Первый в мире автомобиль с бензиновым мотором был запатентован еще в далеком 1885 году гениальным немецким инженером Карлом Бенцом. Поразительно, но и в наши дни машина состоит из тех же основных частей, что и сто лет назад – это кузов, шасси и двигатель. Давайте подробнее рассмотрим из чего состоит автомобиль и его основные части.
В одной небольшой статье сложно, конечно, описать подробное устройство автомобиля, поэтому мы рассмотрим лишь основы, которые должен знать каждый автолюбитель.
В конце этого учебного материала вы найдете небольшой видео-урок об устройстве автомобиля с описанием основных частей, из которых он состоит, и их функций.
Также стоит отметить, что незнание общего устройства автомобиля и принципа работы его основных узлов и агрегатов, ведет к повышенным расходам на ремонт машины и её техническое обслуживание.
Основными составными частями в конструкции автомобиля, как мы уже писали выше, являются:
Все они состоят из множества отдельных элементов, деталей, узлов и агрегатов.
Двигатель – это сердце автомобиля. Он является источником механической энергии и приводит наше авто в движение. Наибольшее распространение в автомобилестроении получили двигатели внутреннего сгорания и дизельные моторы. Однако в последние годы все большую популярность завоевывают автомобили, оснащенные электрическими и гибридными двигателями.
Кузов автомобиля может иметь рамную и безрамную конструкцию. Как правило, в современных легковых автомобилях рама отсутствует, а все узлы и агрегаты крепятся непосредственно к кузову. Именно поэтому такой кузов называют несущим – данное конструкторское решение устройства автомобиля позволяет максимально снизить его массу. Советуем также ознакомиться с классификацией автомобилей по типу кузова.
Шасси автомобиля заслуживает отдельного внимания. Оно представляет собой множество механизмов, в задачи которых входит передача крутящего момента от силового агрегата (двигателя) к ведущим колесам, передвижение автомобиля и управление им. Эти группы механизмов называются трансмиссия, ходовая часть и механизм управления автомобилем.
Кроме вышеперечисленных узлов, агрегатов и механизмов абсолютно все автомобили оснащены электрооборудованием, состоящим из источников и потребителей электрического тока.
Электрооборудование автомобиля запускает и дает возможность работать двигателю, освещает и обогревает салон машины, позволяет без проблем передвигаться в темное время суток и в непогоду, поддерживает противоугонную систему, заботиться о нашей с вами безопасности на дороге, превращает автомобиль в концертный зал или даже в кинотеатр, и выполняет множество других полезных и очень важных функций.
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2.docx | 21.35 КБ |
Тема урока: «Общее устройство автомобиля, назначение, размещение и взаимодействие основных групп механизмов автомобиля»
Цель занятия: создание условий для формирования знаний об общем устройстве автомобиля, назначении, размещении и взаимодействии основных групп механизмов автомобиля .
Обучающая: познакомить обучающихся с общим устройством автомобиля, назначением силовых агрегатов и узлов, их взаимодействием;
Развивающая: способствовать развитию у студентов понимания общей схемы устройства автомобиля для определения неисправности и выбора методов ее устранения; развивать умение доказывать и отстаивать своё мнение, делать выводы; расширять словарный запас технических терминов и понятий;
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к технике, понимание необходимости бережного отношения к окружающей среде; воспитывать умение выслушать и принять во внимание мнение других.
Методическая цель: связь теоретического обучения с практическим обучением.
Оборудование, учебно-наглядные пособия:
Основной метод: объяснительно-иллюстративный с применением наглядных пособий.
Межпредметные связи: физика.
Раздаточный материал : учебники.
I. Организационный момент.
(Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение обучающихся в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело.)
II. Повторение пройденного материала.
(Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний.)
1. Ответы студентов и переход к восприятию нового материала.
III. Сообщение темы и цели занятия.
Преподаватель переходит к сообщению темы лекции – диалога «Общее устройство автомобиля, составляющие части, их назначение и взаимодействие».
Знания по этой теме вам нужны будут для понимания общего устройства автомобиля, чтобы в дальнейшем уметь определить неисправность и принять меры к ее устранению. А также для правильного обслуживания автомобиля, увеличивая срок его эксплуатации.
IV. Работа по теме.
(Цель этапа: изложение нового материала.)
Изучение содержания темы происходит с помощью лекционного материала по теме « Общее устройство автомобиля, назначение, расположение и взаимодействие основных групп механизмов автомобиля» с применением наглядных пособий, схемы и макета двигателя внутреннего сгорания.
Применение данной формы работы (лекция-диалог), наглядные пособия, схемы и плакаты способствует развитию познавательной деятельности студентов.
Преподаватель рассказывает теоретический материал, задаёт вопросы и демонстрирует наглядные пособия, схемы и плакаты по изучаемой теме.
Студенты конспектируют лекцию, участвуют в диалоге, отвечая на вопросы преподавателя.
1. Общее устройство автомобиля.
Автомобиль состоит из трёх частей:
Двигатель является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Механическая энергия получается при преобразовании в двигателе химической, электрической или другой энергии.
Шасси объединяет все агрегаты и механизмы автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, передвижения автомобиля и управления движением.
Кузов автомобиля предназначен для размещения грузов или пассажиров при их перевозке, соответственно кузов может быть грузовым и пассажирским.
1. Общее устройство шасси.
Шасси состоит из:
Трансмиссия состоит из механизмов, которые преобразуют и передают крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Трансмиссия состоит из:
Ведущий мост объединяет в себе главную передачу, дифференциал и полуоси (приводные валы).
Несущая система (классическая схема) состоит из:
Несущая система может быть построена и по другим схемам:
2. Назначение, размещение и взаимодействие основных групп механизмов автомобиля .
Итак, мы с вами разложили «большой и сложный автомобиль» на несколько основных составляющих и теперь, я думаю, что автомобиль уже не кажется вам таким сложным и он стал для вас немного попроще.
Теперь давайте вместе разберемся, для чего нужны эти составляющие. Начнем с трансмиссии и далее по всем ее составляющим частям в порядке их размещения и взаимодействия.
Трансмиссия служит для передачи усилия вращения (крутящего момента) от двигателя к ведущим колесам, изменения этого усилия, оборотов и направления вращения колес в зависимости от условий движения автомобиля.
Сцепление предназначено для плавной передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач, а также кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии.
Коробка передач (КПП) предназначена для изменения в широком диапазоне крутящего момента, передаваемого от сцепления к карданной передаче, долговременного разъединения их, а также изменения направления вращения.
Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче (размещенной в картере ведущего моста) под изменяющимся углом (при движении автомобиля).
Главная передача служит для увеличения крутящего момента и передачи его через дифференциал на приводные валы (полуоси). Обратите внимание, что полуоси расположены поперек автомобиля, карданный вал – вдоль, поворот крутящего момента на 90 о обеспечивают конструктивные особенности главной передачи.
Дифференциал встроен в ведомое зубчатое колесо главной передачи и обеспечивает вращение ведущих колес автомобиля с неодинаковой частотой вращении, что необходимо при движении автомобиля на поворотах или по неровной поверхности дороги, то есть в тех случаях, когда левое и правое колеса пробегают различное расстояние.
Ходовая часть это тележка, которая состоит из рамы, переднего и заднего мостов с колесами, подвески. Подвеска соединяет раму с мостами через упругие элементы (рессоры, пружины), смягчающие взаимодействие автомобиля с дорогой. Для гашения колебаний рамы в конструкцию подвески входят амортизаторы.
Органы управления состоят из рулевого управления и тормозной системы.
Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля.
Тормозная система предназначена для снижения скорости движения вплоть до полной остановки и удержание автомобиля на месте.
V. Закрепление пройденного материала (практическая работа).
(Цель этапа: систематизация и обобщение знаний. Проверка объёма и глубины полученных знаний, умение использовать их на практике.)
Совместная работа преподавателя и студентов с опорой на макет автомобиля. Преподаватель задает вопросы, студенты отвечают.
VI. Домашнее задание.
(Цель этапа: закрепление полученных знаний на занятии.)
Самостоятельная работа с учебником и конспектом.
VII. Подведение итогов занятия, выставление оценок.
(Цель этапа: выяснение, что нового узнали студенты на уроке; оценивание работы группы в целом и отдельных студентов.)
1. Ответы студентов на вопросы мастера производственного обучения.
Вопросы к группе:
2. Оценка работы студентов.
Преподаватель оценивает работу студентов.
Всем спасибо за активную работу на занятии. Всего доброго.
АВТОМОБИЛЬ – самоходная машина, приводимая в движение установленным на нем двигателем. Автомобиль состоит из отдельных систем, механизмов, агрегатов и узлов (СЛАЙД № 10).
Современный автомобиль представляет весьма сложное изделие, в конструкции которого насчитывается 1500 — 18000 деталей, объединенных в многочисленных узлах, механизмах, агрегатах и системах (рис. 3, 4, 5).
ДЕТАЛЬ – (от французского detail, буквально – подробность) – изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций. Это также изделия, подвергнутые защитными или декоративными покрытиями или изготовленные из одного материала с помощью пайки, склейки, и т.п. (винт подвергнутый хромированию; трубка, спаянная или сваренная из одного куска листового материала).
УЗЕЛ – соединение нескольких деталей, выполняющих определенную (заданную) функцию в изделиях одного назначения только, совместно с другими их составными частями (вал с шестерней).
МЕХАНИЗМ – подвижное соединение узлов и деталей, обеспечивающее преобразование одного вида движения в другое (КШМ, ГРМ).
Рис. 3. Основные элементы автомобиля (СЛАЙД № 11):
АГРЕГАТ – (от латинского aggrego – присоединяю) соединение узлов и деталей, объединенное общей деталью, обладающей полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно и способностью выполнять определенные функции в изделии или самостоятельно (КП, РК).
СИСТЕМА (от греческого sistema – целое, составленное из частей; соединение) – совокупность устройств, не объединенных в одно целое территориально, но объединенных общностью выполняемой функции в рабочем процессе агрегата или машины (система питания двигателя, тормозная система).
Несмотря на многочисленность узлов, механизмов, агрегатов и систем в автомобиле, все они имеют строго определенное функциональное предназначение и повинуясь принятой методике изучения автомобиля (от простого к сложному, от общего к частному) мы все его составные части будем объединять в пять групп, включая в себя пять основных частей: двигатель; шасси; кузов; электрооборудова-
ние; дополнительное оборудование.
Системная иерархия деталей, узлов, механизмов и агрегатов представлена на рис.6.
Рис. 4. Общее устройство автомобиля Урал (СЛАЙД № 12):
Рис. 5. Общее устройство автомобиля Камаз (СЛАЙД № 13)
Рис. 6. Системная иерархия деталей, узлов, механизмов и агрегатов (СЛАЙД № 14)
ШАССИ — (от французского chassis, от латинского capsa – ящик, вместилище) – часть транспортного средства, включающая трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления и предназначенная для передвижения автомобиля по опорной поверхности, изменения скорости и направления его движения (СЛАЙД № 15).
КУЗОВ – часть автомобиля, включающая у грузового автомобиля кабину, грузовую платформу, оперение и предназначенная для размещения и защиты от окружающей среды (дождя, снега, пыли и т.п.) водителя и пассажиров, а также двигателя и перевозимого груза.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ – включает, как правило, лебедку, подъемник запасного колеса, СРДВШ.
Каждый автомобиль можно разделить на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электрооборудование, дополнительное оборудование.
Шасси объединяет трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления (рис.7).
Рис. 7. Шасси автомобиля (СЛАЙД № 16)
Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение (рис. 8). На современных автомобилей применяются поршневые двигатели — двигатели внутреннего сгорания. В них теплота, выделяющаяся при сгорании топлива в цилиндрах, преобразуется в механическую работу.
Рис. 8. Двигатель внутреннего сгорания (СЛАЙД № 17)
Трансмиссия передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля и изменяет величину и направление этого момента (рис.7).
В трансмиссию входят следующие механизмы: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Последние три механизма составляют ведущий мост.
Рис. 9. Сцепление автомобиля (СЛАЙД № 18)
Автомобиль повышенной проходимости в отличие от автомобиля обычной проходимости имеет два, три, четыре ведущих моста, а в трансмиссию его кроме известных механизмов и агрегатов дополнительно устанавливают (за коробкой передач) раздаточную коробку, которая через карданные передачи распределяет крутящий момент между соответствующими ведущими мостами.
Сцепление обеспечивает передачу крутящего момента двигателя, временное разъединение и плавное соединение двигателя с трансмиссией (рис. 9).
Коробка передач дает возможность менять величину крутящего момента, передаваемого от двигателя к ведущим колесам, двигаться автомобилю передним и задним ходом и разъединяет двигатель от трансмиссии на длительное время (рис. 10).
Рис. 10. Коробка передач автомобиля (СЛАЙД № 19)
Карданная передача дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке и далее к ведущим мостам под изменяющимися углами (рис. 11).
Главная передача преобразует крутящий момент и передает его от карданного вала через ведущую шестерню и дифференциал на полуоси под постоянным углом.
Рис. 11. Карданная передача и ведущие мосты (СЛАЙД № 20)
Дифференциал дает возможность вращаться ведущим колесам с различной скоростью.
Полуоси передают момент ведущим колесам автомобиля. Ходовая часть состоит из рамы, на которой установлен кузов и все механизмы автомобиля, подвески (рессоры и амортизаторы), передних и задних мостов и колес. Крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию к ведущим колесам, вызывает противодействие дороги, которое выражается силой реакции, приложенной к ведущим колесам и направленной в сторону движения автомобиля. Силы реакции передаются на ведущий мост, а от него через рессоры автомобиля и толкают ее вперед. Рама в свою очередь, передает эти силы через передние рессоры на передний мост и к передним колесам, вызывая поступательное движение автомобиля.
В механизмы управления входят рулевое управление и тормозная система. Рулевое управление обеспечивает движение автомобиля по заданной водителем траектории пути движения. Изменение направления движения автомобиля происходит благодаря повороту передних – управляемых колес на разные углы (рис.12).
Рис. 12. Рулевое управление автомобиля (СЛАЙД № 21)
Тормозная система позволяет быстро уменьшить скорость движения вплоть до полной остановки, а также удерживать на месте неподвижно стоящий автомобиль (рис. 13).
Рис. 13. Схема пневмопривода тормозов (СЛАЙД № 22)
Кузов, устанавливаемый на раме, предназначен для размещения водителя и пассажиров в легковом автомобиле, автобусе, груза в грузовом (рис.8). Кузов грузового автомобиля состоит из платформы для груза, кабины водителя, капота, закрывающего двигатель и оперения.
Электрооборудование составляют источники электрической энергии и потребители электрической энергии (рис.14).
Рис. 14. Общая схема системы электрооборудования (СЛАЙД № 23)
Источниками электрической энергии на автомобиле являются аккумуляторные батареи, генераторы тока, регуляторы напряжения с фильтрами подавления радиопомех.
К потребителям электрической энергии относятся:
система электрического пуска двигателя (стартер);
система зажигания (только для карбюраторных двигателей);
приборы освещения, световой и звуковой сигнализации;
Благодаря электрооборудованию обеспечивается поворот коленчатого вала двигателя при его пуске, воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя (у карбюраторных двигателей), освещение проезжей части дороги и салона автомобиля, световая и звуковая сигнализация и питание электроизмерительных приборов.
Система питания сжатым воздухом служит для обеспечения работы пневматического привода тормозов, системы регулирования давления воздуха в шинах, раздаточной коробки.
К дополнительному оборудованию относятся: лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах, отопитель кабины, стеклоочиститель, устройство для обмыва ветрового стекла, подъемник запасного колеса.