- Сварочное оборудование для СТО и автосервисов
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Сварка в кузовном ремонте
- Типы сварочных соединений в кузовном ремонте
- Фиксация
- Сварка маленьких сегментов в большую конструкцию
- Типы сварки
- Электродуговая сварка электродами
- Контактная точечная сварка
- Сварка MIG / MAG
- Сварка TIG
- Кислородно-ацетиленовая газовая сварка
Сварочное оборудование для СТО и автосервисов
Ремонт и сервис современной автомобильной техники невозможны без проведения сварочных работ. Однако специфика сварочных работ, связанная с необходимостью рихтовки кузова, сварки деталей малой толщины из сталей и алюминия, требует применения специализированной сварочной техники. Производитель ТМ Темп (Украина) предлагает для специалистов авторемонта отдельную линейку специальных сварочных инверторов Темп Автомастер, которая включает в себя оборудование для рихтовки металла, сварочные полуавтоматы, комбинированные сварочные установки и пускозарядные устройства. В эту серию входят также действительно уникальные разработки, аналогов которых у других производителей, даже весьма именитых, не существует.
В настоящее время на рынке сварочной техники представлено достаточно большое количество специализированого сварочного оборудования, в основном завезенного из Европы и Восточной Азии, которое поставляется под торговыми марками TELWIN и DECA (Италия), Ресанта и Сварог (Китай), GYS (Франция-Китай) и т.д. Несмотря на большой выбор и приемлемое качество такого оборудования, его цена не всегда по карману представителям малого бизнеса, особенно в условиях перманентного кризиса и сложной экономической обстановки.
Серия сварочного оборудования Темп Автомастер — это сварочные аппараты, отвечающие требованиям времени, и разработанные специально для применения на СТО и в автосервистах. Эта серия включает в себя оборудование для всех видов сварки как стационарное, так и компактное, предназначенное для проведения работ в полевых условиях.
Наиболее совершенным и универсальным аппаратом серии Темп Автомастер является полуавтомат Темп ПДУ200+СПОТТЕР (рис. 1).
Рис. 1. ПДУ200+ СПОТТЕР
Практически на всех СТО, которые занимаются ремонтом кузовов, одновременно используют полуавтомат и споттер. А поскольку современные автомобили и техника содержат большое количество деталей из нержавеющей стали или алюминия, то необходимость наличия аппарата аргонодуговой сварки очевидна. Для крупных автомастерских это не является проблемой — места достаточно, а работы по сварке и рихтовке обычно выполняют на разных участках. А вот на небольших СТО, где персонал состоит из двух-трех мастеров и рабочее пространство ограничено размерами небольшого гаражного бокса, разместить несколько аппаратов достаточно сложно. В связи с этим появилась необходимость создания комбинированного аппарата, с помощью которого можно было бы выполнять сварочные работы и рихтовку. Так появился ПДУ200+СПОТТЕР. Этот аппарат может работать в четырех режимах:
- ручная дуговая сварка покрытым электродом (ММА);
- сварка полуавтоматом (MIG);
- аргонная сварка (TIG);
- односторонняя контактная сварка (SPOT).
Выгоды от использования такого аппарата очевидны. Так, например, если в мастерской необходим полуавтомат, а в недалекой перспективе планируется начало работ по рихтовке, то можно использовать ПДУ200+СПОТТЕР без споттерной фурнитуры и получить надежный и практичный полуавтомат. Кроме того, при необходимости выполнить сварку электродом с обмазкой или аргонодуговую сварку достаточно подключить к ПДУ200+СПОТТЕР электрододержатель или аргонодуговую горелку. Если же в мастерской уже есть хороший полуавтомат и нужен только споттер для рихтовочных работ, в серии Темп Автомастер имеется специализированный споттерный аппарат Темп Споттер 2800 (рис. 2).
Рис.2 Темп Споттер 2800
Этот аппарат не уступает по качеству аналогам и имеет ряд существенных преимуществ, главное из которых — цена, которая в несколько раз меньше, чем цена споттера у других производителей. В то же время Споттер 2800 по функциональности и надежности отвечает всем требованиям, которые предъявляют профессионалы к оборудованию такого класса.
Благодаря присутствию качественных комплектующих, многие из которых производят непосредственно на предприятии-изготовителе, аппарат отличается высокой надежностью. Использование мощных IGBT-транзисторов производства Германии обеспечиваетэкономное потребление электрической энергии и максимальное снижение воздействия аппарата на параметры сети питания. Система управления аппарата позволяет настраивать ток сварки в диапазоне от 0 до 3000 А, длительность импульса от 0,1 до 1,3 с. Предусмотрен режим непрерывной работы, который используют при отжиге металла. Споттер 2800 комплектуют споттерным пистолетом с возможностью управления как кнопкой на рукоятке, так и с помощью выносного устройства ДУ. В комплект поставки входит также инерционный молоток для рихтовки.
Аппарат используют для приварки шпилек, рихтовки металла с помощью треугольных, овальных и других типов шайб, для отжига металла угольным или медным электродом. Габаритные размеры и масса аппарата
позволяют компактно размещать его в мастерской, а также перевозить в багажнике автомобиля.
Кроме комбинированных аппаратов и споттеров, в серии Темп Автомастер представлен широкий спектр классических полуавтоматов. Специально для нужд авторемонтных мастерских разработаны компактные и надежные аппараты мощностью по току от 140 до 250А. При оптимальном соотношении «цена-качество», постоянном наличии всех необходимых запасных частей и комплектующих, простоте конструкции и обслуживания эти аппараты являются незаменимым инструментом при ремонте транспортных средств любой сложности.
Одной из наиболее популярных моделей полуавтоматов ТЕМП является аппарат ПДУ-200-УЗ-220/380В (рис. 3).
Достаточно легкое и портатичвное устройство, предназначен для сварки на токе DC проволокой в еврокатушке диаметром 0,8–1,2 мм в среде защитного газа (MIG/MAG), электродом с рутиловым или основным видом обмазки диаметром 2,0–4,0 мм (ММА) и вольфрамовым электродом в среде аргона (TIG). Аппарат можно также использовать в качестве пуско-зарядного устройства для двигателей машин и генераторов. Все основные узлы аппарата подвергают тщательному контролю на всех этапах производства. Вместе с мощными IGBT транзисторамии это обеспечивает самый высокий уровень надежности и работоспособности аппарата, увеличивает его ресурс Постоянное наличие комплектующих и запчастей делает возможным быстрый и недорогой ремонт. Мощная система принудительного воздушного охлаждения силовых схем позволяет использовать его с макс. нагрузкой в течение длительного времени. ПВ 60% является самым высоким показателем среди аппаратов такого класса европейских и азиатских аналогов. Класс защиты соответствует требованиям категории IP23. Питание может осуществляться от сети с напряжением 220 и 380 В . Система стабилизации напряжения питания сводит к минимуму воздействие аппарата на параметры сети, делает возможным питание от слабых или нестабильных сетей питания, а также от генераторов. В системе управления предпочтение отдано аналоговой схеме, что значительно повышает надежность аппарата, не снижая его функциональности. Настройка рабочих параметров осуществляется плавным регулированием, текущие значения отображаются на встроенном цифровом табло. Аппарат рассчитан на использование кассет типа D200 (5 кг), а при снятом барабане привода размотки — кассет типа D100 (1 кг). В базовой модели установлена безразъемная горелка ТЕМП 200 длиной 2,5 м. Горелка может быть заменена на более длинную (3 м) или более мощную ТЕМП 230. Вместо горелки возможна установка центрального разъема европейского образца.
Кроме классических полуавтоматов, следует обратить внимание еще на одну инновационную разработку, представленную ТМ Темп — модульные полуавтоматы (МПУ). Идея создания таких устройств возникла после изучения запросов потребителей, которым необходимо устройство для полуавтоматической сварки, более компактное и дешевое, чем обычный полуавтомат, и которое можно было бы подключать к различным внешним источникам питания. Например, если в мастерской постоянно используют сварочный инвертор для ручной дуговой сварки,но иногда возникает необходимость в полуавтоматической сварке, то покупка полуавтомата не всегда является оправданной тратой средств. Наличие же отдельного подающего устройства, которое может использовать инвертор в качестве источника питания, стоит намного дешевле отдельного полуавтомата.
Классическим примером такого устройства является МПУ-230 (рис. 4).
Это устройство по размерам и стоимости не намного отличается от обычного сварочника, каким варят в быту При этом оно выполняет функции полноценного сварочного полуавтомата с возможностью регулировки и настройки режимов сварки, использования проволоки диаметром 0,8–1,2 мм сплошного сечения и самофлюсующейся. Подключение к источнику питания, в роли которого может выступать любой сварочный выпрямитель как инверторного типа, так и тиристорного, осуществляется с помощью переходного кабеля с двумя быстросъемными штекерами. Единственное требование к источнику питания — напряжение холостого хода не менее 60 В.
Следующим этапом эволюции МПУ является устройство МПУ-180 инвертор+(рис. 5).
МПУ-180 инвертор+(рис. 5)
Это один из первых в мире сварочников, который может использовать для питания любой источник постоянного тока. Схожее по конструкции со своим предшественником МПУ-230, это устройство имеет свой собственный блок инверторного преобразователя напряжения, и для его питания не обязательно использовать специализированный сварочный источник питания. С одинаковым успехом МПУ-180 инвертор+ работает при питании как от сварочного источника питания, так и от стационарной сети 220В, генератора, пуско-зарядного устройства и даже от автомобильного аккумулятора с напряжением 24–48 В.
Другими словами, МПУ-180 инвертор+ значительно расширяет сферу применения сварки в полевых условиях. Теперь ремонт автомобилей, сельскохозяйственной техники,специальных и боевых машин, при котором необходима сварка, можно проводить в любом месте с использованием имеющихся источников питания, будь то стационарная электрическая сеть, передвижной генератор или аккумулятор грузовика, трактора или БТР. В ближайшие несколько лет планируется создание следующего поколения МПУ, оснащенных собственным аккумулятором.
МПУ-180 инвертор+ позволяет выполнять сварку проволокой диаметром 0,8–1,2 мм в среде защитных газов, а также самозащитной порошковой проволокой всех видов сталей и сплавов, за исключением алюминия.
Аппарат рассчитан на использование кассет типа D200 (5 кг), а при снятом барабане привода размотки — кассет типа D100 (1 кг). Система управления позволяет плавно регулировать напряжение сварки в диапазоне от 12 до 48В и скорость подачи проволоки от 1,5 до 10 м/мин. Аппарат оснащен безразъемной горелкой ТЕМП 200, которая может быть заменена центральным разъемом европейского образца. Во избежание перегрева МПУ-180 инвертор+ оснащен турбированной системой воздушного охлаждения, а также автоматическим устройством тепловой защиты.
В серии оборудования Темп Автомастер представлены несколько моделей пуско-зарядных устройств
(ПЗУ) как небольших, так и более крупных с напряжением пуска 12–24 В. Компактные ПЗУ представлены моделями ПИЛОТ 80 и ПИЛОТ 140 (рис. 6).
Рис. 6. ПЗУ ПИЛОТ
Эти устройства применяют для запуска двигателей автомашин объемом до 2,4 л и зарядки автомобильных батарей с напряжением пуска 12 В. Устройство просто незаменимо в зимнее время, когда необходимо «оживить» остывший за ночь двигатель или когда разрядился штатная батарея. ПЗУ ПИЛОТ можно использовать как блок питания в режиме буферного хранения аккумуляторной батареи емкостью до 500 А·ч. В этом режиме их использование особо эффективно в системах бесперебойного питания, в том
числе и для запуска генераторов. Эти устройства можно применять в качестве источников питания для модульного полуавтомата МПУ-180 инвертор+.
Более мощное устройство — МАГНУМ 500 (рис. 7) позволяет запускать двигатели КАМАЗов и с/х техники, автобусов и погрузчиков.
МАГНУМ 500 (рис. 7)
МАГНУМ 500 можно использовать в системах бесперебойного питания, для пуска резервных генраторов, стабилизации напряжения в электросети. Устройство может также служить источником питания для модульного полуавтомата МПУ-180 инвертор+. Для предотвращения перегрева МАГНУМ 500 оборудован системой принудительного воздушного охлаждения силовых блоков.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Cтоит ли ПОКУПАТЬ, отзывы сварщиков:
Сварочный трансформатор PATRIOT 200AC 102,00 ₽
Зарядное устройство GreenWorks G24C 2490,00 ₽
Стабилизатор напряжения PRORAB DVR 1000 2597,22 ₽
Стабилизатор Ресанта АСН-2000 Н/1-Ц Lux 3610,00 ₽
Стабилизатор напряжения Ставр СН-2000 3920,00 ₽
Сварочный аппарат BauMaster AW-79161 3990,00 ₽
Hitachi AB17 зарядное устройство 4076,87 ₽
Сварка в кузовном ремонте
Важно отметить, что сварка листов тонкого металла очень отличается от сварки деталей, сделанных из толстого металла. При сварке деталей из толстого металла не приходится беспокоиться по поводу тепловой деформации и искривления металла. Толстый металл противостоит деформации по причине своего объёма, в котором рассеивается тепло, как в радиаторе. Самое главное в такой сварке – проникновение сварочного металла, качество и прочность шва. При сварке толстого металла, такая проблема, как прожигание сваркой металла до дырки, также, отсутствует. Если же взять сварку тонких листов металла, которая часто используется при ремонте кузова, то все перечисленные проблемы становятся первостепенными.
Вы можете иметь отличные навыки владения сваркой металлических конструкций из толстого металла, но не все эти умения могут пригодятся при сварке автомобильного листового металла. Для применения сварки в кузовном ремонте нужно нарабатывать индивидуальный опыт, учитывая особенности характеристик металла кузовов автомобилей. Если Вы знакомы с газовой и полуавтоматической сваркой, то это поможет при изучении и обучении сварки тонколистового металла.
Есть одно сходство между электродной и газовой сваркой толстого металла и тонколистового автомобильного металла. У толстых и тонких металлов, сваренных качественно и прочно, шов выглядит одинаково ровным и красивым.
Типы сварочных соединений в кузовном ремонте
Сварочные соединения в кузовном ремонте делятся на три категории: встык, внахлёст и соединение внахлёст с пазом.
Сварное соединение встык наиболее сложное для новичка. Но после практики и понимания принципа, это соединение не сложно сделать с помощью хороших сварочных аппаратов MIG / MAG или TIG .
Соединение встык делается, когда листы металла стыкуются краями друг с другом с небольшим зазором между ними. Зазор необходим, так как металл расширяется при сварке.
Соединения внахлёст делается с небольшим наложением листов металла друг на друга. В этом случае сваривается край одного листа с частью листа, которой он касается с одной или с двух сторон. Это создаёт двойную толщину металла в месте, где листы заходят друг на друга.
Соединение внахлёст с пазом требует применения специального инструмента для подготовки одного из листов. Далее край одного листа подсовывается под фланец другого и приваривается. С лицевой стороны всё выглядит, как непрерывный лист металла. Выпуклость остаётся с обратной стороны. Края листов, иногда, провариваются с двух сторон, чтобы герметизировать стык.
Инструмент для подготовки металла для соединения внахлёст с пазом
Существует ряд проблем с соединением внахлёст и внахлёст с пазом. Одна из которых — необходимость сваривать соединение дважды, если хотите, чтобы оно было герметичным. Следующая проблема заключается в том, что при сварке соединения с обеих сторон, будет выделяться тепла в два раза больше. Это влияет на деформацию металла. В итоге можно сказать, что нет никаких преимуществ при применении сварочного соединения внахлёст. Единственное их преимущество в том, что такое соединение делать легче для новичка. Исключение при обязательном применении такого вида соединения составляют случаи, когда нужно скопировать заводское сварное соединение внахлёст и, когда нет доступа для создания соединения встык.
Соединение встык предпочтительнее применять при наложении металлических заплат и ремонтных вставок.
Фиксация
Очень неудобно делать сварной шов, если привариваемая деталь не закреплена. Хорошая фиксация обеспечивает стыковку и нужный зазор между листами металла.
Различные крепления, используемые для фиксации деталей перед сваркой
Существует множество методов фиксации деталей перед сваркой. Выбор зависит от ситуации и от предпочтений. К примеру, магниты подойдут для фиксации заплатки перед её приваркой, но будут бесполезны для удержания на месте заднего крыла автомобиля.
Среди множества фиксирующих методов и приспособлений основными являются: зажимные щипцы различных конфигураций, специальные магниты, сварочные зажимы для соединения встык (edge clips), струбцины. Каждый из перечисленных способов фиксации представляет целый класс фиксирующих приспособлений и существует в различных формах, размерах и конфигурациях. Есть приспособления, специально разработанные для фиксации соединений стык, внахлёст и внахлёст со смещением.
Зажимные щипцы можно назвать основными фиксирующими приспособлениями, которые применяют при сварке в кузовном ремонте. Ограничение их в том, что необходимо место, чтобы установить зажимные щипцы. Ими можно воспользоваться, если место, которое нужно зафиксировать, расположено не дальше 30 – 40 см от места, где возможно установить зажимные щипцы. При этом щипцы достаточно громоздкие и неуклюжие.
Сварочные зажимы для соединения встык
Сварочные зажимы для соединения встык могут применяться при фиксации ремонтных вставок. Требуют наличия доступа с обратной стороны панелей. Легко устанавливаются и снимаются, а также не мешают при сварке.
Такие зажимы обеспечивают аккуратную стыковку краёв с ровным небольшим зазором. Позволяет отрегулировать и установить листы разной толщины для сваривания. Позволяет выравнивать поверхности по одной линии.
Они не приспособлены для использования на сильно изогнутых , но очень удобны при фиксации прямых панелей.
Сварка маленьких сегментов в большую конструкцию
Иногда приходится изготавливать какую-либо панель или ремонтную вставку сложной формы из нескольких простых сегментов. Многие профессиональные специалисты, занимающиеся формовкой металла и ремонтом кузова, практикуют такой способ. Это бывает необходимым, если оборудование, либо профессиональные навыки не позволяют сделать нужную панель из одного листа металла.
Интересно отметить, что в прошлом, некоторые производители делали панели сложной формы из маленьких сегментов, сваренных вместе. Впоследствии этот способ был заменён штампованием и техниками формования прокаткой.
При изготовлении ремонтной вставки сложной формы или целой панели можно применять такой метод.
Типы сварки
В кузовном ремонте чаще всего применяют электрическую сварку полуавтоматом. Но, до сих пор, в некоторых случаях, применяется и газовая сварка.
Используется сварка MIG , TIG и контактная точечная.
Электродуговая сварка электродами
Этот вид сварки давно в прошлом применялся для соединения кузовных панелей при ремонте, а также при производстве. Сварка производилась электродами с малым диаметром, которые были спроектированы специально для тонколистового металла. Чтобы применять такой вид сварки требовалась немалая сноровка. Качество сварки было посредственным. Главной проблемой был излишний нагрев, который был причиной деформации металла и прожига насквозь. Сравнивая с сегодняшними показателями, уходило много времени на работу с таким видом сварки. Теперь такой метод является устаревшим.
Контактная точечная сварка
Контактная сварка была главным способом соединения в автомобилестроении и ремонте, начиная с 1930‑х годов. Точечная сварка осуществляется сильным прижатием электродов аппарата к металлу кузова и комбинацией интенсивного нагрева, создаваемого очень высокой силой тока за короткий интервал времени. Металл панелей кузова расплавляется в одной точке и происходит сваривание.
Преимущество точечной сварки в быстроте действия, аккуратности получаемых сварных точек и прочности соединения.
Современные легковые автомобили имеют от 3000 до 4000 сварных точек, которые соединяют отдельные детали кузова в одну конструкцию.
Есть аппараты для точечной сварки, используемые в кузовном ремонте, электродами которых не нужно сжимать область сварки. Сила прилагается только к одному листу металла, а второй лист касается первого листа и подключён к массе. Такой аппарат удобно применять, когда невозможен доступ к обратной стороне металла, к которому приваривается другая металлическая панель.
Точки контактной сварки часто не защищены от коррозии, потому что места между соединёнными панелями, подвержены притягиванию влаги. Эта проблема усугубляется тем фактом, что при воздействии точечной сварки, в местах нагрева испаряются все элементы обработки металла, такие как оцинкованное покрытие. Эта проблема уменьшается при применении специального сварочного грунта между свариваемыми панелями. Такой грунт содержит высокий процент цинка. Он способен проводить ток. После воздействия точечной сварки ионы цинка защищают место сварки.
Сварка MIG / MAG
Этот тип сварки стал наиболее популярным в кузовном ремонте. Когда упоминают о сварке полуавтоматом, то имеют ввиду именно этот тип сварки.
MIG (metal inert gas) переводится, как металл с инертным газом, что совершенно не правильно отражает суть сварки. К примеру, так называемая сварка TIG (tungsten inert gas), тоже металл с инертным газом. Но все привыкли так называть этот тип сварки. MAG (metal active gas) – тот же тип сварки, только в качестве защитного газа используется активный газ, который защищает зону сварки от воздуха, а также химически реагирует со свариваемым металлом или растворяется в нём. При сварке стальных панелей сваркой MAG (с активным защитным газом), в кузовном ремонте чаще всего применяют углекислый газ (СО2). Также, могут применяться вариации газовых смесей, состоящие из аргона (Ar), кислорода (О2), азота ( N2 ), водорода ( H2 ). Газ заправляется в баллоны и подключается к сварочному оборудованию.
В процессе сварки MIG / MAG , сварочная проволока непрерывно подаётся в область сварки по мере формирования сварочного шва. Проволока несёт ток и окружена инертным (или активным) защитным газом, который поступает вместе с проволокой. Для MIG сварки обычно применяется смесь 25% — CO2 и 75% аргон. Газ помогает охладить место сварки, а также защищает от окисления, которое происходит, если бы сварка происходила без защитного газа.
Процесс сварки MIG / MAG включает в себя цикл. Когда сварочная проволока касается места сварки, создаётся короткий контур с металлической деталью, которая подключена к массе. Нагрев, который генерируется коротким замыканием, расплавляет проволоку и цикл завершается. Однако, он быстро возобновляется, так как проволока продолжает поступать, создавая короткую дугу, которая является базой сварки MIG / MAG . Смена этих циклов и создаёт всем известный «трещащий» звук, характерный для сварки MIG / MAG .
При сварке оборудованием MIG / MAG , важно обеспечить правильный зазор между свариваемыми панелями. Это относится к соединению металлических листов встык. Если свариваемые листы расположены слишком близко или вплотную, то нагрев неизбежно деформирует листы. В итоге получится неровная поверхность.
Важно, также, отрегулировать поток защитного газа и скорость подачи проволоки. Сила тока выставляется в зависимости от толщины проволоки и скорости её подачи. Всё это нужно научиться настраивать экспериментальным путём. Более подробно о сварке полуавтоматом можно прочитать здесь.
Сварка TIG
Сварка TIG (tungsten inert gas – сварка вольфрамовым электродом в среде инертного газа), также известно сокращение GTAW (Gas tungsten arc welding – дуговая сварка вольфрамовым электродом в среде защитного газа). Это электродуговая сварка, в которой применяется неплавящийся вольфрамовый электрод. В область сварки поступает защитный газ (аргон или гелий), который защищает от атмосферного воздействия, а также, применяется присадочный металл. Эта сварка является наиболее сложной в освоении. В кузовном ремонте сварка TIG , в основном, применяется при ремонте автомобилей, имеющих алюминиевый кузов.
Кислородно-ацетиленовая газовая сварка
Это старый метод соединения тонколистовых металлов, который по-прежнему, в некоторых случаях применяется. В этом виде сварки, смесь кислорода и ацетилена питает пламя, температура на конце которого достигает 3500 градусов по Цельсию. Кислород и ацетилен находятся в разных баллонах, а их смешивание происходит в горелке. Сварку осуществляют как с применением присадочного металла, так и без него. Кислородно-ацетиленовая сварка расплавляет кромки листового металла, образуя прочную связь. Может применяться для осаживания растянутого металла.