- Заказов нет, Минпромторг не помогает: ГАЗ под угрозой
- Уходящий из России автогигант развернет в стране массовое производство электромобилей. Видео
- Российско-американский электрофургон
- Подробнее об электрическом фургоне Ford
- Электрофургоны не для всех
- Особые правила для электромобилей
- Отечественный конкурент
- Как Ford уходил и возвращался в Россию
- Группа ГАЗ улучшила прогноз продаж
- Группа ГАЗ
Заказов нет, Минпромторг не помогает: ГАЗ под угрозой
Президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин заявил, что головной завод объединения оказался в ситуации, которая тяжелее, чем дефолт 1998-го или кризис 2008—2009 годов. Дело в том, что основные покупатели Газелей и Газонов — это малый и средний бизнес. Многие такие компании сегодня вообще не работают, а если и работают, то их основная задача — платить зарплату сотрудникам и кредиты. Инвестиций со стороны частников не предвидится, а значит, встали и закупки новых машин.
Все это наложилось на санкции США, введенные против Олега Дерипаски и его компаний, — только это, по словам Сорокина, стоило ГАЗу многомиллиардных затрат, ухода многих поставщиков, удвоения кредитного портфеля и приостановки инвестиционных проектов. А то, что происходит сейчас, Сорокин считает новой серией триллера «двойной удар»: «Проблемы, которые мы испытываем из-за санкций, кризис даже не удвоил, а возвел в квадрат!»
Президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин около перспективной Газели NN
Прошлый год ГАЗ завершил с хорошим результатом (по нашей информации, выпущено 56340 грузовых автомобилей и 14935 автобусов), но в нынешнем году прогнозируется общее падение рынка примерно на 50%. Объем загрузки завода в апреле — лишь на одну треть, на май и июнь заказов нет вообще. Все это, по словам Сорокина, ставит под угрозу судьбу не только 35 тысяч газовских работников, среди которых много высококвалифицированных, но и еще 400 тысяч человек, которые работают на заводах-смежниках.
При этом помощи от государства в лице Минпромторга не видно: даже субсидии на газомоторную технику, причем именно в газовском секторе, в нынешнем году сократились в два раза. Да и компенсацию простоев заводам и поставщикам, которую предлагает Минпромторг, Сорокин не считает правильной. «Это тупиковый путь, он ведет к проеданию денег!»
Гораздо более эффективным было бы размещение госзаказов на технику, но из последнего заказа на 1200 машин скорой помощи (его общая сумма — 5,2 млрд рублей) ГАЗу была выделена только треть, а этого хватит всего на полтора дня работы конвейера.
Одно из глобальных предложений газовцев — запуск государственной программы по обновлению автопарка, поскольку средний возраст коммерческого транспорта в стране превышает десять лет, а основная его часть отвечает в лучшем случае нормам Евро-2. Есть и более «точечные» предложения — например, возобновление работ по созданию популярных в Европе и США модульных машин скорой помощи, где готовые кузова ставятся на раму. По словам Сорокина, такой кузов-кубик дешевле и просторнее переоборудованного фургона, при этом в мирное время кузова могут стоять законсервированными или использоваться в виде сельских медпунктов, а в условиях чрезвычайной ситуации — быстро устанавливаться на шасси грузовичков.
Как бы то ни было, газовцы продолжают работать над двумя ближайшими проектами. Первый — низкопольная маршрутка Газель City: она рассчитана на 22 пассажира и позволяет заезжать в салон на инвалидной коляске. Эту машину ГАЗ рассчитывает показать к концу лета.
Низкопольная Газель City должна появиться к концу лета
Второй проект, который должен быть реализован к концу года, — Валдай Next, который займет нишу между Газелями и Газонами. Его полная масса — 6,7 т, в перспективе — до 7,4 т, а агрегатная база будет в целом унифицирована с прежним Валдаем (видимо, под капотом будет стоять знакомый двигатель Cummins 3.8). Но коробка передач станет шестиступенчатой, рулевое управление — новым. Интересно, каким будет дизайн?
Продолжаются работы и над Газелью NN, показанной на прошлогодней выставке Комтранс, но они тормозятся из-за того, что ряд поставщиков находится на карантине. А еще на испытаниях был замечен Соболь следующего поколения. Главное — чтобы завод-гигант пережил и этот кризис без больших потерь.
Уходящий из России автогигант развернет в стране массовое производство электромобилей. Видео
В России благодаря Ford может появиться первое серийное производство электромобилей – в 2022 г. компания, прекратившая российские продажи легковых автомобилей, хочет наладить здесь выпуск электрических фургонов E-Transit. Сейчас в стране нет производителей, массово выпускающих электромобили, но Ford может опередить отечественный ГАЗ – он создал электрофургон GAZelle e-NN, прямого конкурента, E-Transit, и намерен начать его сборку в 2021 г.
Российско-американский электрофургон
Компания Ford Motors развернет в России серийное производство электромобилей. Электротягу получит фургон Ford Transit – новый мотор было решено устанавливать именно на него потому, что легковые автомобили Ford в России больше не продаются. Все восемь ранее доступных в стране легковых машин компании на сайте Ford теперь имеют пометку о недоступности к заказу в России, а в США у Ford есть, к примеру, полностью электрический кроссовер Ford Mustang Mach-E.
По информации «Коммерсанта», на 23 марта 2021 г. в России не было организовано ни одного массового производства электромобилей. Ford может стать в этом плане первой, если его не опередит Горьковский автозавод (ГАЗ) со своими электрофургонами GAZelle e-NN.
Выпуск Ford Transit на электротяге, пишет издание, начнется в рамках совместного предприятия (СП) «Соллерс Форд» в 2022 г. Сейчас эти фургоны выпускаются с дизельными силовыми агрегатами на заводе в Елабуге (Татарстан), но их сборка прекращена не будет – электромобили будут собираться параллельно со своими дизельными «родственниками».
По подсчетам специалистов «Соллерс», версия Ford Transit с электромотором более выгодна в сравнении с дизельной с точки зрения расходов на эксплуатацию. «E-Transit на 40% экономичнее Diesel Transit. Это дает фактическое снижение на 15–20% платежей в операционном лизинге за электротранспорт по сравнению с дизельными машинами в случае низких ставок финансирования (3–5% в Европе)», – рассказали «Коммерсанту в «Соллерс».
Подробнее об электрическом фургоне Ford
Электрический Ford Transit дебютировал на мировом рынке в ноябре 2020 г. и получил название E-Transit. Автомобиль получил батарею на 67 кВтч, заряда которой хватит на 202 километра пути. Международная версия автомобиля получит по три варианта высоты и длины кузова, а также отдельную модификацию с грузовым отеком.
В зависимости от выбранной версии грузоподъемность автомобиля составит от 1470 до 1724 кг. В движение его будет приводить 266-сильный электромотор.
E-Transit получит поддержку быстрой зарядки постоянным током мощностью более 115 кВт. В Ford утверждают, 10 минут на подзарядке автомобилю хватит на 48 километров пробега, а 15 минут – на 72 километра.
Рекомендованная стоимость автомобиля, по данным портала Electrek, составляет $45 тыс. (3,405 млн руб. по курсу ЦБ на 23 марта 2021 г.). Серийное производство для международного рынка, как и в России, начнется, в 2022 г. и будет осуществляться на заводе Ford в Миссури (США).
Стоимость E-Transit в России пока не установлена. Обычный фургон Ford Transit с дизельным мотором на 125 л.с. при объеме 2,2 литра и расходе от 6,2 до 7,1 литра на 100 километров пути в зависимости от цикла стоит на российском рынке от 2,216 млн руб.
Электрофургоны не для всех
Электрические легкие коммерческие автомобили (light commercial vehicle, LCV) высоким спросом в России пока не пользуются. В «Соллерсе» считают, что в 2022-2023 гг. электромобили в сегменте LCV , займут долю в пределах всего лишь 1,5%. В то же время в компании уверены, что к 2025% эта доля вырастет до 5%. «Мы уже видим спрос на электромобили со стороны ряда клиентов – сегмента e-commerce и международных компаний, работающих в России, которые используют LCV для внутригородской доставки», – сообщили «Коммерсанту» представители компании.
Но даже после запуска конвейера по массовой сборке Transit на электротяге LCV с такими моторами ждать их появления на всех дорогах России не стоит – до их всероссийского распространения остаются долгие годы. В «Соллерс» уверены, что эти машины найдут свое применение исключительно в местах с наиболее высокой плотностью населения и развитой внутригородской логистикой.
По оценке специалистов компании, в ближайшие два года с момента запуска производства Transit на электромоторе эти автомобили будут использоваться сугубо в трех городах – Москве, Санкт-Петербурге и Казани. К 2025 г. в списке могут оказаться некоторые (но далеко не все) города-миллионники – Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и Самара. Также упомянут и Краснодар – в 2018 г. его признали миллионником, однако в 2020 г. численность его населения, по данным Росстата, упала до 933 тыс. человек.
Особые правила для электромобилей
В «Соллерс» считают, что распространение электрических LCV в крупных городах России нуждается в дополнительной поддержке. Представители компании уверены, что таким автомобилям нужно как минимум разрешить ездить по выделенным полосам и бесплатно перемещаться по платным участкам дорог, а также обеспечить им беспрепятственный доступ в центр города. Почему именно власти должны будут пойти на такие уступки, в «Соллерсе» не уточнили.
Еще одной мерой стимулирования распространения электрических фургонов в российских мегаполисах может стать размещение зарядок на стоянках грузового транспорта на въездах в город и вдоль окружных дорог. В «Соллерсе» также предложили включить электромобили программу «Доступная аренда», предусматривающую льготный операционный лизинг с возможностью увеличения скидки на такие машины с 25% до 35%.
Эти и другие идеи «Соллерса», пишет «Коммерсант», в настоящее время внесены в проект Минэкономики России по развитию в стране электротранспорта.
Отечественный конкурент
В России существует полноценный аналог Ford E-Transit – GAZelle e-NN, созданный Горьковским автозаводом (ГАЗ). Он стал первым российским коммерческим электромобилем, а его первые предсерийные образцы сошли с конвейера в конце сентября 2020 г.
CNews писал, серийное производство GAZelle e-NN должно начаться в 2021 г., притом сразу в нескольких версиях кузова. Первые экземпляры будут комплектоваться китайскими моторами и батареями, но со временем производство этих компонентов будет локализовано.
Грузоподъемность бортовых версий автомобиля достигает 2,5 тонны. В движение его приводит синхронный электродвигатель на постоянных магнитах с пиковой мощностью 100 кВт (около 136 л.с). Он может развивать крутящий момент до 310 Нм и разгонять автомобиль максимум до 100 км/ч. Емкость АКБ составляет 48 кВтч, и ее хватит на 120 км пробега, однако опционально возможно увеличение дальности хода до 200 км за счет установки дополнительных блоков батареи. В GAZelle e-NN заявлена ускоренная подзарядка – до 80% за 30 минут.
Как Ford уходил и возвращался в Россию
Ford впервые пришел в Россию в 1909 г. В 1929 г. правительство СССР дало согласие на выпуск автомобилей, Ford-A и Ford-АА в Нижнем Новгороде – первые экземпляры сошли с конвейера в 1932 г. под названиями ГАЗ-А и ГАЗ-АА.
После Второй мировой войны Ford ушла из России и вернулись лишь в 1996 г., открыв в Москве свое первое представительство. Выпуск Ford в России возобновился в 2002 г. на заводе компании во Всеволожске с модели Ford Focus первого поколения, в марте 2009 г. к нему присоединился седан Mondeo четвертого поколения.
Упомянутое СП «Форд Соллерс» было образовано в 2011 г., тогда же был открыт второй завод Ford – в Елабуге, на нем началась сборка моделей Explorer, Kuga и Transit. В 2015 г. заработал третий завод СП – в Набережных Челнах, он выпускал модели Fiesta и EcoSport.
По итогам 2018 г. на фоне экономических проблем России и падающих доходов россиян совокупные продажи Ford в России, включая легковые и коммерческие автомобили, достигли, по данным «Ведомостей», 53,2 тыс. шт. При этом суммарная мощность трех ее российских заводов составляет 360 тыс. автомобилей в год.
В конце марта 2019 г. Ford заявила о прекращении до конца июня 2019 г. выпуска всех своих легковых автомобилей на территории России. Также компания решила закрыть заводы во Всеволожске и Набережных Челнах и прекратить производство двигателей в Елабуге. Теперь этот завод занимается только сборкой коммерческих автомобилей Ford.
Группа ГАЗ улучшила прогноз продаж
«Мы отчетливо сегодня видим, что мы увеличим объем продаж по сравнению с бизнес-планом, который у нас был сформирован на уровне прошлого года по всем дивизионам», – сказал в пятницу президент группы ГАЗ Вадим Сорокин (цитата по «Интерфаксу»). Динамику он не назвал. Необходимо посмотреть, «как будет развиваться страна и какая будет экономическая ситуация во второй половине года», пояснил Сорокин.
Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) ГАЗ, например, в январе – мае превысили показатели, заложенные в бизнес-плане компании, примерно на 15%, сказал Сорокин.
Инвесторов новости порадовали: обыкновенные акции ГАЗа на Московской бирже в пятницу подорожали на 1,86%, привилегированные – на 0,27% (индекс ММВБ снижался на 0,21%).
Речь о возможном увеличении количества проданных автомобилей, а не выручки, уточняет представитель компании. Он тоже не стал раскрывать прогнозные цифры: «Необходимо убедиться, что наметившийся позитивный тренд на рынке сохранится во втором полугодии». За четыре месяца регистрации LCV в России сократились на 6% до 25 680 шт., а лидера рынка – ГАЗа – выросли на 2,7% до 11 159 шт., по данным «Автостата».
В 2015 г. группе ГАЗ удалось немного – на 1% – увеличить выручку. Основная доля выручки традиционно приходится на дивизион LCV (см. график). Темп роста выручки в 2016 г. благодаря оживлению на рынке LCV может быть больше продаж в штуках, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: средняя цена автомобилей в России, в том числе из-за инфляции, в этом году выше, плюс группа ГАЗ расширяет продуктовую линейку за счет машин поколения Next, которые дороже предшественников. Так, в апреле компания вывела цельнометаллический фургон «Газель Next» (проект обошелся в 9 млрд руб.), а в пятницу начала серийное производство автобуса «Вектор Next» (инвестиции – 800 млн руб.). К примеру, бортовую «Газель Next» длиной 3,1 м можно купить по цене от 915 000 руб., а бортовую «Газель» той же длины, но предыдущего поколения – от 825 000 руб., указано на сайте дилерской компании «АвтоГАЗ».
Группа ГАЗ
Автопроизводитель
Основной акционер – «Русские машины» (63,86%, входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски).
Капитализация – 8,6 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2015 г.) – 121,2 млрд руб.
Чистый убыток – 1,9 млрд руб.
Группа «Камаз» изначально заложила в бизнес-план на 2016 г. рост своих продаж на 10% (главным образом за счет нового модельного ряда), ожидая сохранения рынка на уровне 2015 г., говорит представитель компании. Прогнозы пока не пересматривались, несмотря на текущий рост продаж (например, в мае общая реализация грузовиков «Камаз» увеличилась на 15%), говорит он. Положительная динамика в последние месяцы во многом связана с эффектом низкой базы такого же периода 2015 г. и в середине лета не исключено падение продаж год к году, поясняет представитель «Камаза».
Беспалов более оптимистичен. Ситуация в экономике страны стабилизируется и на рынке коммерческой техники наблюдается оживление спроса – за счет инфраструктурных проектов (строительство моста в Крым, дорожное строительство, строительство объектов к чемпионату мира по футболу), госзаказов и госпрограмм поддержки спроса, роста заказов сельхозпроизводителей, перечисляет он. Российские производители за счет высокой локализации и более низких цен по сравнению с иномарками, а также благодаря участию в госпрограммах стимулирования спроса на автомобильном рынке чувствуют себя лучше рынка, добавляет эксперт. По итогам года он допускает рост рынков LCV и грузовиков до 5%, а общие продажи автобусов – на уровне 2015 г.