- Устройство и работа
- ЗИЛ-431410: технические характеристики
- Потомок сто тридцатого
- История модели ЗИЛ-431410
- Технические характеристики ЗИЛ-431410 и его отличия от прежних ЗИЛ-130
- Двигатель ЗИЛ-508.10; его системы питания и зажигания
- Многоконтурная тормозная система
- Дальнейшие нововведения, на стыке 80-х/90-х годов
- Технические характеристики ЗИЛ-431410 в цифрах
- Обзор модификаций ЗИЛ-431410
- «ЗИЛ» после ЗИЛа
- Кабина ЗИЛ-431410
- Отзывы владельцев ЗИЛ-431410 и АМУР-53131
- Стоимость ЗИЛ-431410 и АМУР-53131
Устройство и работа
Центральная двойная главная передача автомобиля ЗИЛ-431410 показана на рис. 15.6. Она состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями и пары цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями. Коническая шестерня 11, изготовленная как одно целое с валом, приводится во вращение от карданной передачи через фланец 1.
Коническое колесо 12 прикреплено заклепками к фланцу промежуточного вала. Цилиндрическая шестерня 16 изготовлена вместе с промежуточным валом, а находящееся с ней в зацеплении цилиндрическое колесо 21 прикреплено болтами к коробке дифференциала, состоящей из левой 23 и правой 20 чашек. В коробке размещены сателлиты 28, крестовина 30, полуосевые зубчатые колеса 22 и опорные шайбы 19 и 29 полуосевых зубчатых колес и сателлитов.
Опорами вала конической шестерни 11 служат роликоподшипники 6 и 9, расположенные в стакане 7, прикрепленном болтами к картеру 17 главной передачи. К стакану болтами крепится крышка 3 с манжетой 2. Между крышкой и стаканом помещена уплотнительная прокладка 5, а между втулкой фланца 1 и роликоподшипником 6 — шайба 4. Между внутренними кольцами роликоподшипников находится распорная втулка 33, а между этой втулкой и роликоподшипником 6 помещены шайбы 8 для регулирования затяжки роликоподшипников 6 и 9. Положение конической шестерни регулируют прокладками 10, устанавливаемыми между картером 17 главной передачи и стаканом 7. В боковых крышках 15 и 32 размещены конические роликоподшипники 14 и 31, на которые опирается вал цилиндрической шестерни 16. Под фланцы крышек 15 и 32 подложены прокладки для регулировки положения роликоподшипников 14 и 31, а также конического колеса 12. Для повышения жесткости на стакане 7 имеются внешние ребра.
Коробка дифференциала вращается на двух конических роликоподшипниках 24, скрытых крышками 18. Эти роликоподшипники регулируют гайками 25. Внутри картера 27 проходят полуоси 26. Отверстие для заливки масла находится на задней крышке балки моста, а для его слива — в нижней части балки. Масло к подшипникам конической шестерни поступает по каналам в картере.
|
Рис. 15.6. Ведущий мост автомобиля ЗИЛ — 431410:
1- фланец; 2- манжета; 3, 15, 18 и 32- крышки; 4- шайба; 5- уплотнительная прокладка; 6, 9, 14, 24 и 31 роликоподшипники; 7 — стакан; 8- регулировочные шайбы; 10 и 13- регулировочные прокладки; 11 — коническая шестерня; 12— коническое колесо; 16—цилиндрическая шестерня; 17—картер главной передачи; 19 и 29—опорные шайбы; 20—правая чашка дифференциала; 21—цилиндрическое колесо; 22—полуосевое зубчатое колесо; 23— левая чашка дифференциала; 25—регулировочная гайка; 26—полуось; 27—картер моста; 28—сателлит; 30—крестовина; 33—распорная втулка
Разнесенная двойная главная передача заднего моста автомобиля МАЗ-5335 (рис. 15.7) состоит из конической главной передачи (рис. 15.7, д) и двух колесных редукторов (рис. 15.7, в). Центральный редуктор в сборе, состоящий из конической главной передачи и дифференциала, установлен в картере заднего моста и прикреплен шпильками и гайками к его обработанной плоскости, а с задней стороны отверстие закрыто штампованной крышкой, приваренной к картеру моста. В расточки перегородок картера запрессованы кожухи 10 полуосей (рис. 15.7, б), которые от проворачивания удерживаются стопорными штифтами 9.
На наружные концы кожухов полуосей с помощью эвольвентных шлицев закреплены внутренние чашки 26 (рис. 15.7, в), которые жестко соединены с наружными чашками 3, образуя неподвижное водило, на трех осях 17 которого вращаются сателлиты 2. От полуосей момент передается к центральной солнечной шестерне 1, от нее через три сателлита 2 и коронное колесо 4 к ступице колеса.
Передаточное число колесного редуктора определяется отношением числа зубьев коронного колеса и солнечной шестерни, поэтому изменением указанных чисел зубьев может быть получен ряд передаточных чисел при сохранении межосевого расстояния. Сателлиты не влияют на передаточное число.
Как и любая двойная главная передача, разнесенная главная передача позволяет разделить крутящий момент и тем самым разгрузить дифференциал и полуоси от передачи повышенного момента. Недостатком разнесенной передачи является то, что такая конструкция вызывает повышение относительных скоростей вращения зубчатых колес при повороте или буксовании автомобиля, что требует дополнительных мер для защиты трущихся поверхностей деталей дифференциала (введение шайб, втулок, улучшенной смазочной системы).
Рис. 15.7. Задний мост автомобиля МАЗ-5335 и его элементы:
а—схема; б—конструкция; в—колесный редуктор; г—детали колесного редуктора; д— главная передача и дифференциал; 1—солнечная (ведущая) шестерня; 2—сателлит; 3—наружная чашка водила; 4—коронное (ведомое) колесо; 5—ступица заднего колеса; 6—полуось; 7—колесный редуктор;8—-тормозной механизм задних колес; 9—стопорный штифт кожуха полуоси; 10—кожух полуоси; 11—центральный редуктор; 12—тормозной разжимной кулак; 13 и 16—крышки; 14 и 22—стопорные кольца; 15—упорный сухарь; 17—ось сателлита; 18—подшипник сателлита; 19—стопорный болт оси сателлита; 20— пробка заливного отверстия; 21—контргайка подшипника ступицы; 23—гайка подшипника ступицы; 24 — кожух полуоси; 25—упор шестерни; 26— внутренняя чашка водила; 27—полуосевое зубчатое колесо; 28—сателлит дифференциала; 29 — крестовина дифференциала; 30—цилиндрический роликоподшипник; 31 — конический подшипник шестерни; 32—фланец; 33—манжета; 34—регулировочные прокладки; 35—шестерня; 36—картер редуктора; 37—колесо; 38—ограничитель колеса; 39—правая чашка дифференциала; 40—демонтажный болт картера
ЗИЛ-431410: технические характеристики
Потомок сто тридцатого
В 1986 году самый массовый грузовик Завода имени Лихачёва – ЗИЛ-130 получил новое наименование. Согласно введённому ОСТу 37.001.269-83, автомобилю был присвоен индекс ЗИЛ-431410.
Переменилось не только название: в конструкцию машины был внесён целый ряд изменений, призванных упрочить позиции чрезвычайно удачного, но стремительно устаревавшего грузовика.
В итоге, ЗИЛ-431410 пережил и само своё славное предприятие, шагнув в XXI век уже в другом облике. На лихачёвском заводе его выпуск прекратили в 1994-м году. А на Урале он производился вплоть до 2014-го (включительно), с передком и оперением от другого славного ветерана – ЗИЛ-131.
История модели ЗИЛ-431410
ЗИЛ-130 считался (причём вполне заслуженно) моделью настолько совершенной, что его модернизация происходила не революционным, а эволюционным путём. И, хотя во внешнем облике существенных изменений не отмечалось, нововведения были регулярными и существенными.
Каждые три года, с начала 70-х, ЗИЛ-130 проходил государственную аттестацию на Знак качества. И эти мероприятия не были простой формальностью: нельзя было пройти аттестацию без значительных улучшений и нововведений в конструкции. Повышалась грузоподъёмность, маневренность, точность управления автомобилем. Вот и модификация 1986 года, – ЗИЛ-431410, был внешне всё тот же сто тридцатый, «только лучше». С новым мотором и рядом других отличий, о которых пойдёт речь в следующем разделе.
ЗИЛ-431410 производили в столице девять лет, с января 1986 года. «Последний из могикан» московского племени сто тридцатых – ЗИЛ-431410 сошёл с конвейера Завода имени Лихачёва 30 декабря 1994 года.
Однако это ещё не стало полным прекращением производства данной модели. С 1991 года выпуск ЗИЛ-431410 производился также в городе Новоуральске Свердловской области, на автомоторном заводе, который до этого собирал только армейский ЗИЛ-131.
Это – ЗИЛ-431410 с «московской пропиской».
Разумеется, масштабы этого предприятия с лихачёвским заводом несопоставимы, но тоже достаточно внушительны. Производственные мощности новоуральского автомоторного завода рассчитаны на изготовление 20 тысяч грузовиков и 40 тысяч двигателей в год! Оборудование завода позволяет самостоятельно изготавливать все узлы и агрегаты обоих семейств – и 131-го, и 130-го, за исключением редукторов ведущих мостов, которые поставляются извне.
А это – с новоуральской, 90-х годов выпуска, ещё с надписью «ЗИЛ» на капоте. Кстати, впечатляющий тюнинг!
Устаревший, но невероятно выносливый и надёжный, простой и неприхотливый в эксплуатации, и, к тому же, доступный по цене грузовик-шеститонник продолжал пользоваться стабильным спросом вплоть до начала 2010-х годов. Пока был спрос – продолжалось и его производство. Но теперь точка в истории модели поставлена. В 2014 году ЗИЛ-431410 был с причитающимся ему почётом окончательно отправлен «на пенсию».
Технические характеристики ЗИЛ-431410 и его отличия от прежних ЗИЛ-130
Двигатель ЗИЛ-508.10; его системы питания и зажигания
ЗИЛ-431410 был оснащён усовершенствованным двигателем ЗИЛ-508.10 с новой головкой блока цилиндров (130-1003012-20); с винтовыми впускными каналами и уменьшенным объёмом камер сгорания, в результате чего степень сжатия была увеличена до 7,1. Горючее осталось тем же – низкооктановый бензин А-76.
Этот же мотор, кстати, так и остался основным также и для ЗИЛ-4331 – преемника ЗИЛ-130 и ЗИЛ-431410. Несмотря на «наполеоновские» планы сделать ЗИЛ-4331 родоначальником нового семейства современных экономичных дизельных грузовиков.
На автомобиле стали монтировать новые карбюраторы К-88АТ, воздушные фильтры ВМ-21 и распределители зажигания 46.3706. На некоторую часть грузовиков ЗИЛ-431410 устанавливался карбюратор К-90 с системой автоматического управления экономайзером принудительного холостого хода (САУ ЭПХХ), с электронным управлением. В этом карбюраторе подача топлива в каналы системы холостого хода регулировалась электромагнитными клапанами, управлявшимися электронным блоком управления.
В блок управления поступали сигналы от датчика частоты вращения коленчатого вала, в качестве которого использовался распределитель зажигания, датчика углового положения дроссельных заслонок и датчика температуры охлаждающей жидкости, в соответствии с которыми он выдавал команды на включение клапанов. Система срабатывала в режиме принудительного холостого хода (при торможении двигателем).
Кроме этого, на данном двигателе была внедрена замкнутая система вентиляции картера, которая совершенно исключала выброс картерных газов в окружающую среду. Поэтому был выведен из употребления фильтр вентиляции картера, располагавшийся в маслозаливной горловине, с этого времени оборудованной глухой крышкой. Очищенный воздух поступал в картер сквозь горловину через шланг, подключённый к воздушному фильтру двигателя.
Вместо 3-трёх компрессионных колец на поршнях ЗИЛовского двигателя начали устанавливать 2 из легированного чугуна повышенной прочности (верхнее – хромированное). Было ликвидировано заливное (смотровое) отверстие в верхней части картера главной передачи двухступенчатого заднего моста, а его роль стало исполнять контрольное отверстие в задней крышке картера. Существенный процент автомашин начали оборудовать бесконтактной системой зажигания.
Характеристики двигателя ЗИЛ-508.10
- Количество цилиндров – 8; клапанов – 16;
- Рабочий объём – 6 литров;
- Диаметр цилиндра 100 мм. Ход поршня – 95 мм.
- Максимальная мощность, при 3 200 об/мин – 150 л. с.
- Степень сжатия: 7,1.
- Максимальный крутящий момент: 402 Н•м, при 1800—2000 об/мин.
Многоконтурная тормозная система
С 1986 года на всю линейку грузовиков семейства ЗИЛ-431410 стали монтировать многоконтурную тормозную систему. Правда, параллельно продолжали выпускаться и автомашины с обычной одноконтурной системой. Но данное обстоятельство никоим образом не отразилось на индексации ЗИЛовских грузовиков.
Автоцистерна на базе ЗИЛ-431410. Ханты-Мансийский автономный округ.
Просто на модели с обычной тормозной системой по-прежнему устанавливали обычный приборный щиток типа КП204, а ЗИЛ-431410 с новым многоконтурным тормозным приводом (МТП) комплектовались новым щитком приборов, – типа 12.3805, с набором соответствующих сигнализаторов и переключателей.
На ЗИЛ-431410 был внедрён усиленный суппорт задних колёсных тормозов с одновременной отменой установки одного из болтов крепления; в заднем мосту внедрены чашки дифференциала из высокопрочного ферритного чугуна марки ВЧ/42-12 с повышенными механическими свойствами.
Дальнейшие нововведения, на стыке 80-х/90-х годов
В модификации ЗИЛ-431410 стартовала установка правой подножки кабины с лючком для доступа к воздушному баллону рабочей тормозной системы. С 1987 года ликвидировали вентиляционный люк кабины, признав его работу неэффективной, и на его месте осталась просто выштамповка. В том же году на модель внедрили новый фильтр тонкой очистки топлива, – повышенной производительности, с керамическим или бумажным фильтрующими элементами.
В 1989 году совместно с задними фонарями ФП-130 и ФП-130-Б начали устанавливать фонари 353.3716 (левый) – с рассеивателем для освещения номерного знака и 352.3716 (правый).
Центральная секция левых фонарей 353.3716 с двумя лампами А-12-5, красным рассеивателем и встроенным световозвращателем красного цвета предназначалась для обозначения габаритов; левая с лампой А-12-21-3 и оранжевым рассеивателем – для указания поворотов, правая с лампой А-12-21-3 и красным рассеивателем – в качестве сигнала о включении тормозов. Секции правых фонарей 352.3716 располагались в зеркальном отображении с левыми.
ЗИЛ-431410, работающий на газе, в Якутии…
В том же году на смену термостатам ТС101-А пришли новые термостаты прямого действия марки ТС108-04. В тормозном кране вместо регулировочного винта теперь использовался регулировочный болт с контргайкой.
Поменяли конструкцию и места крепления брызговиков платформы: вместо прямых брызговиков, ставившихся под косым углом к полу кузова ЗИЛ-130 и крепившихся к его поперечинам, внедрили аналогичные, но прикреплявшиеся к основанию платформы и с перпендикулярным к ней участком в их верхней части. На автомобилях последних годов выпуска устанавливались пластиковые полукруглые брызговики платформы. Болты стоек и оковки платформы с резьбой М10 заменили на болты М8.
В многоконтурном тормозном приводе был внедрён новый одинарный защитный клапан, с деталями, унифицированными с применявшимися в тройном защитном клапане. А с 1990 года на автомобилях с МТП кнопочный тормозной кран аварийного растормаживания переместили с приборной панели на пол кабины, по левую сторону от сиденья водителя.
В этом же году выштамповку по контуру пластин стала производиться в бензонасосе Б-10. Это позволило улучшить герметичность клапанов и повысить надёжность работы бензинового насоса. На поршни компрессора начали установку компрессионных колец скребкового типа, для существенного уменьшения потери масла в системе смазки двигателя.
…и в Кировской области.
На значительном количестве автомобилей ЗИЛ-431410 были установлены карбюратор К-96, с электронным ограничителем максимальной частоты оборотов вместо пневмоцентробежного; системой автоматического управления экономайзером принудительного холостого хода. На ряде серийных машин внедрили и микропроцессорную систему зажигания, со специально разработанным контроллером.
На Заводе имени Лихачёва тоже строили планы по оснащению ЗИЛ-431410 более экономичными дизельными моторами КамАЗ-740, ММЗ Д-246 и Steyr (для экспортных машин). И более экономичных газобалонных версий грузовика было спроектировано и сделано даже больше, чем нужно. Однако широкого распространения и существенного воплощения в жизнь эти здравые и разумные планы не получили.
Технические характеристики ЗИЛ-431410 в цифрах
- Снаряжённая масса – 4,175 тонны;
- Полная масса – 10,4 тонн;
- Грузоподъёмность – 6 тонн;
- Масса прицепа – 8 тонн;
- Длина – 6,675 м; Ширина – 2,5 м; Высота – 2,4 м.
- Колёсная база – 3,8 м.
- Дорожный просвет – 275 мм.
- Передняя колея – 1,8 м; Задняя колея –1,79 м.
- Максимальный подъём – 31%;
- Радиус поворота: по внешнему колесу – 8,3 м.; габаритный – 8,9 м.;
- Контрольный расход топлива, при скорости 60 км/ч – 25,8 литров на 100 км.
В остальном, конструкция ЗИЛ-431410 повторяет своего «близкого родственника» – ЗИЛа 130-го. Это однодисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами и механическим приводом выключения; пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой; дисковые колеса; передняя подвеска на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами и амортизаторами, а также задняя подвеска на двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессорах, причем концы дополнительных рессор и задние концы основных — скользящие.
ЗИЛ-431410 оснащён тормозной системой с барабанными механизмами, с двухконтурным пневматическим приводом, с регулятором тормозных сил. Запасная тормозная система совмещена со стояночной. На некоторые автомобили устанавливался тормозной привод без разделения по осям и однопроводным приводом тормозов прицепа. Предусмотрен спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.
Обзор модификаций ЗИЛ-431410
На базе ЗИЛ-431410, как и ЗИЛ-130, за годы выпуска было построено огромное количество разнообразных модификаций. Условно их можно разделить на следующие группы:
- длиннобазные грузовики и шасси: ЗИЛ-431510, ЗИЛ-431511, ЗИЛ-431512, ЗИЛ-431513.
- самосвальные (ММЗ-555, ММЗ-45021, ММЗ-4505, ММЗ-450506, ММЗ-450507) шасси: ЗИЛ-495810, ЗИЛ-495816, ЗИЛ-495817, ЗИЛ-495710.
- седельные тягачи: ЗИЛ-441510, ЗИЛ-441610; ЗИЛ-441516; ЗИЛ-441517.
Седельный тягач ЗИЛ-441510.
- машины и шасси с экранированным электрооборудованием: ЗИЛ-431917, ЗИЛ-431919, ЗИЛ-432317, ЗИЛ-432319.
- экспортные варианты для работы в условиях умеренного и тропического климатов: ЗИЛ-431416, ЗИЛ-431417, ЗИЛ-431418, ЗИЛ-431419, ЗИЛ-431516, ЗИЛ-431517, ЗИЛ-431518, ЗИЛ-431519; ЗИЛ-495716, ЗИЛ-495717.
- специальные версии для районов Крайнего Севера: ЗИЛ-431411, ЗИЛ-4314121, ЗИЛ-495711.
- шасси для специализированных автомобилей: ЗИЛ-431412.
- газобаллонные варианты: ЗИЛ-431610, ЗИЛ-431612, ЗИЛ-431613, ЗИЛ-431710, ЗИЛ-431712, ЗИЛ-431810, ЗИЛ-431812, ЗИЛ-496110, ЗИЛ-496210, ЗИЛ-496410.
На модификациях ЗИЛ-431450, ЗИЛ-431452, ЗИЛ-495850 был установлен двигатель ЗИЛ-157Д мощностью 110 л.с. На ЗИЛ-431630 – новый двигатель ЗИЛ-5096.10 мощностью 140 л.с., специально предназначенный для работы на сжатом природном газе и бензине.
ЗИЛ-431410 с установленным подъемником ПСС-121.22, поднимающим людей с материалом и инструментом на высоту до 22 метров для выполнения строительно-монтажных и электротехнических работ
В период ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции на Заводе имени Лихачёва построили и направили в район бедствия специальное шасси под установку поливомоечного оборудования, с герметизированной свинцовой капсулой в кабине и фильтровентиляционной установкой на крыше, для дезактивации радиоактивных загрязнений. Было изготовлено восемь автомобилей данной модификации, под индексом ЗИЛ-431420-86.
«ЗИЛ» после ЗИЛа
На новоуральском предприятии, кроме штатного 150-сильного бензинового двигателя ЗИЛ-508.10 (он же АМУР-456.10), на ЗИЛ-431410 (он же АМУР-53131) устанавливали ряд других силовых агрегатов. В частности, 108-сильный дизель Д-245.12 Минского моторного завода; V-образные 8-цилиндровые силовые агрегаты АМУР-0555 (7,6 л) и АМУР-5551 (6,28 л) собственной разработки, мощностью соответственно в 145 и 180 л.с. В 2006 г. модификацию АМУР-53131М оснастили 136-сильным дизелем Д-245.9Е2, соответствующим экологическим стандартам Euro-2.
Шасси ЗИЛ-431410 в сборочном цехе завода «АМУР» (за ним – индийские грузовики «Тата», также собираемые новоуральцами).
Все указанные двигатели работают в связке с механической 5-ступенчатой коробкой передач. В модельный ряд ЗИЛов новоуральского завода «АМУР» входил, кроме бортового автомобиля, также промышленный и сельскохозяйственный самосвалы, вакуумные машины, топливозаправщики и автоцистерны для перевозки топлива и пищевых жидкостей, автогидроподъемники, автобетоносмесители, пожарная техника, коммунальные машины различных типов и прочая спецтехника.
Впрочем, ЗИЛ-431410 нового времени не только переименовали в АМУР-53131, но и даже перестали наносить на его кабину (капот) издавна знакомые всем в нашей стране стилизованные буквы «ЗИЛ».
Кабина ЗИЛ-431410
На ЗИЛ-431410 установлена хорошо знакомая кабина сто тридцатого – цельнометаллическая, трёхместная, оборудованная отопителем, устройством для омывания ветрового стекла и пневматическим стеклоочистителем с двумя щётками. Укомплектована одноместным регулируемым сиденьем для водителя и двухместным «диваном» для пассажиров.
Интерьер кабины поражает взгляд привыкшего к пластику современного водителя своей брутальностью: здесь по-прежнему царит ХХ век, и преобладает металл, а не пластмасса. Тем не менее, рабочее место тёплое, удобное, эргономичное, посадка высокая и комфортная. Обзорность, конечно, оставляет желать много лучшего: высокий массивный капот и объёмные крылья в значительной степени её затрудняют.
Отзывы владельцев ЗИЛ-431410 и АМУР-53131
В сети не так много отзывов владельцев автомобилей марок ЗИЛ-431410 и АМУР-53131. Те, что имеются – в большинстве своём положительные. Несмотря на свою архаичность, эти машины, даже подержанные, окупают себя достаточно быстро, при хорошем раскладе – за один сезон.
Есть удачные примеры перевода бензиновых ЗИЛ-431410 на газ; установки на них дизельных двигателей ММЗ Д-245 различных модификаций, и даже ЯМЗ-236. Однако отмечается, что при использовании дизелей акустический комфорт в кабине начинает страдать и неизбежно появляется дополнительная вибрация.
ЗИЛ-431410 надёжен и вынослив, эффективно работает при температуре от -50 до +50, спокойно реагирует на перегрузы. Хорош для бездорожья и просёлочных дорог. А вот в современном плотном городском транспортном потоке уже неуместен, и на трассе со своей небольшой скоростью (в загруженном состоянии) «всем мешается».
Стоимость ЗИЛ-431410 и АМУР-53131
За подержанные ЗИЛ-431410 просят на электронных досках объявлений от 50 до 250 тысяч рублей (за спецмашины с дополнительным оборудованием просят ещё дороже, несмотря на всю «устарелость» самого грузовика). АМУР-53131 за 50-80 тысяч не найти, учитывая более поздние годы выпуска этого варианта ЗИЛ-431410. Цена, за которую предлагается купить этот грузовик, стартует со 120 тысяч; а её «верхний потолок» сопоставим со стоимостью подержанных ЗИЛ-431410.