ВОПРОС 2. Общее устройство автомобилей-фургонов
ВОПРОС 1. Общие положения
Лекция 12. АВТОМОБИЛИ- И АВТОПОЕЗДА-ФУРГОНЫ
Автотранспортные средства с кузовами-фургонами служат для перевозки специализированных грузов: продукты питания (особенно скоропортящиеся), мебель, скот и др.
Некоторые фургоны оборудованы установками для поддержания микроклимата в грузовом помещении.
Автомобили и автопоезда-фургоны подразделяют на:
1. Универсальные – фургоны общего назначения, предназначенные для перевозки самых различных грузов (приборы, инструменты, печатная продукция, обувь, ковры, некоторые виды фасованных продуктов и др.), не требующих создания специальных условий для перевозки. Универсальные фургоны обеспечивают защиту груза от атмосферных осадков и механических повреждений.
2. Специальные – фургоны, оборудованные изотермически, с холодильными или отопительными установками для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продуктов. К специальным относят и фургоны, предназначенные для перевозки хлебобулочных и кондитерских изделий, одежды, мебели и т. д.
Фургоны используются повсеместно – в городских условиях, а также при междугородных и международных перевозках.
При конструировании фургонов учитывают следующие требования:
– кузов – прямоугольной формы, по размерам согласуется со стандартными габаритами тары (контейнеры, поддоны и др.), пол плоский. При массе перевозимого груза менее 1,5 т допускаются надколесные ниши, а при массе более 4,5 т обеспечивается въезд в фургон вилочного погрузчика общей массой не менее 2,5 т;
– погрузочная высота на автотранспортных средствах:
а) на автомобилях – 0,7; 0,9; 1,1; 1,25 или 1,3 м;
б) на прицепах – 1,3 или 1,35 м;
в) на полуприцепах – 1,3 или 1,45 м;
– оборудование для облегчения доступа в фургон (подножки, трапы и др.), не мешающее свободному подъезду к местам погрузки (выгрузки);
– две двери – сзади и справа по ходу с фиксацией в открытом состоянии, не ослабляющие жесткость кузова и обеспечивающие их пломбирование;
– исключение попадания в фургон отработавших газов, пыли, влаги, вентиляцию и освещение защищенными плафонами;
– запасное колесо крепится вне грузового помещения;
– срок службы фургона должен быть не менее, чем у базового транспортного средства.
Кроме того, фургоны с термоизолированными кузовами должны обеспечить определяемый стандартами коэффициент теплопередачи, а рефрижераторы и отапливаемые фургоны – поддержание необходимого микроклимата.
Для перевозки небольших партий груза в городских условиях используют фургоны на базе легковых автомобилей, так называемые «каблучки». Они имеют цельнометаллический несущий кузов с задней одно- или двухстворчатой дверью.
Фургоны грузоподъемностью до 1 500 кг выпускают на базе автомобилей УАЗ-452, AVIA и др. Эти фургоны имеют металлический кузов вагонного типа с двумя дверями. Кабина водителя отделена от грузового помещения перегородкой, препятствующей смещению груза при торможении.
Наиболее широко распространены фургоны грузоподъемностью 2–3 т, в основном на базе грузовых автомобилей Горьковского автозавода. Кузов с деревянным каркасом обшит снаружи стальным листом, внутри – деревянными рейками. Две двери. В нижней части кузова на задней и боковых стенках – отбойные брусья для защиты кузова от повреждений при загрузке.
Для доставки грузов при междугородных и международных перевозках используют большегрузные полуприцепы-фургоны с несущими кузовами, изготовленными с использованием алюминиевых сплавов и пластмасс. Большинство изготавливают на Одесском заводе, например ОдАЗ-794. Этот фургон имеет клепаный каркас, обшитый алюминиевыми листами, две двери с уплотнением из резиновых прокладок, откидную лестницу и вентиляционные люки с регулируемым проходным сечением.
При перевозке мебели вдоль стенок кузова устанавливают полумягкие валики, предохраняющие груз от механических повреждений.
Хлеб перевозят в фургонах, оборудованных металлическими фермами для размещения стандартных лотков. Каждая секция лотков имеет одностворчатую дверь.
Готовое платье перевозят в фургонах со штангами для навешивания плечиков с одеждой.
Большое количество фургонов снабжены грузоподъемными бортами УГБ.
Фургоны. Автомобили и автопоезда-фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздействий
Автомобили и автопоезда-фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздействий. Особенностью автомобилей и автопоездов-фургонов является то, что они имеют закрытые грузовые кузова. Фургоны имеют широкое распространение – по количеству они занимают второе место после самосвалов в составе СПС нашей страны.
Достаточно широкое применение автомобилей-фургонов обусловливается рядом преимуществ, основными из которых являются:
— обеспечение лучшей сохранности качества и количества перевозимого груза (как правило, дорогостоящего);
— значительное увеличение коэффициента использования грузоподъемности при перевозках легковесного груза за счет укладки грузов на большую высоту без потери его в пути;
— отсутствие необходимости сопровождения грузов экспедиторами при перевозках за пломбой отправителя;
— снижение затрат на тару и упаковку груза.
Однако при использовании автомобилей-фургонов необходимо учитывать и их недостатки, основными из которых являются:
— уменьшение грузоподъемности по сравнению с базовыми моделями;
— увеличение стоимости кузовов-фургонов;
— повышение затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
— иногда усложнение процесса погрузки и выгрузки груза.
Фургоны устанавливают на шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов. Они могут быть вагонного типа или с отдельной кабиной, многодверные и с дверями, расположенными на заднем правом или одновременно на заднем и правом бортах. Иногда их оборудуют грузоподъемными бортами. Крыша у фургонов бывает глухой, раздвижной, шарнирно-подъемной. Применение большого числа дверей, их различное расположение, а также подъемная и раздвижная крыша обеспечивают удобство подъезда фургонов к местам загрузки и выгрузки и выполнение ПРР.
Основанием фургона является деревянный или металлический каркас, обшитый фанерой, стальной, алюминиевой или пластмассовой облицовкой. Тип и грузоподъемность фургона зависят от вида и величины партии перевозимого груза. Так, для перевозки малых партий груза на небольшие расстояния целесообразно использовать автомобили-фургоны небольшой грузоподъемности. Для дальних же перевозок больших партий груза следует применять полуприцепы-фургоны большой грузоподъемности.
По назначению фургоны делятся на универсальные (общего назначения), узкоспециализированные, изотермические и рефрижераторы.
Универсальные фургоны являются фургонами общего назначения. Они служат для перевозки промышленных и продовольственных товаров в упаковке и без упаковки, которые не требуют специальных устройств и приспособлений для их укладки и закрепления, а также определенных температур при транспортировании.
Узкоспециализированные фургоны предназначены для перевозки промышленных и продовольственных товаров в упаковке и без упаковки, требующих специальных устройств и приспособлений для их укладки и закрепления при транспортировке (мебель, готовое платье, ткани, головные уборы, почта, хлебобулочные изделия и др.). Кроме того, они служат для перевозки различных домашних животных, скота и птицы. Наличие специальных устройств и приспособлений в узкоспециализированных фургонах обеспечивает сохранность перевозимых грузов при наиболее полном использовании полезного объема грузового кузова.
Универсальные и узкоспециализированные фургоны обеспечивают защиту грузов только от воздействия окружающей среды. Однако они имеют наибольшее распространение.
Изотермические фургоны обеспечивают сохранение определенного температурного режима внутри грузового помещения за счет применения термоизоляции кузова, а рефрижераторы, в которых поддерживается определенная температура внутри термоизолированного кузова,– с помощью различных источников временного и постоянного охлаждения. Источники временного охлаждения поддерживают заданную температуру ограниченный период времени, а источники постоянного охлаждения, представляющие собой холодильные установки,— в течение длительного времени.
Термоизоляция кузовов обеспечивается применением термоизоляционных материалов, обладающих малой теплопроводностью и гигроскопичностью, отсутствием запаха долговечностью, огнестойкостью, пожаробезопасностью и т. п. На отечественных фургонах наибольшее применение получил пенопласт. Этот материал негигроскопичен, достаточно прочен, хорошо приклеивается к металлу и другим материалам и остается стабильным по своим свойствам до температуры +60° С.
Применяемые в рефрижераторах временные источники холода представляют устройства, использующие переход определенного вещества (сухого льда, специальных растворов солей, сжиженных газов) из твердого и жидкого состояния в газообразное с поглощением теплоты из окружающей среды, в результате чего происходит ее охлаждение. Сухой лед (твердую углекислоту) размещают в верхней части кузова в бачках или в специальных отсеках между внутренней и внешней облицовками. Регулирование температуры обеспечивается изменением поверхности охлаждения объема с сухим льдом. Применение сухого льда обеспечивает поддержание внутри кузова чистоты и низкой температуры, так как переход углекислоты из твердого состояния в газообразное происходит при температуре -78° С. Однако углекислота имеет относительно высокую стоимость.
Из водных растворов минеральных или металлических солей и органических соединений наиболее эффективным хладоносителем является дихлорметан (Фреон-30).
Для оттаивания замороженных растворов солей, охлаждающих кузов, используют зероторы и аккумуляторы холода.
Зероторы (специальные сосуды) с солевым раствором сначала замораживаются в стационарных холодильниках, а затем размещаются внутри кузова рефрижератора. Оттаивание зеротора сопровождается поглощением теплоты и, следовательно, внутренним охлаждением кузова. Зероторы могут быть использованы неоднократно, но для их предварительного замораживания необходимо наличие холодильных станций. Затраты рабочего времени на их замену и обслуживание – другой недостаток зероторов.
Аккумуляторы холода представляют собой плоские сосуды с внутренними змеевиками. Солевой раствор в сосудах замораживается в результате циркуляции в змеевиках хладоносителя, при подключении змеевиков к внешней зарядной станции (стационарной, передвижной) или смонтированной на рефрижераторе компрессорной холодильной установке с приводом от электродвигателя, который работает от внешней электрической сети во время стоянки рефрижератора.
При использовании на рефрижераторах временных источников холода целесообразно предварительно охлаждать внутреннее пространство кузова стационарными холодильными установками или сжиженными газами.
Постоянные источники холода поддерживают необходимую температуру внутри кузова рефрижератора без периодического питания извне. Они представляют собой компрессорные холодильные установки, работа которых основана на испарении сжатых компрессором хладагентов (фреонов). Привод холодильной установки осуществляется либо от двигателя автомобиля, либо от специального автономного двигателя.
Холодильная установка в рефрижераторах размещается на передней стенке кузова. Холодильно-силовая часть установки размещается вне кузова, а испаритель с вентилятором устанавливаются внутри. При таком размещении в рефрижераторе частей холодильной установки обеспечивается полное использование внутреннего пространства кузова и лучший обдув воздухом элементов холодильной установки (компрессора, конденсатора) в процессе движения рефрижератора.
Компрессорная холодильная установка может быть использована также для обогрева кузова рефрижератора и оттаивания испарителя холодильной установки, что бывает необходимо для перевозки грузов при положительных температурах или для постепенного размораживания грузов после перевозки их в замороженном виде.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
АВТОМОБИЛИ, АВТОПОЕЗДА-ФУРГОНЫ И
РЕФРИЖЕРАТОРЫ
Назначение, основные типы и технические
Требования к фургонам
Автомобили и автопоезда-фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздействий.
Особенностью автомобилей и автопоездов-фургонов является то, что они имеют закрытые грузовые кузова, что обеспечивает лучшую сохранность грузов при перевозке и меньшие затраты на тару. Кроме того, повышается использование грузоподъемности подвижного состава при транспортировке легковесных грузов.
Для транспортировки грузов и защиты их от внешних воздействий используются различные типы фургонов: универсальные, узкоспециализированные, специализированные, изотермические и рефрижераторы (Рис 6.1).
Рис. 6.1. Фургоны: а — узкоспециализированный; б — изотермический; в – рефрижератор
Технические требования к фургону включают: форма кузова прямоугольная с плоским полом, его размеры согласовываются с габаритами стандартных контейнеров, поддонов, ящиков. Прочность пола при грузоподъемности фургона свыше 4,5 т должна обеспечивать въезд вилочного погрузчика общей массой не менее 2,5 т. Погрузочная высота при установке на автомобилях 0,7, 0,9, 1,1, 1,25, 1,3м; на прицепах — 1,3 или 1,35 м; на полуприцепах -1,3 или 1,45 м. Наличие двух дверей: сзади и с правой стороны по ходу транспортного средства с фиксацией в открытом состоянии. При закрытых дверях должна обеспечиваться необходимая жесткость кузова. Исключается попадание внутрь кузова отработавших газов, пыли и влаги. Наличие системы регулируемой вентиляции и освещения. Срок службы фургона до капитального ремонта не менее срока службы базового транспортного средства.
Фургоны с изотермическими кузовами должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую требуемый стандартами коэффициент теплопередачи. Рефрижераторы и отапливаемые фургоны снабжаются оборудованием для поддержания внутри кузова необходимой температуры в соответствии с классом по стандартам.
6.2. Конструкция автопоездов-фургонов
Универсальные фургоныявляются фургонами общего назначения. Они служат для перевозки промышленных и продовольственных товаров в упаковке и без упаковки, которые не требуют специальных устройств и приспособлений для их укладки и закрепления, а также определенных температур при транспортировке.
Узкоспециализированные фургоны(рис. 6.1, а) предназначены для перевозки промышленных и продовольственных товаров в упаковке и без упаковки, требующих специальных устройств и приспособлений для их укладки и закрепления при транспортировке (мебель, готовое платье, ткани, головные уборы, почта, хлебобулочные изделия и др.). Кроме того, они служат для перевозки различных домашних животных, скота и птицы. Наличие специальных устройств и приспособлений в узкоспециализированных фургонах обеспечивает сохранность перевозимых грузов при наиболее полном использовании полезного объема грузового кузова.
Универсальные и узкоспециализированные фургоны обеспечивают защиту грузов только от воздействия окружающей среды. Однако они имеют наибольшее распространение.
Специализированные автомобили – фургоны. Городские мелкопартионные перевозки выполняются автомобилями-фургонами на базе легковых автомобилей грузоподъемностью не выше 500 кг. Они имеют цельнометаллический несущий кузов с задней одностворчатой или двустворчатой дверью в грузовом помещении (рис 6.2.).
Рис. 6.2. Автомобиль-фургон для мелкопартионных перевозок
Фургоны грузоподъемностью до 1500 кг оборудованы цельнометаллическими кузовами вагонного типа. Кабина водителя отделена от грузового помещения перегородкой. Для загрузки и выгрузки товаров имеется дверь в
задней части кузова и боковая дверь с правой стороны грузового помещения (рис 6.3.).
Рис. 6.3. Городские автомобили-фургоны
Распространение получили автомобили — фургоны грузоподъемностью 2. 3 т. Кузов таких фургонов имеет деревянный каркас, обшитый снаружи стальным листом, а внутри — деревянными рейками. Пол кузова набран из сосновых досок и укреплен стальными полосами. Две двери — боковая одностворчатая и задняя двустворчатая — обеспечивают хороший доступ к грузам.
Большегрузные полуприцепы-фургоны с несущими кузовами используются для доставки грузов в междугородных и международных перевозках. Несущий кузов большегрузного полуприцепа-фургона ОдАЗ-794 (рис.6.4.) имеет клепаный каркас, обшитый дюралюминиевыми листами, унифицированные боковую и заднюю двери.
Запирание дверей обеспечивается специальными запорами. Двери уплотнены резиновыми прокладками. Открытие задней двери осуществляется на угол 270 0 , боковой — на 180 0 . Для удобства входа и выхода предусмотрена откидная лестница.
Кузов оборудован люками на передней и обеих боковых стенках для естественной вентиляции грузового помещения. Регулировка проходного сечения люков осуществляется заслонкой.
Рис. 6.4. Полуприцеп-фургон ОдАЗ-794:
а — кузов полуприцепа;
б — боковая дверь; 1 — усилитель основания; 2 -передняя поперечина; 3 — шкворень; 4 — вентиляционный люк; 5 — обшивка; 6 — стойка; 7 — боковая дверь; 8, 10 — усилители крышки; 9 — крыша; 11 — поперечина крыши; 12 — задняя дверь; 13 — обвязка; 14 — лонжерон; 15 — настил пола; 16 — усилитель кузова; 17 — поперечина основная; 18 — кронштейн опорного устройства; 19 — ось крышки пломбы; 20 — крышка пломбы; 21 — пломба; 22 — подвижная петля запора; 23 — уплотнение; 24 — пластина; 25 — правая створка; 26 — левая створка; 27 — подвижная петля; 28 — неподвижная петля.
Кузова автомобилей-фургонов для перевозки мебели оборудованы полумягкими валиками и поперечинами для предохранения мебели от повреждения.
Хлеб, кондитерские изделия перевозятся в стандартных лотках и кузова фургонов делятся на секции металлическими фермами, направляющими для размещения лотков. Каждая секция имеет одностворчатую дверь. Теплоизолированные кузова позволяют перевозить хлебобулочные изделия на большие расстояния.
Автомобили-фургоны для перевозки инкубационных яиц, молодняка птицы, полуприцепы-фургоны для перевозки телят приспособлены к санитарной обработке и имеют отопительно-вентиляционные системы.
Автомобили-фургоны многих типов снабжаются грузоподъемными бортами.
Изотермические фургоны(рис. 6.1, б) и рефрижераторы (рис, 6.1, в) предназначены для перевозки скоропортящихся грузов — пищевых продуктов (мясо, колбаса, рыба, молоко, сметана, сыр, масло, творог, овощи, фрукты и др.). Изотермические фургоны обеспечивают сохранение определенного температурного режима внутри грузового помещения за счет применения термоизоляционного кузова, а рефрижераторы — поддержание определенной температуры внутри термоизолированного кузова с помощью различных источников временного и постоянного охлаждения. При этом источники временного охлаждения поддерживают заданную температуру ограниченный срок, а источники постоянного охлаждения, представляющие собой холодильные установки, — в течение длительного времени.
Изотермические фургоны и рефрижераторы (Рис. 6.5)обеспечивают по сравнению с железнодорожным транспортом более высокую скорость доставки грузов, лучшие температурные условия, чем в вагонах-ледниках, доставку без дополнительных погрузочно-разгрузочных работ, а также возможность перевозки более мелких партий грузов.
Рис. 6.5. Изотермический фургон автопоезда
Фургоны (Рис. 6.6)устанавливаются на шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов.
Рис. 6.6. Автомобиль-фургон
Они могут быть вагонного типа или с отдельной кабиной, многодверные или с дверями, расположенными на заднем, правом или одновременно на заднем и правом бортах. Иногда они оборудуются грузоподъемными бортами. Крыша у фургонов бывает глухой, раздвижной, шарнирно-подъемной. Применение большого числа дверей, их различное расположение, а также подъемная и раздвижная крыши обеспечивают удобство подъезда фургонов к местам загрузки и выгрузки и выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Фургоны имеют деревянный или металлический каркас с фанерной, стальной, алюминиевой или пластмассовой облицовкой.
Фургоны имеют большое распространение. Они занимают второе место (после самосвалов) среди специализированного подвижного состава нашей страны.