- Гусеничная ходовая часть
- Качества, за которые ценится гусеничная ходовая часть
- Ходовая часть гусеничного типа — что это?
- Факторы, влияющие на износ элементов гусеничной системы
- Как увеличить срок эксплуатации ходовой части спецтехники гусеничного типа
- Что делать, если ходовая часть гусеничной специализированной техники неисправна
- Ремонт ходовой части гусеничных машин
- Опорные катки, поддерживающие ролики и натяжные колеса
- Ведущие колеса
- Детали гусеничной цепи
- Сварка и обкатка агрегатов ходовой части
Гусеничная ходовая часть
Ходовая часть — комплекс элементов, который обеспечивает возможность перемещения спецтехники по поверхности земли.
Одним из вариантов ходовой части специализированной техники является гусеничный тип. На все элементы этой системы, во время эксплуатации машины, оказывается повышенная нагрузка, которая способствует ускоренному выходу из строя отдельных ее частей. Учитывая то, что функциональность спецтехники во многом зависит от исправности гусеничной ходовой части, не удивительно, что профилактические работы и возможность осуществления качественного ремонта — очень важные вопросы для каждого владельца подобного оборудования.
Качества, за которые ценится гусеничная ходовая часть
Существует несколько важнейших преимуществ, которым обладают машины, работающие на гусеничном ходу:
- Гусеничная техника обладает большей проходимостью, нежели ее аналоги, использующие для передвижения колеса.
- Использование гусениц позволяет обеспечивать лучшую плавность хода на неровных поверхностях.
- Тяговое усилие подобной техники намного выше, чем у колесного транспорта.
Учитывая выше описанные преимущества, не удивительно, что люди, работающие в особо тяжелых, экстремальных условиях, предпочитают использовать именно спецтехнику ходовой части гусеничного типа. Это, прежде всего, работники горной и нефтяной промышленности, строительной, лесной, сельскохозяйственной сферы деятельности.
Ходовая часть гусеничного типа — что это?
При всем разнообразии гусеничной специализированной техники различного назначения, ходовая часть подобных машин состоит из одних и тех же элементов:
- Гусеница — цепь, штампованные звенья, соединенные между собой втулками/звеньями.
- Опорные, а также катки поддерживающего типа.
- Башмаки, направляющее колесо, элементы крепления и фиксации.
Каждое гусеничное звено имеет с одной стороны специальные отверстия, предназначенные для монтажа башмака. Противоположная часть этого изделия выполнена в виде дорожки качения. Цепь необходима для обеспечения движения опорных катков.
В зависимости от типа техники, в составе ходовой части могут присутствовать небольшие различия:
- Передача крутящего момента на экскаваторах осуществляется за счет применения звездочек на редукторе.
- За обеспечение аналогичного процесса на бульдозерах отвечают специальные сегменты.
Опорный каток получил подобное название из-за того, что в своем рабочем состоянии данный элемент опирается на внутреннюю часть цепи гусеницы. Этот элемент принимает непосредственное участие в обеспечении возможности движения спецтехники, а также необходим для передачи нагрузки во время работы машины непосредственно на гусеничную ленту. Сам каток состоит из следующих элементов:
- Втулки и штифты.
- Ролик и ось.
- Торцевые крышки и специальные уплотнительные кольца.
Существуют однобортные и двубортные опорные катки. Второй вариант применяется на особо тяжелой технике, вес которой превышает 20 тонн.
Вполне логично название и поддерживающего катка. Этот элемент системы обеспечивает поддержку верхней части гусеничной ленты и не позволяет ей провисать.
Механизм натяжения также играет важную роль в системе гусеничной ходовой части. Он состоит из трех элементов:
- Ленивец, или натяжное колесо. Обеспечивает не только возможность натяжения цепи, но и смену направления движения.
- Втулки и сам натяжной механизм.
В качестве элементов крепежа подобных систем применяются только особо прочные болты/гайки, которые имеют мелкий резьбовой шаг и класс прочности, не ниже 10,9 и 12,9. Гайки используются только с четырехгранной головкой.
Факторы, влияющие на износ элементов гусеничной системы
К сожалению, но процесс износа не отвратим. Идеальный вариант, когда все элементы подобной системы изнашиваются равномерно. В реальности достичь подобных результатов практически невозможно. Тем не менее, существует целый ряд факторов, которые ускоряют процесс износа. О них следует знать любому владельцу подобной техники:
- Установка более широких башмаков, чем необходимо, способствует ускорению процесса разрушения этих элементов.
- Неправильные башмаки, наличие грязи между звеньями гусениц и башмаком и некачественное закручивание болтов способствуют деформированию болтовых отверстий.
- Необязательное перемещение специализированной техники является причиной ускорения износа гусеничных звеньев, особенно по не предназначенных для этого поверхностям.
- Превышение уровня необходимой натяжки цепи и использование в системе увеличенных башмаков — прямая дорога к повреждениям звеньевых углов.
- Неправильность расположения одного из элементов ходовой части способствует увеличению силы трения, что, естественно, ускоряет износ катков и звеньев гусениц.
Опять же, все те же непрофессионально подобранные башмаки, ширина которых не соответствует нормам, установленных для определенной массы спецтехники и видов выполняемых работ, способствуют ускорению износа втулок и проушин.
Как увеличить срок эксплуатации ходовой части спецтехники гусеничного типа
Естественно, залогом долговечности этой системы, которая при работе находится под постоянно повышенными нагрузками, являются периодические осмотры и профилактические работы. Любой человек, использующий подобную технику, должен знать ряд важнейших правил, которые позволят увеличить эксплуатационный срок годности отдельных элементов гусеничной системы, а также всей ходовой части в целом:
- Постоянный контроль и поддержание чистоты в перерывах между эксплуатацией.
- Стараться как можно меньше использовать для передвижения задний ход.
- Техника должна работать. Если длительное время отсутствует подобная возможность, то рекомендуется периодически делать небольшие обкатки.
- Надежность болтового крепежа желательно проверять после каждого использования спецтехники.
Кроме того, каждые 500 отработанных часов рекомендуется делать более серьезное обследование и заменять те элементы, которые наиболее подвержены износу.
Что делать, если ходовая часть гусеничной специализированной техники неисправна
Простой техники из-за неисправности ходовой части, не важно, гусеничного или колесного типа, — не допустим для владельца. Это прямым образом сказывается на уровне его доходов, поэтому крайне важно быстро организовать ремонтно-восстановительные работы. Что для этого необходимо:
- Найти хороших специалистов, которые разбираются в подобных системах и готовы быстро и с гарантией восстановить работоспособность ходовой части спецтехники.
- Обеспечить мастеров качественными запчастями.
Вторую проблему решить очень легко, если обратиться в компанию Trade-Service, которая предоставляет своим клиентам следующие преимущества:
- Наличие максимально возможного ассортимента запчастей для восстановления работоспособности гусеничной ходовой части любой современной спецтехники.
- Качественная, оригинальная продукция.
- Аргументированная, выгодная для наших клиентов стоимость запчастей.
- Оперативность доставки и квалифицированная помощь собственных специалистов.
Хотите, чтобы ваша спецтехника максимально быстро вернулась к возможности решать поставленные задачи? Хотите получить гарантии надежности и долговечности? Провести все запланированные работы, не накладно для своего бюджета? Тогда обращайтесь в специализированную компанию Trade-Service!
Ремонт ходовой части гусеничных машин
Многие детали ходовой части гусеничных машин в процессе работы испытывают большие контактные нагрузки и подвергаются абразивному изнашиванию. В результате некоторые из них изнашиваются на значительную величину, а потеря металла для одной детали доходит до 30-40%, что необходимо учитывать при выборе способа восстановления.
Опорные катки, поддерживающие ролики и натяжные колеса
Основные дефекты деталей:
- износ рабочих поверхностей
- трещины обода и спиц
- износ поверхности посадочных мест под наружные кольца подшипников
У поддерживающих роликов с резиновыми бандажами происходит износ или разрушение бандажей, которые заменяют новыми.
Опорные катки и направляющие колеса выбраковывают при изломе более двух спиц и одновременном износе обода до толщины менее 10 мм, а также при наличии двух трещин на ободе.
При восстановлении опорных катков и направляющих колес трещины заваривают электродуговой сваркой электродом Э-42.
Изношенные рабочие поверхности поддерживающих роликов, ободьев опорных катков и направляющих колес тракторов класса тяги 3 восстанавливают автоматической наплавкой проволокой Св-08 под флюсом АНК-18, проволокой Нп-65Г под флюсом АН-348А, порошковой проволокой ПП-АН122 или порошковой лентой без последующей механической обработки.
В условиях мелкосерийного производства для восстановления опорных катков и поддерживающих роликов этих тракторов применяют бандажирование. Рабочую поверхность детали протачивают до выведения следов износа. Из полосовой стали толщиной 8-10 мм изготавливают кольцо, напрессовывают после нагрева на обод натягом 0,15—0,25 мм и приваривают по торцу. Долговечность катков, восстановленных бандажированием, составляет 50—60% от уровня новых. На специализированных ремонтных предприятиях опорные катки восстанавливают зкектрошпаковой наплавкой. Опорные катки, восстановленные этим способом, по износостойкости не уступают новым.
Для восстановления опорных катков и поддерживающих роликов в условиях специализированных предприятий может быть использована заливка жидким металлом (чугуном или сталью).
Изношенное отверстие под ось в ступице катка трактора класса тяги 3 восстанавливают холодным обжатием ступицы в специальном приспособлении на прессе.
При восстановлении опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колес тракторов Т-4А и Т-130 требуется обработка наплавленных поверхностей. В зависимости от твердости наплавленного металла применяют электроконтактную (разновидность анодно-механической обработки) или токарную обработку поверхностей. Наплавленные под слоем флюса проволокой Нп-50, Нп-65Г беговые дорожки роликов, опорных катков и направляющих колес после обработки на токарных станках до нормального размера закаливают с нагрева НВЧ на глубину 5 мм до твердости НКС 45.
Ведущие колеса
При текущем ремонте ведущие колеса гусеничных машин с односторонним и?носом переставляют с одной стороны на другую. Если зубья изношены с двух сторон, в условиях мелкосерийного производства их наплавляют ручной электродуговой сваркой. При ручной наплавке на ступице колеса закрепляют шаблон (используют новое зубчатое колесо). Вначале зуб наплавляют по кромкам с обеих сторон электродами УОНИ- 15/35, а затем по всему профилю электродами ОМЧ-1.
На специализированных предприятиях ведущие колеса восстанавливают приваркой накладок.
Детали гусеничной цепи
У звена гусеничной цепи изнашиваются отверстия проушин, беговые дорожки, почвозацепы, цевки в местах соприкосновения с зубьями ведущего колеса. Деформированные звенья правят на гидравлическом прессе, небольшие трещины заваривают.
Износ проушин допускается до толщины стенки 3 мм, а износ цевки — до 7 мм. Изношенные пальцы заменяют новыми.
При восстановлении звеньев гусениц тракторов класса тяги 3 наибольшее распространение получили способы пластического деформирования (обжатие), заливка жидким металлом, элекгро-дуговая наплавка. Наилучшие показатели качества обеспечивает способ пластического деформирования многосекционными пуансонами на специализированных линиях.
С помощью электрической дуги угольным электродом в стенке проушины со стороны наибольшего износа прожигают технологическое отверстие, в проушину вставляют технологический стержень и закупоривают ее с обеих сторон огнеупорной глиной. Металл расплавляют в тиглях или с помощью ТВЧ и заливают в проушины через технологические отверстия. Он заполняет полость проушины и, кристаллизуясь, образует вкладыш, удерживаемый за счет неравномерно изношенной поверхности проушины и металлом, застывшим в технологическом отверстии.
Проушины звеньев восстанавливают также кузнечно-сварочным способом. Изношенные проушины нагревают в горне до температуры 800-900°С, разрубают и обжимают на оправке молотком. Место стыка заваривают электродуговой сваркой и наплавляют слой металла для получения нормальной толщины стенки.
При ремонте гусеничной цепи трактора Т-130 изношенные втулки и пальцы не восстанавливают. Втулки и пальцы, имеющие односторонний износ, поворачивают на 180°, а при двустороннем — выбраковывают. При значительном износе отверстий под втулки и пальцы звенья заменяют. Беговую дорожку звена восстанавливают наплавкой. Изношенные почвозацепы башмаков наплавляют под слоем флюса в специальных приспособлениях. Разбирают и собирают гусеничную цепь с помощью гидравлического пресса.
У звеньев гусеничных цепей экскаваторов изнашиваются боковые дорожки, гребни и отверстия в проушинах.
Беговые дорожки, изношенные более чем на 6 мм, восстанавливают автоматической наплавкой под слоем флюса. Изношенные поверхности гребней звеньев наплавляют вручную по шаблонам электродами ОЗН-250У или ОЗН-ЗООУ. После наплавки зачищают гребни шлифовальным кругом. Звенья, имеющие значительный износ отверстий в проушинах, выбраковывают.
Сварка и обкатка агрегатов ходовой части
Для сборки применяют специальные стенды и приспособления. Каретки тракторов класса тяги 3 собирают на том же стенде, на котором их разбирали (ОПР-1402М). Конические подшипники осей регулируют изменением толщины набора прокладок. При правильно отрегулированном зазоре в подшипниках ось туго вращается от руки. Опорные катки устанавливают попарно с учетом их фактических размеров. Это объясняется тем, что по диаметру катков установлены широкие отклонения. Установка их попарно с минимальной разницей в диаметре повышает ресурс ходовой части, поскольку дает возможность равномерно распределить нагрузку на опорные катки и тем самым уменьшить износ беговых дорожек опорных катков и звеньев гусениц.
После сборки и заправки смазкой каретки обкатывают для выявления дефектов сборки и приработки уплотнительных колец и других деталей в течение 15 мин при частоте вращения катков 150 мин-1. Во время обкатки проверяют отсутствие течи масла, надежность креплений деталей.
Тележки гусениц тракторов Т-4, Т-100М и Т-130 собирают на специальной подставке или стенде. Сборку начинают со сборки рамы, установки амортизатора рессоры и опорных катков. У тележек тракторов Т-100М и Т-130 однобортные катки устанавливают по краям и в середине, между ними — двубортные. У тележек трактора Т-4 первым, третьим и пятым по ходу трактора должны быть установлены двубортные катки, а вторым, четвертым и шестым — однобортные. После монтажа опорных катков на их беговые дорожки накладывают линейку (рейку). Зазор между линейкой и минимальным по диаметру катком не должен превышать 1,5 мм. Допускается установка прокладок под ось катка в местах ее крепления. Смещение катков относительно продольной оси тележки не должно превышать 1,5 мм. После сборки тележки обкатывают на специальном стенде. Гусеницы тракторов класса тяги 3 в условиях мастерских хозяйств собирают вручную на специальных подставках. Соединительные пальцы устанавливают головками на наружную сторону звеньев. С противоположной стороны — шайбы и шплинты. На специализированных предприятиях для сборки гусеничных цепей используют гидрофицированный стенд ОР-7748, обеспечивающий запрессовку (выпрессовку) пальцев и дискретное перемещение гусеницы на один шаг.
При сборке гусениц тракторов Т-4, Т-100М и Т-130 используют пресс ПБ-002 и специальное приспособление. Втулки пальцев гусениц после напрессовки звеньев должны выступать на 6 мм. Втулки замыкающих пальцев выступают над наружными торцами звеньев на 0,5 мм. Моменты затяжки болтов гаек башмаков должны быть 140-150 Нм.