Оборудование для диагностики автомобиля: какое бывает?
Какое бывает оборудование для проверки электроники автомобиля?
Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры (они изображены на рисунке).
Еще есть дополнительное оборудование, но из всего списка можно выделить три большие группы диагностических приборов.
Диагностический сканер
Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму.
Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.
Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.
То, что мы видим сканером — мы видим глазами электронного блока управления.
Мотортестер
Данный прибор – это глаза диагноста.
Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под работу с двигателем, под измерение высокого напряжения, давлений, токов.
Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.
В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.
Газоанализатор
То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.
То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.
Здесь еще нужно добавить, что газоанализатор нужен только четырехкомпонентный.
Нужно обязательно CO2, нужно обязательно O2, расчетные параметры лямбды (датчик кислорода).
Естественно, характер информации, которую мы получаем с помощью этих приборов, он разный. Газоанализатор выдает одно, мотортестер другое, сканер выдает третью информацию.
Условные области информации о двигателе, которая доступна основным диагностическим приборам и дополнительным приборам.
Дополнительное оборудование
Даже основными диагностическими приборами мы не может полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.
Топливные монометры
В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей.
Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.
Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).
Этот прибор очень желательно иметь. Он, конечно, стоит порядка 6 тысяч, но прибор очень полезный, сколько дефектов можно найти с его помощью – не пересчитать.
Разрядники
Если вы сняли для какого-либо измерения наконечник с высоковольтного провода, его ни в коем случае нельзя просто оставить где-то.
Какой более безболезненный вариант в этом случае?
- Снять с катушки провод, положить его рядом и пытаться завести двигатель или компрессию померить;
- Снять с катушки провод, положить его на массу, накоротко (сделать короткое замыкание), и делать то же самое.
Если мы снимем провод и просто положим — мы убьем катушку. Поэтому разрядники обязательно потребуются.
Не запускается автомобиль. Просто посмотреть наличие искры. Одеваем разрядник и смотрим.
Почему на разрядники нужно смотреть?
Дело в том, что, искровой зазор большой на разряднике, и на свежем воздухе мы катушку нагружаем, даем ей, как говорится, пинка.
А если мы вытащим свечку, оденем высоковольтный провод на свечу, положим, так искра будет.
Зазора нет, давления нет, здесь нужно понимать – в цилиндрах есть давление, а на воздухе давление – одна атмосфера, и пробивается гораздо легче.
Машина не заводится — искра есть, все есть. Одели провод, положили свечу на двигатель, крутим двигатель — искра есть.
Цепляем мотортестер, смотрим осцилограмму — искры нет. Катушку поменяли, машина завелась. Искра была, на воздухе, на свечке она была.
Если бы нацепили свечу на разрядник, мы бы увидели, что искры нет. На разряднике зазор большой, искры бы там не было. Такая вещь тоже полезна.
Тестер утечек
Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе.
Какие места утечек могут быть:
- Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда.
- Регуляторы холостого хода.
Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.
Стетоскоп технический
Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.
Эндоскоп
Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет?
Как это увидеть не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.
Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру (такие будут дешевле).
Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой.
Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась.
И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.
Пример образования смолы (нагара)
Тестер цепей
Для работы потребуется набор тестеров и всевозможных пробников . В основном, лучше покупать тестеры, заточенные именно под автомобильную тематику, чтобы он мог и померить то, что интересует.
Базы данных
Помимо оборудования необходимы базы данных. Без базы данных на современном диагностическом участке попросту никуда.
Что такое база данных?
Естественно, автодилер получает от производителя какую — то компьютерную программу, в ней заложена вся информация по ремонту, сроки обслуживания, все моменты затяжки, все геометрические размеры, заправочные объемы, все электросхемы, в общем, все необходимое для работы специалиста на станции. Такая база данных называется дилерская.
Пример из базы данных Chevrolet:
Заключение
В статье мы рассмотрели диагностическое оборудование для диагноста бензиновых двигателей. Это, конечно, список в идеале.
На практике же не всегда будет возможность приобрести тот или иной прибор, да и специфика работы может не потребовать часть упомянутых приборов.
Современное оборудование для диагностирования системы зажигания
Рисунок 9 –– 4-х канальный автомобильный осциллоскоп OTC 3852 The Solarity для наиболее высокотехнологичных автомобилей
Измерения угла опережения зажигания
Принцип измерения угла опережения зажигания основан на стробоскопическом эффекте. Измерение производится при помощи стробоскопической лампы-вспышки, направляемой на маховик или шкив привода вентилятора двигателя. При проверке, за счет стробоскопического эффекта, подвижная метка ВМТ становится «неподвижной» и совмещается с неподвижной меткой, нанесенной на картер сцепления или на блоке двигателя. Величина угла опережения зажигания определяется по прибору.
Рисунок 10 – Много-функциональный автомобильный стробоскоп ОТС 3367 предназначен для проверки и регулировки угла опережения зажигания на автомобилях с бензиновыми двигателями.
Порядок выполнения работы.
1. Изучить устройство осциллографа Э-206 (см. приложение к работе).
2. Подготовить двигатель и осциллограф Э-206 к работе, для чего перед началом работы на стенде проверить:
— готовность двигателя к работе (выполнить операции ежедневного обслуживания двигателя и прогреть его);
— подсоединить стенд к электрической сети.
3. Определить основные параметры системы зажигания с использованием прибора Э-206.
3.1. Подключить осциллограф Э-206 согласно рис. 2, приложение.
3.2. Включить и настроить осциллограф (см. приложение).
3.3. Запустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала 1000 об/мин.
3.4. Определить угол замкнутого состояния контактов прерывателя.
Манипулируя управляющими ручками прибора, получить и отрегулировать осциллограмму одного первого цилиндра так, чтобы точки Т0 и Т4 (рис. 4) расположились на горизонтальной градировочной шкале соответственно в точках 0 0 и 90 0 (0 0 и 60 0 для шести цилиндров, 0 0 и 45 0 для восьми цилиндров). Измерить по длине отрезка Т3— Т4 угол и сравнить его с нормативом (рис. 4). При угле замкнутого состояния, отличном от нормы, остановить двигатель и, не отключая осциллографа, отрегулировать (увеличить или уменьшить) зазор между контактами. Запустить двигатель и проверить по осциллограмме качество регулировки зазора.
3.5. Проверить состояние кулачка и вала распределителя.
Переключением селекторов, тумблеров или кнопок получить осциллограмму «наложения» цилиндров (рис. 2 приложения). Вращая ручки настройки, отрегулировать осциллограмму по шкале. Состояние кулачка и вала распределителя определяется по накладке в точке Т3 (рис. 1).
На рис. 5 приложения вертикальные линии в точке Т3 разошлись. Что свидетельствует или о неодинаковом износе кулачка /разные выступы/, или о чрезмерном люфте вала распределителя. Неравномерность подачи искры в цилиндры должна быть на белее 3-4% от времени одного рабочего цикла индукционной катушки. Если разброс момента замыкания контактов превышает 60 по шкале осциллографа, то необходимо заменить прерыватель.
3.6. Определить состояние свечей и проводов высокого напряжения:
А). По вторичному напряжению полного рабочего цикла.
Соответствующим переключением и настройкой получить вторичную осциллограмму полного рабочего цикла. В зависимости от состояния свечей можно получить осциллограмму (рис. 10 – 19 приложения), показывающую по величине пиков напряжения состояние свечей. Остановить двигатель, вывернуть свечи с зазорами, отличающимися от нормы, и отрегулировать межэлектродный промежуток при помощи щупа. Запустить двигатель и проверить по осциллограмме качество регулировок.
Б). По вторичному напряжению одного цилиндра.
Пользуясь ручками настройки и переключателями, получить одну из многих осциллограмм вторичного напряжения для одного цилиндра. На рис.6 приложения – нормальная осциллограмма при исправной свече. Если будет получена осциллограмма, приведенная на рис. 9 приложения, то это значит, что имеются потери в цепи высокого напряжения. В этом случае необходимо замкнуть свечу на массу с помощью отвертки и, если осциллограмма изменилась, цепь высокого напряжения повреждена. Остановить двигатель и заменить поврежденный провод высокого напряжения. Вывернуть свечу и очистить ее от нагара.
3.7. Определить состояние конденсатора.
Если будет получена осциллограмма, показанная на рис. 2, 3 приложения, то это означает, что плохо работает конденсатор /при размыкании искрят контакты прерывателя/. В этом случае необходимо остановить двигатель, проверить контакты или заменить конденсатор.
4. Произвести операции, связанные с окончанием работы.