневматический кран, два пневмоцилиндра привода заслонок вспомогательного тормоза, пневмоцилиндр привода выключения подачи топлива, пневмоэлектрический датчик И, трубопроводы и шланги, соединяющие эти аппараты. Питание воздухом привода обеспечивается от контуров рабочей тормозной системы. Контрольная лампа падения давления в контуре отсутствует. Через контур привода вспомогательной тормозной системы обеспечивается питание сжатым воздухом дополнительных (не тормозных) потребителей: системы регулирования давления воздуха в шинах, стеклоочистителя, пневмосигнала, пневмогидрав-лического усилителя сцепления, управления агрегатами трансмиссии и др.

Привод тормозов прицепа автомобиля-тягача — комбинированный, выполненный по однопроводной и двухпроводной схемам. Он включает в себя клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, защитный одинарный клапан, клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом, три разобщительных крана и три соединительных головки — две головки типа «Палм» для двухпроводного привода тормозов прицепа и одну головку типа «Л» для однопроводного привода тормозов прицепа. Соединительные головки установлены на задней

Читайте также:  Какое масло лучше для дизельного турбированного двигателя

поперечине рамы автомобиля-тягача. Питание комбинированного привода тормозов прицепа осуществляется от воздушных баллонов контура III привода стояночной и запасной тормозных систем.

Контур привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы состоит из пневматического кнопочного крана аварийного растормаживания, части двухма-гистрального клапана, трубопроводов и шлангов, соединяющих эти аппараты. Питание привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы осуществляется от воздушных баллонов контура II привода рабочих тормозов задней тележки.

Система аварийной сигнализации и контроля состоит из двух частей:

световой и акустической сигнализации о работе тормозных систем и их приводов при помощи сигнальных электрических ламп, расположенных на панели приборов автомобиля, и звукового сигнала (зуммера). Для этого в воздушных баллонах пневматического привода установлены датчики падения давления, которые при недостаточном давлении в баллонах замыкают цепи сигнальных электрических ламп и звукового сигнала. Кроме того, в пневматическом приводе имеется датчик сигнала торможения, который замыкает цепь электрических ламп стоп-сигнала при срабатывании любой тормозной системы, кроме вспомогательной;

клапанов контрольных выводов, позволяющих производить диагностику технического состояния пневматического тормозного привода и отбор сжатого воздуха для технического обслуживания автомобиля.

Стояночная и запасная тормозные системы КАМАЗ-4310

На автомобиле КамАЗ-4310 стояночная и запасная системы объединены вместе, т.е. имеют общие тормозные механизмы и общий пневматический привод. Отличие в тормозных системах заключается в способе управления ручным тормозным краном.

Тормозными механизмами этих систем являются тормозные механизмы рабочей тормозной системы, установленные в колесах задней тележки. Пневматический привод стояночный и запасной тормозных систем включает в себя четыре энергоаккумулятора 28 (см.рис.145 в предыдущих материалах), одинарный защитный клапан 16, два воздушных баллона 21, тормозной кран 6, двухмагистральный перепускной клапан 26, ускорительный клапан 25, трубопроводы и шланги. Приборы этого привода образуют третий контур пневматической системы автомобиля.

Пружинные энергоаккумуляторы (см.рис.152) служат для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки при пользовании стояночной или запасной тормозными системами. Энергоаккумулятор смон­тирован на тормозной камере рабочей тормозной системы. Основными его деталями являются цилиндр 4, силовая пружина 5 с поршнем 3, толкатель 2, винт 6 с упорным подшипником 8.

При движении автомобиля сжатый воздух подается в полость цилиндра 4, действует на поршень 3 и сжимает пружину 5, При этом толкатель 2 на диафрагму 9 пневмокамеры не действует, тормозные механизмы находятся в отторможенном состоянии.

При торможении стояночный или западный тормозными системами сжатый воздух выходит из полости цилиндра в атмосферу, силовая пружина разжимается, ее усилие через толкатель 2 и шток 10 приводят в действие тормозные механизмы.

Одинарный защитный клапан 16 (см.рис.145) предназначен для сохранения давления в воздушных баллонах третьего контура при аварийном уменьшении давления в системе питания приводов сжатым воздухом. Клапан (рис.153) состоит из корпуса 1 с крышкой 5, поршня 4 с диафрагмой 3, обратного клапана 2.

Рис.153. Одинарный защитный клапан: а — положение при давлении в системе ниже 550кПа; 6 — рабочее по­ложение; I — вывод к конденсационному баллону; II — вывод к баллону третьего конура; 1 — корпус; 2 — обратный клапан; 3 — диафрагма; 4 — поршень; 5 — крышка; 6, 7 — пружины; 8 — регулировочный винт.

Сжатый воздух от конденсационного баллона поступает через вывод 1 в полость А под диафрагму. При достижении заданного давления (530 кПа) диафрагма 3 приподнимается и воздух проходит в полость В, откуда через обратный клапан 2-й вывод II проходит в баллоны третьего контура. При снижении давления в выводе 1 диафрагма 3 опускается на седло и разобщает вывод I и II, при этом обратный клапан 2 закрывается и предотвращает обратное движение воздуха от вывода II к выводу 1. Воздушные баллоны 21 (см.рис.145) третьего контура общей вместимостью 40 л, имеют краны для слива конденсата и датчики падения давления.

Рис. 154 Ручной тормозной кран: а — устройство; б — отторможеное положений; в — положение при торможении; I — вывод к воздушным баллонам; II — вывод в атмосферу; III — вывод к пружинным энергоаккумулятором через ускорительный клапан; 1 — пружина клапана; 2 — корпус; 3 — уравновешивающая пружина; 4 — пружина штока; 5 — фигурное кольцо; б — пружина колпачка; 7 — крышка с рукояткой; 8 — направляющий колпачок; 9 — шток; 10 — выпускной клапан; 11 — следящий поршень

Читайте также:  Чип тюнинг двигателя туарег дизель

Тормозной кран 6 служит для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем. Кран односекционного, обратного действия, с поршневым следящим механизмом и ручным приводом, расположен в кабине. Основными деталями, крана являются корпус 2 (рис.154), крышка 7 с рукояткой, следящим поршень 11, выпускной клапан 10, шток 9, фигурное кольцо 5, направляющий колпачок 8, уравновешивающая пружина 3 пружины 1, 4 и 6 соответственно клапана, штока и колпачка. Ввод I соединяется с воздушными баллонами контура, вывод II — с атмосферой, вывод III — через ускорительный клапан с энергоаккумуляторами,

В отторможенном состоянии рукоятка крана вместе с колпачком 8 и штоком 9 под действием пружины находится в крайнем нижнем положении. Выпускной клапан 10 штоком 9 оторван от седла в поршне 11, тем самым клапан разобщает вывод I от атмосферного вывода II и сообщает вывод 1 с выводом II, Сжатый воздух проходит через отверстие в следящем поршне в полость А и через окно между дном поршня 11 и клапаном 10 в полости В и далее по каналу к выводу III и к ускорительному клапану. Последний обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндры энергоаккумуляторов.

При торможении рукоятка крана поворачивается вверх, вместе с крышкой 7 поворачивается колпачок 8, который скользит по винтовым поверхностям фигурного кольца 5 и увлекает за собой шток 8. Нижняя кромка штока открывается от клапана, который под действием пружины садится на седло в поршне 11, разобщая вывод I от вывода III и сообщая вывод Ш с атмосферным выводом II. Сжатый воздух из магистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу, что ведет к срабатыванию клапана, который выпускает сжатый воздух из цилиндров энергоаккумуляторов в атмосферу. Тормозной кран обладает следящим действием. По мере выхода сжа­того воздуха в атмосферу давление в полости В падает, следящий поршень 11 под действием своей пружины поднимается и клапан 10 садится на кромку штока 9, после чего выпуск воздуха из магистрали ускорительного клапана прекращается.

В крайнем заднем положении рукоятка крана фиксируется стопорной защелкой. При этом сжатый воздух полностью выходит в атмосферный вывод VI, так как поршень 11 упирается в ограничитель пружины 4 и клапан 10 не доходит до кромки штока 9. В этом случае система работает как стояночная. В промежуточных положениях рукоятки благодаря следящему действию крана система может работать как запасная.

Ускорительный клапан 25 (см.рис.155) служит для уменьшения времени срабатывания запасной тормозной системы и для выпуска сжатого воздуха из энергоаккумулятора в атмосферу. Клапан (рис. 155) установлен внутри правого лонжерона рамы на минимальном расстоянии от энергоаккумулятора и состоит из верхнего и нижнего корпусов, поршня 3, впускного 4 и выпускного 1 клапанов с пружиной 5 на общем штоке. Полость над поршнем образует управлявшую камеру 2. К выводу III подается сжатый воздух из баллонов третьего контура, вывод IV соединяется с тормозным краном, вывод 1- с цилиндрами энергоаккумуляторов, вывод II — с атмосферой.

Рис.155. Ускорительный клапан: а — устройство; б — отторможенное положение; в — положение при торможении; I -вывод к цилиндрам энергоаккумуляторов; II — атмосферный вывод; III — вывод к воздушному баллону; I — вывод к ручному тормозному крану; 1 -выпускной клапан; 2 -управляющая, камера; 3 -поршень; 4 — впускной клапан; 5 –пружина

В исходном положении в полости Аи в управлявшей камере уста­навливается одинаковое давление, так как сюда подается сжатый воздух из одних и тех же воздушных баллонов. Площадь верхней части поршня 3 больше нижней, вследствие чего он опускается вниз, при этом выпускной клапан 1 закрыт, а впускной 4 открыт. Сжатый воздух от вывода III (от воздушных баллонов) проходит к выводу 1 (в энергоаккумуляторы).

При торможении сжатый воздух из управляющей камеры через ручной тормозной кран выходит в атмосферу, поршень 3 перемешается вверх, выпускной клапан 1 открывается, а выпускной клапан 4 под действием пружины 5 закрывается. Сжатый воздух из энергоаккумуляторов через клапан 1 и вывод П выходит в атмосферу.

При растормаживании сжатый воздух через вывод IV подается от тормозного крана в управляющую камеру 2. Поршень 3 перемешается вниз и закрывает сначала выпускной клапан 1, затем открывает впускной клапан 4. Сжатый воздух из вывода III проходит через клапан 4 и вывод I в энергоаккумуляторы.

Ускорительный клапан обладает следящим действием. При торможении по мере выхода воздуха из энергоаккумуляторов в атмосферу, давление в полости А падает и, когда оно станет меньше, чем в управляющей камере 2, поршень 3 перемещается вниз и выпускной клапан 1 закрывается. Тем самым давление воздуха в энергоаккумуляторах устанавливается пропорционально давлению в управляющей магистрали (а значит, положению рукоятки ручного тормозного крана). Аналогично при расстормаживании по мере нарастания давления в полости А поршень перемещается вверх и впускной клапан 4 закрывается.

Читайте также:  Стук левой подушки двигателя лада веста

Двухмагистральный перепускной клапан 26 (см.рис.155) предназначен для подачи (или выпуска) сжатого воздуха в энергоаккумуляторы из двух независимых контуров. Клапан (рис. 156) состоит из корпуса 3, крышки 1, мембраны 2 и уплотнительного кольца. К выводу I подсоединяется магистраль от ускорительного клапана, к выводу II — магистраль энергоаккумуляторов, к выводу III — магистраль крана аварийного растормаживания.

При растормаживании автомобиля с помощью ручного тормозного крана сжатый воздух из воздушных баллонов через ускорительный клапан подается к выводу 1, прижимает мембрану к седлу крышки 1 и через вывод П проходит в энергоаккумуляторы. При расстормаживания автомобиля с помощью крана аварийного расстормаживания мембрана прижимается к седлу корпуса 3.При затормаживании автомобиля мембрана остается прижатой к тому седлу, к которому она переместилась, и воздух проходит через вывод II к выводам I или III. При одновременной подаче сжатого воздуха к выводам I и III мембрана 2 занимает среднее положение.

Для контроля за состоянием привода стояночной и запасной тормозных систем предусмотрены два датчика давления (на воздушном баллоне и в магистрали энергоаккумуляторов) с сигнальными лампочками на щитке приборов. Одна лампочка сигнализирует о падении давления в баллоне, вторая — о торможении автомобиля стояночным тормозом. Кроме того, в контуре имеются два клапана контрольного вывода.

Рис. 156 Двухмагистральный перепускной клапан: а — исходное положение; б — подвод воздуха от ускорительного клапана; I -вывод к ускорительному клапану; II -вывод к энергоаккумуляторам; III — вывод к крану аварийного растормаживания; I — крышка; 2 -мембрана; 3 — корпус.

Работа привода . Воздушные баллоны 21 (см.рис.155) третьего контура заполняются сжатым воздухом от общей системы питания через одинарный защитный клапан 16. При постижении давления в баллонах 550 кПа сигнальная лампочка контура гаснет.

При торможении стояночным тормозом рукоятка крана 6 находится в верхнем (заднем) положении; Магистраль, идущая от крана к уско­рительному клапану 25, соединена с атмосферой. В ускорительном клапане открыт выпускной клапан и цилиндры энергоаккумуляторов также соединены с атмосферой. Силовые пружины энергоаккумуляторов приво­дят в действие тормозные механизмы колес задней тележки.

При оттормаживании после остановки или стоянки водитель опускает рукоятку крана б вниз. Сжатый воздух из баллонов привода через кран проходит в управляющую камеру ускорительного клапана 25, в котором открывается впускной клапан и сжатый воздух из тех же баллонов, но по коротким и большего диаметра трубопроводам подается через ускорительный и двухмагистральнне клапаны 26 в цилиндры энергоаккумуляторов. Силовые пружины последних сжимаются и тормоз­ные механизмы колес задней тележки оттормаживаются.

В случае необходимости пользоваться запасной тормозной систе­мой водитель воздействует на рукоятку тормозного крана. Привод при этом работает так же, как и при стояночном торможении. Эффективность такого торможения определяется положением рукоятки крана и в общем случае ниже чем торможение рабочей тормозной системой, примерно в два раза.

В случае аварийном падении давления в приводе стояночного тор­моза энергоаккумуляторы срабатывают и автомобиль останавливается. Для того, чтобы растормозить автомобиль в таком состоянии, предусмотрена система аварийного растормаживания. Основным элементом такой системы является кнопочный кран 5 (см.рис. 145) установленный в кабине под щитком приборов.

Рис. 157. Пневматический кнопочный кран: I — вывод к воздушному баллов; II — атмосферный вывод; III — вывод к двухмагистральному клапану; 1 — корпус; 2 — фильтр; 3 — кнопка; 4 — толкатель; 5 — выпускной канал; 6 — клапан; 7 — пружина клалана.

К выводу I крана (рис.157) сжатый воздух подводится из баллонов второго контура, вывод II соединен с атмосферой, вывод III — с двухмагистральным клапаном. При нажатии на кнопку 3 крана, впускной клапан 6 открывается, а канал 5 толкателе 4 закрывается. Сжатый воздух из баллонов второго контура через двухмагистральный клапан проходит в цилиндры энергоаккумуляторов, что ведет к растормаживанию колес задней тележки. При отпускании кнопки толкатель 4 под действием пружины возвращается в исходное положение, а впускной клапан 6 закрывается. Сжатый воздух из соединительных трубопроводов к двухмагистральному клапану (а при отсутствии давления в воздушных баллонах стояночной тормозной системы и из цилиндров энергоаккумуляторов) выходит через кран в атмосферу.

При отсутствии сжатого воздуха и во втором контуре автомобиль может быть расторможен с помощью устройства для механического расторможения, которые встроены в цилиндры энергоаккумуляторов. Для этого винты 6 (см.рис.152) должны быть ввернуты до упора в каждом энергоаккумуляторе.

Эксплуатировать автомобиль с неисправной стояночной и запасной тормозными системами запрещается.

Оцените статью