Оборудование для исправления геометрии автомобиля

Оборудование для контроля геометрии кузовов легковых автомобилей

Поверхность кузова легкового автомобиля представляет собой сложнейшую пространственную фигуру, состоящую из большого чис­ла составных элементов, имеющих свои размеры, форму и простран­ственную ориентацию относительно друг друга. Для контроля геомет­рии кузовных элементов и проемов документацией производителей автомобилей предлагается определенная совокупность контрольных точек, имеющих координатные размеры относительно выбранной измерительной базы и размерные расстояния во взаимном располо­жении. Выполнить контроль геометрии кузова — значит определить координаты всех контрольных точек и сравнить их с заводской базой данных.

Операции по контролю геометрии кузова могут выполняться на этапе диагностирования повреждений кузова, при устранении дефор­маций кузова и при контроле качества кузовных работ. Для этих це­лей на ПТС используются контрольно-измерительные инструменты, приспособления и стенды.

Контрольно-измерительные инструменты и приспособления. К ним относятся универсальные линейки, рулетки и штангенциркули, спе­циальные штанген инструменты (линейки и штангенрейсмусы), а так­же шаблоны.

Специальные линейки состоят из штанги, на которую нанесена или не нанесена измерительная шкала, неподвижного и подвижного на­конечника.

Кузовные штангенрейсмусы представляют собой штативную штан­гу с измерительной шкалой и выдвижную линейку с измерительной шкалой и наконечником.

Кузовные шаблоны бывают двух видов — для контроля проемов ку­зова и для фиксации кузова на раме стенда. Шаблоны первого вида имеют конфигурацию, идентичную конфигурации контролируемого проема кузова, и выполнены с допусками на порядок жестче, чем ука­занные в конструкторской документации на данный элемент кузова.

Шаблоны второго вида предназначены для использования совме­стно с кузовным стапелем (рис. 2.84). Эти шаблоны выпускаются комплектно для каждой модели автомобиля. Каждый шаблон разра­батывается под свою контрольную точку кузова и должен устанавли­ваться на раму стапеля, которая является измерительной базой, в конкретном месте.

Шаблон представляет собой силовую конструкцию, имеющую поса­дочные места и быстродействующий зажим, характерный для данной точки платформы кузова. Деформированный кузов как бы насаживает­ся на очень точную и прочную колодку. Шаблоны без пропусков повто­ряют всю сеть контрольных точек поврежденного кузова, что позво­ляет наглядно выявить деформированные участки без проведения дополнительных обмеров. Кроме этого, шаблоны, являясь силовыми элементами, значительно повышают жесткость кузова и обеспечива­ют сохранение геометрии при приложении к нему любых тяговых усилий.

Рис. 2.84. Система шаблонов MZ для установки кузова на стапель SEVENNE фирмы SELETTE (Франция)

Основной недостаток шаблонной системы измерения геометрии кузова — ее чрезвычайно узкая специализация (на каждую модель кузова — свой комплект, в компании SELETTE — основоположнике шаблонного метода, — имеется несколько тысяч комплектов) и, как следствие, очень высокая цена (от 3000 до 10 000 долларов США).

Измерительные стенды. Стенды для измерения и контроля геомет­рии кузова выпускаются как для автономного применения, так и для работы совместно с тяговым кузовным стапелем. В последнем случае измерительный стенд является частью конструкции стапеля. В стен­дах используются измерительные системы, реализующие измерения в прямоугольной пространственной, полярной пространственной и комбинированной системах координат. По виду получения и переда­чи измерительного сигнала стенды имеют измерительные системы механические, электронно-механические, оптические, ультразвуко­вые (рис. 2.85). Все измерительные системы, кроме механической, современных стендов сопрягаются с персональными компьютерами, в которых заложены базы данных по кузовам различных моделей ав­томобилей разных производителей.

Рис. 2.85. Измерительные стенды для контроля геометрии кузовов легковых автомобилей:

а — METRO 2000 с механической измерительной системой (измерения — в прямо­угольной системе координат) фирмы SELETTE (Франция); б— NAJA с электронно-механической системой (измерения — в полярной системе координат) фирмы SELETTE (Франция); в — PMS с комбинированной (ультразвуковой и механической системой измерения в полярной системе координат) WEDGE CLAMP SYSTEM (Ка­нада)

Механические измерительные системы являются универсальными системами. Они монтируются на жесткой раме, которая устанавлива­ется на стапель или свое основание. На раме крепятся передвижные консоли с измерительными телескопическими стойками для нижней части кузова и штангенрейсмусы — для боковых поверхностей кузо­ва. Данные по координатам контрольных точек различных моделей автомобилей занесены в специальные карты, поставляемые в комп­лекте со стендом.

Читайте также:  Масло для швейных машин gemsy

Электронно-механические системы измерения имеют механичес­кую телескопическую измерительную штангу с измерительным нако­нечником и приемный блок, в котором координаты измерительного наконечника преобразуются в электрические сигналы по принципу «электронной мыши* компьютера. Стенды с электронно-механичес­кой системой измерения работают автономно и имеют в своем соста­ве измерительную тумбу и приборную стойку. Сигнал с приемного блока поступает в ПК, где по специальной программе он обрабаты­вается и выдается на дисплее в виде координаты контрольной точки. Измерительная тумба и приборная стойка связаны между собой ра­диоканалом. Перед началом измерений измерительная тумба прочно фиксируется под автомобилем, поднятым на подъемнике, и, в каче­стве исходной информации, в компьютер вводятся координаты трех известных контрольных точек, местоположение которых в данном автомобиле соответствует конструкторской документации. Эти коор­динаты являются базовыми для остальных измерений.

Ультразвуковая измерительная системаоснована на построении трехмерной геометрической модели. Данные считываются излучате­лями и направляются на микрофоны, установленные по всей поверх­ности балки. Каждый излучатель связан с шестью микрофонами. Приемник определяет нахождение излучателя с точностью до десятой доли миллиметра. Для измерения автомобиля компьютер на основе минимум трех неповрежденных точек определяет плоскость, парал­лельную днищу. Все последующие измерения производятся относи­тельно этой плоскости. К измеряемым точкам автомобиля крепятся ультразвуковые датчики-излучатели. Датчики соединяются проводами с приемной балкой, расположенной под автомобилем. Звук восприни­мается микрофонами, находящимися на балке. Время прохождения звука от датчика до микрофона позволяет определить координаты точки на кузове в трех измерениях относительно найденной плоскости. Все точки, как базовые, так и измеряемые, отображаются на экране компьютера в графическом и цифровом виде. Данные измерения срав­ниваются с заводскими параметрами. И вычисляется расхождение. Информация по каждому «измеренному» автомобилю сохраняется в памяти компьютера. Ультразвуковая система имеет два технологичес­ких минуса. Первый — турбулентность. Из-за направленного потока воздуха, например сквозняка, микрофон может потерять сигнал. В таком случае пропадают данные на мониторе. Второй минус отно­сится больше к конструктивным особенностям. Излучатели, при­крепляемые к днищу, связаны с балкой проводами, которые подклю­чены к источнику питания.

Лазерные измерительные системы, в отличие от ультразвуковых, — беспроводные. А точнее, в конструкции предусмотрен только один провод, связывающий систему с компьютером. Снизу к днищу при­крепляется лазерный излучатель. А к каждой технологической точке крепятся специальные мишени, соответствующие заводским пара­метрам измеряемого автомобиля. Сигнал представляет собой высоко­частотную вспышку вполне определенной силы и яркости.

Излучатель, вращаясь с огромной частотой, считывает информа­цию о геометрии кузова, о состоянии 46 кузовных точек, одновре­менно выводя результаты на монитор компьютера. Например, лазер­ная система американской фирмы Kargrabber позволяет быстро производить обмер и кузовной ремонт автомобиля. Лазер значитель­но упрощает процедуру подгонки деталей кузова, так как дает воз­можность мгновенно сопоставлять их положение относительно друг друга.

Система Genesis от Chief бесконтактная, использует две лазерные головки, вращающиеся со скоростью 750 об/мин. Принцип состоит в том, что на кузове закрепляются специальные пластины-мишени с нанесенными штрихкодами. Отражаясь от них, луч возвращается к лазерной головке, являющейся одновременно приемником, а компь­ютер просчитывает точные координаты контролируемых точек кузо­ва. Система не требует калибровки и позволяет производить измере­ния во время правки кузова. База данных содержит в себе три отдельные библиотеки сведений о геометрии кузовов.

Измерительные радиосистемы. Использование мультичастотного радиосигнала в системах измерений имеет свои плюсы — на резуль­тат работы не влияет турбулентность, перепады напряжения (как в ультразвуковых системах), перекрывание одной мишенью другой (как в лазерных системах). Измерительный модуль такой системы — это передвигающаяся по направляющим измерительная головка с шарнирным удлинителем. При перестановке наконечника компью­тер автоматически определяет и распознает его. В измерительной си­стеме Naja Evolution фирмы Celette (Франция) применена технология Bluetooth (оцифрованный радиосигнал). Она позволила увеличить скорость и качество передачи данных, а также исключить помехи.

Читайте также:  При каком пробеге делают капитальный ремонт двигателя

Полезная информация

Высшая геометрия в кузовном ремонте

Ремонт кузова автомобиля – предполагает выполнение разнообразного количества работ в зависимости от степени повреждения авто, желаний и финансовых возможностей владельца вернуть первоначальный вид своей машине. В сложившейся ситуации, когда с одной стороны есть владелец авто и его желание сэкономить, а с другой присутствует большое количество разнообразных сервисов по ремонту автомобилей, очень трудно понять заранее выполнит ли выбранный сервис свои обязательства по кузовному ремонту. Ремонт кузова автомобиля в соответствии с технологическими требованиями требует кроме высокого мастерства специалистов еще и наличия у них соответствующего оборудования.

Восстановление кузова автомобиля представляет сложный процесс, результатом которого является отремонтированный кузов, который соответствует заводским размерам с окрашенными в единый цвет деталями. Для выполнения такого трудозатратного и технически сложного процесса требуется наличие в сервисном центре специального оборудования: стапелей, измерительно-контрольных систем, сварочное оборудовании, покрасочной камеры и т.д. Посмотрим, какое оборудование применяется на различных стадиях кузовного ремонта.

Рихтовка

Качественный ремонт небольших повреждений, вмятин автомобиля требует достаточно широкий набор инструментов для рихтовки и зачистки поверхностей. В процессе работы применяются орбитальные и ленточные шлифовальные машинки. Орбитальные машинки в сочетании с абразивными материалами позволяют удалить верхний слой краски. Если применяется вакуумная рихтовка кузова, во многих случаях необходима если не покраска, то полировка автомобиля абразивным и финишным составами. Для сложных случаев, когда необходимо быстро снять слой краски применяется эксцентриковые шлифовальные машинки. В центре кузовного ремонта Волга-Раст используют оборудование фирмы Wielander+Schill, которая является официальным поставщиком многих ведущих мировых автопроизводителей. Немецкая компания Wielander+Schill более 40 лет разрабатывает и производит профессиональное оборудование и инструмент для кузовного ремонта.

Вытягивание кузова автомобиля

Для исправления повреждений связанных с деформацией кузова автомобиля применятся специальные роботизированные стенды. Электронная система измерения встроенная в такие стенды отслеживает геометрию кузова авто по контрольным точкам. Кузов автомобиля имеет контрольные точки замера, которые уникальны для каждой модели. Встроенная в данные системы электронная база данных содержит информацию по контрольным точкам замера различных моделей машин. Благодаря этому возможен контроль и при необходимости коррекция процесса вытягивания кузова. Принцип работы по вытягиванию кузова построен на применении к определенным местам кузова автомобиля рассчитанного усилия, развиваемого стапелем и силовыми стойками.

При восстановлении геометрии кузова используется стапели:

  • Платформенные. В этом случае основой стапеля выступает платформа, к которой с помощью специальных устройств крепиться автомобиль. Преимущество подобных систем заключается в их универсальности. Платформенные стапели позволяют работать с дефектами любого уровня сложности: от небольших повреждений до восстановления поврежденной рамы машины;
  • Рамные. Это более сложные системы по сравнению с платформенными. Машина с помощью домкратов поднимается и фиксируется с одной стороны на стенде. Рамные системы применяются только для устранения небольших повреждений. Для сложного ремонта кузов автомобиля должен быть жестко зафиксирован и выправляющее усилие, направленное во все направления. Применение рамных стапелей не позволяет этого достичь. У подобной конструкции есть целый ряд достоинств. Во-первых, она довольно легкая и предоставляет возможность использовать ее на подъемнике ножничного типа. Благодаря этому специалисты могут выбирать высоту, на которое нужно поднять машину, чтобы было удобно с ней работать. Во-вторых, при использовании подобных систем получается большое количество свободного места для работы под днищем автомобиля;
  • Напольные. Данная система включает в себя рельсы, которые вмонтированы в пол, силовые стойки и комплект анкеров, а также зажимы. На таких стапелях могут быть устранены легкие и средние повреждения. В качестве преимуществ напольных систем выступает их универсальность – на них могут быть выпрямлены кузова практических любых марок машин. Недостаток подобной системы – отсутствие мобильности, т.к. из-за вмонтированных рельс ее нельзя перемещать. Рельсы монтируются вровень с полом поэтому, когда стапель не используется, на этом месте можно проводить другие ремонтные работы.
Читайте также:  Замена двигателя отопителя е39 бмв

В компании Волга-Раст для восстановления геометрии кузова применяется профессиональное оборудование фирмы Wedge Clamp. Канадская компания Wedge Clamp с 80-х годов XX века специализируется на разработке профессиональных систем по восстановлению поврежденной геометрии автомобиля. Вытяжной стенд Wedge Clamp обеспечит выполнение кузовных работ любой сложности. Необходимый вектор и сила тяги достигается за счет двух силовых устройств.

Подъемники в кузовном ремонте

При первичном осмотре автомобиля, при выполнении кузовных работ трудно обойтись без подъемников. В современных сервисах в основном применяются электрогидравлические подъемники. Если требуется поднять кузов на небольшую высоту, то используются подкатные домкраты. При ремонте коммерческого транспорта применяют подкатные колонны, которые синхронно поднимают тяжелую технику. При рихтовочных и прочих кузовных работах чаще всего применяются ножничные подъемники, так как они достаточно компактны. Для того чтобы освободить место в ремонтном цеху могут применяться подъемники плунжерного типа, которые в опущенном состоянии полностью утоплены в полу.

Окрасочное оборудование

Проведение ремонта на кузове автомобиля вызывает необходимость последующей покраски ремонтируемой детали. Потому в ремонтном цеху должны присутствовать покрасочные комплекты. В их состав входит обширный перечень оборудования и инструментов:

  • различные шлифовальные и полировочные машинки для подготовки поверхности к покраске;
  • колировочные таблицы и специализированные автоматические системы подбора нужного цвета окрашиваемой детали. Выбранная для покраски эмаль помимо декоративных требований (совпадение по цвету и блеску) должна обладать такими физико-механическими свойствами как твердость, эластичность, прочность. В центре кузовного ремонта Волга-Раст используется профессиональная система цветоподбора от известно немецкой компании Spies Hecker, которая предлагает известную во всем мире технологию приготовления нужного цвета из набора стандартных компонентов.
  • краскопульты для локальной или полной покраски кузова;
  • панели для сушки и специальные окрасочно-сушильные камеры для выдерживания требуемого режима окраски и сушки окрашиваемых деталей или целого кузова. В таком случае достигается максимально качественный результат, который приближен к заводской окраске машины

Сварочное оборудование

Сварочные работы – это одна из самых сложных операций из всего комплекса кузовных работ. Эта сложность обусловлена необходимостью строго соблюдать технологию сварочного процесса и спецификой использования сварки при ремонте автомобиля. Сварочные работы в автосервисе имеют свои особенности:

  • Мастерам приходиться работать с тонколистовой автомобильной сталью, алюминием и его сплавами;
  • Помимо прочности важен эстетический вид шва – он должен быть как можно менее заметным;
  • Сварочный шов должен быть защищен от коррозии.

Сварочные кузовные работы позволяют устранить повреждения от коррозии. Сварка применяется и при замене отдельных деталей кузова. От качества шва зависит период дальнейшей эксплуатации машины.

Из-за этого при проведении кузовных работ в автосервисах используется типа сварочных аппаратов: полуавтоматы (MIG/MAG) и споттеры. Первые обеспечивают хорошее качество шва при сохранении в высокой производительности самих сварочных работ. Вторые используются для выправления деформаций кузова машины без демонтажа.

Профессиональное выполнение работ по кузовному ремонту предполагает применение специализированного оборудования, в частности, сварочных комплексов. Для точечной двусторонней и односторонней сварки, для сварки металла различной толщины специалисты центра кузовного ремонта Волга-Раст применяют сварочный комплекс Deca. Итальянская компания Deca, уже более 30-ти лет удерживает лидирующие позиции по продажам сварочного оборудования в Европе и всем мире. Сварочный комплексы Deca могут варить алюминий, титан и другие металлы. С помощью профессиональных аппаратов и опытных сварщиков салона получается герметичный и незаметный глазу сварной шов, сохраняется целостность геометрии кузова.

Центр кузовного ремонта Волга-Раст предлагает услуги по кузовному ремонту автомобилей любых марок на специальных условиях. Выгодные цены на малярные и кузовные работы на автомобили любой марки (кроме отечественных и китайских машин) от 840 руб./нормчас.

Выяснить все необходимые детали по кузовному ремонту Вашего автомобиля и записаться на ремонт можно позвонив по телефону (8442) 55-15-55.

Оцените статью