Оборудование для контроля геометрии кузовов легковых автомобилей
Поверхность кузова легкового автомобиля представляет собой сложнейшую пространственную фигуру, состоящую из большого числа составных элементов, имеющих свои размеры, форму и пространственную ориентацию относительно друг друга. Для контроля геометрии кузовных элементов и проемов документацией производителей автомобилей предлагается определенная совокупность контрольных точек, имеющих координатные размеры относительно выбранной измерительной базы и размерные расстояния во взаимном расположении. Выполнить контроль геометрии кузова — значит определить координаты всех контрольных точек и сравнить их с заводской базой данных.
Операции по контролю геометрии кузова могут выполняться на этапе диагностирования повреждений кузова, при устранении деформаций кузова и при контроле качества кузовных работ. Для этих целей на ПТС используются контрольно-измерительные инструменты, приспособления и стенды.
Контрольно-измерительные инструменты и приспособления. К ним относятся универсальные линейки, рулетки и штангенциркули, специальные штанген инструменты (линейки и штангенрейсмусы), а также шаблоны.
Специальные линейки состоят из штанги, на которую нанесена или не нанесена измерительная шкала, неподвижного и подвижного наконечника.
Кузовные штангенрейсмусы представляют собой штативную штангу с измерительной шкалой и выдвижную линейку с измерительной шкалой и наконечником.
Кузовные шаблоны бывают двух видов — для контроля проемов кузова и для фиксации кузова на раме стенда. Шаблоны первого вида имеют конфигурацию, идентичную конфигурации контролируемого проема кузова, и выполнены с допусками на порядок жестче, чем указанные в конструкторской документации на данный элемент кузова.
Шаблоны второго вида предназначены для использования совместно с кузовным стапелем (рис. 2.84). Эти шаблоны выпускаются комплектно для каждой модели автомобиля. Каждый шаблон разрабатывается под свою контрольную точку кузова и должен устанавливаться на раму стапеля, которая является измерительной базой, в конкретном месте.
Шаблон представляет собой силовую конструкцию, имеющую посадочные места и быстродействующий зажим, характерный для данной точки платформы кузова. Деформированный кузов как бы насаживается на очень точную и прочную колодку. Шаблоны без пропусков повторяют всю сеть контрольных точек поврежденного кузова, что позволяет наглядно выявить деформированные участки без проведения дополнительных обмеров. Кроме этого, шаблоны, являясь силовыми элементами, значительно повышают жесткость кузова и обеспечивают сохранение геометрии при приложении к нему любых тяговых усилий.
Рис. 2.84. Система шаблонов MZ для установки кузова на стапель SEVENNE фирмы SELETTE (Франция)
Основной недостаток шаблонной системы измерения геометрии кузова — ее чрезвычайно узкая специализация (на каждую модель кузова — свой комплект, в компании SELETTE — основоположнике шаблонного метода, — имеется несколько тысяч комплектов) и, как следствие, очень высокая цена (от 3000 до 10 000 долларов США).
Измерительные стенды. Стенды для измерения и контроля геометрии кузова выпускаются как для автономного применения, так и для работы совместно с тяговым кузовным стапелем. В последнем случае измерительный стенд является частью конструкции стапеля. В стендах используются измерительные системы, реализующие измерения в прямоугольной пространственной, полярной пространственной и комбинированной системах координат. По виду получения и передачи измерительного сигнала стенды имеют измерительные системы механические, электронно-механические, оптические, ультразвуковые (рис. 2.85). Все измерительные системы, кроме механической, современных стендов сопрягаются с персональными компьютерами, в которых заложены базы данных по кузовам различных моделей автомобилей разных производителей.
Рис. 2.85. Измерительные стенды для контроля геометрии кузовов легковых автомобилей:
а — METRO 2000 с механической измерительной системой (измерения — в прямоугольной системе координат) фирмы SELETTE (Франция); б— NAJA с электронно-механической системой (измерения — в полярной системе координат) фирмы SELETTE (Франция); в — PMS с комбинированной (ультразвуковой и механической системой измерения в полярной системе координат) WEDGE CLAMP SYSTEM (Канада)
Механические измерительные системы являются универсальными системами. Они монтируются на жесткой раме, которая устанавливается на стапель или свое основание. На раме крепятся передвижные консоли с измерительными телескопическими стойками для нижней части кузова и штангенрейсмусы — для боковых поверхностей кузова. Данные по координатам контрольных точек различных моделей автомобилей занесены в специальные карты, поставляемые в комплекте со стендом.
Электронно-механические системы измерения имеют механическую телескопическую измерительную штангу с измерительным наконечником и приемный блок, в котором координаты измерительного наконечника преобразуются в электрические сигналы по принципу «электронной мыши* компьютера. Стенды с электронно-механической системой измерения работают автономно и имеют в своем составе измерительную тумбу и приборную стойку. Сигнал с приемного блока поступает в ПК, где по специальной программе он обрабатывается и выдается на дисплее в виде координаты контрольной точки. Измерительная тумба и приборная стойка связаны между собой радиоканалом. Перед началом измерений измерительная тумба прочно фиксируется под автомобилем, поднятым на подъемнике, и, в качестве исходной информации, в компьютер вводятся координаты трех известных контрольных точек, местоположение которых в данном автомобиле соответствует конструкторской документации. Эти координаты являются базовыми для остальных измерений.
Ультразвуковая измерительная системаоснована на построении трехмерной геометрической модели. Данные считываются излучателями и направляются на микрофоны, установленные по всей поверхности балки. Каждый излучатель связан с шестью микрофонами. Приемник определяет нахождение излучателя с точностью до десятой доли миллиметра. Для измерения автомобиля компьютер на основе минимум трех неповрежденных точек определяет плоскость, параллельную днищу. Все последующие измерения производятся относительно этой плоскости. К измеряемым точкам автомобиля крепятся ультразвуковые датчики-излучатели. Датчики соединяются проводами с приемной балкой, расположенной под автомобилем. Звук воспринимается микрофонами, находящимися на балке. Время прохождения звука от датчика до микрофона позволяет определить координаты точки на кузове в трех измерениях относительно найденной плоскости. Все точки, как базовые, так и измеряемые, отображаются на экране компьютера в графическом и цифровом виде. Данные измерения сравниваются с заводскими параметрами. И вычисляется расхождение. Информация по каждому «измеренному» автомобилю сохраняется в памяти компьютера. Ультразвуковая система имеет два технологических минуса. Первый — турбулентность. Из-за направленного потока воздуха, например сквозняка, микрофон может потерять сигнал. В таком случае пропадают данные на мониторе. Второй минус относится больше к конструктивным особенностям. Излучатели, прикрепляемые к днищу, связаны с балкой проводами, которые подключены к источнику питания.
Лазерные измерительные системы, в отличие от ультразвуковых, — беспроводные. А точнее, в конструкции предусмотрен только один провод, связывающий систему с компьютером. Снизу к днищу прикрепляется лазерный излучатель. А к каждой технологической точке крепятся специальные мишени, соответствующие заводским параметрам измеряемого автомобиля. Сигнал представляет собой высокочастотную вспышку вполне определенной силы и яркости.
Излучатель, вращаясь с огромной частотой, считывает информацию о геометрии кузова, о состоянии 46 кузовных точек, одновременно выводя результаты на монитор компьютера. Например, лазерная система американской фирмы Kargrabber позволяет быстро производить обмер и кузовной ремонт автомобиля. Лазер значительно упрощает процедуру подгонки деталей кузова, так как дает возможность мгновенно сопоставлять их положение относительно друг друга.
Система Genesis от Chief бесконтактная, использует две лазерные головки, вращающиеся со скоростью 750 об/мин. Принцип состоит в том, что на кузове закрепляются специальные пластины-мишени с нанесенными штрихкодами. Отражаясь от них, луч возвращается к лазерной головке, являющейся одновременно приемником, а компьютер просчитывает точные координаты контролируемых точек кузова. Система не требует калибровки и позволяет производить измерения во время правки кузова. База данных содержит в себе три отдельные библиотеки сведений о геометрии кузовов.
Измерительные радиосистемы. Использование мультичастотного радиосигнала в системах измерений имеет свои плюсы — на результат работы не влияет турбулентность, перепады напряжения (как в ультразвуковых системах), перекрывание одной мишенью другой (как в лазерных системах). Измерительный модуль такой системы — это передвигающаяся по направляющим измерительная головка с шарнирным удлинителем. При перестановке наконечника компьютер автоматически определяет и распознает его. В измерительной системе Naja Evolution фирмы Celette (Франция) применена технология Bluetooth (оцифрованный радиосигнал). Она позволила увеличить скорость и качество передачи данных, а также исключить помехи.
Полезная информация
Высшая геометрия в кузовном ремонте
Ремонт кузова автомобиля – предполагает выполнение разнообразного количества работ в зависимости от степени повреждения авто, желаний и финансовых возможностей владельца вернуть первоначальный вид своей машине. В сложившейся ситуации, когда с одной стороны есть владелец авто и его желание сэкономить, а с другой присутствует большое количество разнообразных сервисов по ремонту автомобилей, очень трудно понять заранее выполнит ли выбранный сервис свои обязательства по кузовному ремонту. Ремонт кузова автомобиля в соответствии с технологическими требованиями требует кроме высокого мастерства специалистов еще и наличия у них соответствующего оборудования.
Восстановление кузова автомобиля представляет сложный процесс, результатом которого является отремонтированный кузов, который соответствует заводским размерам с окрашенными в единый цвет деталями. Для выполнения такого трудозатратного и технически сложного процесса требуется наличие в сервисном центре специального оборудования: стапелей, измерительно-контрольных систем, сварочное оборудовании, покрасочной камеры и т.д. Посмотрим, какое оборудование применяется на различных стадиях кузовного ремонта.
Рихтовка
Качественный ремонт небольших повреждений, вмятин автомобиля требует достаточно широкий набор инструментов для рихтовки и зачистки поверхностей. В процессе работы применяются орбитальные и ленточные шлифовальные машинки. Орбитальные машинки в сочетании с абразивными материалами позволяют удалить верхний слой краски. Если применяется вакуумная рихтовка кузова, во многих случаях необходима если не покраска, то полировка автомобиля абразивным и финишным составами. Для сложных случаев, когда необходимо быстро снять слой краски применяется эксцентриковые шлифовальные машинки. В центре кузовного ремонта Волга-Раст используют оборудование фирмы Wielander+Schill, которая является официальным поставщиком многих ведущих мировых автопроизводителей. Немецкая компания Wielander+Schill более 40 лет разрабатывает и производит профессиональное оборудование и инструмент для кузовного ремонта.
Вытягивание кузова автомобиля
Для исправления повреждений связанных с деформацией кузова автомобиля применятся специальные роботизированные стенды. Электронная система измерения встроенная в такие стенды отслеживает геометрию кузова авто по контрольным точкам. Кузов автомобиля имеет контрольные точки замера, которые уникальны для каждой модели. Встроенная в данные системы электронная база данных содержит информацию по контрольным точкам замера различных моделей машин. Благодаря этому возможен контроль и при необходимости коррекция процесса вытягивания кузова. Принцип работы по вытягиванию кузова построен на применении к определенным местам кузова автомобиля рассчитанного усилия, развиваемого стапелем и силовыми стойками.
При восстановлении геометрии кузова используется стапели:
- Платформенные. В этом случае основой стапеля выступает платформа, к которой с помощью специальных устройств крепиться автомобиль. Преимущество подобных систем заключается в их универсальности. Платформенные стапели позволяют работать с дефектами любого уровня сложности: от небольших повреждений до восстановления поврежденной рамы машины;
- Рамные. Это более сложные системы по сравнению с платформенными. Машина с помощью домкратов поднимается и фиксируется с одной стороны на стенде. Рамные системы применяются только для устранения небольших повреждений. Для сложного ремонта кузов автомобиля должен быть жестко зафиксирован и выправляющее усилие, направленное во все направления. Применение рамных стапелей не позволяет этого достичь. У подобной конструкции есть целый ряд достоинств. Во-первых, она довольно легкая и предоставляет возможность использовать ее на подъемнике ножничного типа. Благодаря этому специалисты могут выбирать высоту, на которое нужно поднять машину, чтобы было удобно с ней работать. Во-вторых, при использовании подобных систем получается большое количество свободного места для работы под днищем автомобиля;
- Напольные. Данная система включает в себя рельсы, которые вмонтированы в пол, силовые стойки и комплект анкеров, а также зажимы. На таких стапелях могут быть устранены легкие и средние повреждения. В качестве преимуществ напольных систем выступает их универсальность – на них могут быть выпрямлены кузова практических любых марок машин. Недостаток подобной системы – отсутствие мобильности, т.к. из-за вмонтированных рельс ее нельзя перемещать. Рельсы монтируются вровень с полом поэтому, когда стапель не используется, на этом месте можно проводить другие ремонтные работы.
В компании Волга-Раст для восстановления геометрии кузова применяется профессиональное оборудование фирмы Wedge Clamp. Канадская компания Wedge Clamp с 80-х годов XX века специализируется на разработке профессиональных систем по восстановлению поврежденной геометрии автомобиля. Вытяжной стенд Wedge Clamp обеспечит выполнение кузовных работ любой сложности. Необходимый вектор и сила тяги достигается за счет двух силовых устройств.
Подъемники в кузовном ремонте
При первичном осмотре автомобиля, при выполнении кузовных работ трудно обойтись без подъемников. В современных сервисах в основном применяются электрогидравлические подъемники. Если требуется поднять кузов на небольшую высоту, то используются подкатные домкраты. При ремонте коммерческого транспорта применяют подкатные колонны, которые синхронно поднимают тяжелую технику. При рихтовочных и прочих кузовных работах чаще всего применяются ножничные подъемники, так как они достаточно компактны. Для того чтобы освободить место в ремонтном цеху могут применяться подъемники плунжерного типа, которые в опущенном состоянии полностью утоплены в полу.
Окрасочное оборудование
Проведение ремонта на кузове автомобиля вызывает необходимость последующей покраски ремонтируемой детали. Потому в ремонтном цеху должны присутствовать покрасочные комплекты. В их состав входит обширный перечень оборудования и инструментов:
- различные шлифовальные и полировочные машинки для подготовки поверхности к покраске;
- колировочные таблицы и специализированные автоматические системы подбора нужного цвета окрашиваемой детали. Выбранная для покраски эмаль помимо декоративных требований (совпадение по цвету и блеску) должна обладать такими физико-механическими свойствами как твердость, эластичность, прочность. В центре кузовного ремонта Волга-Раст используется профессиональная система цветоподбора от известно немецкой компании Spies Hecker, которая предлагает известную во всем мире технологию приготовления нужного цвета из набора стандартных компонентов.
- краскопульты для локальной или полной покраски кузова;
- панели для сушки и специальные окрасочно-сушильные камеры для выдерживания требуемого режима окраски и сушки окрашиваемых деталей или целого кузова. В таком случае достигается максимально качественный результат, который приближен к заводской окраске машины
Сварочное оборудование
Сварочные работы – это одна из самых сложных операций из всего комплекса кузовных работ. Эта сложность обусловлена необходимостью строго соблюдать технологию сварочного процесса и спецификой использования сварки при ремонте автомобиля. Сварочные работы в автосервисе имеют свои особенности:
- Мастерам приходиться работать с тонколистовой автомобильной сталью, алюминием и его сплавами;
- Помимо прочности важен эстетический вид шва – он должен быть как можно менее заметным;
- Сварочный шов должен быть защищен от коррозии.
Сварочные кузовные работы позволяют устранить повреждения от коррозии. Сварка применяется и при замене отдельных деталей кузова. От качества шва зависит период дальнейшей эксплуатации машины.
Из-за этого при проведении кузовных работ в автосервисах используется типа сварочных аппаратов: полуавтоматы (MIG/MAG) и споттеры. Первые обеспечивают хорошее качество шва при сохранении в высокой производительности самих сварочных работ. Вторые используются для выправления деформаций кузова машины без демонтажа.
Профессиональное выполнение работ по кузовному ремонту предполагает применение специализированного оборудования, в частности, сварочных комплексов. Для точечной двусторонней и односторонней сварки, для сварки металла различной толщины специалисты центра кузовного ремонта Волга-Раст применяют сварочный комплекс Deca. Итальянская компания Deca, уже более 30-ти лет удерживает лидирующие позиции по продажам сварочного оборудования в Европе и всем мире. Сварочный комплексы Deca могут варить алюминий, титан и другие металлы. С помощью профессиональных аппаратов и опытных сварщиков салона получается герметичный и незаметный глазу сварной шов, сохраняется целостность геометрии кузова.
Центр кузовного ремонта Волга-Раст предлагает услуги по кузовному ремонту автомобилей любых марок на специальных условиях. Выгодные цены на малярные и кузовные работы на автомобили любой марки (кроме отечественных и китайских машин) от 840 руб./нормчас.
Выяснить все необходимые детали по кузовному ремонту Вашего автомобиля и записаться на ремонт можно позвонив по телефону (8442) 55-15-55.