Общее устройство автомобилей фургонов

ВОПРОС 2. Общее устройство автомобилей-фургонов

ВОПРОС 1. Общие положения

Лекция 12. АВТОМОБИЛИ- И АВТОПОЕЗДА-ФУРГОНЫ

Автотранспортные средства с кузовами-фургонами служат для перевозки специализированных грузов: продукты питания (особенно скоропортящиеся), мебель, скот и др.

Некоторые фургоны оборудованы установками для поддержания микроклимата в грузовом помещении.

Автомобили и автопоезда-фургоны подразделяют на:

1. Универсальные – фургоны общего назначения, предназначенные для перевозки самых различных грузов (приборы, инструменты, печатная продукция, обувь, ковры, некоторые виды фасованных продуктов и др.), не тре­бующих создания специальных условий для перевозки. Универсальные фур­гоны обеспечивают защиту груза от атмосферных осадков и механических повреждений.

2. Специальные – фургоны, оборудованные изотермически, с холо­дильными или отопительными установками для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продуктов. К специальным относят и фургоны, предназначенные для перевозки хлебобулочных и кондитерских изделий, одежды, мебели и т. д.

Фургоны используются повсеместно – в городских условиях, а также при междугородных и международных перевозках.

При конструировании фургонов учитывают следующие требования:

– кузов – прямоугольной формы, по размерам согласуется со стандартными габаритами тары (контейнеры, поддоны и др.), пол плоский. При массе перевозимого груза менее 1,5 т допускаются надколесные ниши, а при массе более 4,5 т обеспечивается въезд в фургон вилочного погрузчика общей массой не менее 2,5 т;

– погрузочная высота на автотранспортных средствах:

а) на автомобилях – 0,7; 0,9; 1,1; 1,25 или 1,3 м;

б) на прицепах – 1,3 или 1,35 м;

в) на полуприцепах – 1,3 или 1,45 м;

– оборудование для облегчения доступа в фургон (подножки, трапы и др.), не мешающее свободному подъезду к местам погрузки (выгрузки);

– две двери – сзади и справа по ходу с фиксацией в открытом состоя­нии, не ослабляющие жесткость кузова и обеспечивающие их пломбирование;

– исключение попадания в фургон отработавших газов, пыли, влаги, вентиляцию и освещение защищенными плафонами;

– запасное колесо крепится вне грузового помещения;

– срок службы фургона должен быть не менее, чем у базового транспортного средства.

Кроме того, фургоны с термоизолированными кузовами должны обеспе­чить определяемый стандартами коэффициент теплопередачи, а рефриже­раторы и отапливаемые фургоны – поддержание необходимого микроклимата.

Для перевозки небольших партий груза в городских условиях используют фургоны на базе легковых автомобилей, так называемые «каблучки». Они имеют цельнометаллический несущий кузов с задней одно- или двухстворчатой дверью.

Фургоны грузоподъемностью до 1 500 кг выпускают на базе автомоби­лей УАЗ-452, AVIA и др. Эти фургоны имеют металлический кузов вагонно­го типа с двумя дверями. Кабина водителя отделена от грузового помещения перегородкой, препятствующей смещению груза при торможении.

Наиболее широко распространены фургоны грузоподъемностью 2–3 т, в основном на базе грузовых автомобилей Горьковского автозавода. Кузов с деревянным каркасом обшит снаружи стальным листом, внутри – деревян­ными рейками. Две двери. В нижней части кузова на задней и боковых стенках – отбойные брусья для защиты кузова от повреждений при загрузке.

Для доставки грузов при междугородных и международных перевозках используют большегрузные полуприцепы-фургоны с несущими кузовами, изготовленными с использованием алюминиевых сплавов и пластмасс. Большинство изготавливают на Одесском заводе, например ОдАЗ-794. Этот фургон имеет клепаный каркас, обшитый алюминиевыми листами, две двери с уплотнением из резиновых прокладок, откидную лестницу и вентиляционные люки с регулируемым проходным сечением.

При перевозке мебели вдоль стенок кузова устанавливают полумягкие валики, предохраняющие груз от механических повреждений.

Хлеб перевозят в фургонах, оборудованных металлическими фермами для размещения стандартных лотков. Каждая секция лотков имеет одностворчатую дверь.

Готовое платье перевозят в фургонах со штангами для навешивания плечиков с одеждой.

Большое количество фургонов снабжены грузоподъемными бортами УГБ.

Фургоны. Автомобили и автопоезда-фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздей­ствий

Автомобили и автопоезда-фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздей­ствий. Особенностью автомобилей и автопоездов-фургонов является то, что они имеют закрытые грузовые кузова. Фургоны имеют широ­кое распространение – по количе­ству они занимают второе место после самосвалов в составе СПС нашей стра­ны.

Достаточно широкое применение автомобилей-фургонов обу­словливается рядом преимуществ, основными из которых являются:

Читайте также:  Замена цепи двигателя ниссан альмера

— обеспечение лучшей сохранности качества и количества пере­возимого груза (как правило, дорогостоящего);

— значительное увеличение коэффициента использования грузо­подъемности при перевозках легковесного груза за счет укладки грузов на большую высоту без потери его в пути;

— отсутствие необходимости сопровождения грузов экспедито­рами при перевозках за пломбой отправителя;

— снижение затрат на тару и упаковку груза.

Однако при использовании автомобилей-фургонов необходимо учитывать и их недостатки, основными из которых являются:

— уменьшение грузоподъемности по сравнению с базовыми мо­делями;

— увеличение стоимости кузовов-фургонов;

— повышение затрат на техническое обслуживание и ремонт под­вижного состава;

— иногда усложнение процесса погрузки и выгрузки груза.

Фургоны устанавливают на шасси ав­томобилей, прицепов и полуприцепов. Они могут быть вагонного типа или с отдельной кабиной, многодверные и с дверями, расположенными на заднем правом или одновременно на заднем и правом бортах. Иногда их оборудуют грузоподъемными бортами. Крыша у фургонов бы­вает глухой, раздвижной, шарнирно-подъемной. Применение большого числа дверей, их различное расположение, а также подъемная и раздвижная крыша обеспечивают удобство подъезда фургонов к местам загрузки и выгрузки и выполнение ПРР.

Основанием фур­гона является деревянный или металли­че­ский каркас, обшитый фанерой, сталь­ной, алюминиевой или пла­стмассовой облицовкой. Тип и грузоподъемность фургона зависят от вида и вели­чины партии перевозимого груза. Так, для перевозки малых пар­тий груза на небольшие расстояния целесообразно использовать автомоби­ли-фургоны небольшой грузоподъемности. Для дальних же пере­возок больших партий груза следует применять полупри­цепы-фур­гоны большой грузоподъемности.

По назначению фургоны делятся на универсальные (общего назначения), узкоспециализированные, изотермиче­ские и рефри­жераторы.

Универсальные фургоны явля­ются фургонами общего назна­чения. Они служат для перевоз­ки промышленных и продо­воль­ственных товаров в упаковке и без упаковки, которые не требуют специальных устройств и при­способлений для их ук­ладки и закрепления, а также определен­ных температур при транспортировании.

Узкоспециализированные фургоны предназначены для пе­ревозки промышленных и продовольственных товаров в упаковке и без упаковки, требующих специальных устройств и приспособ­лений для их укладки и закрепления при транспорти­ровке (ме­бель, готовое платье, ткани, головные уборы, почта, хлебобулоч­ные изделия и др.). Кроме того, они служат для пере­возки раз­личных домашних животных, скота и птицы. Наличие специаль­ных устройств и приспособлений в узкоспециализиро­ванных фургонах обеспечивает сохранность перевозимых грузов при наиболее полном использовании полезного объема грузового ку­зова.

Универсальные и узкоспециализированные фургоны обеспе­чивают защиту грузов только от воздействия окружающей среды. Однако они имеют наибольшее распространение.

Изотермиче­ские фургоны обеспечивают сохранение опреде­ленного температурного режима внутри грузового помещения за счет применения термоизоляции кузова, а рефрижераторы, в ко­торых поддержи­вается определенная температура вну­три термо­изолированного кузова,– с по­мощью различных источников вре­менного и постоянного охлаждения. Источники времен­ного охлажде­ния поддерживают заданную темпера­туру ограни­ченный период времени, а источники постоянного охлаждения, представляющие собой холодильные установки,— в течение дли­тельного времени.

Термоизоляция кузовов обеспечивается применением тер­моизоляционных материалов, обла­дающих малой теплопровод­ностью и гигроскопичностью, отсутствием за­паха долговечно­стью, огнестойкостью, пожаробезопасностью и т. п. На отече­ст­венных фургонах наибольшее приме­нение получил пенопласт. Этот материал негигроскопичен, достаточно прочен, хо­рошо приклеивается к метал­лу и другим материалам и остается ста­бильным по своим свойствам до темпе­ратуры +60° С.

Применяемые в рефрижераторах вре­менные источники хо­лода представляют устройства, использующие переход оп­реде­ленного вещества (сухого льда, спе­циальных растворов солей, сжиженных газов) из твердого и жидкого состояния в газообраз­ное с поглощением теплоты из окружающей среды, в результате че­го происходит ее охлаждение. Сухой лед (твердую углекислоту) разме­щают в верхней части кузова в бачках или в специальных отсеках между внут­ренней и внешней облицовками. Регу­лирова­ние температуры обеспечивается изменением поверхности охла­ждения объема с сухим льдом. Применение су­хого льда обеспе­чивает поддержание внутри кузова чистоты и низкой темпе­ра­туры, так как переход углекислоты из твердого состояния в газо­образное происходит при температуре -78° С. Однако углеки­слота имеет относитель­но высокую стоимость.

Из водных растворов минеральных или металлических со­лей и органических соединений наиболее эффективным хладоно­сителем является дихлорметан (Фре­он-30).

Для оттаивания замороженных растворов солей, охлаждаю­щих кузов, используют зероторы и аккумуляторы холода.

Зероторы (специальные сосу­ды) с солевым раствором сна­чала замо­раживаются в стационарных холодиль­никах, а затем размещаются внутри ку­зова рефрижератора. Оттаивание зеротора сопровождается поглощением теп­лоты и, следовательно, внут­ренним ох­лаждением кузова. Зероторы могут быть использованы неоднократно, но для их предварительного заморажи­вания необходимо наличие холодильных станций. За­траты рабочего времени на их замену и обслуживание – другой недостаток зероторов.

Читайте также:  Каталог тех жидкости для автомобилей

Аккумуляторы холода представляют собой плоские сосуды с внутренними змеевиками. Солевой раствор в сосудах замора­живается в результате циркуля­ции в змеевиках хладоносителя, при под­ключении змеевиков к внешней зарядной станции (ста­ционарной, передвижной) или смонтированной на рефрижера­торе компрессорной холодильной установке с приводом от элек­тродвигателя, кото­рый работает от внешней электрической сети во время стоянки рефрижератора.

При использовании на рефрижерато­рах временных источ­ников холода целесообразно предварительно охлаж­дать внутрен­нее пространство кузова стационарными холодильными установ­ками или сжиженными газами.

Постоянные источ­ники холода поддержи­вают необходимую тем­пературу внутри кузова рефрижератора без периодического питания извне. Они пред­ставляют собой компрессорные холодиль­ные установки, работа которых основана на испарении сжатых компрессором хладаген­тов (фреонов). Привод холодильной уста­новки осуществляется либо от двигателя автомобиля, либо от специального автоном­ного двигателя.

Холодильная установка в рефрижераторах раз­мещается на передней стенке кузова. Холодильно-силовая часть установки размещается вне кузова, а испаритель с вентилятором устанавливаются внутри. При таком разме­щении в реф­рижераторе частей холодильной установки обеспе­чивается пол­ное использование внутреннего пространства кузова и лучший обдув воздухом элементов холодильной установки (ком­прессора, конденсатора) в процессе движения рефрижератора.

Компрессорная холодильная установка может быть исполь­зована также для обогрева кузова рефрижератора и оттаивания испарите­ля холодильной установки, что бывает необходимо для перевозки грузов при положительных температурах или для по­степенного размораживания грузов после перевозки их в заморо­женном виде.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

АВТОМОБИЛИ, АВТОПОЕЗДА-ФУРГОНЫ И

РЕФРИЖЕРАТОРЫ

Назначение, основные типы и технические

Требования к фургонам

Автомобили и автопоезда-фурго­ны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздействий.

Особенностью автомобилей и автопоездов-фургонов является то, что они имеют закрытые грузовые кузова, что обеспечивает лучшую сохранность грузов при перевозке и меньшие затраты на тару. Кроме того, повышается использование грузоподъемности подвижного состава при транспортировке легковесных грузов.

Для транспортировки грузов и защиты их от внешних воздей­ствий используются различные типы фургонов: универсальные, узкоспециализированные, специализированные, изотермические и рефрижераторы (Рис 6.1).

Рис. 6.1. Фургоны: а — узкоспециализированный; б — изотермический; в – рефрижератор

Технические требования к фургону включают: форма кузова прямо­угольная с плоским полом, его размеры согласовываются с габаритами стан­дартных контейнеров, поддонов, ящиков. Прочность пола при грузоподъем­ности фургона свыше 4,5 т должна обеспечивать въезд вилочного погрузчика общей массой не менее 2,5 т. Погрузочная высота при установке на автомо­билях 0,7, 0,9, 1,1, 1,25, 1,3м; на прицепах — 1,3 или 1,35 м; на полуприцепах -1,3 или 1,45 м. Наличие двух дверей: сзади и с правой стороны по ходу транс­портного средства с фиксацией в открытом состоянии. При закрытых дверях должна обеспечиваться необходимая жесткость кузова. Исключается попада­ние внутрь кузова отработавших газов, пыли и влаги. Наличие системы регу­лируемой вентиляции и освещения. Срок службы фургона до капитального ремонта не менее срока службы базового транспортного средства.

Фургоны с изотермическими кузовами должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую требуемый стандартами коэффициент теплопередачи. Реф­рижераторы и отапливаемые фургоны снабжаются оборудованием для под­держания внутри кузова необходимой температуры в соответствии с классом по стандартам.

6.2. Конструкция автопоездов-фургонов

Универсальные фургоныявляются фургонами общего назначе­ния. Они служат для перевозки промышленных и продоволь­ственных товаров в упаковке и без упаковки, которые не требу­ют специальных устройств и приспособлений для их укладки и закрепления, а также определенных температур при транспор­тировке.

Узкоспециализированные фургоны(рис. 6.1, а) предназначены для перевозки промышленных и продовольственных товаров в упа­ковке и без упаковки, требующих специальных устройств и при­способлений для их укладки и закрепления при транспортировке (мебель, готовое платье, ткани, головные уборы, почта, хлебобу­лочные изделия и др.). Кроме того, они служат для перевозки раз­личных домашних животных, скота и птицы. Наличие специаль­ных устройств и приспособлений в узкоспециализированных фур­гонах обеспечивает сохранность перевозимых грузов при наиболее полном использовании полезного объема грузового кузова.

Универсальные и узкоспециализированные фургоны обеспе­чивают защиту грузов только от воздействия окружающей среды. Однако они имеют наибольшее распространение.

Специализированные автомобили – фургоны. Городские мелкопартионные перевозки выполняются автомобилями-фургонами на базе легковых автомобилей грузоподъемностью не выше 500 кг. Они имеют цельнометаллический несущий кузов с задней одностворчатой или двустворчатой дверью в грузовом помещении (рис 6.2.).

Читайте также:  Что делать после замены мотора

Рис. 6.2. Автомобиль-фургон для мелкопартионных перевозок

Фургоны грузоподъемностью до 1500 кг оборудованы цельнометаллическими кузовами вагонного типа. Кабина водителя отделена от грузового по­мещения перегородкой. Для загрузки и выгрузки товаров имеется дверь в
задней части кузова и боковая дверь с правой стороны грузового помещения (рис 6.3.).

Рис. 6.3. Городские автомобили-фургоны

Распространение получили автомобили — фургоны грузоподъемностью 2. 3 т. Кузов таких фургонов имеет деревянный каркас, обшитый снаружи стальным листом, а внутри — деревянными рейками. Пол кузова набран из со­сновых досок и укреплен стальными полосами. Две двери — боковая одно­створчатая и задняя двустворчатая — обеспечивают хороший доступ к грузам.

Большегрузные полуприцепы-фургоны с несущими кузовами использу­ются для доставки грузов в междугородных и международных перевозках. Несущий кузов большегрузного полуприцепа-фургона ОдАЗ-794 (рис.6.4.) имеет клепаный каркас, обшитый дюралюминиевыми листами, унифициро­ванные боковую и заднюю двери.

Запирание дверей обеспечивается специальными запорами. Двери уп­лотнены резиновыми прокладками. Открытие задней двери осуществляется на угол 270 0 , боковой — на 180 0 . Для удобства входа и выхода преду­смотрена откидная лестница.

Кузов оборудован люками на передней и обеих боковых стенках для ес­тественной вентиляции грузового помещения. Регулировка проходного сече­ния люков осуществляется заслонкой.

Рис. 6.4. Полуприцеп-фургон ОдАЗ-794:

а — кузов полуприцепа;

б — боковая дверь; 1 — усилитель основания; 2 -передняя поперечина; 3 — шкворень; 4 — вентиляционный люк; 5 — обшивка; 6 — стойка; 7 — боковая дверь; 8, 10 — усилители крышки; 9 — крыша; 11 — попе­речина крыши; 12 — задняя дверь; 13 — обвязка; 14 — лонжерон; 15 — настил пола; 16 — усилитель кузова; 17 — поперечина основная; 18 — кронштейн опор­ного устройства; 19 — ось крышки пломбы; 20 — крышка пломбы; 21 — пломба; 22 — подвижная петля запора; 23 — уплотнение; 24 — пластина; 25 — правая створка; 26 — левая створка; 27 — подвижная петля; 28 — неподвижная петля.

Кузова автомобилей-фургонов для перевозки мебели оборудованы полу­мягкими валиками и поперечинами для предохранения мебели от поврежде­ния.

Хлеб, кондитерские изделия перевозятся в стандартных лотках и кузова фургонов делятся на секции металлическими фермами, направляющими для размещения лотков. Каждая секция имеет одностворчатую дверь. Теплоизо­лированные кузова позволяют перевозить хлебобулочные изделия на большие расстояния.

Автомобили-фургоны для перевозки инкубационных яиц, молодняка птицы, полуприцепы-фургоны для перевозки телят приспособлены к санитар­ной обработке и имеют отопительно-вентиляционные системы.

Автомобили-фургоны многих типов снабжаются грузоподъемными бор­тами.

Изотермические фургоны(рис. 6.1, б) и рефрижераторы (рис, 6.1, в) предназначены для перевозки скоропортящихся грузов — пищевых продуктов (мясо, колбаса, рыба, молоко, сме­тана, сыр, масло, творог, овощи, фрукты и др.). Изотермические фургоны обеспечивают сохранение определенного температур­ного режима внутри грузового помещения за счет применения термоизоляционного кузова, а рефрижераторы — поддержание определенной температуры внутри термоизолированного кузова с помощью различных источников временного и постоянного охлаждения. При этом источники временного охлаждения под­держивают заданную температуру ограниченный срок, а источ­ники постоянного охлаждения, представляющие собой холодиль­ные установки, — в течение длительного времени.

Изотермические фургоны и рефрижераторы (Рис. 6.5)обеспечивают по сравнению с железнодорожным транспортом более высокую ско­рость доставки грузов, лучшие температурные условия, чем в ва­гонах-ледниках, доставку без дополнительных погрузочно-разгрузочных работ, а также возможность перевозки более мелких партий грузов.

Рис. 6.5. Изотермический фургон автопоезда

Фургоны (Рис. 6.6)устанавливаются на шасси автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Рис. 6.6. Автомобиль-фургон

Они могут быть вагонного типа или с отдельной кабиной, многодверные или с дверями, расположенными на зад­нем, правом или одновременно на заднем и правом бортах. Иног­да они оборудуются грузоподъемными бортами. Крыша у фурго­нов бывает глухой, раздвижной, шарнирно-подъемной. Примене­ние большого числа дверей, их различное расположение, а также подъемная и раздвижная крыши обеспечивают удобство подъезда фургонов к местам загрузки и выгрузки и выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Фургоны имеют деревянный или металлический каркас с фа­нерной, стальной, алюминиевой или пластмассовой облицовкой.

Фургоны имеют большое распространение. Они занимают вто­рое место (после самосвалов) среди специализированного по­движного состава нашей страны.

Оцените статью