- Оборудование для чип-тюнинга – секреты перепрошивки
- 1 ЭБУ – объект для модернизации
- Похожие статьи
- 2 Трудности, связанные с чип-тюнингом
- 3 Чем озадачиться перед чип-тюнингом?
- 4 Оборудование для чип-тюнинга – что понадобится?
- 5 Вариации устройств для прошивки
- Подбор правильной программы для чип-тюнинга своего авто
- Для чего нужен чип-тюнинг авто
- Как выбрать нужную утилиту для чип-тюнинга
- Обзор популярных утилит
- Для российских машин
- Для иномарок
- Общая инструкция по использованию софта для прошивки двигателя
- Самостоятельная модернизация двигателя: какое оборудование для чип-тюнинга автомобилей необходимо
- Какие процессы корректируют чип-тюнинг?
- Оборудование диагностики
- Сканер
- Мототестер
- Дополнительное оборудование для чип-тюнинга авто
- Программатор для блока управления с наличием памяти.
- Заключение
Оборудование для чип-тюнинга – секреты перепрошивки
Прошло время, когда для улучшения характеристик автомобиля приходилось производить механическое изменение отдельных узлов конструкции. В эпоху компьютеризации сделать это поможет оборудование для чип-тюнинга мотора и сопутствующих систем.
1 ЭБУ – объект для модернизации
Для большинства автомобилей, особенно иномарок, работой двигателя и связанной с ним коробки передач управляет электронный блок (ЭБУ или ECU). Естественно, в основе всего лежит компьютерная программа, которая анализирует текущие параметры мотора и дает установку на их дальнейшую корректировку. Происходит это в режиме реального времени каждую вашу поездку. Эта же система способна замечать и ошибки в работе механизмов, своевременно оповещая об этом владельца. Сообщенный код проблемы дает возможность работникам автосервиса без лишних трат времени оказать помощь.
Похожие статьи
Программа, которой оснащен ЭБУ, называется довольно распространенным в мире гаджетов словом «прошивка». Именно она включает в себя множество сводных таблиц параметров, на которые опирается при анализе собранных с различных датчиков данных и отправлении дальнейших команд в моторный отсек. Это позволяет бережно использовать топливо и снижать степень износа механизмов. Доступ в эти настройки и небольшое их изменение как раз и подразумевает чип-тюнинг. Как правило, владельцы автомобилей стараются разогнать крутящий момент и мощность мотора выше уровня, установленного в заводской программе.
2 Трудности, связанные с чип-тюнингом
Очевидно, что для исключения ситуации, когда любой желающий может залезть в «мозг» блока управления автомобилей и что-то испортить, существует своего рода защита. Эту роль играет контрольная сумма программы. Если параметры прошивки изменить, контрольная сумма не сойдется, и ваш двигатель будет работать в безопасном режиме или вовсе откажется отзываться на команды. Приборная панель выдаст ошибку соответствующего вида, и на этом все ваши начинания кончатся. Никакой модернизации не получится.
Чтобы такого не произошло, следует использовать специальное оборудование для чип-тюнинга и качественные прошивки. Там предусмотрена корректировка контрольной суммы, а также в зависимости от модели ЭБУ и спецификаций софта можно сохранять базовые настройки параллельно с новыми, и даже иметь три режима управления. Правда, для переключения между программами прямо во время движения понадобится дополнительное устройство StepPower.
Специализированное оборудование не заставит вас самостоятельно искать нужные таблицы, в которых можно изменять параметры в ходе чип-тюнинга, ведь современные иномарки могут иметь более 100 запрограммированных параметров.
3 Чем озадачиться перед чип-тюнингом?
Большинству автомобилей, которые приходят на специализированный сервис, редко делают модернизацию сразу. Наверняка, хозяину придется немного «подлатать» здоровье своего транспорта, не являются исключением и владельцы не очень старых иномарок. Все дело в том, что перепрошивать ЭБУ можно только на исключительно исправном транспорте, чтобы ничего не искажало показания датчиков, иначе эффекта от такой работы вы можете просто не заметить.
Поэтому, если вы планируете когда-нибудь произвести чип-тюнинг, то делайте это лучше сразу после покупки, а не дожидаясь удобного момента. Важны еще некоторые нюансы.
- Начинать взламывать официальную программу не стоит без предварительной диагностики всех систем авто даже на новой машине.
- Также всем владельцам следует сперва убедиться, что для их автомобилей вообще возможен чип-тюнинг, если ваш ЭБУ заблокирован от любых вмешательств, у вас ничего не получится даже с самым передовым оборудованием.
- И, конечно, наведите справки, насколько эффективна такая доработка ПО в вашем авто. Для некоторых иномарок все опции подобраны и так оптимально, а ваши усилия могут быть потрачены впустую, да еще и привести к ошибкам.
4 Оборудование для чип-тюнинга – что понадобится?
Для того чтобы производить чип-тюнинг автомобилей, вам потребуется ноутбук, программатор, сама прошивка на диске, желательно лицензионная, и набор переходников. Следует внимательно относиться к выбору программ, ибо они очень избирательны, вам обязательно нужно знать тип (Bosch, Delphi, Valeo и др.), версию и модификацию блока управления, а также о наличии дополнительных модулей. Если вы считаете себя профи, то изменять настройки ЭБУ можно и самостоятельно, а не использовать готовые прошивки. Для этого также существует специальный софт, например, ChipTuningPRO.
А вообще, самым важным звеном является программатор, именно от его способностей зависит ваше спокойствие и результат. Если вы самостоятельно решились производитель чип-тюнинг автомобилей, то вам придется осваивать интерфейс этого устройства. В зависимости от стоимости и сложности этих приспособлений вы сможете либо просто считать данные и внести параметры новых прошивок, либо залезать даже в закрытые процессы. В комплекте такое оборудование, как правило, имеет все необходимые колодки и переходники.
5 Вариации устройств для прошивки
Выбор современного рынка устройств для модификации ЭБУ иномарок и отечественных автомобилей довольно широк. Например, оборудование для тюнинга на уровне профи будет стоить в районе 200$ (KESS, K-TAG). Многочисленные функции и способность большинство действий выполнить вместо вас и даже предотвратить возможные ошибки делают эти устройства привлекательными. Но в то же время такое оборудование для перенастройки чипов тяжело для понимания, хотя есть модели с вполне дружелюбным интерфейсом. Программаторы из этой категории часто способны читать и совершенствовать ЭБУ автомобилей азиатского производства.
Промежуточный класс устройств обойдется вам в 120$, там вполне достойный функционал, обслуживает он ЭБУ иномарок и отечественных автомобилей. Хорошо зарекомендовали себя в этом ценовом диапазоне программаторы Galletto серии MASTER. Ну, а для тех, кто хочет произвести минимум операций и не собирается экспериментировать, подойдет более простое устройство, которое не залезает «глубоко», но способно сделать оптимальный минимум для прошивки ЭБУ. Примером является Galletto 1260, стоимостью не более 40$. Единственным минусом является ограниченный набор обслуживаемых типов ЭБУ, но это решается просто, вам нужно подобрать необходимое именно вам оборудование.
Подбор правильной программы для чип-тюнинга своего авто
В интернете в свободном доступе размещены программы для чип-тюнинга автомобилей российского производства и иномарок. Причем одни утилиты платные, а другие — нет.
В интернете в свободном доступе размещены программы для чип-тюнинга автомобилей российского производства и иномарок. Причем одни утилиты платные, а другие — нет. Какой софт для чип-тюнинга автомобилей лучше выбрать и как правильно им пользоваться, рассмотрим ниже.
Для чего нужен чип-тюнинг авто
Под чип-тюнингом авто понимается регулировка режимов работы двигателя путем изменения заводских настроек электронного блока управления (ЭБУ) и электронных систем подачи топлива. В итоге после прошивки улучшается динамика двигателя (в том числе скорость разгона).
Чип-тюнинг автомобиля проводится в следующих целях:
- для увеличения мощности двигателя;
- для уменьшения расхода бензина или дизельного топлива;
- для замены форсунок на более мощные;
- для перехода с бензина на дизель (ДТ).
Чтобы повысить динамический потенциал двигателя авто, необходимо провести высококачественный чип-тюнинг.
Как выбрать нужную утилиту для чип-тюнинга
Сотрудники автосервиса (техцентра) применяют платный софт для чип-тюнинга автомобилей. Однако если автовладелец хочет провести диагностику авто на дому, то ему необходимо ознакомиться с рейтингом популярных утилит, которые можно бесплатно скачать на торрентах в интернете.
Программы для чип-тюнинга автомобилей бывают 3 видов:
- Утилиты-«прошивки» — для изменения заводских настроек ЭБУ двигателя. После установки софта оптимизируются технические характеристики авто (так, уменьшается расход топлива).
- Загрузчики для чип-тюнинга автомобиля — для загрузки измененных данных в оперативную память ЭБУ.
- Для диагностики двигателя авто.
Одни утилиты для чип-тюнинга переведены на русский язык, другие — нет. Конечно, автовладельцы из РФ чаще пользуются русифицированными версиями программ. Также одни утилиты разработаны только для российских машин, а другие — для иномарок.
Обзор популярных утилит
Программы для чип-тюнинга автомобилей применяются для изменения (прошивки) заводских настроек ЭБУ на любых авто. Однако если утилита не русифицирована, то у автовладельцев из РФ возникают проблемы с использованием ПО. Чтобы избежать поломки своего авто, из интернета следует скачивать только популярный софт для чип-тюнинга автомобилей российского производства и иномарок.
Для российских машин
Чип-тюнинг российских авто проводится с помощью применения следующих русифицированных программ:
- Chip tuning pro v4 — используется для изменения заводских настроек электронных систем подачи топлива (на ГАЗ и ВАЗ). Так, утилита изменяет фазу впрыска, топливоподачу при впуске, состав смеси и др.
- ELMConfig — загрузчик, активирующий или удаляющий определенные функции ЭБУ. Также при применении программы проводится диагностика двигателей ГАЗ, ВАЗ.
- Chip Explorer — разработана для калибровки заводских настроек ЭБУ на ВАЗ. Утилита подходит для настройки ЭБУ «Январь», VS, Bosch и «Микас» различных версий.
- Galletto — применяется для изменения заводских настроек ЭБУ на бензиновых новейших двигателях и дизельных устройствах (TDI, JTD).
Программа Chip tuning Pro
Диагностика ЭБУ авто проводится с помощью утилиты Scan Tool Pro. Причем программу можно запустить на планшете, смартфоне или iPhone. Так, после появления сигнала о неисправности Check Engine при помощи утилиты и современного телефона можно сразу установить поломку и убрать ее.
Для иномарок
Для чип-тюнинга иномарок разработаны следующие утилиты:
- Winols EVC — применяется для калибровки заводской настроек ЭБУ. Преимущества утилиты — сохранение карт и отключение клапана СРОГ (EGR).
- H&S MCC Performance Calibration — предназначена для изменения заводских настроек ЭБУ двигателей Mini Maxx и Black, применяемых на Dodge Cummins дизель, «Форд» Powerstroke и General Motors Duramax LML. С помощью применения утилиты-редактора можно изменить крутящий момент, количество впрыска топлива и ограничение скорости.
- С помощью применения утилиты можно проверить противосажевый фильтр или отключить датчик кислорода «Лямбда-зонд».
Программа для чип-тюнинга Winols
Общая инструкция по использованию софта для прошивки двигателя
При чип-тюнинге двигателя автомобиля через ноутбук необходимо действовать следующим образом:
- Вставить адаптер с кабелем в диагностический разъем OBD.
- Включить ноутбук, открыть систему «Виндовс» и запустить утилиту. Причем аккумулятор ноутбука должен быть заряжен на 95-100%. Также после запуска утилиты нельзя глушить и запускать двигатель. Иначе ЭБУ повредится.
- Воткнуть другой конец адаптера в разъем ноутбука.
- Подождать, пока программа «найдет» авто и подключится к блоку для записи. Загрузка утилиты длится 5-10 минут.
После завершения удаленной прошивки ЭБУ на ноутбуке появится окно с сообщением об успешно проведенной операции. В итоге работающий двигатель больше не будет издавать лишних шумов, а разгон авто станет быстрее.
Самостоятельная модернизация двигателя: какое оборудование для чип-тюнинга автомобилей необходимо
Наверное, каждый опытный автолюбитель знает, какое значение имеет для машины ECU (Electronic Control Unit) или по-русски ЭБУ (Электронный блок управления двигателем). Электронный блок управляет практически всеми процессами, связанными с деятельностью двигателя. Но в случае, когда ЭБУ выходит из строя или начинает потихоньку «косячить» или просто автолюбителю захотелось добавить «мощей» ничего не остаётся, как его перепрограммировать. Многие автосервисы предлагают свои услуги по перепрошивке чипа, но такая процедура достаточно дорогостоящая, а есть хозяева машин, которые хотят самостоятельно заняться выполнением этой процедуры. Но многие не знают с чего начать и какое оборудование для чип-тюнинга автомобилей необходимо.
Чип-тюнинг делают по разным причинам. Кто-то хочет увеличить мощность своего двигателя, а кто-то просто хочет избавиться от проблем из-за программных сбоев и ошибок
Какие процессы корректируют чип-тюнинг?
Перечипование ЭБУ меняет режимы имеющихся микроконтроллеров и корректирует внутренние управляющие программы. Как уже говорилось, такие действия производят в основном для увеличения мощности движка.
Оборудование диагностики
Первоначально определимся, какое оборудование для чип-тюнинга необходимо. Естественно, перед началом работы нужно произвести диагностику авто на выявление неисправностей и, вообще, посмотреть что да как, а затем уже приступать непосредственно к тюнингу.
Сканер
Первое, что понадобится — это сканер, он может быть портативным или программным, который работает вместе с компьютером.
Он нужен для работы с блоком управления двигателем, а конкретно — чтобы его сканировать. ЭБУ собирает всю информацию о работе двигателя и его датчиков и обрабатывает информацию согласно заложенной в него программе. После чего отправляет команды для исполнительных механизмов. Также этот блок собирает всю информацию о сбоях в системе.
Поэтому при помощи сканера можно считать необходимую информацию с этого чипа, а именно:
- Следить за изменениями датчиков системы.
- Проверить как работают исполнительные механизмы.
- Просмотреть коды неисправностей, записанные системой.
- Считать данные системы ЭБУ и т. д.
Но надо отметить, что данные, которые выводит на экран сканер — не всегда соответствуют действительности, а содержат лишь то, что видит блок управления. Проще говоря, сканер — это не измерительный прибор, а лишь прибор, который способен отображать данные электронного блока.
Также с осторожностью стоит относиться к сообщениям об ошибках, не торопитесь сразу что-то менять, нужно первоначально искать её причину.
Мототестер
Непосредственно мототестеры являются измерительными приборами, они собирают информацию напрямую с мотора и занимаются поисками неисправностей, которые при помощи одного только сканера отыскать не получится.
При помощи мототестера можно посмотреть форму напряжения и токи датчиков механизмов, осциллограмму высокого напряжения, получить данные о балансе цилиндров, измерить ток стартера и ещё много чего интересного.
Важно! При обнаружении неисправностей делать чип-тюнинг нельзя, так как неправильная работа некоторых систем и элементов будет давать неправильные показания при считывании информации, толку от такого тюнинга не будет.
Дополнительное оборудование для чип-тюнинга авто
Программатор для блока управления с наличием памяти.
Надо отметить, что для каждой разновидности ЭБУ имеется свой программатор, который при помощи специального провода соединяется с бортовым компьютером и после этого можно производить непосредственно действия по его перепрошивке: закачивать новые версии программы и проверять результат.
Принцип работы бортового компьютера практически не отличается от обычного домашнего, кроме новых версий, главное отличие которых — это использование нескольких видов памяти (Flash, Eeprom), способных записывать информацию, даже если отсутствует электропитание.
Во время перепрошивки все данные перезаписываются по специальной линии диагностики системы — K- line. Для этой процедуры необходимо специальное оборудование: загружающая программа и адаптер.
Очень часто начинающие тюнеры начинают с использования простой и бесплатной версии программатора, которую можно загрузить с интернет-ресурса. Но продвинутые мастера практически все покупают улучшенную коммерческую версию.
Программатор — самое важное устройство из всех используемых в процедуре. В зависимости от его уровня возможностей, вы можете считывать данные или изменить существующие параметры, а в некоторых случаях даже получить доступ к закрытым процессам.
Обычно используется программатор ПЗУ вместе с набором ППЗУ (Bosch M154, Микас 5 или Январь 4). Также важно иметь в комплекте набор качественных панелек. Опытные тюнеры обычно советуют брать электрически стираемые ПЗУ, например, Winbond 27С257 (32Kb) или 27С512/27E512 (64Kb).
- В случае если вы всё-таки не стали покупать электрически стираемую модель, вам понадобится ультрафиолетовая лампа для стирания ППЗУ.
- Также придётся приобрести паяльную станцию или на крайний случай оборудование для пайки по отдельности: паяльник, отсос и т. д. Надо отметить, что это оборудование пригодится лишь для автомобилей, произведённых до 2003 года, с моделями последних лет все намного проще.
- Нужные прошивки для системы управления двигателем. Можно накачать бесплатных версий (не самый лучший вариант), коммерческие (под конкретную модель) или прошивки собственного производства. Но в любом случае к выбору ПО нужно относиться серьёзно, в идеале вы должны быть знакомы с типами, такими как Bosch или Delphi. А при помощи «Chip Tuning Pro» можно, вообще, вручную напрямую вносить необходимые настройки.
- Программа для внесения изменений в калибровки, используется для того, чтобы более точно подогнать настройки.
- Контроллер для широкополосного датчика кислорода (ШДК). Он пригодится для авто с инжекторным блоком, контролирующим состав смеси. Или же альфаметр, но следует знать, что его показания сильно искажены на составе смеси отличающейся от стехиометрической.
- Специальные адаптеры и переходники, предназначенные для считывания информации и чип-тюнинга двигателя.
Такой большой список оборудования является универсальным для всех автомобилей, зачастую при модернизации современных моделей ЭБУ можно обойтись всего лишь: ноутбуком, программатором и набором переходников.
Вообще, сейчас существует огромное количество приборов для тюнинга электронных блоков как иномарок, так и отечественных авто. Чем выше уровень оборудования, тем он дороже, например, профессиональный Kess обойдётся вам примерно в 200 долларов. Такое оборудование снабжено дополнительными функциями, предотвращающими ошибки при использовании. Но в то же время с ним сложно разобраться.
Оборудование промежуточного класса можно приобрести примерно за 120 долларов, оно применимо как к блокам управления иномарок, так и к отечественных авто. Часто используются Galletto серия Master.
Оборудование эконом-класса в основном не предполагает возможности поэкспериментировать и с его помощью можно произвести минимум операций. Например, Galletto 1260 обойдётся в 40 долларов.
Надо отметить, что чем дешевле оборудование, тем уже у него круг применения.
Заключение
Перед тем как тюнинговать своё авто, старайтесь собрать как можно больше информации обо всех действующих системах и установленных элементах. Читайте информационные источники, информации в интернет-ресурсах огромное количество — ведь дело-то серьёзное. В некоторых случаях стоит всё-таки обратиться за помощью в автосервисы.
Но если есть непреодолимое желание сделать свой двигатель мощнее и экономичнее, тем более что по всем показателем чип-тюнинг вам подходит, и вы уверены, что сможете, то смело приступайте к работе.