Объем работ по видам обслуживания автомобиля
Ежедневный уход производится между сменами и заключается в выполнении следующих работ:
- Перед выездом на линию водитель проверяет заправку автомобиля водой, маслом и топливом, давление в шинах, крепление колес, свободный ход рулевого колеса и шплинтовку соединений рулевых тяг, действие осветительных и сигнальных приборов. После пуска двигателя водитель прослушивает его работу и проверяет на ходу действие и исправность рулевого управления, сцепления, коробки передач, ведущих мостов и тормозов.
- В пути водитель непрерывно наблюдает за показанием контрольно-измерительных приборов, а также за работой сцепления, коробки передач, рулевого управления, ведущих мостов и тормозов. На стоянках он проверяет уровень воды и масла, степень нагрева тормозных барабанов ступиц, картеров коробки передач и ведущих мостов, крепление колес и рессор, шплинтовку рулевых тяг, давление воздуха в шинах и общее состояние автомобиля.
- По возвращении автомобиля в гараж необходимо произвести уборку автомобиля, мойку его, заправку водой, маслом и топливом. Тщательно проверить техническое состояние автомобиля и составить заявку на устранение неисправностей, обнаруженных в пути и при контрольном осмотре.
Автомобили всех марок | Нормы пробега автомобилей в км | |
До ТО-1 | До ТО-2 | |
Легковые | 600-1000 | 4800-8000 |
Грузовые | 500-1000 | 2500-5000 |
Автобусы | 400-800 | 2800-5600 |
Первое техническое обслуживание (ТО-1) производится после установленного пробега между сменами и включает в себя все работы, предусмотренные ежедневным уходом, и дополнительно:
- смазку автомобиля по графику;
- крепление и подтяжку всех ослабевших гаек и болтов;
- проверку действия системы смазки, аккумуляторной батареи и всех механизмов силовой передачи;
- при необходимости производится регулировка отдельных приборов и механизмов.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает в себя все работы ТО-1 и дополнительно:
- проверку работы двигателя и (при необходимости) регулировку клапанных зазоров;
- проверку и натяжение ремня вентилятора, подтяжку сальников водяного насоса, крепление радиатора, хомутиков и шлангов;
- проверку состояния аккумуляторной батареи, стартера, генератора с реле-регулятором, прерывателя-распределителя, свечей зажигания, приборов сигнализации и освещения и устранение неисправностей их; при необходимости производится регулировка приборов;
- замену фильтрующих элементов фильтров тонкой очистки масла и промывку картера и фильтра грубой очистки;
- промывку топливного фильтра-отстойника, поплавковой камеры карбюратора и проверку работы топливного насоса;
- проверку и регулировку развала и схождения передних колес;
- при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и с зимней на летнюю — промывку бензобака и всех приборов системы питания, промывку системы охлаждения, замену электролита в аккумуляторной батарее и замену смазки и жидкостей во всех агрегатах и приборах сортами, соответствующими сезону.
Помимо указанных обязательных работ, при ТО-2 выполняются все ремонтные работы для устранения выявленных неисправностей, относящихся к текущему ремонту.
Для выполнения ТО-2 автомобиль может быть снят с эксплуатации на срок до двух суток в зависимости от объема работ. Нормы времени на выполнение постоянного объема работ по отдельным видам технического обслуживания приводятся в таблице.
Таблица. Нормы времени на выполнение работ по техническому обслуживанию
Марка автомобиля | Нормы времени в человекочасах | ||
Ежедневный уход | ТО-1 | ТО-2 | |
М-20-Победа | 1,6 | 6 | 27 |
ГАЗ-ММ | 1,5 | 4,9 | 20 |
ГАЗ-51 | 1,6 | 5,5 | 23 |
ЗИС-5 | 1,8 | 6 | 25 |
ЗИС-21 | 2 | 6,3 | 28 |
ЗИС-150 | 2 | 6,5 | 27 |
ЗИС-154 | 6 | 14 | 100 |
МАЗ-200 | 2,5 | 7 | 30 |
Для удобства осмотра автомобиля снизу при выполнении технического обслуживания пользуются осмотровой тупиковой канавой или эстакадой. При отсутствии осмотровой канавы и эстакады можно применять подкатную тележку.
Рис. Тупиковая осмотровая канава.
Рис. Эстакады:
а — прямоточная; б — тупиковая.
Расчет трудоемкости работ по обслуживанию и текущему ремонту автомобилей
Трудоемкость работ по обслуживанию автопарка на предприятии состоит из объема работ по ТО (ТО-1, ТО-2, СО), диагностированию (Д-1, Д-2), текущему ремонту (ТР) и самообслуживанию предприятия. Капитальные ремонты автомобилей, их агрегатов выполняют на специализированных ремонтных предприятиях. Ежесменное техническое обслуживание подвижного состава осуществляют водители.
Перед расчетом трудоемкости работ в зоне обслуживания необходимо скорректировать нормативы трудоемкости по видам РОВ в зависимости от модификации подвижного состава, организации работы и размера автопарка.
Корректировка трудоемкости ТО-1, ТО-2 автомобилей осуществляется по формулам
; (1.10)
, (1.11)
где tТО-1д, tТО-2д – дифференцированная величина трудоемкости обслуживания, чел.∙ч;
tТО-1н, tТО-2н — нормативное значение трудоемкости обслуживания i-й группы автомобилей соответственно при ТО-1, ТО-2, чел.∙ч (таблица 3 приложения 1);
К5 – коэффициент, учитывающий количество обслуживаемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп и подвижного состава (таблица 8 приложения 1).
Корректировка трудоемкости единицы текущего ремонта осуществляется по i-й группе на 1000 км пробега (для автомобилей, работающих без прицепа):
, (1.12)
где tТРд – дифференцированная величина трудоемкости текущего ремонта, чел.∙ч;
К4 – коэффициент, учитывающий величину пробега с начала эксплуатации (таблица 7 приложения 1).
Пример. Для автомобилей второй группы:
чел.∙ч;
чел.∙ч;
чел.∙ч/1000 км.
Для прицепов и полуприцепов коэффициент К2 при корректировке нормативной трудоемкости ТО и ТР на 1000 км не применяется. Трудоемкость ТО каждого вида для прицепов и полуприцепов определяется по формулам
; (1.13)
. (1.14)
где ,
– дифференцированная величина трудоемкости соответственно ТО-1, ТО-2, чел.∙ч; ;
,
– нормативная трудоемкость соответственно ТО-1, ТО-2, чел.∙ч.
Трудоемкость ТР на 1000 км пробега для прицепа и полуприцепа определяется по формуле:
, (1.15)
где – нормативная трудоемкость ТР на 1000 км пробега прицепа или полуприцепа, чел.∙ч.
Далее необходимо определить трудоемкость диагностирования Д-1 и Д-2 автомобилей. При отсутствии нормативов трудоемкости диагностирования Д-1, трудоемкость принимается равной 10 % от трудоемкости ТО-1, а трудоемкость Д-2 – 15 % от скорректированной трудоемкости ТО-2.
Расчет годовых объемов работ по техническому
Обслуживанию, диагностированию и текущему ремонту
Автомобилей и распределение трудоемкости
По местам выполнения
Порядок распределения объема планируемых работ определяется составом автопарка, особенностями его использования, а также развитостью производственно-технической базы. В частности, наиболее распространенной считается схема технологического процесса, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1 – Схема технологического процесса ТО и ТР автомобилей на автопредприятиях
Распределение объема работ по местам выполнения зависит от уровня специализации производства. Для небольших предприятий целесообразно совмещение процессов проведения ТО-1 и ТО-2 (включая диагностирование), при этом уровень специализации работ минимален. Крупные предприятия имеют существенно большие возможности для специализации работ. На рисунке представлена типичная схема технологического процесса, на основе которой проводится предварительный расчет распределения трудоемкости и персонала по постам зоны ТО и ремонта. По уровню занятости слесарей на каждом из постов и принимается решение о специализации.
Распределение годового объема работ, выполняемого на постах диагностирования, ТО-1, ТО-2 и ТР, осуществляется в соответствии с принятой технологической схемой процесса раздельно по каждой группе автомобилей.
, (1.16)
где ТТО-1г – годовая трудоемкость ТО-1 автомобилей и прицепов, чел.∙ч.
Целесообразно совместно с ТО-2 выполнять технологически связанные с ним часто повторяющиеся операции сопутствующего ТР, не превышающие 20 % трудоемкости ТО-2. Годовая трудоемкость работ ТО-2 с операциями ТР, выполняемыми в зоне ТО-2 и с учетом выполнения сезонного технического обслуживания определяется по выражению:
,(1.17)
где ТТО-2г – годовая трудоемкость на посту ТО-2, чел.∙ч;
ТСОi – трудоемкость сезонного обслуживания, чел.∙ч.
В соответствии с существующей системой обслуживания автомобилей предусмотрено выполнение сезонного обслуживания, совмещаемого с проведением ТО-2. Выполняется СО два раза в год по каждому автомобилю при переходе с зимней эксплуатации на летнюю (весной) и осенью при переходе с летней эксплуатации на зимнюю.
Доля трудоемкости сезонного ТО (Ф) составляет 20, 30, 50% от норматива трудоемкости ТО-2. Для очень холодного (очень жаркого) климата принимают Ф=0,5, для холодного и жаркого Ф=0,3, для остальных климатических зон Ф=0,2.
Трудоемкость работ по диагностированию автомобилей:
; (1.18)
. (1.19)
Трудоемкость текущего ремонта сокращается за счет выявления неисправностей при плановом ТО и диагностировании. Поэтому удельная трудоемкость цеховых работ по ТР должна быть скорректирована. С учетом того, что 20 % работ по текущему ремонту выполняется на постах ТО-2, годовая трудоемкость ТР для подвижного состава будет равняться
, (1.20)
где Lгi – годовой средний пробег автомобиля i-ой группы, км;
К’ i – количество i-ых автомобилей, работающих с прицепами или полуприцепами, шт.
На постах текущего ремонта выполняются в основном работы, связанные с демонтажем и монтажом агрегатов, их регулировкой и т.д. То есть в основном используется агрегатный метод восстановления работоспособности. Неисправный агрегат или узел поступает на специализированные участки мастерской, где и производится его ремонт. Трудоемкость работ, выполняемых на постах текущего ремонта, определяется по формуле
, (1.21)
где Кп – коэффициент, учитывающий долю постовых работ (Кп=0,45…0,6);
Объем работ на специализированных участках мастерской по ремонту агрегатов и сборочных единиц определяется как остаток трудоемкости текущего ремонта
, (1.22)
Общая трудоемкость постовых работ по автомобилям, выполняемых в зоне ТО и ремонта за год
. (1.23)
Общая годовая трудоемкость работ, выполняемых на постах ТО и специализированных участках:
. (1.24)
Результаты расчета представляют в виде таблицы 1.2.
Таблица 1.2 – Результаты расчета годовой трудоемкости ТО и ТР
Трудоемкость постовых работ, чел.∙ч
Трудоемкость работ на специализированных участках мастерской, чел.∙ч
Далее рассчитывают трудоемкость работ по самообслуживанию предприятия (работы по обслуживанию и ремонту станочного, энергетического и силового оборудования; изготовление, обслуживание и ремонт технологического оборудования; ремонт зданий, сооружений, систем тепловодоснабжения и др.). Трудоемкость этих работ определяется в процентах от трудоемкости ТО, диагностирования и ТР автомобилей:
, (1.25)
где Ксам – доля работ по самообслуживанию предприятия (таблица 1.3).
Таблица 1.3 – Значение коэффициента, учитывающего объем работ по самообслуживанию (Ксам)
Количество автомобилей в парке, шт. | 100 — 200 | 200 — 400 | свыше 400 |
Значение Ксам | 15. 12 | 10. 12 | 8. 10 |
Объем работ по самообслуживанию предприятия распределяется по цехам текущего ремонта и отдела главного механика в соответствии с принятыми нормами на предприятии. Результаты расчетов рекомендуется систематизировать и свести в таблицу (таблица 2, приложение 2).
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1042 ; Мы поможем в написании вашей работы!